Научная статья на тему 'Теоретические проблемы когнитологии и когнитивной лингвистики'

Теоретические проблемы когнитологии и когнитивной лингвистики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1792
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подвигина Н. Б.

В статье анализируется процесс становления когнитивной лингвистики как науки, рассматриваются ее цели, задачи, основные положения, взаимосвязь с другими науками, а также приводится классификация основных направлений и школ современной когнитивной лингвистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PROBLEMS OF COGNITOLIGY AND COGNITIVE LINGUISTICS

The article is devoted to the development of cognitive linguistics, its aims, subject and the connection with other sciences. The main branches of modern cognitive linguistics are also classified.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы когнитологии и когнитивной лингвистики»

6. Likhachev D.S. Concept sphere of Russian language / D.S. Likhachev // Russian philology: anthology. - М., 1997. - P. 28-37.

7. Vorkachev S.G. Language and culture studies, language personality, concept: the development of anthropocentric paradigm in linguistics / S.G. Vorkachev // Philological sciences. -2001. - №.1. - P. 64-72.

8. Popova Z.D., Sternin I.A. The notion of concept in linguistic studies / Z.D. Popova, I. A. Sternin. - Voronezh, 1999. - 30 a

УДК 801.3=82(045/046):26

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Ассистент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации Подвигина Н.Б.

Россия, г. Воронеж, тел. + 7(4732)71-50-48; e-mail: [email protected]

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering The chair of Russian language and cross-cultural communication, assistant lecturer Podvigina N.B.

Russia, Voronezh, tel. +7(4732) 71-50-48; e-mail: [email protected]

Н.Б. Подвигина

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КОГНИТОЛОГИИ И КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

В статье анализируется процесс становления когнитивной лингвистики как науки, рассматриваются ее цели, задачи, основные положения, взаимосвязь с другими науками, а также приводится классификация основных направлений и школ современной когнитивной лингвистики.

N.B. Podvigina

THEORETICAL PROBLEMS OF COGNITOLIGY AND COGNITIVE LINGUISTICS

The article is devoted to the development of cognitive linguistics, its aims, subject and the connection with other sciences. The main branches of modern cognitive linguistics are also classified.

В последние десятилетия изучение реального функционирования языка выводит языкознание на новый уровень, связанный с когнитивной деятельностью человека, его индивидуальной и общественной жизнью. Это связано с расширением границ лингвистики, а также с воз-

росшим интересом к развитию языковой системы под влиянием речи.

В конце ХХ в. происходит развитие большого количества дисциплин, связанных с изучением получения, переработки и хранения информации.

Вследствие этого важнейшим событием в лингвистике конца XX - начала

© Подвигина Н.Б., 2008

XXI в. становится возникновение когнитологии, которая интенсивно развивается в последние годы, что можно объяснить возникшим интересом к происходящим в человеческом мозге процессам получения и переработки информации.

Большинством исследователей принимается определение когнитологии, согласно которому она представляет собой науку «о знании и познании, о результатах восприятия мира и предметно-познавательной деятельности людей, накопленных в виде осмысленных и приведенных в определенную систему данных, которые каким-то образом репрезентированы в нашем сознании и составляют основу ментальных, или когнитивных, процессов мышления» [5].

Когнитология «ставит своей целью проследить за тем, как осуществляются процессы восприятия, категоризации, классификации и осмысления мира, как происходит рост знания, какие системы обеспечивают различные виды деятельности с информацией» [1].

Итак, когнитология - это самостоятельная область знаний, предметом изучения которой являются приобретение, переработка и использование человеком информации.

Возникнув как наука о знании и его репрезентации, когнитология интегрирует многие научные дисциплины: философию, логику, психологию, лингвистику, культурологию, нейрофизиологию. Это необходимо для получения полного представления о человеческом разуме.

Вследствие того, что разум был предметом внимания ученых с древнейших времен, когнитология имеет богатую предысторию. «Человеческим интеллектом, закономерностями мышления, источниками знания и процессами его достижения - всем этим издавна занимались такие науки, как философия и логика, психология и биология. В философии существует специальный раздел, посвященный теории познания, в котором изу-

чаются гносеологические проблемы -проблемы возможностей познания, отношения знаний к реальности, вопросы истинности и ложности знаний и т.п. В рамках когнитивной науки все эти вопросы звучат по-иному и возникают в связи с появлением в современной науке новых парадигм научного знания» [10].

