Научная статья на тему 'Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза'

Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
571
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / CREDIT A MODULE SYSTEM OF THE EDUCATION / РЕЙТИНГ / RATING / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / ESTIMATION / CHECKING THE KNOWLEDGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Елена Сергеевна

Основной формой оценки обучения студентов в рамках кредитно-модульной системы является балльно рейтинговая оценка качества знаний студентов. Рейтинговая система контроля учебной работы студентов вводится с целью мотивации к изучаемому предмету и повышения качества подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATING AND ESTIMATION LEVEL KNOWLEDGES STUDENT

The main form of the estimation of the education student within the framework of credit-module system is estimation quality knowledges student. Reytingovaya system of the checking the scholastic work student is entered for the reason motivations to under study subject and increasing quality preparation specialist.

Текст научной работы на тему «Рейтинг и оценка уровня знаний студентов вуза»

УДК 378

РЕЙТИНГ И ОЦЕНКА УРОВНЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

© 2014

Е.С. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика и математическое моделирование» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Основной формой оценки обучения студентов в рамках кредитно-модульной системы является балльно - рейтинговая оценка качества знаний студентов. Рейтинговая система контроля учебной работы студентов вводится с целью мотивации к изучаемому предмету и повышения качества подготовки специалистов.

Ключевые слова: кредитно - модульная система обучения, рейтинг, балльно - рейтинговая оценка, контроль знаний.

В настоящее время многие вузы переходят на кре-дитно - модульные технологии и балльно - рейтинговые системы построения образовательных программ в высшем профессиональном образовании [1-14].

Основной формой оценки обучения студентов в рамках кредитно-модульной системе является балльно -рейтинговая оценка качества знаний студентов.

Рейтинговая система контроля учебной работы студентов вводится с целью мотивации к изучаемому предмету и повышения качества подготовки специалистов [15-18]. Эта цель может быть достигнута за счет:

- обеспечения систематической работы студентов над учебно-программным материалом, повышения их учебной активности;

- повышения педагогической активности преподавателей на практических и лабораторных занятиях;

- повышения объективности оценки результатов учебной работы студентов;

- внесения элементов соревновательности в учебный процесс и применения системы поощрений хорошо успевающих студентов, набирающих высокий рейтинг.

Рейтинговая система контроля учебной работы студентов предусматривает:

1. Изучение каждой дисциплины студентами в многоступенчатом процессе освоения отдельных модулей учебно-программного материала.

2. Систематический текущий контроль учебной работы студентов в семестре на практических (семинарских), лабораторных и других занятиях с оценкой в баллах степени усвоения теоретической и практической частей каждого учебно-программного модуля.

3. Кумулятивный (накопительный) принцип формирования рейтинговой оценки (рейтинга) работы студентов по дисциплине - путем суммирования рейтингов студента по всем элементам модуля дисциплины, по всем модулям.

Рейтинг студента по дисциплине в семестре в любой отчетный момент времени равен сумме баллов, набранных в процессе обучения за все учебные единицы, а на завершающем этапе - полной сумме баллов, рейтинг в Тольяттинском государственном университете доступен всем участникам образовательного процесса и представлен на сайте университета.

Оценка, проставляемая в зачетную или экзаменационную ведомость, определяется набранной суммой баллов за все учебные единицы. Студент, получивший хорошие и отличные оценки по рейтингу во время сессии, имеет право претендовать на получение стипендии.

Максимальное количество баллов, которое может набрать студент при изучении дисциплины равно 100 (сто) баллов.

Например, итоговая сумма баллов по дисциплине «Математика» Тольяттинского государственного университета в каждом семестре изучения дисциплины состоит из суммы текущего контроля и рубежного контроля и вычисляется по формуле:

ИДЗ - количество баллов, полученное за выполнение индивидуальных домашних заданий №1,2,3,4

Кр - количество баллов, полученное за выполнение контрольных работ №1,2

Кл- количество баллов, полученное за сдачу коллоквиумов №1,2

Т1 23 4= количество баллов, полученное за промежуточные тестирования П-посещаемость

Т- средний балл за тестирование , при этом в общее количество тестирований включаются и те, на которых студент не присутствовал.

В таблице 1 представлена схема распределения баллов текущего контроля знаний студентов.

