Научная статья на тему 'Проблема взаиморецепции автора и читателя в литературном наследии А. Куприна'

Проблема взаиморецепции автора и читателя в литературном наследии А. Куприна Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
306
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОР / ЧИТАТЕЛЬ / КРУГ ЧИТАТЕЛЕЙ / ЛЕГКОСТЬ СТИЛЯ / ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ СЮЖЕТА / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ГЕРОЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ НАТУРА / СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП ХАРАКТЕРА / ТВОРЧЕСТВО ПИСАТЕЛЯ / AUTHOR / READER / LIGHTNESS / STYLE / ENTERTAINING PRESENTATION OF THE PLOT / SOCIAL AFFILIATIONS / HUMAN NATURE / ORDINARY CHARACTERS / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ломова Е., Хавайдарова М., Есимбек С.

В данной статье рассматривается проблема взаиморецепции автора и читателя в литературном наследии А. Куприна. Читательская аудитория А. Куприна предстает многослойной и разнообразной. Творчество писателя становилось близким и понятным практически для любого человека, который брал в руки его книгу. Его литературные тексты отличались демократизмом, простотой и легкостью стиля, и занимательностью изложения сюжета при той многопроблемности вопросов и разнообразия нравов и социальной принадлежности его героев, которые читатель находил на его страницах. У читателя А. Куприна были лишь ограничения в морально-этическом плане. Авторский замысел писателя был способен понять только человек с достаточно добрым сердцем, отзывчивый к чужим болям и радостям. Раскрывая калейдоскоп жизненных коллизий и исследуя человеческую природу, А. Куприн намеренно обращается к обыкновенным героям и узнаваемых для читателя ситуациям. В жизни, по мысли писателя, перемешано прекрасное и трагическое, высокое и низменное, и этим она на самом деле и увлекательна. Именно в такой жизни и существовал реальный читатель А. Куприна. В прозе А. Куприна читатель всегда чувствовал определенную свободу в собственных оценках, но при этом четко понимал траекторию авторской позиции на заявленную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE INTER PERCEPTION BETWEEN AN AUTHOR AND A READER IN THE LITERARY HERITAGE OF A. KUPRIN

The article includes investigation the problem interaction between an author and a reader in the fiction works of A. Kuprin. The readership of A. Kuprin appeared to be multi-layered diverse. The writers works became understandable for almost person had picked up his fiction stories. His literary novels were distinguished by democracy, simplicity and lightness of narrative style, and entertaining presentation of the plot. The content of Kuprin's novels provided the reader multiplicity of issues and variety of morals and social affiliations of his heroes. The image of Kuprin's reader was characterized by only moral and ethical limitations. The author's intention should be shared only by kind, honest, careful and supporting person. A. Kuprin analyzed the human nature and depicted the ordinary characters of heroes and situation in their life to be recognized of overage person. According writer's point of view, human existence mixed up by happy and tragic events, good and evie which had become actually fascinating through the creativity of A. Kuprin. A real reader shared with author contradictive and complicate existence, formed himself assessment of narrative of writer's topics and at the same time clearly understood the author position on stated problem

Текст научной работы на тему «Проблема взаиморецепции автора и читателя в литературном наследии А. Куприна»

5. Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца XIX -начала XX веков. - Минск. 1976. - 368с.

6. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Толстого и Бунина. - М., 1989. - 172с.

7. Алексеева Н. Нравственно-эстетическая позиция и пути ее художественной реализации. -Автореферат канд. дисс., - Киев, 1983. - 49с.

8. Борев Ю. Художественная культура XX века. - М., 2007. - 393с.

9. Котова. Э.Л. Литературно-критическая деятельность А.В. Македонова, 1928-1937/ Автореферат канд.дисс., - Смоленск, 2003. - 173с.

ПРОБЛЕМА ВЗАИМОРЕЦЕПЦИИ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ А.

