Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Контроль знаний / цифровые инструменты / дистанционные технологии / повышение квалификации / медицинские специалисты / Knowledge control / digital tools / distance technologies / professional training / medical professionals

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Ю. Х. Сидорова, Н. Б. Старухина

В данной работе описывается опыт применения цифровых инструментов для проведения контроля знаний на курсах повышения квалификации медицинских специалистов в Новосибирском государственном медицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the experience of using digital tools for carrying out knowledge control at advanced training courses for medical professionals at the Novosibirsk State Medical University

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Ю. Х. Сидорова, Н. Б. Старухина

Новосибирский государственный медицинский университет,

Новосибирск, Россия

В данной работе описывается опыт применения цифровых инструментов для проведения контроля знаний на курсах повышения квалификации медицинских специалистов в Новосибирском государственном медицинском университете.

Ключевые слова: Контроль знаний, цифровые инструменты, дистанционные технологии, повышение квалификации, медицинские специалисты

The article describes the experience of using digital tools for carrying out knowledge control at advanced training courses for medical professionals at the Novosibirsk State Medical University.

Keywords: Knowledge control, digital tools, distance technologies, professional training, medical professionals

В последние годы в профессиональном медицинском образовании и обучении в результате процесса цифровизации у медицинских специалистов появились большие возможности. К минусам же глобального процесса можно отнести разработку методического обеспечения для определения эффективности цифровизации в области профессионального образования и обучения [1].

Особенностью обучения медицинских специалистов является практико-ориентированность. Дистанционные образовательные технологии имеют свои ограничения, поэтому необходимо подбирать инструмен для организации практического обучения, которые позво

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Введение

Tashkent Medical Academy Volume 4 | TMA Conference | 2023

Integration of Science, Education and Practice Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan,

in Modern Psychology and Pedagogy: ta'lim va amaliyot integratsiyasi:

адаптировать программу обучения с учетом поставленных целей и задач, например, включать интерактивные ситуационные задачи и симуляционные компоненты.

Организация и проведение контроля знаний с помощью цифровых сервисов обучения также является одной из наиболее сложных методических проблем.

Выделяют следующие принципы контроля обучающихся, которых нужно придерживаться при реализации программ с дистанционной составляющей:

- принцип объективности;

- познавательная деятельность должна оцениваться при минимальном воздействии субъективного фактора;

- принцип демократичности;

- равные условия для всех обучающихся, проходящих контроль;

- принцип массовости и кратковременности;

- за ограниченное время осуществить проверку знаний у большого количества обучающихся [2].

Одной из оценок эффективности информатизации образовательного процесса является компьютерное тестирование. Его важнейшее свойство -объективность, поскольку отсутствует психологический контакт преподавателя и обучающихся, предъявляются единые требования, рационально используется учебное время [3].

Компьютерное тестирование является неотъемлемой частью любой системы дистанционного обучения.

Система дистанционного обучения НГМУ создана на платформе LMS Moodle.

Система предоставляет широкий спектр цифровых инструментов автоматизированного контроля знаний, одним их которых является тестирование.

Данный инструмент позволяет использовать различные виды тестовых вопросов, гибко настраивать временные рамки тестирования, количество попыток, шкалы оценивания, ограничивать прохождение теста только на устройствах с определенными IP-адресами и др. Банк тестовых вопросов в системе позволяет сформировать различные наборы тестовых заданий. При этом каждый тест является самостоятельным элементом курса для оценивания знаний.

May 6

39

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

Повышение квалификации врачей в НГМУ проводится в различных формах: очной, очно-заочной и заочной (с применением дистанционных образовательных технологий).

Очно-заочная и заочная формы обучения сопровождаются электронным курсом в системе дистанционного обучения НГМУ. Кроме заданий в тестовой форме в курсах размещены и другие цифровые инструменты контроля знаний, например, задания открытого типа (требующие проверки ответа преподавателем), интерактивные задания в игровой форме, уникальные интерактивные ситуационные задачи и тренажеры, имитирующие работу с реальными медицинскими аппаратами, разработанные преподавателями и сотрудниками НГМУ.

Также для слушателей курсов повышения квалификации проводятся занятия с использованием вебинарной платформы Pruffme.com, интерактивные сервисы которой (виртуальные доски для совместной работы, викторины, опросы, тестовые задания, мгновенные реакции, чат, окна контроля присутствия) позволяют обеспечить обратную связь со слушателями в онлайн-режиме.

Исследование проводилось в Центре дистанционных образовательных технологий (ДОТ) департамента последипломного образования НГМУ.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные цифровые инструменты для контроля знаний в системе повышения квалификации медицинских специалистов.

Методы исследования: эмпирические (наблюдение, анкетирование); квалиметрические (количественный и качественный анализ информации); математико-статистический (автоматизированный метод сбора и обработки информации).

В 2022 году в НГМУ повышение квалификации в очно-заочной форме (с применением ДОТ) прошли 7944 медицинских работников.

