Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.
6. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. - 2000. -№1. - С. 88-93.
7. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.
8. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.
9. Чегина И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста / И.С. Чегина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология» «Философия и искусствоведение». - 2009. - Т.11. № 4(30), 5(7). - С. 1239 - 1243.
10.Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. псих. наук / А.А. Шведовская. - М., 2006. - 206 с.
УДК 658.
Яговкина А. С. студент 4 курса Чуракова С. В. доцент кафедра ЭТУП
Сибирский государственный университет науки и технологий
им. академика М. Ф Решетнева Россия, г. Красноярск КОНТРОЛЛИНГ И АУДИТ ПЕРСОНАЛА
Аннотация: Данная статья посвящена теме контроллинга персонала и взаимосвязи с процессом аудита.
Ключевые слова: контроллинг, аудит, персонал, эффективность, организация.
Siberian State University of Science and Technology named M.F.
Reshetnev Russia, Krasnoyarsk CONTROLLING AND AUDIT OF PERSONNEL
Annotation: This article focuses on the topic of personnel controlling and the relationship with the audit process.
Key words: kontrolling,audit, personnel, efficiency, organisation.
В настоящее время уровень развития коммуникаций позволяет быстро распространять информацию по всему миру, а научно-технический и производственный потенциал компаний - произвести практически любые товары и услуги. Поэтому компаниями требуется активно работать над
повышением своего потенциала, стратегического планирования, учета и контроля. Современным инструментом эффективного управления компаниями становится контроллинг.
Контроллинг персонала как самостоятельное научное направление появился сравнительно недавно. Основными причинами его возникновения можно назвать следующие [5]:
1) повышение нестабильности внешней среды, заставляющее организации предвидеть будущее развитие своей деятельности и готовить персонал для выполнения новых задач;
2) усложнение деятельности организаций приводит к усложнению работ и функций, выполняемых персоналом, в результате возникает необходимость создания механизма координации внутри системы управления организацией;
3) увеличение количества информации при недостатке релевантной информации требует построения подсистемы информационного обеспечения системы управления персоналом и системы управления организацией;
4) наличие потребности в повышении рациональной и эффективной деятельности организации.
В современной науке еще не сложились точное определение сущности контроллинга персонала. На мой взгляд, в зависимости от широты рассмотрения объекта исследования, следует различать 2 вида контроллинга [1]:
- на уровне потенциала персонала организации;
- на уровне системы управления персоналом.
В первом случае контроллинг представляет собой оптимизацию количественных и качественных характеристик персонала, а также контроль изменения трудового потенциала и приведение в соответствие с целями организации. Во втором случае контроллинг - это управляющая система, отслеживающая состояние, формирование и использование трудового потенциала организации с целью оптимизации системы управления персоналом с учетом воздействия факторов среды [1].
Как известно, термин «контроллинг» происходит от английского «to control», имеющего различные значения. Перевод с экономической точки зрения означает «управление и наблюдение», но поскольку невозможно без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, контроллинг должен решать комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению за достижением целей организации [3].
С бухгалтерской точки зрения контроллинг персонала заключается в изучении затрат по функциям управления персоналом и местам их возникновения. Процедура контроллинга состоит в сравнении фактических затрат с плановыми, а также в определении законности тех или иных выплат на основе трудового законодательства. Результатом такого контроля является определение эффективности затрат на персонал, а также эффективность самого учета затрат. Таким образом, контроллинг затрат на
персонал является составной частью контроллинга системы управления персоналом [2].
Управленческий подход к контроллингу персонала заключается не только в оптимизации затрат на персонал, но и в оптимизации всех процессов и ресурсов в системе управления персоналом, а также в выявлении проблем управления персоналом и разработке управленческих решений по их устранению. Результатами такого подхода к контроллингу персонала будет экономическая и социальная эффективность управления системой управления персоналом, направленная на достижение целей организации в изменяющихся условиях внешней и внутренней среды [4].
Учитывая широту и различные подходы к сущности контроллинга персонала в современной организации, постараемся сформулировать его цели. Как известно, высшая цель управления любой организации - это сохранение ее прибыльной деятельности и успешное развитие. Отсюда цель контроллинга персонала состоит в обеспечении руководства информацией и поддержкой при принятии управленческих решений в достижении целей управления персоналом и организацией в изменяющихся условиях среды. При этом большое значение имеют экономическая и социальная эффективность мероприятий по управлению персоналом.
