КОНТРОЛЬ ЗА УПЛАТОЙ СТРАХОВЫХ взносов
С. А. ПОНОМАРЕВ,
специалист по налогам и сборам
Контролю за уплатой страховых взносов посвящена гл. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — Закон № 212-ФЗ), Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», налоговому контролю — гл. 14 части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
Определение понятия «контроль за уплатой страховых взносов» Закон № 212-ФЗ не устанавливает. По аналогии такой контроль следует понимать как деятельность органов контроля за уплатой страховых взносов по контролю за соблюдением плательщиками, плательщиками страховых взносов законодательства о страховых взносах в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ.
При этом НК РФ устанавливает, что налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
В отличие отданных положений Закон № 212-ФЗ устанавливает только одну форму контроля за уплатой страховых взносов — проверку плательщиков страховых взносов.
И Налоговый кодекс РФ, и Закон № 212-ФЗ предусматривают два вида проверок: камеральную и выездную. Порядок проведения данных проверок фактически повторяет изложенный в НК РФ порядок проведения налоговых проверок.
В п. Зет. 33 Закона № 212-ФЗ указано, что территориальные органы ПФР и территориальные
органы ФСС России проводят выездные проверки плательщиков страховых взносов совместно на основании разрабатываемых указанными органами ежегодных планов выездных проверок плательщиков страховых взносов.
Из анализа данной нормы следует, что ситуация, когда плательщика страховых взносов сначала проверит ФСС России, а затем — ПФР, не будет иметь место.
Согласно ст. 34 Закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится без специального решения руководителя органа контроля на основе расчета, представленного плательщиком. Период проведения камеральной проверки ограничен тремя месяцами со дня представления расчета.
Пунктом 7 ст. 34 Закона № 212-ФЗ установлено, что при проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следует отметить, что если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Законом № 212-ФЗ, или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается (п. бет. 34 Закона № 212-ФЗ).
Как НК РФ предусматривает возможность не составлять акта камеральной налоговой проверки,
так и Закон № 212-ФЗ предусматривает такую же возможность, только в одном случае: если в результате камеральной проверки не выявлены факты правонарушений, предусмотренных Законом № 212-ФЗ или иные нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Исходя из ст. 35 Закона № 212-ФЗ, выездная проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В рамках проверки контролируется период не более трех лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Данные положения подобны установленному в НК РФ порядку проведения выездных налоговых проверок.
Согласно пп. 7, 8 ст. 35 Закона № 212-ФЗ при проведении выездной проверки по уплате страховых взносов:
— в ПФР — орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц;
— на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России — орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно проводит проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1996 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Важная гарантия, аналога которой НК РФ не содержит,установленавч. Юст. 35 Закона№ 212-ФЗ: выездная проверка плательщика страховых взносов проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года.
Следует отметить, что при определении количества выездных проверок плательщика страховых взносов не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Часть 15 ст. 35 Закона№ 212-ФЗ предоставляет органу контроля за уплатой страховых взносов приостановить проведение выездной проверки:
- для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона № 212-ФЗ;
- для получения информации от иностранных государственных органов в рамках междуна-родныхдоговоров Российской Федерации;
- для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.
Отметим, что в Законе № 212-ФЗ отсутствует такое основание для приостановления проверки, как проведение экспертизы (подп. 3 п. 9 ст. 89 НК РФ).
Исключительно важной для плательщиков страховых взносов видится ч. Ист. 37 Закона № 212-ФЗ: выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Пункт бет. 89 НК РФ предоставляет право налоговому органу продлить выездную налоговую проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Подобных положений в Законе № 212-ФЗ не установлено.
Положения, касающиеся истребования документов при проведении проверок (ст. 37 Закона № 212-ФЗ), дублируют соответствующие нормы ст. 93 НКРФ. Единственная разница заключается в том, что за отказ от предоставления документов ответственность наступает не по ст. 126 НК РФ, а по ст. 48 Закона № 212-ФЗ.
Необходимо указать, что в Законе № 212-ФЗ отсутствуют положения, подобные указанным в ст. 93.1 НКРФ (истребованиедокументов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках), т. е. положениям о встречных проверках. Учитывая это, можно предположить, что органы контроля за уплатой страховых взносов встречные проверки проводить не вправе.
Процедура рассмотрения материалов проверки и вынесения решения по ее итогам (ст. 38, 39 Закона № 212-ФЗ) фактически не отличается от подобной процедуры, установленной в НК РФ.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ.