Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА'

КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КЛАССИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лабыгина А.В.

Статья посвящена анализу направлений гражданско-патриотического воспитания в трудах представителей отечественной педагогической мысли XIX в. Автор показывает важность их интерпретации в современной России. Дается обзор подходов к пониманию терминов «патриотизм», «гражданственность» и «гражданскопатриотическое воспитание» в отечественной педагогике. Выявлены приоритетные направления в развитии идей гражданскопатриотического воспитания в отечественной педагогике XIX в. Представлены концепции гражданского и патриотического воспитания ряда педагогов и философов по данным направлениям. В научной статье подчеркивается актуальность данной проблемы для современной Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTS OF THE CIVIL PATRIOTIC EDUCATION IN THE WORKS OF REPRESENTATIVES OF THE DOMESTIC PEDAGOGICAL IDEAS OF THE 19TH CENTURY

The article is concerned with the analysis of the directions of civil-patriotic education in the works of representatives of the Russian pedagogical thought of the 19th century. The author shows the importance of their interpretation in modern Russia. An overview of approaches to understanding the terms “patriotism”, “civic consciousness” and “civil-patriotic education” in the domestic pedagogy is given. The priority directions in the development of ideas of civil-patriotic education in the domestic pedagogy of the 19th century are identified. The concepts of civil and patriotic education of a number of teachers and philosophers in these areas are presented. The scientific article emphasizes the relevance of this problem for the modern Russian Federation.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА»

► ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИКИ

УДК 378.147 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-2-114-124

ББК 74.03

КОНЦЕПЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРУДАХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА

CONCEPTS OF THE CIVIL PATRIOTIC EDUCATION IN THE WORKS OF REPRESENTATIVES OF THE DOMESTIC PEDAGOGICAL IDEAS OF THE 19THCENTURY

Лабыгина Алла Валерьевна

Соискатель лаборатории истории педагогики и образования, Институт стратегии развития образования РАО E-mail: labygina.a@yandex.ru

Labygina Alla V.

A PhD Candidate at the Laboratory of History of Pedagogy and Education, Institute for Strategy of Education Development of the RAE

E-mail: labygina.a@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу направлений гражданско-патриотического воспитания в трудах представителей отечественной педагогической мысли XIX в. Автор показывает важность их интерпретации в современной России. Дается обзор подходов к пониманию терминов «патриотизм», «гражданственность» и «гражданско-патриотическое воспитание» в отечественной педагогике. Выявлены приоритетные направления в развитии идей гражданско-патриотического воспитания в отечественной педагогике XIX в. Представлены концепции гражданского и патриотического воспитания

Abstract. The article is concerned with the analysis of the directions of civil-patriotic education in the works of representatives of the Russian pedagogical thought of the 19th century. The author shows the importance of their interpretation in modern Russia. An overview of approaches to understanding the terms "patriotism", "civic consciousness" and "civil-patriotic education" in the domestic pedagogy is given. The priority directions in the development of ideas of civil-patriotic education in the domestic pedagogy of the 19th century are identified. The concepts of civil and patriotic education

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Лабыгина А. В., 2021

ряда педагогов и философов по данным направлениям. В научной статье подчеркивается актуальность данной проблемы для современной Российской Федерации.

of a number of teachers and philosophers in these areas are presented. The scientific article emphasizes the relevance of this problem for the modern Russian Federation.

Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, гражданско-патриотическое воспитание, история педагогики, история образования, педагогическая классика.

Keywords: civic consciousness, patriotism, civil-patriotic education, history of pedagogy, history of education, pedagogical classics.

Обращение к опыту прошлых веков позволяет обобщить имеющиеся в истории педагогики инновационные идеи, заложенные в воспитательные теории и практики, акцентировать внимание на тех из них, которые актуальны в контексте современности, и, наоборот, снизить вероятность использования теоретических основ, форм и методов, которые не зарекомендовали себя в качестве перспективных в историческом контексте. Анализ мнений и позиций мыслителей предыдущих эпох позволяет внести ясность в понимание и трактовку современных событий, накладывающих отпечаток на процесс гражданско-патриотического воспитания учащихся. Рассуждая о природе гражданско-патриотического воспитания, необходимо обратиться к сути понятий «патриотизм» и «гражданственность». Философский словарь трактует его как «нравственный и политический принцип, социальное чувство, заключающееся в любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее, стремлении защищать интересы родины» [1, с. 564]. Об истоках и содержании патриотизма как духовного феномена спорили мыслители и общественные деятели, философы и педагоги. Н. М. Карамзин (1766-1826) считал, что «у нас в России было не много патриотов, но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном самодостоинстве» [2, с. 226].