КУПРИНА

Ломова Е.,

ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Хавайдарова М., ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

THE PROBLEM OF THE INTER PERCEPTION BETWEEN AN AUTHOR AND A READER IN THE

LITERARY HERITAGE OF A. KUPRIN

Lomova E.,

associated professor Kazakh National University named after Abai

Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai

Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема взаиморецепции автора и читателя в литературном наследии А. Куприна. Читательская аудитория А. Куприна предстает многослойной и разнообразной. Творчество писателя становилось близким и понятным практически для любого человека, который брал в руки его книгу. Его литературные тексты отличались демократизмом, простотой и легкостью стиля, и занимательностью изложения сюжета при той многопроблемности вопросов и разнообразия нравов и социальной принадлежности его героев, которые читатель находил на его страницах.

У читателя А. Куприна были лишь ограничения в морально-этическом плане. Авторский замысел писателя был способен понять только человек с достаточно добрым сердцем, отзывчивый к чужим болям и радостям.

Раскрывая калейдоскоп жизненных коллизий и исследуя человеческую природу, А. Куприн намеренно обращается к обыкновенным героям и узнаваемых для читателя ситуациям. В жизни, по мысли писателя, перемешано прекрасное и трагическое, высокое и низменное, и этим она на самом деле и увлекательна. Именно в такой жизни и существовал реальный читатель А. Куприна.

В прозе А. Куприна читатель всегда чувствовал определенную свободу в собственных оценках, но при этом четко понимал траекторию авторской позиции на заявленную проблему.

ABSTRACT

The article includes investigation the problem interaction between an author and a reader in the fiction works of A. Kuprin. The readership of A. Kuprin appeared to be multi-layered diverse. The writers works became understandable for almost person had picked up his fiction stories.

His literary novels were distinguished by democracy, simplicity and lightness of narrative style, and entertaining presentation of the plot. The content of Kuprin's novels provided the reader multiplicity of issues and variety of morals and social affiliations of his heroes.

The image of Kuprin's reader was characterized by only moral and ethical limitations. The author's intention should be shared only by kind, honest, careful and supporting person.

A. Kuprin analyzed the human nature and depicted the ordinary characters of heroes and situation in their life to be recognized of overage person.

According writer's point of view, human existence mixed up by happy and tragic events, good and evie which had become actually fascinating through the creativity of A. Kuprin.

A real reader shared with author contradictive and complicate existence, formed himself assessment of narrative of writer's topics and at the same time clearly understood the author position on stated problem.

Ключевые слова: автор, читатель, круг читателей, легкость стиля, занимательность сюжета, социальная принадлежность героя, человеческая натура, стилистический тип характера, творчество писателя.

Keywords: author, reader, lightness, style, entertaining presentation of the plot, social affiliations, human nature, ordinary characters, creativity.

Проблема взаиморецепции автора и читателя является ключевой для понимания и интерпретации литературного наследия А.Куприна. Любой автор, в конечном счете, «ориентируется на определенного читателя, облик которого для него современен, зрим и определен. Это диктует актуальность выбора художественных тем и способов разрешения художественных конфликтов. «История литературы не есть только история писателей и их произведений, несущих в общество те или иные идеи, но и история читателей этих произведений». (1, с.56)

Ч.Айтматов, рассуждая о тесной связи авторского произведения со своим читателем, писал, что «от того, как читатель воспринимает художественное произведение, на что надеется, чего ждет и жаждет от него, какие возможности предполагает в нем, зависит судьба не только той или иной книги, а подчас и судьба писателя, и в конечном счете, -всей литературы. Но ведь и судьба самого читателя. Тут опять-таки обратная связь. Не берусь прорицать, а тем более обобщать, но смею полагать, что человек, пришедший, скажем, к Толстому и Чехову ...способен глубже мыслить, переживать и, стало быть, интереснее жить, чем принципиальный поклонник детектива, безымянного по сути сочинительства, ибо тут личность автора не имеет существенного значения.Долг каждого честного художника - постоянно напоминать человеку, кто он такой.» (1, с.57)

Тем самым очевидно, что для любого значимого писателя важность обратной связи со своим читателем осознана и не оспорима. Автор и читатель путем своего взаимодействия находятся в общем процессе постижения той жизненной проблемы или темы, которая определена автором в качестве его художественной сверхзадачи.

