8аепсе8 of Бигоре # 48, (2020)
33
ведомым «безыменным людям» (17,с. 110) и в свободном отношении к формальным границам литературных жанров.
Сопоставление творчества А.Куприна с прозой М.Горького нашло отражение в работе Л.Крутиковой, которая подчеркивала, что «Горький, несомненно, острее улавливал социально-политическое содержание эпохи. У Куприна был свой поворот темы, свой взгляд на человека и его взаимоотношения с миром...Писателя преимущественно интересовала психика и характер человека сами по себе, вне определяющего влияния социальных отношений» (18, с .16).
Критики отличали своеобразие авторского беспристрастия в литературных произведениях А.Куприна, когда весь ход сюжетного действия, ге-ройные характеры и их поведенческие особенности «постоянно преломляются в призме авторского восприятия, авторской оценки.» ( 8, с.83).
Новый взгляд на публицистику А.Куприна можно найти в исследовании финского ученого Б.Хеллмана «Александр Куприн против советской власти (Хельсинские статьи 1919-1921гг)».
Одним из возможных подходов к освещению творческой индивидуальности писателя можно считать работу И.Сухих «Белый пудель и другие» [звезда, 1995. №9 с. 165-166], в которой автор находит истоки художественного мастерства А.Куприна в художественных образах Лескова и Писемского. [19]
Все это побуждает к более глубокому пониманию творческой мастерской писателя и причин, сформировавших его эстетическую и мировоззренческую позицию.
Подлинная литература была и остается отражением реальной жизни. Она честно пытается дать своему читателю многогранное воспроизведение окружающих реалий жизни, ее проблем и нелицеприятных сторон действительности. И художественная проза А.Куприна по праву является ярким образцом подобного литературного творчества.
Литература
1. Куприн А.И. Забытые и несобранные произведения / А.И. Куприн. -Пенза, 1950.-326 с.
2. Михайлов О.М. Куприн / О.М. Михайлов. -М.: Молодая гвардия, 1981.-270 с.
3. Козловский Ю. Александр Иванович Куприн / Ю. Козловский // А. И. Куприн. Избранное. -
М.: Правда, 1988. - 448 с.
4. Аверин Б. Куприн: юбилейное / Б. Аверин // Нева. - 1995. - № 9. -С. 196-198.
5. Хализев В.Е. Теория литературы: учебное пособие / В.Е. Хализев. -М.: Высш. шк., 2000. -398с.
6. Якобсон Р. Лингвистика и поэтика / Р. Якобсон // Структурализм: «за» и «против»: сб. статей. - М., 1975. - С. 193-230.
7. Смирнова Л. А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
8. Винокур Г.Е. Биография и культура / Г. Е. Винокур. - Л., 1927. - 86 с.
9. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. - М.: Интрада. - ИНИОН, 1999. - 319 с.
10. Науман М. Литературное произведение и история литературы. Сб. избранных работ / М. Науман. - М.: Радуга, 1984. - 424 с.
11. Барт Р. Избранные работы. Поэтика. Семиотика / Р. Барт. - М., 1988. -616 с.
12. Анастасьев Н. Свой голос / Н. Анастасьев // Вопросы литературы. -1985.-№3.-С. 57-96.
13. Большакова А.Ю. Теории автора в современном литературоведении / А. Ю. Большакова // Изв. АН, серия литературы и языка, 1998. - т. 57. -№5.-С. 15-24.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-423 с.
15. Волков А. Творчество А.И. Куприна / А. Волков. - М.: Худож. лит., 1981.-360 с.
16. Полоцкая Э. Реализм Чехова и русская литература конца 19 - начала XX века (Куприн, Бунин, Андреев) / Э. Полоцкая // Развитие реализма в русской литературе: в 3 томах. — Т. 3. - М.: Наука, 1974. - С. 77-164.
17. Крутикова Л., А.И. Куприн (1870 - 193 8) / Л. Крутикова. - Л.: Просвещение, 1971.-119 с.
18. Карпов И.П. Автор и герой в онтологической ситуации: творчество Н.С. Лескова / И.П. Карпов // Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград, 2001. - С. 188-194.
19. Батюшков Ф. Психология и политика в последних рассказах А.И. Куприна / Ф. Батюшков // Русская речь. - 1906. - № 257 (23 декабря). - с. 2-12.
БИБЛЕЙСКАЯ ТЕМА В ПРОЗЕ А. КУПРИНА
Ломова Е.
ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Хавайдарова М. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
34
Sciences of Europe # 48, (2020)
THE BIBLICAL THEME IN THE PROSE OF A. KUPRIN
Lomova E.,
associated professor Kazakh National University named after Abai
Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai
Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai
АННОТАЦИЯ
Герои Куприна не отличаются конъюнктурной подстройкой под социальные требования эпохи. Писатель убежден, что духовные ценности, которые должен разделять человек, имеют вневременный исторический характер, и потому на них мало влияет время и социально экономические условия определенной исторической эпохи.
Использование библейской темы имеет у Куприна свои особенности. Для его прозы не характерны прямые отсылки к тексту Священного писания. Божественное начало не наделяется у Куприна зримыми библейскими образами, но органично входит в миропонимание его героев и составляет сущность их человеческой натуры. Духовно-нравственные принципы, составляющие дух и сущность христианства как учения, объясняющего со своих позиций законы бытия и человеческого общежития, находят у А. Куприна художественное воссоздание и авторскую интерпретацию.
ABSTRACT
The heroes of A. Kuprin's were not distinguished by opportunistic adjustment to social and moral principles conditions of their historical period. The writer convinced that the spiritual values should have a timeless historical character and did not affected a social and political peculiarities of a certain historical era.
The representing of the biblical theme had specific features in his literary heritage and was not characterized by direct references to the content of scripture. The divine principle was not endowed with visible biblical images in the writers works, but it organically entered into the worldview of his heroes and constituted the essence of their human nature. Spiritual and moral principles made up the spirit and essence of Christianity as religious the aching, explaining from its standpoint the laws of being and human community, found an artistic recreation and authors interpretation in creativity of A. Kuprin
Ключевые слова: социальные условия, моральные принципы, вневременный характер, духовные ценности, литературное наследие, Библия, божественное начало, библейские образы, сущность человеческой натуры, христианство.
Keywords: moral principles conditions, spiritual values, timeless historical character, biblical theme, literary heritage, scripture, divine principle, biblical images, essence of their human nature, Christianity.
Человек и мир вокруг него - это ключевая тема в творчестве любого подлинного художника. Для творчества А.Куприна важнейшими были его внимательные наблюдения над жизненными обстоятельствами, и человеком, живущим по их законам или все же их преодолевающим.
Автобиографизм и опора на личный жизненный опыт были очень характерны для прозы писателя. В основу сюжета наиболее ценных в художественном смысле произведений легли, несомненно, его наблюдения, переживания и чувства, которые были тесно связаны с реально происходящими событиями в его жизни.
Истинный художник сначала идет от самой жизни, от реальных картин действительности, затем художественными средствами интерпретирует их в своем сознании и творчестве. А уже эта интерпретация и собственная философско-эстетическая позиция автора позволяют создать ему свой художественный мир, свои пространственно-временные координаты той поэтической реальности, которая возникает, развивается и живет в ткани литературного контекста.
А.Куприн в этом смысле стремится отразить действительность во всех ее бытовых подробностях и узнаваемых для читателя житейских деталях. Но,
идя порой от достаточно суровой реальности, писатель воссоздает и другой мир, наполненный оптимизмом, верой в силы человеческой личности, разделяющей понятия доброты и милосердия.
А.Куприн проповедует общечеловеческие ценности, которым пришлось пережить самые тяжкие испытания на прочность в бурный и переломный исторический период с конца XIX и начала XX веков.
Герои А.Куприна не отличаются коньюктур-ной подстройкой под социальные требования эпохи, и у писателя нет ощутимой оглядки на окружающие духовные влияния или политические дискуссии. Он убежден, что духовные ценности, который должен разделять человек, имеют вневременной исторический характер, и потому на них мало влияет время и социально-экономические условии определенной исторической эпохи.
В этом смысле особое художественное решение приобретает в творчестве А.Куприна библейская тема. Появление на Руси христианства и принятие его как системы моральных норм и правил обеспечило появление литературных текстов, в которых чувствовалась «устремленность русского национального сознания к божественному источнику» (1, с.200).
