Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации: сост. О. А. Платонов. — М.: Православ. изд-во «Энцикл. рус. цивилизации», 2000. — 1037 с.
Советская историческая энциклопедия: в 16 т. / гл. ред. Е. М. Жуков. — М.: Сов. энцикл., 1969. — Т. 12: Р-С. — 976 с.
Советский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1990. — 1600 с.
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академ. Проект, 2001. — 990 с.
Толковый словарь русского языка начала XXI в. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. — М.: Эксмо, 2006. — 1131 с.
Толковый словарь русского языка: в 4 т. / сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин [и др.]; под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Рус. слов., 1994. — Т. 3. — 1422 с.
Харченко В. К. Словарь богатств русского языка. Редкие слова, метафоры, цитаты и биографемы — Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2003. — 842 с.
CORRELATION OF CONCEPTS "RUSSIA" AND "RUS" AS MATERIAL FOR THE ANTHOLOGY OF RUSSIAN SCIENTIFIC WORLD-IMAGE
I. A. Yuryeva
Concepts "Russia" and "Rus" are basic concepts of national Russian world-image. Lexicographic sources offer the prospect of both modeling the concepts as fragments of the scientific world-image and revealing points of contact or polar opposites.
Key words: concept, world-image, proper name, onym, conceptual structure.
© 2011
О. В. Гневэк
КОНЦЕПТ «РОДИНА» В СОВРЕМЕННОЙ ПАРЕМИОЛОГИИ
В современной паремиологии актуализуются три из пяти смысловых зон концепта «Родина». Две смысловые зоны — страна, гражданином которой являешься, и место рождения — составляют ядро концепта, три другие входят в периферийную зону и незначительны по объёму.
Ключевые слова: смысловые зоны концепта, ядерная и периферийная зоны, совпадение ядерных зон концептов «Родина» и «Россия».
Концепт «Родина» воплощает одну из центральных ценностей любого народа. В этой связи представляется любопытным изучение содержательного наполнения данного концепта в современной паремиологии, отражающей важную часть национальной концептосферы носителей русского языка.
Гневэк Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, профессор кафедры общего языкознания и истории языка Магнитогорского государственного университета. E-mail: cathjaz@masu.ru
В качестве синонимов лексемы родина, согласно данным «Словаря синонимов», выступают слова отечество, отчизна, колыбель, а также словосочетания родная сторона (сторонка), родной край, отчий дом, родное пепелище. В контекстном употреблении лексема родина нередко отождествляется с Россией, Русью, страной, русскими, народом. Следовательно, и данные слова, находясь в логическом центре паремий, репрезентирует изучаемый концепт. Очевидно, что в качестве вербализаторов концепта «Родина» названные лексемы и словосочетания будут служить объективаторами информации о месте рождения человека в конкретном ключе и в целом создавать полное представление об исследуемом концепте.
К современным паремиям отнесены пословицы, поговорки, крылатые единицы, а также их трансформации, созданные современными носителями русского языка. Источниковой базой выступает современные толковые и энциклопедические словари, «Большой словарь крылатых слов и выражений русского языка» (БСКСиВ), словарь «Антипословицы русского народа» (АРН), современные сборники русских пословиц и поговорок.
Анализ толковых и энциклопедических словарей позволяет выявить пять основных лексико-семантических вариантов имени концепта: 1) место рождения (все толковые и энциклопедические словари); 2) страна, гражданином которой являешься (все толковые словари); 3) место возникновения конкретного этноса [БРЭС 2006]; 4) место комфортного существования [ТСРУ 2006: 578]; 5) место возникновения или происхождения чего-либо (все толковые и энциклопедические словари).
Выявленные лексико-семантические варианты представляют одновременно основные смысловые зоны концепта «Родина», соотносимые с вполне конкретными репрезентантами. Вербализаторами смысловых зон «место рождения» и «место комфортного существования» выступают лексемы и словосочетания родина, отечество, отчизна, дом, отчий дом, родная сторона (сторонушка, сторонка). Вербализаторами смысловых зон «страна, гражданином которой являешься» и «место возникновения конкретного этноса» выступают лексемы и словосочетания Россия, Русь, страна, русские, народ, святая Русь. В переносном употреблении часть названных репрезентантов (имя концепта «Родина» и лексема колыбель) могут выступать вербализаторами смысловой зоны «место возникновения или происхождения чего-либо». На основе выявленных вербализаторов концепта «Родина» создана картотека, включающая 141 паремию из словаря «Антипословицы русского народа» и 97 крылатых единиц (КЕ) из «Большого словаря крылатых слов и выражений русского языка».