Л.Выготский подчеркивал, что «художественное произведение, раз созданное, отрывается от своего создателя; оно есть только возможность, которую осуществляет читатель». (2, с.374). Еще в XIX веке Поль Стапфер утверждал, что только читатель и никто другой определяет «литературные репутации» писателей. (3, с.175)

Этот же подход разделял и немецкий ученый-историк Юлиан Хирш. М.Науман пишет по этому поводу, что поворот к проблеме взаиморецепции автора и читателя обнаружил свои крайности. Изучение процесса восприятия произведения читательской аудиторией и критикой стало, доминировать над процессом изучения темы и идеи художественного произведения как такового. (3,175)

Творческий процесс по своей сути невозможен для художника, если он внимательно не вглядывается в жизненные процессы и события, протекающие вокруг него. Осмысление этих процессов и художественное их воссоздание является основной концепцией писательской задачи. Создавая литературное произведение, писатель всегда имеет в виду определенный адресат, воображаемого читателя,

способного понять его авторский замысел и избранную тему. Этот ввоображаемый читатель соотносим и с читателем конкретным, со своим современником, с тем, кто интересуется его творчеством и с интересом читает его книги. Без этой обратный связи любая литературная деятельность теряет всякий смысл. Таким образом, авторская концепция лежит всегда в основе подлинного художественного творчества.

Я.Парандовский так определял читательскую активность: «Читатель живет с автором в часы колебаний, борьбы и решений. Автор ощущает на себе его взгляд, ждет его смеха или слез, готов отступить, если заметит у него на лице гримасу нетерпения, недовольства, гнева» (4, с.257).

Писатель не может быть интересен и востребован читающей аудиторией, если он оставляет без внимания потребности и общественные вызовы своего времени и не касается сложных проблем своей эпохи. Это желание и стремление быть нужным своему читателю определяет для автора, в конечном счете, выбор темы, идеи, своего героя и способ повествования.

Создавая литературные произведения, писатель опирается на собственные наблюдения, накопленный жизненный опыт, на осознание актуальности и важности проблемы, к которой он обратился в своем творчестве. Читатель в этом случае идет вслед за писателем.

Опираясь на авторский текст, авторские рассуждения, прямые обращения или комментарии, если они есть, читатель должен пройти дорогу осознания и понимания авторского замысла. Адресат автора должен почувствовать те причины, которые побудили писателя обратиться именно к этой теме. Он должен верно почувствовать авторское отношение к героям и событиям.

Решить эту задачу возможно далеко не с каждым читателем, так как он может не иметьь авторского опыта, знаний, и в силу своего недостаточного интеллектуального уровня может не понять смысл авторской идеи.

Поэтому всегда возникает понятие «своей» читательской аудитории, которая всегда разнится у разных писателей.

Следует согласиться с А.М.Левидовым, который утверждал, что автор, возникающий в литературном тексте, не тождественен напрямую с автором реальным. Таким образом, в художественном произведении есть «воображаемый автор и воображаемый читатель, находящиеся в отношениях взаиморецепции». (5, с.137)

Своеобразие читательской аудитории, ее характер напрямую зависят от уровня и содержательности тех вопросов и проблем, которые являются насущным и важным для писателя.

Н.Карамзин, например, считал своим адресатом «чувствительного» читателя, а В.Жуковский говорил об «избранности» читающей его публики.

Специфика авторской индивидуальной манеры и круг рассматриваемых проблем делал специфичным и отбор читательской аудитории.

Человек, интересующийся различного вида психологическими и философскими теориями, становился читателем Ф.Достоевского. Этот читатель имел высокий интеллектуальный уровень, пытливый и живой ум и стремился анализировать и разбираться в самых сложных социальных и общественных проблемах современной ему действительности.

Проблемы нравственного и философского характера и масштаб их рассмотрения привлекал читателей Л.Толстого.

