наращиваем потенциал
концепция и процесс развития
профильных малых и средних предприятий
в бизнес-инкубаторе
Оганесян Виген Гагикович
аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов [email protected]
_Аннотация
Выявлены ключевые этапы программы по привлечению резидентов в бизнес-инкубатор с целью повышения эффективности его деятельности. Уточнено понятие «бизнес-инкубатор» и дана классификация современных инкубаторов. Также рассматриваются основные стадии процесса развития малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе при технопарке.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, развитие, бизнес-инкубатор, технопарк
Бизнес-инкубатор является одним из ключевых элементов в инновационной инфраструктуре страны, основное предназначение которого -стать связующим звеном между наукой и бизнесом. В большинстве источников бизнес-инкубатор характеризуется как конкретный хозяйствующий субъект, организация, созданная для оказания поддержки начинающим предпринимателям. Однако имеются также определения, в которых данное понятие рассматривается более широко [1].
О сущности понятия «бизнес-инкубатор»
С целью преодоления разночтений автором предлагается следующее определение: «Бизнес-инкубатор - это организация, создающая наиболее благоприятные условия для стартового развития малых и средних предприятий путем предоставления льготных условий и удешевления различных бизнес-услуг за счет их совместного использования». Понятно, что второй тезис образует экономический фундамент реализации первого.
еативная экономика, 2011, № 2
Обычно выделяют различные виды инкубаторов, наиболее типичными из которых являются инкубаторы для экономического развития, техноинкубато-ры, смешанные инкубаторы, классические бизнес-инкубаторы и др.
Существует множество классификаций бизнес-инкубаторов. Так, например, Пол Хэнн (Бизнес-школа университета г. Дархэм, Великобритания) классифицирует бизнес-инкубаторы, во многом опираясь на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей услугами инкубатора [2]. Автором предлагается следующая классификация бизнес-инкубаторов, которая объединяет в одно целое существующие классификации и виды инкубаторов, что позволяет наиболее полно отразить сегодняшнее развитие бизнес-инкубаторов в мире (рис. 1).
Нами бизнес-инкубатор рассматривается как составная часть технопарка.
Программа привлечения в бизнес-инкубаторы малых и средних предприятий
Так как процесс инкубации является промежуточным звеном в процессе развития резидентов в технопарке, следовательно, процесс развития резидентов в бизнес-инкубаторе следует начать с разработки программы по привлечению профильных малых и средних предприятий (МСП). К профильным МСП следует относить предприятия, соответствующие специализации бизнес-инкубатора.
Программа по привлечению МСП в бизнес-инкубатор должна состоять из нескольких этапов. I этап. Выявление наиболее развитых отраслей промышленности исходя из:
• критерия объема производства (необходимо, в частности, определить структуру обрабатывающей промышленности);
• потенциала инновационности предприятий (следует проанализировать общее количество поданных заявок на изобретения и полезные модели, а также количество МСП среди заявителей);
• потенциала МСП в промышленности (необходимо проанализировать отраслевую структуру и динамику МСП).
бизнес-инкубатор -это организация, создающая наиболее благоприятные условия для стартового развития малых и средних предприятий путем предоставления льготных условий и удешевления различных бизнес-услуг за счет их совместного использования
малый бизнес - --
Рис. 1. Классификация бизнес-инкубаторов
следует относить
предприятия,
соответствующие
специализации
бизнес-инкубатора
II этап. Анализ состояния МСП.
III этап. Для выявления потребностей МСП в услугах бизнес-инкубатора необходимо будет провести собственными силами бизнес-инкубатора опрос среди предпринимателей. По результатам опроса необходимо будет проанализировать полученные ответы, выявить предпочтения и потребности предпринимателей в услугах бизнес-инкубатора.
IV этап. Планирование и организация маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП. Планирование необходимо осуществлять исходя
креативная экономика, 2011, № 2
из сегментации существующих МСП, разработки стратегии позиционирования бизнес-инкубатора на выявленных сегментах, анализа и продвижения конкурентных преимуществ участия в бизнес-инкубаторе, определения ценовой политики на услуги бизнес-инкубатора и развития ассортимента услуг. Организация маркетинговых мероприятий подразумевает комплекс таких мероприятий, направленных на привлечение новых МСП в бизнес-инкубатор.
V этап. Отбор МСП в бизнес-инкубатор. В целом критерии отбора резидентов следует рассматривать в общем процессе их развития внутри бизнес-инкубатора, так как это позволит более детально описать процесс отбора.
