ББК 65.290.333-133.3
Т. В. Минеева
Министерство экономического развития Астраханской области
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР КАК ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Одним из наиболее эффективных инструментов поддержки и развития предпринимательства является создание бизнес-инкубаторов, поскольку именно бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации субъектов малого предпринимательства, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы муниципального образования.
Коротко о сути подобного ноу-хау. Бизнес-инкубатор - это организация, создающая «тепличные» условия для начала работы новой компании. Бизнес-инкубатор предоставляет клиентам все необходимое: помещение, оргтехнику, услуги бухгалтеров, консультантов, юристов, аудиторов, маркетологов, помогает в финансировании проектов, проще говоря, дает возможность бизнес-новичкам встать на ноги. Первые бизнес-инкубаторы появились в Европе в 50-е гг. XX в. Они успешно развивались, и вскоре весь мир заинтересовался данным процессом. Этот путь прошли Европа, Америка, сейчас очень интенсивно по этому пути идет Китай. «Доросли» и мы.
Роль бизнес-инкубатора в создании новых малых предприятий и предпринимателей на территории муниципального образования состоит не только в непосредственной инкубации, но и в том, что за счет профилирования бизнес-инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для размещения на его площадях органы местного самоуправления могут оказывать поддержку тем предприятиям, деятельность которых соответствует приоритетам развития территории. Так, например, целью создания сети бизнес-инкубаторов на территории Астраханской области является поддержка и развитие малого бизнеса согласно стратегии социальноэкономического развития Астраханской области.
Что касается поддержки уже действующих предпринимателей, то практически все бизнес-инкубаторы оказывают услуги (включая маркетинговые исследования, консультации, бизнес-услуги и т. п.) не только инкубируемым предприятиям, но и всем другим заинтересованным предпринимателям. Эта роль инкубатора - как бизнес-центра и бизнес-консультанта - очень важна для небольших муниципальных образований, где еще не сложилась разветвленная инфраструктура услуг для предпринимательской деятельности.
При участии муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера у него появляется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере, в частности, содействуя занятости населения и, косвенным образом, - росту доходной части муниципального бюджета. Поддерживая начинающих предпринимателей, бизнес-инкубаторы занимаются непосредственным созданием новых предприятий и рабочих мест.
Развитие предпринимательства повышает инвестиционную привлекательность территории, а привлечение инвесторов является одной из основных задач администраций муниципальных образований. Однако при решении этой задачи большинство из них сталкивается с рядом серьезных трудностей. У начинающих предпринимателей практически нет шансов привлечь финансовые ресурсы для своих проектов на «разумных» условиях, и они вынуждены искать дополнительные источники финансирования.
В такой ситуации бизнес-инкубатор может оказать начинающим предпринимателям содействие в привлечении кредитов и займов, использовав следующий механизм. Бизнес-инкубатор, выступив в качестве гаранта возврата кредита, контролирует целевое использование средств, а предприниматель с первых шагов получает знания о работе с традиционными источниками финансирования.
Кроме того, сотрудники бизнес-инкубатора могут помочь предпринимателю правильно оформить заявку на получение льгот, предоставляемых органами местного самоуправления, и пройти все необходимые согласования в муниципальном образовании.
В некоторых случаях бизнес-инкубаторы могут также помочь предпринимателям с привлечением других видов ресурсов: людских, материальных и нематериальных.
Так, реализуя лизинговые программы (самостоятельно или совместно с лизинговыми компаниями), бизнес-инкубаторы могут способствовать получению необходимого для производства оборудования. При этом бизнес-инкубатор способствует развитию инкубируемых фирм, размещая это оборудование на своей территории и обеспечивая его ввод в эксплуатацию, а предприятие-клиент может распоряжаться оборудованием по своему усмотрению после полной выплаты его стоимости.
Выгоды получает также и лизинговая компания, т. к. она увеличивает свою клиентскую базу, приобретая оборудование для предприятий-клиентов бизнес-инкубатора, и экономит средства за счет того, что часть ее функций (в том числе контроль) выполняет администрация бизнес-инкубатора (в частности, бизнес-инкубатор контролирует эффективность использования оборудования и выполнение лизингополучателем графика лизинговых платежей).