Патриотизм основан на уважении к своему народу и его традициям, истории, культуре, что открывает возможности понимания и восприятия культуры и традиций других народов, развитию между ними взаимопонимания и сотрудничества. Важным аспектом анализа патриотического сознания учащейся молодежи выступает смысловой контекст патриотизма, где в основном преобладает эмоционально-чувственное восприятие ценностей патриотизма. Первоначально гражданственность указывала на принадлежность к населению какого-либо государства, обладание правами и обязанностями гражданина, закрепленными в соответствующих законных актах, конституции страны. Гражданственность определяется как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека, выполняющего основные социальные функции - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине» [3].

В трудах отечественных ученых, начиная с конца XIX в., в трактовке понятия «гражданственность», очевидно, доминирует приоритет интересов государства, страны над интересами личности. В западной педагогике термин «гражданственность»

рассматривается с позиций демократии и демократических свобод личности, а гражданское образование предусматривает воспитание на принципах демократии, в зарубежной практике патриотизм логично входит в понятие «гражданственность» и отдельно не выделяется, а между правами, обязанностями и свободами личности существует баланс. Понятие же «патриот», исходя из отечественной традиции, имеет куда более общественно-политический и идеологический смысл.

Однако в патриотизме и в гражданственности для нас важен, прежде всего, не эмоциональный, а деятельный компонент. Российское общество и педагогическая общественность сегодня остро осознают актуальность гражданско-патриотического воспитания учащихся, что наглядно отражено в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [4].

В Концепции подчеркивается роль нравственного, творческого воспитания гражданина, который осознает ответственность за судьбу страны и участвует в передаче культурно-исторических традиций народов России. Актуальность методологических вопросов современного патриотического воспитания состоит в обоснованном разграничении понятий «патриотизм» и «гражданственность», поскольку зачастую идея гражданского воспитания в современной педагогической практике подменяет собой идею патриотического воспитания. Патриотизм и гражданственность как педагогические понятия позволяют определиться с понятием гражданско-патриотического воспитания. Так, А. Н. Вырщиков определяет предмет гражданско-патриотического воспитания как «повышение уровня и расширение масштаба сознания "мы-идентичность" у детей и молодежи» [5, с. 10].

В современной педагогической науке и практике вопросам гражданского и патриотического воспитания уделено внимание таких ученых, как И. И. Жильцова, И. Н. Фриш-ман, Г. Н. Силласте, В. И. Лутовинов, Г. Н. Филонов. Важность гражданско-патриотиче-ского воспитания подчеркивается и в Законе РФ «Об образовании». В нем, в частности, говорится, что «содержание образования должно обеспечивать... приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности» [6].

Патриотизм и гражданственность всегда формируется под воздействием ряда факторов. Одним из таких факторов являются исторические предпосылки - онтогенез феномена в истории развития российской государственности. История России являет нам образцы духовности нации и высокий дух служения Отчизне. XIX в. ознаменовался общекультурным и национальным подъемом России, что явилось следствием в том числе победы в Отечественной войне 1812 г., и оказался довольно «бурным» на политические и социально-экономические события, что, безусловно, наложило отпечаток и на динамику развития педагогических идей.

Если в предыдущие века наблюдалось господство религиозно-нравственной модели патриотического воспитания молодежи, а сама идея патриотического воспитания пока еще не оформилась в отдельное направление воспитательной работы. В XIX в. эта идея не только оформляется, но и происходит процесс развития идеи гражданственности как отражение происходящих в стране событий и процессов. Отечественная война

1812 г., Крымская война (1853-1856), реформы Александра II, контрреформы Александра III - динамика эпохальных событий повлекла за собой становление и развитие идей гражданско-патриотического воспитания. Красной линией на протяжении всего столетия проходила мысль о развитии национального самосознания и специфики патриотизма русского народа.

