Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ И КОНЦЕПТОСФЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ-ЛИНГВИСТОВ'

КОНЦЕПТ И КОНЦЕПТОСФЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ-ЛИНГВИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ТЕРМИН / КОНЦЕПТОСФЕРА / ПОНЯТИЕ / ПРОПОЗИЦИЯ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мурзубраимова Д.У., Молдоташова Т.С., Кудайбердиева Г.Г., Кулубекова А.О.

В этой статье дается определение концепта в науке, определяемой работами ученых в исследованиях. В работе рассматриваются различные исследования терминов «концепт» и «концептосфера» русских и кыргызских ученых-лингвистов. Характерной чертой современной лингвистики является изучение языка в тесной взаимосвязи с человеком, его сознанием Moderna, познанием окружающей действительности и его практической деятельностью. Таким образом, изучение языка выходит на первый план с учетом языковой индивидуальности. Человек не только воспринимает и познает мир, живет в нем, в результате чего не только объективная реальность находит выражение в его языке, но и сам человек как познающий жизнь субъект. В связи с этим раскрывается особая важность проблемы соотношения языка и мышления, которая решается в Moderna linguistica в статусе когнитивного концептуологического направления, предполагающего выявление основных закономерностей формирования абстрактных понятий, имеющих репрезентацию в семантических пространствах различных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND CONCEPTOSPHERE IN THE RESEARCH OF LINGUISTS

This article defines a concept in science defined by the work of scientists in research. The paper discusses various studies of the terms "concept" and "conceptosphere" by Russian and Kyrgyz linguists. A characteristic feature of modern linguistics is the study of language in close relationship with a person, his consciousness Moderna, knowledge of the surrounding reality and his practical activities. Thus, language learning comes to the fore, taking into account linguistic individuality. A person not only perceives and cognizes the world, lives in it, as a result of which not only objective reality finds expression in his language, but also the person himself as a subject cognizing life. In this regard, the special importance of the problem of the correlation of language and thinking is revealed, which is solved in Moderna linguistica in the status of a cognitive conceptuological direction, which involves the identification of the main patterns of the formation of abstract concepts that have representation in the semantic spaces of various languages.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ И КОНЦЕПТОСФЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ-ЛИНГВИСТОВ»

КОНЦЕПТ И КОНЦЕПТОСФЕРА В ИССЛЕДОВАНИЯХ УЧЕНЫХ-ЛИНГВИСТОВ

Д.У. Мурзубраимова Т.С. Молдоташова Г.Г. Кудайбердиева А.О. Кулубекова

Ошский государственный университет (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-4-148-152

Аннотация. В этой статье дается определение концепта в науке, определяемой работами ученых в исследованиях. В работе рассматриваются различные исследования терминов «концепт» и «концептосфера» русских и кыргызских ученых-лингвистов. Характерной чертой современной лингвистики является изучение языка в тесной взаимосвязи с человеком, его сознанием Moderna, познанием окружающей действительности и его практической деятельностью. Таким образом, изучение языка выходит на первый план с учетом языковой индивидуальности. Человек не только воспринимает и познает мир, живет в нем, в результате чего не только объективная реальность находит выражение в его языке, но и сам человек как познающий жизнь субъект. В связи с этим раскрывается особая важность проблемы соотношения языка и мышления, которая решается в Moderna linguistica в статусе когнитивного концептуологического направления, предполагающего выявление основных закономерностей формирования абстрактных понятий, имеющих репрезентацию в семантических пространствах различных языков.

Ключевые слова: концепт, термин, концептосфера, понятие, пропозиция, когнитивная лингвистика, лингвоконцептология.

В лингвистике понятие «концепт» стало очень популярным, «актуальным» термином. Одно только его использование, кажется, указывает на новизну исследования, на необходимость. Однако ученые по-разному понимают этот термин. Его значение определяется каждым по-разному.

Этот термин был введен сторонниками средневекового философского концептуализма Т. Гоббсом, П. Абеляром, У.Ж. Оккамом. В то время под термином концепт понимались необходимые и актуальные единицы мышления, обобщающие признаки вещей и относящуюся к ним информацию. Известный ученый Л.И. Дрофа также определяет набор концепций и высказываний, относящихся к тому или иному, как концепт (2:36).

