Научная статья на тему 'Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий'

Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РАЗВИТИЕ МСП / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ТЕХНОПАРК / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISE / SME DEVELOPMENT / BUSINESS INCUBATOR / TECHNO PARK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оганесян Виген Гагикович

В статье выявлены ключевые этапы программы по привлечению резидентов в бизнес-инкубатор с целью повышения эффективности его деятельности. Уточнено понятие «бизнес-инкубатор» и дана классификация современных инкубаторов. Также в статье рассматриваются основные стадии процесса развития малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе при технопарке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept and development process of core small and medium-sized enterprises in business incubator

The article reveals key stages of the program to attract companies to a business incubator for the purpose of increasing incubator's effectiveness. The study includes more specific definition of «business incubator» and the classification of modern incubators. In addition, the article examines main developmental phases of small and medium enterprises in the business incubator at the techno park.

Текст научной работы на тему «Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий»

В. Г. Оганесян

Концепция и процесс развития профильных малых и средних предприятий

В статье выявлены ключевые этапы программы по привлечению резидентов в бизнес-инкубатор с целью повышения эффективности его деятельности. Уточнено понятие «бизнес-инкубатор» и дана классификация современных инкубаторов. Также в статье рассматриваются основные стадии процесса развития малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе при технопарке.

The article reveals key stages of the program to attract companies to a business incubator for the purpose of increasing incubator's effectiveness. The study includes more specific definition of «business incubator» and the classification of modern incubators. In addition, the article examines main developmental phases of small and medium enterprises in the business incubator at the techno park.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, развитие МСП, бизнес-инкубатор, технопарк.

Key words: small and medium enterprise, SME development, business incubator, techno park.

Бизнес-инкубатор - один из ключевых элементов в инновационной инфраструктуре страны, основное предназначение которого -стать связующим звеном между наукой и бизнесом.

В большинстве источников бизнес-инкубатор характеризуется как конкретный хозяйствующий субъект, организация, созданная для оказания поддержки начинающим предпринимателям. Однако имеются также определения, в которых более широко рассматривается понятие «бизнес-инкубатор». Так, например, академик Г.Л. Багиев в терминологическом словаре маркетинга определяет бизнес-инкубатор как «благоприятную среду, внешнюю оболочку, защи-

щающую новичков, начинающих менеджеров, не имеющих исходной материальной базы для организации бизнеса» [2].

Европейская комиссия определяет бизнес-инкубатор как место плотной концентрации новообразующихся фирм, а национальная ассоциация бизнес-инкубаторов США - как инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимательских компаний [3].

С целью преодоления разногласия между существующими определениями автором предлагается следующее: «бизнес-

инкубатор - это организация, создающая наиболее благоприятные условия для стартового развития малых и средних предприятий путем предоставления льготных условий и удешевления различных бизнес услуг за счет их совместного использования». Понятно, что второй тезис образует экономический фундамент реализации первого.

Обычно выделяют различные виды инкубаторов, наиболее типичными из которых являются инкубаторы для экономического развития, техноинкубаторы, смешанные инкубаторы, классические бизнес-инкубаторы и др.

Существует множество классификаций бизнес-инкубаторов. Так, например, Пол Хэнн (Бизнес-школа университета г. Дархэм, Великобритания) классифицирует бизнес-инкубаторы, во многом опираясь на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей [4]. Автором предлагается следующая классификация бизнес-инкубаторов, которая объединяет в одно целое существующие классификации и виды инкубаторов, что позволяет наиболее полно отразить сегодняшнее развитие бизнес-инкубаторов в мире (рис. 1).

Рис. 1. Классификация бизнес-инкубаторов

Бизнес-инкубатор является организацией, которая может быть самостоятельной структурой как в составе (41 % технопарков в мире), так и вне (10 % технопарков в мире) технопарка, и при этом выполнять схожие с ним задачи [5]. В нашей статье бизнес-инкубатор рассматривается как составная часть технопарка.

Процесс развития резидентов в бизнес-инкубаторе следует начать с разработки программы по привлечению профильных малых и средних предприятий (МСП). К профильным МСП следует относить предприятия, соответствующие специализации бизнес-инкубатора. Программа по привлечению МСП в бизнес-инкубатор должна состоять из нескольких этапов.

