Научная статья на тему 'Концепт "человек" в исторической антропонимии Зауралья'

Концепт "человек" в исторической антропонимии Зауралья Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
89
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТРОПОНИМЫ / ИМЕНА-ОБЕРЕГИ / ПРОЗВИЩЕ / ФАМИЛИЯ / ЯЗЫКОВОЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / ANTHROPONOMY / NAMES-TALISMANS / NICKNAME / SURNAME / LINGUISTIC IMAGE OF A MAN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Парфёнова Нина Никифоровна

В статье даётся анализ семантики антропонимии на материале архивных источников XVII-XVIII веков. Выявляются мотивы наречения имени человека, обусловленное стремлением уберечься от злых сил. Имена-обереги с отрицательной коннотацией закрепились в многочисленных прозвищах, а затем в фамилиях, характеризующих человека по внешним признакам и свойствам характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT "MAN" IN HISTORICAL ANTHROPONOMY OF ZAURALYE

In the article under analysis is the semantics of anthroponomy through historical sources of the XVII-XVIII-th centuries. The motifs of naming a man determined by the desire to protect him from evil forces are identified. Names-talismans with negative connotation were fixed in a great number of nicknames, afterwards in surnames characterizing a man by appearance and character.

Текст научной работы на тему «Концепт "человек" в исторической антропонимии Зауралья»

ББК 81.2Рус-3-03 YAK 911.161.1

H.H. ПАРФЁНОВА

N.N. PARFYONOVA

КОН0ЕПТ «ЧЕЛОВЕК» В ИСТОРИЧЕСКОЙ АНТРОПОНИМИИ ЗАУРАЛЬЯ

CONCEPT «MAN» IN HISTORICAL ANTHROPONOMY OF ZAURALYE

В статье даётся анализ семантики антропонимии на материале архивных источников XVII-XVIII веков. Выявляются мотивы наречения имени человека, обусловленное стремлением уберечься от злых сил. Имена-обереги с отрицательной коннотацией закрепились в многочисленных прозвищах, а затем в фамилиях, характеризующих человека по внешним признакам и свойствам характера.

In the article under analysis is the semantics of anthroponomy through historical sources of the XVII-XVIII-th centuries. The motifs of naming a man determined by the desire to protect him from evil forces are identified. Names-talismans with negative connotation were fixed in a great number of nicknames, afterwards in surnames characterizing a man by appearance and character.

Ключевые слова: антропонимы, имена-обереги, прозвище, фамилия, языковой образ человека.

Key words: anthroponomy, names-talismans, nickname, surname, linguistic image of a man.

В современном языкознании актуализируется проблема «человек в языке». Исследование картины мира и языкового образа человека на основе лингвокультурных концептов представлено в работах таких учёных, как Ю.Д. Апресян [1], Н.Д. Арутюнова [2], А. Вежбицкая [3], В.И. Карасик [4], О. Леонтович [5], Л.Б. Никитина [6; 7] и др.

В воззрениях древних присутствовала таинственная связь имени и человека, имена, данные при крещении, хранились в тайне, а человек в обществе был известен под другим, древнерусским именем, выполняющим охранную функцию. Генеалогические источники сохранили тайные имена князей: великий князь Владимир имел крестное имя Василий, Владимир Мономах -©еодор, отец Александра Невского великий князь владимирский Ярослав Всеволодович - ©еодор, Ярослав Мудрый - Георгий, киевский князь Ростислав Мстиславович - Михаил и т. д. В боярских родословных сообщается, что в XVII веке Неуструй Семенович Хитрово носил крестное имя Степан, Богдан Матвеевич Хитрово - Иов, Борис Иванович Морозов - Илья, стольник Лев Салтыков - Мемнон и т. д. Ср.: «Дениско Яковлевъ сын онъ же и Любимко» (1700 г., РГАДА, ф.214, кн. 1276, л. 63 об.).

Часто имена образовывались от слов с, казалось бы, некрасивым значением: Безобраз, Горе, Грязной, Досада, Дурной, Забота, Захворай, Мертвой. Их давали «от сглаза», а также, чтобы обмануть злые силы, которые якобы хотели похитить дитя. По той же причине детей называли именами, образованными от слов, обозначающих малоценные предметы: Труха, Мочало, Горшок, Ошмёток, Чурбан: злые силы не обратят внимание на такие ненужные вещи [8, с. 136-137].