Фундаментальное развитие когнитивной психологии, социологии, лингвистики и психолингвистики также возродило этот термин, связанный с ним научный аппарат, процедуры. В качестве стимула к активизации когнитивистики служили группа за-

рубежных ученых И.Р.Андерсон, Т.Р.Андерсон, Л.В.Барсалоу, Б. Шварц, С.Шифер, С.Стил, Р.Жекендорф, Дж. Ла-коффа служили. Результаты этих работ М.В.Тленова, Е.С.Кубрякова, В.А. Масло-ва, Е.В.Иванова, Л.И.Дрофа, З.Д.Попова. Из исследований таких ученых, как Стер-нин, нам известно.

Первым в российской науке термином концепт назвал С.А.Аскольдов (Алексеев) в 1928 году. Он назвал концептом единство вещей, действий, качеств («растение», «справедливость» и т.д.), которые называют мыслительные структуры, заменяющие множественное число во время мышления (с. 1: 260).).

Лингвисты-когнитивисты в кыргызском языкознании также занимались этой новой областью и внесли свой вклад в нее. Идеи, методы и категории когнитивной лингвистики были использованы при изучении некоторых критических вопросов языка, и были получены приемлемые результаты. У нас есть ученые по морфемике и деривато-

логии для когнитивного анализа М.Ж.Тагаев, ученый З.К.Дербишева, Т. Борчиева, А.Темиркулова, концепты в паремиях ученых К.З.Зулпукарова, А.Абдулатова, М.А.Малабаева,

С.С.Сейитбековой, А.Калмурзаевой, антонимические С.Б.Эргешовой, З.М.Сабиралиевой и учеными по общим вопросам когнитивной лингвистики можно отметить работы ученых.

Д.С.Лихачев в статье «концептосфера русского языка» определяет понятие концепта как обобщающую единицу мысли, отражающую и интерпретирующую мировые явления в зависимости от знаний, индивидуального опыта, специальности, социального статуса носителя языка. Обобщение видовых значений слов в сознании отдельных пользователей языка обеспечивает их взаимопонимание независимо от их различий. Концепт предполагает, что индивидуальный опыт говорящего возникает в результате слияния, слияния, служения в обмене мнениями и т.д. (С. 8: 34. Б.).

Некоторые лингвисты определяют термины «концепт» и «понятие» как синонимы, приравнивая их по содержанию.

По мнению Е.С.Кубряковой: концепт -«оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, вся картина мира, отраженная в человеческой психике квантового знания».

У каждого автора свое видение концепта. Их определения не похожи друг на друга. Некоторые мнения могут быть представлены для сравнения.

1. Концепт-идея, содержащая абстрактные, конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки концепции, ее закрепленную историю (Степанов, 1997, с. 41-42).

2. Концепт-абстрактное понятие, возникающее на основе конкретного повседневного понимания (Соломоник, 1995, с. 246).

3. Концепт-сущность понятия, представленная в воображении (образе) как содержательная форма в понятии и символе (Колесов, 2004, 19-20б.).

4. Концепт-ментальная структура, представляющая собой важный, усвоенный ти-

пизированный фрагмент опыта, хранящийся в человеческой памяти (Карасик, 2004, с. 59.).

5. Концепт - это перцептивно-когнитивно-аффективная структура, объективно живущая в человеческом сознании. Он отличается от понятий и значений, которые являются конструкторами научного описания (Залевская, 2001, с. 39).

6. Концепт-оперантная единица мысли, единица коллективного знания, передаваемая языком и имеющая этнокультурную самобытность (Воркачев, 2004, 51-52б.).

7. Концепт - дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету», -говорит ученый З.Д.Попова, И.А.Стернин, (9:234-б.). Это относительно полное определение. Ключевые моменты в нем следующие:

1) концепт - самостоятельная ментальная структура или структура;

2) он является частью ментального мира человека («сундука с секретом»);

3) он имеет относительно упорядоченную внутреннюю структуру;

4) концепт - это результат сознательной попытки познания (усвоения) индивидом и обществом;

5) он несет в себе комплексную энциклопедическую информацию о предмете и явлении, которые отражаются;

6) он также содержит информацию об интерпретации этой информации через общественное сознание и об отношении общественного сознания к этой вещи или явлению.