Когнитивный анализ высказываний обнаружил, что чаще всего актуализируется смысловая зона «страна, гражданином которой являешься». Детализация означенного смысла осуществляется через оценку взаимоотношений государства и гражданина. Положительная оценка подобных взаимоотношений эпизодична (Иродина щедро поила меня берёзовым соком, берёзовым соком... [АРН 2008: 413]). Она чаще связана с признанием того, что знание ментальной специфики соотечественников и условий жизни позволяет приспособиться к существованию и даже находить в нём свои прелести (С родной сторонки и ворона (собачка) мила; С родной земли — с ума не сходи [Там же: 414]). В описанных случаях
смысловые зоны «страна, гражданином которой являешься» и «место рождения» практически совпадают.
В условиях преимущественной актуализации смысловой зоны «страна, гражданином которой являешься» положительно оценивается и военная мощь России, выступающая предметом гордости её граждан: Американские самолёты и российские ракеты просто созданы друг для друга [Там же: 415]; Не перевелись ещё на Руси богатыри, добры молодцы [Там же: 420]. Но даже при наличии позитивных характеристик, в целом господствующей тенденцией является критическое осмысление сложившихся отношений.
Так, патриотический слоган, рождённый в первые дни Великой Отечественной войны Родина-мать зовет! и формирующий установку на защиту родного Отечества, подвергается ироническому переосмыслению: Кузькина мать зовёт! Матушка-лень зовёт! [Там же: 413]. Новый смысл, сводящийся к рассуждению «Такое отечество недостойно заботы своих граждан», свойствен и другой паремии: Любите Родину, мать вашу [Там же: 413]. Инверсия в рематической части высказывания превращает приложение в ругательство, фоновую брань, используемую для выражения чувства досады (Ср: Да пошли вы, мать вашу). Двойственное восприятие рематической части (и как инверсионного приложения, и как фоновой брани) меняет высокую коннотацию на ироническую, полностью разрушая установку, формируемую глагольным императивом «любите».
Граждане России негативно оценивают существующую форму правления государством, считая её главной причиной отсутствия порядка: Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа [Там же: 288]; Настоящая демократия легко переходит в анархию [Там же: 289]. Выдвигаются четыре причины неправильного государственного устройства:
1) неготовность общества к принятию ответственных решений (Пока общество больно, история страны так и будет историей болезни [Там же: 466]; Народ с интересом следит за историей своей страны [Там же: 466]; Если народу всё по барабану, то государству — труба [Там же: 288]; Не ту страну назвали Гондурасом [Там же: 465];
2) утрата рабочим классом роли гегемона: Пролетарии всех стран, пролетайте; Пролетарии всех стран, простите! [Там же: 466]; Чтобы народ увидел, его пустили по миру [Там же: 288];
3) отсутствие лидеров, способных улучшить жизнь соотечественников: Каждый народ имеет такое правительство, которое его потом имеет [Там же: 287].
Отрицательная оценка непродуманной деятельности российских властей нередко превращается в уничижительно-презрительную оценку страны, граничащую с оскорбительной коннотацией: Когда государство начинает убивать, оно всегда называет себя Родиной [Там же: 413]; Стране давно уже нужен другой народ [Там же: 466]. Сложились паремии, в которых отрицается ценность самого феномена родина: На родине хорошо, а дома лучше [Там же: 413]; В гостях хорошо, а дома плохо; В гостях хорошо, а дом снесли; В гостях хорошо, а дома у меня нету [Там же: 139].
Отрицательная оценка российской государственности в целом и российской власти в частности мотивируется последующей детализацией. Негативно оценивается политика спаивания государством своих граждан (Иродина щедро поила
меня... [Там же: 413]; Для россиян более патриотического поступка, чемраспитие водки, не придумаешь [Там же: 416]), отрицательно оценивается дороговизна жизни в России (Доходы большинства россиян явно в родстве со словом «доходяга» [Там же: 414]; Только не надо снова поднимать уровень жизни на недосягаемую для народа высоту [Там же: 288]), больно бьющая по самым важным сферам жизни страны (Если у нас смертность и дальше будет превышать рождаемость, то Россию скоро будут называть Российские Вымираты [Там же: 414]).