Кроме того, бизнес-инкубатор может самостоятельно инициировать создание предприятий по выпуску совершенно новых продуктов или услуг в результате изучения тенденций развития рынка, опыта работы в других регионах и обмена информацией с муниципальными властями.
Технология работы в этом случае заключается в том, что специалисты бизнес-инкубатора разрабатывают бизнес-план, определяют необходимые ресурсы и затем занимаются подбором предпринимателей, способных реализовать проработанный проект.
В работе по созданию и «запуску» бизнес-инкубатора можно выделить два этапа.
Первый, предварительный этап работы заключается в анализе состояния предпринимательства в муниципальном образовании и определении перспектив его развития. На этом этапе чрезвычайно важно не только диагностировать состояние малого бизнеса, но и определить, насколько направления его развития корреспондируют основным потребностям муниципального образования в сфере социально-экономического развития. Одной из наиболее важных задач предварительного этапа работы является также четкое формулирование приоритетов самого муниципального образования как в сфере обеспечения социально-экономического развития, так и в сфере поддержки предпринимательства.
Иными словами, необходимо определить, какой именно вид поддержки предпринимательства будет наиболее эффективен для решения стоящих перед администрацией муниципального образования социально-экономических задач [1]. Выбор бизнес-инкубирования в качестве организационно-финансовой схемы поддержки малого бизнеса в муниципальном образовании должен быть не результатом «модных веяний», а результатом тщательно выполненного анализа ситуации и расчета предполагаемой эффективности бизнес-инкубатора. Для этого необходимо определить, какие именно субъекты малого предпринимательства должны инкубироваться в данном муниципальном образовании в соответствии с приоритетами его развития.
Однако определение приоритетного типа инкубируемых малых предприятий не должно означать отказа от инкубирования других типов малых предприятий. Выбор приоритетного направления в инкубировании малого бизнеса означает, что подобные предприятия должны составить большую часть клиентов бизнес-инкубатора, и помощь им будет оказываться в приоритетном порядке. Остальные инкубируемые предприятия также будут иметь доступ ко всем услугам бизнес-инкубатора, включая поддержку администрации. Однако размер этой помощи может быть несколько меньше, чем для малых предприятий приоритетного типа.
Вторым, основным этапом этой работы является работа собственно по организации бизнес-инкубатора как сервисной организации, оказывающей малым предприятиям и предпринимателям на льготных условиях ряд услуг, включающих в себя аренду офисных и производственных помещений, оснащенных соответствующими коммуникациями и оборудованием, обучение и различные бизнес-услуги (делопроизводство и ведение бухгалтерского учета, информационные, консалтинговые, юридические, маркетинговые услуги и т. д.).
Первым шагом в решении этой задачи является определение источников финансирования бизнес-инкубатора (до момента его выхода на самоокупаемость) и выбор варианта его размещения.
Бизнес-инкубатор может размещаться на выделенных администрацией муниципального образования площадях уже существующих зданий, что позволит сэкономить средства муниципального бюджета и более эффективно использовать имеющиеся нежилые и производственные
помещения. Однако подобное размещение не является обязательным требованием. Возможно использование других подходов к выделению площадей под бизнес-инкубатор.
Проект создания, размещения и финансирования бизнес-инкубатора выбирается на конкурсной основе при условии разработки критериев отбора проектов.
Основными критериями отбора проектов на создание бизнес-инкубатора должны быть критерии, отражающие:
— опыт работы и понимание участником конкурса технологий бизнес-инкубирования субъектов малого предпринимательства;
— сроки предполагаемой реализации проекта;
— размер запрашиваемой финансовой или имущественной поддержки;
— размер собственного вклада участника конкурса в проект;
— ожидаемые количественные показатели работы бизнес-инкубатора (создаваемые рабочие места, налоговые отчисления, количество субъектов малого предпринимательства - арендаторов, количество предоставляемых бизнес-инкубатором услуг);
— наличие и качество помещения для бизнес-инкубатора;
— возможность и варианты дальнейшего участия администрации в реализации проекта.
