Научная статья на тему 'КОНТРОЛь ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ'

КОНТРОЛь ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
353
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ветеринария / качество / безопасность продуктов / субъекты / veterinary science / quality / safety of products / subjects.

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Юшкова Л. Я., Донченко Н. А., Смолянинов Ю. И., Немцев Б. Д., Ким А. С.

Статья содержит результаты эффективности и необходимости государственного контроля за качеством и безопасностью объектов подконтрольных государственной ветеринарной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains the results of efficiency and necessity of state control over quality and safety of objects controlled by the state veterinary service.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛь ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ ПОДКОНТРОЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ»

62

Ветеринария

www.agroyug.ru

DOI: 10.24411/9999-007А-2019-1071 УДК 619:336.24.021.8(470)

Юшкова Л. Я., г.н.с., заведующая лабораторией истории и организации ветеринарного дела, д.в. н, профессор Донченко Н. А., член-корр. РАН, д.в. н, руководитель структурного подразделения Смолянинов Ю. И., г.н.с., д.в.н, профессор Немцев Б. Д., с.н.с. Ким А. С., с.н.с., к.в.н

Сибирский федеральный научный центр агробиотехнологий РАН, ИЭВСиДВ СФНЦА РАН, г. Новосибирск,, e-mail: iushkowa.l@yandex.ru -

Балыбердин Б. Н., к.в.н., служба ветеринарии Иркутской обл. ^ Амироков М. А., д.в.н., проф.

Рожков О. А., к.в.н., управление ветеринарии Новосибирской обл.

1

irai

i

контроль за качеством и безопасностью объектов подконтрольных государственной

ветеринарной службы

Аннотация. Статья содержит результаты эффективности и необходимости государственного контроля за качеством и безопасностью объектов подконтрольных государственной ветеринарной службы.

Ключевые слова: ветеринария, качество, безопасность продуктов, субъекты.

Annotation. The article contains the results of efficiency and necessity of state control over quality and safety of objects controlled by the state veterinary service.

Keywords: veterinary science, quality, safety of products, subjects.

В сельских районах и на урбанизированных территориях регионов России возникли не отвечающие требованиям места торговли продуктами питания, значительно снизилась эффективность государственного контроля за их качеством и безопасностью. Наполнение продовольственного рынка Российской Федерации импортированными продуктами животного происхождения значительно повысило риск возникновения и распространения заразных болезней животных, ранее не регистрируемых в стране [2].

Сложившаяся к 1990 г. государственная система ветеринарного контроля за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения оказалась невостребованной и недостаточной. Возникла необходимость ее совершенствования применительно к новым экономическим условиям.

Цель. Усовершенствовать и адаптировать к условиям области и города Иркутска систему государственного ветеринарного контроля за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения в современных условиях, в т.ч. с учетом различных форм собственности сельхозпредприятий. Исследователи едины во мнении о том, что экономические преобразования в России повлекли не только разрушения промышленных технологий в животноводстве, сокращение численности и снижение продуктивных возможностей животных, но в отдельных регионах усложнили и эпизоотическую ситуацию по ряду весьма опасных болезней [4]. Изучая в ряде регионов страны роль и место госветнадзора в системе реализации государственной программы защиты прав потребителей установили, что в условиях отдельных регионов Западной Сибири в процессе выращивания от 48,8 до 89,4% животных переболевает различными болезнями, а применение при этом различных медикаментозных средств, в т.ч. антибиотиков, негативно сказывается на здоровье людей. Авторы приводят объективные данные о влиянии заразных болезней животных (иер-

синиоз, гемофилезная плевропневмонией, лептоспи-роз и др.) на качество и безопасность продуктов животного происхождения.

О значительном снижении качества продуктов животного происхождения и их опасности для человека отмечено при переболевании животных туберкулезом, бруцеллезом, фасциолезом.

В 1994 г. в целом по России имело место 8282 случая отравлений, в том числе 7034 (84,9%) бактериального происхождения. Поэтому главной задачей для урбанизированных территорий России являются:

• усиление контроля за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения;

• недопущение распространения особо опасных болезней животных.