Первый этап. Выявление наиболее развитых отраслей промышленности исходя из:

• критерия объема производства (необходимо, в частности, определить структуру обрабатывающей промышленности);

• потенциала инновационности предприятий (следует проанализировать общее количество поданных заявок на изобретения и полезные модели, а также количество МСП среди заявителей);

• потенциала МСП в промышленности (необходимо проанализировать отраслевую структуру и динамику МСП).

Второй этап. Анализ состояния МСП.

Третий этап. Для выявления потребностей МСП в услугах бизнес-инкубатора необходимо будет провести собственными силами бизнес-инкубатора опрос среди предпринимателей. Предлагается опрос проводить по следующим ключевым темам:

• проблемы макроэкономического характера, создающие в настоящее время трудности для предприятия (бюрократия, высокая налоговая ставка, высокий уровень цен на аренду, транспорт и энергоресурсы и пр.);

•влияние на предприятие экономической политики региона за последние несколько лет;

•использование каких-либо мер экономической поддержки со стороны региональных властей в последние годы (например, региональные налоговые льготы, региональный государственный заказ, предоставление региональных кредитных гарантий, субсидии и со-финансирование);

• потребность предприятия в модернизации производства и технологических новшествах (например, необходимость частичной или полной модернизации);

•потребность предпринимателей в получении тех или иных услуг, ощущаемых в настоящее время (например, консалтинговых, финансовых, юридических), и условия, на которых предприниматели хотят и могут получать нужные услуги;

• внутренние проблемы, стоящие перед предприятием для долгосрочного развития (поиск новых сотрудников, снижение уровня издержек, внедрение новых технологий, модернизация производства), и др.

По результатам опроса необходимо будет проанализировать полученные ответы, выявить предпочтения и потребности предпринимателей в услугах бизнес-инкубатора.

Четвертый этап. Планирование и организация маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП. Планирование необходимо осуществлять исходя из сегментации существующих МСП, разработки стратегии позиционирования бизнес-инкубатора на выявленных сегментах, анализа и продвижения конкурентных преимуществ участия в бизнес-инкубаторе, определения ценовой политики на услуги бизнес-инкубатора и развития ассортимента услуг.

Организация маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП должна быть направлена в первую очередь на три ключевые группы, т. е. необходимо провести таргетирование целевой аудитории по этим группам, к которым можно отнести широкую публику (органы власти, международные организации, НИИ, университеты, общество в целом), существующие МСП и потенциальные предприниматели. Сегментация рынка способствует большей целенаправленности и, следовательно, эффективности маркетинговой деятельности (таблица).

Далее необходимо провести следующие маркетинговые мероприятия для существующих МСП:

• сегментацию существующих МСП - разбивка предпринимателей на четкие группы (сегменты) по отраслевым, территориальным и иным признакам, для каждой из которых могут потребоваться отдельные предложения и наборы услуг. Сегментация рынка позволяет согласовывать ассортимент предоставляемых услуг с требованиями предприятий;

•позиционирование - это процесс создания образа, ценности и имиджа бизнес-инкубатора у целевой аудитории таким образом, чтобы они понимали, зачем он существует и какие есть преимущества размещения на его территории;

• конкурентные преимущества участия в бизнес-инкубаторе -это те факторы, которые будут определять превосходство резидентов перед конкурентами, измеряемые экономическими показателями;

•ценовая политика - совокупность мероприятий и стратегий, которые будет использовать бизнес-инкубатор при установлении цен на оказание услуг. При выработке ценовой политики необходимо будет учитывать издержки на обслуживание, цены конкурентов (если таковые имеются), затраты на рекламу и стимулирование спроса на услуги бизнес-инкубатора и т. д. Ценовая политика должна рассматриваться только в контексте общей политики бизнес-инкубатора. Возможны следующие варианты проявления такой политики: единые цены для всех резидентов; гибкие цены, зависящие от опыта предприятий, набора услуг или от спроса; неизменные цены в течение некоторого периода (например, от срока пребывания в инкубаторе или из-за изменений во внешней среде);

•ассортимент услуг - это состав, разновидность и набор услуг, предоставляемых бизнес-инкубатором.