Таблица 1. Схема распределения баллов текущего знания студентов

Название учебной единицы Мах количество баллов

Индивидуальное домашнее задание №1 5

Индивидуальное домашнее задание №2 5

Индивидуальное домашнее задание №3 5

Индивидуальное домашнее задание №4 5

Аудиторная работа (контрольная работа №1) 5

Аудиторная работа (контрольная работа №2) 5

Аудиторная работа (коллоквиум №1) 10

Аудиторная работа (коллоквиум №2) 15

Посещаемость 5

В таблице 2 представлена схема распределения баллов рубежного контроля знаний студентов.

Таблица 2. Схема распределения рубежного контроля знаний студентов.

Название учебной единицы Мах количество баллов

Промежуточное тестирование по модулю №1 «Линейная алгебра» 40

Промежуточное тестирование по модулю №2 «Векторная алгебра» 40

Промежуточное тестирование по модулю №3 «Аналитическая геометрия» 40

Промежуточное тестирование по модулю № 4 «Введение в анализ» 40

В таблице 3 представлена шкала перевода рейтинговых баллов в традиционные оценки

Таблица 3. Шкала перевода рейтинговых баллов в традиционные оценки

Рейтинг Традиционная оценка

80-100 отлично

60-79 хорошо

40-59 удовлетворительно

0-39 неудовлетворительно

Рассмотренная рейтинговая система эффективна по ряду причин:

1. Она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу.

2. Более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100 - бальной шкалы оценок.

3. Создает основу для дифференциации студентов.

4. Позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.

Введение рейтинговой системы оценки знаний студентов мотивирует студентов к изучению любой дисциплины вуза и повышает качество знаний по ней

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бекирова, Р.С. Организация модульного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла (на примере курса математики в техническом вузе) [Текст]. Автореферат дис. ...канд. пед. наук. - М., 1998. - 19 с

2. Бекоева М.И. Педагогические условия использования модульного подхода в современном вузе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 295-298.

3. Галиева Е.В. Из опыта организации модульного обучения по некоторым дисциплинам подготовки бакалавров профилей «Физика» и «Информатика» // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 9-11.

4. Дуняева В.Г. Кредитно-модульная система обучения в вузе: обратная сторона медали // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 90-92.

5. Кондаурова И.К. Профессионально-методическая подготовка будущих учителей математики и информатики в классическом университете: традиции и новации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2010. Т. 10. № 1. С. 106-112.

6. Абдуразаков М.М., Матросов В.Л. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования // Наука и современное общество. 2003. № 1. С. 3.

7. Бекоева М.И., Сикоева М.Т. Организация учебного процесса студентов на основе модульного обучения // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. № 3. С. 64-68.

8. Наумова О.Н. Система количественной оценки качества подготовки выпускника в системе менеджмента качества вуза // Вестник Поволжского государственного

университета сервиса. Серия: Экономика. 2010. № 10. С. 121-126.

9. Овчинникова Л.П. Методологические основы и опыт апробации технологии концентрированного компетентностно-модульного обучения студентов-заочников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 165-168.

10. Рябинова Е.Н., Бесперстова Е.Н. Компетентностно-модульная организация самообразовательной деятельности студентов заочного отделения вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 188-194.

11. Ахметжанова, Г.В. Образовательные технологии в вузе : учебное пособие. - ТГУ.: Тольятти, 2011.

12. Платонова Р.И. Роль региональных факторов в формировании конкурентоспособности будущих педагогов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8. С. 98-102.

13. Колодезникова С.И. Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы в институте физической культуры и спорта Северо-восточного федерального университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 116-118.

14. Кошелева, Н.Н. Адаптивная технология контроля и оценки результатов обучения студентов вуза : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова. Ульяновск, 2006.- 23с.

15. Денисова О.П. Подготовка студентов к контролю остаточных знаний на основе обобщающего повторения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 4 (11). С. 86-88.

16. Бородина С.А., Евдокимов М.А. Рейтинговая система оценки обучения как условие успешной учебной деятельности студента технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 32-38.

17. Павлова, Е.С. Технология интенсификации учебного процесса в вузе. Дис. ... кан. пед. наук.-Новокузнецк, 2007 - 250 с.

18. Лейфа А.В., Лейфа И.И. Развитие системы высшего профессионального образования в российской федерации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 345-347.

RATING AND ESTIMATION LEVEL KNOWLEDGES STUDENT

© 2014

E.S. Pavlova, candidate of pedagogical sciences associate professor of the chair "Higher mathematics and

mathematical modeling"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: the Main form of the estimation of the education student within the framework of credit-module system is estimation quality knowledges student. Reytingovaya system of the checking the scholastic work student is entered for the reason motivations to under study subject and increasing quality preparation specialist.

Keywords: credit - a module system of the education, rating, estimation, checking the knowledges.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.