Следует согласиться с мнением исследователей о том, что этот контроль должен проводиться на основе многоэтапности, начиная с контроля за здоровьем животных в процессе их выращивания и эксплуатации и завершаться контролем за безопасностью и качеством продуктов животного происхождения при их передаче (купле-продаже) потребителю. Это способствует своевременному выявлению и предупреждению потенциально опасных болезней животных, которые могут через продукты животного происхождения оказать отрицательное влияние на состояние здоровья потребителей.

Вторым, не менее важным этапом контроля за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения, является двукратный предубойный осмотр отбираемых для переработки продуктивных животных. По мнению исследователей это позволяет проводить раздельную (изолированную) переработку продуктов, получаемых от заведомо здоровых животных, и гарантировать снижение риска попадания к потребителю продукции сомнительного качества, а в некоторых случаях и проведения обезвреживания этих продуктов. Так, по данным О. А. Рожкова [5], в условиях За-

ЭФФЕКТИВНОЕ № 1 Февраль

животноводство 2020

Таблица 1.

Результаты комплексного обследования сельхозпредприятий и продукции животноводства в Иркутской области

объект исследований

Методы и объемы исследований

и ^

1 *

о о й ¥ т £

с с

О о

л

е и к

с е

У

о

а о

еб ио

а Е еи

аи

из ю

о л о

и

д

а

а.

к

с е

У

и

л о

н

>

м м

<и <и 5

I «

■т *

а

± 0

он тй О. ф ане

* I

л

Субъект федерации

Административные с/х районы, районы города Рынки

Мясокомбинаты, молкомбинаты Сырьевые базы, оптовые рынки Колбасные заводы, цеха Хладокомбинаты Сельхозпредприятия Крестьянских хозяйств Мясо и мясопродукты тыс. т Молоко тыс. тонн Яйцо, млн шт. Крупный рогатый скот, гол. Свиньи, тыс. гол Овцы, тыс. гол.

1

29 159 26 31 203 1

187

2853

41,3

219,5

1380,2

133,1

98,7

41,3 219,5

159 26 31 203 1

41,3 219,5

396,0

133,1 98,7

1

29 159 26 31 203 1

187 2853 41,3 219,5 1380,2 133,1 133,1

98,7 6,6

98,7 6,6

падной Сибири при повторном предубойном осмотре животных, доставленных на предприятия перерабатывающей промышленности, у 13,9% крупного рогатого скота и 4,3% свиней установлены существенные отклонения в состоянии здоровья, послужившие причиной их изолированной переработки на санитарных бойнях. Приведены данные о том, что при переработке даже заведомо клинически здоровых животных у части из них выявляются при убое различные изменения в органах и тканях, характерные для животных, ранее переболевших инфекционными и инвазионными болезнями. Так, только за один год на мясоперерабатывающих предприятиях г. Новосибирска по этим причинам 394,7 т мяса и 57,9 т субпродуктов направлено на обезвреживание, а 261,8 т мяса и 182,8 т субпродуктов признано непригодными для пищевых целей и направлены на утилизацию.

Анализируя степень изученности проблемы, следует заключить, что большинство исследователей считают необходимым проводить многоэтапный госветнадзор за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения. Наша работа в этом плане имеет целью более глубокое изучение и реализацию проблемы усиления госветнадзора за качеством и безопасностью продуктов животного происхождения на отдельных, конкретных рынках крупного города, как важной составной части эпизоотологическо-го надзора в регионе.

Организации госветнадзора в субъектах РФ и в республике Болгария посвящены труды И. Н. Никитина и его учеников [3]. В настоящее время региональный продовольственный рынок России на 40-50% оказался завоеванным иностранными товарами. Все это резко увеличило степень риска эпизоотической и эпидемической угрозы. А такие болезни, как кишечный иер-синиоз и листериоз, принимающие повсеместный характер, стали именовать «болезнями холодильников» (сыры, кочаны капусты, молочный шоколад и др.), возбудители которых не только сохраняются в условиях

бытового холодильника, но и размножаются. Неподготовленные должным образом условия торговля мясом, мясопродуктами и овощами служат причиной массовых вспышек кишечных инфекций среди населения.

