Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ "КОНЦЕПТ" С ПОЗИЦИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ'

ПОНЯТИЕ "КОНЦЕПТ" С ПОЗИЦИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
312
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ЯЗЫК / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Расторгуева Анастасия Алексеевна, Черникова Наталия Владимировна

Проанализировано осмысление терминов «концепт» и «концептосфера» с позиции активно развивающихся научных отраслей современной лингвистики - лингвокультурологии и когнитивной лингвистики (когнитологии). Анализ лингвистических трудов данной проблематики позволил выявить ряд признаков концепта, отмеченных большинством исследователей: концепт является воплощением ментальных процессов и представляет собой ментальную единицу; концепты отражают опыт индивидуального и коллективного мышления; концепты обладают сложной, упорядоченной внутренней структурой. По мнению авторов статьи, концепт представляет собой ментальную и лингвокультурную единицу, возникающую в коллективном и индивидуальном сознании в процессе мышления на основе личного опыта и культурных традиций. Национальная концептосфера систематически пополняется концептами, отражающими опыт определённого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF "CONCEPT" FROM THE POSITION LINGUOCULTUROLOGY AND COGNITIVE LINGUISTICS

The comprehension of the terms "concept" and "conceptosphere" is analyzed from the position of actively developing scientific branches of modern linguistics - linguoculturology and cognitive linguistics (cognitology). An analysis of the linguistic works of this issue made it possible to identify a number of features of the concept noted by most researchers: the concept is the embodiment of mental processes and is a mental unit; concepts reflect the experience of individual and collective thinking; concepts have a complex, ordered internal structure. According to the authors of the article, the concept is a mental and linguocultural unit that arises in the collective and individual consciousness in the process of thinking based on personal experience and cultural traditions. The national concept sphere is systematically replenished with concepts that reflect the experience of a certain people.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ "КОНЦЕПТ" С ПОЗИЦИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ»

УДК 811.161

ПОНЯТИЕ «КОНЦЕПТ» С ПОЗИЦИИ

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Анастасия Алексеевна Расторгуева

аспирант podolskaya97.62@mail.ru Наталия Владимировна Черникова

доктор филологических наук, профессор

chernikovanat@mail. т Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Проанализировано осмысление терминов «концепт» и «кон-цептосфера» с позиции активно развивающихся научных отраслей современной лингвистики - лингвокультурологии и когнитивной лингвистики (когнитоло-гии). Анализ лингвистических трудов данной проблематики позволил выявить ряд признаков концепта, отмеченных большинством исследователей: концепт является воплощением ментальных процессов и представляет собой ментальную единицу; концепты отражают опыт индивидуального и коллективного мышления; концепты обладают сложной, упорядоченной внутренней структурой. По мнению авторов статьи, концепт представляет собой ментальную и лингвокультурную единицу, возникающую в коллективном и индивидуальном сознании в процессе мышления на основе личного опыта и культурных традиций. Национальная концептосфера систематически пополняется концептами, отражающими опыт определённого народа.

Ключевые слова: концепт, концептосфера, лингвокультурология, когнитивная лингвистика, ментальность, язык, культура.

Среди наиболее активно развивающихся научных отраслей современной лингвистики учёные выделяют лингвокультурологию - науку, образовавшуюся в процессе синтеза лингвистики и культурологии, и когнитивную лингвистику (когнитологию) [10]. В.А. Маслова отмечает, что лингвокультурология «позволяет установить и объяснить, каким образом осуществляется одна из фундаментальных функций языка - быть орудием создания, развития, хранения и трансляции культуры. Ее цель - изучение способов, которыми язык воплощает в своих единицах, хранит и транслирует культуру» [7, с. 30]. Когнитивная лингвистика нацелена на исследование «ментальных процессов, происходящих при восприятии, осмыслении и, следовательно, познании действительности сознанием, а также видов и форм их ментальных репрезентаций» [9, с. 9].

Одним из ключевых понятий когнитивной лингвистики и лингвокульту-рологии является понятие концепта. Данный термин неоднозначно трактуется в трудах учёных: концепт многократно переосмыслялся и продолжает переосмысляться с позиции лингвистики, логики, философии, психологии. Рассмотрим, как осмысляется понятие «концепт» в работах отечественных лингвистов.

В отечественную науку термин «концепт» ввёл в первой половине XX века русский философ, профессор Санкт-Петербургского университета С.А. Ас-кольдов. Учёный подчеркивает заместительную функцию концепта, который может выступать «заместителем некоторых сторон предмета или реальных действий» [1, с. 270]. При сопоставлении концепта и номинализма (обозначение предметов, явлений, действий) С.А. Аскольдов отмечает способность концепта замещать «неопределённое множество предметов одного и того же рода» [1, с. 270], не отождествляя его с индивидуальным представлением.

