Научная статья на тему 'Понятие концепта и концептосферы'

Понятие концепта и концептосферы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
21024
2437
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подвигина Н. Б.

В статье рассматриваются различные точки зрения на природу и сущность концепта и концептосферы как основных единиц когнитивной лингвистики, приведена типология концептов, а также проанализирована структура концепта с позиций разных исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие концепта и концептосферы»

КОНЦЕПТОЛОГИЯ

УДК 801.3=82(045/046):26 ББК 83.3(2Рус=Рус)6я437

Н.Б. Подвигина, аспирант ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА И КОНЦЕПТОСФЕРЫ

В статье рассматриваются различные точки зрения на природу и сущность концепта и концептосферы как основных единиц когнитивной лингвистики, приведена типология концептов, а также проанализирована структура концепта с позиций разных исследователей.

Центральным объектом исследования когнитивной лингвистики являются концепты - содержательные единицы памяти, всей картины мира, отраженной в сознании человека и его психике.

Представители когнитивной лингвистики считают, что каждый язык представляет собой определенную систему концептов, благодаря которой носители языка могут воспринимать, структурировать, классифицировать и интерпретировать поток информации, которая поступает из окружающего мира. Возможность категоризации объектов позволяет объединять их в классы на основании определенных сходств.

«Когнитивный взгляд на природу естественного языка заставляет признать не только сам факт ментальной репрезентации мира в сознании человека, но и факт упорядоченности этой репрезентации, наличия в ней организующих принципов в представлении знаний и их существования в форме концептов, содержательных единиц сознания»

«Термин «концепт» и его аналоги «лингвокультурема», «лого-эпистема», «мифологема», «ноэма» стали активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90-х гг. (Степанов, 1993, Лихачев, 1997, Ляпин, 1997, Арутюнова, 1999 и др.).

В настоящее время термин «концепт» утвердился в качестве основополагающего понятия в когнитивной лингвистике как наиболее употребительный.

Концепты - базовые единицы мышления [6]. Концепт выступает как основа для выделения некой совокупности языковых средств, находящихся с концептом в отношениях репрезентации [7]. «Концепт - (лат. «схватывание, восприятие») - процесс «схватывания» смыслов вещей в единстве речевого высказывания» [9].

Термин «концепт» является зонтиковым, он «покрывает» предметные области нескольких научных направлений: прежде всего, когнитивной психологии и когнитивной лингвистики, занимающихся проблемами мышления и познания,

хранения и переработки информации [5].

Человек познает окружающий мир, в результате чего формируется система знаний о мире, состоящая из концептов разного уровня сложности.

Факторами, определяющими формирование концепта, являются:

1) чувственный опыт, т.е. восприятия органов чувств;

2) предметная деятельность человека;

3) мыслительная деятельность, порождающая возникновение новых концептов на основе уже имеющихся;

4) толкование и объяснение понятий;

5) «выведение» новых концептов при обращении к словарным дефинициям незнакомых слов [8].

Концепт представляет собой ту абстрактную единицу, которой человек оперирует в процессе мышления. Эти единицы отражают результаты знаний, полученных человеком, накопленного им опыта. Человек мыслит концептами. Анализируя, сравнивая, соединяя разные концепты в процессе мыслительной деятельности, он формирует новые концепты как результат мышления.

Сам термин «концепт» трактуется лингвистами по-разному.

Один из первых отечественных лингвистов, обратившийся к исследованию концепта, - С.А. Асколь-дов-Алексеев. В статье «Концепт и слово» (1928 г.) он дает определение концепта как заместителя познавательных средств, называя его мысленным образованием. «Чтобы подойти к уяснению природы кон-

цептов, необходимо уловить самую существенную их сторону как познавательных средств. Эту сторону мы видим в функции заместительства. Концепт есть мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода... Он может быть заместителем некоторых сторон предмета или реальных действий. Он может быть заместителем разного рода хотя бы и весьма точных, но чисто мыслительных функций. Таковы, например, математические концепты» [2].

Д.С. Лихачев предлагал «считать концепт своего рода «алгебраическим» выражением... которым мы оперируем в своей письменной и устной речи, ибо охватить значение во всей его сложности человек просто не успевает, иногда не может, а иногда по-своему интерпретирует его (в зависимости от своего образования, личного опыта, принадлежности к определенной сфере, профессии и т.д.» [6].

