Научная статья на тему 'ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА'

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1327
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ / ФАКТОР РАЗВИТИЯ / WELL-BEING / PARENT-CHILD RELATIONSHIP / PARENT-CHILD INTERACTION / PARENTING STYLE / DEVELOPMENT FACTOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яворская С.Ю.

В статье рассматривается проблема детско-родительских отношений. Проводится теоретический анализ определения детско-родительских отношений, а также основных их сущностных характеристик. Рассматриваются психологические аспекты выделения параметров диагностического изучения детско-родительских отношений, а также освещается специфика формирования благополучного развития ребенка в аспекте детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENT-CHILD RELATIONSHIPS AS A FACTOR IN SUCCESSFUL CHILD DEVELOPMENT

The article deals with the problem of parent-child relationship. A theoretical analysis of the definition of parent-child relationships, as well as their basic essential characteristics. The psychological aspects of the parameters of the diagnostic study of parent-child relations are considered, and the specificity of the formation of the child's successful development in the aspect of parent-child relations is highlighted.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

Правовая парадигма. - 2018. - Т. 17, № 3. - С. 83-90. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2018.3.12.

4. Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 1302/11 по делу N А40-34287/10-63-289// СПС «Консультант Плюс».

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными»// СПС «Консультант Плюс».

6. Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 N 52-КГ14-1// СПС «Консультант Плюс».

УДК 159.99

Яворская С.Ю. студент 5 курса факультет психологии ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

Россия, г. Симферополь ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР

УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Аннотация. В статье рассматривается проблема детско-родителъских отношений. Проводится теоретический анализ определения детско-родительских отношений, а также основных их сущностных характеристик. Рассматриваются психологические аспекты выделения параметров диагностического изучения детско-родительских отношений, а также освещается специфика формирования благополучного развития ребенка в аспекте детско-родительских отношений.

Ключевые слова: благополучие, детско-родителъские отношения, детско-родительское взаимодействие, стиль воспитания, фактор развития.

Yavorskaya S.Yu.

Student 5 course, faculty of psychology « Crimean engineering and pedagogical university»

city of Simferopol PARENT-CHILD RELATIONSHIPS AS A FACTOR IN SUCCESSFUL CHILD DEVELOPMENT Annotation. The article deals with the problem of parent-child relationship. A theoretical analysis of the definition of parent-child relationships, as well as their basic essential characteristics. The psychological aspects of the parameters of the diagnostic study ofparent-child relations are considered, and the specificity of the formation of the child's successful development in the aspect of parent-child relations is highlighted.

Key words: well-being, parent-child relationship, parent-child interaction, parenting style, development factor.

Постановка проблемы. По мнению многих психологов, отношения между родителями и детьми играют чрезвычайно важную роль. Отношения ребенка с близким взрослым имеют решающее значение для его развития. На сегодняшний день проблема отношений родителей и детей как фактора детского психологического благополучия в условиях семьи обусловлена особой актуальностью, поскольку представляет собой одну из наиболее важных составляющих государственной политики, направленной на сохранение здоровья нации.

В соответствии с современными представлениями об условиях, источниках и движущих силах развития личности и психики индивида, психическое развитие ребенка опосредовано взаимодействием и общением со взрослыми, прежде всего, с родителями. В качестве ближайшего социального окружения ребенка, семья удовлетворяет его потребность в признании, принятии, уважении, эмоциональной поддержке и защите. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Эмоциональный климат, существующий в семье, где воспитывается ребенок, значительно воздействует на формирование его мировосприятия. В ходе воспитания ребенка, особое значение в семье приобретает родительская позиция, которая включает в себя следующие компоненты: цели, ценности и мотивы родительства; особенности эмоционального отношения к ребенку; способы решения проблемных ситуаций; стиль взаимодействия с ребенком; социальный контроль (Д. Баумринд, Х. Джайнот, А.Я. Варга, А.Е. Личко, В.В. Столин, А.А. Бодалев, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская, Ю.Б. Гиппенрейтер и пр).

