Научная статья на тему 'Концепция мира и человек в художественном мире А. Куприна'

Концепция мира и человек в художественном мире А. Куприна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1656
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ДУХОВНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ИДЕАЛЫ / АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ / ТЕМА / ИМИДЖ ГЕРОЯ / АВТОРСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ГЛУБИНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МИРА / SPIRITUAL / CULTURAL IDEAS / HEROIC IMAGE / THE AUTHOR'S POINT OF VIEW / DEPTH OF HUMAN NATURE / MORAL PRINCIPLES / IDEALS SHARED / AUTHOR'S CONCEPT OF UNIVERSAL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ломова Е., Хавайдарова М., Есимбек С.

Концепция мира и человека в художественном мире А. Куприна обращена к духовно-культурным идеалам и приоритетам всего человечества, и именно такой авторской позицией определяется писательский выбор тем, сюжетов и характеров его героев. Истинный геройный образ создается путем диалогического взаимодействия с другими персонажами, формируя читательское мнение о нем и подсказывая авторское. Куприн продолжает лучшие традиции русской классической литературы, в центре которой всегда находилось тщательное исследование глубины человеческой природы и возможностей ее изменения и совершенствования. В прозе А. Куприна раскрываются конфликты между социальной ролью человека в обществе, выбранной или навязанной ему в силу трагических обстоятельств, и собственно человеческим началом в его душе и его представлениях о нравственности. Жизненный круг для писателя представляет собой множественное переплетение не только различных социальных условий и житейских обстоятельств, но и тесную связь и взаимозависимость множества человеческих судеб, интересов, желаний, побуждений и иллюзий. В этом ярком калейдоскопе выстраивается целостная авторская концепция мира и человека в отдельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF THE UNIVERSAL AND HUMAN NATURE IN THE ARTISTIC OF A. KUPRIN

The concept of Universal and human nature of A. Kuprin was addressed to the spiritual and cultural ideas and priorities of human community. The principles of authors concept determined the writers choice of artistic themes, plots and characters of his heroes. A heroic image was created by writer through dialogic interaction with other characters put place in the plot of novel, motivated a readers perception and reflected the author's point of view. A. Kuprin followed the best traditions of Russian classical literature, which included a solid study of the depth of human nature and its possibilities of change for better and improvement. The writer investigated conflicts taken place between social part of human being in society, chosen himself or imposed of him by virtue of tragic circumstance, and moral principles and ideals shared of human community. According writer's opinion, the human being life involved a multiple inter connection of not only various social conditions and circumstances and based on interdependence of many human destinies, desires, motives and illusions reflected the author's concept of universal and nature of human being.

Текст научной работы на тему «Концепция мира и человек в художественном мире А. Куприна»

совестливости ставятся выше общественных условий и политических установок его эпохи.

Литература

1. Карпов И.П. Автор и герой в онтологической ситуации: творчество Н.С. Лескова /И.П. Карпов// Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград, 2001. - С. 188-194.

2. Хализев В.Е. Теория литературы: учебное пособие /В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2000. -398с.

КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А. КУПРИНА

Ломова Е.,

ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Хавайдарова М., ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

THE CONCEPT OF THE UNIVERSAL AND HUMAN NATURE IN THE ARTISTIC OF A. KUPRIN

Lomova E.,

associated professor Kazakh National University named after Abai

Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai

Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai

АННОТАЦИЯ

Концепция мира и человека в художественном мире А. Куприна обращена к духовно-культурным идеалам и приоритетам всего человечества, и именно такой авторской позицией определяется писательский выбор тем, сюжетов и характеров его героев.

Истинный геройный образ создается путем диалогического взаимодействия с другими персонажами, формируя читательское мнение о нем и подсказывая авторское. Куприн продолжает лучшие традиции русской классической литературы, в центре которой всегда находилось тщательное исследование глубины человеческой природы и возможностей ее изменения и совершенствования.