Из 1595 поднадзорных госветнадзору объектов, связанных с заготовкой, переработкой и реализацией продуктов животного происхождения в г. Новосибирске, в 1995 г. 18,6% полностью не соответствовали требованиям безопасности выпускаемой и реализуемой продукции, а на 1372 объектах отмечены нарушения правил и требований безопасности этих продуктов. По этой причине более 20% таких объектов после вмешательства госветнадзора г. Новосибирска были лишены права заниматься этой деятельностью.

Анализ проводили с использованием эпизоотологи-ческих, эпидемиологических, морфологических, бактериологических, биохимических, радиологических, иммунологических и других методов исследований. Результаты анализа представлены в таблице 1.

В организации производственных эпизоотологиче-ских экспериментов, подготовке и оформлении разрешительной документации на их проведение, стандартизации используемых методических приемов и осуществлении государственного контроля за полученными результатами исследований принимали участие ветеринарные специалисты городской станции по борьбе с болезными животных г. Иркутска, Иркутской областной ветеринарной лаборатории, Службы ветеринарии Иркутской области.

Иркутская область в соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 г. входит в состав Сибирского федерального округа, располагаясь в центре Азиатского материка, она занимает 6-е место в Российской федерации по территории (77,5 млн га) и 22-е место по численности населения. Из 22 городов Иркутской области в 4-х (Иркутск, Братск, Ангарск и Усть-Илимск) численность населения превышает 100 тыс. человек. В областном центре проживает около 600 тыс. человек. Плотность населения составляет 3,5 человека

64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ветеринария

шшш. agroyug.ru

Таблица 2.

Объекты, подконтрольные государственной ветеринарной службе Иркутской области

№ п/п наименование предприятия на 01.01.2018 на 01.01.2019

1 Предприятия по производству молока, мяса, рыбы, яиц на промышленной основе 99 101

2 Племенные животноводческие хозяйства 17 19

3 Крестьянские (фермерские) животноводческие хозяйства 987 1027

4 Личные подсобные хозяйства 110326 114380

5 Звероводческие, рыбоводческие фермы 6 6

6 Подсобные хозяйства 22 22

7 Пасеки 608 607

8 Мясоперерабатывающие предприятия (бойни, убойные пункты, хладобойни, мясокомбинаты, колбасные заводы и цеха, модули, коптильные, мясные цеха) 171 167

9 Птицеперерабатывающие предприятия (птицекомбинаты, птицефабрики, птице-цеха по выработке полуфабрикатов, коптильные цеха и пр.) 29 29

10 Молокоперерабатывающие предприятия (молочные заводы, цеха, маслосырза- 33 36

воды)

11 Суда по лову (добыче) рыбы и плавбазы и др. предприятия 14 13

12 Рыбоперерабатывающие предприятия (заводы, цеха) 30 31

13 Холодильники и хладокомбинаты 37 34

14 Заводы по производству мясокостной муки 3 3

15 Склады хранения кожевенного сырья 4 4

16 Пушно-меховые фабрики, скорняжные цеха

17 Склады хранения охотпромыслового пушно-мехового сырья 15 14

18 Склады хранения прочего охотпромыслового сырья (мускус, рога, кость, шкуры, желчь и пр.) 13 11

19 Комбикормовые заводы, цеха 8 10

20 Базы, склады хранения кормов, кормовых добавок 54 54

21 Продовольственные оптовые базы 48 55

22 Продовольственные предприятия розничной торговли 18877 19978

23 Продовольственные рынки с лабораторией ВСЭ 29 29

24 Склады, базы по хранению продуктов животного происхождения 161 183

25 Предприятия общепита, всего 2805 3047

26 Ветсанутильзаводы

27 Места захоронений, утилизации и уничтожения трупов 129 101

28 Ипподромы 2 2

29 Конюшни 40 40

30 Цирки 1 1

31 Питомники служебных собак 16 16

32 Приюты и пункты передержки безнадзорных животных 13 16

33 Гостиницы для животных 2 2

34 Предприятия, осуществляющие содержание (реализацию) декоративных, экзотических животных, птиц, рыбы 45 42