По мнению доктора филологических наук, профессора Д.С. Лихачёва, концепт «не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека» [6, с. 151]. Рассматривая концепт в плоскости «человеческой идеосфе-ры», академик подчёркивает значимость индивидуального культурного опыта, запаса знаний и навыков отдельной языковой личности. Следовательно, кон-

цепт представляет собой ментальную единицу, отражающую, опыт индивидуального и коллективного мышления.

Обращает на себя внимание точка зрения доктора филологических наук, профессора, основателя научной школы «Сопоставительная лингвоконцептоло-гия» В.Г. Воркачёва, согласно которой концепт представляет собой «единицу коллективного знания/сознания (отправляющую к высшим духовным ценностям), имеющую языковое выражение и отмеченную этнокультурной спецификой» [2, с. 70]. Концепт и языковая личность рассматриваются В.Г. Воркачёвым в качестве базовых категорий лингвокультурологии, «отражающих менталь-ность и менталитет обобщенного носителя естественного языка и предоставляющих этой научной дисциплине исследовательский инструмент для воссоздания прототипического образа человека говорящего» [2, с. 70].

Ментальную природу концептов в своих трудах анализирует доктор филологических наук, профессор В.В. Колесов. По его мнению, концепт является «единицей когнитивной грамматики, которая изучает языковые формы национальной речемысли» [4, с. 24]. Лингвист акцентирует внимание на разграничении терминов «понятие» и «концепт», отмечая, что последний «существует столь же реально, как существуют элементарные частицы, которых никто не видел, как существуют гены, которые видят опосредованно, как нечто, что всегда является в образе иного, уже доступного чувству или рассудку - образу или понятию» [4, с. 26].

Интерпретация термина «концепт» с позиции семантико-когнитивного направления лингвистики представлена в трудах современных филологов З.Д. Поповой и И.А. Стернина. Концепт в их понимании - это «дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации

общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» [9, с. 24].

Разграничивая два вида значений - психолингвистическое («психологически реальное») и лексикографическое (кратко сформулированное, зарегистрированное в толковых словарях), исследователи акцентируют внимание на объёме содержания концепта, который превышает оба вышеназванных значения [9, с. 14].

Аналогичная точка зрения на проблему определения природы концепта представлена в работах доктора филологических наук, профессора, руководителя лингвистической школы концептуальных исследований М.В. Пименовой. Под концептом исследователь понимает «некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» [8, с. 10]. Развитие (расширение) структуры концептов, по мнению М.В. Пименовой, пропорционально развитию материальной и духовной культуры народа.

Доктор филологических наук, профессор В.В. Красных определение сущности концепта сводит к «максимально абстрагированной идеи культурного предмета, не имеющего визуального прототипического образа, хотя и возможны визуальнообразные ассоциации, с ним связанные» [5, с. 272]. Противопоставляя концепту стереотип, В.В. Красных отмечает высокий уровень абстракции концептов, возможность проявления их в свободных ассоциациях, а также закрепление определённых коннотаций за концептом [5, с. 271].

Учёный-когнитолог Н.Н. Болдырев полагает, что человек мыслит концептами. В процессе обработки поступающей информации человек формирует новые концепты (как результат мыслительной деятельности) и закрепляет их в сознании, отмечает Н.Н. Болдырев. Сами концепты, по его мнению, представляют собой «идеальные, абстрактные единицы, смыслы, которыми человек оперирует в процессе мышления» [4, с. 30]. Анализируя природу концептов, учёный указывает на их чувственную, предметно-образную основу [4, с. 30].

Существование концептов носит упорядоченный характер: совокупность концептов определённого народа образует национальную концептосферу. Впервые понятие «концептосфера» в научную терминологию ввёл Д.С. Лихачёв [6, с. 164].

Под понятием «концептосфера языка», которым оперирует академик, он понимает «концепты отдельных значений слов, которые зависят друг от друга, составляют некие целостности» [6, с. 155]. Учёный отмечает, что понятие «ко-цептосфера языка» особенно важно тем, «что оно помогает понять, почему язык является не просто способом общения, но неким концентратом культуры -культуры нации и ее воплощения в разных слоях населения вплоть до отдельной личности» [6, с. 164].

Содержание и богатство концептосферы, согласно мнению Д.С. Лихачёва, определяют следующие источники (Рисунок 1).

1

1

Национальная концептосфера

г

т

Изобразительное искусство

Исторический опыт нации

Рисунок 1 - Источники, определяющие состав национальной концептосферы

Ведущую роль в обогащении «концептосферы национального языка» Д.С. Лихачёв отводит писателям, носителям фольклора и крестьянскому сословию [6, 1с. 56]. Именно на уровне концептов и концептосферы, по мнению учёного, закладывается главное богатство словаря русского языка.

