Н.Ж. Чонмурунова
преподаватель, магистр, кафедра официального русского языка, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызстан
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТОВ ДОБРА И ЗЛА
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ч.Т. АЙТМАТОВА (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «ПЛАХА»)
Аннотация. В статье рассматриваются способы репрезентации концептов «добро» и «зло» как универсалий человеческого мышления в терминах когнитивной лингвистики, раскрываются их содержательные характеристики на основе их вербальной объективизации в языке Ч. Айтматова (на материале романа «Плаха»). Проведённый нами анализ показывает, что концепт «Зло» несёт идею разрушения. Если добро нельзя навязать, то зло, как правило, навязывается человеку извне. Зло как поступок может быть «адресованным конкретному человеку, т.е. быть злом с точки зрения его выгоды и счастья». И зло, по Айтматову, также может быть направлено против всего человечества.
Ключевые слова: концепт, фрейм, слоты, когнитивная лингвистика.
N.J. Hconmurunova, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagun, Bishkek, Kyrgyzstan
METHODS OF REPRESENTATION OF THE CONCEPT OF GOOD AND EVIL IN CH.T. AYTMATOV'S
WORKS (BASED ON THE NOVEL "SCAFFOLD")
Abstract. The article is considered the ways of representation concepts "good" and "evil" as cognitive structures and as universals of human thinking, their informative features based on their verbal objectification in Aitmatov's language (based on the novel "Scaffold"). This article discusses the ways of representation of concepts "good" and "evil" as universals of human thinking in terms of cognitive linguistics, opening their informative characteristics based on their verbal objectification in Chyngyz Aytmatov's language (based on the novel "Scaffold"). Analysis which was made by us shows that the concept of "evil" has the idea of destruction. If good cannot be attached to a person, but evil usually sticks on a person from outside. Evil as the deed could be "addressed to a particular person, i.e. evil can beused for its benefits or happiness". From Chyngyz Aitmatov's view point the evil can be addressed to the whole humanity.
Keywords: concept, frame, slots, cognitive linguistics.
Объектом исследования в данной работе стали тексты произведений Ч.Т. Айтматова, в качестве предмета исследования рассматриваются концепты «добро» и «зло» как универсалии человеческого мышления в терминах когнитивной лингвистики, раскрываются их содержательные характеристики на основе их вербальной объективизации в языке Ч. Айтматова (на материале романа «Плаха»).
В книге «Лингвистика ХХ1 века», А.В. Друзь в статье «Языковая репрезентация морально-этических концептов (на материале английского языка) отметил что, «в лингвокультурологии концепт рассматривается как основная единица культуры и представляет собой «сгусток культуры» в сознании человека, как средство и способ языковой концептуализации мира (А. Веж-бицкая, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, Н.А.Красавский, Д.С. Лихачев, В.А. Маслова, З.Д. Попова, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, И.А. Стернин и др.) [5, с. 256].
З.Д. Попова и И.А. Стернин развивают когнитивный подход к пониманию концепта, определяя концепт как «глобальную мыслительную единицу, представляющую собой квант структурированного знания» [7, с. 4].
В.И. Карасик характеризует концепты как «ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта» [4, с. 59], «многомерное ментальное образование, в составе которого выделяются образно-перцептивная, понятийная и ценностная стороны» (4, с. 71), «фрагмент жизненного опыта человека» [4, с. 3], «переживаемая информация» (4, с. 128), «квант переживаемого знания» [4, с. 361].
М.В. Пименова отмечает: «Что человек знает, считает, представляет об объектах внешнего и внутреннего мира и есть то, что называется концептом. «Структура концепта - это совокупность
обобщённых признаков, необходимых и достаточных для идентификации предмета или явления как фрагмента картины мира», «признак - мельчайшая единица концепта» [6, с. 8].
Поиск различных лингвистических методик для исследования концептов обусловлен сложностью концептуальных структур. Ведущими методами признаются семантико-когнитивный анализ концептов и фреймовый анализ. Ключевым термином фреймового анализа является термин «фрейм»; наряду с «образами», «прототипами», «схемами» и др., фреймы представляют собой разного рода связанные конструкции, в виде которых в памяти человека хранятся знания об окружающем мире [3, с. 65]. Разработка подобных когнитивных структур связана, в первую очередь, с работами Ч. Филлмора, Дж. Лакоффа, М. Минского. Фреймы, когнитивные структуры, стоящие за значением слова и обеспечивающие его понимание, образуют иерархически упорядоченные элементы - субфреймы, а также слоты, более мелкие единицы, составляющие какой-либо аспект или часть фрейма.
