Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА'

КОНЦЕПЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Трансформация / институциональные изменения / общество / социология исследования общественного мнения / опросы / гражданское участие. / Transformation / institutional changes / society / sociology of public opinion research / surveys / civic participation.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Н Х. Рахимова

В статье рассматриваются роль и значение исследований общественного мнения с учетом современных тенденций и новых исследовательских стратегий, анализируются новые подходы и методы проведения опросов общественного мнения, а также оцениваются дальнейшие перспективы в теории и практике социологических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF STUDYING PUBLIC OPINION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF NEW UZBEKISTAN

The article examines the role and significance of public opinion research, taking into account current trends and new research strategies, analyzes new approaches and methods for conducting public opinion polls, and also evaluates future prospects in the theory and practice of sociological research.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА»

O'zbekiston MiШy universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1

КОНЦЕПЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

Н. Х. Рахимова

доктор экономических наук, директор РЦИОМ «Ижтимоий фикр»,

г. Ташкент, Узбекистан

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются роль и значение исследований общественного мнения с учетом современных тенденций и новых исследовательских стратегий, анализируются новые подходы и методы проведения опросов общественного мнения, а также оцениваются дальнейшие перспективы в теории и практике социологических исследований.

Ключевые слова. Трансформация, институциональные изменения, общество, социология исследования общественного мнения, опросы, гражданское участие.

CONCEPT OF STUDYING PUBLIC OPINION IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF NEW UZBEKISTAN

N. Kh. Rakhimova

doctor of economic sciences, Director of RCSPO «Ijtimoiy Fikr»

Tashkent, Uzbekistan

ANNOTATION

The article examines the role and significance of public opinion research, taking into account current trends and new research strategies, analyzes new approaches and methods for conducting public opinion polls, and also evaluates future prospects in the theory and practice of sociological research.

Keywords. Transformation, institutional changes, society, sociology of public opinion research, surveys, civic participation.

Проблема социальной трансформации представляет один из аспектов проблемы развития общества в целом, формирование в нем образов и смысла будущего. Категория «социальное развитие» в современной трактовке включает в себя такие компоненты как: социальное воспроизводство, проектирование, общение, формирование социальной нормативности, контент социальных ожиданий и ряд других сторон жизни общества. Среди этих

April 20, 2024

454

O'zbekiston МУИу universiteti 7атопапу dunyoning Щто1у татагая1 га]ит1уШ; Ш1Ита1ап 1гат/огт^1ую1

элементов социальная трансформация выступает как онтологическая характеристика развития общества, включающая в себя сложные взаимоотношения его субъектной и объектной сфер.

В новых экономических и политических реалиях сфера действия общественного сознания расширяется и углубляется, общественное сознание становится более пластичным, оно острее реагирует на события, происходящие как в мире, так и в повседневной жизни людей. В перманентно меняющемся социуме значение общественного сознания в процессах осуществления рыночных реформ, демократизации, расширения прав и свобод человека существенно усиливается. В связи с чем значительно возрастают роль и значение исследований общественного мнения, являющегося особой формой общественного сознания, сущность которой составляет реагирование на острые, актуальные, жизненно важные проблемы. В современных представлениях общество рассматривается как исторически развивающаяся, трансформирующаяся, т.е. далекая от равновесия, система, порождающая бесконечное разнообразие форм социальной жизни. В связи с изменением представления об обществе существенно меняются и стратегии проведения эмпирических исследований, исследовательские практики социологической науки. Под влиянием коренных изменений в поле зрения социологов появляются новые социальные явления и процессы, новые социальные группы, субкультуры, коммуникации. Новые социальные реалии проявляются в парадоксальном сочетании, по мнению многих исследователей, единого глобального мирового сообщества и возникновении новых закрытых многочисленных анклавных сообществ, т.е. сегментированных сообществ с собственной «культурой» [1]. Отличительной особенностью социальных изменений на современном этапе развития общества является увеличение техногенных, природных и социогенных рисков, что свидетельствует о необходимости развития риск-ориентированной социологии. Научно-технические прорывы, инновационные скачки в знании, процессы ускорения социальных изменений приводят к тому, что адаптация к быстрым трансформациям, к скорости социальной мобильности становится одним из наиболее значимых индикаторов модернизации. В то же время в данных условиях возможна временная дисгармония, проявляющаяся в том, что поскольку в одном обществе живут различные поколения, находящиеся в одном временном пространстве, то они существуют в разных парадигмах, отличных по ценностным, скоростным, мотивационным и иным параметрам, вследствие чего их восприятие объективной действительности существенно различается.

