Научная статья на тему 'Концепт "свобода" в югоосетинской политической действительности'

Концепт "свобода" в югоосетинской политической действительности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / NATIONAL CHARACTER / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LANGUAGE PICTURE OF THE WORLD / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА / CONCEPT SYSTEM / МЕТАФОРА / METAPHOR / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / CULTURAL PRIORITIES / ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ / LINGUOCOGNITIVE ANALYSIS / LANGUAGE SPEAKER/PERSONALITY / LANGUAGE CONSCIENCE / LINGUOCULTURAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бекоева И.Д.

В статье рассматривается проблема идентификации особенностей менталитета осетинского народа посредством лингвокогнитивного анализа концепта свобода, занимающего центральное место в системе ценностей югоосетинского лингвокультурного сообщества. Исследование показало, что понимание ключевых культурных смыслов, в частности, концепта «свобода», определяется картиной мира носителя языка, которая, в свою очередь, является следствием определенным образом структурированного представления человека об окружающей его действительности и зависит от культурных традиций того или иного народа. Тексты, в которых актуализируется концепт, отражают социокультурные и политические условия эпохи, подобный подход дает возможность рассмотреть внеязыковые процессы как факторы развития концептосферы, выявить некоторые важные аспекты взаимодействия между концептуальной картиной мира и широким культурным и общественно-политическим контекстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METAPHORICAL CONCEPT ‘FREEDOM’ IN THE POLITICAL REALITY OF SOUTH OSSETIA

The article deals with the problem of Ossetian people mental specificity identification by means of linguocognitive analysis of the key metaphorical concepts in the system of social values. The present research has shown that understanding of major cultural meanings, the FREEDOM concept among them, is determined by the speaker’s “view of the world”, which in its turn, can be considered as a result of definitely structured person’s ideas about the environment, and depends to great extent, on particular nation’s cultural traditions. The texts in which the concept is actualized reflect socio-cultural and political conditions of the particular period of time, thus making possible to consider extralinguistic processes as the main factors of the development of the sphere of concepts and to reveal some significant aspects of conceptual map of the world and cultural and political context interaction.

Текст научной работы на тему «Концепт "свобода" в югоосетинской политической действительности»

КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 81'233

И. Д. Бекоева, ОИОЮ Ю: 0000-0003-4579-1590

Юго-Осетинский государственный университет, г. Цхинвал, РЮО;

Северо-Осетинский государственный университет, г. Владикавказ, Россия

КОНЦЕПТ «СВОБОДА» В ЮГООСЕТИНСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема идентификации особенностей менталитета осетинского народа посредством лингвокогнитивного анализа концепта свобода, занимающего центральное место в системе ценностей югоосетинского лингвокультурного сообщества. Исследование показало, что понимание ключевых культурных смыслов, в частности, концепта «свобода», определяется картиной мира носителя языка, которая, в свою очередь, является следствием определенным образом структурированного представления человека об окружающей его действительности и зависит от культурных традиций того или иного народа. Тексты, в которых актуализируется концепт, отражают социокультурные и политические условия эпохи, подобный подход дает возможность рассмотреть внеязыковые процессы как факторы развития концептосферы, выявить некоторые важные аспекты взаимодействия между концептуальной картиной мира и широким культурным и общественно-политическим контекстом.

Ключевые слова: национальный характер, менталитет, языковая личность, языковая картина мира, концептуальная система, метафора, языковое сознание, культурные приоритеты, лингвокогнитивный анализ.

Введение. В разных определениях концепта свобода, доминантным компонентом в которых является философское толкование его, в соответствии с которым свобода - это многозначное понятие, крайние значения его можно обозначить как: 1) возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности; 2) возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом [19].

Свобода - «способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости» [20].

Свобода - одна из основополагающих для европейской культуры идей, отражающая такое отношение субъекта к своим актам, при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами. Культурно-исторически варьирующееся понимание меры независимости субъекта от внешнего воздействия зависит от конкретного социально-политического опыта народа, страны, времени. В живом русском языке слово «свобода» в

самом общем смысле означает отсутствие ограничений и принуждения, а в соотнесенности с идеей воли - возможность поступать, как самому хочется [13].

В лингвистическом смысле существуют разные толкования понятия свобода, но наиболее точный инвариант определения можно найти в Толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, в соответствии с которым, свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле [7].

