экёыёмйк^^^Х^^
E.B. СИБИРСКАЯ
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета
E-mail: [email protected]
О.А. СТРОЕВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета
E-mail: [email protected]
РОЛЬ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ*
В статье представлена информация о том, что основной целью бизнес-инкубатора является: создание и поддержка (инкубация) малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг, а также какова его роль в развитии бизнеса в современном обществе.
Ключевые слова: бизнес, бизнес-инкубатор, предпринимательство.
«Инкубация - это уникальное и в высокой степени гибкое сочетание процессов развития бизнеса, инфраструктуры и персонала, предназначенное для создания благоприятных условий для развития и для выращивания новых и малых предприятий, через предоставление им поддержки на ранних этапах развития и становления»
Ассоциация бизнес инкубаторов Великобритании
Самый важный вопрос, остающийся сегодня без ответа: чего все-таки хочет общество от бизнеса? Еще в 2001 году на выступлениях участников Госсовета прозвучали четыре тезиса: бизнес должен обеспечить создание новых рабочих мест, рост налоговых платежей в бюджет, экономическую стабильность и, наконец, стать главным источником инноваций - разрабатывать и внедрять новые технологии [3].
Радикальная либерализация экономических отношений и социальное переустройство российского общества в начале 90-х годов XX века создали предпосылки для рыночных преобразований и интеграции России в мировое общество, выдвинули ряд задач, остающихся актуальными и сегодня. Одной из таких является развитие предпринимательства, создание условий, при которых довольно быстро может возникнуть масса предпринимателей, занимающихся бизнесом.
Время требует быстрой и квалифицированной помощи тем, кто решил или был вынужден занять-
ся частным предпринимательством. Сегодня нужно обеспечить знания основных закономерностей рыночной экономики, а также сформировать условия для овладения практическими навыками частного бизнеса сотням тысяч людей, вставших на путь предпринимательской деятельности. И, наконец, обеспечить масштабность этой работы, развернуть ее во всех регионах России, для чего необходимы тысячи специально подготовленных преподавателей, консультантов и организаторов. Есть одна организация в инфраструктуре поддержки предпринимательства, которая успешно решает все эти задачи. Это бизнес-инкубатор.
Процесс «инкубирования предпринимательства» нацелен на то, чтобы вдохновить - спровоцировать - людей на организацию собственного дела и поддержать начинающие компании в разработке новаторских продуктов. «Инкубирование» означает создание условий, способствующих и благоприятствующих развитию предпринимательства и начинающих компаний [1].
*Статья подготовлена по результатам выполнения госзадания Орловскому государственному университету (регистрационный номер 6.5355.2011, прикладные научные исследования).
© Е.В. Сибирская, О.А. Строева
Бизнес-инкубатор - это организация, которая создаёт наиболее благоприятные условия для стартового развития малых предприятий путём предоставления комплекса услуг и ресурсов, включающего: обеспечение предприятий площадью на льготных условиях, средства связи, оргтехнику, необходимое оборудование, проводит обучение персонала, консалтинг и т.д. Комплекс услуг - секретарских, бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых - одно из самых главных условий, потому что именно комплексность имеет значение для стартового развития малых предприятий [6].
Таким образом, предприниматель сосредоточен на одной задаче - начать выпуск продукции (услуги) и выйти на рынок, все остальные проблемы ему помогает решать команда бизнес-инкубатора (администрация, эксперты, консультанты). Она помогает приобрести предпринимателю «свое лицо», статус, представляет его интересы во внешней среде, создает положительный имидж.
Однако, государство, безусловно, по-прежнему играет главную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в том числе и через бизнес-инкубирование. В большинстве стран (Германия, Италия, Китай, США, Финляндия и др.) бизнес-инкубаторы получают существенную государственную помощь, в некоторых из них приняты специальные законы, определяющие статус и регламентирующие деятельность бизнес-инкубаторов.