Многие российские и зарубежные исследователи занимались разработкой критериев выделения особенностей детско-родительских отношений и типов воспитания (А.Е. Личко, Д. Баумринд, В. Юстицкис, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, Г.Т. Хоментаускас и пр.). В литературе описана обширная феноменология стилей семейного воспитания. В качестве одного из ключевых компонентов воспитательного процесса в семье выступает стиль родительской дисциплины, характеризующийся запретами и требованиями со стороны родителей, контролем за их выполнением ребенком, мониторингом и родительскими санкциями.

Как правило, построение исследования детско-родительских отношений осуществляется вокруг изучения роли взрослого в выстраивании взаимодействия с ребенком, в то время как позиция ребенка (особенно на ранних стадиях его развития) рассматривается в качестве реактивной или пассивной. При указанном подходе, ребенок, фактически не представляет собой активного субъекта взаимодействия с родителем. Приведенные обстоятельства обусловливают особый интерес к исследованию проблемы детско-родительских отношений.

Целью данной статьи является теоретический анализ основных аспектов детско-родительских отношений как фактора успешного развития

ребенка.

Изложение основного материала. В процессе изучения специалистами различных областей науки детско-родительских отношений были выявлены аспекты, предоставляющие возможность составления максимально полной картины взаимоотношений в семье: сформированное в ходе рефлексии отношение к ребенку; основанное на неосознанной мотивации родителя отношение к ребёнку; реальное взаимодействие между родителем и ребенком.

На указанное триединство оказывают воздействие следующие факторы:

• уровень образования родителей и их психолого-педагогическая компетентность;

• особенности форм поведения и личности родителей;

• диапазон используемых для воспитательного воздействия средств;

• нравственно-эмоциональная атмосфера в семье;

• учет и уровень удовлетворения актуальных потребностей ребенка;

• степень его включенности в семейную жизнедеятельность.

Представляется интересной позиция американского психоаналитика

Дж. Боулби относительно характерных для патогенного родительского поведения особенностей. По его мнению, в качестве наиболее болезненных для ребенка выступают ситуации, при которых:

• ребенок в семье выступает средством для разрешения между супругами конфликтов;

• родители полностью отвергают ребенка и не удовлетворяют его потребность в любви;

• родители косвенно или открыто заявляют ребенку, что причина их неприятностей заключается именно в нем;

• в окружении ребенка нет человека, который способен понять его переживания;

• как дисциплинарную меру родители применяют угрозу уйти из семьи или «разлюбить» ребенка [1].

Для родителей крайне важно понять роль, которую играют родительские установки в эмоционально-личностном развитии ребенка. Родители являются наиболее любимыми и значимыми для ребенка людьми. Родительский авторитет для ребенка выступает абсолютным и непререкаемым. Для ребенка характерна непоколебимая вера в справедливость, правоту и непогрешимость родителей [3].

В противовес сформировавшейся личности, ребенок не способен руководствоваться осознанными желаниями и мотивами, он не владеет защитными механизмами. Соответственно, родители должны со вниманием относиться к собственным словесным обращениям к ребенку и оценкам осуществляемых им поступков. Родителям необходимо избегать установок, способных впоследствии отрицательно проявиться в детском поведении, делая жизнь ребенка эмоционально ограниченной и стереотипной. С точки

зрения А.В. Разумовой, установки представляют собой своеобразные инструменты психологической защиты, которые помогают ребенку выжить и сохранить себя в окружающем мире [6]. В качестве примера сложившихся в ходе всего человеческого развития положительных установок, передаваемых через поколения и охраняющих человека, выступают поговорки и пословицы, басни и сказки, где мудрость всегда побеждает глупость, а добро - зло.

По мнению А.В. Разумовой, одним из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений являются родительские установки, представляющие собой совокупность восприятия родителями ребенка, эмоционального отношения родителей к ребенку и способов их поведения с ним [6].