Синонимы - беспрепятственность, воля, независимость, свободомыслие, выбор, простор.

Обзор литературы. Методы. Основной единицей лингвокультурологии является культурный концепт -многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны.

В термине «концепт», являющемся базовым термином современной когнитивной лингвистики и лингвокультурологии - находит отражение связь языка и культуры, языка и мышления. Первое упоминание термина «концепт» связывают с именем С. А. Аскольдова-Алексеева, развившего когнитивно-психологическую точку зрения на природу концепта, согласно которой концепт замещает собой в речи одно из значений слова, т. е. является свернутым первичным мыслительным представлением [3]. В советское время первой фундаментальной работой о природе концепта становится монография Р. И. Павилениса [14], который разрабатывает логико-гносеологическую точку зрения на природу концепта.

В когнитивной лингвистике существует несколько основных подходов к определению концепта и его природы.

Концепт - многомерное смысловое образование, в котором выделяются ценностная, образная и понятийная стороны [9, с. 91].

По мнению Ю. Степанова, концепт принадлежит сознанию и включает, в отличие от понятия, не только описательно-классификационные, но и чувственно-волевые и образно-эмпирические характеристики. Концепты не только мыслятся, но и переживаются [16, с. 41].

Концепт, по определению Ю. С. Степанова, - это «сгусток смыслов», он не является замкнутой единицей, точнее, с которым принято отождествлять концепт. Концепты актуализируются в речевой практике, воплощаются в текстах, с опорой на которые исследователи строят свои описания. Бесспорно, актуализация концепта зависит от его семантики и структуры, ибо представляет собой их разворачивание [16, с. 41].

Концепт, как отмечает Е. С. Кубрякова в «Кратком словаре когнитивных терминов», отражает представления «о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких квантов знания...» [12, с. 90].

Описание концепта - это специальные исследовательские процедуры толкования значения его имени и ближайших обозначений. В частности: 1) дефиниция - выделяются смысловые признаки: категориальный статус, тематическая конкретизация, характеристика, внешняя оценка - «отсутствие уважительной причины», внутренняя оценка, модальность долженствования; 2) контекстуальный анализ; 3) этимологический анализ; 4) паремиологический анализ; 5) интервьюирование, анкетирование, комментирование, запись [9, с. 94].

Наименее разработанным вопросом лингвоконцептологии является дифференциация метафорического, прецедентного и символического пластов концепта, которые рассматриваются в образной составляющей в качестве образно-метафорического, образно-прецедентного или образно-символического элементов [18, с. 101-111].

Метафоры, входящие в структуру концепта, способствуют проявлению экпланаторности и оценоч-ности политического дискурса [28].

Т. Ю. Тамерьян, различая смысловую и функциональную значимость метафоризации, символизации и прецедентности, выделяет отдельные дополнительные когнитивные пласты концепта - метафорический, символический и прецедентный [18, с. 105], [28], [17].

Номинативная плотность - это детализация обозначаемого фрагмента реальности, множественное вариативное обозначение и сложные смысловые оттенки обозначаемого. Именно номинативная плотность является важнейшим объективным показателем актуальности той или иной сферы действительности для конкретного сообщества.

Существующие в лингвистике подходы к пониманию концепта, за исключением тех исследований, где концепт и понятие отождествляются, сводятся к лингвокогнитивному и лингвокультурному осмыслению этих явлений.

В основу настоящего исследования положена классификация способов анализа концептов по В. И. Карасику.

Объектом исследования являются функционирование и развитие концепта свобода в югоосетинском политическом дискурсе. Предметом исследования является: 1) описание номинативного поля концепта свобода; 2) актуализация концепта свобода в политическом дискурсе Южной Осетии в связи с внутри-, меж- и внеязыковыми (политическими, экономическими и социокультурными) факторами; 3) особенности диахронического развития концепта свобода в языковой картине южных осетин.

