КОНЦЕПТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНЦЕПТОСФЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ
УЧЕНЫХ ЛИНГВИСТОВ
Т.С. Молдоташова, преподаватель М.Н. Абдыкеримова, преподаватель Э.К. Жарматова, преподаватель А.О. Кулубекова, канд. филол. наук, доцент Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-4-3-173-176
Аннотация. В данной научной статье рассматриваются различные исследования «концепт» и «концептосфера» ученых-лингвистов, а также их различные точки зрения на природу и сущность концепта и концептосферы как основных единиц когнитивной лингвистики, приведена типология концептов, проанализирована структура концепта с позиций разных исследователей.
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, концептосфера, языковая картина мира, ментальность.
Концепт воспринимается как термин в лингвистике, как ментальный источник познавательной деятельности человека. Концептология характеризуется как научная отрасль, которая фокусируется на понимании, раскрытии и экспликации дополнительных, скрытых, скрытых значений в человеческом сознании о каком-либо понятии с помощью лингвистических средств [1, с. 68-74].
Известно, что издревле особое внимание уделялось символическим значениям знаков, они жили в системе фольклорных произведений, традиций, обычаев, обрядов, содержащих элементы познания мира посредством мифического мышления. Например, особое внимание уделяется человеческим именам, которые не обязательно являются частью каких-либо знаков, событий, видений и т.д., устанавливаются на основе влияния внешних факторов, которым придается исключительное значение.
Философы обращали внимание на символические, эзотерические, мифические, ритуальные значения знаков и пытались интерпретировать их значения. Например, древнегреческий философ Гераклит пытался доказать, что существительные имеют естественную связь с тем, что они называют. Таким образом, можно отметить, что попытки углубленного изучения
концептуальных понятий в лингвистике, исследования, связанные с когнитивной службой языка, берут свое начало с древних времен, а в последнее время исследования в области когнитивологии стали особенно актуальными. Ученые отмечают, что основные национальные концепты на каждом языке служат основой для выражения мировой картины этой нации.
В современной лингвистике изучение языка как духовно-культурного Сокровища нации является актуальным. Ведь каждый язык содержит в своем содержании историю, культуру, мировоззрение, характер и мысли нации. Поэтому в современном кыргызском языкознании получили развитие такие научные отрасли, как когнитивная лингвистика и ее лингвокульту-рология, этнолингвистика, основанные на познании соотношения языка и культуры, в частности, национального характера, национального духа в содержании языка. В связи с этим формируется концепция концепта как научной лингвистической категории, определяющей познавательное содержание, состояние языка, формирующая его ядро, стимулирующая понимание, изучение языковой картины мира.
В лингвистике разработаны различные критерии определения концепта как части памяти, разграничения его содержатель-
ных границ и направления их всестороннего изучения. Например:
а) когнитивно-яызковая единица (Е.С. Кубрякова);
б) психолингвистическое явление (А.А. Залевская);
в) абстрактное научное понятие (А. Соломонник);
г) фундаментальная единица культуры, абстрактная, конкретная, ассоциативная и эмоционально оценочная идея (Ю.С. Степанов);
д) культурно-языковое явление (Г.Г. Слышкин. В.В. Карасик);
е) единица познания (Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова); единица мысли (С.А. Ас-кольдов, Т.А. Фесенко);
ж) единица менталитета, ментальности (В.В. Колесов. С.Г. Воркачев);
з) единство ментального, языкового комплекса (В.В. Морковкин, А.В. Морковкина);
и) можно упомянуть такие области исследований, как единство информации о мире [2, с. 2].
В названных работах изложены способы выражения концепта на языке. Например:
а) через гештальт (Основные понятия в мировоззрении, смерть, жизнь , мир, война);
б) понятие фрейма (исследования в этом направлении проводятся в соответствии с теорией ядра и периферии).
А Д.С. Лихачев с Д.С. Сазоновой рассматривают как совокупность значений, ассоциаций, коннотаций соответствующих слов. Если мы сосредоточимся на исследованиях этих ученых, мы увидим, что языковая картина мира передается не только в денотативном смысле, но и через коннота-тивные значения, которые они приписывают каждой культуре, поэтому языковая картина мира также уделяет особое внимание коннотативным значениям [3, с. 5].
Данные, относящиеся к концептуальному объекту (В.Н. Телия); категории и формы родного языка (В.В. Колесов); готовые слова, идиомы, свободные фразы, тексты и совокупность текстов (А.П. Булатова, Г.А. Фесенко); и передается через слова (А. Аскольдов, И.В. Черемисина).
Языковая картина мира изучается, как правило, двумя путями:
1) через концепты;
2) через языковые семантические категории.