Г.Г. Шлет толкует концепт как динамический мыслительный процесс создания «понятий», как «объем» мысли и предлагает отделять его от значений слов. «Говоря о понимании в собственном смысле, мы хотим сказать, что мы понимаем вместе с конципированием. Если бы мы только конципировали, мы получили бы только «понятия», концепты, т.е. схемы смысла» [5].

По мнению Е.С. Кубряковой, концепт - это «единица ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная со-

держательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга., всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [5].

Концепт есть «чистый смысл, не обретший языковой формы; это первосмысл, первообраз» [3].

Н.Д. Арутюнова считает, что концепт - это «понятие практической философии, отражающее различные факторы реальной действительности» [2].

Концепт - это «единица мышления, обладающая отдельным целостным содержанием и реально не разлагающаяся на более мелкие мысли, т.е. элементарная сторона внутреннего слоя» [7].

Концепты - это «смыслы, составляющие когнитивно базисные подсистемы мнения и знания» [8].

А. Вежбицкая представляет концепт как объект из мира «Идеальное» [4].

Концепт - это «познавательная психическая структура, особенности организации которой обеспечивают возможность отражения действительности в единстве разнокачественных аспектов» [7].

Р.М. Фрумкина называет концептом вербализованное понятие и связывает его формирование с трактовкой смысла, существующего в человеке и для человека и ориентированного на «означивание и коммуникацию» [8].

Концепт «является ментальной репрезентацией, которая определяет, как вещи связаны между собой и как они категоризуются» [2].

Н.Ф. Алефиренко также считает концепт когнитивной (мыслительной) категорией, квантом зна-

ния, сложным, жестко не структурированным смысловым образованием описательно-образного и ценностно-ориентированного характера [1].

Как большинство новых научных понятий, часто концепт вводится через когнитивную метафору: это и «многомерный сгусток смысла», и «смысловой квант бытия», и «ген культуры» (Ляпин, 1997), и «сгусток культуры в сознании человека» (Степанов, 1997), и «эмбрион мыслительной операции» (Аскольдов, 1997).

Н.Н. Болдырев считает, что в результате познавательной деятельности у человека формируются понятия, объединяющиеся в систему знаний о мире. Эта система состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции. Разнообразие форм познания определяет разные способы формирования концептов в сознании человека [2].

Некоторые лингвисты отождествляют концепт с понятием или со значением слова, а также с логической категорией (Степанов, 1997, Колесов, 1992).

Г.В. Токарев рассматривает концепт как многомерную единицу ментального уровня, для которой характерны следующие признаки: исторический детерминизм, широкая экстенсиональность, разнообразие типов знаковых репрезентаций (Токарев, 2003).

В нашем исследовании мы будем исходить из точки зрения на концепт, предлагаемой воронежской теоретико-лингвистической школой. Мы согласны с определением концепта, который предлагают З.Д. Попова и И.А. Стернин: «Кон-

цепт понимается как глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания» [8]. Содержание концепта включает сведения об объектах, их свойствах, о том, что человек знает, думает, предполагает, воображает об объектах мира.

Исследователи данного направления считают, что человек мыслит концептами, комбинируя их, формируя новые концепты в ходе мышления.

Концепты - идеальные сущности, формирующиеся в сознании человека из непосредственного чувственного опыта (через органы чувств); из непосредственных операций человека с предметами (через предметную деятельность); из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с уже сформированными концептами; из языкового общения [8].

Выделяются три типа моделей концептов:

1) одноуровневые, состоящие только из чувственного ядра;

2) многоуровневые, включающие несколько когнитивных слоев, различающихся по степени абстракции;

3) сегментные, представляющие собой базовый чувственный слой, окруженный несколькими сегментами, равноправными по степени абстракции [6].

Следовательно, «концепт в нашем понимании - это универсальная единица мыслительного поля человека, многоуровневая совокупность знаний о каком-либо фрагменте действительности» [5].

Концепт как результат ментального отражения увиденного,

услышанного образуется, а затем развивается, превращаясь из чувственного образа в мыслительный.

