Научная статья на тему 'Моделирование как метод познания в лингвистике'

Моделирование как метод познания в лингвистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2512
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Панкина М.Ф.

Данная статья посвящена исследованию одному из методов познания в лингвистике моделированию. Модель используется как средство изучения состояния и динамики оригинала. Исследователи, разрабатывающие проблемы концептуализации знаний, пытаются представить концепт как пространственную динамическую модель, отображающую структуру смысла в сознании индивида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modelling as a theory of knowledge in linguistics

This article is devoted to a modelling as one of the cognitions method. This model is used to study a literary original, its state, and dynamics. Many phylologists think that a concept is a spatial and dynamic model expressed the meaning.

Текст научной работы на тему «Моделирование как метод познания в лингвистике»

_КОНЦЕПТОЛОГИЯ

УДК 802/809:378.6.022

М.Ф. Панкина

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В ЛИНГВИСТИКЕ

Данная статья посвящена исследованию одному из методов познания в лингвистике - моделированию. Модель используется как средство изучения состояния и динамики оригинала. Исследователи, разрабатывающие проблемы концептуализации знаний, пытаются представить концепт как пространственную динамическую модель, отображающую структуру смысла в сознании индивида.

Важным исследовательским приемом в лингвистике выступает моделирование. Большое познавательное значение этого метода практически доказано. Современные работы по языковому моделированию утрачивают всякий смысл без учета результатов исследований по когнитивной лингвистике. В современной науке, в том числе и в языкознании, - пишет Д.А.Штелинг (Штелинг 1996), широко используется метод моделирования как абстрактного представления системы. Термины "модель", "ментальная модель" получили широкое распространение в когнитивных исследованиях (Johnson-Laird; Aitchinson). При этом наблюдаются значительные расхождения в трактовке этого приема различными авторами. Д.А.Штелинг считает, что модели являются средством интерпретации содержания теоретического знания, а следовательно, и его развития. Д.А.Штелинг исходит из следующих определений системы, структуры, модели. Система - это целостное образование, объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Структура - внутреннее построение системы.

Важным исследовательским приемом в лингвистике выступает моделирование. Большое познавательное значение этого метода практически доказано. Современные работы по языковому моделированию утрачивают всякий смысл без учета результатов исследований по когнитивной лингвистике. В современной науке, в том числе и в языкознании, - пишет Д. А.Штелинг (Штелинг 1996), широко используется метод моделирования как абстрактного представления системы. Термины "модель",

"ментальная модель" получили широкое распространение в когнитивных исследованиях (Johnson-Laird; Aitchinson). При этом наблюдаются значительные расхождения в трактовке этого приема различными авторами. Д. А.Штелинг считает, что модели являются средством интерпретации содержания теоретического знания, а следовательно, и его развития. Д.А.Штелинг исходит из следующих определений системы, структуры, модели. Система - это целостное образование, объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях. Структура - внутреннее построение системы, сеть отношений между элементами системы. Модель - система некоторых объектов, структура или поведение которой соответственно воспроизводит структуру или функции другой системы объектов (оригинала модели). Модель используется как средство изучения состояния и динамики оригинала и никогда не претендует на полное описание оригинала, она имеет обобщенный характер, что дает возможность по - разному ее интерпретировать. Понятие "когнитивная модель" трактуется неоднозначно. Выделяют три основных понимания этого термина:

1) когнитивная модель как представление внутренней организации семантики языковой единицы, КМ слова, КМ фразеологизма (Баранов, Добровольский).

2) когнитивная модель как описание динамических процессов, например, КМ дискурса, КМ понимания текста, КМ фор мирования текста (Дейк Т.ван ).

© Панкина М.Ф., 2006

3) когнитивная модель как синоним

понятия "общая теория"; в этом смысле обычно говорят о когнитивной модели языка. Т. ван Дейк рассматривает когнитивные ситуационные модели; Дж.Лакофф - идеализированные когнитивные модели (Ьакой^). Для описания процесса категоризации Дж.Лакофф предлагает использовать модели четырех типов: пропозициональные модели, схематические модели образов, метафорические и метонимические модели (Лакофф).