Профессор доктор филологических наук Дербишева З.К. отмечает в своей книге, чтобы изучить языковую концептосферу писателя нужно выбрать ключевые концепты, ментальные формулы, идиомы, метафоры, сравнения и т.д. Каждая из ментальных формул рождалась в недрах творческого сознания, терзали его душу, сердце и помимо его желания становились мудрым изречением, философской сентенцией, яркой самобытной метафорой. Концептосферу Ч. Айтматова она представила следующими ключевыми концептами: «Дети», «Любовь», «Нравственность», «Душа», «Зло», «Добро», «Слово», «Человек», «Жизнь», «Мысли», «Власть», «Совесть», «Природа», «Языковой космос», «Музыка», «Культура», «Художник», «Религия», «Судьба», «Война», «Истина», «Память», «Современный мир». Каждая из этих категорий представлена россыпью драгоценных мыслей писателя [2, с. 17].
В концептосфере Ч. Айтматова концепты «добро и зло» являются одним из базовых понятий. Понятийный слой концепта зло в романе «Плаха» Ч. Айтматова является основным. Понятийная составляющая формируется о зле как нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость, сделать что-нибудь со зла, иметь (держать) зло на кого-нибудь служащем основой для образования концепта. Концепт зло на понятийном уровне имеет иерархически сложную фреймовую структуру, состоящую из слотов (как элемент концепта), которым в языке соответствуют вербализующие их лексические единицы. Анализ лексических единиц, наполняющих сценарий концепта, позволяет выявить их способность реализовать те или иные признаки концепта зло. Концепт зло в романе представлены следующими фреймами «Моюнкумское светопреставление», «Дурман-трава», «Базарбай».
1) Фрейм «Моюнкумское светопреставление» раскрывает безжалостность, проявленную человеком по отношению к природе, который оборачивается против него самого: того, кто творит зло, неизбежно настигает возмездие и ядерными единицами данного фрейма, являются слоты «Разрушение», «Жестокость», «Трагедия», «Ужас», «Хаос», которые реализуются такими выражениями, как: Живой всесокрушающий поток, растоптаны и раздавлены, животная стихия, растерзать и растащить по кускам, безжалостный оборот судьбы, бешеный убийственный галоп, выкатить от ужаса глаза, панический бег, нагнетать страх, сплошная черная река дикого ужаса, гнать на измор, кровавая дань, горы сайгачьих туш, паника и отчаяние, страх апокалипсических размеров, воцарение хаоса, бешеная облава, обливание кровью, Апокалипсическое безмолвие, крик боли, предсмертный вопль, задыхаться от удушья и разрыва сердца, Моюнкумская трагедия, пристреленные и задавленные в облаве, нагонять страху, битые сайгачьи туши, хунта.
2) Следующий фрейм «Дурман-трава», который расширяется такими синонимами, как: конопля, каннабис, гашиш, марихуана, анаша, шмаль, дурь. Эти единицы, представляют наиболее точные понятийно-сущностные номинации дурман-травы. Главный спутник человека, подсевшего на «легкие наркотики», - хроническое уныние и постоянно возникающее состояние
паники. Все это показано в романе «Плаха» у Ч. Айтматов в описании поведения наркоманов Гришана, Петрухи, Леньки.
Фрейм «Дурман-трава» в концептосфере Ч. Айтматова включает в себя такие слоты как: «наркотик», «самоуничтожение», «деградация», которые объективируются такими выражениями, как: анаша, одурманивающее вещество, эйфория, иллюзия блаженства, одурманивающее зелье, пластилин - коноплянопыльцовой массы, никчемные искалеченные люди, проклятая трава, указывающие на зло, которое приносит это трава людям.
3) Фрейм «Базарбай» в художественном тексте включает в себя слоты «Низость», «Наглость», «Подлость», реализующиеся следующей лексикой: Нахальный, омерзительный, гнусный поклеп, гнусная натура, пьяная тварь, ненавистный муж, изверг, имеющей отрицательную коннотацию и оценивающей агрессивного, недружелюбного человека, который негативно относится к другим людям.
Понятийная составляющая концепта добро характеризует все положительное, светлое, приятное, успешное, полезное, то есть добрые дела, поступки, приносящие пользу. Концепт добро в романе состоит из следующих фреймов «Авдий», «Волки», «Бостон».