Самым большая проблема при создании бизнес-инкубатора - выделение ему помещения. В нашем государстве до сих пор не решен вопрос по обеспечению прощадями организаций, занимающихся поддержкой предпринимателей. Кроме того, наполнение каждого элемента формулы успеха реальным содержанием зависит и от квалификации людей, которые будут заниматься становлением бизнес-инкубатора. Кадровое обеспечение бизнес-инкубирования предполагает несколько составляющих:
- обеспечение компетентными кадрами самих бизнес-инкубаторов (администрация, эксперты, консультанты);
- кадровое обеспечение инкубируемых малых предприятий и обучение предпринимателей;
- повышение компетентности государственных служащих и сотрудников организаций, поддерживающих предпринимательство.
Для создания наилучшей системы условий, касающихся инкубационной среды и услуг, в которой будет обеспечиваться поддержка динамичного развития начинающих и развивающихся предприятий, бизнес-инкубаторам необходимо обладать страте-
гией инкубации, которая учитывает потребности клиентов, а также цели и задачи инкубатора, политикой приема и выпуска клиентов. Кроме этого, руководящая инкубатором группа должна иметь предпринимательский опыт, осуществлять доверительные отношения с клиентами, использовать предпринимательский подход и навыки коммуникации. Основой успеха любого инкубатора также является деловое наставничество, постоянный мониторинг и оценка эффективности деятельности инкубатора. Для выхода бизнес-инкубатора на уровень самоокупаемости через 3-5 лет важно обеспечить его специальным программным обеспечением, организовать тренинги для менеджеров бизнес-инкубатора, создать сети бизнес-агентов всех уровней и проч.
Основными показателями эффективности бизнес-инкубатора, по мнению заместителя председателя координационного совета Национального содружества бизнес-инкубаторов О. Лаптевой, могут считаться не только привлеченные инвесторы и объем инвестиций, но и число «выращенных» предприятий. Необходимо соблюдать баланс между стремлением получить прибыль и вырастить новый бизнес [4].
Бизнес-инкубатор может быть эффективным самостоятельным хозяйствующим субъектом, но при этом:
- площадь бизнес-инкубатора должна быть не менее 650 кв.м.;
- средства на ремонт площадей при создании бизнес-инкубатора должны быть безвозвратными;
- средства на оснащение бизнес-инкубатора должны быть безвозвратными;
- персонал бизнес-инкубатора должен быть подготовлен.
Кроме того, по мнению Э.С. Набиуллиной, экс-министра экономического развития России, «выросшие в бизнес-инкубаторах компании сталкиваются с проблемой доступа к промышленным площадкам, т.е. условия для их послеинкубационного роста не созданы [3].
В России создано уже больше сотни бизнес-инкубаторов - структур для поддержки малых предприятий на начальном этапе их деятельности. Стандартный перечень услуг резидентам: бесплатные (или сдаваемые по льготной цене) офисные помещения, переговорные комнаты, помощь в установлении связей с инвесторами и потенциальными клиентами, а также предоставление консалтинговой и информационной помощи.
Однако пока российские бизнес-инкубаторы рассадниками инноваций не стали. «Их воспринимают исключительно как офисные помещения, - говорит Евгений Кузнецов, директор департамента развития и коммуникаций ОАО «Российская венчурная компания». - Главное отличие бизнес-
ЭКОНОМИКА
инкубатора от любой другой формы поддержки инновационной деятельности - это люди, которые выполняют наставнические функции, функции партнеров по развитию, учителей бизнеса. И вот в этом в России наблюдается острый дефицит» [10].
«В России нужны проекты с упором не на «площади и бухгалтера», а на сеть контактов инкубатора, постоянные мероприятия, знакомства с инвесторами. Из сотни спешно настроенных технопарков мне не известен ни один, которому это удалось», - говорит Елена Масолова, директор по инвестициям AddVenture. Она участвовала в создании бизнес-инкубатора ГУ-ВШЭ и говорит, что он хотя и маленький, но берет качеством [9].
Больше всего бизнес-инкубаторов -22 - находится в Москве. Среди них: Digital October, бизнес-инкубатор «Строгино», «Главстарт», инкубатор ГУ ВШЭ и другие. В Санкт-Петербурге инкубаторов всего три: «Ингрия», Межвузовский бизнес-инкубатор QD, бизнес-инкубатор технопарка «Смоленка». Всего тремя инкубаторами может похвастаться «научная столица» России - Новосибирск.