В прозе А. Куприна раскрываются конфликты между социальной ролью человека в обществе, выбранной или навязанной ему в силу трагических обстоятельств, и собственно человеческим началом в его душе и его представлениях о нравственности.

Жизненный круг для писателя представляет собой множественное переплетение не только различных социальных условий и житейских обстоятельств, но и тесную связь и взаимозависимость множества человеческих судеб, интересов, желаний, побуждений и иллюзий. В этом ярком калейдоскопе выстраивается целостная авторская концепция мира и человека в отдельности

ABSTRACT

The concept of Universal and human nature of A. Kuprin was addressed to the spiritual and cultural ideas and priorities of human community.

The principles of authors concept determined the writers choice of artistic themes, plots and characters of his heroes. A heroic image was created by writer through dialogic interaction with other characters put place in the plot of novel, motivated a readers perception and reflected the author's point of view.

A. Kuprin followed the best traditions of Russian classical literature, which included a solid study of the depth of human nature and its possibilities of change for better and improvement. The writer investigated conflicts taken place between social part of human being in society, chosen himself or imposed of him by virtue of tragic circumstance, and moral principles and ideals shared of human community.

According writer's opinion, the human being life involved a multiple inter connection of not only various social conditions and circumstances and based on interdependence of many human destinies, desires, motives and illusions reflected the author's concept of universal and nature of human being.

3. Науман М. Литературное произведение и история литературы. Сб. избранных работ /М. Науман. - М.: Радуга, 1984. - 424с.

4. Батюшков Ф. Психология и политика в последних рассказах А.И. Куприна /Ф. Батюшков // Русская речь. - 1906. - №257 (23 декабря). - с. 2-15.

5. Куприн А.И. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 1-5 / А.И. Куприн. - М.: Правда, 1982

Ключевые слова: художественный мир, духовные и культурные идеалы, авторский концепт, тема, имидж героя, авторская точка зрения, глубина человеческой натуры, человеческие моральные принципы, авторская концепция мира.

Keywords: spiritual, cultural ideas, heroic image, the author's point of view, depth of human nature, moral principles, ideals shared, author's concept of universal.

Литературное наследие А.Куприна обладает большим духовно-нравственным потенциалом и не ставит перед собой задачу найти быстрые и сиюминутные ответы на политические и общественные вызовы его времени.

Концепция мира и человека в художественном пространстве А.Куприна обращена к духовно-культурным идеалам и приоритетам всего человечества, и именно такой авторской позицией определяется выбор тем, сюжетов и геройных характеров.

Но как истинный художник слова А.Куприн нигде не опускается до морализаторства или предложения готовых решений в конкретной жизненной ситуации. Логика его повествования лишь указывает внимательному читателю возможный путь к истине и траекторию ее возможного обретения.

Задачу прояснения авторской позиции выполняют принципы композиционного построения произведения и угол авторской подачи художественных образов. Автор не стремится излагать свою позицию прямо, а использует все возможные «непрямые» способы выражения своего личностного отношения к излагаемым сюжетным коллизиям.

При этом вовсе автор не настаивает на правильности своих решений или своей позиции по отношению их выбору. Он избегает доминирующей точки зрения, и его герои достаточно свободны в личностных субъективных высказываниях и оценках. Каждый из них имеет право на свою «правду» , но истинный смысл рассказываемой «истории» возникает из сцепления и взаимодействия этих «частных» правд, тем самым выражая смысловое ядро произведения.

Истинный геройный образ создается путем диалогического взаимодействия с другими персонажами, формируя читательское мнение о нем и подсказывая авторское. Раскрывая мотивы поведения своих героев и особенности их психологического облика, А.Куприн продолжает лучшие традиции русской классической литературы, в центре которой всегда находилось тщательное исследование глубины человеческой природы и возможностей ее изменения и совершенствования.