Для организации маркетинговых мероприятий необходимо:

• составление и утверждение бюджета маркетинговых мероприятий;

•назначение ответственных лиц за процессом выполнения мероприятий в назначенный срок и процессом достижения поставленных задач;

•определение маркетинговых мероприятий;

• контроль за выполнением мероприятий, в том числе контроль эффективности, и организация ревизий маркетинговой деятельности.

Таким образом, для определения маркетинговых мероприятий необходимо будет выявить их задачи, которые автор разработал и свел в таблицу.

Пятый этап. Отбор МСП в бизнес-инкубатор. Считаю, что критерии отбора резидентов следует рассматривать в общем процессе их развития внутри бизнес-инкубатора, так как это позволит более детально описать процесс отбора. Структура бизнес-инкубатора может основываться на функционировании в рамках процесса, рас-

считанного на 3-4 года и состоящего из нескольких этапов прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор (рис. 2).

Начинаться процесс отбора клиентов в бизнес-инкубатор должен с поиска перспективной инновационной идеи. Необходимо вести поиск именно идей, а не компаний.

В мировой практике, как правило, одна и та же идея проходит 1-2 цикла анализа различными экспертами и руководителями [1].

Основные критерии отбора - новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. В случае если идея признается перспективной и «владелец» идеи не возражает в будущем создать на ее базе предприятие, осуществляется переход на следующую стадию.

Таблица

Задачи маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП в бизнес-инкубатор в Армении

Задачи мероприятий Мероприятия

Обеспечение постоянного притока новых пользователей сайта бизнес-инкубатора и максимального количества заинтересованной аудитории Создание высококлассной интернет-страницы бизнес-инкубатора, т. е. сайт должен носить рекламный, информационный, презентационный, справочный, интерактивный характер. Размещение баннерной рекламы на сайтах других компаний и отраслевых порталах

Информирование потенциальных клиентов об услугах и основных технических и эксплуатационных возможностях бизнес-инкубатора Размещение рекламы в СМИ

Информирование в кругу профессиональной общественности о планах бизнес-инкубатора и достижениях его резидентов Публикация статьей и интервью в бизнес-изданиях и специализированной прессе

Создание положительного имиджа о бизнес-инкубаторе среди потенциальных его клиентов, партнеров и общества в целом Коммуникация и интеграция с мировыми структурами и ассоциациями бизнес-инкубаторов

Совершенствование маркетинговой деятельности бизнес-инкубатора, улучшение результативных показателей, повышение эффективности Участие в специализированных семинарах и тренингах

Процесс отбора идей было бы целесообразно осуществлять на конкурсной основе и при участии региональных органов управления (например, путем участия главы администрации региона). Конкурс должен иметь общественную значимость и быть максимально открытым и прозрачным, что позволит наиболее широко охватить перспективные идеи.

Следует также отметить, что в бизнес-инкубаторе должны присутствовать как новые, так и уже действующие предприятия. Это очень важно, так как позволяет предпринимателям учиться друг у друга, содействует также укреплению доверия клиентов к инкубатору.

Считаю, что условия участия в конкурсе должны быть разные для лиц, которые еще не начали свою деятельность, и для опытных предпринимателей, так как к ним нельзя предъявлять одинаковые требования в силу отсутствия у первых опыта ведения бизнеса.

Для предпринимателей, которые не начали свою деятельность, но имеют перспективную идею, необходимо проводить отбор со стадии формализации идеи. Если претендент проходит её успешно и размещается в бизнес-инкубаторе, то следующий этап - это пре-динкубация. На данном этапе клиент еще без образования юридического лица получает начальный объем знаний и навыков успешного ведения бизнеса. Бизнес-инкубатор должен будет оказывать в этом ему поддержку: обучать, тренировать, консультировать по следующему кругу вопросов: как создать бизнес, как написать бизнес-план, как правильно одеваться, особенности делового этикета, как правильно делать презентацию, и т. д.