1) Фрейм «Авдий» в индивидуально-авторской концептосфере Ч. Айтматова включает в себя слоты «спаситель», «миссия», «любовь к ближнему», «Бог», реализующиеся такими выражениями, как: спаситель рода человеческого, в сердце любовь, стремление к божественному совершенству, благородная миссия, извечные спасительные идеи, благородная цель и миссия. Эти слоты указывают на то, что Авдий служит человечеству. Уже в выборе имени и фамилии героя автор подчеркивает его духовную связь с Иисусом и отражает характер героя, борющегося за справедливость на земле. Библейское имя Авдий означает «служитель бога», а Каллистрат, от имени которого произошла фамилия героя - «хороший воин» [1, с. 126].
2) Фрейм «Волки» как воплощение добра в художественном тексте включает в себя слоты «материнский инстинкт», «верность», «забота», которые объективированы следующими выражениями; ощущение материнской неги, фосфересцирующие глаза, сохранение потомства, нахлынула нежность, ощущение счастья, приятное предчувствие, спокойствие и благоденствие, усердные ласки, инстинкт материнской природы, понятливость и тонкость восприятия, подобно птицам быстрокрылым, приятное чувство, благо звери, лапы сомкнутые в цветочные созвездия, соцветия волчьи, сплоченная воля, накопившаяся нежность. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что издавно присуще человеку: чувство любви к своему потомству, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь инстинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та высокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет все поведение Акбары и Ташчайнара. Эти слоты раскрывают добро через представителя мира зверей: волк показан как олицетворение доброты и преданности. Айтматов призывает людей учиться у природы и указывает на укоренённость этой идеи в национальных традициях, в мифологии.
3) Фрейм «Бостон» в художественном тексте включает такие слоты, как: «трудолюбие», «любовь к животным», «порядочность», «справедливость». Эти слоты вербализованы следующими выражениями; добросовестно работал, чадолюбив, умный и чуткий, передовик, энтузиазм, одержимость лучше содержать животных, хорош, непьющий, образец человека. Бостон уважал законы человеческого бытия, любил детей, был предан семье, друзьям, тем самым осознавая себя составной частью Мира. Жизнь в слиянии с природой создавала ему необходимый душевный комфорт. Бостон свято верил в то, что человек, как и все живое на Земле, обязан не уничтожать, а обогащать природу, а та не останется в долгу.
Концепты «добро и зло» имеют обширное номинативное поле - в романе «Плаха» обнаруживается много языковых средств обозначения этих концептов и их признаков. Добро и зло имеют как прямые номинации самого концепта непосредственно (ядро номинативного поля):
зло (31)(в значении «нечто плохое, дурное; несчастье, беда; недовольство, гнев, досада», злой (2) (в значении «заключающий в себе зло»; причиняющий сильную неприятность, боль, жжение; сердит исполнен злобы на кого-нибудь», злые (1), зол (2) (в значении «досада, злость), злодей (1), злоба (9), злобный (5), злободневный (1), злость (2), злодеяние (5), злорадный (2), злорадство (2), злорадно (1), зловещий (1), назло (1), злополучный (3), озлиться (1), обозлить (2), озлобленный (1), злодей (1), злейший (1), добрый (10), добро (нареч.) (19), доброта (1), добротный (1), добродетель (1), добросердечный (1), добровольный (1), добродушно (1). Методом сплошной выборки были выписаны слова с компонентом «добро» (всего 36 слов). Наиболее часто встречается наречие «добро».
Также есть и номинации отдельных когнитивных признаков концептов «добро и зло»: зло - убийство животных, проблема наркомании и др. и добро - природа, любовь, семья, животные, раскрывающие содержание концепта и отношение к нему, и отношение к нему в разных коммуникативных ситуациях (периферия номинативного поля). У концептов добро и зло высокая номинативная плотность, а также реккурентность этих концептов говорит об актуальности в индивидуально-авторской концептосфере Ч. Айтматова.
Рассмотрим структуру приядерной зоны концептуальной оппозиции «Добро - Зло».