В великих произведениях Ф.Достоевского и Л.Толстого идет сложная борьба между философ-ско-нравственной идеей и возможностями ее реализации с учетом реальной человеческой сущности, борьба духовного и низменного начал в человеческой природе. [1]

В прозе А.Чехова и А.Куприна исследуется конфликт между социальной ролью человека в обществе, выбранной им или навязанной ему в силу трагических обстоятельств, и собственно человеческим началом в его душе и его представлением о нравственности. [2]

В непростой ситуации личностного нравственного выбора между служебным долгом и человеческим отношением оказывается герой рассказа «Дознание» Козловский

В душе Ромашова из повести А.Куприна «Поединок» идет сложная и изматывающая борьба между чувством долга и офицера и чисто человеческими чувствами жалости и сострадания. В жизни героя Куприна большую роль играют чувства и эмоции. Его жизнь определена особыми нравственными нормами, перешагнув которые он рискуют потерять в себе истинное человеческое начало.

Персонажи Куприна исповедуют понятия честности, душевной и нравственной порядочности, добра и совести, которые являются внутренними контролерами их внешнего поведения и поступков. Герои Куприна превыше всего ценят бескорыстное отношение к людям, способность любить и жертвовать собой ради ближнего. Они способны на настоящую дружбу и верность, причем писателю не важна в этом случае особенность их социального происхождения или уровень образованности. К числу таких героев А.Куприна относятся Олеся и бедный телеграфист Желтков, подпоручик Козловский и инженер Бобров.

Портретные изображения героев Куприна выпуклы и ярки. Им присущ динамизм и способность отражать в изменении внешних черт внутреннюю эволюцию геройного сознания и мировосприятия. Например, в рассказе «Груня» 1916 года портрет является несомненным ключом к пониманию внутреннего душевного мира персонажа и того внешнего «русского мира», в который входил читатель вместе с ними. Здесь и бескрайние волжские дали, и «полусказочная» богатырская сила русского мужика, и лица из народа с выражением внутреннего спокойствия и нравственного здоровья: «это был мужик необыкновенного роста и чрезвычайной плотности -один из тех полусказочных волжских грузчиков, что способны вознести на сходни без посторонней помощи лошадь или пианино. Лицо у него большое, длинное и крепкое, строгого и красивого византийского письма...» (3, ^,с.354)

Внутренний «голос» совести и потребность в нравственной чистоте меняют и внешнее поведение героев А.Куприна. Слабый по характеру, но крупный по физическим размерам отец Олимпий из рассказа «Анафема» обретает, сделав свой нравственный выбор, духовную силу, уверенность в необходимости торжества правды и справедливости.

Эти внутренние нравственные изменения существенным образом меняют и его внешний облик, и манеру поведения. Скромный и уступчивый Ромашов из повести «Поединок» проходит свой собственный путь осмысления истинных ценностей и нравственных начал в жизни. И этот процесс, и выработка собственной жизненной позиции придают его облику не наблюдавшуюся ранее читателем уверенность в своей правоте, душевное спокойствие и упорство бороться и преодолевать трудности.

Психологическая характеристика героев воплощается Куприным стилистическими средствами, используя форму внутреннего монолога

персонажа. Объем внутреннего монолога может дать возможность читателю детально проследить процесс геройных размышлений и сомнений, формирование хода его мыслей и постепенное вызревание важнейших жизненных решений и выводов. (4, 73)

Авторская обрисовка психологических состояний персонажей может передаваться Куприным через внешние их физические ощущения, как это происходит при передаче автора беззащитности Ромашова из повести «Поединок» перед жизненными обстоятельствами: «Ромашов давно уже чувствовал, как у него начало сначала едва заметно, а потом все сильнее дрожать колено правой ноги. Наконец это непроизвольное нервное движение стало так заметно, что от него задрожало все тело». (3, II, 284)