В развитии педагогических идей гражданско-патриотического воспитания на протяжении XIX в. усматривается уверенное господство национально-культурной модели воспитания, основы которой как педагогической концепции были заложены трудами А. Ф. Афтонасьева (1795-1858), Н. И. Пирогова (1810-1881), К. Д. Ушинского (1824-1870), Н. Ф. Бунакова (1837-1904), В. И. Водовозова (1825-1886), В. Я. Стоюнина (1826-1888), Д. Д. Семенова (1834-1901), А. Н. Острогорского (1840-1917). Они обосновали идею патриотического воспитания, основанную на изучении национальной культуры, родного языка и истории, на гуманизме и антропоцентризме, на роли семьи и общественности в процессе воспитания личности.

В этот период идея гражданско-патриотического воспитания развивалась по трем основным направлениям: государственно-консервативное, революционно-демократическое и либерально-демократическое. Государственно-консервативное направление привело только к государственному вмешательству в образовательный процесс и усилению религиозного и самодержавного начала, даже реформы этого периода носили скорее охранительно-консервативный характер.

Революционно-демократическое направление было связанно, в первую очередь, с коренными изменениями общественно-политического устройства государства и власти, ликвидацией крепостного права и радикальными преобразованиями системы образования. Идеи народности, создание новой школы и принципиальное изменение самой сущности идей гражданско-патриотического воспитания, способов и средств его реализации стали основой третьего направления. Они системно затрагивали компоненты самого воспитательного процесса, цели, принципы, методы и даже роль и место субъектов.

Цель и содержание функционирования государственной образовательной системы (консервативное направление) должны были основываться на смирении, покаянии, милосердии и т. д. Эти идеи стали основой теории классического образования, которая была представлена в работах видных деятелей этого периода (А. А. Мусина-Пушкина, К. П. Победоносцева, Д. А. Толстого и др.).

Министр народного просвещения А. С. Шишков считал, что следует оставить в преподавании наук только то, что закрепляло его сословность. Это отразилось в «Уставе гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» (1828) и в других законодательных и нормативно-правовых актах. В 1833 г. министром народного просвещения назначили С. С. Уварова, который утверждал, что следует привить «истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности» [7]. Министерство народного просвещения часто заимствовало прусские образовательные нормы, это было отражение общности процессов по вопросу воспитания России и Германии, которое предполагало государственное вмешательство в систему образования. На эти образцы

ориентировались М. Н. Катков и Д. А. Толстой в проведении контрреформ в системе образования и стремились построить ее согласно немецкому образцу.

Развивается течение «консервативной педагогики», что было обусловлено противоречивым характером реформирования российского образования со стороны государства. А. А. Мусин-Пушкин так отзывался о современной ему системе патриотического воспитания: оно характеризуется «полным отсутствием в системе образования национального чувства, самосознания, лишающего школу всякого твердого устоя, который мог бы направлять ее по верному, незыблемому руслу» [8, с. 140].

А. А. Мусин-Пушкин принадлежал к течению, которое условно названо «консервативная педагогика». Идеи консервативной педагогики развивались и поддерживались также такими деятелями, как К. П. Победоносцев (1827-1907), К. П. Яновский (1835-1919). Целью работы такой школы провозглашалось религиозно-монархическое воспитание. Ее методологические позиции определялись признанием главенства веры перед знанием, религии перед наукой и, по существу, представляли собой откат назад, регресс в развитии идеи гражданско-патриотического воспитания молодежи. Характерная черта официальной школы второй половины XIX в. - воспитание в своих учащихся дисциплины и покорности [9, с. 44].

Ситуация, сложившаяся в образовательном сообществе XIX в., все более усиливала конфронтацию государства и педагогической общественности. Это была реакция со стороны прогрессивных педагогов на правительственную политику в области образования. Предпосылками к развитию идей революционно-патриотического направления гражданско-патриотического воспитания молодежи послужили труды отечественных философов Просвещения (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Н. Татищев), посвятившие свои труды теме патриотизма как характерной черте русских людей.