Следовательно, концепт был определен как относительно упорядоченная, имеющая внутреннюю структуру ментальная структура, которая является базовой единицей внутреннего мира человека, как ре-

зультат индивидуального или когнитивного (когнитивного) действия, несущая сложную энциклопедическую информацию о предмете или явлении, представленном, которая представляет собой интерпретацию этой информации через общественное сознание и отношение (отношение) общественного сознания к этой вещи или явлению. Ученый-лингвист А. Маслова говорит: «Десять окружены эмоциональным, выразительным, оценочным ареолом». В этом определении основное внимание уделяется следующим свойствам концепта:

а) концептуально - семантическая структура;

б) обладает языковой культурной самобытностью и в той или иной степени может характеризовать носителей определенной этнокультуры;

в) отражает мировоззрение, видение этноса;

г) устанавливает языковую картину этнического мира и является кирпичиком (маленьким кирпичиком) для входа в «дом жизни (бытия)»;

д) квант (наименьший показатель, объем) знания, отражающий содержание человеческой деятельности;

е) концепт не возникает непосредственно из значения слова, а является результатом слияния индивидуального и народного опыта человека со значением слова в словаре;

ж) он окружен эмоциональным, выразительным, оценочным круговоротом.

Какими бы разнообразными ни были эти определения, независимо от того, противопоставляются ли они друг другу, основные черты, которые их объединяют, выделяются. Во всем концепт рассматривается как единство индивидуального и этнического знания, опыта. Он может существовать как в семантике слов, так и вне слов. Концепт как частица этнической картины мира, частица индивидуального и общественного сознания. Он бывает разных типов. Степанов отмечает, что в нем и предметные, и логические (понятие), и четкие, и расплывчатые, и нейтральные, и эмоционально-выразительные значения

служат тонкой пленкой (оболочкой) мировой цивилизации (с. 11: 3).

Концепт - это когнитивная единица. Он является частью и показателем этнического образования. Этнос живет в сознании своих представителей в самых разных формах, размерах, стабильности, целостности. При этом в сознании каждого представителя, их группы или всего этноса концепт зависит от возраста, социального статуса владельца, владельцев, национальности, специальности, образования и т.д. знаний и опыта. занимает место и служит в соответствии со своими качествами.

Термин концепт имеет ценную производную - это концептосфера, то есть концептуальная структура. Концептосфера -это совокупность национальных концептов. Он состоит из всего потенциала концептов в сознании пользователей языка. Словарный запас этнической концепто-сферы определялся ее мировоззренческим, мировоззренческим опытом. Концепто-сфера народов, осваивающих мир на одной поверхности, будет бедной, ограниченной. Какими бы богатыми и традиционными ни были культура, фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия этноса, такова и его концептосфера.

В исследовании средний сфера друг-враг, добро-зло, черное-белое, чужое-свое, умное-глупое, воспитанное-

необразованное и т.д. Здесь можно описать контрастные бинарные концептосфе-ры. Расположение концептов в виде системы в сознании этноса, упорядоченность в мышлении, обмене мнениями, несомненно, является основанием для обращения к принципу системности. Знакомство с систематичностью предметов мышления требует систематизации, группировки и категоризации его объектов. На основании этого З.Д.Попова и И.А.Стернин назвали концептосферу «упорядоченной совокупностью информационных баз мышления» (9:36-С.). Одним из первых, кто сформулировал такую точку зрения, был Д.С.Лихачев, об этом говорил в своей очень известной статье «Концептосфера русского языка». Он показал, что концеп-тосферу русского языка составляют кон-

цепты, отражающие дух, культуру, науку, художественную литературу, историю и другие аспекты этноса.

В когнитивном пространстве имеют место базовые концепты.