Оценка реальности и эффективности бизнес-плана является решающей в случае равенства
остальных параметров участников конкурса.
Затем начинается разработка документов, регламентирующих деятельность бизнес-инкубатора.
В число этих документов входят:
— Положение об Экспертном совете, включающее в себя предложения по его численному и персональному составу;
— Положение о порядке экспертизы проектов малых предприятий, которые будут размещаться в бизнес-инкубаторе, отражающее порядок приема проектов на экспертизу, процедуру проведения экспертизы и критерии отбора проектов;
Положение о размещении субъектов малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе, отражающее приоритеты и ограничения для субъектов малого предпринимательства, способствующие их размещению в бизнес-инкубаторе либо прекращающие отношения между бизнес-инкубатором и клиентом.
Эффективность бизнес-инкубатора как формы стимулирования развития малого предпринимательства обеспечивается прежде всего за счет комплексного сопровождения малого предприятия или предпринимателя на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и составления бизнес-плана до выпуска готовой продукции.
Наиболее распространенными схемами взаимодействия бизнес-инкубатора со своими членами (субъектами малого предпринимательства) являются следующие.
I вариант. Взаимоотношения бизнес-инкубатора и субъекта малого предпринимательства строятся на договорной основе. По условиям договора бизнес-инкубатор предоставляет услуги по льготным ценам или на условиях кредита. В момент выхода из состава бизнес-инкубатора субъект малого предпринимательства выплачивает бизнес-инкубатору индексированную стоимость услуг. Для осуществления оперативного контроля за деятельностью предпринимателей бизнес-инкубатору желательно иметь оперативный (неконтрольный) пакет его акций.
II вариант. Бизнес-инкубатор работает по принципу холдинговой компании. При этом бизнес-инкубатор владеет контрольным пакетом акций вступивших в него субъектов малого предпринимательства. При выходе из состава бизнес-инкубатора предприниматель выкупает у бизнес-инкубатора весь пакет акций или его часть (до контрольного) на заранее оговоренных в соответствующем договоре условиях.
Формирование структуры бизнес-инкубатора происходит в соответствии с целями и задачами бизнес-инкубатора и определяется набором и качеством оказываемых им услуг. Но, несмотря на это, в структуре любого бизнес-инкубатора должны присутствовать три основных структурных блока:
1. Административный. Включает в себя администрацию бизнес-инкубатора и обслуживающую техническую службу.
2. Консультативно-сервисный. Включает в себя внутренние службы или внешние фирмы. В их функции входят:
— предоставление вновь создающимся предприятиям и фирмам юридического адреса;
— оформление необходимых для регистрации документов;
— выделение помещений и оборудования;
— оказание секретарских услуг;
— налаживание и ведение бухгалтерского учета;
— предоставление рекламы;
— продвижение продукции фирм-клиентов;
— поиск отечественных и зарубежных партнеров для реализации инвестиционных проектов и т. д.
3. Курирующий. Включает в себя:
— субъекты малого предпринимательства, формируемые в бизнес-инкубаторе;
— субъекты малого предпринимательства, ставшие арендаторами бизнес-инкубатора;
— внешние субъекты малого предпринимательства, не арендаторы, но участники бизнес-инкубатора (работа по принципу внешнего бизнес-инкубирования);
— субъекты малого предпринимательства, вышедшие из бизнес-инкубатора, но поддерживающие с ним формальные и неформальные взаимоотношения.
Для создания на своей территории бизнес-инкубатора органы местного самоуправления должны помочь инициаторам приобретением помещения, высвобожденного в ходе приватизации государственной и муниципальной собственности или реорганизации предприятий, а также имущества и оборудования перепрофилируемых или незагруженных производств. Важную роль должна сыграть разумная налоговая политика местной власти в отношении этих объектов рыночной инфраструктуры.
Постановлением Правительства Астраханской области от 26.10.2006 № 370-П утверждено Положение о порядке управления деятельностью бизнес-инкубаторов на территории Астраханской области.