Очевидно, что в современных паремиях российская власть и российские политики оцениваются крайне отрицательно (В России две напасти: внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти [Там же: 415]). Власть предержащим приписываются такие качества, как глупость (В России две беды: дорогие дураки и дешёвые умные [АРН: 415]; В России одно из двух: или харизматический лидер, или маразматический; [Там же: 415]), жадность и стяжательство (Народ не роскошь, а средство обогащения [Там же: 415]; В России ещё не придуманы такие деньги, которые нельзя разворовать [Там же: 415]); отсутствие стратегического мышления (В России сейчас возможно два варианта развития событий: наихудший и маловероятный [Там же: 415]). Как национальная традиция представляется коррумпированность российской милиции в частности и чиновников в целом: Юристов во власти много, а страна живёт не по законам, а по понятиям! [Там же: 466].
Согласно смыслу многих паремий, власть и общество находятся в состоянии агрессивного противостояния: Главная проблема России — люди. Они ещё есть [Там же: 416]. Отсутствие разумной социально-экономической политики становится причиной крайне бедности населения (Жизнь россиян бедна, зато как богата русская история; Всю свою историю Россия только и знает, что поднимается с колен [Там же: 416]), немотивированной агрессии (Из наблюдений над российской действительностью: улыбаясь, вы делаете свои зубы беззащитными [Там же: 415]), общей деградации (Мозги из России уехали, зато желудки остались [Там же: 416]; Когда народ терпит слишком долго, его страна превращается в дом терпимости [Там же: 139]) и вымирания (Что русскому хорошо, то России — смерть [Там же: 416]; Россия для Японии — страна заходящего солнца [Там же: 416]).
Носители русского языка демонстрируют негативное отношение не только к государству и власти. В современных паремиях довольно трезво и сурово обнажаются недостатки, присущие российскому обществу в целом.
Социальным злом признаётся пьянство в государственных масштабах (Русская водка — не дай себе просохнуть [Там же: 420]), хотя и представлена надежда на преодоление этой беды (Не перепились еще богатыри на земле русской [Там же: 420]). Отрицательно оценивается и национальная традиция жить безалаберно и действовать на авось: Англичанин мыслит сидя, француз стоя, американец прохаживаясь. Русский думает потом [Там же: 420]. Трезво оцениваются и последствия подобного отношения к жизни и к себе: Из двух зол русские выбирают оба [Там же: 420]. Носителя языка откровенно смеются и над результатами безалаберного отношения к выполняемым обязанностям: Российские микросхемы — самые большие микросхемы в мире [Там же: 415]; Отечественные поезда — самые по-ездатые поезда в мире [Там же: 333].
При помощи иронии и сарказма порицается пренебрежительное отношение к одной из главных ценностей русской культуры — родному языку: Русские матом не ругаются — русские матом разговаривают [Там же: 420].
Таким образом, когнитивный анализ современных паремий, репрезентирующих концепт «Родина» через различные вербализаторы, обнаруживает, что подавляющее их большинство детально объективирует представления россиян об одной смысловой зоне — «страна, гражданином которой являешься», — через две ведущие темы: государство и народ, взаимоотношения государства и его граждан. Эпизодически вербализуется смысловая зона «место рождения», но при этом совершенно не представлены ещё три смысловые зоны: «место комфортного существования», «место возникновения конкретного этноса», «место возникновения чего-либо».
Так, смысловая зона «место комфортного существования», весьма популярная в традиционном фольклоре, практически не представлена современной паремио-логией. Выделяется несколько причин подобного отсутствия. Во-первых, Россия не воспринимается её гражданами страной, в которой государство охраняет права и свободы своих граждан (У матери-Родины долга рука на ласку [Там же: 413]). Во-вторых, по убеждению современников, на земле вообще не существует места с комфортными условиями существования (Ад — историческая родина человека, рай — доисторическая [Там же: 413]). В-третьих, само понятие родина как святое место по критерию рождения утратило свой сакральный смысл (Стране давно уже нужен другой народ [Там же: 465]); Не можешь выбрать власть — выбери страну [Там же: 466]).
Если в современных паремиях содержится информация, объясняющая отсутствие одной из смысловых зон концепта, то две оставшиеся отсутствуют без всяких обоснований.
Совершенно иная картина складывается в корпусе современных крылатых единиц, выравнивающем асимметрию в представлении смысловых зон концепта «Родина» и устанавливающем иное содержание внутри самих смысловых зон.