April 20, 2024

455

O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ijtimoiy manzarasi га]ат1уШ; Ш1Ита1ап transformatsiyasi

^ational^niversity^f^zbekistan^^^TranS¿0■ma■ion¿■

Вполне очевидно, что темпы социальных трансформаций нарастают по-разному, поскольку не только отдельные индивиды, но и различные общности в рамках вектора «север - юг» адаптируются также по-разному [2, - С.528]. В этой связи представляется, что исследования явлений, вызванных кардинальными изменениями в обществе, определяемых как модернизация и инновации, являются особенно востребованными, поскольку существует актуальная необходимость в анализе сущностной природы ранее не существовавших в обществе процессов и явлений. Кроме того, особенностью современного состояния социологической науки является то, что прослеживаются новые тенденции при изучении традиционных явлений, например, изменения роли и влияния общественного сознания на повседневную жизнь людей под воздействием интернета и социальных сетей, ТВ и рекламы. Сегодня в область социологии вошли такие новые области знания как гендерная социология, социокибернетика, социальная география, нейросоциология. В связи с тем, что информация в современном мире становится важнейшим фактором в борьбе за умы человечества, отмечается ее эволюция в социологию коммуникаций [3, - С.119-121]. Осознание кардинальных и, что особенно важно, стремительных перемен, происходящих в обществе, побуждает социологов развивать принципиально новые подходы к исследованию явлений и процессов, порожденных современными трансформациями с тем, чтобы предоставить обществу научно-обоснованные рекомендации для оказания воздействия на те или иные проблемные ситуации, мобилизуя таким образом общественное мнение на решение первоочередных социальных задач.

При проведении масштабных исследований экономического, политического, нравственного состояния общественного сознания, а также их реализации в процессе социальной практики, проводимых в РЦИОМ «Ижтимоий фикр», понимание феномена общественного мнения базируется на его представлении как особой форме проявления общественного сознания, выражающейся в социальных настроениях и оценках различных слоев и групп общества по отношению к наиболее злободневным и актуальным событиям социальной реальности. При этом в качестве системообразующих признаков общественного мнения рассматриваются:

- важность общественного факта или события, которое оценивается общественным мнением;

-духовно-нравственные, политические позиции и воззрения граждан, политических партий, общественных движений как генераторов общественного мнения;

April 20, 2024

456

O'zbekiston MШiy universiteti 7атопапу dunyoning ij■imoiy manzarasi га]ат1уШ: иИта1ап ■ransformatsiyasi

даюпа^ПиииииУииииЬекиии^^^ииаПйОта

- национальные, этнические, религиозные особенности социальных групп и слоев общества, находящие отражение в общественном мнении;

- уровень гармоничности, определяющий состояние и устойчивость общественного мнения.

Как известно, общественное мнение возникает и существует в конкретных социально-исторических и общественно-политических условиях. В зависимости от той или иной ситуации общественное мнение может сильно меняться, поскольку абстрактного, внеситуативного и внеисторического общественного мнения не существует [4, - С.33].

В основе методологии комплексных исследований общественного мнения, проводимых РЦИОМ «Ижтимоий фикр» лежат структурно-функциональный и феноменологический подходы. В то же время при анализе выявленных в исследованиях тенденций, используются и идеи антропоцентризма в его социальном контексте, т.е. направленность на измерение общественного сознания, человеческого поведения и деятельности в социуме. Другой особенностью изучения выявленных в исследованиях тенденций, является синтез применения этносоциального, регионального и социально-дифференцированного подходов при анализе основных реалий формирования и функционирования общественного мнения в узбекистанском обществе.

Этносоциальный подход предполагает всесторонний учет менталитета узбекского народа, его национального самосознания, обусловленные принадлежностью к исламской религии, приверженностью национальным традициям, народным обычаям, нормам поведения и т.д.