Под бизнес-инкубатором на территории Астраханской области понимается созданный исполнительными органами государственной власти Астраханской области объект инфраструктуры, осуществляющий поддержку субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности на условиях и в порядке, установленных настоящим Положением [2].
Целью организации бизнес-инкубатора является стимулирование создания новых организаций в инновационной и высокотехнологической сферах.
Бизнес-инкубатор не является юридическим лицом. Управление деятельностью бизнес-инкубатора осуществляет организация, выбранная на конкурсной основе, с которой заключен договор доверительного управления нежилыми помещениями, предназначенными для создания бизнес-инкубатора, в порядке, установленном действующим законодательством (далее - управляющая компания).
Управляющая компания обеспечивает оказание субъектам малого предпринимательства следующих основных услуг:
— предоставление в пользование нежилых помещений бизнес-инкубатора по договору аренды в порядке и на условиях, определенных настоящим Положением;
— осуществление технической эксплуатации здания бизнес-инкубатора;
— осуществление почтово-секретарских услуг;
— оказание консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения;
— предоставление доступа к информационным базам данных.
Создание и содержание бизнес-инкубатора осуществляются за счет средств программы поддержки малого предпринимательства на территории Астраханской области [3], в порядке, установленном действующим законодательством, а также за счет средств управляющей компании, получаемых:
— по договорам на оказание услуг субъектам малого предпринимательства по техническому обслуживанию занимаемых ими нежилых помещений в бизнес-инкубаторе, обучению, организации стажировок, проведению конференций, семинаров, а также от реализации наукоемкой, научно-технической продукции, работ, услуг и других видов деятельности;
— за счет получения кредитов в банках и других кредитных учреждениях;
— за счет пожертвований юридических и физических лиц;
— иным способом, не противоречащим действующему законодательству.
Нежилые помещения, в которых располагается бизнес-инкубатор, являются государственной собственностью Астраханской области.
Нежилые помещения в бизнес-инкубаторе предоставляются субъектам малого предпринимательства по договору аренды на конкурсной основе. Конкурс по предоставлению нежилых помещений в бизнес-инкубаторе проводится в порядке, установленном Правительством Астраханской области.
В бизнес-инкубаторе допускается размещение субъектов малого предпринимательства, осуществляющих любые виды деятельности, за исключением:
— финансовых, страховых услуг;
— розничной/оптовой торговли;
— строительства;
— услуг адвокатов, нотариата;
— бытовых услуг;
— медицинских услуг;
— услуг общественного питания;
— операций с недвижимостью;
— производства подакцизных товаров;
— добычи и реализации полезных ископаемых;
— игорного бизнеса.
Максимальный срок предоставления нежилых помещений бизнес-инкубатора в аренду субъектам малого предпринимательства не должен превышать трех лет. Бизнес-инкубатор должен соответствовать общим требованиям к бизнес-инкубатору, установленным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.05.2005 № 93 «О мерах по реализации в 2005 г. мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
Основные условия допуска субъектов малого предпринимательства к участию в конкурсе [4]:
— срок деятельности субъекта малого предпринимательства с момента государственной регистрации до момента подачи заявки на участие в конкурсе не превышает один год;
— вид деятельности субъекта малого предпринимательства соответствует специализации бизнес-инкубатора [5].
Субъекты малого предпринимательства - соискатели должны соответствовать следующим условиям:
— быть готовыми к сотрудничеству с другими арендаторами бизнес-инкубатора;
— быть в состоянии получать прибыль и платить налоги;
— ограничиваться требованиями, соответствующими возможностям бизнес-инкубатора;
— внедрять новые технологии и организационные решения;
— предоставлять работу не менее чем для 3 человек;
— не загрязнять окружающую среду, не мешать при осуществлении своей деятельности другим арендаторам бизнес-инкубатора.
Первый бизнес-инкубатор в Астраханской области открылся 31 октября 2006 г. в г. Камы-зяке. Торжественное открытие совпало с Днем предпринимателя. В план мероприятий по открытию бизнес-инкубатора вошло совещание с представителями общественных организаций по вопросам стратегического развития малого бизнеса региона.