Восприимчивый к красоте, читатель способный нагрузиться в глубину душевных переживаний, во всю гамму эмоций персонажей и ценящий изысканный повествовательный стиль, становился преданным читателем И.Тургенева.

Высоко интеллектуальный, тонко чувствующий и высоко образованный читатель обращался к книгам И.Бунина.

В этом смысле читательская аудитория А.Куприна предстает многоликой и разнообразной. Творчество писателя становилось близким и понятным практически для любого человека, который брал в руки его книгу. Его литературные тексты отличались демократизмом, простотой, и легкостью стиля занимательностью изложения сюжета при той мно-гопроблемности вопросов и разнообразии нравов и социальной принадлежности его героев, которые читатель находил на его страницах.

У читателя Куприна были лишь ограничения в морально этическом плане. Авторской замысел был способен понять только человек с достаточно добрым сердцем, отзывчивый к чужим болям и радостям. Его книги были неинтересны людям бездуховным, черствым и злобным по отношению к тем, кто с ними рядом идет по жизни.

Проблема читательской рецепции имеет и еще одну сторону. Читатель не должен искажать авторскую идею, вольно обращаться с текстом или стремиться к нарушению созданных автором образов. У М.Наумана есть замечание по этому поводу: «Свобода читателя в обращении с произведением ограничена предметными свойствами самих произведений» (3, с.107)

На это, во всяком случае, надеется всякий писатель. Правильно быть понятным -одно из основных интенций любого художественного творчества. Воображаемый читатель А.Куприна обладает гуманизмом, демократизмом, возвышенной и сострадательной душой. Демократизм прозы касающихся писателя делает ее доступной для понимания и не предъявляет особых требований, специальных познаний или высокого уровня образованности к ее предполагаемому адресату. Поэтому к читательской публике Куприна могут принадлежать представители самых различных социальных сословий.

Но в любом случае этот читатель должен совпадать с автором по отношению к важнейшим морально-этическим принципам, которые писатель отстаивает и проповедует в своих произведениях.

Раскрывая калейдоскоп жизненных коллизий и исследуя человеческую природу, А.Куприн намеренно обращается к обыкновенным героям и к узнаваемым для читателя ситуациям. Он убежден, что сама жизнь гораздо богаче по темам и сюжетным поворотам, чем любая писательская фантазия. Поэтому он, в отличие например, от М.Горького, не стремится прибегать к элементам сказочности и излишней патетики. В жизни, по мнению А.Куприна, перемешано прекрасное и трагическое, высокое и низменное, и этим она на самом деле и увлекательна. Именно в такой жизни и существовал его реальный читатель, и поэтому жизненность характеров А.Куприн-писатель считал своей первостепенной задачей.

Перевоссоздание действительности представляет собой сложный процесс, невозможный без образности мышления и авторских оценок. Любой писатель разными повествовательными формами и приемами стремится донести до читателя собственную авторскую идею и философскую, нравственно-этическую концепцию произведения.

При этом А.П.Чехов говорил: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая , что не достающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам» (6, с. 110).

В прозе А.Куприна читатель всегда чувствовал определенную свободу в собственных оценках, но субъективность подачи художественного материала все же намечала четкую траекторию авторской позиции на заявленную проблему или тему.

Говоря о разности степени читательского восприятия и понимания, И.Гете отмечал: «Есть три вида читателей. Первый- те, кто наслаждается, не рассуждая; другой-те, кто судит, не наслаждаясь; третий, срединный-те, кто судит, наслаждаясь, и наслаждается, рассуждая. Именно эти последние и воссоздают произведение заново» (3, с.89).