Имена-обереги широко бытовали среди всех классов и сословий. Отмечены они и у боярской аристократии России. Ср.: «Олексей Истомин сын Губастого» [Бояр. сп., с. 26.]; «Тимофей Стремоухое» [Бояр. сп., с. 77]; «Иван Плакидин сын Зюзин» [Бояр. сп., с. 133.]; «Семён Никитин сын Бешен-цов» [Бояр. сп., с. 133.]; «Офонасей Иванов сын Бирдюкин Зайцов» [Бояр. сп.,

с. 135.]; «Кузьма Осипов сын Безобразов» [Бояр. сп., с. 136.]; «Агей Каюров сын Обернибесов» [Бояр. сп., с. 138]; «Улан Иванов сын Голохвастов» [Бояр. сп., с. 139]; «Борис Васильев сын Собакин» [Бояр. сп., с. 145]; «Григорий Фёдоров сын Хомяков» [Бояр. сп., с. 156]; «Иван Елизарьев сын Неелов» [Бояр. сп., с. 173]; «князь Ондрей Чумахов» [Бояр. сп., с. 255].

Охранная функция имени (чем хуже имя, тем меньше действие нечистой силы) широко представлена в памятниках письменности периода освоения русскими Зауралья. Ср., например, в памятниках XVII века Зауралья: Нехорошко (РГАДА, ф. 214, кн. 75, л. 15); Некраско (там же, кн. 5, л. 595); Незговорко (кн. 956, л. 18 об.); Непытайка (кн. 5, л. 533 об.); Немирко (кн. 75, л. 2), а также: Бес, Бозобраз, Дурыня, Подуруй, Плохой и т. д.

Исследуемая антропонимия Зауралья ХУП-ХУШ веков создаёт образ русского человека по особенностям внешности и свойствам характера.

•Фамилии от прозвищ по отличительным особенностям внешности. Ср.:

«Иван Петров Бедринъ он же и Хромушкин» (1707 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1480, л. 74); «род Барневской слободы Марка ©илипова Брюха-новых» (1701 г., ФГАКО, ф. 224, кн. 2, л. 302 об.); Брюхан < брюхан < брю-ханить - 'набивать брюхо, обжираться' [Д. I 134]; «дворъ купленой конного казака Ивана Степанова сына прозвище Волохова» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1317, л. 474); Волох < волох < волохатый - 'косматый, мохнатый, кудлатый, всклоченный' [Д. I 236]; «Максимко Лаврентьевъ Зябловъ Ворон-цовъ онъ же» (1689 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 918, л. 108); «дворъ купленой кирпишника ©омы АндрЬева прозвание Воронцова» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 950, л. 685); Воронец < воронец - сев., вост. 'широкая и толстая доска в виде полки, вдоль и посреди всей избы'. Ср. пословицу: Как ни ширься, а через воронец не скочишь [Д. I 244]. Фамилия образована от прозвища, характеризующего высокого человека; «в(о) д(воре) Ивашко Игнат(ь)ев с(ы) нъ Высота» (1680 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 697, л. 127); Высота < высота; «в(о) д(воре) ©адюшка Онан(ь)инъ с(ы)нъ Вязобрюх <...> а та иво земля в межах писана под ыменем брата иво ©адюшки Вязовог(о) Брюха» (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 141). Прозвище Брюхо использовалось по отношению к людям толстым и богатым. Ср.: «отрастил брюшко, особ. о купце - разбогател» [Д. I 133]. Прилагательное вязовое имело значение 'подвязанное'; «под(ь)ячей Иванъ Гиганов руку приложил» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 950, л. 708); Гиган < гигант - 'исполин' [СлРЯ XI-XVII вв. IV 20]; «двор пЬшего казака Мит(ь)ки Гладково» (1623 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1207, л. 50); «дворъ <...> Максима Михайлова сына прозвище Гладкого <...> вмЬсто Максима Глаткаго Тимоеей Глатковъ руку приложилъ» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1317, л. 428 об.); «д(вор) Соеонко ©едоров с(ы)нъ Гладкой» (1624 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 252); Михалко Гладкой (1626 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 10, л. 71); Гладкой < гладкий - 'жирный, тучный, здоровый, полный' [Д. I 352]; Степан Нестеров сын Гладких (1719 г., Тюм., ГАТО, ф.И 47, кн. 2034, л. 41); «д(вор) под(ь)ячево Ивашка Мартем(ь) янова Гладыша» (1624 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 551); «молодой под(ь) ячей Ивашко Гладышов» (1636 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 67, л. 53); Гладыш < гладыш - 'толстяк, здоровяк' [Д. I 353]; Якимко Глухой (1697 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 860, л. 112); «Вас(ь)ка Федоров Горбун» (1624 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 164); «гостина двора толмач Ивашко Горбунов» (1627 г., Тар., РГАДА, ф. 214, кн. 14, л. 275); «в(о) д(воре) Лар(ь)ка Васил(ь)ивъ сынъ Гор-буновъ» (1700 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1173, л. 107); Горбун < горбун; «бобыл(ь) АлексЬй Матвиевъ с(ы)нъ Долган» (1720 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1605, л. 171); «Красногорской слободы пашенной крестьянин Антон Дол-гановых» (1725 г., Тюм., ГАТО, ф. И 47, д. 1739, л. 31 об.); Долганов < Долган < долган - 'человек высокого роста' [СРНГ VIII 105]; «Аеон(ь)ка Долгой» (1626 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 10, л. 72); Долгой < долгий - 'человек высокого роста'; «Долгушиной д(е)р(е)вни жител(ь) Мишка Долгушин» (1697 г.,

Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 860, л. 43 об.); Долгушин < Долгуша < долгой - 'длинный'; «в(о) д(воре) МихЬйко Гавриловъ сынъ Корюкалов» (1680 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 697, л. 321); Корюкало < корюкало < корючить - 'гнуть в крюк', 'ломать, коверкать' [Д. II 172]; Федька Костыгин (1700 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1173, л. 124); Костыга < костыга < костлявый - 'худой'; «ямские охотники <...> Елесей Лупандин» (1704 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1403, л. 20); Лупанда < лупанда - влгд. 'пучеглазый' [Д. II 274]; Вахрушко Лягалов (1697 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1120, л. 37 об.); Лягало 'долговязый, худой, голенастый человек' [Д. II 286]; «в(о) д(воре) Омел(ь)ка Микиеоров с(ы)нъ Мякишев», посадский человек (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 83 об.); Мякиш < мякиш - пск., твер. 'толстый человек'; костр. 'кроткий, простоватый' [СРНГ XIX 78]; 'толстяк, жиряк' [Д. II 373].

•Фамилии от прозвищ по свойствам характера. Прозвища обладали в своём большинстве отрицательной коннотацией. В фамилиях закреплены прозвища, характеризующие особенности поведения, свойства внутреннего мира человека. Ср.:

«ДЬти боярские <...> Петръ Ахмуров» (1627 г., Тар., РГАДА, ф. 214, кн. 14, л. 274); охмурить (ахмурить) - 'нахмуриться, насупиться'; охмор -вят. 'обморок, припадок беспамятства' [Д. II 773]. Слово охмурить в сибирских говорах известно в значении 'обмануть'; «в(о) д(воре) Ивашко Гаврилов с(ы)нъ Байдаков» (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 60 об.); Байдак < байдак - 'озорник, буян'. Ср. пословицы: Байдаки бить 'бить баклуши'. У нас дураков семь байдаков и угол непочат [Д. I 38]; «дЬти боярские <...> Яковъ Басаргинъ» (1636 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 70, л. 21); Басарга < басарга -'беспутный человек' [СРГСУ I 36]; «пашенные кр(е)стьяне МатеЬй Бузун» (1704 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1403, л. 179); «ПоспЬлко Игнат(ь)евъ Бузу-нов» (1624 г., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 267 об.); Бузун < бузун - влгд. 'буян, драчун, задира'; кстр. ветл. 'трясина, ходун, зубун, болотная зыбь' [Д. I 137]; «лавки <...> стрел(ь)ца Назарка Иванова с(ы)на Булыгина» (1700 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1276, л. 107 об.); Булыга < булыга - ол. 'болван, дубина, грубый неотёсаный человек, невежа, неуч' [Д. I 141]; «Дмитрей Иванов Бу-чельников», крестьянин Нижней Ницынской слободы (1707 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1480, л. 67 об.); Бучельник < буча - 'шум, возня, крик', 'ссора, драка' [Д. I 147]; «пешие <...> рядовые казаки <...> Первушка Вихляй» (1627 г., Тар., РГАДА, ф. 214, кн. 14, л. 288 об.); Вихляй < вихляй - волог. 'долговязый, мешковатый, вялый человек, лентяй', волог., новг. 'ленивый, неуклюжий, неповоротливый человек' [Д. I 208; СРНГ IV 301-305]; «лав(ка) пЬшево казака ©ет(ь)ки Глотова» (1623 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1207, л. 27 об.); Глот < глот - арх. 'обжора, пьяница' [Д. I 356]; арх., костр. 'жадный', 'завистливый', 'человек, притесняющий людей' [СРНГ IV 201]; «порутчикъ МатвЬи Голохва-стов» (1668 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, ст. 100, л. 36); Федька Голохвастов, стрелец (1700 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1173, л. 169); Голохвастой голохвастой < голохваст - 'бахвал, хвастун' [Д. I 373]; «пешие <...> рядовые казаки <...> Гаврилко Гудимов» (1627 г., Тар., РГАДА, ф. 214, кн. 14, л. 287); Гудим < гу-дить - 'играть на дудке', новг. 'соблазнять, обманывать, надувать' [СРНГ VII 202; Д. I 405]; «Конашевскаго села жител(ь) Максимъ ©едоров с(ы)нъ Дрянных» (1720 г., ФГАКО, ф. 224, кн. 48, л. 11 об.); Дрянной < дрянной; «дворъ купленой б(о)гоявленской б(о)гадЬл(ь)ны нищег(о) Василья Кондратьева прозвание Дулова» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 950, л. 679); Дуло < дуло -'отверстие орудия, ружья, пушки', нвг. 'надувала, продувной парень, плут' [Д. I 500]; «Соеронко Тарасов Жилиных», крестьянин Исетского острога (1691 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 988, л. 504 об.); Жила < жила - 'стяжатель, охотник присваивать себе чужое' [Д. I 542]; «в(о) д(воре) ©ед(ь)ка Иванов с(ы) нъ Заматаев» (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 93); «по туринской приказной памяти дано до Верхотурья туринскому ямщику Панеилку Зама-таю» (1700 г., РГАДА, ф. 214, кн. 1243, л. 265 об.); Заматай < замотай - 'не-