Концепты «Добро» и «Зло». Если в других романах писателей можно найти большое количество индикаторов логических связей с концептом зла, то в произведении Ч. Айтматова, как правило, индикаторы логических связей отсутствуют. Встречая в тексте определенный сигнал -индикатор, читатель начинает задумываться над каждым словом, ожидая действий злой силы. Концепты добра и зла не узнаются на поверхностном уровне, как в других романах, а строятся на фоне ассоциативных цепочек: ассоциации к слову «добро» имя существительное - зло, творило, справедливость, худо, добродетель, приятность, имя - прилагательное злой, хозяйский, добродетельный, глагол - награбить, творить, пожаловать, пропадать, отплатить, внушить, поживать, доводить, сотворить, довести, прождать, веровать, восторжествовать, наречие - добром искренно предостаточно, радушно, добро, зло. Ассоциации к слову «зло»: имя существительное - добро, несправедливость, порок, творило, добродетель, насилие, блага, сатана, эгоизм, деяние, праведник, умысел, мораль, возмездие, коррупция, жестокость, злодей; имя прилагательное - неизбежный, меньший, вселенский, злой, меньшой, нравственный, добродетельный, абсолютный, нечестивый, эгоистический, изначальный, благой, праведный, безнаказанный, обиженный; глагол - содеять, причинить, творить, отплатить; наречие - добром, добро, изначально, зло. Например: «Именно так рождаются идеи, так происходит духовное сращение новых поколений с предыдущими и пред предыдущими, и на том свет стоит, и жизненный опыт его постоянно увеличивается, приращивается - добро и зло» передаются из поколения в поколение в нескончаемости памяти, в не-скончаемости времени и пространства человеческого мира...» (4:437 стр.) «Ты, всепрощающий, не оставляй в неведении нас, не позволяй нам оправданий искать себе в сомкнутом добра и зла на свете (4:446). «А меж тем у него промелькнула ещё мысль, что уже не раз приходила ему на ум: казалось бы, сколь ничтожны люди - гадят, мочатся, совокупляются, рождаются, мрут, вновь рождаются и мрут, сколько низостей злодеяний несут они в себе, и среди всего этого отврата и мерзости откуда-то вдруг - провидение, пророки, порывы духа» (4:415 стр.). «Поставив ухо торчком Ташчайнар приподнял свою угловатую, тяжеловесную голову, и в сумрачном взоре холодных зрачков его глубоко посаженных темных глаз промелькнула какая-то тень, какое-то смутное приятное предчувствие». Кроме того, описывая определённый фрагмент действительности, автор использовал слова с усиленным кон-нотативным макрокомпонентами значения, большим ассоциативным потенциалом, которые выражают максимальную интенсивность признаков: «побоище Апокалипсический размеров», «хаос», «бешеная облава», «трагедия», «злодеяния». Особенностью романа «Плаха» является
также то, что в тексте автор сталкивает динамические кровавые сцены (охота на сайгаков, гибель детей Акбары) с трогательными статическими сценами (музыка в храме, раздумья Авдия о своей женщине) и, что является причиной эмоционального эффекта восприятия событий, связанных с концептами «Добро» и «Зло» (2: ч. 1, гл. 3). Именно Ч. Айтматов первый открыто сказал, что наркомания есть, она набирает силу. И мы с вами должны знать природу этого явления, пути распространения, возможности борьбы. Человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселенный мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных - угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.
Таким образом, проведённый анализ показывает, что концепт «Зло» несет идею разрушения. Если добро нельзя навязать, то зло, как правило, навязывается человеку извне. Зло как поступок может быть «адресованным конкретному человеку, т.е. быть злом с точки зрения его выгоды и счастья». И зло, по Айтматову, также может быть направлено против всего человечества.
В концептосфере Ч. Айтматова добро есть понятие духовной и мировоззренческой сфер жизни человека, одно из основных понятий, формирующих моральный аспект жизнедеятельности человека. Лексема добро эксплицирует в произведении идею созидания, идею светлого потенциала человечества.
Список литературы:
1. Айтматов Ч.Т. И дольше века длится день; Плаха; Пегий пес, бегущий краем моря: романы, повесть / худож. текст А. Момуналиев. - Ф.: Кыргызстан, 1988. - 656 с.
2. Дербишева З.К. Вселенная Чингиза Айтматова. - Бишкек: КТУ «Манас», 2012. - 192 с.
3. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
5. Лингвистика XXI века: сб. науч. ст.: к 65-летнему юбилею проф. В.А. Масловой / со-ред. В.В. Колесов, М.В. Пименова, В.И. Теркулов. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 944 с. (Серия «Концептуальный и лингвальный миры»; вып. 3).
6. Пименова М.В. Предисловие // Введение в когнитивную лингвистику / под ред. М.В. Пименовой. - Кемерово, 2004. - № 4. - 208 с.
7. Попова З.Д. Когнитивная лингвистика / З.Д. Попова, И.А. Стернин. - М.: ACT: Восток-Запад, 2007. - 314, [6] с. - (Лингвистика и межкультурная коммуникация).
8. Суперанская А.В. Современный словарь личных имен. - М., 2005.