А.Куприн плодотворно использует художественный прием углубления одной черты при помощи ее контрастной авторской подачи. Изменение внешнего облика отца Олимпия в рассказе «Анафема» и его внутреннего состояния, ставшего тому причиной, определяет всю траекторию душевной рефлексии главного героя.
Сложная борьба Ромашова с собственной слабостью и внутренней жизненной неопытностью, обретение шаг за шагом себя, своего самосознания и самоуважения как личности определили сложный путь, по которому герой Куприна проходит в повести «Поединок»
Художественное повествование включает в себя сложное взаимодействие диалогов и монологов персонажей. Специфика их взаимодействия и стилистические особенности использования речевого плана в целом, плана автора и речи персонажей, в частности, определяются спецификой жанра произведения и авторской идеей , заложенной в структуре литературного контекста. Монологическая речь персонажей может быть обращена к другим действующим лицам, иметь открытый, внешний, звучащий характер.
В другом случае монологическая речь воспроизводит поток сознания героя, обращена к его внутреннему душевному состоянию, и ее никто не слышит и не оценивает.
Для прозы А.Куприна внутренние монологи героев характерны гораздо в большой степени, чем
«звучащие». Внутренний облик героя может дополняться авторской характеристикой или оценкой других персонажей.
Но в большей степени А.Куприна интересует процесс самооценки героем себя и окружающей его реальности. Тщательно воспроизводя этапы психологического самовосприятия, самосознания и самооценки героя, автор подводит читателя к верной интерпретации изображаемого им художественного характера. Читатель вслед за героем вовлекается в сложное сплетение его душевных сомнений, вопросов, переживаний и жизненных проблем. Решение этих проблем становится нелегкой задачей, поэтому финал в произведениях А.Куприна очень часто остается открытым.
Литература
1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского /М.М. Бахтин. - м., 1979. - 320с.
2. Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к чеховку. - А., 1990. - 637с.
3. Куприн А.И. Повести и рассказы. - М., 2000 - 688с.
4. Драгомирецкая Н. Автор и герой в русской литературе XIX-начала XX веков. - М., 1991. -379с.
5. Карпов И.П. Автор в русской прозе. Очерки типологии авторства. - М., 1997. - 72с.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР В ПРОЗЕ А. КУПРИНА
Ломова Е.
ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Хавайдарова М. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
ARTISTIC CHARACTER IN KUPRIN'S NOVELS
Lomova E.,
associated professor Kazakh National University named after Abai
Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai
Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается художественный характер в прозе А. Куприна.
Жизненная позиция героев писателя не является устоявшейся. Его персонажи проявляют себя в процессе различных взаимоотношений с другими людьми и поэтому зависимы от множества сюжетных коллизий, и отсюда их сознание имеет диалогическую природу и переживает процесс эволюции и трансформации в зависимости от тех жизненных обстоятельств, в которых они оказываются волей судьбы.
Понятие «купринский герой» включает в себя представление читателя о скромном и порядочном человеке. Этого героя отличает душевная открытость, которая нередко сочетается с известной долей наивности и верой в лучшие начала человеческой личности.
Рассудок и практический жизненный расчет не определяют мотивацию поведения героев А. Куприна. Их индивидуальное личностное начало выступает очень ярко, хотя они не могут переступить границ своих исторических и социально -общественных реалий.
ABSTRACT
The theme of this article includes investigation of the artistic character in the works of A. Kuprin. The point of view of their heroes of the writer according reality and themselves was not well-established.
Characters of heroes depended on the complicated process of various relations with other people. They took part in many plot conflicts, therefore their consciousness became dialogical and contradictive in nature.
The heroes of A. Kuprin were undergone a process of evolution and transformation and were influenced by life circumstances in which they turned out to be will of fate.
The concept of "Kuprin hero" represented the readers a modest and worthy personality. His image was characterized by kindness, naivety and credulity and faith in moral principles of human community. The behavior of Kuprin's hero didn't motivate by sober mind and prudence. Their individual human nature was very vivid, but it could not neglect the social conditions and political peculiarities.
Ключевые слова: художественный характер, процесс эволюции и трансформации, концепт, человеческое сообщество, личность героя, социальные условия, политические особенности, сюжетные коллизии, индивидуальная человеческая природа.
Keywords: the artistic character, plot conflicts, a process of evolution and transformation, personality, human community, human nature, social conditions, political peculiarities.