О различных типах концептов существует большое количество работ в зарубежной и русской лингвистике (D'Andrade, Roy, 1989, Figge, 1993, Rickheit, Strohner, 1993, Reischer, 2002, Агаркова, 1999, Вор-качев, 2000, 2004, Севрюгина, 2002 и др.).

З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют следующие типы концептов:

1) представление. Концепт-представление объективируется в языке лексическими единицами конкретной семантики;

2) схема. Эти концепты представлены обобщенной пространственно-графической или контурной схемой;

3) понятие. Концепт, состоящий из существенных признаков предмета или явления;

4) фрейм. Мыслимый в целостности его составных частей многокомпонентный концепт, некоторая совокупность стандартных знаний о предмете или явлении;

5) сценарий (скрипт). Последовательность нескольких эпизодов во времени;

6) гештальт. Комплексная, целостная функциональная мыслительная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений в сознании [8].

Также ученые говорят о возможности классификации концептов

1) по степени абстрактности содержания (выделяют абстрактные и конкретные концепты);

2) по степени устойчивости (выделяют устойчивые, т.е. регулярно вербализуемые в стандартной языковой форме, и неустойчивые, т.е. нерегулярно или совсем невербализуемые концепты);

3) по наблюдаемости (концепты можно подразделить на вербализованные, для которых есть регулярные языковые средства выражения, и скрытые, т.е. не вербализуемые или вербализуемые искусственно только в условиях принудительно поставленной задачи) [8].

Потенции концепта тем шире и богаче, чем шире и богаче культурный опыт человека. «Концепт не только подменяет собой значение слова и тем самым снимает разногласия, различия в понимании значения слова, чем облегчается общение, он, в известной мере, и расширяет значение, оставляя возможности для ... домысливания, дофанта-зирования и для эмоциональной ауры слова» [4]. Концепты, вербализованные в художественных произведениях, преломляются сквозь призму авторского мировоззрения и получают специфический индивидуальный ракурс (Павлючко, 2001), поэтому большой интерес для исследователей представляет анализ концептов в художественных текстах.

Главной целью для когнитивной семантики является «описание структуры концепта, наличие которого лежит в основе и объясняет называние вещей и объектов закрепленными за ними в лексической системе языка именами, описание идеи, а не просто чувственного образа типичного представителя вида

объектов, иными словами, описание прототипа» [4].

Сложность описания структуры концепта обусловлена непредсказуемостью ощущений, чувственного опыта, эмоциональности восприятия. Невозможно проконтролировать процесс ментального отражения.

Исследователи, разрабатывающие проблемы концептуализации знаний, считают, что концепт имеет вполне определенную структуру, и пытаются представить концепт как пространственную динамическую модель, отображающую структуру смысла в сознании индивида.

Н.Н. Болдырев представляет структуру концепта в виде катящегося снежного кома, «который постепенно обволакивается новыми слоями. Так и содержание концепта постепенно насыщается, а его объем увеличивается за счет новых концептуальных характеристик» [2].

И.А. Стернин представляет концепт как некий плод, косточка которого - чувственный образ, ядро, обрастающее мякотью, - концептуальными признаками. Любой концепт имеет базовый слой, который всегда представляет собой определенный чувственный образ, являющийся единицей универсального предметного кода, при помощи которого данный концепт кодируется для мыслительных операций. В сложных концептах дополнительные когнитивные признаки наслаиваются на базовый слой и образуют «мякоть плода». Под базовым слоем концепта И.А. Стернин понимает чувственный образ, кодирующий концепт как мыслительную единицу в УПК, плюс некоторые дополни-

тельные концептуальные признаки. Базовый когнитивный слой дополняется когнитивными слоями, которые отражают развитие концепта, его отношения с другими концептами. Когнитивные слои образуются концептуальными признаками. Совокупность базового слоя и дополнительных когнитивных признаков и когнитивных слоев составляют объем концепта и определяют его структуру [8].