В качестве одного из ключевых условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста выступает его психологическая защищенность, складывающаяся из множества компонентов, главным из которых является осознание ребенком того, что он любим. Для достижения указанной цели, общение родителей не должно быть формальным, оно должно характеризоваться эмоциональной насыщенностью и приносить радость и родителям, и ребенку [2].

Для взрослого человека умение слушать ребенка является непростой задачей. Необходимо осознавать, что в процессе диалога рождается понимание и доверие. Обратная связь, возникающая между собеседниками, способствует формированию рефлексии, представляющей собой способность к оценке себя с точки зрения партнера. Посредством проецирования взрослым переживаний ребенка на собственный житейский и социально-эмоциональный опыт, стимулируется своеобразное припоминание его собственных детских воспоминаний и переживаний, хранимых в глубинах сознания. Только в таком случае, когда взрослый человек на мгновение сам становится ребенком и получает возможность взглянуть на мир его глазами, осознается значимость проблемы ребенка, формируется ситуация ее глубокого переживания и принятия.

В ходе беседы с ребенком, родителям необходимо также делиться с ним собственными пережитыми чувствами и воспоминаниями, открывая себя ребенку с новой стороны, еще ему неизвестной. Для ребенка важно понимать, что переживания тоже не чужды взрослым. Подобные минуты откровений имеют чрезвычайную ценность для ребенка, поскольку обучают его пониманию эмоционального состояния окружающих людей, способствуют формированию умения анализировать свое настроение и поведение, адекватно оценивать себя, помогают обретению уверенности в себе и побуждают проявлять заботу о близких [4].

Тревожным и неуверенным в себе детям особенно важно чувство психологической защищенности и эмоционального комфорта. Следовательно, родителям необходимо выслушивать ребенка, давать ему советы и делиться собственным опытом, проявлять искреннюю

заинтересованность, а не отмахиваться фразами-штампами от его проблем. Ребенку крайне важно ощущать себя в безопасности. Данное состояние для ребенка должны обеспечивать любящие родители [7].

Принятие взрослым ребенка, его радостей и проблем, особенностей и чувств, способствует формированию у ребенка способности понимать окружающих и себя, чувства собственного достоинства, развивает потребность в общении, учит уважительно относиться к окружающим. Подобное принятие выступает следствием, в первую очередь, знания родителями личностных особенностей ребенка и их искренней любви.

Исследование Шведовской А.А. включает в себя изучение проблемы методов диагностики детско-родительских отношений. Принцип стереоскопичности диагноза, сформулированный для исследования внутрисемейных отношений, означает, что, с одной стороны необходимо учитывать картину взаимоотношений с позиции родителя, с другой -учитывать опыт переживания этих отношений со стороны ребенка. Эти два образа детско-родительских отношений глазами каждого из участников могут коренным образом не совпадать и служат для психолога источниками взаимоопыляемой информации, позволяющие выделить факторы влияния детско-родительских отношений на ребенка. Автором в практической работе выявлены особенности когнитивного и эмоционального компонентов взаимодействия в системе детско-родительских отношений [10].

Рассмотрим выделенные исследователями в практических работах особенности некоторых типов детско-родительских взаимоотношений, влияющих на успешность развития ребенка.

Для гармоничного взаимодействия характерна высокая мотивация совместной деятельности, согласованность и взаимное принятие тактик родителя и ребенка. Распределение ролей в рассматриваемом взаимодействии является адекватным содержанию деятельности. Родитель выстраивает последовательное деловое сотрудничество с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, он ориентирован на принятие инициативы ребенка и оказание ему помощи в сложных ситуациях. Обе стороны взаимодействия адекватно оценивают результаты действий и реагируют на успех и фрустрацию. Родительский контроль носит содержательный характер.

Для дистантного типа взаимодействия характерна эмоциональная холодность и отстраненность по отношению к партеру, низкая мотивация совместной деятельности при достаточно высокой ее эффективности. Родитель проявляет последовательность, манипулятивную установку и склонность к превентивной помощи ребенку. Тем не менее, родитель недостаточно учитывает индивидуальнее и возрастные особенности ребенка. При возникновении ситуации неуспеха, родитель критикует ребенка, акцентируя внимание на его неудачах, одновременно проявляя достаточное безразличие к его успехам. Ребенок, в свою очередь, безынициативно принимает руководящую роль родителя без попыток активной борьбы за

лидерство [5].