По мнению Ю.Е. Прохорова, принадлежность к той или иной культуре обусловлена элементами, составляющими ее периферию, окружение, жакабель с базовым стереотипным, привычным ядром (ядром) знаний, повторяющимися в процессах вхождения индивида в общество, социализации (с. 10:4).). Следовательно, в сознании конъюнктивное пространство разделено на ядро (ядро, центр) и периферию (якабель). При этом базовые знания составляют ядро. В.В.Красных также говорит о когнитивной базе. По его мнению, когнитивная база - это определенная ограниченная структурированная совокупность обязательных необходимых знаний и минимальных точек зрения, обусловливающих национальное самосознание, которые усваиваются и приобретаются всеми представителями одной национально-культурной или лингвокультурной общности (стр. 5: 61). Здесь перечислены следующие признаки концептов, составляющих базовое когнитивное пространство:

1) они должны быть освоены всеми

2) их количество не бесконечно, а составляет минимальный список;

3) эти концепты обладают лингвокуль-турным качеством, присущим обществу;

4) они могут быть совокупностью знаний и взглядов, относящихся к социуму.

А в определении Ю.Е. Прохорова базовое пространство (ядро) составляют постоянно повторяющиеся или стереотипные (привычные, привычные) знания и взгляды на этнос или общность.

Подводя итог, можно сказать, что ядро знания (или когнитивной базы этноса) в сознании может быть создано концептами, знаниями и точками зрения, которые постоянно повторяются, живут в привычных, индивидуальных концептосферах, но являются общими для всех членов лингво-культурного сообщества. Концептуальное содержание разнообразно по объему и характеру. Некоторые ученые классифицируют это разнообразие на подкатегории. Концепт - это общее понятие. Поэтому его можно применять к семантико-ментальным структурам. Но иногда в конкретной ситуации концепт называют образом (выражение, понятие), гештальтом, схемой, рамкой, пропозицией, картиной, символом, формулой, когнитемой, сценарием.

представителями социума;

Библиографический список

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1997. - С. 267-279.

2. Дрофа Л.И. Ключевые понятия когнитивной лингвистики. - Ош, 2009. - 89 с.

3. Зулпукаров К.З, Калмурзаева А., Сейитбекова С. Отражение этнического менталитета в теологических концептах языка // Сб. науч. тр. [фак-та рус. филол. Ошск. гос.ун-та]. -Вып.2. - Ош, 2010.

4. Зулпукаров К.З. О билингвальной когнитивно-дискурсивной модели морфемики и словообразования // Рус. яз. и лит. в шк. Кыргызстана. - 2005. - №1. - С. 76-80.

5. Красных В.В. Фрейм-структуры как единицы языкового сознания // Языковое сознание: содержание и функционирование. - М., 2000. - С. 128-129.

6. Краткий словарь когнитивных терминов // Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М., 1996. - 318 с.

7. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. - С. 6-17.

8. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН - СЛЯ. - 1993. - №1. - С. 39.

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. - Воронеж, 2010. - 314 с.

10. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. - М., 2008. - 397 с.

11. Степанов Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. - М., 2007. - 248 с.

CONCEPT AND CONCEPTOSPHERE IN THE RESEARCH OF LINGUISTS

D.U. Murzubraimova T.S. Moldotashova G.G. Kudaiberdieva A.O. Kulubekova Osh State University (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This article defines a concept in science defined by the work of scientists in research. The paper discusses various studies of the terms "concept" and "conceptosphere" by Russian and Kyrgyz linguists. A characteristic feature of modern linguistics is the study of language in close relationship with a person, his consciousness Moderna, knowledge of the surrounding reality and his practical activities. Thus, language learning comes to the fore, taking into account linguistic individuality. A person not only perceives and cognizes the world, lives in it, as a result of which not only objective reality finds expression in his language, but also the person himself as a subject cognizing life. In this regard, the special importance of the problem of the correlation of language and thinking is revealed, which is solved in Moderna linguistica in the status of a cognitive conceptuological direction, which involves the identification of the main patterns of the formation of abstract concepts that have representation in the semantic spaces of various languages.

Keywords: concept, term, conceptosphere, concept, proposition, cognitive linguistics, lin-guoconceptology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.