А.Куприн вовсе не ставит перед собой цель дать читателям готовое решение или предлагает ему несколько вариантов разрешения сюжетного действия.
В повести «Олеся», как и в повести «Колесо времени», читатель приглашался к диалогу и к активному взаимодействию с автором, к исследовательскому поиску и более серьезным и глубоким размышлениям над поставленными в произведении религиозными, морально -этическими, социальными или философскими вопросами.
Вечный мир, окружающий героев, становится объектом пристального внимания писателя. Авторское отношение к пошлости и бездуховности жизни находит выражение в символах определенных вещей, присутствующих в бытовом обиходе его героев. В рассказе «Гранатовый браслет» символ гранатового браслета означает вечную любовь и невозможность ее обретения. В повести Олеся в качестве символа обыгрываются автором рябиновые бусы, подчеркивающие простоту и искренность чувств главной героини, и чистоту ее мировосприятия.
В повести «Колесо времени» таким красноречивым символом становится павлин, олицетворяющий нечто яркое и незабываемое в человеческой жизни, но очень хрупкое и временное.
Даже в произведениях автобиографического плана А.Куприн предпочитает сохранять четко очерченную дистанцию между автором и самим героем. Он уходит от фотографического слепка действительности и соблюдает принципы художественности, в основе которой лежит творческая интерпретация действительности, а не ее буквальное копирование.
История развития повествования в русской литературе переживала несколько существенных этапов, «которые характеризовали тенденцию взаимоотношений автора и его героев и его собственную идеологическую и нравственную позицию». (1,47)
Для древнерусской литературы был характерен герой, стоящий на самом высоком уровне социальной лестницы и принадлежащий к высшему сословному классу. Этой особый, выдающийся герой мог быть князем, боярином или воеводой и наделялся самыми лучшими положительными каче-
ствами, превозносился как необыкновенная личность. В этом случае сам автор подчеркивал свою незначительность по сравнению с фигурой, им изображаемой, и считал свое собственное мнение гораздо ниже, чем мнение и позиция его высокочтимого героя. (2)
Обратный процесс наметился в литературе восемнадцатого и девятнадцатых столетий, когда литература получила сатирически-обличительную направленность и автор становился судьей своих героев. В этом случае автор всячески подчеркивал, что его герои отнюдь не идеальны, и потому их поступки, действия и направление мышления могут и должны заслуживать критическое отношение как со стороны автора, так и со стороны предполагаемого читателя. Начало двадцатого столетия и последние годы девятнадцатого определили «новый ракурс во взаимоотношениях авторского и герой-ных планов в структуре литературного контекста». (3, с. 12)
Н.Драгомирецкая в связи с этим отмечает, что авторский и геройный ракурс видения окружающей действительности «находятся на параллельных прямых. Автор старается осмысливать реалии жизни глазами своего героя. Их идеологические и морально-эстетические точки зрения становятся почти равноценными, предопределяя совместный поиск ответов на актуальные вопросы современности и приглашая читателя принять участие в совместном осмыслении роли и места человеческой личности в обществе и в мировом историческом процессе». (4, с.97).
Идеализированный герой исчезает со страниц литературных произведений, обозначая новый поворот от сакральности и священности фигуры прежнего героя к персонажу, обращенному к миру более житейских и прозаических вопросов и проблем.
Фигура этого героя имеет авантюрный характер и героико-романтический флёр. Этот герой обладает гораздо большей самостоятельностью мышления, активно взаимодействует с другими людьми, стойко переживает довольно сложные житейские обстоятельства и ищет собственную дорогу на нелегком жизненном пути. Его внутренний ду-
шевный мир переживает процесс самоидентифика-кации и самооценки, вырабатывая основные качества, отличающие его как личность.
Отображая художественный характер, авторы учитывали генетическую природу своего персонажа и его социальную принадлежность. Читатель должен был получить достаточное представление об интеллектуальном уровне героя и его жизненном опыте. Художественная подача материала не исключала и четко обозначенную эстетическую составляющую личности, которая рассматривалась в тесной связи с теми социальными условиями, в которых ей приходилось отстаивать свое место под солнцем и добиваться жизненного успеха или прийти к крушению жизненных планов и надежд.
Писатели той эпохи тесно связывали структуру и психологический облик личности с вопросами общественного и социального устройства. Такой социализированный подход побуждал авторов произведений искать социально-исторические причины, мотивирующие поведение героя и его отношение к окружающему миру.