8аепсев of Бигоре # 48, (2020)
35
В силу этого древнерусская литература дает нам разнообразные тексты, насыщенные библейскими сюжетами и образами. В последующие эпохи и на рубеже XIX-XX веков библейская тематика сохраняет свое присутствие, обогащаясь самыми разными интерпретациями и оттенками. В произведениях писателей русского Зарубежья, среди которых Д.Мережковский, И.Шмелев и В.Зайцев, библейская тема получает форму прямых аналогий, когда отдельный человек и человеческая общность в целом должны сохранять ощущение собственной греховности и ответственности за содеянные добро или зло. Христианская доктрина рассматривалась как великое учение о терпимости, смирении перед волей бога и его промыслом, а также верой в иной, более совершенный мир за гранью несовершенного, реального. [2]
Но человек рассматривался в аспекте постоянной непрерывной борьбы плотского и духовного начал, Христа и антихриста, которые ведут между собой непримиримый вечный поединок за человеческую душу и сердце.
Использование библейской темы имеет у А.Куприна свои особенности. Для прозы А.Куприна прямые отсылки к тексту Священного писания не характерны. Божественное начало не наделяется у него зримыми библейскими образами, но органично входит в миропонимание его героев и составляет сущность их человеческой натуры. Духовно-нравственные принципы, составляющие дух и сущность христианства как учения, объясняющего со своих позиций законы бытия и человеческого общежития, находят у Куприна художественное воссоздание и авторскую интерпретацию.
Мировая художественная литература выработала в течение своей многовековой истории основные принципы воссоздания художественного образа человеческой личности. Они включают в себя описание внешних черт, в основе которых лицо, фигура, стиль и форма одежды, которые должны дополнять, объяснять или быть ключом к психологической характеристике геройного характера и соответствующих действий, и поступков, разворачивающихся по ходу движения сюжетного действия.
[3]
В систему этих художественных принципов также входит наличие авторской характеристики персонажа и различные формы авторского присутствия в художественном контексте, начиная с открытых контактных форм, предусматривающих авторские замечания, комментарии или прямые обращения к читателю, и заканчивая скрытыми формами, которые реализуются при использовании стилистических возможностей несобственно-прямой речи.
Далее следует многовекторность воссоздаваемой автором художественной реальности, которая достигается при использовании перекрещивающихся характеристик и оценок других действующих лиц.
Важным аспектом писательского мастерства является умение воссоздать живописные и узнаваемые для читателя картины природы и интерьера, в которых немаловажную роль будет играть художественная деталь и функции, которыми она наделяется в структуре авторского контекста.
Ключом к пониманию художественного образа и представляющего его человеческого характера также является объективное отображение социальной среды обитания, временной эпохи и определение его исторического прототипа.
С точки зрения анализа этих принципов в творчестве А.Куприна следует отметить, что внешний облик персонажа проявляется через глаза, их форму и цвет.
Психологический авторский анализ реализуется через мотивацию геройных действий и поступков и выявление их истинных морально-этических первопричин. Характер героев вырисовывается в результате их поведенческой активности, а собственных комментариев автора практически нет. Подлинные оценки поступкам и характеру изображаемого персонажа внимательный читатель черпает из характеристик и оценок других действующих лиц.
Интерьер также дополняет информацию о ге-ройной личности, но использование пейзажа обнаруживает большую сравнительную авторскую активность. Картины природы могут быть созвучны душевному настрою героя, они способны выпукло выделить его определенные психологические черты, и, напротив, скрадывать и уводить на задний план другие. Контрастное использование картин природы также служит одним из ярких средств раскрытия сущности художественного образа в прозе А.Куприна.
Художественная деталь играет очень важную роль в поэтическом мире Куприна, и лапидарная акцентация на деталях портрета, костюме или поведенческой, или речевой манеры дает верную интерпретацию геройной психологии и жизненной человеческой позиции.
Социальная среда определяется писателем не как некая непреложная основополагающая доминанта. А.Куприна интересует нечто вневременное в человеческой природе и стоящее над конкретными жизненными обстоятельствами или условиями бытования.
Самому писателю волей судеб досталась в высшей степени сложная и переломная эпоха, полная социальных катаклизмов, противоречий и различных философских и политических тенденций. Бурлящая вокруг него действительность была полна проблем, вопросов и, казалось бы, несовместимых социальных и общественных явлений.
В персонажах А.Куприна, как и в реальных людях, происходит смещение искреннего стремления к вершинам возвышенного и духовного и зова их естества и плотских страстей, и желаний. Поэтому художественные характеры в произведениях А.Куприна изображаются на изломе противоречивой внутренней борьбы возвышенного и земного и объективно воссоздаются автором на основе психологического контраста.