Зарождение когнитивной науки происходит в 40-е -50 е гг. XX в. В США были собраны лучшие ученые Германии и всей Европы [1]. «Во время войны становится ясным, что для успешного ведения боевых действий, при взаимодействии разных подразделений, родов войск и союзнических армий необходимо принятие быстрых решений для координирования совместных действий. Поэтому чрезвычайно важными оказываются проблемы связи и быстрой обработки информации» [10]. Правительство и Министерство обороны США выделяют ученым огромные деньги на научные исследования, в том числе на изучение быстрой и эффективной коммуникации, на разработку совершенных каналов связи.

В это же время директор американского Института фундаментальных исследований в Принстоне известный физик Р. Оппенгеймер приходит к выводу, что человек оказывает мощное воздействие на все, что происходит в физике. Соответственно, наблюдается необходимость определить степень воздействия человека на решение той или иной проблемы. К обсуждению этих вопросов Р. Оппенгеймером были приглашены психологи (Дж. Миллер), кибернетики (Н. Винер), специалисты по математическому моделированию, по теории информации, языковеды (Р. Якобсон) [10].

Попытка выяснить, что такое человек, как он программирует свои действия, что зависит от него в науке, привела к зарождению антропоцентрической парадигмы научного знания, которая обращается от простого описания научных проблем и явлений к пониманию роли человека и его сознания.

Ученых интересовало также то, во-первых, как человек может в доли секунды обрабатывать огромное количество информации, поступающей к нему, и принимать необходимые решения, и, во-вторых, какие мыслительные механизмы лежат в основе этих процессов. Психологи, занимавшиеся исследованием нарушений функций нервной деятельности человека, связанных с последствиями войны, пришли к выводу, что они мало знают о том, как работает сознание человека в норме. Так возникла необходимость изучения обыденного человеческого сознания для того, чтобы понять, какие процессы осуществляет человек, познавая и воспринимая мир. В результате психологи обратились к изучению ментальных, мыслительных процессов, которые позднее получили название когнитивных процессов.

Ученые также обратили внимание на то, что в обработке информации, поступающей к человеку, особое место занимает язык. Он является уровнем, на котором информация обрабатывается, осмысляется, интегрируется, категоризу-ется и классифицируется. Поэтому именно лингвисты должны объяснить, как происходят эти процессы. Формируется понимание того, что лучший доступ к сознанию - это не только наблюдение за предметно-познавательной деятельностью человека, но и наблюдение за языком как формой выражения мыслительных процессов. Именно через язык человек получает основные сведения о мире, именно в языке он отражает эти сведения. За всем этим стоят определенные когнитивные процессы, которые необходимо было исследовать. Этот фактор определил появление и развитие когнитивной науки.

Когнитивная лингвистика возникает как научное направление, которое отвечает на те же вопросы, что и когнитивная наука, только в их непосредственной связи с языком. Важнейшей стороной связи когнитивной науки с лингвистикой оказывается и та часть лингвистики, которая приходится на исследование семантики,

значения языковых форм и выражений. Ведь само значение определяется как когнитивный феномен, а любые данные об этом феномене - как проливающие свет на структуры сознания и их внутренне устройство. Среди этих структур выделяют вербальные и невербальные. Наиболее существенными из представлений нашего мозга и имеющихся структур сознания являются те, которые репрезентируют структуры сознания с помощью языковых знаков [5].

О рождении когнитивной лингвистики официально было объявлено весной 1989 года в Дуйсбурге на симпозиуме, организованном Рене Дирвеном и другими европейскими учеными. На нем было объявлено о создании Международной ассоциации когнитивной лингвистики, подготовке издания журнала «Когнитивная лингвистика» и серии монографий «Исследования по когнитивной лингвистике». В первом номере журнала «Когнитивная лингвистика» были так определены задачи нового лингвистического направления: исследование языка как средства организации, обработки и передачи информации. При этом когнитивная лингвистика опирается на изучение концептуальной и эмпирической базы языковых категорий и понятий. Языковые формы изучаются не сами по себе, а с позиций того, как они отражают определенное видение мира человеком и способы его концептуализации в языке, общие принципы категоризации и механизмы обработки информации с точки зрения того, как в них отражается весь познавательный опыт человека, а также влияние окружающей среды [10].