Изучение концепта свобода, который отличается от многих других концептов тем, что имеет смысловую пару - воля (наряду с другими «парными» концептами: добро и благо, правда и истина, долг и обязанность и др.), находит свое отражение в целом ряде исследований [Булыгина, Шмелев 1997; Савельева 1997; Катаева 2004; Солохина 2004]. Уже имеющиеся исследования концептуальной пары свобода и воля (В. Н. Топоров, Т. В. Булыгина и А. Д. Шмелев, А. Д. Кошелев, А. Вежбицкая, Д. Н. Лихачев и др.), как и философское осмысление соответствующих понятий в работах исследователей XIX - начала XX вв. (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, В. Г. Белинский, Г. П. Федотов, Л. П. Красавин, Н. А. Бердяев и др.), позволяют предположить, что в русском сознании воля почти всегда противопоставляется свободе, будучи непосредственно связана с ней. В языковой картине южных осетин концепт свобода является ключевым, объединяясь с концептом воля, который, в отличие от концепта свобода, является особой единицей ментальности русского человека.

Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные актуальным проблемам ключевых культурных концептов (С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, Н. А. Красавский, М. В. Пименова, Г. Г. Слыш-кин, В. И. Теркулов), вопросам соотношения языковой, концептуальной и авторской картин мира (Ю. Д. Апресян, Н. Д. Арутюнова, Кубрякова, В. А. Маслова, З. Д. Попова, И. А. Стернин, Ю. С. Степанов, В. Н. Телия, Т. Ю. Тамерьян), исследованию средств объективации концептов: метафоры, метафорического и метонимического моделирования и др. (Е. А. Пименов, М. В. Пименова, Т. В. Симашко, А. П. Чудинов). Важность изучения названных проблем в течение уже нескольких десятилетий подчеркивают и зарубежные исследователи (А. Вежбицка (Wierzbicka A.) [ 29], М. Джонсон (Johnson M.) [27 ], Дж. Лакофф (Lakoff G. ) [26], Э. Рош (Rosh E. N.) [27], Ж. Фоконье (Fauconnier G.) [25] и др.).

В исследовании использовались методы компонентного, логико-понятийного, дискурсивного и контекстуального, этимологического анализов, интерпретационный метод, метод сплошной выборки.

Результаты и дискуссии. Концепт свобода соотносится с ключевыми ценностями культуры, которые оказывают определяющее воздействие на общественную жизнь южных осетин. В условиях глобализации, которая неизбежно влечет за собой утрату культурной и национальной идентичности, невозможно переоценить значимость процессов, протекающих в югоосетинском обществе. Изучение концепта свобода представляется особенно актуальным в Южной Осетии, учитывая непростой истори-ко-политический контекст (военные конфликты, борьба за независимость, признание Южной Осетии Россией и рядом других государств), проблемы, связанные со становлением демократического устройства государства Алания и с формированием сознания европейского типа у южных осетин.

Данная область исследования в русле лингвокультурологии и политической лингвистики представляется совершенно новой сферой научного описания югоосетинской политической коммуникации [5; 6].

В языковой картине мира южных осетин концепт «жрибар», «стрибардзинад» - свобода - один из важных элементов концептосферы, отражающей югоосетинскую политическую действительность. Основной акцент исследования ставится на содержательных характеристиках исследуемого концепта в осетинском и русском языках.

В основу настоящей работы положено комплексное исследование югоосетинских концептов в языковой картине мира осетин, проживающих в Южной Осетии - государстве Алания, в частности, рассмотрение концепта свобода.

Изучение концепта предполагает:

1. описание исследуемого концепта на базе а) лексико-семантического анализа, б) лингвокультуро-логической интерпретации и в) выявления текстового содержания концепта свобода;

2. определение ядра и околоядерной области концепта;

3. сопоставление концептов свобода и воля в лингвокультурологическом аспекте;

4. определение и характеристику ключевых средств объективации концепта «сарибардзинад» -«свобода»;

5. выявление национально-культурной специфики исследуемого концепта в языковой картине мира южных осетин.

Фактическим материалом для исследования послужили текстовые записи законченных речевых произведений президента Южной Осетии Л. Х. Тибилова (фрагменты выступлений и встреч, публикации выступлений и интервью президента в различных средствах массовой информации; материалы архива ЮОНИИ им. З. Ванеева, архивные данные Государственного архива РЮО; данные сплошной выборки из газет «Советская Осетия», «Советон Ирыстон», «Южная Осетия», «Хуссар Ирыстон», «Хурзжрин».

Расширяя список изученных базовых концептов на материале осетинского и русского языков, работа создает перспективу для описания в дальнейшем концептосферы данных языков как средств отражения языковой картины мира южных осетин.

