Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

КОНТРОЛЬ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бухгалтерский учет / информационно-коммуникационные технологии / дебиторская задолженность / оборачиваемость дебиторской задолженности / управление задолженностью / взаиморасчеты с контрагентами / accounting / information and communication technologies / accounts receivable / accounts receivable turnover / debt management / mutual settlements with counterparties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Конева

Целью данной статьи является рассмотрение методики учета и контроля взаиморасчетами с контрагентами в бухгалтерском учете строительных организаций с применением информационно-коммуникационных технологий для управления дебиторской и кредиторской задолженностью, повышения оборачиваемости оборотных активов, сокращения образования безнадежных долгов, повышения устойчивости предприятия. В статье разработана методика контроля за взаиморасчетами с контрагентами в бухгалтерском учете строительных организаций с применением информационно-коммуникационных технологий для управления взаиморасчетами с контрагентами, повышения оборачиваемости оборотных активов, сокращения образования безнадежных долгов, повышения финансовой устойчивости предприятия. Предлагаемая методика с применением информационных технологий позволит оперативно управлять взаиморасчетами с контрагентами, принимать обоснованные управленческие решения по преодолению образования безнадежных долгов и сократить трудоемкость работы бухгалтера и финансиста на выявление и систематизацию просроченной дебиторской задолженности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF INTERACTIONS WITH CONTRACTORS USING ICT IN ACCOUNTING OF BUILDING ORGANIZATIONS

The purpose of this article is to consider the methodology for accounting and control of mutual settlements with counterparties in the accounting of construction organizations using information and communication technologies to manage accounts receivable and payable, increase the turnover of current assets, reduce the formation of bad debts, and increase the stability of the enterprise. The article has developed a methodology for controlling mutual settlements with counterparties in the accounting of construction organizations using information and communication technologies to manage settlements with counterparties, increase the turnover of current assets, reduce the formation of bad debts, and increase the financial stability of the enterprise. The proposed methodology with the use of information technology will make it possible to efficiently manage settlements with counterparties, make informed management decisions to overcome the formation of bad debts and reduce the labor intensity of an accountant and financier in identifying and systematizing overdue receivables.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10577

М.В. Конева - аспирант кафедры экономического анализа, специальность 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика, ФГБОУ «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», Краснодар, Россия, mk441@yandex.ru,

M.V. Koneva - Postgraduate Student, Department of Economic Analysis, specialty 08.00.12 Accounting, Statistics, Federal State Budgetary Educational Establishment "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina", Krasnodar, Russia.

КОНТРОЛЬ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ С КОНТРАГЕНТАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ CONTROL OF INTERACTIONS WITH CONTRACTORS USING ICT IN ACCOUNTING OF BUILDING ORGANIZATIONS

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение методики учета и контроля взаиморасчетами с контрагентами в бухгалтерском учете строительных организаций с применением информационно-коммуникационных технологий для управления дебиторской и кредиторской задолженностью, повышения оборачиваемости оборотных активов, сокращения образования безнадежных долгов, повышения устойчивости предприятия.

В статье разработана методика контроля за взаиморасчетами с контрагентами в бухгалтерском учете строительных организаций с применением информационно-коммуникационных технологий для управления взаиморасчетами с контрагентами, повышения оборачиваемости оборотных активов, сокращения образования безнадежных долгов, повышения финансовой устойчивости предприятия.

Предлагаемая методика с применением информационных технологий позволит оперативно управлять взаиморасчетами с контрагентами, принимать обоснованные управленческие решения по преодолению образования безнадежных долгов и сократить трудоемкость работы бухгалтера и финансиста на выявление и систематизацию просроченной дебиторской задолженности.

Abstract. The purpose of this article is to consider the methodology for accounting and control of mutual settlements with counterparties in the accounting of construction organizations using information and communication technologies to manage accounts receivable and payable, increase the turnover of current assets, reduce the formation of bad debts, and increase the stability of the enterprise.

The article has developed a methodology for controlling mutual settlements with counterparties in the accounting of construction organizations using information and communication technologies to manage settlements with counterparties, increase the turnover of current assets, reduce the formation of bad debts, and increase the financial stability of the enterprise.

The proposed methodology with the use of information technology will make it possible to efficiently manage settlements with counterparties, make informed management decisions to overcome the formation of bad debts and reduce the labor intensity of an accountant and financier in identifying and systematizing overdue receivables.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, информационно-коммуникационные технологии, дебиторская задолженность, оборачиваемость дебиторской задолженности, управление задолженностью, взаиморасчеты с контрагентами.