Для конфликтного типа взаимодействия характерна несогласованность позиций ребенка и родителя в сотрудничестве, низкая успешность взаимодействия, выраженная борьба за лидерство. Ребенок в рассматриваемом взаимодействии демонстрирует обширный спектр протестных форм поведения, стремится к полной автономии, игнорирует инициативу и замечания взрослого. Родитель склонен переоценивать возможности ребенка, не оказывает ему поддержки и помощи. У родителя отсутствует ориентация на индивидуальные особенности ребенка, он проявляет непоследовательность при руководстве деятельностью ребенка. В случае неуспеха, ребенок и родитель занимают внешне обвинительную позицию [2].

Для доминантного взаимодействия по типу «Доминирующий ребенок -потворствующий родитель» характерна комплементарность отношений между родителем и ребенком и их построение в соответствии с принципом подчинения и доминирования. Для позиции доминирующего ребенка свойственен эгоцентризмом. Конфликтность в диаде является минимальной. Принимая позицию ребенка, родитель проявляет поддержку и эмпатию, последовательность во взаимодействии. Родитель поддерживает инициативу ребенка и ориентируется на его состояние. Ребенок, в свою очередь, принимает родительскую помощь и адекватно корректирует собственные действия, что обуславливает высокую эффективность рассматриваемого взаимодействия. Для эмоциональных проявлений родителя в случае успеха (неудачи) ребенка характерна адекватность результату. При этом стоит отметить, что в случае неудачи родитель склонен к принятию ответственности на себя. В целом, обе стороны взаимодействия склонны к позитивной оценке действий друг друга. Для доминантного взаимодействия «Доминирующий родитель - покорный ребенок» характерна комплементарность отношений между родителем и ребенком их построение в соответствии с принципом власти и подчинения. Авторитарная позиция принадлежит родителю, который активно захватывает во взаимодействии с ребенком лидерство. Неконструктивность и непоследовательность родителя при осуществлении руководства обуславливает неуспех совместной деятельности. При рассматриваемом диадическом взаимодействии негативные эмоциональные проявления не выражены. В целом, родитель позитивно оценивает ребенка и ориентируется на его индивидуальные особенности [10].

Можно выделить следующее, что отечественная и зарубежная база диагностических методов основных аспектов детско-родительских отношений содержит достаточно разработок, среди которых выделяются: выявление стиля родительских дисциплин и определение особенностей родительского отношения к ребенку, которые можно проводить посредством родительского сочинения, а также опросников деятельностных предпочтений и родительского отношения. Модифицированная методика

«Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений предоставляет возможность выявления особенностей образа ребенка глазами родителя и принятия родителем ребенка, получения описания родительского видения трудностей и проблем в развитии ребенка, выявления в родительско-детском взаимодействии зон общности и конфликтности, определения особенностей типа семейного воспитания. Опросник деятельностных предпочтений ребенка (ДПР) выявляет интересы ребенка; характер включенности родителей или других близких взрослых в совместную деятельность с ребенком; особенности деятельностной близости взрослого и ребенка; наиболее предпочтительные для внутрисемейного взаимодействия виды деятельности. Опросник стиля родительских дисциплин (СРД) нацелен на определение у родителей образа ребенка и особенностей воспитательной позиции.

Анализ изучения взаимосвязи Образа Я и личностных особенностей детей дошкольного возраста (в том числе гендерных различий) в системе детско-родительских отношений отражен в различных работах Чегиной И.С. [9] По мнению автора, в качестве наиболее значимых для девочек и мальчиков выступают следующие критерии: «соответствие самооценки и ценностных предпочтений», «система ценностных предпочтений» и «представление о родительстве».