надёжный, беспутный, ветреный человек' [СлРЯ XI-XVII вв. V 244 - 245]; 'мот, кутила' [Д. I 601]; Богдашко Зубарев, крестьянин (1700 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1173, л. 154); Зубарь < зубарь < зубарить - нвг., ол. 'насмехаться, зубоскалить' [Д. I 695]; Кондратий Устинов сын Зюзин, пашенный крестьянин (1623 г., Верх, РГАДА, ф. 1111, оп. 2, ст. 10, л. 1); Зюзя < зюзя - 'плакса, рёва', 'пьяница'. Ср. пословицы: Пьян, как зюзя. Зюзя зюзей [Д. I 698]; «Андрей бедоровъ Катаевъ» (1707 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1480, л. 67); Катай < катать - 'жить без оглядки, гулять, кутить' [Д. II 96]; «дворъ купленой конного казака Ивана прозвание Качалова» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 950, л. 715 об.); Качало < качало - 'кутила, мот, пьяница, беззаботный гуляка' [Д. II 99]; «Трошко Антонов Кобяков», оброчный крестьянин (1688 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 857, л. 253); Кобяк < кобень - 'твердолобый, своенравный, жеманный человек' [Ф. II 267]; «Савенко Ондропов Колотило» (1678 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 857, л. 264); Колотило < колотило - 'кто колотит, стучит', 'сварливый' [Д. II 141]; «пешие казаки <...> десятники <...> Ивашко Копос» (1627 г., Тар., РГАДА, ф. 214, кн. 14, л. 286); Гришка Копосов, верхотурский посадский человек (1682 г., РГАДА, ф. 214, кн. 731, л. 38 об.); Копос < копо-ской - влгд., прм., нвг. 'разборчивый, взыскательный, мелочный, придирчивый, брезгливый, робкий, кропотливый' [Д. II 158]; «пашенные кр(е)стьяне <...> Мишка да Корп>пка Ивановы дЬти Червевы» (1624 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 607); «в(о) д(воре) Пашко Крисанеовъ сынъ Корп>панов» (1680 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 697, л. 248); Корепан < корепан < корепать -влгд., сиб. 'делать неуклюже, неумеючи, грубо', 'коверкать'; корепаться -прм. 'упрямиться, причудничать, дурить'; ср.: У него лицо искорепано оспой [Д. II 171]; «Ортюшка Трет(ь)яков с(ы)нъ Коркунов» (1636 г., Пел., РГАДА, ф. 214, кн. 67, л. 98); Коркун < каркун - 'ворон', 'завистливый человек' [Д. II 92]; Иван Крюков, торговый человек из Тобольска (1682 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 731, л. 9 об.); Крюк < крючковатый - 'лукавый, придирчивый человек'. Ср. пословицу: Гнуть кого в крюк - 'притеснять, рабски подчинять себе' [Д. II 208]; «в(о) д(воре) Данилко вомин с(ы)нъ Легостаев» (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 115 об.); Легостай < легостай - 'ветреный, опрометчивый человек' [Д. II 243]; урал., заурал. 'лентяй' [СРГСУ II 88]; «на Мит(ь)ке Лескухе (взята пошлина)» (1697 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 860, л. 120 об.); Лескуха < лескуха < лескать - 'хлопать, щёлкать бичом', 'хлестать', 'трескать, жрать, чавкать' [Д. II 248]; «Гришка Мартемьянов Лома-евъ», оброчный крестьянин (1688 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 857, л. 266); Ломай < ломаться - 'чваниться, кривляться'; ломака - 'спесивец' [Д. II 265]; Климентий Павлов сын Лямин (1624 г., Верх., РГАДА, ф. 1111, оп. 2, ст. 10, л. 22); Ляма < ляма - 'разиня, вялый человек' [Д. II 286]; «ведор Непряхин», казак (1704 г., Тюм., РГАДА, ф .214, кн. 1403, л. 18); Непряхин < Непряха < непряха - о мужчине 'лентяй, шатун, нерадивый' [Д. II 532]; «двор даной <...> пЬшего казака Никиеора Яковлева сына Обухова» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1317, л. 356); Обух < обух - 'тупой, глупый, упрямый человек'; сев. вост. 'неслух, упрямец'. Ср. пословицы: Плетью обуха не перешибешь. Наскочил обух на обух, коса на камень, топор на сук [Д. II 629]; «Тюменской пЬшей казакъ Шестачко Опрокиднев» (1630 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 21, л. 14 об.); «дер(е)вня Букина над Кривым озером <... > сын боярской ведоръ Опро-кидневъ» (1704 г., Тюм., РГаДа, ф. 214, кн. 1403, л. 73); Опрокидень < опро-кидень - влгд., нвг. 'человек, испорченый знахарем', бран. 'сумасшедший, бешеный' [Д. II 686]; «Михайло Семеновъ Плоховъ», крестьянин (1707 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1480, л. 72); Плохой < плохой; «в(о) д(воре) вед(ь)ка Яков-левъ сынъ Подковырковъ» (1680 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 697, л. 290 об.); Подковырка < подковырка - арх. 'язвительный, придирчивый человек' [СРНГ XVIII 39]; «Ос(ь)ка да Марчко Павловы Подуруевых» (1646 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 194, л. 60); «д(е)р(е)вня Семейки Подуруя» (1677 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 731, л. 162); «Василей Карповъ сынъ Подуруев» (Тюм., ГАТО, ф.И 47, кн. 4020, л. 19 об.); Подуруй < подурить - 'подурачиться, пошалить'