Ю.С. Степанов считает, что к структуре концепта «с одной стороны, ... принадлежит все, что принадлежит строению понятия.; с другой стороны, в структуру концепта входит все, что делает его фактом культуры, исходная форма (этимология); . современные ассоциации; оценки». По мнению ученого, концепт имеет структуру, состоящую их трех слоев: 1) основного слоя, который автор называет основным, актуальным признаком; 2) одного или нескольких дополнительных признаков, являющихся уже не актуальными; 3) внутренней формы (Степанов, 1997).

З.Д. Попова и И.А. Стернин предлагают полевую модель структуры концепта. Подобно полевой модели значения слова, можно предположить, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную структуру, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации [8].

Полевое описание концепт получает в терминах ядра и периферии. К ядру относятся слои с наиболее чувственно-наглядной конкретностью, первичные, наиболее яркие образы; более абстрактные слои составляют периферию концепта. Пе-

риферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначно-сти в поле концепта, статус признака указывает на степень его удаленности от ядра по признаку конкретности и наглядности образного представления.

Существует также мнение, что представить концепт как структуру невозможно, т.к. он находится в состоянии перманентного структурирования (Панкина, 2004). Несмотря на это, попытки сконструировать модель концепта будут продолжаться, т.к. это позволяет представить его внутреннюю организацию, т.е. системные отношения среди его элементов. Но нужно иметь в виду, что любая модель - это всегда упрощение. Поэтому любая модель концепта будет иметь обобщенный характер и будет являться лишь его интерпретацией.

Возникнув как чувственный образ, концепт в процессе своего формирования приобретает новые признаки, называемые концептуальными и включающие всю коммуникативно-значимую информацию о предмете, лежащем в основе формирования концепта. Исследователи акцентируют внимание на диффузности, дискретности этих ментальных образований.

Интерпретация смыслов концепта все время поддается дальнейшему уточнению и модификациям, концепты представляют собой не анализируемые сущности только в начале своего появления, но затем, оказываясь частью системы, попадают под влияние других концептов, развиваются и проясняются.

Число концептов и объем их содержания постоянно изменяются.

Обмен концептами в коммуникативных актах осуществляется с помощью лексических средств языка. Поэтому раскрытие содержания концепта наиболее эффективно осуществляется путем анализа структуры значения слова, представленного на формальном уровне лексемой, а на содержательном уровне - семемой. Многослойность концепта отражается в множественности семем, концептуальные признаки, характеризующие концепт, «оседают» в семантических признаках, семах.

Существует необходимость различать концепт и языковое значение. Многие исследователи правомерно считают, что концепт шире языкового значения. «Понятие смысла (концепта) шире, чем собственно языковое, или понятийно-языковое. В фокус последнего попадают не все признаки, отображенные в соответствующем понятии, а только те из них, которые отражают свойства, вычлененные в объекте при его назывании. Отсюда несовпадение понятия и значения не только по объему, но и по качеству содержания» (Телия, 1981).

«Основой концепта является чувственный образ, а значение слова представляет собой совокупность семантических компонентов - сем» - считают З.Д. Попова и И.А. Стер-нин [8]. Вся совокупность сем при семантическом анализе не может представить содержание концепта полностью, так как мир мыслей никогда не находит полного выражения в языковой системе. «Концепт -единица концептосферы, значение -

единица ... семантического пространства языка. Значение своими системными семами передает определенные признаки, образующие концепт, но это всегда лишь часть смыслового содержания концепта» [8]. «Концепт значительно шире, чем лексическое значение» (Кара-сик, 1996). Значение представляет лишь один (или несколько) из аспектов концепта как этнопсихиче-ского образования. «Значение не сводимо к концепту. Концепт выступает лишь мысленным субстратом значения, на котором лингво-креативное мышление наращивает различные смыслы оценочного, эмотивного и экспрессивно-образного характера. Вербализованная часть концепта является его значением, невербализованная -внеязыковым смыслом» [1]. Концепты, сформированные носителями языка и хранящиеся в памяти людей, образуют концептосферу языка.

Термин «концептосфера» был введен в отечественной науке Д.С. Лихачевым, который понимал под ним «совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче кон-цептосфера национального языка»

[4].

Выше нами уже было сказано о том, что З.Д. Попова и И.А. Стер-нин считают источником формирования концептов познавательную деятельность людей. «Концепто-сфера - область мыслительных образов, единиц УПК, представляю-

щих собой структурированное знание людей». Она достаточно упорядочена. Концепты, образующие концептосферу, могут находиться по отдельным своим признакам в иерархических отношениях, либо в отношениях сходства или различия с другими концептами [8].

