Научная статья на тему 'КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ "КОНЦЕПТ"'

КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ "КОНЦЕПТ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
342
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ / КОНЦЕПТОСФЕРА / КУЛЬТУРА / НАРОД / АССОЦИАЦИЯ / ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вердиева Эльнура Мугаис Гызы

Цель - анализ концепта как кода мышления, ментального образования, фрагмента жизненного опыта человека, кванта науки, мыслительной категории, когнитивной структуры, погруженной в лингвокультурный контекст, сгустка культуры в сознании человека. Метод или методология проведения работы. В соответствии с целями и задачами исследования использованы: метод описания, общенаучные методы анализа и синтеза, когнитивный анализ, метод эксперимента, контекстуальный анализ, структурно-семантический анализ, прием трансформации, сравнительный анализ. Результаты. В работе дана комплексная характеристика трактовки понятия «концепт». Актуальность темы статьи обосновывается исследованием когнитивно-лингвистических и культурологических подходов к понятию «концепт». В статье отражены взгляды лингвистов и культурологов на суть концепта. На основе обобщения и сравнительного анализа характера делается вывод, что культурное и историческое развитие конкретного народа составляет основу формирования ассоциативных связей концепта, основные аспекты концептосферы напрямую связаны с культурным наследием каждого народа. Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в теоретических курсах языкознания, а также при разработке специальных курсов по когнитивной лингвистике, концептосферы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE LINGUISTIC AND LINGUA-CULTURAL EXPLANATIONS OF THE NOTION OF "CONCEPT"

Purpose - to analyze concept as a unit of mental code, mental formation, fragment of person's life experience, quantum science, category of thought, cognitive structure attributed to lingua cultural context, as a part of culture in person's mind. Methodology. The basis of the research is the method of description, general scientific methods of analysis and synthesis, cognitive analysis, experimental method, contextual analysis, structural and semantic analysis, reception of transformation, comparative analysis. Results. Actuality of the article is determined by the approaches of cognitive linguistics and linguaculturology to “concept”. Linguists' and culturologists' opinions about the essence of concept are presented in the article. It is also stated that behind the concept formation and its associative relationships stands historical-cultural development of certain nation, and Russian researchers ideas about typology, structure and characteristics of concept are presented. Another field explored in the article is concept sphere. Main aspects of concept sphere having direct link to each nation's cultural and material heritage are also mentioned in the article.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ "КОНЦЕПТ"»

DOI: 10.12731/2077-1770-2018-4-271-279 УДК 81

КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЯ «КОНЦЕПТ»

Вердиева Э.М.

Цель - анализ концепта как кода мышления, ментального образования, фрагмента жизненного опыта человека, кванта науки, мыслительной категории, когнитивной структуры, погруженной в лингвокультурный контекст, сгустка культуры в сознании человека.

Метод или методология проведения работы. В соответствии с целями и задачами исследования использованы: метод описания, общенаучные методы анализа и синтеза, когнитивный анализ, метод эксперимента, контекстуальный анализ, структурно-семантический анализ, прием трансформации, сравнительный анализ.

Результаты. В работе дана комплексная характеристика трактовки понятия «концепт». Актуальность темы статьи обосновывается исследованием когнитивно-лингвистических и культурологических подходов к понятию «концепт». В статье отражены взгляды лингвистов и культурологов на суть концепта. На основе обобщения и сравнительного анализа характера делается вывод, что культурное и историческое развитие конкретного народа составляет основу формирования ассоциативных связей концепта, основные аспекты концептосферы напрямую связаны с культурным наследием каждого народа.

Область применения результатов. Материалы исследования могут быть использованы в теоретических курсах языкознания, а также при разработке специальных курсов по когнитивной лингвистике, концептосферы и др.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика; лингвокультуроло-гия; концепт; концептосфера; культура; народ; ассоциация; язык.

cognitive linguistic AND LINGUA-CULTURAL EXPLANATIONS OF THE NOTION OF "CONCEPT"

Verdiyeva E.M.

Purpose - to analyze concept as a unit of mental code, mental formation, fragment of person's life experience, quantum science, category of thought, cognitive structure attributed to lingua cultural context, as a part of culture in person's mind.

Methodology. The basis of the research is the method of description, general scientific methods of analysis and synthesis, cognitive analysis, experimental method, contextual analysis, structural and semantic analysis, reception of transformation, comparative analysis.