Keywords: accounting, information and communication technologies, accounts receivable, accounts receivable turnover, debt management, mutual settlements with counterparties.

С развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) у многих предприятий появляются возможности совершенствования и упрощение контроля и учета взаиморасчетов с контрагентами. Управление взаиморасчетов с контрагентами включает в себя как управление дебиторской задолженностью так и управление кредиторской задолженностью.

Управление дебиторской задолженностью позволяет вовремя рассмотреть и выявить возникающие проблемы в части исполнения платежной дисциплины со стороны дебиторов и своевременно принять меры по устранению кассовых разрывов. Управление кредиторской задолженностью позволяет своевременно оплачивать возникающие обязательства, чтобы не привести предприятие к претензиям со стороны поставщиков, несвоевременной выплате по заработной плате и несвоевременной оплате налоговых обязательств в бюджет.

Предприятия строительной отрасли отличаются от других особенностями ведения бухгалтерского учета. Каждое предприятие уникально и может вести учет по своим правилам, закрепив порядок учета в учетной политике. Все предприятия в равной мере сталкиваются с организацией контроля за взаиморасчетами с контрагентами. Предприятиям строительной сферы необходимо контролировать не только взаиморасчеты с контрагентами по операционной деятельностью, но и своевременно контролировать погашение задолженности по договорам долевого участия при предоставлении клиентам индивидуальных графиков оплаты.

Целью данной статьи является рассмотрение методики учета и контроля взаиморасчетами с контрагентами в бухгалтерском учете строительных организаций с применением информационно-коммуникационных технологий для управления дебиторской и кредиторской задолженностью, повышения оборачиваемости оборотных активов, сокращения образования безнадежных долгов, повышения устойчивости предприятия.

Предлагаемая методика с применением информационных технологий позволит оперативно управлять

взаиморасчетами с кредиторами, принимать обоснованные управленческие решения по преодолению образованию безнадежных долгов и сократит трудоемкость работы бухгалтера и экономиста на выявление и систематизацию проблем.

Наступает момент, когда предприятие решает документировать работу всего предприятия. Это происходит по различным причинам: увеличение документооборота, потеря документов внутри предприятия, не выполнения порученных обязательств, потеря управляемости организации и контроля за сотрудниками, ставятся задачи по сокращению сроков согласования документов, потребность всегда иметь документы под рукой минуя хранения бумажных документов, проверка исполнительской дисциплины сотрудников. Для этого на рынке существует отличный инструмент «1С: документооборот», он помогает наладить процессы, автоматизировать их и управлять совместной работой сотрудников, чтобы сделать предприятие быстрым и конкурентноспособным.

«1С:Документооборот КОРП» позволяет:

- систематизировать работу сотрудников с входящими и исходящими документами, исключить возможность утери документов и информации;

- сократить время поиска необходимой информации и время на совместную (коллективную) обработку документов;

- увеличить скорость согласования документов и контроль за выполнением поставленных задач.

Через программу 1С документооборот, осуществляется постановка задачи сотрудникам по контролю задолженности и взаиморасчетам с контрагентами и осуществляется контроль выполнение поставленных задач. Данная программа является универсальной и может использоваться предприятиями различной сферы деятельности. Она легко может быть настроена рядовыми сотрудниками и адоптирована под специфику деятельности организации. Учет ведется в соответствии с видами документов (входящие, исходящие, внутренние документы) в соответствии с положением о документообороте. На рисунке 1 представлена информация о там как пользователь получает информацию и ежедневно видит все задачи стоящие у него на контроле.

не* - ЭОО С* •ГАРАНТИЯ' I ДоиумипгскЛорш Е КОРГ (ждэ.лга 7 1 ¡1С Предприми»!

Задачи мне (Новых: 29 / Просроченных: 41 Всего: 29)

^ Ф «О»**» V «(¡и-« ригторрям»

О Обк>вмть

Принять С ИСПОЛИЯЯИЮ

Пгдчддячи • Создя"ь на основании -

Гщ»

Исппмктъ

05ра5стт*ь рэмпю-рчо Ознакомиться Ознакомиться с регуль'ато Ознакимщьси с рсзуиыяю Проасрип, иатапмикии Согласовать

Задача

пан. ну «т.ммииа и ■аипи нл'ислпим штряфга

Согплсошт. 'Пплопииюпыкм соглашение МО от 07.10.Л170 г. [■ По#о«м>ртг проитллккмп полряда ...

Г.огплгоялть 'Обслуживании ПО/ряННГКП гллопроволл СП°* (Мкор!"