Конец девятнадцатого столетия позволяет проследить различные пути решения геройного облика в художественных произведениях выдающихся писателей этого исторического периода. В.Кулешев справедливо отмечал, что герой И.Бунина довольно свободен от фабулы и его связь с сюжетными поворотами достаточно непрочная. Бунинские герои в своем большинстве предстают перед читателями сложившимися людьми, и их взгляд на мир не переживает кардинальных эволюционных изменений. «Бунин более тщательно анализирует философско-эстетические основы геройного характера». (5, с.75)
В.Кулешов также утверждает, что герои Л.Андреева характеризуются монологичностью своего сознания, так как в центре их внимания находятся прежде всего их собственные личные переживания. В силу этого психологическое состояние персонажей предстает перед читателем в виде сложившегося и сформировавшегося заранее.
В этом смысле жизненная позиция героев А.Куприна не является устоявшейся. Персонажи писателя проявляют себя в процессе различных взаимоотношений с другими людьми и поэтому зависимы от их оценок и реакций. Персонажи А.Куприна вовлечены во множество сюжетных коллизий, и отсюда их сознание имеет диалогическую природу и переживает процесс эволюции и трансформации в зависимости от тех жизненных обстоятельств, в которых они оказываются волей судьбы.
Понятие «купринский герой» включает в себя представление читателя о скромном и порядочном человеке. Он обладает душевной теплотой, высокими представлениями о чести и долге и имеет способность искренне сопереживать радостям и горестям других людей. Этого героя отличает душевная открытость, которая часто сочетается с известной долей наивности и верой в лучшие начала человеческой личности.
Герои Куприна - это люди думающие, оценивающие жизненную ситуацию и себя в ней в зависимости от количества и качества их собственного жизненного опыта, и это люди, способные на конкретные поступки.
А.Куприн является признанным мастером сюжетного рассказа .Его подача художественного материала строится так, что читатель все время находится в неком напряжении и сохраняет интерес к изображаемым событиям, сюжетным поворотам и персонажам, в них участвующим. В этом случае писатель творчески использует прием неполной экспозиции, когда читатель обладает лишь скудными сведениями о герое. Вся остальная информация распределяется автором произведения небольшими порциями, сохраняя общую интригу движения сюжета и суть авторского замысла.
Читатель поначалу мало что знает о поручике Ромашове или о таинственном Желткове из «Гранатового браслета». Дальнейшее развитие сюжетного действия раскрывает внутренние переживания Ромашова и формирует к нему читательское отношение. Только дальнейший ход повествования позволяет раскрыть перед читателем всю серьезность и глубину сердечной боли Желткова, поведение которого поначалу вызывает противоречивые чувства и иронический оттенок.
Повествовательный контекст строится так, что читатель погружается в мир персонажей, и на смену недоумению и иронии приходит искреннее чувство уважения и восхищения перед человеческой способностью любить и жертвовать собой. В работе В.Линкова справедливо говорится, что литература XIX века художественными средствами пыталась воссоздать психологический облик и «философско-нравственное мировоззрение личности, которая подчинена конкретно-историческим условиям своего существования и определяет свое отношение к действительности разумными началами» (6, с.7)
В литературе конца девятнадцатого столетия и в начале столетия двадцатого подобный подход начинает редуцироваться и усложняться. Геройный взгляд на мир переживает сложный процесс трансформации, и личность начинает ощущать потребность противодействия окружающей социальной среде. В ней начинает усиливаться несогласие с теми морально-этическими нормами и правилами, которые ей предлагает общество, как это происходит с отцом Олимпием в рассказе «Анафема».
Рассудок и практический жизненный расчет не определяют мотивацию поведения героев А.Куприна. Разум должен был подсказать Олесе, как и Ромашову, совершенно другой характер поведения. Но герои А.Куприна в критических ситуациях предпочитают руководствоваться не сухими доводами рассудка, а собственными чувствами и эмоциональными порывами. Их индивидуальное личностное начало выступает очень ярко, хотя и они не могут преступить границ своих исторических и социально-общественных реалий.