Эту особенность художественной манеры А.Куприна отличал Ф.Батюшков: «Новым по существу в творчестве А.Куприна является прием психологического контраста. Сложность природы человека, сочетание в одном лице высоких побуждений и либо низменных свойств, либо позорных занятий, чередование трагического и комического, пафоса и изобличений -вот новые черты, которые
36
8с1епсев of Бигоре # 48, (2020)
автор придал своим персонажам и порою выставлял их с такой захватывающей правдой изображения, что часто заставлял вас переживать самые сложные ощущения, привлекая и отталкивая, возбуждая жалость, сострадание, заглушающие протест и негодование по поводу их поступков» (4,с. 2).
Библейская тема и прежде всего ее духовно-нравственно составляющая присутствует во многих произведениях Куприна. В повести «Олеся» (1898) А.Куприн вскрывает проблему явного несоответствия между христианским учением, в основе которые лежит смирение, всепрощение и человеколюбие, с той жестокостью и душевной черствостью, которая активно проявляется в реальной бытовой среде. Таким образом, писатель ставит перед своим читателем непростой вопрос об истинности веры и истинных человеческих ценностях в условиях и обстоятельствах реальной действительности.
Ключевой в повести является сцена, в которой Олеся, стремясь приобщиться к миру цивилизации ее любимого мужчины, идет в церковь. Но этот поступок вызывает гневную реакцию местных жителей, в глазах которых она колдунья, живущая в глухом лесу. Олеся делает шаг навстречу людям, но, забыв о христианском всепрощении, прихожане церкви изгоняют девушку и жестоко избивают.
Тема религиозной веры и ее моральных основ соотносится в повести с темой истинной жертвенной любви и степени осознания человеческой ответственности за свои поступки.
Повесть А.Куприна «Суламифь» (1908) отсылает читателя к далеким событиям библейской истории. Библейский сюжет переосмысливается автором для утверждения вечной силы любви и притягательности красоты и мудрости. Любовь у А.Куприна освещена тем светом духовности и чистоты, который должен подсказать читателю его собственный путь к обретению, постижению и сохранению этого великого чувства.
Отсутствие церковных сцен и героев из духовной среды не умоляет глубокий духовный подтекст другой повести Куприна 1911 года «Гранатовый браслет». В этом произведении автор описывает истинно жертвенную любовь, полностью лишенную личностного эгоизма или какой-либо расчетливости. Истинная любовь, с точки зрения Куприна, -это редкостная способность и преданно любить другого человека, а не свою любовь к нему, на что способен, как говорится в авторском тексте, « может быть, один из тысячей.»
Фраза из Священного писания «Да святится имя Твоя» (5, с.353) составляет смысловой лейтмотив произведения, приобщая читателя к восприятию истинной любви как духовного, возвышенного и светлого чувства.
В литературоведческой критике не случайно эта повесть А.Куприна определяется как молитва о всех влюбленных, о сохранении и величии их чувства, как глубокое осознание его хрупкости и незащищенности в этом мире, полном жестокости и черствости. В повести также звучит мысль о великой избранности людей, которым выпал дар приобщиться к этому таинству, без которого, по мысли автора, и сама человеческая жизнь пуста и бессмысленна.
В связи с этим слышится голос другого великого русского поэта из другой исторической эпохи:
«Я, поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит - я люблю!
Я люблю, и значит - я живу!»
Единственным произведением в прозе Куприна, где главным героем является священнослужитель, можно считать рассказ 1919 года «Анафема». В основе сюжета рассказа лежит реальный факт. Официальная русская православная церковь отлучила великого русского писателя Л.Толстого от своего лона и предала анафеме.
«Юбилей Толстого! Да что это за юбилей, где его отлучают от церкви, где печатно и с амвонов осыпают его площадными ругательствами!» (5, III, с.399)
Священник, герой рассказа А.Куприна не в силах произнести проклятие и придать анафеме Л.Толстого, которого на самом деле глубоко почитала и уважала вся мало-мальски образованная Россия.
В рассказе поднимается сложная проблема противоречия затвердевших церковных догм и естественного чувства справедливости. Чувство совести подвигает священнослужителя восстать против лицемерия, фальши и лжи, ибо он уверен, что «все Бог создал на радость человеку.» (5, т.2,349). Христианское учение понимается им как признающее способность отдельного человека стать лучше, добрее, искреннее и благороднее в своих поступках, сохранить веру в необходимость милосердия и сострадания к ближнему и дальнему. Своим поступком священнослужитель, а вместе с ним и автор, придает анафеме косность, жестокость, духовную и нравственную ущербность, страх перед свободомыслием и открытым взглядом на действительность.