Согласовать "Лицензионный 00нтс 1 /оферта* лпя юонпичасхнхЧпии и

Задачи от меня

| Сацагь аадэну от ГД

Задача Сро*

Ознакомиться с результатом согпасоб...

Согласовать "Спужобиая записка о соспасояании начислении актрафоя .-га провным ыпгяи (Служебная записка)"

Цикл 1

Автор Мииаярацкая Т.;гу;янд Сергее^

Сойфямк *

Служебная записка с согласовании начисления штрафов з % '

Рисунок 1 - Контроль взаиморасчетов с контрагентами с применением ИКТ (1С-документооборот)

С развитием ИКТ возникает потребность в автоматизированном получении данных о сроках погашения дебиторской и кредиторской задолженности. Достоверная и оперативная информация поможет обеспечить экономию трудовых ресурсов на обработку данных по выявлению просроченной задолженности по контрагентам, составлению графиков поступления денежных средств от заказчиков, повысить скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, и, соответственно, оборотных активов предприятия в целом, а также своевременной оплате по договорным обязательствам с кредиторами.

Управление и учет кредиторской задолженностью является основной задачей предприятия. От эффективного управления зависит не только успех предприятия, его ликвидность и платежеспособность но и его существование в принципе.

Каждое предприятие сталкивается в своей деятельности с задачей по контролю за дебиторской и кредиторской задолженностью. На первоначальном этапе развития предприятия, при небольших объемах отгрузки продукции, возможно использовать упрощенный вариант учета и контроля задолженности с применением электронных таблиц Exсel или записывать отгрузки в специализированных журналах и вручную контролировать даты возврата денежных средств и графики оплаты поставщикам.

По мере роста предприятия увеличивается товарооборот, вследствие чего ручной подход к ведению и контролю задолженности показывает себя неэффективно. Ручной ввод информации требует значительного времени на обработку данных и составление фактических списков актуальных долгов на каждый день, бухгалтер может попросту забыть записать информацию об отгрузке продукции или поступлению материальных ценностей. Бухгалтерам приходится не только записывать информацию об отгрузках и поступлениях товароматери-альных ценностей, но и заносить информацию по оплатам.

Процесс контроля взаиморасчетов с контрагентами представлен на рисунке 2.

Сотрудники компании не справляются с ручным контролем дебиторской и кредиторской задолженности, что влечет несвоевременное погашение долгов, сокращение оборачиваемости оборотных активов и приводит к дефициту денежных средств и кассовым разрывам платежной дисциплины. Со временем, предприятие приходит к стадии внедрения бухгалтерских или управленческих программ для осуществления хозяйственной деятельности. Руководство компании ставит задачу организовать бизнес-процессы, происходящие на предприятии. Одной из таких задач является автоматизация взаиморасчетов с контрагентами.

Рисунок 2 - Контроль взаиморасчетов с контрагентами

На рынке коммуникационных технологий существует множество программных продуктов по ведению бухгалтерского учета, например такие как: 1С - лидер рынка для малых и средних предприятий; Парус; СБИС «Бухгалтерия и учет»; БЭСТ и прочие программные продуты. Трудность в применении ИКТ может возникнуть в том, что отдельных специализированных решений конкретно для управления и контроля дебиторской и кредиторской задолженности на Российском рынке не так уж много. Многие предлагает эту функцию в составе более сложных программных продуктов таких как ERP система. Стоимость таких программных продуктов довольно значительная для небольших предприятий. Исходя из этого, компании придется приложить значительные усилия для перевода на новую систему или интеграции ERP в существующие системы бухгалтерского учета. Но если размер бизнеса и объем взаиморасчетов с контрагентами внушительны, потенциальный позитивный эффект от использования таких решений с большой вероятностью может превзойти затраты на их внедрение

Все программные продукты учитывают взаиморасчеты с контрагентами, но не каждый продукт позволяет контролировать сроки погашения задолженности. Для контроля сроков погашения задолженности необходимо закреплять за договором или заказом контрагента график оплаты, большинство известных программных продуктов не позволяют вести графики оплат. Некоторые программы, такие как 1С, позволяют закрепить срок

отсрочки платежа с момента отгрузки продукции в договоре и вывести график планируемого поступления денежных средств. Но данный учет является примитивным учетом в рамках одной даты.

На практике, в условиях ужесточения конкуренции требуется качественная методика управления дебиторской и кредиторской задолженностью, позволяющая формировать индивидуальные условия для каждого дольщика или контрагента.

В тоже время нельзя однобоко подходить к контролю задолженности по контрагентам в разрезе составления только графиков оплат, необходимо в комплексе разработать методику ее контроля. Сотрудники, в меру своей загруженности, могут потратить время на составление графиков долгов, но не отработать с контрагентом по погашению задолженности.