Результаты проведенного исследования могут выступать в качестве базы при разработке спецкурсов по политической лингвистике и концептологии. Языковой материал, положения и выводы исследования могут использоваться в лекционных материалах, практических занятиях по общему языкознанию, лексикологии, лингвоконцептологии и теории межкультурной коммуникации, при разработке тематики дипломных и курсовых работ, а также в практике преподавания осетинского и русского языков.

Исследование представляется значимым, во-первых, для осмысления актуальных процессов, протекающих в осетинской культуре, а во-вторых, в связи с проблемой самоидентификации южных осетин как этноса.

Поскольку концепт свобода рассматривается в данном исследовании в диахроническом развитии, отметим, что выделяется два аспекта существования концепта во времени. Прежде всего, это процессы становления и трансформации концепта (последний предполагает усложнение его структуры, замещение одних компонентов другими или утрату компонентов, а в предельном случае - даже появление и исчезновение концепта). В данном случае мы имеем дело с изменениями, которые можно сопоставить с трансформацией лексической структуры языка (появлением новых слов, новых значений, утратой и переосмыслением старых).

Второй аспект, который требует особого внимания, затрагивает не столько концепт, сколько его функционирование.

Структуру концепта подобные изменения не затрагивают,она остается более или менее стабильной, но при этом изменяется, адаптируясь к внешним (например, политическим или культурным) условиям, в которых существует, не разрушают и не усложняют ее, однако значимы с точки зрения отражения в реальной языковой практике широкого социокультурного и политического контекста. Речь идет о процессе, когда под воздействием социокультурных и политических условий деформируется актуализация концепта, но не сам концепт. Это может проявляться в том, что частотность использования концепта для категоризации определенных сфер действительности под влиянием идеологии меняется, а внимание перемещается на иные сферы.

Свобода переводится на осетинский язык как схрибардзинад - свобода, независимость или сюри-бар - свобода, независимость; свободный, независимый.

Образная составляющая - выпустить на свободу, борцы за свободу, народно-освободительная армия; освободительное движение; свобода действий; свобода собраний; делать что-то на свободе, свободное (независимое) слово; свободный труд; свободный народ.

Согласно этимологическим данным sxrihar\ sxrehar - «вольный, свободный, свобода»; sxrihardzin-ad- «свобода». Sxrihardzinad- производное от sxrihar\ и имеет абстрактное категориальное значение.

Сложение из sxr голова и bar право, воля, власть с соединительным гласным -i-\ -e-. Эти же компоненты могут выступать в «развернутом» виде: sxsxr sx bar nx wydis «они не были свободны» (буквально «их голова не была в их власти»). В этих сложениях sxr голова выступает в функции

возвратно-притяжательного местоимения сам, свой: предоставленный своей воле, вольный над собой [1].

Таким образом, в осетинском языке воля входит в структуру слова свобода, в отличие от русского языка, в котором два этих понятия представляют изолированные языковые единицы, не пересекающиеся структурно.

Каждый концепт имеет ряд своих собственных значений, которые, соответственно, являются частью смыслового содержания выражаемого им концепта в определенной лингвокультуре.

Если говорить об актуализации концепта свобода в югоосетинской политической реальности и перемещении его в иные сферы под влиянием меняющегося историко-политического контекста, то можно привести следующий пример - в начале 20-х годов XX века концепт свобода в языковом сознании южных осетин включал в себя идею освобождения рабочих и крестьян Южной Осетии от власти меньшевистской Грузии. 20 апреля 1922 года было издано постановление о создании автономии южных осетин. Таким образом, учреждение автономии дало южным осетинам возможность создать национально-территориальное образование в пределах четко обозначенных границ.

В годы советской власти, которые характеризовались относительной политической стабильностью для южных осетин, актуализация концепта свобода деформируется. Трудящиеся Южной Осетии, как и все граждане СССР, требуют свободы для развивающихся стран. Третья полоса газеты «Советская Осетия» печатает пропагандистские материалы, в которых концепт свобода несет в себе значение освобождения от ига капиталистов.

Для граждан Югоосетинской автономной области концепт свобода утрачивает свое ядерное значение, поскольку нахождение в составе СССР уже предполагает имплицитно общественную и индивидуальную свободу. В политическом смысле для южных осетин, всегда являвшихся сторонниками советской идеологии, политический компонент концепта свобода не актуализировался.