[Д. III 213]; Ивашко Потеряхин, крестьянин (1697 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 1120, л. 68); Потеряха < потеряха - 'растеряха' [Д. IV 355]; Ивашко Пыжиков, посадский человек (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 34 об.); «Ивашко Труфанов Пыжиков», посадский человек (1700 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1173, л. 15); Пыжик < пыжик < пыжиться - 'надуваться, чванно величаться' [Д. III 546]; «дЬти боярские <...> Коз(ь)ма Рагозинъ» (1636 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 70, л. 21); Рагоза < рагоза - сев. 'свара, ссора, брань' [Д. IV 7]; «посадцкой ч(е)л(о)в(е)къ Микитка Рп>утъ» (1624 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 553 об.); «в(о) д(воре) Савка АгЬевъ с(ы)нъ Реутовъ» (1680 г., Верх., РГАДА, ф. 214, кн. 697, л. 212 об.); Реут < ревун - 'крикун, плакса' [Д. IV 89]; Ивашко Роздухвостов (1681 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, ст. 705, л. 182 об.); Роздухвостой < роздухвостой < раздуть хвост. Прозвище характеризовало хвастливого человека; «в(о) д(воре) Омелька Васил(ь)ивъ с(ы)нъ Ски-лов» (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 205 об.); Скило < скиляга - 'бродяга, нищий, попрошайка' [Д. IV 196]; «Субботиной деревни <...> Семенъ Спп>ховъ» (1704 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 1403, л. 78 об.); Спех < спех -'спешка'. Ср. пословицы: Спех людям насмех; Где спех, там и смех [Д. IV 302]; «в(о) д(воре) Ивашко Семенов с(ы)нъ Суворов» (1685 г., Тюм., РГАДА, ф. 214, кн. 968, л. 155 об.); Суворой < суворой - сиб., прм., ол. 'суровый, брюзгливый, сердитый' [Д. IV 353]; «дворъ купленой каменного дЬла подмастер(ь)я Гаврилы Савел(ь)ева прозвание Тютина» (1710 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 950, л. 690); Тютя < тютя - 'тихий, смирный человек, мокрая курица' [Д. IV 452]; Алёшка Хахолев, приказной избы подьячий (1665 г., Тюм., ГАТО, ф. И 47, кн. 2230, л. 3); «тобол(ь)ской приказнои избы подъячий Ондрюшка Хахалев» (1669 г., РГАДА, ф. 214, кн. 535, л. 3); Хахаль < хахаль - вост. 'обманщик, плут, надувала, принимающий вид порядочного человека'; 'щёголь', 'волокита, любовник' [Д. IV 543]; Иван Хлобостев, сын боярский (1697 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 860, л. 131 об.); Хлобостень < хлобыста - волог. 'повеса, шатун, бродяга' [Д. IV 550]; «бедоско да Еремка с с(ы)ном с Микиткою Хлю-пины» (1624 г., Тур., РГАДА, ф. 214, кн. 5, л. 623 об.); Хлюпа < хлюпа - 'кто ходит, захлюпав полы, подол' < хлюпать - 'грязнить' [Д. IV 553-554]; Федотко Шибаев (1697 г., Тоб., РГАДА, ф. 214, кн. 860, л. 54 об.); Шибай < шибать -'бросать, кидать, метать, швырять, бить броском'; шибай - 'буян, драчун' [Д. IV 632].