Для решения вопросов, связанных с контролем и учетом задолженности, необходимо провести организационные мероприятия внутри предприятия, а именно:

1) разработать регламент по работе с контрагентами по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью;

2) автоматизировать процесс контроля дебиторской задолженности с применением информационно-коммуникационных технологий;

3) автоматизировать графики оплаты и платежные календари по кредиторской задолженности;

4) организовать контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью с применением ИКТ;

5) отследить работоспособность бизнес-процесса;

6) вносить корректирующие мероприятия по усовершенствованию работы бизнес-процесса;

7) установить ЕР! сотрудникам, контролирующим процесс;

8) установить сроки оборачиваемости дебиторской задолженности, установить лимиты общей задолженности в рамках предприятия.

9) установить условия оплаты по контрагентам для заключения договоров. Управляемой кредиторской задолженностью принято считать задолженность с преобладанием обязательств над дебиторской задолженностью;

10) ежемесячно производить сверку с контрагентами и раз в квартал проводить инвентаризацию взаиморасчетов с контрагентами.

Однако с развитием конкуренции в современных рыночных условиях заказчики рассчитывают получить отсрочку погашения задолженности по отгруженной продукции. Наряду с ценой товарно-материальных ценностей или услуги, на выбор поставщика влияют и выгодные параметры отсрочки, условия доставки продукции, упаковка, гарантийное обслуживание. В наилучшем варианте для предприятия отсрочка платежей по договорам с поставщиками (кредиторами) в днях должна быть больше, чем отсрочка платежа, представленная покупателям (заказчикам, дебиторам). В этом случае конкурентоспособность компании может сильно зависеть от эффективности управления кредиторской задолженностью.

Перед заключением договоров с контрагентами необходимо их проверить на благонадежность, в современных условиях существуют много сайтов по проверки организаций с предоставлением информации об аффилированных компаниях, бухгалтерской отчетности и численности персонала, один из таких сайтов это nalog.ru, на рисунке 3 представлена информация о возможности проверки предприятия введя только ИНН компании.

МЩ? ПРОЗРАЧНЫЙ ^ БИЗНЕС л 0 р © ( 3 Ш Е 1 Ф

• ПРОВЕРЬ СЕБЯ И КОНТРАГЕНТА . • •

найш О

Рисунок 3 - Проверка контрагентов на благонадежность

Для контроля дебиторской задолженности на законодательном уровне предусмотрены обязательные инвентаризации возникающих обязательств, так в соответствии со ст. 11 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ все предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств не реже одного раза в год. Так обязательной инвентаризации по состоянию на 31 декабря каждого года подлежит дебиторская, кредиторская задолженность, учет товарно-материальных ценностей. Целью проведения инвентаризации является подтверждения задолженности по контрагентам и выявление просроченной задолженности и задолженности, невозможной к взысканию т.е. безнадежной задолженности. Претензионная и судебная работа с просроченной дебиторской задолженностью является одним из первых инструментов управления дебиторской задолженностью .

Просроченная кредиторская задолженность несет не только репутационные риски, но и риск потери бизнеса. В соответствии со ст. 7 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любой кредитор может обратиться в суд с заявлением о признании организации банкротом при наличии признаков ее несостоятельности. Поэтому важно проводить регулярный анализ, сверку и инвентаризацию с контрагентами чтобы не допускать просроченной кредиторской задолженности.

Автоматизировать бизнес-процесс по контролю дебиторской и кредиторской задолженности возможно на любом предприятии, используя внутренние резервы сотрудников и доработав небольшой модуль в существующих системах.

Предлагается организовать следующую методику контроля дебиторской и кредиторской задолженности, разработанный на реальном предприятии ООО «СК Гарантия» и показавший прекрасные результаты:

1) рассчитать товарооборот на планируемый год, используя статистику и информацию о планируемой деятельности компании;

2) запланировать условия оплаты по контрагентам. Рассчитать количество дней планируемой дебиторской и кредиторской задолженности. Рассчитать максимальные лимиты дебиторской задолженности в целом по компании и в разрезе разовых отгрузок продукции;

3) разработать контроль предоставления отсрочек в оплате за отгруженный товар в разрезе ранжирования контрагентов;

4) разработать контроль за своевременной оплатой кредиторской задолженности для подтверждения благонадежности предприятия;

5) разработать методику проверки контрагентов и их платежеспособности;

6) разработать регламент работы с просроченной дебиторской задолженностью;