В этом случае возникает проблема литературной типизации. Типическое начало в геройном характере и склад его натуры с этой точки зрения не являются для Куприна первоочередным аспектом изучения и художественного воссоздания. Он воссоздает в своих произведениях индивидуализированные образы, которые отражают специфику его личностного авторского восприятия, они могут быть характерными и типическими для той конкретно-исторической эпохи, в которой они живут, но могут и не быть.
В литературе девятнадцатого столетия литературные герои тесно связаны со своим социально-общественным контекстом, который во многом расшифровывает для читателя мотивировку их реакций и оценку окружающей действительности.
На рубеже Х1Х-ХХвеков происходит сдвиг в сторону отчуждения героя от моральных устоев жизни, в которой он вынужден искать свое место и назначение. В образе литературного героя ощущается неудовлетворенность собой и миром вокруг себя, которая выражается в нарастающей душевной дисгармонии.
Например, в художественном мире Л.Андреева это ощущение достигает степени катастрофы и крушения всех надежд. Мотив смерти и трагичное восприятие сущности человеческого бытия свойственны атмосфере бунинской прозы.
Но подлинная литература, как и сама жизнь, не дает однозначных решений, и потому чувство трагичности и конечности земного бытия сочетается с утверждением непреходящей ценности жизни и силы человеческого духа.
Герои А.Куприна всегда отличаются определенной свободы от авторских оценок и, тем более, морализаторства. Они живут и действуют в реальном мире, который дает им немало поводов для сомнений и душевной дисгармонии. Их жизненный путь -это нелегкая дорога постижения собственного жизненного опыта. Это путь к обретению собственного достоинства и уважения к другим людям.
Геройный диапозон в прозе А.Куприна постепенно расширяется в сторону процесса демократизации. Героями Куприна становятся люди самой различной социально ориентации. Это военные, рабочие, артисты, крестьяне, представители высшего круга и люди, относящие себя к интеллигенции.
В российском и мировом литературоведении прочно укрепилось мнение о том, что русская художественная литература на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий приобрела принципиально новые черты и обозначила новые тенденции в развитии общего литературного процесса.
В литературных текстах определился поворот к более глубокому анализу личностных качеств героев произведений и наблюдалось погружение в человеческую психологию, и ее художественное воссоздание стало основной темой для многих писателей этой переломной исторической поры.
Обращаясь к психоанализу, авторы литературных текстов имели свои собственные предпочтения, и поэтому каждый из них вкладывал в понятия «личность» и «личностный идеал» свое специфическое видение этого вопроса.
В частности, Алексеева, отталкиваясь от трудов М.Бахтина, раскрывает проблему взаимодействия героя и автора. Она говорит о герое, который близок автору, и о герое, который является «антиподом авторских представлений о должном» (7, с.38)
Третий тип, который выделяет исследовательница, нам кажется наиболее интересным, так герой этого типа не входит в орбиту симпатий или антипатий автора. В этом случае читатель приглашается автором к совместному исследованию «душевной
многослойности» изображаемого геройного характера, и его художественное решение остается для читателя открытым.
Однако такое разделение, как и любая схема из области психологии и других областей, изучающих человеческую природу, заведомо условна и не может претендовать ни на какую степень исчерпанности. Не отражает она и структуру геройных характеров в прозе А.Куприна, которая имеет довольно разветвленную перспективу. В его повестях есть герои, которым он искренне сочувствует, и это авторское отношение очевидно и для читателя. В других персонажах автору нравятся их определенные личностные качества, но они совершенно не близки, ему как люди.
Авторское отношение к герою смещается за рамки четко расставленных оценочных акцентов, и авторская позиция по заявленной художественной теме так и остается не прояснённой.
Толкование жизненных событий и явлений теряет при этом свою однозначность и ясность конечных выводов. Это было связано прежде всего со сложностью и глубиной тех вопросов и общественных, морально-эстетических и нравственных проблем, которые выдвигала сама жизнь.
В силу этого даже внешняя завершенность художественного действия оставляла возможность его вариативного толкования, заключала в себе определенной заряд неопределенности и загадочности и предопределяла так называемый «открытый» финал.
В работах Ю.Борева и А.Македонова по психологии художественного творчества говорится о рационалистическом, художественно-аналитическом и субъективно -экспрессивным типах художественного мышления. А.Куприн не стремится к однозначности решений на поставленные в художественном произведении вопросы. Но он так описывает их, что события, герои и сюжетные коллизии мотивируют читателя к собственному анализу и расставлению оценочных акцентов. (8), (9)
Авторский показ изображаемых персонажей, их действий и сюжетных поворотов заставляет читателя глубоко задуматься над судьбой его героев и учит его самого их жить по законам справедливости, правды и совести.