90-е годы XX века отмечены борьбой южных осетин за национальное самоопределение. Концепт свобода актуализируется в новом историко-политическом контексте, возвращаясь к своему первоначальному значению, предполагавшему независимость от Грузии.

В материале газеты «Южная Осетия» от 08.01.92 года в обращении к гражданам Южной Осетии вспоминаются горькие уроки истории, в частности геноцид осетинского народа в 1920 году. «В то время Осетия была близка к своей свободе, однако огромной преградой перед ней встала советская империя и ее разрушительная национальная политика. И были забыты страдания и горе целого народа, был забыт геноцид. Будто его и не было вовсе.

Сегодня Осетия вновь близка к своей свободе.

Мы должны для себя уяснить: располагаем ли мы, осетины, исторической памятью? Наконец, мы должны определить, достойны ли вообще осетины свободы» [22]?

Как мы можем понять из приведенного отрывка, а также из большого количества примеров, отобранных методом сплошной выборки из публицистических материалов 90-х годов, концепт свобода для южных осетин сохраняет политическую импликацию. Меняется лишь исторический фон. В первом случае - это двадцатые годы XX века и противостояние южных осетин с правительством меньшевистской Грузии, а во втором случае - 90-е годы XX века и борьба Южной Осетии за политическое самоопределение и независимость от Республики Грузия.

«Человек рождается свободным и вместе с ним растет это чувство: чем больше ущемлять эту свободу, тем больше возрастает потребность в ней. Тогда человек встает на борьбу за свободу [23].

Прецедентная составляющая концепта sжribar свобода находит свое отражение в выражении Кжпж sжribar, ^пж тж1ж! - «Либо свобода, либо смерть»/ Эта прецедентная фраза, воспроизведенная вначале в песне о народном герое Исаке Харебове, а затем в стихотворении поэтессы Людмилы Галавано-вой, стала своего рода лозунгом югоосетинского сопротивления и борьбы за независимость.

У нас у всех сейчас одна мысль: или свобода, или смерть [23].

Номинативное поле концепта свобода, актуализируемого в данном отрывке, включает в себя представление о свободе как о физическом и духовном состоянии воли, чувстве (эмоциональный компонент номинативного поля); как о независимости политической (идеологическая составляющая номинативного поля).

«Проводя референдум, мы тем самым еще дальше продвигаемся по пути национально-освободительного движения. Но мы должны помнить, что еще немало сил и энергии потребуется для достижения этой заветной цели - Свободы» [22]!

Концепт свобода по-прежнему занимает важное место в языковой картине мира южных осетин. О свободе говорят как о свершившемся факте. Президент Леонид Тибилов, выступая на торжественном собрании в честь 25-летия референдума о независимости, сказал, что итоги референдума 19 января 1992 года не теряют своей актуальности, а вектор политического курса Южной Осетии ориентирован на их реализацию [24]. Это был также период начала «лихих девяностых», когда после развала Советского Союза наступили долгие годы безвременья. Именно в таких условиях наш свободолюбивый народ проявил свои лучшие качества, явив миру образец единства и сплоченности на пути к реализации своего неотъемлемого права на национальное самоопределение» [24].

Данный концепт неоднократно актуализируется в политическом дискурсе президента и других политиков Южной Осетии.

Заключение. Свобода - это идея универсальная, общефилософская, как и пространство, время, движение. Ядро концепта свобода отражено в разных языках, по меньшей мере во всех европейских, как возможность действовать по своей воле, в соответствии со своими намерениями.

В югоосетинской языковой картине мира эта универсальная идея получила специфическое осмысление. Наиболее значимым проявлением индивидуалистской свободы, помимо свободы в физическом смысле (возможность выбора образа жизни, действия, работы (в границах уголовного и государственного законов, духовной свободы (возможность формировать свое, индивидуальное представление о мире, беспрепятственно выражать свою точку зрения) для южных осетин является национальная свобода, предполагающая возможность считать себя частью своего народа, право жить со своим народом, говорить на родном языке, жить на родной земле.

Русскому слову свобода в осетинском языке соответствуют две лексемы - сжрибар и сжрибардзи-

В соответствии с результатами анализа словарных определений имен концепта свобода в русском языке и сжрибар/сжрибардзинад - в осетинском - были выделены три основных значения, общие для сравниваемых лексем-репрезентантов концепта: 1) возможность поступать как хочешь, 2) отсутствие ограничений, 3) существование не в рабстве, не в неволе.