7) решить вопросы с источниками финансирования, нехваткой денежных средств при предоставлении отсрочек платежей. Источниками финансирования могут быть внутренние (чистая прибыль, добавочный капитал) и внешние (кредиты, займы, отсрочки по кредиторам);

8) предусмотреть в договорах условия предоставления отсрочек в платежах и штрафные санкции, связанные с несвоевременным погашением долга и порядок рассмотрения споров в суде;

9) разработать график оплаты по кредиторам с использованием ИКТ и возможностью в автоматизированном режиме поступления информации в финансовый отдел об оплате кредиторской задолженности, минуя ручной обработки информации в базе данных;

10) в программном продукте доработать модуль - график оплаты дебиторской задолженности;

11) при отгрузке продукции закреплять графики оплаты за каждым контрагентом с указанием индивидуальных условий оплаты;

12) установить контрольную точку погашения дебиторской задолженности за два дня до наступления планируемого срока оплаты;

13) отправлять уведомительное письмо дебиторам, за несколько дней до даты погашения долга. Отправку уведомлений контрагентам возможно организовать с применением информационно -коммуникационных технологий. За контрагентом закрепляется в программном продукте адрес электронной почты и настраивается автоматическую выгрузку уведомлений. Выгрузка уведомлений осуществляется ежедневно без использования труда сотрудников, запустив алгоритм в программном продукте;

14) организовать ежедневный контроль поступления денежных средств от контрагентов;

15) при наличии просроченной задолженности в течение двух дней, организовать отправку уведомлений должникам. Отправку уведомлений должникам возможно организовать с применением информационно-коммуникационных технологий. В письмах необходимо сразу указать сумму задолженности, количество дней, штрафные санкции и предупреждении о возможном урегулировании споров в суде;

16) после установленного периода погашения задолженности, разработанного в соответствии с регламентом, дело передается в юридический отдел для подготовки предсудебной претензии по контрагенту. Передача дел в юридический отдел осуществляется посредством ИКТ с отражением статуса задолженности по контрагенту «Юр.отдел-уведомление»;

17) по всем стадиям работы с контрагентами предприятие разрабатывает «статусы», которые закрепляются за контрагентом для учета прохождения регламентных операций;

18) в случае непогашения долга после получения предсудебной претензии, коллегиальным органом управления, в соответствии с регламентом принимается решение продолжать переписку с клиентом, списать долг или передать дело в суд;

19) процесс истребования задолженности через суд, с прохождением трех судебных инстанций, при наличии разногласий с контрагентами;

20) После завершения судебных дел, исполнительный лист, судебные инстанции передают приставам;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21) организовать процесс истребования долга судебными приставами, так как практика показывает, если предприятие не работает плотно с приставами, то долг будет не истребован и признан безнадежным;

22) на всех стадиях внутреннего контроля за дебиторской задолженностью, оформлять протоколы совещаний;

23) организовать операционный отчет по контролю истребования дебиторской задолженности, в котором будут видны все стадии работы с контрагентом;

24) внедрить программу 1С-документооборот для постановки задач сотрудникам компании, что позволит не потерять информацию и проконтролировать ее исполнение;

25) организовать рассылку информации сотрудникам с использованием ИКТ (1С-документооборот) по вопросам находящимся у ответственных на контроле. Настроить рассылку в автоматизированном режиме с применением ИКТ с поступлением информации в 9-00 ответственным сотрудникам.

Организовать отчет возможно в учетной программе по ведению хозяйственных операций, который поможет сотрудникам контролировать не только график погашения задолженности, но и маршрут прохождения стадий по истребованию долга по контрагенту, что поможет оперативному управлению дебиторской задолженности.

На рисунке 4 представлен отчет по контролю дебиторской задолженности в строительной организации по договорам долевого участия, с указанием даты планируемого поступления денежных средств, информации о просроченной задолженности и графике будущих поступлений по договорам, находящимся на регистрации в регистрационной палате.

ООО "СК" Сводный отчет по оплате ДДУ

Статус ^осоворо Дета ШМ1МШ Дней ао ОСМЫНЬ Уведомлен т

М«чяц опплты

К|ж]шм1 Обьмк т Л»л* Дмаапр Лап регистрам мм УЛ Нкнядакр Тмпмфрм

Итога Звр<м мстрировамые ДДУ И 1(7 ИМ1 7 »73 3140

Им ММ 147 64X00) | >71|П|кжрочя* л* ««,» г» « ?ггг '.к гцоср«и»а 137 475Л0 25 05 2СГС -1Я Цюсречм 1

