УДК - 339.13.017
КОНЦЕПЦИЯ И ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ПРОФИЛЬНЫХ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЕ
В.Г. Оганесян
В статье выявлены ключевые этапы программы по привлечению резидентов в бизнес-инкубатор с целью повышения эффективности его деятельности. Уточнено понятие «бизнес-инкубатор» и дана классификация современных инкубаторов. Также в статье рассматриваются основные стадии процесса развития малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе при технопарке.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, развитие МСП, бизнес-инкубатор, технопарк.
Бизнес-инкубатор является одним из ключевых элементов в инновационной инфраструктуре страны, основное предназначение которого - стать связующим звеном между наукой и бизнесом.
В большинстве источников бизнес-инкубатор характеризуется как конкретный хозяйствующий субъект, организация, созданная для оказания поддержки начинающим предпринимателям. Однако имеются также определения, в которых более широко рассматривается понятие «бизнес-инкубатор». Так, например, академик Багиев Г.Л. в терминологическом словаре маркетинга определяет бизнес-инкубатор как «благоприятную среду, внешнюю оболочку, защищающую новичков, начинающих менеджеров, не имеющих исходной материальной базы для организации бизнеса» [1].
Европейская комиссия определяет бизнес-инкубатор как место плотной концентрации новообразующихся фирм, а национальная ассоциация бизнес-инкубаторов США - как инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимательских компаний [2].
С целью преодоления разногласия между существующими определениями автором предлагается следующее: «бизнес-инкубатор — это организация, создающая наиболее благоприятные условия для стартового развития малых и средних предприятий путем предоставления льготных условий и удешевления различных бизнес услуг за счет их совместного использования». Понятно, что второй тезис образует экономический фундамент реализации первого.
Обычно выделяют различные виды инкубаторов, наиболее типичными из которых являются инкубаторы для экономического развития, техноинкубаторы, смешанные инкубаторы, классические бизнес-инкубаторы и др.
Существует множество классификаций бизнес-инкубаторов. Так, например, Пол Хэнн (Бизнес-школа университета г. Дархэм, Великобритания) классифицирует бизнес-инкубаторы, во многом опираясь на идентификацию специфических групп клиентов-пользователей услугами инкубатора [3].
Автором предлагается следующая классификация бизнес-инкубаторов, которая объединяет в одно целое существующие классификации и виды инкубаторов, что позволяет наиболее полно отразить сегодняшнее развитие бизнес-инкубаторов в мире (рис. 1).
Бизнес-инкубатор является организацией, которая может быть самостоятельной структурой как в составе (41% технопарков в мире), так и вне (10% технопарков в мире) технопарка, и при этом выполнять схожие с ним задачи [4]. В статье бизнес-инкубатор рассматривается как составная часть технопарка.
Так как процесс инкубации является промежуточным звеном в процессе развития резидентов в технопарке, следовательно, процесс развития резидентов в бизнес-инкубаторе следует начать с разработки программы по привлечению профильных малых и средних предприятий (МСП). К профильным МСП следует относить предприятия, соответствующие
специализации бизнес-инкубатора.
Программа по привлечению МСП в бизнес-инкубатор должна состоять из нескольких
этапов.
Бизнес-инкубаторы
Виртуальные бизнес-
инкубаторы (интернет-инкубаторы)
Техноинкубаторы
Инновационные бизнес-инкубаторы
Классические инкубаторы
Смешанные инкубаторы
Инкубаторы для экономического развития
Бизнес инкубаторы, направленные на формирование и развитие МСП
Местные общественные организации, направленные на решение региональных проблем
Рис. 1. Классификация бизнес-инкубаторов
I этап. Выявление наиболееразвитых отраслей промышленности исходя из:
• критерия объема производства (необходимо, в частности, определить структуру обрабатывающей промышленности);
• потенциала инновационности предприятий (следует проанализировать общее количество поданных заявок на изобретения и полезные модели, а также количество МСП среди заявителей);
• потенциала МСП в промышленности (необходимо проанализировать отраслевую структуру и динамику МСП).
II этап. Анализ состояния МСП.