Образная интерпретация человека, запечатлённая в его имени, - проявление творческой речевой деятельности русского народа. Специфика формирования русской антропонимической системы обусловлена многими социально-психологическими и историко-культурными факторами.

Литература

1. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания [Текст] // Вопросы языкознания. - 1995. - № 1. - С. 37-67.

2. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека [Текст] / Н.Д. Арутюнова. - 2-е изд., испр. - М. : Языки русской культуры, 1999. - 896 с.

3. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание [Текст] : пер. с англ. / А. Вежбиц-кая. - М. : Русские словари, 1996. - 416 с. ; Вежбицкая, А. Семантические универсалии и базисные концепты [Текст] / А. Вежбицкая. - М. : Языки славянских культур, 2011. - 568 с.

4. Карасик, В.И. Языковая кристаллизация смысла [Текст] / В.И. Карасик. -М. : Гнозис, 2010. - 352 с.

5. Леонтович, О.А. Введение в межкультурную коммуникацию [Текст] : учебное пособие / О.А. Леонтович. - М. : Гнозис, 2007. - 386 с.

6. Лингвистика человека: антология [Текст] / под ред. Л.Б. Никитиной, Н.Д. Федяевой. - Омск : Вариант-Омск, 2012. - 360 с.

7. Никитина, Л.Б. Категориальные семантические черты образа homo sapiens в русской языковой картине мира [Текст] : монография / Л.Б. Никитина. -Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 148 с.

8. Суперанская, А.В. Беляш, волчонок, мочало... [Текст] / А.Б. Суперанская // Русская речь. - № 1. - 1984. - С. 136-140.

Бояр. сп.

Д.

СлРЯ XI-XVII вв.

СРГСУ

СРНГ

Ф.

Принятые сокращения:

Боярские списки последней четверти XVI - начала XVII вв. и роспись русского войска 1604 г. Ч. I—II. - М.: Наука, 1979. -Ч. I. - 341 с. - Ч. II. - 184 с.

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Русский язык, 1978-1980.

Словарь русского языка XI-XVII вв.: В 24 т. - М.: Наука, 19741996.

Словарь русских говоров Среднего Урала: В 7 т. - Свердловск, 1964-1988.

Словарь русских народных говоров: В 29 т. - Л.: Наука, 19651995.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачёва. - М.: Прогресс, 1986-1987.

ГАТО

РГАДА

ФГАКО

Государственный архив Тюменской области. Российский государственный архив древних актов в Москве. Филиал государственного архива Курганской области в Ша-дринске.

д. - дело к. - картон л. - лист ф. - фонд

Верх. - Верхотурье Тар. - Тара Тоб. - Тобольск Тур. -Туринск Тюм. - Тюмень

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.