«-тгуите»т»«м к 5-д я «» к»« я 1« мла и и иге Ачтрушна Тамар» ^тч БС Д-«я П<П ЛЛ 14 05 2СХ И баш^с™ а. М18«в4010 55 Башмсаа) |*> 09106554019

»инк 2020 54 7 М3.1К/1 т Просрочка

я«ъ Мй 170111,001 441 Просрочив

«•куст 2020 71* МП,ос] Ж Просрочяа

Ссялоп НЯ } »» 733,2М -31» Просрочка

ОктаерьТСП 1«7 «07,11 М1

иоаСФь »30 1 47« 104,1«! 1111

Даяяоразозо 2 002 «5,2*1 3 7»

Аияарч М}1 Пиюашштт Арт»» ее 1-е Д-125 К Л 0«2Ш0 »С7ЛЛ Ромкиоаяч 402 012,001 1М 1К.Ю 01 01 2021 11* и 117 Саоодям СарсЫ 96128364903

6о.д»е*«о »ом». Скрстеояч 6С2-Д Д »4 ВС 2-»4Л<г 22 002620 № 19 20» 41««1 Г,М 01 «12421 « шккн 4мгм)!."}Ц Ам«м

ДДУ НА РЕГИСТРАЦИИ В МФЦ 12 М? 190,00 7 6»

Рисунок 4 - График поступления денежных средств по договорам долевого участия

Благодаря отчету представленному на рисунке 3, менеджерам не нужно выбирать просроченную задолженность, составлять графики оплат, а достаточно отработать с контрагентами по которым своевременно не поступили денежные средства. В отчете представлены контакты контрагента для оперативной связи. В случае подписания дополнительных соглашений об изменении графика оплаты необходимо вносить корректировки в график оплат, для получения достоверной информации.

Информацию о задолженности контрагентам можно представить и в виде горизонтального графика рисунок 5 по оплатам, в котором видно поступления денежных средств по датам в соответствии с договором и графиком оплаты.

* График оплат по ДДУ

Сшус лловсра юсгиам г ,052125 22.ХЛ2Я й.К-.2СИ 12.07.2129 ' □Л/ЛЯ

** Ковтрагемт шп Я&опсф Шат Дата От сам Оя1* С гшт Суаммаим С^шм зешл Суша Су мм Суши Суши Сум < .уши

•Нот 11ЯШМИ ИЗ Ж 137 ДО.» ?«91Ш» 1У<7\9) 7М.М 11 75}, М

Заэепктр»розв*ме ДЦУ тжешш 71с 1«.»: 1J7 4ii.fi« 1 УШИ 298.» И тыл»

• ¿шгВшмГрпа ? -«Л »В« еет* ЕС '-Л-О г» 1Е СГ К2С 1 §С'4--озгтлвгсс вс-тг-вг-агзоз млю мм гам нкгю! 11 и ЦЯ :*. к зад 1717 ЛЯ пили имя» 1 и» ли и шмю гиезни 1 нагни 2 *9з ЫЛЯ

гее» К «Г-С ет Л длг мкл к мял 7 =*■

< -егг» -^я-» ь-ад« 17Н.ЯМ ЙИЯМ миля ?5» Г* И

Т -ГГС1 Мсо^мм д-ьэ* ШГЛЛ ЛКЯЗ ■ 17ЯЯ 5 5» мод

Дмгаеё > I и а «-

бкесгие Пигэек

•Мтцгж»! 'ИМ

5С1-Д-!*«<г иК.2Х2 Д-'З

д-зю

к сг я л гол да*

КЗ-Д55&-»«г Ч1М13 Д558

зст-гг+агчжага д--пч

шип

ИЯММ

1иш 1ииЮ1 11ПДЛ

ЯКЯЯ ММ зт 11М.ЖЯ шип

я* гол »кия

нкмл кпги

шми

зт^л и ШИ>М

» 274 ГЫ К

<шсяк

1КП 2КШ

1УПККЯ

(ЛИТЬЯ 1С«»,*

15*4 ио ос

Рисунок 5 - Горизонтальный график поступления денежных средств по договорам долевого участия

Для контроля за текущей дебиторской и кредиторской задолженностью, необходимо внедрить отчет, который будет показывать наличие просроченных платежей, дату их образования, документ, которым образована задолженность и информацию о работе с дебиторами и кредиторами в соответствии с регламентом работы.

Одной из проблем российских предприятий в современных условиях является проблема дефицита оборотных средств. Дефицит денежных средств может быть связан с проблемами неплатежей и неэффективным использованием оборотных активов.

На примере одного из застройщиков реализован механизм контроля задолженности по взаиморасчетам с контрагентами. На рисунке 5 представлен образец отчета по контролю просроченной задолженности по контрагентам.