В процессе прохождения курсов повышения квалификации слушатели заполняли анкету оценки удовлетворенности обучением. Также был проведен опрос среди преподавателей о выборе инструментов контроля знаний слушателей.

Методы

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va vechimlar

y

Были проанализированы анкеты обучающихся и преподавателей и результаты итогового контроля обучающихся. Результаты

Проанализировано 1217 анкет обучающихся и 87 анкет преподавателей. На основании результатов анкетирования можно оценить отношение слушателей к использованию различных цифровых инструментов контроля знаний. Наиболее эффективными цифровыми инструментами, по мнению слушателей, являются: сервисы вебинарных платформ (интерактивные доски, опросы, викторины) - 72%, интерактивные тренажеры, имитирующие работу с реальными аппаратами - 61%, тестовый контроль - 48%, другое - 15%.

На вопрос «Какие цифровые инструменты контроля знаний Вы предпочитаете использовать в электронных курсах?» преподаватели ответили следующим образом:

тестовый контроль - 98%;

задания открытого типа (требующие проверки ответа преподавателем) -

44%;

интерактивные задания в игровой форме - 38%; интерактивные ситуационные задачи - 61%;

тренажеры, имитирующие работу с реальными медицинскими аппаратами - 18%;

сервисы вебинарных платформ (интерактивные доски, опросы, викторины) - 57%.

Преподаватели дали свою оценку эффективности цифровых инструментов контроля знаний.

На вопрос «Какие цифровые инструменты контроля знаний Вы считаете наиболее эффективными?» ответы распределились следующим образом:

тренажеры, имитирующие работу с реальными медицинскими аппаратами - 92%;

интерактивные ситуационные задачи - 84%;

сервисы вебинарных платформ (интерактивные доски, опросы, викторины) - 81%;

тестовый контроль - 73%;

интерактивные задания в игровой форме - 67%;

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

задания открытого типа (требующие проверки ответа преподавателем) -

Средняя итоговая оценка обучающегося в курсах, имеющих один вид контроля знаний (тестирование), составляет 86% из 100%. Средняя итоговая оценка обучающегося в курсах, содержащих несколько элементов контроля знаний (тестирование, задания открытого типа, интерактивные ситуационные задачи и тренажеры и т.п.) составляет 93% из 100%.

Обсуждение

Наиболее эффективными цифровыми инструментами контроля знаний, по мнению слушателей, являются сервисы вебинарных платформ (интерактивные доски, опросы, викторины) и интерактивные тренажеры, имитирующие работу с реальными медицинскими аппаратами.

Преподаватели считают эффективными цифровыми инструментами контроля знаний тренажеры, имитирующие работу с реальными медицинскими аппаратами, интерактивные ситуационные задачи и сервисы вебинарных платформ (интерактивные доски, опросы, викторины), но предпочитают использовать автоматизированный тестовый контроль.

По нашему мнению, эти отличия можно объяснить тем, что создание интерактивных ситуационных задач и тренажеров требует значительных временных затрат и привлечения технических специалистов.

Средняя итоговая оценка обучающихся на курсах повышения квалификации, содержащих несколько элементов контроля знаний (тестирование, задания открытого типа, интерактивные ситуационные задачи и тренажеры и т.п.) выше, чем у обучающихся в курсах, имеющих один вид контроля знаний (тестирование), что говорит об эффективности применения разнообразных цифровых инструментов контроля знаний.

Заключение

Применение различных цифровых инструментов контроля знаний позволяет привлекать внимание слушателей, вносит разнообразие в учебную деятельность, способствует более быстрому освоению учебного материала.

Среди наиболее эффективных цифровых инструментов контроля знаний на курсах повышения квалификации и медицинские специалисты, и преподаватели выделили сервисы вебинарных платформ (интерактивные доски,

52%.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

опросы, викторины) и интерактивные тренажеры, имитирующие работу с реальными медицинскими аппаратами.

REFERENCES

1. Адаптация высшего медицинского образования к условиям цифровизации здравоохранения / В. А. Лазаренко, П. В. Калуцкий, Н. Б. Дремова, А. И. Овод // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 1. С. 105-115. DOI 10.31992/08693617-2020-29-1-105-115. EDN KUDDAC.

2. Шаушенова, А. Г. Методические основы контроля знаний студентов в системе дистанционного обучения / А. Г. Шаушенова, С. Д. Жумасеитова, М. Б. Онгарбаева // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. 9. С. 206-211. EDN XMSTHA.

3. Маль, Г. С. Роль компьютерного тестирования в образовательном процессе медицинского вуза / Г. С. Маль // Вузовская педагогика 2021 : Сборник статей Всероссийской науч.-педагогической конф. с международным участием (Красноярск, 3-4 февраля 2021 г.), Красноярск, 03-04 февраля 2021 года / Соловьева И.А., председатель редакционного совета. - Красноярск: Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого (Красноярск). 2021. С. 295-299. EDN AWOYOW.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.