35 Пункты искусственного осеменения 77 74

36 Частные ветеринарные клиники 37 29

37 Частнопрактикующие ветспециалисты 42 49

на 1 кв.км. По агроклиматическому районированию на территории области выделено пять районов увлажнения: засушливый, слабоувлажненный, средне-увлажненный, хорошо увлажненный, влажный. При оценке климатических и агроклиматических условий важно учитывать, что в настоящее время активно происходят изменения климатических и агроклиматических ресурсов, обусловленные глобальным потеплением климата.

В целях создания в Иркутской области условий, способствующих обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, в постоянном режиме проводится просветительская работа среди населения о недопущении приобретения мяса, рыбы, молока и молочной продукции у случайных лиц, а также с хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию мяса и иной продукции животного происхождения, о недопустимости реализации животноводческой продукции с нарушениями законодательства РФ в сфере ветеринарии.

На территории Иркутской области на 01.01.2019 по данным областных государственных бюджетных учреждений ветеринарии Иркутской области зарегистрировано 25994 объектов, подконтрольных государственной ветеринарной службе, в том числе 101 предприятие по производству молока, мяса, рыбы, яиц на промышленной основе, 19 племенных хозяйств,

1027 крестьянских (фермерских) животноводческих хозяйств, большое количество перерабатывающих предприятий и других объектов. Кроме того, в регионе имеется свыше 114 тыс. дворов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (табл. 2).

Всего за 2018 год было направлено на проведение дополнительных лабораторных исследований в целях мониторинга, и в связи с выявлением нарушений ветеринарного законодательства — 2343 проб, по результатам которых принималось решение о возможности использования исследуемой продукции [1]. При этом 807,3 т продукции было снято с реализации, 305,0 т направлено на промышленную переработку, 251,5 т подвергнуто утилизации и 250,8 т уничтожено путём сжиганием (таб. 3).

Законодательством Российской Федерации не определен объём партии подконтрольного товара позволяющий разграничить понятия для личного пользования и для предпринимательских целей, что позволяет недобросовестным предпринимателям и физическим лицам уходить от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии. При транспортировке пищевых продуктов необходимо законодательно установить предельные объемы партий, используемые для личных целей, например, до 5 кг, а в отношении транспортировки животных вообще отменить эту норму, так как доста-

эффективное № 1 февраль

животноводство 2020

Таблица 3.

Результаты ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства в Иркутской области (2018 г.)

Вид продукции Снято с реализации,т Промпереработка, т Утилизация, т Уничтожение, т

Мясо всех видов 365,0 128,0 - 236,0

Мясопродукция 26,3 26,1 - 0,2

Субпродукты 275,0 9,9 251,5 13,6

Рыба, морепродукция 140 140 - -

Мед и продукты пчеловодства 0,03 0,03 - -

Молоко и молочная продукция - - - -

Яйцо пищевое (тыс. шт.) 10821,8 754 - 10067,8

Корма для животных и птиц 1,0 - - 1,0

ИТОГО 807,3 305,0 251,5 250,8

точно одного больного животного для возникновения чрезвычайной ситуации биологического характера.

В отношении мелких домашних животных необходимо ввести обязательность паспортизации с отметками о состоянии их здоровья, проведенными диагностическими и профилактическими мероприятиями и отметкой ветеринарного врача о допуске к перевозке [6].

Государственными ветеринарными инспекторами службы ветеринарии Иркутской области осуществляется постоянный государственный ветеринарный надзор за объектами, находящимися под контролем государственной ветеринарной службы.