Камызякский бизнес-инкубатор общей площадью 2 000 м2 оснащен компьютерной, множительной и копировальной техникой, средствами связи, доступом в Интернет (в фойе присутствует даже открытый для всех Информат в антивандальном исполнении, где любой желающий может почерпнуть для себя интересующие сведения об экономической ситуации в области).
В настоящее время заявки на аренду офисных помещений подали первые 14 предпринимателей, включая представителей иностранных компаний. Всего здесь оформлено 23 офисных помещения. Обязательным условием деятельности бизнес-инкубатора станет трехлетний срок нахождения здесь малого предприятия и наличие не менее трех сотрудников.
Организаторы проекта, основным из которых является областное правительство, обеспечили потенциальным арендаторам максимально выгодные условия. Так, в первый год работы компании, разместившиеся в бизнес-инкубаторе, будут платить всего 40 % арендной платы, во второй - 80 %, на третий год они должны будут оплатить уже полную стоимость.
Так чем же будут заниматься будущие обитатели инкубатора? Здесь имеет место районная специфика. По согласованию с местной администрацией деятельность будет ориентирована на агропромышленный и туристический комплексы и плавно войдет в общую схему социальноэкономического развития региона.
Открывая новое деловое помещение, губернатор Астраханской области дал высокую оценку событию. На очередном заседании члены Совета по предпринимательству говорили об административных барьерах, непосильных банковских залогах, несовершенстве законодательства, а также о расширении ассортимента, о вхождении астраханской продукции в систему сетевых магазинов, о создании торговых марок (брендировании) местных товаров. Губернатор призвал бизнес-сообщество активнее внедряться в процесс подготовки мероприятий, связанных с 450-летием Астрахани.
Итак, первый бизнес-инкубатор открыт. В перспективе - открытие еще одного бизнес-инкубатора - в Трусовском районе г. Астрахани. Он будет ориентирован на промышленное производство и практическое внедрение бизнес-идей.
В целях формирования системы развития экономики области путем промышленного внедрения инноваций центром системы бизнес-инкубаторов и технопарков, уже действующих на территории Астраханской области, планируется создающийся в настоящее время Астраханский региональный технопарк на базе ГП АО «Октябрь» на берегу р. Волги [6]. В настоящее время ведется работа по поиску инвесторов ввиду предстоящих капитальных вложений в сумме 1 млрд руб. [7].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2006 году средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
2. Постановление Правительства Астраханской области от 26.10.2006 № 370-П «Об организации деятельности бизнес-инкубаторов на территории Астраханской области».
3. Постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2005 № 378-П «Об отраслевой целевой программе «Государственная поддержка малого предпринимательства в Астраханской области на 2006-2008 гг.».
4. Распоряжение Губернатора Астраханской области от 22.08.2005 № 658-р «Об организации открытых конкурсов».
5. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 05.05.2005 № 93 «О мерах по реализации в 2005 году мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства».
6. Распоряжение Губернатора Астраханской области от 24.07.2006 № 435-р «О создании рабочей и экспертной групп по реализации проекта создания регионального технопарка в Астраханской области».
7. Распоряжение Правительства Астраханской области от 25.10.2006 № 477-Пр «О мерах по созданию регионального технопарка».
Получено 16.12.2006
BUSINESS-INCUBATOR AS ONE OF THE MOST EFFECTIVE TOOLS OF SUPPORT AND DEVELOPMENT OF BUSINESS
Т. V. Mineeva
Business-incubator is an organization, which creates "hothouse" conditions for the beginning of the activity of a new company. It gives all necessary things such as a premise, office equipment, services of bookkeepers, advisers, lawyers, auditors, and marketing services to its clients. Business-incubators help to finance projects, i. e. they help business-beginners to rise to their feet. To create a business-incubator in its territory, institutions of local government should help initiators to purchase a premise, which became vacant after the privatization of state and municipal property or reorganization of enterprises, and also the property and equipment of manufactures that changed the profile of their products or do not have enough orders. Supporting businessmen beginners, business-incubators are engaged in direct creation of new enterprises and workplaces. The development of private enterprise promotes the investment attractiveness of a territory, and attracting investors is one of the basic tasks of administrations of municipal educations.