Тягостное ощущение непреодолимого положения, в котором оказался Козловский из рассказа «Дознание», также воспроизводится через физическое состояние героя: «У Козловского вдруг что-то зашумело в голове, а перед глазами поплыл красный туман» (3, I, с.119)

Психологизм авторского повествования сочетается у А.Куприна с использованием приема самохарактеристики героя. Писатель детально выстраивает во внутреннем геройном монологе цепочку его сложных эмоциональных и душевных ощущений. В нем идет мучительная борьба между разделяемыми им общечеловеческими понятиями добра и сострадания и сословными понятиями обязательности и общественного «долга»:

«Козловскому стало очень жаль этого ребенка в большой солдаткой шинели» (3, I, с .62). «Ну, околачивался он в казарме, и что же из того, что околачивался? И никто бы ничего не мог доказать. А теперь уже по одному чувству долга приходится его дознание записывать. Да полно, долг ли это? А может быть, долг-то мой теперь в том и состоит, чтобы этого дознания не записывать?..» (3, т.1, с.63).

Приказ о назначении телесных наказаний над солдатом Байгузиным который он внутренне считает несправедливым, повергает его в состояние полно душевного смятения и глубокого нервного расстройства: «С тех пор как подпоручик Козловский прочел в приказе о назначении над Байгузи-ным телесного наказания, им овладели дикие и очень смешанные впечатления» (3, т.1.с.65).

Нравственное осознание глубокой безнравственности и человеческой несправедливости этого жестокого решения делает логически закономерной последнюю сцену рассказа, когда в ответ на грубое обращение рыжего офицера Козловский в исступлении срывается на крик: «Все, что вы говорите, бесчеловечно и гнусно!» (3, I, с.69)

Козловский переживает мучительный процесс сомнений и страданий, но у него все же достает душевных сил превозмочь в себе лживую мораль общества, проповедующего устоявшееся в сословном обществе понятие «долга».

Выбор и использование А.Куприным системы стилистических приемов художественной изобразительности находится в прямой зависимости от авторского замысла и избираемого жанра литературного текста.

Психологическое авторское повествование и внутренний монолог помогают писателю воссоздать этапы эволюции героя, многообразие его чувств, ощущений и эмоций.

Несобственно-прямая речь является эффективной стилистической формой передачи смыслового плана литературного контекста, когда ракурс видения автора и самого героя не разделен дистанционно и достаточно схож в оценочном плане. (5, 53)

Объективная форма повествования от третьего лица также творчески используется автором в произведениях «Молох», «Ночлег», «Куст сирени» и многих других, когда автору важно погрузить читателя в объективные картины действительности, в которой живут и действуют его герои.

Эмоциональная и чувственная сфера человеческой жизни является для Куприна первостепенной и значимой. От способности сопереживать и чувствовать зависит авторское суждение о внутренней сущности героя как личности. Куприн побуждает своего читателя обращать внимание на героев, которые любят и ценят прекрасное и в искусстве, и в реальной жизни.

Внутреннее чувство потребности в прекрасном очень важно для Куприна -писателя и для А.Куприна-человека. А.Куприн - художник стремится к гармонии внешнего и внутреннего облика своих героев.

Внешняя красота не имеет для писателя подлинной ценности, если не несет за собой глубокого внутреннего содержания. В Олесе из одноименной повести автор подчеркивает не только внешнюю привлекательность, но и достаточный уровень духовности и нравственной чистоты. Возвышенность и поэтичность натуры безнадежно влюбленного Желткова из «Гранатового браслета» соответствует авторскому описанию его бледного лица с голубыми глазами и худых нервных пальцев его рук.