Концепт относится к философской категории, А семантические явления-к лингвистической категории. Концепт рассматривается в широком смысле в мировой языковой картине, где все коннотации интерпретируются и раскрывается их семан-тико-структурная природа.
При исследовании мировой языковой картины на основе концептуальных средств можно отметить, что мнения ученых по вопросу о том, из какой структуры состоят концепты, что входит в ее составителей, различны, и все они представляют собой разные направления изучения одного и того же объекта. Например, концепт состоит из ядра и периферии (З.Д. Попова. И.А. Стернин и т.д.) [4, с. 34].
а) такое направление охватывает все формы исследований;
б) из этимологических, исторических и современных слоев (Ю.С. Степанов); от минимальных и максимальных показателей (А. Вежбицкая);
в) из микро-и макро-видов (Г.В. Токарева);
г) значок мысли, схема, рамка, инсайт, сценарий, калейдоскоп, концепт в виде (А.П. Бабушкина. З.Д. Попова, И.А. Стер-нин и др.); прибрежные, малогрупповые, крупногрупповые, национальные цивили-зационные, общечеловеческие структуры. Г. Слушкин, В.И. Карасик, М. Пименова анализируя сказанное, согласившись с мнением о том, что «оно состоит из национальной и общественной частей». Были предприняты попытки найти указанные концепции с полным согласием с представлением Г.В. Горкачева о существительных, уникалиях, универсалиях, архетипах и инвариантах [5, с. 112].
В исследованиях, проведенных с помощью концепта, изучались особенности менталитета в каждой культуре, различия в национальных ценностях, т.е. в представлении концептуальных номинантов через языковые средства акцент делается
на его семантических, этимологических, мифологических слоях.
Проведение концептуологических исследований определенных концепций обеспечивает получение широкой и глубокой информации об этом понятии, а также его всестороннее признание. Таким образом, с точки зрения концептуологии в лингвистике можно получить обширные и глубокие знания о категории или общем понятии.
В рамках концептуализации как лингвистического термина рассматривается не только объективное познание человека в процессе познания мира, но и совокупность скрытой, теневой ментальной информации, которая, кроме того, является имплицитной. Следовательно, процесс познания мира с помощью языковых средств осуществляется через концепты, концептуальные структуры или глубокое исследование концептуальных концепций в целом.
Первоначальная концептуализация представлена простыми эмпирическими, обобщенными, специальными концепциями. И что концептуализация находится на втором уровне, так это ее косвенное использование в другой области, т. е.а происходит на когнитивном уровне метафоры,
Концепты, являющиеся частью языковой картины мира, занимают большое место в человеческом познании. Только культурные наречия, имеющие ценность и актуальное значение для повседневной жизненной практики, признаются на концептуальном уровне. Концепты, распознаваемые через язык, в целом должны служить индикаторами мировоззрения людей, носителей языка.
Языковая картина мира отражает концептуальную информацию об этом же мире с помощью принадлежащих ему средств. Если концептуальная картина мира взята из одного и того же набора концепций, лингвистическая картина мира может создавать «семантическое пространство языка», которое также может существовать как его единичные значения. Таким образом, языковая картина мира не рассматривается так же, как ее концептуальное видение, а рассматривается только как ее часть. Это объясняется неспособностью языковых разговоров полностью адаптироваться к содержанию концепто-сферы или, точнее, концептуальной среды. Некоторые из его концептов высоко ценятся в культурной среде, к которой он принадлежит, с широким использованием, поскольку они имеют значение как основное средство общения.
метонимии и омонимии.
Библиографический список
1. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. - М., 2008. - 397 с.
2. Фрумкина Р.М. Концептуальный анализ с точки зрения лингвиста и психолога // Научно-техническая информация. - 1992. - Сер. 2. - №3. - С. 3-9.
3. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. - СЛЯ. - 1993. - №1. -С. 3-9.
4. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие "концепт" в лингвистических исследованиях. -Воронеж, 1999. - 211 с.
5. Дербишова З.К. Ключевые концепты кыргызской лингвокультуры. - Бишкек, 2012. -176 с.
THE CONCEPT AND THE NATIONAL CONCEPTUAL SPHERE IN LINGUISTS'
RESEARCH
T.S. Moldotashova, Lecturer M.N. Abdykerimova, Lecturer E.K. Zharmatova, Lecturer
A.O. Kulubekova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. This scientific article examines various studies by scientists of the "concept" and "conceptosphere", as well as different views on the nature and essence of the concept and the conceptosphere as the main units of cognitive linguistics, gives a typology of concepts, analyzes the structure of the concept from the positions of various researchers.
Keywords: cognitive linguistics, concept, conceptosphere, linguistic worldview, mentality.