Большинство исследователей рассматривают концептосферу в качестве ментальной сущности. По определению З.Д. Поповой и И.А. Стернина, концеп-тосфера - «это упорядоченная совокупность концептов народа, информационная база мышления» [9, с. 26]. Учёные акцентируют внимание на системных отношениях сходства, различия и иерархии концептов в структуре концепто-сферы.

В исследованиях З.Д. Поповой и И.А. Стернина наблюдается разгарниче-ние ключевых понятий когнитивной лингвистики: «концептосфера - национальный менталитет - языковая картина мира». Отчасти именно концептосфера оказывает влияние на формирование национального менталитета, представляющего собой «специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной личности, социальной или этнической группы людей» [9, с. 41].

Семантическое пространство языка З.Д. Попова и И.А. Стернин рассматривают как часть концептосферы, выраженную в системе языковых знаков (слов, фразеологических сочетаний и синтаксических структур) [9, с. 45].

Мы разделяем позицию большинства исследователей относительно многомерности понятия «концепт». Анализ лингвистических трудов данной проблематики позволил выявить следующие признаки концепта, отмеченные многими исследователями:

- концепт является воплощением ментальных процессов и представляет собой ментальную единицу (Д.С. Лихачёв, С.Г. Воркачёв, В.В. Колесов, З.Д. Попова и др.);

- концепты отражают опыт индивидуального и коллективного мышления (Д.С. Лихачёв, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.);

- концепты обладают сложной, упорядоченной внутренней структурой (З.Д. Попова, И.А. Стернин, М.В. Пименова и др.).

С.А. Аскольдов акцентирует внимание на заместительной функции концепта, В.В. Красных и Н.Н. Болдырев отмечают абстрактный характер концеп-

тов, а также их предметно-образную основу и возможность возникновения ви-зуальнообразных ассоциаций.

В нашем понимании концепт представляет собой ментальную и лингво-культурную единицу, возникающую в коллективном и индивидуальном сознании в процессе мышления на основе личного опыта и культурных традиций.

Внимательно проанализировав сущность понятий «концепт» и «концептосфера», мы пришли к выводу, что национальная концептосфера систематически пополняется концептами, отражающими опыт определённого народа.

Список литературы:

1. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под общ. ред. В.П. Непрозака. М.: Academia. 1997. С. 267-279.

2. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: ста-нов-ление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1. С. 64-72.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. Курс лекций по английской философии: учеб. пособие. М. Берлин: Директ-Медиа. 2016. 163 с.

4. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение. 2006. 624 с.

5. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М.: Гнозис, 2003. 375 с.

6. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под общ. ред. В.П. Непро-зака. М.: Academia, 1997. С. 147-165.

7. Маслова В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 208 с.

8. Пименова М.В. Введение в когнитивную лингвистику. Вып. 4. Кемерово: Графика, 2004. 208 с.

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика: учеб. издание. М.: АСТ: Восток - Запад. 2007. 226 с.

10. Chernikova N.V., Podolskaya A.A., Fedotov A.N., Sidorova I.V. The effectiveness of linguocultural design in the educational process of secondary school / ICEST 2021: II International Conference on Economic and Social Trends for Sus-tainability of Modern Society // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences (EpSBS). 2021. Vol. 116. P. 1225-1233. URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/10076/15038/article_10076_ 15038_pdf_100.pdf. doi: 10.15405/epsbs.2021.09.02.136 (дата обращения: 15.05.2022).

UDC 811.161

THE CONCEPT OF "CONCEPT" FROM THE POSITION LINGUOCULTUROLOGY AND COGNITIVE LINGUISTICS

Anastasia A. Rastorgueva

graduate student podolskaya97.62@mail.ru Natalia V. Chernikova Doctor of Philology, Professor chernikovanat@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The comprehension of the terms "concept" and "conceptosphere" is analyzed from the position of actively developing scientific branches of modern linguistics - linguoculturology and cognitive linguistics (cognitology). An analysis of the linguistic works of this issue made it possible to identify a number of features of the concept noted by most researchers: the concept is the embodiment of mental pro-

cesses and is a mental unit; concepts reflect the experience of individual and collective thinking; concepts have a complex, ordered internal structure. According to the authors of the article, the concept is a mental and linguocultural unit that arises in the collective and individual consciousness in the process of thinking based on personal experience and cultural traditions. The national concept sphere is systematically replenished with concepts that reflect the experience of a certain people.

Key words: concept, conceptosphere, linguoculturology, cognitive linguistics, mentality, language, culture.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.