III этап. Для выявления потребностей МСП в услугах бизнес-инкубатора необходимо будет провести собственными силами бизнес-инкубатора опрос среди предпринимателей. Предлагается опрос проводить по следующим ключевым темам:
• проблемы макроэкономического характера, создающие в настоящее время трудности для предприятия (бюрократия, высокая налоговая ставка, высокий уровень цен на аренду, транспорт и энергоресурсы и прочее);
• влияние на предприятие экономической политики региона за последние несколько лет;
• использование каких-либо мер экономической поддержки со стороны региональных властей в последние годы (например, региональные налоговые льготы, региональный государственный заказ, предоставление региональных кредитных гарантий, субсидии и софинансирование);
• потребность предприятия в модернизации производства и технологических новшествах (например, необходимость частичной или полной модернизации);
• потребность предпринимателей в получении тех или иных услуг, ощущаемых в настоящее время (например, консалтинговых, финансовых, юридических), и условия, на которых предприниматели хотят и могут получать нужные услуги;
• внутренние проблемы, стоящие перед предприятием для долгосрочного развития (поиск новых сотрудников, снижения уровня издержек, внедрение новых технологий, модернизация производства) и др.
По результатам опроса необходимо будет проанализировать полученные ответы, выявить предпочтения и потребности предпринимателей в услугах бизнес-инкубатора.
IV этап. Планирование и организация маркетинговых мероприятий по привлечению новых МСП. Планирование необходимо осуществлять исходя из сегментации существующих МСП, разработки стратегии позиционирования бизнес-инкубатора на выявленных сегментах, анализа и продвижение конкурентных преимуществ участия в бизнес-инкубаторе, определения ценовой политики на услуги бизнес-инкубатора и развития ассортимента услуг. Организация маркетинговых мероприятий подразумевает комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на привлечение новых МСП в бизнес-инкубатор.
VI этап. Отбор МСП в бизнес-инкубатор. Считаю, что критерии отбора резидентов следует рассматривать в общем процессе их развития внутри бизнес-инкубатора, так как это позволит более детально описать процесс отбора. Структура бизнес-инкубатора может основываться на функционировании в рамках процесса, рассчитанного на 3-4 года и состоящего из нескольких этапов прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор, которые автором рассмотрены на рисунке 2.
Начинаться процесс отбора клиентов в бизнес-инкубатор должен с поиска перспективной инновационной идеи. Нужно отметить, что необходимо вести поиск именно идей, а не компаний.
В мировой практике, как правило, одна и та же идея проходит 1-2 цикла анализа различными экспертами и руководителями [5].
Основные критерии отбора - новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. В случае если идея признается перспективной и «владелец» идеи не возражает в будущем создать на ее базе предприятие, осуществляется переход на следующую стадию.
Процесс отбора идей было бы целесообразно осуществлять на конкурсной основе и при участии региональных органов управления (например, путем участия главы администрации региона). Конкурс должен иметь общественную значимость и быть максимально открытым и прозрачным, что позволит наиболее широко охватить перспективные идеи.
Следует также отметить, что в бизнес-инкубаторе должны присутствовать как новые, так и уже действующие предприятия. Это очень важно, так как позволяет предпринимателям учиться друг у друга, содействует также укреплению доверия клиентов к инкубатору.
Среди фирм, которые уже начали свою деятельность
Среди фирм, которые не начали свою деятельность
I Формализация идеи I
Прединкубация
Инкубация
Научно-исследовательские работы
Опытно-конструкторские работы
Трансфер технологий
Отпочкование новых идей
Постинкубация
Переезд в технопарке
Уход из бизнес-инкубатора
^^^^ Выпуск продукции в промышленных масштаба^^^^^^
Внешнеэкономическая деятельность Внутриэкономическая деятельность
"V г
| Выход на новые рынки Выход на новые сегменты |
Рис. 2. Основные стадии развития резидентов в бизнес-инкубаторе при технопарке
Считаю, что условия участия в конкурсе должны быть разные для лиц, которые еще не начали свою деятельность, и для опытных предпринимателей, так как к ним нельзя предъявлять одинаковые требования в силу отсутствия у первых опыта ведения бизнеса.
Для предпринимателей, которые не начали свою деятельность, но имеют перспективную идею, необходимо проводить отбор со стадии формализации идеи.
Если претендент проходит успешно стадию формализации идеи и размещается в бизнес-инкубаторе, то следующий этап - это прединкубация. На данном этапе клиент, еще без образования юридического лица, получает начальный объем знаний и навыков успешного ведения бизнеса. Бизнес-инкубатор должен будет оказывать в этом ему поддержку - обучает, тренирует, консультирует по следующему кругу вопросов: как создать бизнес, как написать бизнес-план, как правильно одеваться, особенности делового этикета, как правильно делать презентацию и т.д.
