Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ, КАК КОГНИТИВНАЯ ЕДИНИЦА СОЗНАНИЯ'

КОНЦЕПТ, КАК КОГНИТИВНАЯ ЕДИНИЦА СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ПОНЯТИЕ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЕДИНИЦА МЫШЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Айтибаева Ж. К., Максутова Ж. Ж., Пазилова С. К.

В статье рассматриваются основные подходы к изучению концепта как категории когнитивной лингвистики. Концепт является единицей памяти, устроен сложно и многопланово. Он имеет много разновидностей и типов. Концепты - это единицы мышления, по своему содержанию, объему и значимости весьма различны. Они объединяются тем, что структурируют знания и выступают единицами мыслительного процесса. Типология концептов должна осуществляться в соответствии с типами знания и опыта людей, с их различиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Айтибаева Ж. К., Максутова Ж. Ж., Пазилова С. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AS A COGNITIVE UNIT OF CONSCIOUSNESS

The article discusses the main approaches to the study of the concept as a category of cognitive linguistics. The concept is a unit of memory, it is arranged in a complex and multifaceted way. It has many varieties and types. Concepts are units of thinking, they are very different in their content, scope and significance. They are united by the fact that they structure knowledge and act as units of the thought process. The typology of concepts should be carried out in accordance with the types of knowledge and experience of people, with their differences.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ, КАК КОГНИТИВНАЯ ЕДИНИЦА СОЗНАНИЯ»

КОНЦЕПТ, КАК КОГНИТИВНАЯ ЕДИНИЦА СОЗНАНИЯ

Ж.К. Айтибаева, старший преподаватель Ж.Ж. Максутова, преподаватель С.К. Пазилова, преподаватель Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-1-93-97

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к изучению концепта как категории когнитивной лингвистики. Концепт является единицей памяти, устроен сложно и многопланово. Он имеет много разновидностей и типов. Концепты - это единицы мышления, по своему содержанию, объему и значимости весьма различны. Они объединяются тем, что структурируют знания и выступают единицами мыслительного процесса. Типология концептов должна осуществляться в соответствии с типами знания и опыта людей, с их различиями.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, понятие, когнитивная лингвистика, единица мышления.

«Концепт» составляет одну из основных единиц когнитивной лингвистики. Термин происходит от латинского слова conceptus. Он имеет несколько значений, таких как: 1. Накопить, выбрать для себя. 2. Воображение, мышление. 3. Написать и создать. 4. Создать. 5. Возникновение. Этот термин использовался такими учеными, как Т. Гобс, П. Абеляр, У. Окам еще в Средние века.

Согласно П. Абеляру, концепт - это набор концепций, которые выражают одну точку зрения на предмет, которая может выражать силу сознания. В 1928 году в статье А. Аскольдова «Концепт и слово» концепт был определен как «мысль, отражающая множество свойств однородных веществ, предметов» [1, с. 30]. В то время как Д.С. Лотте описывает концепт как «особое слово» [2], Г.О. Винокур дал терминологическую характеристику концепта - «слова, выполняющего особую функцию» [3].

З.Н. Попова и И.А. Стернин отмечает, что «концепт» отличается от термина «понятие». В то время как понятие относится только к внешним и наиболее важным свойствам материи и явлений, понятие отражает все их свойства, а не только их наиболее существенные признаки [4, с. 60].

По мнению С.Г. Воркачева, с начала 1990-х годов лингвистический термин «концепт» в русском языкознании используется в работах таких ученых, как В.Д. Арутюнова, С.А. Аскольдов-Алексее-ва, Д.С. Лихачева, Ю.С. Степанова, В.П. Нерознака, С.Х. Ляпина и как синоним этого же термина В.В. Воробьевым «лингвокультурема», М. Лехтеэнмяки «мифологема», М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Н.Д. Бурвиковой были использованы термины «логоэпистема». Однако в настоящее время известно, что термин «концепт» лежит в основе изучения когнитивной лингвистики [5, с. 6].

Согласно определению кыргызского лингвиста З.К. Дербишевой, концепт - основная единица кода мышления человека, дискретная ментальная структура, имеющая относительный характер [6, с. 26].

По определению М.В. Пименовой, концепт - это иллюзия фрагмента (фрагмента) мира или части этого фрагмента [7, с. 34]. Согласившись с мнением указанных ученых, мы дадим определение концепту следующим образом: Концепт - это ментальная единица. Он живет как когнитивная структура в мышлении человека. Концепт репрезентируется языковыми средствами. Он представлен в лексемах, идиомах, паремиях и основных текстах. Внутренние

типы концепта считаются такие виды как образ, символ, понятие, гештальт, сценарий, пропозиция, архетип, когнитема, фрейм и т.д. В нашей работе через концепт устанавливается ментальная структура, имеющая упорядоченную структуру, являющаяся базовой единицей человеческого мышления, включающая в себя результаты познавательной деятельности и национально-культурную самобытность, отражающую их, интерпретирующую через общественное сознание комплексную информацию о предметах и явлениях.