Results. Actuality of the article is determined by the approaches of cognitive linguistics andlinguaculturology to "concept". Linguists'and culturologists' opinions about the essence of concept are presented in the article. It is also stated that behind the concept formation and its associative relationships stands historical-cultural development of certain nation, and Russian researchers ideas about typology, structure and characteristics of concept are presented. Another field explored in the article is concept sphere. Main aspects of concept sphere having direct link to each nation's cultural and material heritage are also mentioned in the article.

Keywords: cognitive linguistics; cultural linguistics; concept; sphere of concepts; culture; people; association; language.

С конца XX века понятие «концепт» начинает привлекать к себе внимание учёных-когнитологов, которые полагали, что исследование концептов конкретного языка может внести большой вклад в развитие когнитивной лингвистики. «Значения языковых выражений приравниваются выражаемым в них концептам или концептуальным структурам: такой взгляд на вещи считается отличительной чертой когнитивного подхода в целом» [5, c. 5]. Некоторые современные когнитологи считают «концепт» основным термином ког-

нитивной лингвистики. Например, Н.Д. Красавский пишет: «Концепт надо рассматривать как когнитивную структуру, погруженную в лингвокультурный контекст, то есть связанную с дискурсом» [3, с. 9]. В книге «Очерки по когнитивной лингвистике» З.Д. Попова отмечает, что «концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека из непосредственного чувственного опыта (органы чувств); из непосредственных операций человека с предметами (предметная деятельность); из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с другими уже сформированными концептами; из языкового общения» [7, с. 4].

Несмотря на то, что это понятие уже считается утвержденным в науке, оно до сих пор не получило своего точного определения. Концепт - мыслительная категория, и поэтому в научных трудах различных учёных можно встретить разные вариации этого понятия. Отличающиеся друг от друга разные определения концепта встречаются в исследованиях философов, логиков, психологов, культурологов. Вот некоторые самые распространенные определения этого понятия. Концепт это:

*лингвокогнитивное явление; *психолингвистическое явление; *абстрактно-научное понятие; *базовая единица культуры; *лингвокультурное явление

На сегодняшний день ряд современных исследователей выдвинули свои теории о сущности понятия «концепт». Эти теории стали причиной возникновения различных гипотез о происхождении языков, дали возможность выявить новые аспекты взаимоотношений когнитивной лингвистики с философией, культурологией, психологией и т.д.

Сегодня различные отрасли науки исследуют вопросы формирования и развития концептов. Однако на сегодняшний день в науке существуют два подхода к определению этого понятия. Первый из них - это когнитивный подход. Из русских учёных А.П. Бабушкин, Е.С. Кубрякова, И.А. Стернин, Л.О. Чернейко, Н.Н. Болдырев, С.Х. Ляпин, Р.И. Фрумкина, В.З. Демьянков, З.Д. Попова являются самыми известными исследователями именно этого подхода.

Второй - это лингвокультурологический подход. Самые известные исследователи этого подхода это Т.Б. Булыгина, Ю.С. Степанов, Г.В. Токарев, В.В. Воробьев, В.И. Карасик и другие.

«Типология концептов в рамках лингвокультурологического подхода основана, прежде всего, на признании концепта этносо-циокультурным фактом, отраженным в сознании языковой личности - индивида, члена социальной группы, представителя этноса и человечества, что актуализирует такие концептуальные признаки, как историческая детерминированность, универсальность/уникальность, обусловленная личностными, социальными и национальными факторами, ценностность для отдельно взятой культуры» [2, с. 10]. Но это факт, что объяснение отражения национального массового сознания в языке является главной целью когнитивной лингвистики. И поэтому не в лингвокультурологии, а именно в когнитивной лингвистике понятие «концепт» выходит на первый план. По мнению Н.Ф. Алефиренко, «концепт - когнитивная (мыслительная) категория, оперативная единица «памяти культуры», квант знания, сложное, жестко неструктурированное смысловое образование описательно-образного и ценностно-ориентированного характера» [1, с. 17]. Схожее определение концепта дает и Е.С. Кубрякова. Она также считает, что концепт является квантом знания. В книге «Краткий словарь когнитивных терминов» концепт определяется автором как «оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Понятие концепта отражает представление о тех смыслах, которыми оперирует человек в процессах мышления и которые отражают содержание опыта и знания, содержание результатов всей человеческой деятельности и процессов познания мира в виде неких «квантов» знания» [4, с. 90].