Категорический отказ в приеме заявок в бизнес-инкубатор для оказания помощи молодым предприятиям должны получать идеи, связанные:
• с оказанием финансовых, страховых, адвокатских, нотариальных, бытовых, медицинских
услуг;
• с розничной/оптовой торговлей; строительством; общественным питанием;
• с операциями по недвижимости, производством подакцизных товаров, добычей и
реализацией полезных ископаемых, игорным бизнесом.
Отказ идей в данных направлениях связан с низкой инновационной составляющей (например, сфера финансовых и страховых услуг), высокой отдачей (например, область добычи и реализации полезных ископаемых), отсутствием социальной значимости (например, игорный бизнес) и с наибольшим количеством предприятий в определенной сфере (например, оптовые и розничные продажи).
Инкубация. На данном этапе для начинающего предпринимателя производится регистрация юридического лица. А для предпринимателя, начавшего свою деятельность, в случае положительного решения экспертного совета проект размещается в бизнес-инкубаторе. Основной задачей инкубируемого клиента является запуск процесса коммерциализации своей идеи. Помощь бизнес-инкубатора выражается в зависимости от уровня подготовленности клиента, инкубируемому предпринимателю можно предложить заключить контракт на участие в программах, содержащие разнообразные пакеты услуг. В данном этапе (2-3 года) происходит становление и рост фирмы, увеличение числа ее работников от 1-2 человек до 5, а затем и до 10-20 человек. В мировой практике только 60% фирм на этом этапе самостоятельно покрывают свои издержки.
Стадия инкубации включает в себя несколько стадий:
• научно-исследовательские работы, которые включают в себя проведение научных исследований для подтверждения состоятельности идеи;
• опытно-конструкторские работ, то есть создание разработчиком образца готовой продукции и обоснование коммерческой перспективности проекта и возможности его реализации;
• трансфер технологий подразумевает, что в результате работы большего количества предприятий на одной территории и их взаимодействия будет происходить обмен опытом и знаниями, и как следствие будет происходить отпочкование новых идей, которые будут принимать участие в процессе поиска новых инновационных идей.
Дальнейшее развитие малого предприятия в бизнес-инкубаторе (после успешного прохождения стадии отбора и размещения) трудно описать стандартными схемами. Многое здесь зависит от специфики как самого бизнес-инкубатора, так и от компании-клиента, области ее деятельности, поставленных целей и т.д.
Постинкубация. В данном случае подразумевается, что резидент успешно прошел период инкубации и готов к самостоятельному ведению бизнеса, то есть выход фирмы из бизнес-инкубатора.
Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для того, чтобы стимулировать компании и предпринимателей к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития, а также обеспечить необходимую ротацию компаний и предпринимателей в бизнес-инкубаторе для повышения эффективности "селекционной" стадии в формировании клиентской базы бизнес-инкубатора.
Если "созревший" клиент решает переехать в технопарк, то администрация бизнес-инкубатора помогает с переездом и поиском нового помещения в технопарке.
На территории технопарка резиденту оказывают всестороннюю поддержку по доведению образца готовой продукции до промышленного образца, выходу на рынок, встраиванию в систему связей.
На стадиях внутриэкономической и внешнеэкономической деятельности резиденту оказывают всестороннюю поддержку при выводе продукции на внутренний, региональный и международный рынок и на новые ее сегменты.
Таким образом, для повышения эффективности функционирования бизнес-инкубатора, необходимо разработать концепцию и процесс развития профильных малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторе.
The article reveals key stages of the program to attract companies to a business incubator for the purpose of increasing incubator's effectiveness. The study includes more specific definition of "business incubator" and the classification of modern incubators. In addition, the article examines main developmental phases of small and medium enterprises in the business incubator at the techno park.
The key words: small and medium enterprise, SME development, business incubator, techno park.
Список литературы
1. Багиев Г.Л. Терминологический словарь маркетинга. URL:
http://www.marketing.spb.ru/read/docum/a21.htm (дата обращения 27.04.2010).
2. The National Business Incubation Association. URL: http://www.nbia.org/ (дата обращения 02.05.2010).
3. Hannon P. D., Chaplin P. Are incubators good for business? Understanding incubation practice - the challenges for policy. Environment and Planning C: Government and Policy 21(6) 861. 2003.
4. International Association of Science Parks - IASP. URL: http://www.iasp.ws/ (дата обращения 18.05.2010).
5. Атоян B.P., Тюрина В.Ю., Агандеев Е.А. Центры трансфера технологий как компонент национальной инновационной системы // Инновационная деятельность. 2009. №1.
Об авторе
Оганесян В.Г. - аспирант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, [email protected]