Категорический отказ в приеме заявок в бизнес-инкубатор для оказания помощи молодым предприятиям должны получать идеи, связанные:

• с оказанием финансовых, страховых, адвокатских, нотариальных, бытовых, медицинских услуг;

• с розничной/оптовой торговлей, строительством, общественным питанием;

• с операциями по недвижимости, производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом.

Рис. 2. Основные стадии развития резидентов в бизнес-инкубаторе при технопарке

Отказ идей в данных направлениях связан с низкой инновационной составляющей (например, сфера финансовых и страховых услуг), высокой отдачей (например, область добычи и реализации полезных ископаемых), отсутствием социальной значимости (на-

пример, игорный бизнес) и с наибольшим количеством предприятий в определенной сфере (например, оптовые и розничные продажи).

Инкубация. На данном этапе для начинающего предпринимателя производится регистрация юридического лица. А для предпринимателя, начавшего свою деятельность, в случае положительного решения экспертного совета проект размещается в бизнес-инкубаторе. Основной задачей инкубируемого клиента является запуск процесса коммерциализации своей идеи. Помощь бизнес-инкубатора выражается в зависимости от уровня подготовленности клиента, инкубируемому предпринимателю можно предложить заключить контракт на участие в программах, содержащие разнообразные пакеты услуг. На данном этапе (2-3 года) происходит становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников от 1-2 человек до 5, а затем и до 10-20. В мировой практике только 60 % фирм на этом этапе самостоятельно покрывают свои издержки.

Стадия инкубации включает в себя:

• научно-исследовательские работы (проведение научных исследований для подтверждения состоятельности идеи);

•опытно-конструкторские работы, т. е. создание разработчиком образца готовой продукции и обоснование коммерческой перспективности проекта и возможности его реализации;

• трансфер технологий - подразумевает, что в результате работы большего количества предприятий на одной территории и их взаимодействия будет происходить обмен опытом и знаниями и как следствие отпочкование новых идей. Следует заметить, что в современной литературе под трансфером технологий при бизнес-инкубаторе или технопарке понимается лишь процесс коммерциализации научных разработок и упускается такой важный аспект, как трансфер технологий между инкубируемыми предприятиями.

Дальнейшее развитие малого предприятия в бизнес-инкубаторе (после успешного прохождения стадии отбора и размещения) трудно описать стандартными схемами. Многое здесь зависит от специфики как самого бизнес-инкубатора, так и от компании-клиента, области ее деятельности, поставленных целей и т. д.

Постинкубация. В данном случае подразумевается, что резидент успешно прошел период инкубации и готов к самостоятельному ведению бизнеса, т. е. выход фирмы из бизнес-инкубатора.

Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также обеспечить необходимую ротацию компаний и предпринимателей в бизнес-инкубаторе для повышения эффективности «селекционной» стадии в формировании клиентской базы бизнес-инкубатора.

Если «созревший» клиент решает переехать в технопарк, то администрация бизнес-инкубатора помогает с переездом и поиском нового помещения в технопарке.

На территории технопарка резиденту оказывают всестороннюю поддержку по доведению образца готовой продукции до промышленного образца, выходу на рынок, встраиванию в систему связей.

На стадиях внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности резиденту оказывают всестороннюю поддержку при выводе продукции на внутренний, региональный и международный рынок и на новые ее сегменты.

Таким образом, для повышения эффективности функционирования бизнес-инкубатора необходимо разработать концепцию и процесс развития профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе.

Список литературы

1. Атоян В.Р., Тюрина В.Ю., Агандеев Е.А. Центры трансфера технологий как компонент национальной инновационной системы // Инновационная деятельность. - 2009. - № 1.

2. Багиев Г.Л. Терминологический словарь маркетинга. - URL: http://www.marketing.spb.ru/read/docum/a21.htm (дата обращения 27.04.2010).

3. International Association of Science Parks - IASP. - URL: http://www.iasp.ws/ (дата обращения 18.05.2010).

4. Hannon P. D., Chaplin P. Are incubators good for business? Understanding incubation practice - the challenges for policy. Environment and Planning C: Government and Policy 21 (6) 861. 2003.

5. The National Business Incubation Association. - URL: http://www.nbia.org/ (дата обращения 02.05.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.