Реестр проблемной дебиторской и кредиторской мдолженности (долговой реестр)

по состоянию на 05.10.2020

Категория Договор договора юшрагента Контрагент Предает договора Последний досуиент Суша задолженн осп Более 3 месяцев Cpoi вганигаоеен ш Вид Статус задояяемност подтверждения N

ОбигДестея 17-4ШВШ Доасва 2SCIT Д.ТЭК фош t>Z Ту-егскмЬк*« Птетгглк тавчеме юичда 5WM0Wt г 25Ш2015МНО iESr.S 25К2Г28с 25.132519 Деситцоет на 21 082525

Cfeer- Дот-Hi Ш-1М52С1М от U В 2025 Шipxmst 1*жгот«ае ра5п» Птгтгюо: rctwswe Ю«8П*е S=K!7t-03! гг кю2и:жк тпяаик oksk аз 02112520 Де&с:к*а=

Сбгв-Дех-itEi 10>t62025-01 от »ЕЛИ IlAWHrM ВЕГАЛОЖСД. сос Пвдгеимипз rait :е*у ГиЕтетнй гсрчкве «ссдик S=SC17~t1Ti г 1TGS2C2I !:ЗС 1С 15568 2t 753 17052520 Зкипкяо 31 082С2С

О&н-ДехчсЕ! Дгаз[ пимиависаг к плк: КП-15 pjicr» Пгетотте гедчееие члщяи 5ЯС7ЗДК г 021020» ГНК 517350355 02.15253) ЛЕбнг1{хзсая Не

ДДУ К1-С-9ГТ 2СС72Я25 С«гигсб «757 3МК 22.02252) Дебит:)»® Не ицшфцтв)

Рисунок 6 - Контроль взаиморасчетов с контрагентами

Применение ИКТ в бухгалтерском учете строительных организаций помогает оперативно решить ряд вопросов, сократить трудоемкость работы бухгалтерии и качественно, без ошибок выявить и контролировать погашение дебиторской задолженности и своевременно погашать кредиторскую задолженность по контрагентам.

Разработанная методика контроля и управления дебиторской задолженностью поможет своевременно предупредить возникновение безнадежной к истребованию задолженности и повысить платежную дисциплину и финансовую устойчивость предприятия в целом.

Законодательством (ст. 196 ГК РФ) определено, что срок исковой давности составляет 3 года со дня возникновения обязательства. Соответственно за этот период долг должен быть истребован. Также возможно прерывать данный срок в соответствии со ст. 203 ГК РФ путем подписания актов сверок, дополнительных соглашений и прочих документов, в таком случае отсчет начинается с даты подписания новых документов, таким образом у предприятия будет время на истребования задолженности. Общий срок исковой давности не может превышать 10 лет с момента возникновения задолженности.

В связи с вышесказанным, важнейшей задачей финансового управления выступает учет, контроль и организация бизнес-процесса за состоянием расчетов с контрагентами, который должен быть основан на объективных критериях отражающих состояние и движение дебиторской и кредиторской задолженности с применением информационных технологий.

В связи с этим важное значение в деятельности хозяйствующего субъекта приобретает эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью по повышения платежеспособности и ликвидности предприятия.

Оптимальное управление дебиторской и кредиторской задолженностью позволяет высвободить из оборота средства, которые могут быть использованы для других целей без привлечения дополнительных источников финансирования.

Источники:

1. Адаменко А.А. Особенности учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в формате МСФО / А.А. Адаменко, А.С. Ткаченко, Л.И. Симоненко // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2014. - № 3-4 (6364). - С. 327-334.

2. Адаменко А.А. Прибыль как элемент финансовых результатов, ее значение, функции и методы планирования / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, И.А. Тетер / Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23 (1). - С. 4-9.

3. Адаменко А.А. Сущность расчетов, их виды и формы. Задолженность организации / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Л.В. Болтышева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 23 (1). - С. 57-62.

4. Городецкая Н.Ю. Порядок списания кредиторской задолженности / Н.Ю. Городецкая, О.П. Полонская // В сборнике: Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли. Сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 126-130.

5. Морозкина, С.С. Средства внутреннего контроля и их роль при проведении внешнего аудита / С. С. Морозкина // В сборнике: Инновационные процессы: потенциал науки и задачи государства. Сборник статей международной научно-практической конференции. Под. общ. ред. Г. Ю. Гуляева. 2017. С 82-84

6. Симоненко Л.И. Создание резервов по сомнительным долгам в целях налогового учета / Л.И. Симоненко, О.П. Полонская // В сборнике: Современная экономическая наука: теория и практика. Сборник научных статей по итогам IV Международной молодежной научно-практической конференции. - 2016. - С. 232-238.