Вместе с концептом понятие «концеп-тосфера» встречается в когнитивной лингвистике. А.К. Тентимишева отмечает, что концептосфера - это набор данных, состоящий из концептов, которые обобщают информацию о внешнем мире [8, с. 226]. Термин концептосфера был впервые введен Д.С. Лихачевым. По его мнению, кон-цептосфера - это совокупность национальных концептов, которая состоит из группы и потенциалов национальных концептов [9, с. 3-9]. Концептосфера разных наций отличается составом концептов. Их можно определить с помощью методов теории перевода, сравнительной типологии, обучения иностранному языку. Потому что точно так же, как невозможно выучить другой язык через структуру одного языка, концептосфера другого языка может быть определена только путем изучения национальных особенностей этого языка.

Одним из ярких представителей современной когнитивной лингвистики является В.А. Маслова, по ее мнению, «концепт» обладает следующими инвариантными (неповторимыми) свойствами:

1) концепт - небольшая единица, имеющая структуру поля, вербализуемая с помощью слова, идеально отражающая человеческий опыт;

2) концепт - единица передачи, хранения и обработки информации;

3) концепт изменчивый, но он также не лишен четких, достоверных функций;

4) концепт социален, потому что его ассоциативное поле прагматики;

5) концепт - основная ячейка культуры [10].

Е.С. Кубрякова отмечает, что концептуальная система одного языка строится на основе исходных концептов. Потому что истоки духовной культуры народа лежат в этих основных концепциях. Ученые отмечают, что концепты могут исчисляться сотнями [11].

Концепт рассматривался с разных точек зрения в начале 1990-х годов, и все чаще утверждалось, что он является объектов изучения когнитивной лингвистики. Хотя он используется как эквивалент термина "понятие", с 1990-х годов тот факт, что это два разных термина, стал отмечаться в лингвистических работах, словарях.

Ученые отмечают, что Концепт анализировался в логическом, когнитивном, когнитивно-дискурсивном, лингвокультур-ном аспектах. Логико-ориентированные исследования (Р.И. Павленис, Ю.С. Степанов и др.) определяет концепт как логическую единицу языка, относящуюся ко всем понятиям. Когнитивная ориентация рассматривает такие вопросы, как концептуализация, категоризация, природа и структура концепта, а также типы концептов. Когнитивно-дискурсивная ориентация исследует концепт в текстовом аспекте. Лингвокультурное направление направлено на анализ лингвистического материала посредством изучения культурных концептов. В нашем научном исследовании мы подчеркиваем, что концепт можно анализировать как в лингвокогнитивном, так и в лингвокультурном направлении. Основываясь на мнении, предложенном западными учеными, можно сказать, что концепт - это основное символическое явление в человеческом сознании, которое противоречит лингвистической единице.

Анализ структуры и содержания концепта создает научную необходимость. Структура концепта включает в себя основной структурный компонент разнообразной когнитивной мысли. К ним относятся некоторые имиджевые, информационные и содержательные поля. Следовательно, структура концепта состоит из набора когнитивных атрибутов (знаков), и каждый атрибут конструирует концепт. Содержание концепта, с другой стороны, состоит из когнитивных атрибутов кон-

цептуального субъекта, обладающего личными свойствами, и оно определяется как комбинация этих атрибутов. По мнению С. Пешина и Т. Солончака, содержание концепта действительно зависит от модели лингвистического поля, расположенной близко к центру, далеко и очень периферийно [12, с. 587-592].

В сознании говорящего на каждом языке любой из атрибутов запоминается, что указывает на то, что этот атрибут будет иметь определенное содержание. Концепт также имеет внутреннее содержание и отражает результат когнитивного поведения человека и общества, говорящего на определенном языке. Предоставляя подробную информацию о предмете или явлении, общественное сознание может объяснить, как оно интерпретирует предмет или явление, с какой точки зрения. С точки зрения когнитивной лингвистики концепт отражает то, как общество воспринимает определенный предмет или явление, но в этом случае он указывает, что предмет или явление отражает индивидуальное сознание и принадлежит индивидуальному когнитивному поведению. Часто концепт интерпретировался как культурный кластер в сознании человека, который выражает значение математически [12, с. 587-592].

Научная литература доказывает, что на постсоветском пространстве существует множество исследований, описывающих национальную самобытность, мир. По мнению З.К. Сабитовой, в последние годы исследования концепта вышли на передний план. Появились работы, изученные в таких областях, как лингвокультура, когнитивная лингвистика, межкультурная коммуникация, речевая деятельность. По мнению ученого, концепт изучается с точки зрения когнитивной лингвистики и лингвокультурных исследований.

В когнитивной лингвистике концепт -это ментальная единица, которая живет в сознании и выражает сущность опыта и знаний, которые человек видит, чувствует, знает при познании мира. С другой стороны, концепт в лингвокультурологии - это ключ к культуре, основа менталитета, совокупность традиций, обычаев в человече-

ском сознании, элемент, несущий этнокультурную специфику народного сознания, семантическая единица языка культуры.