В условиях существования в стране территориальных образований, существенно различающихся по уровню своего социально-экономического и социокультурного развития, появления свободных экономических зон в определенных областях, региональный подход при проведении социологических исследований становится особенно актуальным. Данный подход предполагает анализ ключевых параметров жизнедеятельности населения и социальной идентичности индивидов и социальных групп в зависимости от специфики региона проживания.

Социально-дифференцированный подход к изучению общественного мнения, используемый в деятельности Центра, обусловлен существованием в обществе различных социальных слоев, этнических, поколенческо-возрастных, гендерных и др. групп населения. Данный подход позволяет более глубоко и детально рассмотреть особенности формирования и функционирования

457

April 20, 2024

O'zbekiston MШiy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi га jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

общественного сознания на уровне различных социальных слоев и групп в зависимости от социологической верификации принадлежности в обществе.

В настоящее время в стране происходят глубокие структурные трансформации в общественно-политическом и социально-экономическом развитии. Новое видение стратегии государственного и общественного строительства, программа действий по обновлению страны, представленная в Стратегии развития Нового Узбекистана [5] и Послании Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиеева Олий Мажлису [6], определяют ключевые аспекты изучения общественного мнения и приоритетные направления социологических исследований, проводимых Центром.

В современных условиях дальнейшее развитие изучения общественного мнения в стране предполагает дальнейшее совершенствование теории и методологии социологических исследований, синхронизацию отечественной социологии с европейскими и мировыми социологическими исследованиями, новые подходы и новые методы интерпретации основных тенденций в общественном сознании и поведении людей. При анализе современных тенденций развития общества в социологии выделяется ряд проблем, необходимость изучения которых становится особо актуальной. Так, особую значимость приобрели этнические и конфессиональные проблемы, так как сегодня отмечается модификация форм и методов противостояний и протестов, обусловленных этнической и религиозной нетерпимостью, что требует принципиально иных подходов к изучению и интерпретации данных феноменов.

В настоящее время ощущается необходимость в социологических исследованиях, раскрывающих направленность и восприятие социально-экономических и политических процессов в общественном сознании различных социальных групп и социальных общностей. В этой связи особую значимость приобретают социологические исследования, связанные с изучением социальных приоритетов, обеспечивающих интересы семьи, процессы формирования среднего класса, структурных преобразований в экономике, повышение роли человеческого потенциала и др. В связи с утверждением в стране в качестве основополагающего принципа тезиса: «Новый Узбекистан — это общество и государство, где высшей ценностью являются человек и интересы народа» [7], роль общественного мнения в стране значительно возрастает, а социологические исследования становятся ориентирами для процессов преобразования и реформирования в конкретных сферах общественной жизни.

458

April 20, 2024

O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

^ationalUniversityofUzbekista^^^^^ra

В контексте вышеизложенного представляет научный интерес выявление степени необходимости и востребованности опросов общественного мнения с точки зрения самих граждан, а также получение информации о группах населения, чаще других соглашающихся принять участие в опросах, или же наоборот, отказывающихся от участия в них и по каким причинам. Результаты опроса общественного мнения «Отношение граждан к опросам общественного мнения», проведенного РЦИОМ «Ижтимоий фикр» в январе 2024 года, позволяют утверждать, что 75,1% узбекистанцев положительно воспринимают проведение социологических опросов. Достаточно существенная часть опрошенных (12,4%) воспринимает социологические опросы индифферентно.

По мнению половины респондентов социологические опросы дают возможность выяснить мнение граждан о реальной ситуации в стране, что в последующем учитывается при принятии решений относительно острых социально-экономических проблем, шестая часть опрошенных характеризует опросы, как важный источник информации для СМИ с целью ее дальнейшего распространения среди населения. Каждый десятый респондент полагает, что опросы необходимы политикам, предпринимателям, общетвенным деятелям для повышения эффективности их работы.

Оценивая практическую пользу опросов общественного мнения, подавляющее большинство респондентов проявили полное единодушие, ответив утвердительно - 82,8%. Объектом повышенного внимания со стороны общественности и СМИ, на наш взгляд, должна стать разъяснительная работа с довольно существенной по величине (13,8% от общего массива опрошенных) группой респондентов, затруднившихся ответить на вопрос о целесообразности и значимости социологических опросов для дальнейшего поступательного развития общества.