Но при всем разнообразии трактовок когнитивные модели рассматриваются как основной когнитивный механизм, обеспечивающий организацию и хранение информации в памяти человека.

Центральным объектом исследования когнитивной лингвистики являются концепты, содержательные единицы памяти, всей картины мира, отраженной в сознании человека и его психике.

Представители когнитивной лингвистики считают, что каждый язык представляет определенную систему концептов, посредством которой носители языка воспринимают, структурируют, классифицируют и интерпретируют поток информации, поступающей из окружающего мира. Категоризация позволяет группировать объекты, имеющие определенные сходства, в соответствующие классы. Концепты как организующие центры в представлении знаний позволяют нашему сознанию группировать объекты реального мира и других возможных миров в определенные мыслительные структуры - категории.

"Когнитивный взгляд на природу естественного языка заставляет признать не только сам факт ментальной репрезентации мира в сознании человека, но и факт упорядоченности этой репрезентации, наличия в ней организующих принципов в представлении знаний и их существования в форме концептов, содержательных единиц сознания" (4, с.164-165.)

В результате познания окружающего мира у человека формируются общие понятия, которые затем объединяются в систему знаний о мире. Эта система состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции, сформированных различными

способами. Факторами, определяющими формирование концепта, являются: 1) чувственный опыт, то есть восприятия органов чувств; 2) предметная деятельность человека; 3) мыслительная деятельность, порождающая возникновение новых концептов на основе уже имеющихся; 4) языковая деятельность обучающей направленности (толкование и объяснение понятий), самообразовательная деятельность ("выведение" новых концептов при обращении к словарным дефинициям незнакомых слов) (7, с.4). Концепты представляют собой те идеальные, абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления. Они отражают содержание полученных знаний, опыта, результатов всей деятельности человека и результаты познания им окружающего мира в виде определенных единиц "квантов" знания. Человек мыслит концептами. Анализируя, сравнивая и соединяя разные концепты в процессе мыслительной деятельности, он формирует новые концепты как результат мышления.

Сам термин «концепт» трактуется лингвистами по-разному. Так, одни ученые под концептом понимают некоторые подстановки значений, «заместители» множества предметов, облегчающие общение и тесно связанные с человеком и его национальным, культурным, профессиональным, возрастным и прочим опытом (1). Другие лингвисты не считают концепт вариантом отражения значения и относят его к первичному культурному социопсихическому образованию в коллективном сознании, опредмеченному в той или иной языковой форме (6). По Вежбицкой, концепт - это объект из мира «Идеальное», имеющий имя и отражающий определенные культурно-обусловленные представления человека о мире «Действительность» (13, 97).

Различие в понимании термина «концепт» говорит о многомерности и многоплановости его содержания.

Для когнитивной семантики "главной целью является описание структуры концепта, наличие которого лежит в основе и объясняет называние вещей и объектов закрепленными за ними в лексической системе языка именами, описание идеи, а не просто чувственного образа типичного

представителя вида объектов, иными словами, описание прототипа" (там же, с. 19). Иными словами концепт - это идея в образе. Концепт как результат ментального отражения услышанного, увиденного, ощутимого, образуется, рождается, а затем развивается, расширяется, обзаводится мыслительными связями, превращаясь из чувственного образа в собственно мыслительный образ.

Сложность описания структуры концепта обусловлена непредсказуемостью ощущений, чувственного опыта, эмоциональности восприятия. Невозможно проконтролировать процесс ментального отражения.

Хотя исследование структуры концепта как мыслительной единицы не входит в задачи когнитивной лингвистики, исследователи, разрабатывающие проблемы концептуализации знаний, считают, что концепт имеет вполне определенную структуру и пытаются представить концепт как пространственную динамическую модель, отображающую структуру смысла в сознании индивида.