Вопрос о борьбе в человеке божественного и низменного начал решаться у А.Куприна в рассказах «Звезда Соломона» (1917) и «Ночная фиалка» (1933).
Специфика философского мировоззрения писателя определялась его оптимистическим взглядом на человека вообще. Он искренне верит в положительные потенции его социального и морального совершенствования. В его прозе звучит глубокая вера в человеческие возможности, в желание преодолеть все горести и невзгоды, вера в подлинное право отдельного человека на искренность выражения своих чувств и его ответное сострадательное участие в чужих жизненных испытаниях.
Поэтому духовное начало в прозе писателя составляет основу характера его положительного героя. Это делает творчество писателя вневременным, лишает его какой-либо политической конъ-юнктурности, оглядки на власть предержащих, потому что оно обращено к человеку вообще. Этот человек живет, дышит, любит, ненавидит, сострадает, борется с трудностями, мечтает о душевной гармонии, но принадлежать он может к любой социальной группе, может быть с любым уровнем образования и с любыми политическими предпочтениями.
Авторские ориентиры на духовную красоту, силу, добра, потребность в нравственной чистоте и
Sciences of Europe # 48, (2020)
37
совестливости ставятся выше общественных условий и политических установок его эпохи.
Литература
1. Карпов И.П. Автор и герой в онтологической ситуации: творчество Н.С. Лескова /И.П. Карпов// Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград, 2001. - С. 188-194.
2. Хализев В.Е. Теория литературы: учебное пособие /В.Е. Хализев. - М.: Высш. шк., 2000. -398с.
КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕК В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МИРЕ А. КУПРИНА
Ломова Е.,
ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Хавайдарова М., ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
Есимбек С. ассоциированный профессор Казахский Национальный Университет имени Абая
THE CONCEPT OF THE UNIVERSAL AND HUMAN NATURE IN THE ARTISTIC OF A. KUPRIN
Lomova E.,
associated professor Kazakh National University named after Abai
Khavaidarova M., associated professor Kazakh National University named after Abai
Yesimbek S. associated professor Kazakh National University named after Abai
АННОТАЦИЯ
Концепция мира и человека в художественном мире А. Куприна обращена к духовно-культурным идеалам и приоритетам всего человечества, и именно такой авторской позицией определяется писательский выбор тем, сюжетов и характеров его героев.
Истинный геройный образ создается путем диалогического взаимодействия с другими персонажами, формируя читательское мнение о нем и подсказывая авторское. Куприн продолжает лучшие традиции русской классической литературы, в центре которой всегда находилось тщательное исследование глубины человеческой природы и возможностей ее изменения и совершенствования.
В прозе А. Куприна раскрываются конфликты между социальной ролью человека в обществе, выбранной или навязанной ему в силу трагических обстоятельств, и собственно человеческим началом в его душе и его представлениях о нравственности.
Жизненный круг для писателя представляет собой множественное переплетение не только различных социальных условий и житейских обстоятельств, но и тесную связь и взаимозависимость множества человеческих судеб, интересов, желаний, побуждений и иллюзий. В этом ярком калейдоскопе выстраивается целостная авторская концепция мира и человека в отдельности
ABSTRACT
The concept of Universal and human nature of A. Kuprin was addressed to the spiritual and cultural ideas and priorities of human community.
The principles of authors concept determined the writers choice of artistic themes, plots and characters of his heroes. A heroic image was created by writer through dialogic interaction with other characters put place in the plot of novel, motivated a readers perception and reflected the author's point of view.
A. Kuprin followed the best traditions of Russian classical literature, which included a solid study of the depth of human nature and its possibilities of change for better and improvement. The writer investigated conflicts taken place between social part of human being in society, chosen himself or imposed of him by virtue of tragic circumstance, and moral principles and ideals shared of human community.
According writer's opinion, the human being life involved a multiple inter connection of not only various social conditions and circumstances and based on interdependence of many human destinies, desires, motives and illusions reflected the author's concept of universal and nature of human being.
3. Науман М. Литературное произведение и история литературы. Сб. избранных работ /М. Науман. - М.: Радуга, 1984. - 424с.
4. Батюшков Ф. Психология и политика в последних рассказах А.И. Куприна /Ф. Батюшков // Русская речь. - 1906. - №257 (23 декабря). - с. 2-15.
5. Куприн А.И. Собр. соч.: в 5 т. - Т. 1-5 / А.И. Куприн. - М.: Правда, 1982