Жизненный круг для писателя представляет собой множественное переплетение не только различных социальных условий и житейских обстоятельств, но и тесную связь и взаимозависимость множества человеческих судеб, интересов, желаний, побуждений и иллюзий. В этом ярком калейдоскопе выстраивается целостная авторская концепция мира и человека в отдельности. В повести «Поединок» Ромашов связан различными нитями со многими другими персонажами, и в этих столкновениях обнаруживаются совместимость интересов и жизненных взглядов (Назанский), заблуждения и жизненная неопытность (Шурочка.), противоречия и столкновения в силу сложившихся обстоятельств (офицеры и Хлебников) героя А.Куприна.

При этом все персонажи и сам Ромашов вносят свой штрих в выражение авторской интерпретации отображаемой действительности.

В художественной прозе А.Куприна читатель не ощущает личностного одиночества его героев или их психологической отчужденности от других людей в ходе сюжетного действия.

Они всегда тесно связаны множеством душевных нитей и жизненных обстоятельств со многими людьми, близкими или отстоящими от них, как и с многогранным миром вокруг них в целом.

А.Куприн плодотворно использует художественный прием углубления одной черты при помощи ее контрастной авторской подачи. Изменение внешнего облика отца Олимпия в рассказе «Анафема» и его внутреннего состояния, ставшего тому причиной, определяет всю траекторию душевной рефлексии главного героя.

Сложная борьба Ромашова с собственной слабостью и внутренней жизненной неопытностью, обретение шаг за шагом себя, своего самосознания и самоуважения как личности определили сложный путь, по которому герой Куприна проходит в повести «Поединок»

Художественное повествование включает в себя сложное взаимодействие диалогов и монологов персонажей. Специфика их взаимодействия и стилистические особенности использования речевого плана в целом, плана автора и речи персонажей, в частности, определяются спецификой жанра произведения и авторской идеей , заложенной в структуре литературного контекста. Монологическая речь персонажей может быть обращена к другим действующим лицам, иметь открытый, внешний, звучащий характер.

В другом случае монологическая речь воспроизводит поток сознания героя, обращена к его внутреннему душевному состоянию, и ее никто не слышит и не оценивает.

Для прозы А.Куприна внутренние монологи героев характерны гораздо в большой степени, чем

«звучащие». Внутренний облик героя может дополняться авторской характеристикой или оценкой других персонажей.

Но в большей степени А.Куприна интересует процесс самооценки героем себя и окружающей его реальности. Тщательно воспроизводя этапы психологического самовосприятия, самосознания и самооценки героя, автор подводит читателя к верной интерпретации изображаемого им художественного характера. Читатель вслед за героем вовлекается в сложное сплетение его душевных сомнений, вопросов, переживаний и жизненных проблем. Решение этих проблем становится нелегкой задачей, поэтому финал в произведениях А.Куприна очень часто остается открытым.

Литература

1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского /М.М. Бахтин. - м., 1979. - 320с.

2. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к чеховку. - А., 1990. - 637с.

3. Куприн А.И. Повести и рассказы. - М., 2000 - 688с.

4. Драгомирецкая Н. Автор и герой в русской литературе XIX-начала XX веков. - М., 1991. -379с.

5. Карпов И.П. Автор в русской прозе. Очерки типологии авторства. - М., 1997. - 72с.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР В ПРОЗЕ А. КУПРИНА

Ломова Е.

ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Хавайдарова М. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

ARTISTIC CHARACTER IN KUPRIN'S NOVELS

Lomova E.,

associated professor Kazakh National University named after Abai

Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai

Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается художественный характер в прозе А. Куприна.

Жизненная позиция героев писателя не является устоявшейся. Его персонажи проявляют себя в процессе различных взаимоотношений с другими людьми и поэтому зависимы от множества сюжетных коллизий, и отсюда их сознание имеет диалогическую природу и переживает процесс эволюции и трансформации в зависимости от тех жизненных обстоятельств, в которых они оказываются волей судьбы.

Понятие «купринский герой» включает в себя представление читателя о скромном и порядочном человеке. Этого героя отличает душевная открытость, которая нередко сочетается с известной долей наивности и верой в лучшие начала человеческой личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.