Известный психолог Л.С. Выготский сравнивал мысль «с нависшим облаком, которое проливается дождем слов» (3, с.378).

З.Д.Попова и И.А.Стернин так же сравнивают метафорическую модель концепта с облаком. Концепт рождается как единица УПК, которая и остается его ядром. Ядро постепенно окутывается, обволакивается слоями концептуальных признаков, что увеличивает его объем и насыщает его содержание. Внутри концепта перетекают и переливаются концептуальные признаки. У концепта нет четкой структуры, жесткой последовательности слоев, их взаиморасположение индивидуально и зависит от условий формирования концепта у каждой личности. (9, с.61);

Н.Н.Болдырев представляет структуру концепта в виде катящегося снежного кома, «который постепенно обволакивается новыми слоями. Так и содержание концепта постепенно насыщается, а его объем увеличивается за счет новых концептуальных характеристик» (2, с.30).

И.А.Стернин представляет концепт как некий плод, косточка которого - чув-

ственный образ, ядро, обрастающее мякотью - концептуальными признаками. Любой концепт имеет базовый слой, который всегда представляет собой определенный чувственный образ, являющейся единицей универсального предметного кода, при помощи которого данный концепт кодируется для мыслительных операций. В сложных концептах дополнительные когнитивные признаки наслаиваются на базовый слой и образуют «мякоть плода». Под базовым слоем концепта И.А.Стернин понимает чувственный образ, кодирующий концепт как мыслительную единицу в УПК, плюс некоторые дополнительные концептуальные признаки. Базовый когнитивный слой дополняется когнитивными слоями, которые отражают развитие концепта, его отношение с другими концептами. Когнитивные слои образуются концептуальными признаками. Совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев составляют объем концепта и определяют его структуру (12, с.58-65).

Сложную структурированность концепта отмечают многие исследователи. Ю. С. Степанов считает, концепт имеет сложную структуру: «С одной стороны, к ней принадлежит все, что принадлежит строению понятия...; с другой стороны, в структуру концепта входит все, что делает его фактом культуры, исходная форма (этимология); . современные ассоциации; оценки» (10, с.41).

По мнению Ю.С.Степанова, концепт имеет структуру, состоящую из трех слоев: 1) основного слоя, который автор называет основным, актуальным признаком; 2) одного или несколько дополнительных признаков, являющихся уже не актуальными; 3) внутренней формы (11).

З.Д.Попова и И.А.Стернин предлагают полевую модель структуры концепта. Подобно полевой модели значения слова (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии), можно предположить, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную структуру, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации. (9).

Полевое описание концепт получает в терминах ядра и периферии. К ядру относятся слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные, наиболее яркие образы; более абстрактные слои составляют периферию концепта. Периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности в поле концепта, статус признака указывает на степень его удаленности от ядра по признаку конкретности и наглядности образного представления.

Возникнув как чувственный образ, концепт в процессе своего формирования приобретает новые признаки, называемые концептуальными и включающие всю коммуникативно значимую информацию о предмете, лежащем в основе формирования концепта. Исследователи акцентируют внимание на диффузности, дискретности этих ментальных образований.

Интерпретация смыслов концепта все время поддается дальнейшему уточнению и модификациям, концепты представляют собой не анализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов, развиваются и проясняются. Число концептов и объем их содержания постоянно изменяются.

Мы согласны с определением концепта, которое предлагают З.Д. Попова, И.А.Стернин: "Концепт понимается как глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания" (8, с.4). Содержание концепта включает сведения об объектах и их свойствах, о том, что человек знает, думает,

предполагает, воображает об объектах мира.