Становление современной когнитивной лингвистики связывают с трудами американских лингвистов Дж. Лакоффа, Р. Лангаккера, Р. Джакендоффа, в трудах которых мы находим высказывания по поводу того, как в человеческий мозг поступает информация и как происходит ее переработка, кодирование и вербализация.

Р. Джакендофф рассматривает языковое значение как мысленно кодируемую информационную структуру, а Дж.

Лакофф говорит о том, что вырабатываемая языком когнитивная система складывается из образного восприятия, ментальных образов и образов реалий культуры [7].

Труды этих ученых и развитие проблематики когнитивной лингвистики подробно рассмотрены и охарактеризованы в работах Е.С. Кубряковой, которые легли в основу когнитивной лингвистики в России.

В отечественном языкознании, несмотря на то, что когнитивная лингвистика складывается в последние десятилетия ХХ века, язык уже в первых теоретических трудах по языкознанию рассматривался с точки зрения его связи с мышлением.

Задачей когнитивной лингвистики является «описание и объяснение внутренней когнитивной структуры и динамики говорящего / слушающего. Говорящий / слушающий рассматривается как система переработки информации, состоящая из конечного числа самостоятельных компонентов ... и соотносящая языковую информацию на различных уровнях.

Цель когнитивной лингвистики -исследование системы и установление важнейших ее принципов, а не только систематическое отражение явлений языка. Для когнитивиста важно понять, какой должна быть ментальная репрезентация языкового знания и как это знание «когнитивно» перерабатывается, т. е. какова «когнитивная действительность» [10].

Сегодня насчитывается большое количество научных школ и направлений лингвокогнитивных исследований, которые по-разному классифицируются лингвистами.

З.Д. Попова и И.А. Стернин приводят следующую классификацию основных школ и направлений современной когнитивной лингвистики:

• культурологическое - исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук (Ю.С. Степанов);

• лингвокулътурологическое - исследование названных языковыми единицами концептов как элементов национальной лингвокультуры в их связи с национальными ценностями и национальными особенностями этой культуры (В.И. Карасик, С.Г. Воркачев, Г.Г. Слыш-кин, Г.В. Токарев);

• логическое - анализ концептов логическими методами вне прямой зависимости от их языковой формы (Н. Д. Арутюнова, Р. И. Павилёнис);

• семантико-когнитивное - исследование лексической и грамматической семантики языка как средства доступа к содержанию концептов, как средства их моделирования от семантики языка к концептосфере (Е.С. Кубрякова, Н.Н. Болдырев, Е.В. Рахилина, Е.В. Лукашевич, А.П. Бабушкин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Г.В. Быкова);

• философско-семиотическое - исследуются когнитивные основы знаково-сти (А.В. Кравченко) [9].

А.В. Рудакова выделяет следующие основные школы и направления современной когнитивной лингвистики:

• общеконцептуальный подход Московской школы. Представители: Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.С. Степанов, Ю.Н. Караулов, Д.С. Лихачев, Ю.А. Сорокин, Е.В. Рахилина, Р.М. Фрумкина,

A.Н. Баранов, Д.О. Добровольский и др.;

• психолингвистический подход. Представители: И.Н. Горелов, Н.И. Жинкин, А. А. Залевская и др.;

• прототипический подход к изучению когнитивных аспектов языковых единиц Тамбовской школы. Представители: Н.Н. Болдырев, Т.А. Фесенко, Е.В. Милосердова, Н.И. Колодина, Е.М. Позднякова, А.Л. Шарандин, И.В.Миронова, С.В. Иволгина, Е.Л. Коч-кина, С.Г. Виноградова и др.;

• лексико-семантический подход в исследовании концептуального содержания единиц языка Воронежской школы. Представители: З.Д. Попова, И.А. Стернин, А.П. Бабушкин, В.Ю. Копров, Г.В. Быкова, Л.И. Гришаева, А. А. Кретов,

B.М. Топорова, В.И. Убийко, В.Б. Голь-

дберг, О.В. Ивашенко, Э.Д. Хаустова и

др.;

• дискурсивный анализ. Представители: А.А. Кибрик, Л.В. Цурикова, О.Н. Чарыкова, В.И. Карасик и др.;

• культурологический подход к рассмотрению проблем представления знаний. Представители: Ю.С. Степанов и др.;

• лингвокулътурологический подход к исследованию репрезентации знаний Волгоградской школы. Представители: В.И. Карасик, Г.Г. Слышкин, Н.А. Кра-савский, Н.Ф. Алефиренко, С.Г. Ворка-чев, А.А.Худяков, Е.Н. Егина, М.В. Ми-лованова и др.;

• гендерный анализ представления концептуальных структур в сознании. Представители: А.В. Кирилина и др. [10].