Чегина И.С., на основе собственного исследования, указывает, что:

- у детей с позитивным Образом Я обнаруживается адекватная самооценка, высокая степень дифференцированности ценностных предпочтений, осознание ребенком значимости его личности для собственной матери. Благодаря сочетанию указанных показателей, можно говорить о благоприятной социальной адаптации ребенка и предпосылках для благополучного становления в будущем его личностной зрелости. Результаты проведенных исследований психологических защит на уровне осознаваемого (открытого) и неосознаваемого (закрытого) поведения детей свидетельствуют о том, что матери на уровне закрытого поведения отмечают у своего ребенка более частое использование такого механизма психологической защиты, как «формирование реакции». Воспитатели, в свою очередь, в условиях детского сада отмечают у таких детей более частое использование такого механизма защиты, как «отрицание». Рассматриваемая группа детей на уровне открытого поведения проявляет склонность к использованию разных способов психологических защит, наиболее приоритетным из которых выступает такой способ защиты, как «затаивание». Посредством изучения эмоционального компонента детско-материнского отношения можно вести речь о том, что дети этой группы воспринимают личность собственной матери позитивно (ассоциирование образа матери с животными из класса домашних и травоядных, положительное описание таких животных и позитивное к ним отношение);

- у детей с амбивалентным Образом Я также обнаруживается осознание значимости значимости их личности для собственной матери,

высокая степень дифференцированности ценностных предпочтений. Тем не менее, в противовес детям с позитивным Образом Я, у детей рассматриваемой группы нереалистично завышена самооценка и предполагаемая ими оценка матери. В ходе исследования психологических защит на уровне закрытого поведения, у детей этой группы матерями отмечается более частое использование сочетания таких механизмов защиты, как «формирование реакции», «интеллектуализация» и «отрицание». Воспитатели, в свою очередь, также выделяют у детей рассматриваемой группы «формирование реакции» в качестве основного механизма защиты. Данная группа детей на уровне открытого поведения проявляет способность к использованию различных способов психологической защиты. Тем не менее, в социальной ситуации в противовес детям с позитивным Образом Я, они более часто применяют такой способ защиты, как «ассертивность», а по отношению к родителям -более часто применяют такой способ защиты, как «агрессивность». В данном случае, несмотря на то, что ребенок осознает собственную значимость для матери, вышеуказанное выступает в качестве показателя наличия проблем в отношениях ребенка и матери. Посредством изучения эмоционального компонента детско-материнского отношения можно вести речь о том что, несмотря на в целом принятие ребенком личности собственной матери, в их отношениях преобладает эмоциональное дистанцирование и психологические запреты, что подтверждается рисованием детьми рассматриваемой группы образа матери в виде представителей разных классов обитателей животного мира, имеющих противоречивый характер и нрав. Помимо этого стоит отметить, что в ходе рисования у детей зачастую менялся эмоциональный фон их настроения;

- у детей с негативным Образом Я обнаруживается достаточно хорошая дифференциация ценностных предпочтений, осознанность значимости их личности для матери, преобладание способности к адаптации в социальной среде, высокий уровень показателей общей самооценки детей и предполагаемой ими оценки матери. В ходе исследования психологических защит на уровне закрытого поведения, у детей этой группы матерями отмечается в качестве более выраженного такой механизм защиты, как «отрицание», а воспитателями - доминирование такого механизма защиты, как «вытеснение». Данная группа детей на уровне открытого поведения проявляет склонность к использованию сочетания разных способов психологической защиты. В качестве отличительной особенности выступает доминирование в их защитной стратегии поведения такого способа, как «агрессивность», сочетающегося в ситуации рефлексии на воздействие с таким способом защиты, как «управление». Посредством изучения эмоционального компонента детско-материнского отношения было выявлено эмоциональное непринятие ребенком рассматриваемой группы личности матери, признаки материнского авторитаризма и эмоционального дистанцирования, наличие различных проблем между матерью и ребенком.

Указанное подтверждается рисованием ребенком образа матери преимущественно в виде образов экзотических животных, короткими односложными описаниями, а также проявлением нейтрального отношения и зачастую полного отсутствия интереса ребенка к представленному заданию.