Структура бизнес-инкубатора может основываться на функционировании в рамках процесса, рассчитанного на 3-4 года и состоящего из нескольких этапов прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор, которые рассмотрены на рис. 2. Начинаться процесс отбора клиентов в бизнес-инкубатор должен с поиска перспективной инновационной идеи. Нужно отметить, что необходимо вести поиск именно идей, а не компаний. Основные критерии отбора - новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. В случае если идея признается перспективной и «владелец» идеи не возражает в будущем создать на ее базе предприятие, осуществляется переход на следующую стадию.
Следует также отметить, что в бизнес-инкубаторе должны присутствовать как новые, так и уже действующие предприятия. Это очень важно, ибо позволяет предпринимателям учиться друг у друга, содействует укреплению доверия клиентов к инкубатору.
основные критерии отбора - новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы
Кого и как отбирать в бизнес-инкубатор
Условия участия в отборе должны быть различными для лиц, которые еще не начали свою деятельность, и для опытных предпринимателей, так как к ним нельзя предъявлять одинаковые требования в силу отсутствия у первых опыта ведения бизнеса. Для предпринимателей, которые не начали свою деятельность, но имеют перспективную идею, необ-
малый бизнес -—--4
Рис. 2. Основные стадии развития резидентов в бизнес-инкубаторе при технопарке
ходимо проводить отбор со стадии формализации идеи.
Если претендент успешно проходит стадию формализации идеи и размещается в бизнес-инкубаторе, то следующий этап - это прединкубация.
На данном этапе клиент, еще без образования юридического лица, получает начальный объем знаний и навыков успешного ведения бизнеса. Бизнес-инкубатор должен будет оказывать в этом ему поддержку - обучает, тренирует, консультирует по следующему кругу вопросов: как создать бизнес, как написать бизнес-план, как правильно одеваться, особенности делового этикета, как правильно делать презентацию и т.д.
Инкубация. На данном этапе для начинающего предпринимателя производится регистрация юридического лица. А для предпринимателя, начавшего свою деятельность, в случае положительного решения экспертного совета проект размещается в бизнес-инкубаторе. Основной задачей инкубируемого клиента является запуск процесса коммерциализации своей идеи. Стадия инкубации включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и трансфер технологий.
Постинкубация. В данном случае подразумевается, что резидент успешно прошел период инкубации и готов к самостоятельному ведению бизнеса, то есть к выходу фирмы из бизнес-инкубатора. Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также обеспечить необходимую ротацию компаний и предпринимателей в бизнес-инкубаторе для повышения эффективности «селекционной» стадии в формировании клиентской базы бизнес-инкубатора.
Если «созревший» клиент решает переехать в технопарк, то администрация бизнес-инкубатора помогает с переездом и поиском нового помещения в технопарке.
На стадиях внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности резиденту оказывают всестороннюю поддержку при выводе продукции на внутренний, региональный и международный рынок и на новые сегменты.
Вывод
Для повышения эффективности функционирования бизнес-инкубатора требуется разработка кон-
основной задачей инкубируемого клиента является запуск процесса коммерциализации своей идеи
малый бизнес
_на стадиях цепции и процессов, обеспечивающих развитие
внутриэкономической профильных малых и средних предприятий в биз-
_и внешнеэкономи- нес-инкубаторе.
_ческой деятельности
резиденту оказывают Литература
_всестороннюю 1. Багиев Г.Л. Терминологический словарь маркетин-
_поддержку при га [Электронный ресурс]. - http://www.marketing.
_выводе продукции spb.ru/read/docum/a2l.htm (дата обращения
_на внутренний, 27.04.2010).
_региональный 2. Hannon P.D., Chaplin P. Are incubators good for
_и международный business? Understanding incubation practice - the
_рынок и на новые challenges for policy. Environment and Planning C:
_сегменты Government and Policy 21(6) 861. 2003.
Vigen G. Oganesyan
Postgarduate,
Saint-Petersburg State University of Economics and Finance
Conception and process of development of profile small and medium enterprises in business-incubator
Abstract
The article finds out key stages of the program for attraction of residents in business-incubator for increasing the effectiveness of their activity. The author specifies the notion 'busness-incubator" and gives classification of modern incubators. The article also focuses on the basic stages of development process of small and medium enterprises in business-incubator at technopark.
Keywords: small and medium entrepreneurship, development of MCP, business-incubator, technopark
юмика, 2011, № 2