А. Н. Радищев впервые сформулировал основную задачу воспитания как «формирование человека с гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего свое Отечество» [10, с. 93]. А. Н. Радищев, отмечая важность формирования патриотизма в личности, подчеркивал тождество высоконравственной личности и личности патриотичной, утверждал, что «подлинный уровень гражданской зрелости человека выражается не в умозрительных представлениях о добре и зле. Подлинная гражданственность проявляется лишь в практических делах, в отношении человека к исполнению своих гражданских обязанностей и гражданскому долгу» [11, с. 60]. Эти идеи о воспитании патриотизма и гражданственности затем широко развиваются в трудах русских демократов. Понятия «патриотизм», «гражданин» и «гражданственность» в трактовке А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, А. Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского и др. традиционно наполнены революционно-демократическим содержанием. Делался акцент на «отеческом воспитании», которое являлось ярким свидетельством «народного величия» [12]. Большая роль уделялась преподаванию отечественной истории.

Во второй половине XIX в. заметное место в общественном дискурсе занимает революционная идея. Дальнейшее развитие идей гражданственности и патриотизма в России развивается по двум основным направлениям: революционно-патриотическое и народно-патриотическое, включающее религиозно-патриотическое

направление. Право личности на самореализацию, на возможность подвергать критике существующий порядок отстаивали представители западнической философской мысли (Белинский, Герцен, Кавелин, Одоевский, Станкевич), в то время как славянофилы (Киреевский, Хомяков, Шевырев) подчеркивали доминанту «народного духа» в гражданственности личности.

Идея русской национальной, народной школы, по мнению видных педагогов и общественных деятелей, стала альтернативой официальной школе, противовесом западноевропейскому влиянию в российском образовании, основой для воспитания в духе патриотизма и гражданственности. Одним из первых ученых-педагогов, внесших идею создания новой школы, был Н. И. Пирогов, резко заговоривший о необходимости реформ в образовании и воспитании. Пирогов одним из первых в педагогической мысли России заговорил о необходимости воспитывать гражданина, то есть непосредственно о гражданском воспитании: «Все, готовящиеся стать полезными гражданами, должны сначала научиться быть людьми» [13, с. 448].

Формирование гражданственности в личности воспитанника Пирогов видел необходимым условием построения гражданского общества и правового государства. Педагогическая система Н. И. Пирогова вносит заметный вклад в развитие идей воспитания гражданственности личности, в процесс демократизации образования и воспитания, а постепенный «переход школы на демократические принципы обеспечивал предпосылки для эффективной работы по формированию у учащихся любви к Отечеству» [14, с. 142].

Одним из крупнейших представителей русской педагогики, проповедовавшим идею гражданского образования и идеи народности воспитания, является К. Д. Ушин-ский (1824-1871). Центральная идея его педагогики - народность, общими идеалами воспитания Ушинский называл патриотизм, человечность, честность, волю, любовь к труду. Основой гражданского образования, согласно Ушинскому, должна стать идея общественного блага: «.исход естественному чувству любви к Отчизне необходим, неизбежен для каждого великого общественного организма, если он только хочет жить, т. е. развиваться, а не гнить и разлагаться» [15, с. 151-152].

Особое внимание К. Д. Ушинский уделял воспитанию в человеке гражданина как «полноценного человека», и с этой целью развивал идею правового воспитания как «воспитание в ребенке чувства права и справедливости» путем развития его психических основ и чувства равенства личности перед законом [16, с. 386]. Он выступал против слепого подражания западному опыту, но это не означало национальной замкнутости и ограниченности русского образования. К. Д. Ушинский утверждал, что «основанное на народности воспитание должно воспитывать у подрастающего поколения чувство долга перед Отчизной, чувство национальной гордости и уважения к другим народам» [17, с. 17-18].

Вслед за К. Д. Ушинским идею народности в общественном воспитании пропагандировал Н. Ф. Бунаков (1837-1904), отмечая «социальный принцип» воспитания, сутью которого является упор на национальные особенности конкретной страны и народа, на знание и понимание человека именно русского, зависящие как от естественных условий,

так и от своеобразного пути исторического развития страны. Народность в общественном воспитании, по Н. Ф. Бунакову, означает «осознание себя гражданином страны и стремление к пользе своему отечеству как к личной выгоде» [18, с. 143].