В исследовании Чегиной И.С. [9] материнского отношения к детям дошкольного были получены данные, указывающие на следующие особенности детско-родительских отношений:

- для материнского отношения в группе детей с позитивным Образом Я характерны следующие особенности воспитательного воздействия: эмоциональная близость в отношениях с ребенком, мягкость, низкая требовательность, принятие поведенческих проявлений и личностных качеств ребенка, полная включенность матери во взаимодействие с ребенком. В данном случае матери воспринимают детско-материнские отношения как партнерские и равноправные, и в целом достаточно позитивные. Посредством изучения эмоционального компонента в детско-материнских отношениях было также выявлено безусловное эмоциональное принятие матерью своего ребенка. Матери рисовали своих детей в образе животных класса травоядных и домашних, при этом наблюдалась высокая эстетичность изображения, позитивное восприятие и описание животного. Полученные данные свидетельствуют о полном принятии матерью личности своего ребенка и гармоничности детско-родительских отношений в целом.

- для материнского отношения в группе детей с амбивалентным Образом Я характерно сочетание негативных и позитивных показателей воспитательного воздействия: снижение уровня требований, мягкость правил и мер, отвержение поведенческих проявлений и личностных качеств ребенка, с одновременным наличием общей удовлетворенности, признании достоинств и прав ребенка, партнерства и равенства в отношениях, постоянстве предъявляемых со стороны матери требований. Посредством изучения эмоционального компонента детско-материнского отношения были выявлены некоторые противоречия в восприятии матерью личности ребенка. В частности, матери наиболее часто ассоциировали собственных детей с образами диких и хищных животных. Несмотря на общую эстетичность изображаемого животного, его описания включали наряду с положительными, также и отрицательные характеристики повадок и нрава. Такое сочетание данных свидетельствует о наличии в детско-родительских отношениях ряда проблем, что может явиться причиной возникновения неоднозначного отношения матери к личности ребенка;

- для материнского отношения в группе детей с негативным Образом Я характерно сочетание следующих воспитательных воздействий: постоянство предъявляемых требований, последовательность применения поощрений и наказаний, принятия матерью поведенческих проявлений своего ребенка с низким контролем, мягкостью правил, отсутствием обеспокоенности за ребенка и согласованности в выборе воспитательных

стратегий. Такое сочетание показателей может выступить в качестве серьезного дестабилизирующего фактора в развитии личности ребенка. Посредством изучения эмоционального компонента в детско-материнских отношениях можно вести речь о том, что для передаваемых через образ животного представлений матери о личности ребенка зачастую свойственен отрицательный характер. Указанный факт проявлялся в недостаточной прорисовке частей и деталей животного, несмотря на общую эстетичность рисунка, а также в присутствии в его описании отрицательных характеристик, нейтральном отношении матери к предложенному заданию или даже отказе от выполнения задания, что свидетельствует о проявлении со стороны матери внутреннего протеста, психологических барьеров и защит. Указанное, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии в детско -родительских отношениях гармоничности и, возможно, о непринятии собственного ребенка как личности.

Таким образом, суммируя результаты исследований, можно сделать вывод о том, что оказываемое матерью на ребенка воспитательное воздействие представляет собой одну из важнейших составляющих материнского отношения, раскрывающего в семейном воспитании особенности дисциплинирующего начала посредством измерения ключевых показателей.

Посредством теоретического обзора ключевых аспектов проблемы детско-родительских отношений как фактора успешного развития ребенка, в качестве основных стилей полноценного воспитания личности можно выделить авторитетный и демократический. Указанные стили воспитания оказывают позитивное воздействие на развитие у детей компонентов психологической готовности к школе. Детей из подобных семей характеризуются высоким уровнем стремления и желания учиться, что говорит об их мотивационной готовности. При этом у них выявляется достаточный уровень развития познавательных процессов мышления, внимания и памяти, что свидетельствует об интеллектуальной готовности. Дети с легкостью устанавливают взаимоотношения с воспитателем и сверстниками, они популярны в коллективе, что говорит о сформированности социально-психологической готовности. Дети отличаются развитыми навыками умения подчиняться правилам, самоконтроля, умения слушать, что свидетельствует о волевой готовности.