Поскольку главным критерием опросов общественного мнения является достоверность получаемых результатов, то при проведении социологических исследований ставится цель - получить данные, отражающие истинную точку зрения населения о конкретной проблеме. Однако, в практике проведения опросов общественного мнения нередко обнаруживаются факторы, негативно влияющие на объективность и качество получаемых результатов, например, искренность участников опроса, непонимание формулировки вопросов и пр.

Полученные результаты позволили зафиксировать: 39,1% респондентов убеждены, что результаты опросов объективно отражают мнение граждан, а каждый четвертый респондент уверен, что объективность получаемых результатов в определенной степени зависит от темы опроса (деликатные темы могут вызывать у определенной части респондентов неприятие и, как

April 20, 2024

https://nuu.uz/ International Scientific and Practical Conference

O'zbekiston MШiy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi га jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

^ational^niversity^f^zbekistan^^^TranS¿0rmation¿■■

следствие, неискренние ответы). Каждый десятый участник опроса не воспринимает результаты социологических опросов как реальное отражение мнения граждан. Обращает на себя внимание выявленный исследованием беспрецедентно высокий уровень интереса узбекистанцев к информации о результатах социологических опросов. Так, 76,4% респондентов указали, что с интересом знакомятся с данными социологических исследований, 11,8% проявляют интерес к определенным темам, каждый десятый участник опроса относится к результатам любых социологических опросов безразлично.

Значительное число граждан не только интересуется результатами опросов общественного мнения, но и стремится принять в них участие. 55,2% респондентов на вопрос «Если к Вам в перспективе обратятся с просьбой пройти опрос, согласитесь ли Вы?" ответили утвердительно. Кроме того, определенная часть опрошенных отметила, что примет участие в опросе при определенных условиях: в зависимости от темы (8,3%) и при наличии свободного времени (21,3%). Откажутся участвовать в опросе, без объяснения причин, 13,9% респондентов.

Нами также была выявлена мотивация, побуждающая граждан к участию в опросах общественного мнения. В качестве доминирующей причины респонденты назвали участие в опросе свидетельством признания государством значимости мнения каждого гражданина, подтверждение факта, что для страны важна его точка зрения по различным вопросам (31,4%). Другим существенным мотивом участия в опросах у каждого пятого респондента выступает активная гражданская позиция, а именно, "мне важно, что происходит в стране". Еще одна причина, по которой граждане участвуют в опросах состоит в том, что людям (10%) нравится отвечать на интересные вопросы, рассуждать на заданную тему, задумываться о предметах и сущностях, которых они не касались ранее. Можно констатировать, что узбекистанцы проявляют достаточно высокий интерес к опросам общественного мнения, причем как к информации об их результатах, так и к своему в них участию, а также позитивно воспринимают социологические опросы, считая целесообразным дальнейшее их проведение на актуальные темы, затрагивающие наиболее острые проблемы и волнующие общество вопросы.

Таким образом, можно утверждать, что научно-обоснованные и выверенные опросы общественного мнения являются одним из эффективных инструментов механизма взаимодействия между обществом и властью. Наш Республиканский Центр изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» намерен использовать имеющиеся ресурсы для практической реализации результатов социологических опросов общественного мнения и информацию о

April 20, 2024

460

O'zbekiston Milliy universiteti Zamonaviy dunyoning ijtimoiy manzarasi va jamiyat tuzilmalari transformatsiyasi

^ajonalUmversityofUzbekista^^^^^ra^

настроениях граждан при принятии важных общественно значимых управленческих решений.

REFERENCES:

1. Цивилизация и модернизация // Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). М.:Весь мир, 2011

2. Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность. Высшая школа экономики, 2012

3. Петухов В. В., Петухов Р.В. Запрос на перемены: причины актуализации, ключевые слагаемые и потенциальные носители // Политические исследования. 2019.№5.

4. Соловьев А.И. Механизм продвижения общественных интересов и общественная повестка дня // Гражданский сектор государственного управления. - М.: Медиа, 2018.

5. Съезд Либерально-демократической партии Узбекистана. https: //kun.uz/ru/news/2021 /11/06/ mirziyoyev-anonsiroval-strategiyu-razvitiya-novogo-zbekistana-

6. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. 25.01.2020. http://uza.uz/ru/politics/poslanie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziyeev-25-01 -2020

7. https://polito.uz/ru/16453/

461

April 20, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.