Л. Н. Толстой (1828-1910) в своих педагогических трудах подчеркивает роль свободы в воспитании личности ребенка, писатель и педагог предупреждал царское правительство о необходимости предоставления права на образование простому народу - в этом развитие и процветание страны, иначе кризис и революция.

С. А. Рачинский (1833-1902) - известный русский педагог был одним из первых создателей трудовой школы в России, глубоко национальной по своему духу и назначению. Его педагогическая концепция, как и у К. Д. Ушинского, основывалась на единстве идей народности, православия и научности. Целью воспитания и образования в школах педагога-новатора было разностороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое) развитие ребенка; подготовка его к будущей самостоятельной жизни; воспитание гражданина-патриота в национальных и православных традициях русского народа [19].

Другим выразителем идеи национальной школы явился известный ученый и педагог Д. И. Менделеев (1834-1907). Он также отстаивал народную идею в процессе воспитания патриотизма, выступал за всеобщность образования, активизируя национальную и образовательную компоненты воспитания. Менделеев настаивал на изучении родного языка - русского, в противоположность латыни и другим иностранным языкам. Именно родной язык, по мнению ученого, способен воспитать в человеке истинного патриота и гражданина своего Отечества [20]. Он не был против изучения других языков, латыни, но выступал за приоритет освоения ребенком родного языка.

В 70-80-е гг. XIX в. идеи гражданско-патриотического воспитания постепенно выделяются в самостоятельную область педагогики. Предпосылками послужило то, что педагогическая общественность этого столетия была не удовлетворена ситуацией в методологии и методике начального и среднего образования, в которой фактически отсутствовала выстроенность гражданско-патриотической линии воспитания. Усилия педагогической общественности конца XIX в. были сосредоточены на разработке русской национальной педагогической системы, основанной не только на образовании, но и воспитании личности, на любви к Родине и народу, как первой заповеди школьного воспитания.

Во второй половине XIX в. в России происходит процесс зарождения отдельных элементов гражданского общества. Так, В. Я. Стоюнин (1826-1888) предполагал: «Оно не успело еще сложиться, но, тем не менее, оно понемногу складывается, и даже начинает сказываться в исключительные моменты нашей жизни» [21, с. 83].

По мнению философов и педагогов конца XIX - начала XX вв., именно школа должна воспитывать учеников в духе патриотизма. Эта идея рельефно прослеживается, например, в трудах С. И. Гессена, И. А. Ильина, П. Ф. Каптерева, В. В. Розанова. Так как отсутствие четко сформулированной национальной идеи делает процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи фрагментарным, культура России и ее история

должны выступать основой национальной идеи, без которой, как подчеркивал Ф. М. Достоевский, «нация обречена на вымирание» [22, с. 31].

К началу XX столетия педагогическая общественность дискутирует по вопросам методологических и методических основ гражданского образования и патриотического воспитания, хотя идея национального воспитания подвергается жесткой критике со стороны консервативного и революционного направления. Развитие идей русской классической школы в настоящее время актуально как никогда, а их влияние и преемственная связь особенно заметны в современном отечественном историко-культурном дискурсе [23]. Идея народности объединяла, консолидировала прогрессивных педагогов исследуемого периода, стала основой в развитии идей гражданско-патриотического воспитания в дальнейшем. Потерю основной воспитательной идеи В. В. Розанов назвал одной из главных причин «сумерек просвещения», полагая основными задачами духовно-нравственного воспитания личности «формирование у обучающихся нравственного отношения к окружающим людям и формирование у обучающихся осознанности человеческой жизни» [24, с. 58].

Таким образом, можно утверждать об оформлении в XIX столетии философско-пе-дагогического направления гражданско-патриотического воспитания в истории общественной мысли России, которое базировалось на идее служения Отечеству. Патриотизм вырастает из уважения и гордости к своему народу, так как, если человек не ценит своей страны, он не может быть истинным патриотом, если нет гордости к своему прошлому -как нас будут ценить и уважать другие народы, и не только уважать, но и понимать. Проанализировав идеи русских философов и педагогов XIX в., было определено широкое их влияние на становление гражданско-патриотического воспитания в этот период и сохранение актуальности этих идей для современной педагогической теории и практики.