Выводы. Детско-родительские отношения представляют собой интегральное психологическое образование личности, включающее в себя следующие категории: родительские ожидания и наставление, ценностные ориентации родителей, родительские взаимоотношения, родительские позиции, родительскую ответственность, родительские чувство, семейные роли ребенка, стиль семейного воспитания, типы ложного и положительного родительской авторитета. В качестве одного из ключевых условий полноценного развития ребенка выступает его психологическая защищенность, складывающаяся из множества компонентов, главным из

которых является осознание ребенком того, что его любят в семье.

В структуру взаимодействия детско-родительского взаимодействия входят следующие компоненты: аффективный, мотивационно-ценностный, поведенческий и когнитивный. В аффективный компонент включаются: уважение к партнеру, эмоциональное к нему отношение, эмоциональную включенность во взаимодействие, привязанность, сензитивность удовлетворенность отношениями, умение оказать эмоциональную партнеру поддержку, эмпатию. В мотивационно-ценностный компонент включаются ведущие ценностные ориентации и мотивы личности, ее направленность предмет сотрудничества, партнера, на себя. Поведенческий компонент определяется способами и источниками решения конфликтов; структурированием позиций; характером мониторинга, контроля и санкций; особенностями оказания помощи; способом реагирования на фрустрацию и трудности; характерными приемами оказания на партнера воздействия. В когнитивный компонент включаются: оценка личностью партнера и себя; атрибуция эффективности взаимодействия, ожидания, образ собственных возможностей и возможностей партнера.

Исследователями выделено пять видов детско-родительского взаимодействия, включающие конфликтный, гармоничный, дистантный и доминантный, подразделяемый в зависимости от субъекта доминирования на «доминирующий родитель - покорный ребенок», «доминирующий ребенок -потворствующий родитель».

Родительская позиция в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка. Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания - объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка.

Использованные источники:

1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей / Дж. Боулби. - М.: Наука, 2014. - 352 с.

2. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста / М.В. Зиновьева // Психологическая наука и образование. - 2000. - №3. - С. 35.

3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.

4. Минибаева Г. Психологический климат в семьях с разными типами властных структур / Г. Минибаева. - М.: Издательство LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 76 с.

5. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В.

Овчарова. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

6. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей / А.В. Разумова // Вестник Московского университета. - 2000. -№1. - С. 88-93.

7. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник / Е.О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.

8. Фомина Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - №2. - С. 704-707.

9. Чегина И.С. Исследование специфики самосознания и способов психологической защиты детей старшего дошкольного возраста / И.С. Чегина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. «Педагогика и психология» «Философия и искусствоведение». - 2009. - Т.11. № 4(30), 5(7). - С. 1239 - 1243.

10.Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: дисс. канд. псих. наук / А.А. Шведовская. - М., 2006. - 206 с.

УДК 658.

Яговкина А. С. студент 4 курса Чуракова С. В. доцент кафедра ЭТУП

Сибирский государственный университет науки и технологий

им. академика М. Ф Решетнева Россия, г. Красноярск КОНТРОЛЛИНГ И АУДИТ ПЕРСОНАЛА

Аннотация: Данная статья посвящена теме контроллинга персонала и взаимосвязи с процессом аудита.

Ключевые слова: контроллинг, аудит, персонал, эффективность, организация.

Siberian State University of Science and Technology named M.F.

Reshetnev Russia, Krasnoyarsk CONTROLLING AND AUDIT OF PERSONNEL

Annotation: This article focuses on the topic of personnel controlling and the relationship with the audit process.

Key words: kontrolling,audit, personnel, efficiency, organisation.

В настоящее время уровень развития коммуникаций позволяет быстро распространять информацию по всему миру, а научно-технический и производственный потенциал компаний - произвести практически любые товары и услуги. Поэтому компаниями требуется активно работать над

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.