Концепт свобода относится к базовым концептам, составляющим концептосферу осетинского и русского языков. Данный концепт часто представляется в качестве символа и является бинарным (свобода - несвобода; состояние большей свободы - состояние меньшей свободы).

К характерным признакам концепта свобода можно отнести: 1) образную составляющую - образы птицы, полета, дыхания, открытого пространства и др. (свободный полет, свободно дышать); 2) понятийную составляющую, предполагающую возможность поступать в соответствии со своим желанием, отсутствие каких бы то ни было ограничений, противопоставление несвободе, неволе, рабству; 3) ценностную составляющую - одну из главных ценностей жизни, подразумевающую патриотическую импликацию, необходимость борьбы за свободу, защиту ее, во избежание угрозы ее утраты.

Важнейшие лингвокультурные отличия концепта свобода в языковом сознании южных осетин сводятся к: 1) соотношению концептов свобода, воля, право; 2) противопоставлению неволе, рабству; 3) актуализации личных и общественных усилий для достижения свободы.

Список литературы

1. АбаевВ. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка: в 4 т. - Т. III: S-T. - Л.: Наука, 1979. - 358 с.

2. Абаев В. И. Русско-осетинский словарь. - Орджоникидзе: Ир, 1970. - 720 с.

3. Аскольдов (Алексеев) С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология / под общ. ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.

4. Антология концептов / под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - Волгоград: Парадигма, 2005. -Т. 1.- 352 с.

5. Бекоева И. Д., Джиоева В. П., Тамерьян Т. Ю. Стратегии власти в аспекте югоосетинского политического дискурса // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - 2015. -№ 4. - С. 173-176.

6. Бекоева И. Д., Джиоева В. П., Тамерьян Т. Ю. Доминантные политтехнологии югоосетинского политического дискурса // Политическая лингвистика. - 2015. - № 4. - С. 72-80.

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Т. 4: С-V. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 576 с.

8. Дзюба Е. В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре: монография. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - 224 с.

9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

10. Катаева Н. М. Русский концепт воля: От словаря - к тексту: автореф. дис. ... канд. филол. наук. -Екатеринбург, 2004. - 23 с.

11. Кошелев А. Д. К эксплицитному описанию концепта «свобода» // Логический анализ языка. Культурные концепты. - М.: Наука, 1991. - С. 61-64.

12. Кубрякова Е. С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубря-ковой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 90-93.

13. Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Степина: в 4 т. - М.: Мысль, 2010. -Т. 3. - 692 с.

14. ПавиленисР. И. Проблема смысла. - М.: Мысль, 1983. - 286 с.

15. Солохина А. С. Концепт «свобода» в английской и русской лингвокультурах: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Волгоград, 2004. - 24 с.

16. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2001. - 990 с.

17. Тамерьян Т. Ю. Лингвокогнитивные и психолингвистические основы поликультурной коммуникации: монография / под ред. докт. филол. наук, проф. Л. В. Бабиной; Сев.-Осет. гос. ун-т им. К. Л. Хе-тагурова. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2009. - 150 с.

18. Тамерьян Т. Ю. Типология и структурация концепта: множественность подходов // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2011. - Вып. XIII. -С. 101-111.

19. Философия. Энциклопедический словарь / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики. 2004. - 1072 с.

20. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

21. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 256 с.

22. Южная Осетия . - 1992. - 8 октября.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Южная Осетия . - 1992. - 10 января.

24. Тибилов Л. Народ Южной Осетии явил миру образец единства. URL.:http://presidentruo.org (дата обращения: 20.01.17).

25. Fauconnier G. and Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind's hidden complexities. - New York: Basic Books, 2002. - 440 p.

26. Lakoff G, JohnsonM. Metaphors We Live by. - Chicago; London: University of Chicago press, 1980. -242 p.

27. Rosh E. N. Principles of categorization / E. N. Rosh, B. B. Lloyd. Cognition and Categorization. - Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1978. - P. 27-48.

28. Tameryan T. Yu. Chancellor of germany in the metaphoric mirror of political discourse // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2015. - № 4 (45). - С. 81-87.

29. Wierzbicka A. Semantics, Culture, and Cognition Universal Human Concepts In Culture-Specific Configurations. - New York, Oxford: Oxford University Press, 1992. - 487 p.