Концепты формируют воображения, которые являются реальностью массового сознания. Именно эти воображения позволяют говорить об этническом или национальном мышлении и психологии нации. Изучение концептов помогает сформулировать общее представление о мировоззрении, национально-культурных цен-

ностях, историческом опыте конкретного народа. Именно культурное и историческое развитие конкретного народа составляет основу формирования и ассоциативных связей концепта. Каждый концепт имеет своеобразное значение в пределах границ разных языков. Главная причина этому - различия в мировоззрениях, культурной самобытности людей - носителей этих языков, из которых состоит каждый народ. Принимая это во внимание, можно сказать, что языковая картина мира формируется на основе системы концептов.

С начала 90-х гг. прошлого столетия авторами самых масштабных научных исследований в области изучения концептов являются русские ученые. К примеру, Ю.С. Степанов «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека, а с другой стороны - то, посредством чего человек входит в культуру» [9, с. 41]. В этом вопросе мнение З.Д. Поповой совпадают с мнением Ю.С. Степанова. Автор также определяет концепт как «единицу ментальности данной культуры» [8, с. 49]. Значит, концепт можно охарактеризовать как ментальную единицу, как элемент сознания. Известно что, сознание является посредником между реальным миром и языком. Сначала культурная информация поступает в сознание человека, здесь она подвергается систематизации, преврашается в разные концепты, и эти концепты образуют культурный слой, который можно рассматривать как посредник между человеком и миром.

Человек адекватно воспринимает поступки, слова окружающих его людей, различает визуальные образы. Это становится возможным благодаря знаниям о реальном мире, которые накапливаются в концептах, сформировавшихся в сознании человека. Чем глубже эти знания, тем быстрее идет процесс восприятия. Восприятие начинается с того, что в памяти человека «оживляется» самый подходящий концепт для сложившейся ситуации. После этого, посредством этого концепта дается объяснение этой ситуации. Этот ментальный процесс происходит очень быстро, и поэтому он недоступен для внешнего наблюдения.

В.И. Карасик в книге «Введение в когнитивную лингвистику» характеризуя концепт, объясняет эту ситуацию так: «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта»; «многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны»; «фрагмент жизненного опыта человека»; «переживаемая информация»; «квант переживаемого знания». Схожего мнения придерживается и М.В. Пименова. В своей книге «Душа и дух: особенности концептуализации» она пишет: «Концепт - это некое представление о фрагменте мира или части такого фрагмента, имеющее сложную структуру, выраженную разными группами признаков, реализуемых разнообразными языковыми способами и средствами» [6, с. 10].

Мы согласны с тем, что концепт есть представление о языковой картине мира. В сущности, концепт можно охарактеризовать как совокупность наших знаний о живых существ и объектах, окружающих нас. Именно благодаря этим знаниям реализуется базовая когнитивная сущность, которая позволяет связывать смысл со словом.

И.А. Стернин считает, что «концепт - дискретное ментальное образование, он является базовой единицей мыслительного кода человека, обладает относительно упорядоченной внутренней структурой, представляет собой результат познавательной (когнитивной) деятельности общества и несет комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношение общественного сознания к данному предмету или явлению» [10, с. 17]. Здесь мы видим совсем другой подход к понятию «концепт». По мнению исследователя, и общественное сознание играет большую роль в формировании концептов. Необходимо также учесть тот факт что, общественное сознание это совокупность индивидуальных сознаний.

Как мы видим, некоторые исследователи считают концепт единицей общественного сознания. Они оценивают это общественное

сознание как нечто, имеющее языковое выражение и отмеченное этнокультурной спецификой. Другие рассматривают концепт как единицу ментальности.

Совокупность концептов формирует концептосферу. Этот термин ввел в научный оборот известный русский филолог Д.С. Лихачев. Большинство исследователей пологают, что концептосфера напрямую связана с культурным наследием каждого народа. Если у народа богатые культурные, литературные, научные традиции, то и его концептосфера обязательно будет богатая.

В .И. Убийко в своей статье «Концептосфера человека в семантическом пространстве языка» пишет, что понятие «концептосфера» включает в себя следующие аспекты:

1) эстетический аспект; 2) онтологический аспект; 3) гносеологический аспект; 4) лингвосоциопсихологический аспект; 5) социальный аспект [11, с. 37].

Конечно, исследование всей концептосферы важно для изучения отдельно взятых концептов. На сегоднящний день очень много научных трудов посвящено исследованию этой области лингвистики, но о значимых результатах говорить пока рано. Но те результаты, которые уже достигнуты, позволяют нам надеяться на то, что в ближайшем будущем мы уже сможем говорить об обобщенной теоретической базе концептосферы.