Концепт обладает нежесткой структурой и складывается из концептуальных признаков различной степени абстрактности - от ядерных до периферийных. Обмен концептами в коммуникативных актах осуществляется с помощью лексических средств языка. Поэтому раскрытие содержания концепта наиболее эффективно осуществляется путем анализа структуры значения слова, представленного на формальном уровне лексемой, а на содержательном уровне семемой. Многослойность концепта отражается в множественности семем, концептуальные признаки, характеризующие концепт, "оседают" в семантических признаках, семах.

Сложность и многослойность концепта отмечают все лингвисты. Представить концепт как структуру (подобно лексико-семантической, грамматической, фонологической), по-видимому, невозможно, так как он находится в состоянии перманентного структурирования. Несмотря на это попытки сконструировать модель концепта будут продолжаться, так как это позволяет представить его внутреннюю организацию, т. е. системные отношения среди его элементов. Но нужно иметь в виду, что любая модель - это всегда упрощение. Поэтому любая модель концепта будет иметь обобщенный характер и будет являться только лишь его интерпретацией. Но так как модель концепта используется только лишь как средство изучения состояния и динамики его развития на современном этапе, то она не может претендовать на полное его описание.

Литература

1.Аскольдов С. А. Концепт и слово / Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. - М., 1980.

2.Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. - Тамбов: Изд-во Тамб.ун-та, 2001.

3.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

4.Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения. - М.,1997.

5.Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка //Изв.РАН.Сер.лит. и яз.,1993, т.52, №1.-с.3-9.

6.Ляпин С.Х. Концептология: к становлению подхода / Концепты. Вып.1. - Архангельск, 1997. - С. 11-35.

7.Попова, Стернин. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж: Изд-во

Воронежск.ун-та, 2000.

8.Попова, Стернин. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж: Изд-во Воронежск.ун-та, 1999. .

9.Попова З.Д., Стернин И.А.. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Изд-во «ИСТОКИ», 2001.

10.Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры., М., 2001.

11.Степанов. Константы. Словарь русской культуры: Опыт исследования - М.,1997.

12. Стернин И. А. Методика исследования структуры концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: научное издание.- Воронеж,2001. - С.58-65.

13.Wierzbicka A. Lexicography and conceptual analysis. - Ann Arbor 1985.

Modelling as a theory of knowledge in linguistics.

M. Pankina

This article is devoted to a modelling as one of the cognitions method. This model is used to study a literary original, its state, and dynamics. Many phylologists think that a concept is a spatial and dynamic model expressed the meaning.

Воронежский филиал Московского гуманитарно экономического института

УДК 802/809:378.6.022

Л.В. Ковалева

СЕМАНТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ФРАЗЕОЛОГИЗАЦИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на материале немецких фразеосочетаний с лексемами, обозначающими предметы быта)

В статье рассматриваются семантические процессы, протекающие в ходе развития фразеологического значения у свободных сочетаний лексем. Эти процессы основаны на когнитивной обработке полученных знаний в результате когнитивных процессов осмысления, концептуализации и метафоризации ментальных образов и ситуаций.

Концепт, образованный в результате когнитивной деятельности человека, вербализуется и становится частью семантического пространства языка, получив для своего выражения систему языковых знаков. Язык может репрезентировать всю информацию, полученную человеком, и накопленный опыт социума. В этом заключается одна из функций языка. Л. Ельмслев писал о языке: "Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувство, настроение, желание, волю и деятельность, инструмент, посредством которого человек влияет на других людей... Язык... глубоко связан с человеческим разумом. Это богатство памяти, унаследованное личностью и племенем, бодрствующее со-

знание, которого напоминает и предостерегает..." [ Ельмслев, 1999:138].

Многообразие типов концептов, их структуры и содержания предполагает и многообразие видов и способов их репрезентации в системе языка, таких, как слова, словосочетания и предложения. Представленные в этих единицах концепты мы будем называть соответственно лексическими, фразеологическими и синтаксическими концептами.

Центральной единицей системы языка является слово. Оно непосредственно связано с концептом, способно отражать определенные участки (признаки) концепта.

© Ковалева Л.В., 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.