Характерной особенностью русской педагогической мысли данного периода явилось сочетание идей патриотизма в нравственно-этической интерпретации и идей развития гражданственности личности, понимаемой как исполнение общественного долга перед Отчизной.

В российском социуме открываются новые возможности изучения отечественного историко-педагогического опыта, создаются новые возможности переосмысления и оценки педагогического наследия прошлого в контексте его использования для современности и будущего [25].

Список литературы

1. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., пер. и доп. М.: Республика, 2001. 719 с.

2. Карамзин Н. М. Сочинения: в 2 т. Л.: Художественная литература, 1984. Т. 2. 664 с.

3. Воспитание гражданина в советской школе / под ред. Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1990. 389 с.

4. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Вестник образования. 2009. № 17. С. 45-56.

5. Вырщиков А. Н. Педагогический аспект понятия «патриотизм» как методология патриотического воспитания // Изв. Волгоградского гос. пед. ун-та. 2012. № 5, Т. 69. С. 8-11.

6. Закон РФ «Об образовании». URL: http://knigazhalob.ru/zknd/obra/ (дата обращения: 20.10.2020).

7. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века / под ред. П. А. Лебедева. М.: Педагогика, 1987. 543 с.

8. Мусин-Пушкин А. А. Средне-образовательная школа в России и ее значение. Пг.: Тип. Гл. упр. уделов, 1915. 409 с.

9. Хрестоматия по истории школы и педагогики России / сост. и авт. ввод. очерков С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. 389 с.

10. Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества // Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения / под ред. И. Я. Щипанова. М.: Политиздат, 1949. 278 с.

11. Лихоманова А. С. Историко-педагогический анализ основных идей гражданского воспитания молодежи // Мир образования - образование в мире. 2011. № 2. С. 58-63.

12. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов / под ред. И. Я. Щипанова. М.: Политиздат, 1951. Т. 2. 558 с.

13. Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. С. 289-310.

14. Колпачева О. Ю. Теория и практика патриотического воспитания в школе дореволюционной России: дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2006. 346 с.

15. Ушинский К. Д. Избранные труды: в 4 т. М.: Дрофа, 2005. Т. 1. 459 с.

16. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. М.: Педагогика, 1988. Т. 2. 496 с.

17. Талдина М. В. Системный подход в патриотическом воспитании младших подростков в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 170 с.

18. Бунаков Н. Ф. Сельская школа и народная жизнь // Бунаков Н. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953. 498 с.

19. Рачинский С. А. Сельская школа // Сборник статей С. А. Рачинского. 3-е изд. СПб.: Синод. тип., 1898. 300 с.

20. Добротин Р. Б., Макареня А. А., Минаева Н. А. Педагогические взгляды Д. И. Менделеева // Советская педагогика. 1979. № 4. С. 111-115.

21. Стоюнин В. Я. Педагогические сочинения. СПб.: Тип. Стасюлевича, 1911. 488 с.

22. Ветошкин А. П. Русская идея как стратегия развития образования, формирования духовности личности и их педагогизация // Инновационное образование и экономика. 2008. № 3(14). С. 31-35.

23. Милованов К. Ю., Никитина Е. Е. Теоретико-методологические подходы к изучению историко-культурного потенциала отечественного педагогического наследия // Профессиональное образование и общество. 2017. № 3. С. 223-235.

24. Бурдаева Л. Г. Духовно-нравственное воспитание как основа формирования патриота // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2009. № 1. С. 58-59.

25. Богуславский М. В. Концептуальные основы консервативно-традиционной стратегии развития российского образования // Гуманитарные науки и образование. 2016. № 1(25). С. 17-21.

References

1. Frolov I. T. (ed.) Filosofskiy slovar. Moscow: Respublika, 2001. 719 p.

2. Karamzin N. M. Sochineniya. In 2 vols. Leningrad: Khudozhestvennaya literatura, 1984. Vol. 2. 664 p.

3. Filonov G. N. (ed.) Vospitanie grazhdanina v sovetskoy shkole. Moscow: Pedagogika, 1990. 389 p.

4. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. Vestnik obrazovaniya. 2009, No. 17, pp. 45-56.