Бекоева Ирина Давидовна, и. о. доцента кафедры английского языка, Юго-Осетинский государственный университет им. А. А. Тибилова, г. Цхинвал, РЮО; аспирант кафедры иностранных языков для неязыковых специальностей факультета иностранных языков Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, г. Владикавказ, Россия.

Irina D. Bekoeva,

South Ossetia State University, Tskhinval, South Ossetia, North-Ossetia State University, Vladikavkaz, Russia

METAPHORICAL CONCEPT 'FREEDOM' IN THE POLITICAL REALITY OF SOUTH OSSETIA

The article deals with the problem of Ossetian people mental specificity identification by means of linguocognitive analysis of the key metaphorical concepts in the system of social values. The present research has shown that understanding of major cultural meanings, the FREEDOM concept among them, is determined by the speaker's "view of the world", which in its turn, can be considered as a result of definitely structured person's ideas about the environment, and depends to great extent, on particular nation's cultural traditions.

The texts in which the concept is actualized reflect socio-cultural and political conditions of the particular period of time, thus making possible to consider extralinguistic processes as the main factors of the development of the sphere of concepts and to reveal some significant aspects of conceptual map of the world and cultural and political context interaction.

Key words: national character, mentality, language speaker/personality, language picture of the world, concept system, metaphor, language conscience, cultural priorities, linguocultural community, linguocognitive analysis.

References

1. Abaev V. I. Istoriko-etimologicheskij slovar osetinskogo yazyka [Historico- Etymological Dictionary of Ossetian Language], in 4 volumes, vol. III: S-T, L.: Nauka, 1979, 358 p.

2. Abaev V. I. Russko-Osetinskij Slovar [Russian-Ossetian Dictionary], Ordzhonikidze: Ir, 1970, 720 p.

3. Askoldov (Alekseev) S. A. Kontsept i slovo // Russkaya slovesnost. ot teorii slovesnosti k strukture tek-sta: [Concept and word //Russian langage and literature. From the theory of Russian language and literature to the structure of text]. Antologiya / Pod obsch. red. V P. Neroznaka, M.: Academia, 1997, p. 267-279.

4. Antologiya kontseptov [Anthology of Concepts] / Pod red. V I. Karasika, I. A. Sternina, vol. 1, Volgograd: Paradigma, 2005, 352 p.

5. Bekoeva I. D., Dzhioeva V. P., Tameryan T. Yu. Strategii vlasti v aspekte yugoosetinskogo politicheskogo diskursa [Strategies of Authoritiesin the Aspect of South-Ossetian Political Discourse]. Vestnik pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [Pyatigorsk State Linguistic University Bulletin], 2015, no 4, s. 173-176.

6. Bekoeva I. D., Dzhioeva V P., Tameryan T. Yu. Dominantnye polittekhnologii yugoosetinskogo poli-ticheskogo diskursa [Dominant political technologies of the south ossetian political discourse] Politicheskaya Lingvistika [Political Linguistics], 2015, no 4, p. 72-80.

7. Dal V. I. Tolkovyj Slovar Zhivogo Velikorusskogo Yazyka [Explanatory dictionary of the great russian language], in 4 vv., vol. 4: S-V, M.: Olma Media Grupp, 2008, 576 p.

8. Dzyuba E. V. Kontsept "Um" v russkoj lingvokulture. [Concept "intellect"in russian linguoculture]: Monografiya. Ural. gos. ped. un-t, Ekaterinburg, 2011, 224 p.

9. Karasik V. I. Yazykovoj krug: lichnost, kontsepty, diskurs. [Language circle:personalitty, concepts, discourse], Volgograd: Peremena, 2002, 477 p.

10. Kataeva N. M. Russkij kontsept volya: ot slovarya - k tekstu. [Russian Concept "Will": From dictionary to text]. Abstract. Diss. ... cand. philol. sciences, Ekaterinburg, 2004, 23 p.

11. Koshelev A. D. K eksplitsitnomu opisaniyu kontsepta "svoboda" // Logicheskij analiz yazyka. kul-turnye kontsepty. [To the Explicit Description of the " Freedom" Concept. Logical Analysis of Language. Cultural Concepts], M.: Nauka, 1991, p. 61-64.

12. Kubryakova E. S. Kontsept // Kratkij slovar kognitivnykh terminov [Concise Dictionary of cognitive terms] / Pod obsch. red. E. S. Kubryakovoj, M.: Izd-Vo MGU, Moscow State University Publishing House, 1996, p. 90-93.