Во-первых, довольно представительной является смысловая зона «место рождения», сопровождаемая в основном сакрализованными характеристиками. Здесь сохранено трепетное отношение к родине как месту рождения. Оно воплощается в образно-поэтических названиях страны и её городов: (наши) Палестины [БСКСиВ, 2, 2009: 168]; Любовь моя — Россия; Любовь к родному пепелищу; [БСКСиВ, 1, 2008: 586]; Родные пенаты [БСКСиВ, 2, 2009: 304]; Надежда мира, сердце всей России [Там же: 14]; Сердце родины моей [Там же: 337]; Окно в Европу [Там же: 124]; Люблю тебя, Петра творенье [БСКСиВ, 1, 2008: 585]. Фиксируется и чувство боли за родное отечество (За державу обидно [Там же: 386]; Люблю Отчизну я, но странною любовью [Там же: 584]).
Довольно представителен пласт крылатых единиц, демонстрирующих жертвенное отношение россиян к своей родине — святому месту по праву рождения. Оно реализуется через образные призывы защищать родину: Не Москва ль за нами? [БСКСиВ, 2, 2009: 61]; Не посрамим земли русской! [Там же: 69]; О, русская земля, ты уже за холмом [Там же: 138]; Отечество в опасности! [Там же: 150]; Родина или смерть! [Там же: 303]; Велика Россия, а отступать некуда: позади
Москва [БСКСиВ, 1, 2008: 152]; Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! [Там же: 233].
Фонд КЕ хранит немало лозунгов и констатаций, риторических восклицаний и вопросов, лежащих в основе патриотического воспитания граждан страны: Отечество славлю, которое есть, но трижды — которое будет! [БСКСиВ, 2, 2009: 150]; Союз нерушимый республик свободных [Там же: 391]; С чего начинается родина? [Там же: 420]; Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза [Там же: 555]; Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек [Там же: 618] и т. д. Формируемое патриотическое чувство зиждется на признании святости места рождения любого человека, готовности любить его и защищать в случае опасности. К воспитанию патриотизма подключаются как разум, так и вера в любовь к месту, давшему жизнь.
Во-вторых, не менее основательно представлена в фонде КЕ и смысловая зона, главенствующая в народном фольклоре. Здесь не теряются в потоке отрицательных оценок КЕ, выражающие уважительное отношение к государству, Трепетное, уважительное отношение к стране, гражданином которой являешься, воплощается в паремиях, представляющих Россию как могущую державу (Недаром помнит вся Россия [Там же: 48]; Помнит мир спасённый [БСКСиВ, 1, 2008: 216]. Восхищённое отношение россиян вызывает и территориальная протяжённость страны: От Москвы до самых до окраин [БСКСиВ, 2, 2009:156]; Широка страна моя родная [Там же: 579].
Средствами публицистики создаётся нейтральная, нейтрально-объективная или одобрительная характеристика государства (Россия молодая [Там же: 307]); государственной политики (Правление народа, посредством народа [Там же: 240]); талантливых россиян (колумбыросские [БСКСиВ, 1, 2008: 515]); защитников родины (грудью защитившие страну [Там же: 279]). Размышления о будущем родины воплощаются только с привлечением средств высокого слога: Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся [Там же: 511]; Как нам обустроить Россию [Там же: 480].
Выделяются крылатые единицы, в которых сложились два плана реализации паремий, в зависимости от установок говорящего: восторженное и ироническое отношение к месту рождения и стране, гражданином которой являешься: На просторах родины чудесной [БСКСиВ, 2, 2009: 27]; Родина слышит, Родина знает [Там же: 304]; Страна чудес [Там же: 408] и проч.
Представлены в фонде КЕ и собственно иронические паремии, характеризующие отношения, складывающиеся в смысловой зоне «страна, гражданином которой являешься». Ирония является инструментом характеристики современной буржуазии (новые русские [Там же: 98]), советского общества (совок, совковый [Там же: 380]; гомо советикус, хомо советикус [БСКСиВ, 1, 2008: 270]), России как страны контрастов (Странарабов, страна господ [БСКСиВ, 2, 2009: 408].
В-третьих, в фонде КЕ представлена смысловая зона «место комфортного существования», выявляемая на различных основаниях: по критерию надёжности существования (На том стояла и стоит (стоять будет) Русская земля [Там же: 33]; по критерию наличия вечных национальных ценностей и национальной самобытности (Не зарастёт народная тропа [Там же: 52]; И какой же русский не любит быстрой езды [БСКСиВ, 1, 2008: 442] и др.); по критерию талантливости
русского народа: (Может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать [Там же: 626]); по критерию веры в светлое будущее родины: (Когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся [Там же: 511]) и др.