Таким образом, бизнес-инкубатор — это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Инновационная организация в зависимости от ее технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или иной набор инновационных услуг, куда обязательно входит аренда помещения. Инкубационный период организации-клиента длится обычно 2-3 года, реже 5 лет, по истечении этого срока инновационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.
Основной целью бизнес-инкубатора является: создание и поддержка (инкубация) малых предприятий, выполняющих инновационные проекты, на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду на льготных условиях нежилых помещений, оборудованных мебелью и техникой, и оказания консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг.
Бизнес-икубатор преследует следующие цели: развитие экономики города; развитие высоких инновационных технологий в России; развитие малого бизнеса инновационной направленности, обеспечение благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности для малых предприятий-производителей; налаживание связей между крупными промышленными предприятиями и малым бизнесом; стимулирование процесса учредительства и всесторонней поддержки развития но-
вых фирм; создание новых рабочих мест.
Специализация Бизнес-инкубатора - не менее 85% субъектов малого предпринимательства, размещенных в Бизнес-инкубаторе, должны осуществлять свою деятельность в сфере инноваций и высоких технологий.
Задачами Бизнес-инкубатора являются: стимулирование создания новых предприятий в инновационной и высокотехнологической сферах; содействие повышению инновационной активности субъектов малого предпринимательства; привлечение на конкурсной основе субъектов малого предпринимательства инновационной направленности; отбор субъектов малого предпринимательства для размещения в Бизнес-инкубаторе и заключение с ними соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве; комплексное и квалифицированное обслуживание субъектов малого предпринимательства на различных этапах развития; оказание консультационной помощи начинающим малым предприятиям по экономико-правовым и бухгалтерским вопросам; осуществление консалтингового сопровождения и трансфера инновационных технологий и продукции Арендаторов бизнес-инкубатора; участие в оказании государственной поддержки инновационных проектов Арендаторов бизнес-инкубатора; взаимодействие с финансовыми структурами и международными организациями, в том числе рискового финансирования инновационных проектов; формирование информационно - аналитической базы данных о развитии предприятий инновационной направленности для проведения консультационных работ с субъектами малого предпринимательства, размещаемыми в Бизнес-инкубаторе; обеспечение доступа к информационным и экспертным ресурсам.
Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:
1. обеспечение систем поддержки фирмам за счет оказания материальной (осязаемая) и нематериальной (неосязаемая) поддержки;
2. достижение успешной стратегии коммерциализации рисковой технологии;
3. бизнес-образовательная функция в виде обучения в свободной обстановке или организации бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета.
Итак, бизнес-инкубатор - это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности.
Библиографический список
1. Айгистова О.В. Основы построения бизнес-инкубаторов. О.В. Айгистова, В.Л. Горбунов, В.Ш. Каганов, В.Л. Калиничев, Т.В. Ломоносова. М.: ИК «Логос», 1999.
2. Режим доступа: http://www.businessrealty.ru/
3. Режим доступа: http://www.hmaobin.ru/
4. Режим доступа: http://www.unibiztv.ru/
5. Режим доступа: http://www.siora.ru/ru/
6. Режим доступа: http://www.garant.ru/
7. Режим доступа: http://www.bishelp.ru/
8. Режим доступа: http://www.start-business.ru/
9. Режим доступа: http:// volbiz.ru/editorschoice/biznes-inkubatoryi-v-rossii-5-shtrixov-k-portretu. html
10. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1380692.html
11. Режим доступа: http://www.unibiztv.ru/news/detail.php?ID=392
12. Режим доступа: http://www.ubo.ru/articles/?cat=136&pub=1252
E.V. SIBIRSKAYA, O.A. STROEVA
ROLE AND FUNCTIONS BUSINESS INCUBATOR IN BUSINESS DEVELOPMENT IN MODERN SOCIETY
In article information that a main objective of business incubator is is presented: creation and support (incubation) of the small enterprises which are carrying out innovative projects, at an early stage of their activity by granting in rent on favorable terms the non-residential premises equipped with furniture and equipment, and rendering of consulting, accounting, legal and other services, and also what its role in business development in modern society.
Key words: business, business incubator.