Вся совокупность значений, передаваемых языковыми знаками данного языка, образует семантическое пространство данного языка, которое необходимо разграничивать с концептосферой.

«Семантическое пространство языка и концептосфера однородны по своей природе, это мыслительные сущности» [9]. Разница между этими понятиями заключается в том, что концептосфера - мыслительная область, состоящая из концептов, т.е. элементов, не связанных с конкретным языковым знаком. «Концепт может выражаться многими языковыми знаками, их совокупностью, а может и не иметь представленности в системе языка, а существовать на основе альтерна-

тивных знаковых систем, таких, как жесты, мимика, музыка, живопись, скульптура, танец и т.д.» [8]. Семантическое пространство языка -это только часть концептосферы, получившая выражение при помощи языковых знаков. «Это не набор, не инвентарь концептов, а сложная их система, образованная пересечениями и переплетениями многочисленных и разнообразных структурных объединений групп концептов, которые «упакованы» в цепочки, циклы, ветвятся как деревья, конструируются как поля с центром и периферией и т.п. Вся эта сложная система структурированных в поля, циклы, цепи и другие структуры конструкций и образует семантическое пространство данного конкретного языка» [8].

Получить знания о какой-либо части концептосферы можно только при изучении соответствующей части семантического пространства языка, что и является предметом исследования когнитивной лингвистики.

Библиографический список

1. Алефиренко Н.Ф. Фразеологическое значение и концепт / Н.Ф. Алефиренко // Когнитивная семантика: Материалы II Международной школы - семинара по когнитивной лингвистике, 11- 14 сентября 2000 г. / Отв. ред. Н.Н. Болдырев: В 2-х ч. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. - Ч.2.- С. 33 - 36.

2. Аскольдов С.А. Концепт и слово / С.А. Аскольдов // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общ. ред. В.П. Не-рознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267 - 279.

3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 1996. - 104 с.

4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. - М.: Русские словари, 1997. - 411 с.

5. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1. -С. 6 - 17.

6. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование: (Из книги «Женщины, огонь и опасные предметы») / Дж. Лакофф // Язык и интеллект. - М., 1995. - С. 143 -184.

7. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия АН СССР. - Серия литературы и языка. - 1993. - Т. 52. - Вып. 1. - №1. - С. 3 - 9.

8. Попова З.Д., Стернин И. А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: «Истоки», 2001. - 191 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Рудакова А.В. Экспериментальное изучение концепта «быт» в русском языковом сознании / А.В. Рудакова // Культура общения и ее формирование. -Вып. 8. - Воронеж, 2000. - С. 88 - 94.

Podvigina N.B.

The article concerns different points of view on the nature and the essence of the concept and the sphere of concepts. The classification of concepts is given. The structure of the concept is analyzed from different scientific positions.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет УДК 82.08

О.М. Безатосная

АССОЦИАТИВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ КОНЦЕПТА «СВЕТ» В РАССКАЗАХ Б.К. ЗАЙЦЕВА

В данной статье анализируется своеобразие ассоциативных значений концепта «свет» в рассказах Б.К. Зайцева. Тема «света» в произведениях Б.К.Зайцева является одной из главных тем и связана с такими понятиями, как добро, любовь, Бог.

Немало великих уроков добра таят в себе страницы рассказов Б.К.Зайцева, от которых веет тихим светом милосердия. Свет выступает у него как объединяющая стихия мироздания, созданного, по мысли писателя, гармонично и целесообразно.

Один из самых светлых, лирически-взволнованных рассказов Б.К.Зайцева называется «Миф». Он весь пронизан светом солнца (1 зна-

чение). Этот образ приобретает дополнительное значение молодости, любви. Свет обычно несет положительную энергию, но значение его зависит от внутреннего мира героя:

«Он снимает фуражку, потоки света заливают его. Голова делается теплей, все вокруг начинает течь в медленном движении. Миша улыбается. Оперев голову на руки, он неподвижно смотрит на тонкие паутинки, что одели сеткой скат и бегут

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.