Внимание к эмоциональной сфере человеческой личности, к категориям сознательного и бессознательного становилось приоритетным в литературе начинающегося двадцатого столетия. И творчество А.Куприна находилось в русле этого процесса, рассматривая геройный характер прежде всего в субъективно-экспрессивном аспекте.
Литература
1. Долгополов Л.К. На рубеже веков: о русской литературе конца XIX -начала XX веков. - Л., 1985. - 151с.
2. Есаулов А.Б. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводов, 1995. - 288с.
3. Гришунин А.Л. Автор как субъект текста //Изв. Рос. А.Н. Сер. Литературы и языка. - 1993. -№4. - с.12-19.
4. Драгомерицкая Н. Автор и герой в русской литературе конца XIX -начала XX веков. - М., 1991. - 379с.
5. Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца XIX -начала XX веков. - Минск. 1976. - 368с.
6. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Толстого и Бунина. - М., 1989. - 172с.
7. Алексеева Н. Нравственно-эстетическая позиция и пути ее художественной реализации. -Автореферат канд. дисс., - Киев, 1983. - 49с.
8. Борев Ю. Художественная культура XX века. - М., 2007. - 393с.
9. Котова. Э.Л. Литературно-критическая деятельность А.В. Македонова, 1928-1937/ Автореферат канд.дисс., - Смоленск, 2003. - 173с.
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОРЕЦЕПЦИИ АВТОРА И ЧИТАТЕЛЯ В ЛИТЕРАТУРНОМ НАСЛЕДИИ А.
КУПРИНА
Ломова Е.,
ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Хавайдарова М.,
ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Есимбек С.
ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
THE PROBLEM OF THE INTER PERCEPTION BETWEEN AN AUTHOR AND A READER IN THE
LITERARY HERITAGE OF A. KUPRIN
Lomova E.,
associated professor Kazakh National University named after Abai
Khavaidarova M.,
associated professor Kazakh National University named after Abai
Yesimbek S.
associated professor Kazakh National University named after Abai
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема взаиморецепции автора и читателя в литературном наследии А. Куприна. Читательская аудитория А. Куприна предстает многослойной и разнообразной. Творчество писателя становилось близким и понятным практически для любого человека, который брал в руки его книгу. Его литературные тексты отличались демократизмом, простотой и легкостью стиля, и занимательностью изложения сюжета при той многопроблемности вопросов и разнообразия нравов и социальной принадлежности его героев, которые читатель находил на его страницах.
У читателя А. Куприна были лишь ограничения в морально-этическом плане. Авторский замысел писателя был способен понять только человек с достаточно добрым сердцем, отзывчивый к чужим болям и радостям.
Раскрывая калейдоскоп жизненных коллизий и исследуя человеческую природу, А. Куприн намеренно обращается к обыкновенным героям и узнаваемых для читателя ситуациям. В жизни, по мысли писателя, перемешано прекрасное и трагическое, высокое и низменное, и этим она на самом деле и увлекательна. Именно в такой жизни и существовал реальный читатель А. Куприна.
В прозе А. Куприна читатель всегда чувствовал определенную свободу в собственных оценках, но при этом четко понимал траекторию авторской позиции на заявленную проблему.
ABSTRACT
The article includes investigation the problem interaction between an author and a reader in the fiction works of A. Kuprin. The readership of A. Kuprin appeared to be multi-layered diverse. The writers works became understandable for almost person had picked up his fiction stories.
His literary novels were distinguished by democracy, simplicity and lightness of narrative style, and entertaining presentation of the plot. The content of Kuprin's novels provided the reader multiplicity of issues and variety of morals and social affiliations of his heroes.
The image of Kuprin's reader was characterized by only moral and ethical limitations. The author's intention should be shared only by kind, honest, careful and supporting person.
A. Kuprin analyzed the human nature and depicted the ordinary characters of heroes and situation in their life to be recognized of overage person.
According writer's point of view, human existence mixed up by happy and tragic events, good and evie which had become actually fascinating through the creativity of A. Kuprin.
A real reader shared with author contradictive and complicate existence, formed himself assessment of narrative of writer's topics and at the same time clearly understood the author position on stated problem.