Приказом начальника управления ветеринарии Новосибирской области от 11.01.2018 г. утвержден «Перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности управления ветеринарии Новосибирской области» [6]. При определении и расчете ключевых показателей результативности и эффективности деятельности по осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора управлением ветеринарии Новосибирской области определены наиболее важные по нашему мнению показатели: число погибших людей в результате особо опасных заболеваний, общих для человека и животных; число людей, заболевших особо опасными болезнями, общими для человека и животных; экономический ущерб, причиненный в результате падежа, отчуждения, вынужденного уничтожения животных при возникновении особо опасных заболеваний животных (млн руб.). К особо опасным заболеваниям, общим для человека и животных относятся такие заболевания как сибирская язва, бешенство и др.

В 2018 году случаев заболевания и гибели людей от особо опасных заболеваний, общих для человека и животных на территории Новосибирской области не зарегистрировано. В отчетный период зафиксировано 8 случаев подозрения на бешенство. Ущерб от вынужденного убоя и уничтожения 6 голов крупного рогатого скота, 1 головы лошади и 1 головы мелкого рогатого скота составил 0,24 млн рублей. В 2018 году целевые значения ключевых показатели управлением ветеринарии Новосибирской области достигнуты. По результатам анализа эффективности государственного ветеринарного надзора на территории Новосибирской области в целом можно сделать вывод, что проводимые мероприятия по надзору позволили: хозяйствующим субъектам региона реализовать свою

продукцию не только на территории субъекта Российской Федерации, но и за его пределы, а также экспортировать в другие государства; значительно снизить экономический ущерб для бюджета региона и хозяйствующих субъектов, наносимый особо опасными и карантинными болезнями животных; обеспечивать население региона продукцией животного происхождения, безопасной в ветеринарно-санитарном отношении. В штате управления ветеринарии Новосибирской области состоят 43 государственных ветеринарных специалистов, связанных с осуществлением функции регионального государственного ветеринарного надзора, в том числе 36 должностных лиц, непосредственно проводящих проверки. Штат укомплектован на 93%. Средняя нагрузка на одного государственного ветеринарного инспектора (непосредственно участвующего в проверках) по фактически выполнению в 2018 году функций по контролю составила 7,8 проверок. Задачи, поставленные перед управлением ветеринарии Новосибирской области в сфере осуществления государственного ветеринарного надзора в 2017 году, выполнены.

Заключение

Проведенные мероприятия позволили: обеспечить относительное эпизоотическое и ветеринарно-санитар-ное благополучие в Иркутской, Новосибирской областях; не допустить массовых случаев заражения людей возбудителями болезней, общих для животных и человека, непосредственно от животных и через продукты животного происхождения; своевременно предупредить распространение особо опасных и карантинных болезней животных на территории области; ликвидировать возникающие на территории области очаги особо опасных и карантинных болезней животных, в том числе бешенства; повысить эффективность и безопасность системы сбора и утилизации биологических отходов. Проведенные мероприятия по надзору позволили минимизировать риск приобретения потребителем некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения, а также предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций биологического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балыбердин Б. Н. Иркутская область /итоговый отчёт 2018 гг. С. 43.

2. Душкин В. А. Противоэпизоотические мероприятия в объеме области в условиях экономической реформы в России: Автореф. диск... д-ра вет. наук. СПб., 1995.—50с.

3. Никитин И. Н. Экономика вет. дела.— Казань., 1976.—80с.

4. Методические рекомендации по определению экономической эффективности использования в ветеринарии результатов НИОКР, новой техники, изобретений и рац. предложений. /Под ред.В.В.Винокура.— М.1987.

5. Рожков О. А. Государственный ветеринарный надзор за безопасностью продуктов животного происхождения // Ветеринария, 1996.— № 6.— С. 16-22.

6. Рожков О.А. //Доклад управления ветеринарии Новосибирской области об осуществлении регионального государственного ветеринарного надзора и его эффективности за 2018 год.— Новосибирск,2018.— С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.