13. Novaya filosofskaya entsiklopediya. [New encyclopedia of philosophy]. Pod red. V. S. Stepina: in 4 vv., vol. 3, M.: Mysl, 2010, 692 p.

14. Pavilenis R. I. Problema smysla.[ Problems of meaning], M.: Mysl, 1983, 286 p.

15. Solokhina A. S. Kontsept "svoboda" v anglijskoj i russkoj lingvokulturakh [Concept "Freedom" in English and Russian linguocultures]: Abstract. Diss. ... cand. philol. sciences, Volgograd, 2004, 24 p.

16. Stepanov Yu. S. Konstanty: Slovar russkoj kultury. [Dictionary of Russian culture], izd. 2-e, ispr. i dop., M.: Akademicheskij proekt, 2001, 990 p.

17. Tameryan T. Yu. Lingvokognitivnye i psikholingvisticheskie osnovy polikulturnoj kommunikatsii [Lin-guocultural andpsycholinguisticfundamentals ofpolycultural communication]: Monografiya / Pod red. doct. philol. sciences, Prof. L.V Babinoj; Sev.-Oset. gos. un-t im. K. L. Khetagurova, Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, North-Ossetia State University Publishing House, 2009, 150 s.

18. Tameryan T. Yu. Tipologiya i strukturatsiya kontsepta: mnozhestvennost podkhodov [Typology and structurizing ofconcepts: multiplicity of approaches] // Aktualnye problemy filologii i pedagogicheskoj lingvis-tiki, Vladikavkaz: Izd-vo SOGU, [Actual Problems Of Philology And Pedagogical Linguistics. North-Ossetian State University. Vladikavkaz, North-Ossetian State University Publishing House], 2011, no 13, p. 101-111.

19. Filosofiya. Entsiklopedicheskij slovar. [Philosophy. Encyclopedic dictionary] / Pod red. A. A. Ivina. M.: Gardariki. 2004, 1072 p.

20. Filosofskij entsiklopedicheskij slovar. [Philosophical encyclopedic dictionary], M.: Sovetskaya Entsik-lopediya. Gl. Redaktsiya: L. F. Ilichv, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalv, V. G. Panov, 1983.

21. Chudinov A. P. Politicheskaya lingvistika [Political linguistics]: Uchebnoe posobie, M.: Flinta: Nauka, 2006, 256 p.

22. Yuzhnaya Osetiya. [South Ossetia], 1992, 8 Oktyabrya.

23. Yuzhnaya Osetiya. [South Ossetia], 1992, 10 Yanvarya.

24. Tibilov L. Narod yuzhnoj osetii yavil miru obrazets edinstva. [The people of south ossetia revealed a model of unity to the world]. Available at: http://presidentruo.org (access at 20 January 2017).

25. Fauconnier G. and Turner M. The way we think: Conceptual blending and the mind's hidden complexities, New York: Basic Books, 2002, 440 p.

26. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by, Chicago; London: University Of Chicago Press, 1980, 242 p.

27. Rosh E. N. Principles Of Categorization / Rosh E. N., Lloyd B. B. Cognition and categorization, Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1978, p. 27-48.

28. Tameryan T. Yu. Chancellor of germany in the metaphoric mirror of political discourse. Voprosy kogni-tivnoj lingvistiki, 2015, no 4 (45), p. 81-87.

29. Wierzbicka A. Semantics, culture, and cognition universal human concepts in culture-specific configurations, New York, Oxford: Oxford University Press, 1992, 487 p.

Irina D. Bekoeva, Associate professor, South-Ossetia State University named after A. Tibilov, English Chair, Foreign Languages Department. Post-graduate student, North-Ossetia State University named after K. Khetagurov, Foreign Languages Chair for non-linguistic specialties of the Foreign Languages Department, Vladikavkaz, e-mail: irina.beckoeva@yandex.ru

Для цитирования: Бекоева И. Д. Концепт «свобода» в югоосетинской политической действительности // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвитсики. 2017. № 2. С. 57- 65.

For citation: Bekoeva I. D. (2017). Metaphorical concept 'freedom' in the political reality of South Ossetia.

Aktual'nye problemy filologii i pedagogiceskoj lingvistiki, 2017, 2, рр. 57- 65 (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.