В целом очевидно, что в корпусе КЕ смысловая зона «место комфортного существования» представлена содержательно иначе по сравнению с её представлением в паремиологическом творчестве современников. В основе создания данного сегмента концепта «Родина» лежит иное, оптимистическое мировосприятие прошлого, настоящего и будущего России.
В-четвертых, здесь, пусть и эпизодически, представлена и смысловая зона «место возникновения чего-либо» (Откуда есть пошла земля русская [БСКСиВ, 2, 2009: 153]).
Таким образом, в корпусе КЕ представлены четыре из пяти смысловых зон концепта «Родина». Положительная коннотация крылатых единиц, репрезентирующих смысловые зоны «место рождения» и «страна, гражданином которой являешься», выравнивает оценочную асимметрию современного народного творчества. КЕ восполняют утрату смысловой зоны «место возникновения чего-либо» и с позиций оптимистического мировосприятия представляют смысловую зону «место комфортного существования». Кроме того, корпус КЕ располагает в полном объёме всеми вербализаторами концепта и реализует их, в то время как в фольклорном творчестве современников реализуется усечённый состав верба-лизаторов.
В целом, наложение оценок и отношений, воплощённых в городском фольклоре и в фонде КЕ, приводит к формированию объективно сложившегося содержательного наполнения концепта «Родина» в современной паремиологии. Образно говоря, КЕ отвечают за сохранение сакрального отношения к отчизне, а городской фольклор выявляет болевые точки существования отечества и его граждан.
Выявленные смысловые зоны сводимы к трём обобщенным группам: 1) государство, страна; 2) общество; 3) место возникновения или происхождения чего-либо. Первые две совпадают с ядерными сегментами концепта «Россия», третья является специфической для концепта «Родина». Кроме того, смысловая зона «государство, страна», являясь ядерным сегментом «научной» модели концепта «Родина», входит в ядро «наивной» модели концепта, формируемой на основе современных паремий. В ядре концепта находится и сегмент «общество», детализируемый по различным критериям и направлениям. Другими словами, в центре «наивной» модели преобладают эмоции и оценки социально-экономических процессов и отношений как положительной, так и отрицательной модальности. В периферийное пространство концепта уходят и смысловая зона «место комфортного существования», и зона, характеризующая место возникновения или происхождения чего-либо. Причём периферийная зона является весьма незначительной по объёму.
Таким образом, концепт «Родина» в ядерной структуре и ядерном содержании совпадая с концептом «Россия», принципиально различается с ним в периферийной зоне. Они не совпадают ни по содержанию, ни по структуре. Но наличие общего ядра и чёткой структуры свидетельствует о том, что концепт «Родина»,
равно как и концепт «Россия», относится к категории культурных констант, или национальных ценностей, русского народа. В роли концепта данный феномен имеет конкретный и вполне определённый состав вербализаторов, который расширяется или сужается, отражая существо процессов, происходящих в жизни конкретного народа.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов. Более 20000 синонимов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Рус. слов., 1999. — 672 с.
АРН: ВальтерХ., Мокиенко В. М. Антипословицы русского народа. — М.: ОЛМА Медиа групп, 2008. — 576 с.
БСКСиВ: Берков В. П., Мокиенко В. М., Шулежкова С. Г. Большой словарь крылатых слов и выражений русского языка: ок. 5000 ед.: в 2 т. / под ред. С. Г. Шулежковой. — 2-е изд., испр. и доп. — Магнитогорск: МаГУ; Greifswald: Ernst-Moritz-Arndt-Universität, 2008-2009.
Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
БРЭС: Большой российский энциклопедический словарь. — М.: Большая Рос. эн-цикл., 2006. — 1887 с.
Мокиенко В.М., Никитина Т. Г. Толковый словарь Совдепии. — СПб.: Фолио-Пресс, 1998. — 505 с.
ТСРЯ: Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации: сост. О. А. Платонов. — М.: Православ. изд. «Энцикл. рус. цивилизации», 2000. — 1037 с.
CONCEPT "MOTHERLAND" IN CONTEMPORARY PAREMIOLOGY
O. V. Gneveck
Contemporary paremiology actualizes three out of five sense zones of concept "Motherland'. Two sense zones — the country whose citizen one is and place of birth — are kernel zones; the other three are peripheral of a fairly small scope.
Key words: concept sense zones, kernel and peripheral zones, kernel zone overlapping of concepts "Motherland" and "Russia".