За последние 10 лет изучение когнитивных концептов в Кыргызстане продвинулось вперед, появился ряд новых работ. По мнению Е.И. Жоламановой, разработана лингвистическая парадигма этнолингвому-зыкальных концептов русского и кыргызского языков [13, с. 57].

Научная школа профессора

К. Зулпукарова и исследования его учеников вносят большой вклад в развитие сравнительной когнитивной лингвистики, сравнивая концепты кыргызского языка с концептами родственных и неродственных языков. В одной из таких работ было дано 14 определений концепта:

1. Концепт - это единица мышления.

2. Концепт - это единица знания, Квант знания.

3. Концепт - это набор значений.

4. Концепт - это коагулирующий духовный элемент культуры.

5. Концепт - это концепция.

6. Концепт - это вся совокупность знаний.

7. Концепт - это способ категоризации мира.

8. Концепт - это многомерное знание.

9. Концепт - это оперативная единица памяти.

10. Концепт - термин.

11. Концепт - это вербализованное (передаваемое через слова) понятие.

12. Концепт - характеристика.

13. Концепт - это структура мысли.

14. Концепт - операционная единица картины мира [14, с. 234-235].

По мнению К. Зулпукарова, концепт -это ментальная структура, которая объясняет основную единицу человеческого мышления. Он имеет определенную структуру, которая состоит из совокупности когнитивного поведения человека и нации. Концепт является проекцией культуры, коллективной ментальной структурой. В работах указанных ученых также анализируются понятия "концепт и концептуальное поле". Концептуальное поле-

состоит из нескольких слоев, представля- ев и интерпретирующего поля [15, с. 357-ющих экстралинвистический феномен, 360].

выходящий за рамки лексического значе- Концепт состоит из логических, когни-

ния. Концептуальное поле включает наци- тивных, когнитивно-дискурсивных, линг-ональные традиции, социальные отноше- вокультурных и других аспектов. Его ния, общественно-политическую систему, структура и содержание сложны. В рабо-экономические условия, религиозные ве- тах зарубежных и кыргызстанских ученых рования, моральные нормы, многовековой в достаточной мере рассмотрены теорети-опыт и образ жизни нации. Концептуаль- ческие и практические положения концеп-ное поле состоит из центра, основных сло- та.

Библиографический список

1. Аскольдов, С.А. Концепт и слово // Русская словесность: [Антология]. - М.: Academia, 1997. - 30 б.

2. Лотте, Д.С. Основы построения научно-технической терминологии // Вопросы теории и методики. - М.: Изд-во АН СССР,1961. - 160 с.

3. Винокур, Г.О. О некоторых явлениях словообразования в русской технической терминологии // Труды Московского института истории, философии и литературы. Филологический факультет. T. 5. - М., 1939.

4. Попова, З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. -Воронеж, 1999.

5. Воркачев, С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа. - Краснодар, 2002. - 142 с.

6. Дербишева, З.К. Язык и этнос: монография. - М.: Флинта: Наука, 2017. - 256 с.

7. Пименова, М.В. Концепт сердце: образ, понятие, символ. - Кемерово, 2007 - 500 б.

8. Тентимишова, А.К. Концепт и концептосфера в исследованиях ученых-лингвистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 17. - С. 226-230. -URL: http://e-koncept.ru/2016/46223.htm.

9. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ. - 1993. - №1. -С. 3-9.

10. Маслова, В.А. Введение в когнитивную лингвистику// учеб. пособие - 4-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 296 с.

11. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996.

12. Pesina S., Solonchak T. Cognitive Properties of Images and Metaphors // Procedia- Social and Behavioral Sciences. - 2015. - №192. - P. 587-592.

13. Жоламанова, Е.И. Современные направления языкознания в Кыргызстане. Вестник КазНУ. Серия филологическая. - 2011. - №3 (133). - С. 57-60.

14. Зулпукаров, К.З. Дидактолингвистика как отрасль языкознания // Наука и новые технологии. - 2013. - № 5. - С. 234-235.

15. Зулпукаров, К.З. Атакулова М. и др. Инвариантность в прономинальной и провербиальной парадигмах языка. - Бишкек, 2017. - 728 с.

CONCEPT AS A COGNITIVE UNIT OF CONSCIOUSNESS

Zh.K. Aitibaeva, Senior Lecturer Zh.Zh. Maksutova, Lecturer S.K. Pazilova, Lecturer Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. The article discusses the main approaches to the study of the concept as a category of cognitive linguistics. The concept is a unit of memory, it is arranged in a complex and multi-faceted way. It has many varieties and types. Concepts are units of thinking, they are very different in their content, scope and significance. They are united by the fact that they structure knowledge and act as units of the thought process. The typology of concepts should be carried out in accordance with the types of knowledge and experience of people, with their differences.

Keywords: concept, conceptosphere, concept, cognitive linguistics, unit of thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.