В.И. Карасик в рамках культурологического исследования языка выделяет следующие направления: выявление национально-культурной специфики использования языка (Воркачев, Вежбиц-

кая, Прохоров, Телия, Воробьев, Масло-ва, Снитко, Бижева, Клоков, Красавкий, Евсюкова); изучение этнокультурных особенностей языка и речи в рамках лингвострановедения (Верещагин, Костомаров, Томахин, Ощепкова), этнолингвистики (Герд, Копыленко, Толстой), этнопсихолингвистики (Сорокин), теории межкультурной коммуникации (Кабакчи, Шамне, Тер-Минасова, Леонтович) [2].

Итак, сегодня, несмотря на различное понимание, когнитивная лингвистика - это ветвь лингвистического функционализма, считающего, что языковая форма производна от функций языка, поскольку когнитивная лингвистика связана с убеждением, что «языковая форма является отражением когнитивных структур, то есть структур человеческого сознания, мышления и познания» [4]. Основными категориями когнитивной лингвистики являются концепт, категоризация, концептуализация, концептосфера.

Библиографический список

1. Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - №1, с. 18 - 36.

2. Карасик В.И. Транслируемость концептов / В.И. Карасик // Проблемы вербализации концепта в семантике языка и текста: В 2 ч. - Ч. 2. Тезисы докладов. - Волгоград: Перемена, 2003. - С. 17 - 19.

3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. -Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.

4. Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу / А.А. Кибрик // Вопросы языкознания. - 1994, №5. - С. 126 - 139.

5. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика - психология - когнитивная наука / Е.С. Кубрякова // Вопросы языкознания. - 1994. - №4. - С. 26 - 45.

6. Кубрякова Е.С. Когнитивная лингвистика и проблема композиционной семантики в сфере словообразования / Е.С. Кубрякова // Известия РАН. - Серия литературы и языка. - 2001. - №1. - С. 13 - 24.

7. Кубрякова Е.С. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» / Е.С. Кубрякова // Вестник ВГУ. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2001. -№1. - С. 3 - 9.

8. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики / Е. С. Кубрякова // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. -№1. - С. 6 - 17.

9. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - Воронеж: «Истоки», 2003. - 191 с.

10. Рудакова А.В. Когнитология и когнитивная лингвистика / А.В. Рудакова. - Воронеж, 2004. - 80 с.

References

1. Boldyrev N.N. Conceptual space of cognitive linguistics / N.N. Boldyrev // Issues of cognitive linguistics. - 2004. - №1, p. 18 - 36.

2. Karasik V.I. Transmitability of concepts / V.I. Karasik // Concept verbalizing problems in language and textual semantic: 2 vol. - Vol. 2. The theses of reports. - Volgograd, 2003. - P. 17 - 19.

3. Karasik V.I. Language circle: persomality, concepts, discours / V.I. Karasik. - Volgograd: Peremena, 2002. - 477 p.

4. Kibrik А.А. Cognitive research on discours / А.А. Kibrik // Issues of linguistics. -1994, №5. - P. 126 - 139.

5. Koubryakova E.S. Initial stages of cognitivism development: linguistics - psycholigy -cognitive science / E.S. Koubryakova // Issues of linguistics.- 1994. - № 4. - P. 26 - 45.

6. Koubryakova E.S. Cognitive linguistics and the problem of composition semantic in word formation sphere / E.S. Koubryakova // The Intelligence of RAS. - Literature and language section. - 2001. - №1. - P. 13 - 24.

7. Koubryakova E.S. On cognitive linguistics and the meaning of the term "cognitive" / E.S. Koubryakova // The Bulletin of VSU. Linguistics and cross-cultural communication. -2001. - №1. - P. 3 - 9.

8. Koubryakova E.S. On the aims of cognitive science and urgent problems of cognitive linguistics / E.S. Koubryakova // Issues of cognitive linguistics. - 2004. - №1. - P. 6 - 17.

9. Popova Z.D., Sternin IA. Scetches on cognitive linguistics / ZD. Popova, IA. Sternin. - Voronezh, 2003. - 191 p.

10. Roudakova А^. Cognitology and cognitive linguistics / А^. Roudakova. - Voronezh, 2004. - 80 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.