Список литературы

1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. М.: Academia, 2002. 394 с.

2. Добровольская Е.В. Концептуализация семьи в русской языковой картине мира: автореф. дис. ... к.ф.н. Томск: 2005. 24 с.

3. Красавский Н.Д. Динамика эмоциональных концептов в немецкой и русской культурах: автореф. дис. ... д.ф.н. Волгоград, 2001. 40 с.

4. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Т. Лузина. М.: Изд-во Моск.госу. ун-та, 1996, 245 с.

5. Никишина И.Ю. Понятие «концепт» в когнитивной лингвистике. Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. М.: МАКС Пресс, 2002. Вып. 21. 184 с.

6. Пименова М.В. Душа и дух: особенности концептуализации. Кемерово: ИПК «Графика», 2004. 386 с.

7. Попова З.Д. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. Воронеж, 2001. 190 с.

8. Попова З.Д. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях / З.Д. Попова, И. А. Стернин. Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 2000. 30 с.

9. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры / Ю.С. Степанов. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Академический проект, 2001. 990 с.

10. Стернин И.А. Когнитивная лингвистика / И.А. Стернин, З.Д. Попова. М.: АСТ; Восток-Запад, 2007. 315 с.

11. Убийко В.И. Концептосфера человека в семантическом пространстве языка // Вестник Оренбургского государственного университета. 2004. № 5. С. 37-40.

References

1. Alefirenko N.F. Poeticheskaya energiya slova. Sinergetika yazyika, soznaniya i kulturyi [The poetic energy of a word. Synergetics of language, consciousness and culture]. M.: Academia, 2002. 394 p.

2. Dobrovolskaya E.V. Kontseptualizatsiya semi v russkoy yazyikovoy kartine mira [Conceptualization of the family in the Russian language picture of the world]. Tomsk: 2005. 24 p.

3. Krasavskiy N.D. Dinamika emotsionalnyih kontseptov v nemetskoy i russkoy kulturah [Dynamics of emotional concepts in German and Russian cultures]. Volgograd, 2001. 40 p.

4. Kubryakova E.S. Kratkiy slovar kognitivnyih terminov [A Brief Dictionary of Cognitive Terms] / E.S. Kubryakova, V.Z. Demyankov, Yu.G. Pankrats, L.T. Luzina. M.: Izd-vo Mosk.gosu. un-ta, 1996. 245 p.

5. Nikishina I.Yu. Ponyatie «kontsept» v kognitivnoy lingyistike. Yazyik, soznanie, kommunikatsiya [The concept of "concept" in cognitive lin-

guistics. Language, consciousness, communication] / ed. V.V. Krasnyih, A.I. Izotov. M.: MAKS Press, 2002. Issue 21. 184 p.

6. Pimenova M.V. Dusha i duh: osobennosti kontseptualizatsii [Soul and spirit: features of conceptualization. Kemerovo]. Kemerovo: IPK «Grafi-ka», 2004, 386 p.

7. Popova Z.D. Ocherki po kognitivnoy lingvistike [Essays on Cognitive linguistics] / Z.D. Popova, I.A. Sternin. Voronezh, 2001. 190 p.

8. Popova Z.D. Ponyatie «kontsept» v lingvisticheskih issledovaniyah [The concept of "concept" in linguistic research] / Z.D. Popova, I.A. Sternin. Voronezh: Izd-vo Voronezh. un-ta, 2000. 30 p.

9. Stepanov Yu.S. Konstantyi: Slovar russkoy kulturyi [Constants: Dictionary of Russian Culture]. M.: Akademicheskiy proekt, 2001. 990 p.

10. Sternin I.A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive linguistics] / I.A. Sternin, Z.D. Popova. M.: AST; Vostok-Zapad, 2007. 315 p.

11. Ubiyko V.I. Kontseptosfera cheloveka v semanticheskom prostranstve yazyika [Conceptual sphere of person in the semantic space of language]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2004, no 5: 37-40.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Вердиева Эльнура Мугаис гызы, докторант (аспирант)

Бакинский славянский университет

ул. Сулеймана Рустама, 33, г. Баку, AZ1014, Республика Азербайджан ela0382@mail.ru

DATA ABouT THE AUTHOR Verdiyeva elnura Mugais, Postgraduate Student

Baku Slavic University

33, Suleyman Rustam Str., Baku, AZ1014, Republic of Azerbaijan ela0382@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.