5. Vyrshchikov A. N. Pedagogicheskiy aspekt ponyatiya "patriotism" kak metodologiya patrioticheskogo vospitaniya. Izv. Volgogradskogo gos. ped. un-ta. 2012, No. 5, Vol. 69, pp. 8-11.

6. Zakon RF "Ob obrazovanii". Available at: http://knigazhalob.ru/zknd/obra/ (accessed: 20.10.2020).

7. Lebedev P. A. (ed.) Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii pervoypolovinyXIXveka. Moscow: Pedagogika, 1987. 543 p.

8. Musin-Pushkin A. A. Sredne-obrazovatelnaya shkola v Rossii i ee znachenie. Petrograd: Tip. Gl. upr. udelov, 1915. 409 p.

9. Egorov S. F. (comp.) Khrestomatiya po istorii shkoly i pedagogiki Rossii. Moscow: Prosveshchenie, 1986. 389 p.

10. Radishchev A. N. Beseda o tom, chto est syn Otechestva. In: Radishchev A. N. Izbrannye filosofskie i obshchestvenno-politizheskie proizvedeniya. Ed. by I. Ya. Shchipanov. Moscow: Politizdat, 1949. 278 p.

11. Likhomanova A. S. Istoriko-pedagogicheskiy analiz osnovnykh idey grazhdanskogo vospitaniya molodezhi. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2011, No. 2, pp. 58-63.

12. Shchipanov I. Ya. (ed.) Izbrannye sotsialno-politicheskie i filosofskie proizvedeniya dekabristov. Moscow: Politizdat, 1951. Vol. 2. 558 p.

13. Pirogov N. I. Voprosy zhizni. In: Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii pervoy poloviny XIX v. Moscow: Pedagogika, 1987. Pp. 289-310.

14. KolpachevaO. Yu. Teoriya i praktika patrioticheskogo vospitaniya v shkole dorevolyutsionnoy Rossii. ScD dissertation (Education). Pyatigorsk, 2006. 346 p.

15. Ushinskiy K. D. Izbrannye trudy. In 4 vols. Moscow: Drofa, 2005. Vol. 1. 459 p.

16. Ushinskiy K. D. Pedagogicheskie sochineniya. In 6 vols. Moscow: Pedagogika, 1988. Vol. 2. 496 p.

17. Taldina M. V. Sistemnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii mladshikh podrostkov v obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniyakh. PhD dissertation (Education). Moscow, 2006. 170 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Bunakov N. F. Selskaya shkola i narodnaya zhizn. Bunakov N. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. Moscow: Izd-vo Akademii ped. nauk RSFSR, 1953. 498 p.

19. Rachinskiy S. A. Selskaya shkola. In: Sbornik statey S. A. Rachinskogo. St. Petersburg: Sinod. tip., 1898. 300 p.

20. Dobrotin R. B., Makarenya A. A., Minaeva N. A. Pedagogicheskie vzglyady D. I. Mendeleeva. Sovetskaya pedagogika. 1979, No. 4, pp. 111-115.

21. Stoyunin V. Ya. Pedagogicheskie sochineniya. St. Petersburg: Tip. Stasyulevicha, 1911. 488 p.

22. Vetoshkin A. P. Russkaya ideya kak strategiya razvitiya obrazovaniya, formirovaniya dukhovnosti lichnosti i ikh pedagogizatsiya. Innovatsionnoe obrazovanie i ekonomika. 2008, No. 3(14), pp. 31-35.

23. Milovanov K. Yu., Nikitina E. E. Teoretiko-metodologicheskie podkhody k izucheniyu istoriko-kulturnogo potentsiala otechestvennogo pedagogicheskogo naslediya. Professionalnoe obrazovanie i obshchestvo. 2017, No. 3, pp. 223-235.

24. Burdaeva L. G. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie kak osnova formirovaniya patriota. Regionalnoe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy. 2009, No. 1, pp. 58-59.

25. Boguslavskiy M. V. Kontseptualnye osnovy konservativno-traditsionnoy strategii razvitiya rossiyskogo obrazovaniya. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2016, No. 1 (25), pp. 17-21.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 2

Статья поступила в редакцию 16.11.2020 The article was received on 16.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.