7. Титаренко С. Организация контроля расчетов по оплате труда / С. Титаренко, М.И. Ленкова, А.Ф. Кузина // В сборнике: Актуальные вопросы экономики и менеджмента: теория и практика. Материалы III Международной научно-практической конференции. 2017. С. 175-185.

References:

1. Adamenko A.A. Features of accounting for settlements with suppliers and contractors in the format of IFRS / А.А. Adamenko, A.S. Tkachenko, L.I. Symonenko // Economics. Right. Printing. KSEI Bulletin. - 2014. - No. 3-4 (6364). -S. 327-334.

2. Adamenko A.A. Profit as an element of financial results, its value, functions and planning methods. Adamenko, T.E. Khorolskaya, I.A. Teter / Natural Humanities Research. - 2019. - No. 23 (1). - S. 4-9.

3. Adamenko A.A. The essence of calculations, their types and forms. Debt of the organization / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, L.V. Boltysheva // Natural and humanitarian research. - 2019. - No. 23 (1). - S. 57-62.

4. Gorodetskaya N.Yu. The procedure for writing off accounts payable / N.Yu. Gorodetskaya, O. P. Polonskaya // In the collection: New realities in the innovative development of economic thought. Collection of scientific articles on the results of the V International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 126-130.

5. Morozkina, S.S. Internal controls and their role in external audit / S. S. Morozkina // In the collection: Innovative processes: the potential of science and the tasks of the state. Collection of articles of the international scientific and practical conference. Under. total ed. G. Yu. Gulyaeva. 2017. From 82-84

6. Simonenko L.I. Creation of reserves for doubtful debts for the purpose of tax accounting / L.I. Simonenko, O. P. Polonskaya // In the collection: Modern economic science: theory and practice. Collection of scientific articles on the results of the IV International Youth Scientific and Practical Conference. - 2016 .-- S. 232-238.

7. Titarenko S. Organization of control over payments for labor / S. Titarenko, M.I. Lenkova, A.F. Kuzina // In the collection: Topical issues of economics and management: theory and practice. Materials of the III International Scientific and Practical Conference. 2017.S. 175-185.

DOI: 10.24412/2309-4788-2020-10578

Ю.Н. Павленко - доцент кафедры бухгалтерского учета, к.э.н., ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (Shestachonok@mail.ru),

Y.N. Pavlenko - associate professor of the Department of Accounting, Cand.Econ.Sc., FSBEI of HE «Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina».

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА

В АГРАРНЫХ ФОРМИРОВАНИЯХ MODERN PROBLEMS OF ACCOUNTING ORGANIZATION IN AGRICULTURAL FORMATIONS

Аннотация. В процессе реформирования системы бухгалтерского учета в Российской Федерации изменения касались и отраслевого учета, что в частности характерно и для бухгалтерского учета в сельском хозяйстве. Наряду с этим производственно-технологические и организационно-правовые особенности агропромышленного сектора определяют необходимость дифференцированного подхода к данным преобразованиям. Бухгалтерский учет в аграрных формированиях имеет большое количество отличительных особенностей. Несмотря на то, что он ведется на основе общих принципов бухгалтерского (финансового) учета, порядок учета отдельных статей может значительно отличаться от порядка учета в других отраслях. А это, в первую очередь, обусловлено спецификой сельскохозяйственной деятельности, которая зависит от природных биологических циклов, климатических условий и использования земли как главного объекта основных средств.

Abstract. In the process of reforming the accounting system in the Russian Federation, changes were also made to industry accounting, which is particularly typical for accounting in agriculture. Along with this, the production, technological, organizational and legal features of the agro-industrial sector determine the need for a differentiated approach to these transformations. Accounting in agricultural formations has a large number of distinctive features. Despite the fact that it is conducted on the basis of General principles of accounting (financial) accounting, the accounting procedure for individual items may differ significantly from the accounting procedure in other industries. This is primarily due to the specifics of agricultural activities, which depend on natural biological cycles, climatic conditions and the use of land as the main object of fixed assets.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: сельское хозяйство, особенности бухгалтерского учета, налогообложение, развитие. Keywords: agriculture, accounting features, taxation, development.

Россия является уникальной страной, как по площади, так и по природно-климатическим условиям. Краснодарский край является субъектом РФ, входящим в состав Южного федерального округа. Особенность края - его сельскохозяйственная, курортная и транспортная направленность, что определяет особый его статус в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.