Эту же мысль развивает Р.Бехер: «....те читатели, что наслаждаются, не рассуждая, лишаются полноты ощущений, которые дает рассудительное наслаждение, а те, что судят, не наслаждаясь, теряют в способности судить, ибо истинный эстетический суд невозможен без наслаждения искусством» (3, с. 11)

В критике существует мнение, что, писатель не является лучшим своим читателем, поэтому, с точки зрения Ю.Айхенвальда, авторские комментарии к собственным произведения редко бывают удачными [7, с. 304]

В литературоведческих работах двадцатого столетия говорится о появлении нового читателя, который был любознателен, отличался активной жизненной позицией, но полагал себя высшим цензором культуры предшествующей. Это был читатель советского времени, и его тип, по мнению М. Голубкова, «предопределил общую культурную ситуацию и характер литературного процесса». (8, с.21). «Агрессивность» этого читателя привела к изменению качества взаимоотношений между читателем и писателем.

Советская социальная действительность породила зависимость писателя от общепринятой иде-логии и привела к проблеме соответствия его художественного творчества «социальному заказу».

Вопрос «С кем вы, мастера культуры?» стал самым насущным вопросом времени. Нежелание писателя адаптироваться к тем требованиям общества, которые он не разделял, приводило в итоге к эмиграции, ценой которой становилась потеря связей с Родиной и в итоге-потеря и читателя, который думает, чувствует на его языке и имеет с ним одну национальную и ментальную общность.

А.Куприн был вынужден избрать этот нелегкий путь, так как не видел для себя как художника возможности служить исполнению, так называемого «социального заказа».

Художественное произведение неизбежно подвергается процессу читательской интерпретации. Авторский замысел и читательская интерпретация далеко не всегда адекватны. Ю.Айхенвальд утверждал по этому поводу, что «никогда читатель не прочтет всего того, что написал писатель» [7, с.19]

Уровень и степень читательского восприятия зависят от уровня образованности этого читателя, от характера его личности и степени заинтересованности в той философской или морально-этической проблеме, которая легла в основу авторской темы и идеи.

Проблема состоит и в том, что художественную ценность произведения читатель часто оценивает по шкале совпадения авторских выводов с его собственными. На эту особенность авторской и читательской взаиморецепции указывал Ю.Лотман, предостерегая от «агрессивности» такого читателя. [9]

Эмоциональный фон, чувства и ощущения, воспроизводимые писателем в литературном тексте, могут не совпадать с читательскими. В науке даже утвердился специальный термин - «горизонт ожидания». С одной стороны, автор ждет определенной реакции на свое произведение со стороны читательской аудитории. А с другой стороны, читатель ждет оправдания собственного мнения или своих оценок о книге, которую он взял в руки.

Популярность созданного произведения возникает в результате совпадения этих ожиданий. Читатель с удовольствием погружается в художественный мир автора, и выбранная тема кажется ему актуальной и интересной. Создается ситуация, когда писатель чувствует отклик и понимание своей концепции со стороны читателя, что приводит его к удовлетворению своей работой и стимулирует к новым литературным горизонтам и открытиям.

Литература

1. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. Книга для учителя и учащихся лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением гуманитарных предметов / З.С. Смелкова. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 280с.

2. Введение в литературоведение. Основные понятия и термины: учебное пособие / Под ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 1999. - 556с.

3. Науман М. Литературное произведение и история литературы /М. Науман - сб. статей. - М., 1984. - 424с.

4. Парандовский Я. Алхимия слова. - М.,

1982. - 528с.

5. Левицов А.М. Автор-образ-читатель. - Л.,

1983. - 350с.

6. Чехов А.П. Полн. собр. соч. и писем в 30 томах. - Т. 14. - М., 1978. - 927с.

7. Айхенвальд Ю. Иван Бунин // И. Бунин Избранная проза. - М., 1999. - 656с.

8. Голубков М.М. Творческое поведение писателя как социокультурный механизм (1920-1930-е годы) / М.М. Голубков // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - М.: Изд-во Московского у-та. - 2001. - №3, - с. 20-39.

9. Лотман Ю.М. Об искусстве: структура художественного текста / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство, 1998. - 704с.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ А. КУПРИНА

Ломова Е.,

ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Хавайдарова М., ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая

THE MORAL AND ETHICAL CONCEPT OF LITERARY HERITAGE OF A. KUPRIN

Lomova E.,

associated professor Kazakh National University named after Abai

Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai

Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.