Основными задачами контроллинга персонала являются следующие
[1]:
1. помощь в формировании целей управления персоналом;
2. планирование затрат на персонал, контроль за их использованием как в центрах издержек, так и в центрах ответственности;
3. анализ трудовых показателей, сопоставление плановых и фактических показателей деятельности системы управления персоналом;
4. информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений в области управления персоналом;
5. интеграция процессов управления персоналом с процессами управления организацией;
6. диагностика причин возникновения проблем управления персоналом и выработка рекомендаций по их устранению;
7 .оперативное изучение деятельности персонала;
8. системная организация и координация мероприятий по управлению персоналом для достижения целей организации.
Схема контроллинга персонала организации представлена на рисунке
1.
Контроллинг
Определение критериев
I
Сравнение фактических результатов с плановыми
I
Принятие решений
Рисунок 1 - Этапы контроллинга персонала в организации
Первый этап включает [3]:
1) стратегическое планирование, которое определяет стратегию и основные цели управления персоналом;
2) составление оперативного плана по управлению персоналом, который позволяет наметить мероприятия и задания в функциональных подсистемах управления персоналом;
3) бюджетирование (является базой для расчета расходов на персонал);
4) установление трудовых стандартов и законодательных норм для соблюдения законности управления персоналом в организации.
На втором этапе осуществляется сравнение фактических результатов с установленными планами и законодательными нормами. Оно проводится с помощью учета информации о персонале и контроля исполнения плановых и др. показателей, трудовых норм, а также анализа выявленных отклонений. В отечественной и зарубежной литературе эти специфические процессы объединяются в самостоятельные научные направление и называются аудитом системы управления персоналом (аудитом персонала) [3].
Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям. Аудит персонала включает работу по диагностике причин возникновения проблем управления персоналом, выработке рекомендаций по их устранению, оценку правильности кадровой политики. Аудит персонала рассматривается в рамках контроллинга как внутренний аудит всех комплексов задач по управлению персоналом у подразделений на предмет правильности их специфической деятельности и как внешний аудит органов государственной власти (налоговой инспекции, банков и др.) [3].
На третьем этапе контроллинга осуществляется регулирование
деятельности персонала на основе анализа и выработки управленческих решений [5].
Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время, в условиях постоянных изменений внешней и внутренней среды, система контроллинга персонала должна гибко реагировать и предоставлять менеджерам актуальную, ориентированную на результат и ликвидность информацию, обеспечивающую эффективное принятие оптимальных управленческих решений в области управления персоналом и организацией.
Использованные источники:
1. Ивашкевич В.Б. Практикум по управленческому учету и контроллингу / В.Б. Ивашкевич. - Москва: РГГУ, 2015. - 192 с.
2. Каковкина Т.В. Аудит-контроллинг. Теоретические и методологические основы / Т.В. Каковкина. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 184 с.
3. Кибанов А.Я. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2016. - 585 с.
4. Одегов Ю. Г. Аудит и контроллинг персонала / Ю.Г. Одегов, Т.В. Никонова. - Москва: РГГУ, 2016. - 672 с.
5. Попова Л. В. Современный управленческий анализ. Теория и практика контроллинга: учебное пособие / Л.В. Попова, Т.А. Головина, И.А. Маслова. - М.: Дело и сервис, 2016. - 272 с.
УДК 658.
Яговкина А. С. студент 4 курса Чуракова С. В. доцент кафедра ЭТУП
Сибирский государственный университет науки и технологий
им. академика М. Ф Решетнева Россия, г. Красноярск КАДРОВЫЙ АУДИТ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА
Аннотация: Данная статья посвящена актуальной теме проведения аудита персонала в организации и способам повышения эффективности бизнеса посредством аудита.
Ключевые слова:аудит,персонал,эффективность,организация.
Siberian State University of Science and Technology named M.F.
Reshetnev Russia,Krasnoyarsk
PERSONAL AUDIT IS AS A FACTOR OF BUSINESS EFFICIENCY
Annotation: This article is devoted to the actual topic of personnel audit and ways to improve business performance.
Key words: audit, personnel, efficiency, organisation.