О. В. Галустян
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Работа представлена кафедрой общей педагогики Таганрогского государственного педагогического института.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Г. Ф. Гребенщиков
В статье рассматриваются вопросы контроля знаний студентов по иностранному языку в техническом вузе. Автор приходит к выводу, что совершенствование системы контроля знаний приведет к качественным изменениям в образовательном процессе.
The problems of students' knowledge control on the discipline «Foreign languages» in a technical university are examined in the article. The author comes to the conclusion that improvement of the students' knowledge control system would result in qualitative changes in the educational process.
Одной из ведущих тенденций модернизации высшего образования в России на фоне вхождения в европейское образовательное пространство и подписания Россией Болонской декларации является усиление внимания к проблеме совершенствова-ния качества обучения. По мнению ведущих отечественных педагогов (А. П. Тря-пицына, Л. А. Громова, С. Ю. Трапицын, Е. В. Пискунова, С. А. Писарева, О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, В. И. Загвязинский, Д. В. Чернилевский и др.), качество обучения является задачей первостепенной важ-ности в условиях формирования рыночных отношений, усиления конкуренции и демократических перемен. В рамках единого образовательного пространства России это связано прежде всего с необходимостью обеспечить единый эталон качества образования. В связи с выше упомянутой целью преподавателям российских вузов предстоит выполнить задачи, связанные с переработкой квалификационных требований к выпускникам вузов с учетом принятых зачетных единиц, а также пересмотреть положения о системе оценки знаний студентов.
В связи с этим к приоритетным и актуальным проблемам современной педагогики относятся проблемы, связанные с определением критериев оценки результата об-
разовательной деятельности, оценки эффективности функционирования образовательных систем различных уровней, средств, обеспечивающих эффективность управления их функционированием и развитием.
Изучение иностранных языков является неотъемлемой составной частью подготовки специалистов различного профиля, призванных в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта достичь уровня владения иностранным языком, позволяющего им продолжать обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде. Многоуровневая структура курса «Иностранный язык» в техническом университете, успешно функционирующая в Технологическом институте Южного федерального университета, подразумевает разделение курса обучения на три уровня: 1) базовый; 2) бакалавриат; 3) магистратура и аспирантура. Основной целью названной структуры является создание условий для совершенствования личности студента, способной осознанно и мотивированно приобрести коммуникативную компетенцию для осуществления иноязычного культурного и профессионального общения. Структура реализуется в рамках личностно-ориентированно-го, коммуникативно-направленного, про-
Контроль знаний студентов по иностранному языку в техническом вузе
фессионально-деятельностного, контекстного подходов.
Цель курса иностранного языка в системе высшего образования заключается в удов -летворении тех общественных потребностей, которые связаны с активной интеграцией наших специалистов в мировую науку, что подразумевает формирование и совершенствование умений и навыков профессионального общения, необходимых для осуществления научного, профессионального и делового партнерства. Специалист с высшим образованием - это всесторонне образованный человек, имеющий фундаментальную подготовку. Иностранный язык специалиста такого рода - это и орудие производства, и часть культуры, и средство гуманитарного обра -зования. Все это предполагает фундаментальную и разностороннюю подготовку по иностранному языку, которая позволяет расширить область и масштабы профессиональной деятельности и самообразования.
Приведем требования, предъявляемые по окончании курса изучения иностранного языка к студентам технических вузов.
По окончании обучения студент должен:
• владеть идиоматически ограниченной речью, а также освоить нейтральный стиль научного изложения;
• владеть навыками разговорно-бытовой речи (нормативным произношением и ритмом речи) и применять их для повседневного общения;
• понимать устную (монологическую и диалогическую) речь бытовой и специальной тематики;
• знать базовую лексику общего языка, лексику, представляющую нейтральный научный стиль, а также основную терминологию специальности;
• читать со словарем и понимать специальную литературу по широкому и узкому профилю специальности;
• владеть основами публичной речи, делать сообщения и доклады (с предварительной подготовкой);
• участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на них);
• владеть основными навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки;
• владеть приемами аннотирования, реферирования и перевода литературы по специальности.
На кафедре иностранных языков Таганрогского технологического института Южного федерального университета используется рейтинговая организация контроля знаний студентов. Суть рейтинговой организации обучения заключается в системном стимулировании деятельности студентов, когда качество и количество выполненных работ оценивается условными баллами.
Использование рейтинга в обучении, как средства мониторинга качества усвоения учебного материала, представляет строго структурированную форму контроля, что открывает новые возможности эффективного управления учебным процессом и способствует гарантированному достижению поставленной дидактической цели и, соответственно, технологичности обучения.
В качестве фундамента рейтинг-оценки выступают баллы за модуль, которые являются основными составляющими рейтинга.
Кроме того, для поощрения активной работы студентов у каждого преподавателя имеется призовой фонд баллов за сложность контрольной акции, качество выполнения задания, срок сдачи очередной порции учебного материала и за дополнительную работу.
Рейтинг измеряется за определенный промежуток времени по оговоренным заранее и неизменяющимся правилам, который представлен тремя видами:
• текущий Я (сумма баллов, набранная с начала до текущего момента);
• итоговый Я (сумма баллов, набранная за весь семестр, включая обобщающий -выходной контроль);
• суммарный Я (рейтинг по дисциплине).
В рейтинговой системе контроля кроме положительных баллов существуют и отрицательные, так называемые дисциплинарные баллы, которые вычитаются из набран-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ной суммы за пропуск занятия, невыполнения задания в срок и т. п. Кроме того, установлена нижняя граница рейтинга (Ятгп), которая считается последним приемлемым уровнем усвоения содержания модуля.
Система контроля знаний студентов, изучающих иностранный язык на базовом курсе в Таганрогском технологическом институте Южного федерального университета, представлена следующим образом:
1. Стартовое (входное) тестирование.
2. Текущий контроль: преподавателем осуществляется контроль и оценка каждого вида деятельности на занятии, например: написание диктанта, проверка домашнего задания, работа на занятии, выполнение творческого задания.
3. Промежуточный контроль: в конце изучения раздела преподаватель проводит проверку уровня обученности в форме письменного тестирования.
4. После завершения курса обучения иностранному языку на втором курсе в четвертом семестре проводится устное собеседование и итоговый контроль в форме письменного тестирования. После этого преподаватель выставляет итоговую оценку.
Отметка выставляется по результатам текущего, итогового контроля, устного экзамена по темам 1-15-го разделов учебного пособия «Headway Pre-Intermediate». Преподаватель может освободить студента от устного экзамена при условии 90100% посещений практических занятий и отличном результате итогового теста.
Кроме того, следует отметить, что успешная организация контроля знаний студентов в техническом вузе обусловлена уровнем методологической культуры и профессионально-педагогической компетентностью преподавателя иностранного языка технического вуза, что обеспечивается при способности педагога к восприятию нового, к взаимодействию с другими системами; при стремлении к самосовершенствованию, самореализации, повышении эффективности педагогического процесса, при наличии у педагога неоднозначной, собственной, исключительной реакции на изменения образовательного пространства, заключающейся в способности педагога определять пути развития без осуществления давления, нажимов извне, реализации выдвигаемых инициатив с доведением их до положительных результатов, способности преподавателя к новациям, творчеству.