УДК 373.2
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА В УПРАВЛЕНИИ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ
СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
Федоров М.П., Саввинов В.М., Государственная служба по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия). E-mail:yakutobrnadzor@mail .ru
Аннотация. Рассмотрены результаты введения в Республике Саха (Якутия) единого государственного экзамена, разработки независимых и объективных процедур системы мониторинга качества образования. Приведены наиболее характерные нарушения в образовательной деятельности, предложен комплекс социально-педагогических мер по обеспечению доступности образования.
Ключевые слова: Республика Саха (Якутия), единый государственный экзамен, мониторинг качества образования.
MONITORING AND EVALUATION IN THE MANAGEMENT OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEMS
Fedorov M.P., Savvinov V.M., The state service of control and supervision in education and science under the President of the Republic of Sakha (Yakutia) E-mail:[email protected]
Abstract. Are described the results of introduction in the Republic of Sakha (Yakutia) of the uniform state examination, the results of development of independent and objective procedures of monitoring the quality of education. Are shown the most typical violations in educational activities, is proposed a complex of socio-educational activities to ensure the accessibility of education.
Keywords: Republic of Sakha (Yakutia), uniform state examination, monitoring of quality of education.
Обеспечение доступности и качества общего образования является главной стратегической задачей политики в области образования, это императив, обязательное требование времени, и невыполнение его не может быть оправдано никакими обстоятельствами и причинами. Как отмечал Коитиро Мацуура, генеральный директор ЮНЕСКО, «любые капиталовложения в сферу базового образования должны быть обоснованы возможностью расширения доступа к образованию, повышению качества обучения всех детей, молодежи и взрослых» [2, С.7].
В последнее время качество обучения и воспитания подрастающего поколения все более определяет уровень развития стран, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал.
Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и
результаты образовательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования представляет собой не самостоятельный интерес, а рассматривается как ключ к решению назревших практических проблем в каждом отдельном образовательном учреждении, в целом в экономике страны.
В последнее десятилетие в Российской Федерации предпринимается система действенных мер по созданию общероссийской системы оценки качества образования, контролю и надзору исполнения законодательства в сфере образовании. Республика Саха (Якутия) не осталась в стороне от реформационных изменений в российской системе образования:
1. Проведение с 2001 года широкомасштабного федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена на этапе государственной (итоговой) аттестации и на этапе поступления в учреждения профессионального образования и законодательное его введение в практику с 2009 года. Якутия является одним из первых пяти регионов, вступивших в 2001 году в федеральный эксперимент, и в настоящее время успешно применяет статистические и мониторинговые методы в интерпретации результатов тестового контроля качества образования. С 2004 года в экспериментальном режиме апробируется новая форма государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших образовательные программы основного среднего образования.
2. Разработка и апробация независимых и объективных процедур оценки образовательных достижений учащихся по завершении обучения на ступенях начального и основного общего образования. Системное изучение и оценивание качества образовательных достижений учащихся на разных ступенях общего образования проводится Центром мониторинга качества образования в рамках диагностических контрольных работ. Независимая оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся проводится на основании результатов предметных интеллектуальных конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций. С 1994 года по инициативе Министерства образования республики проводится международная олимпиада «Туймаада», в которой принимают участие школьники многих зарубежных стран.
3. Формирование и развитие системы мониторинга качества образования, направленной на выявление динамики и тенденций развития российского образования в рамках международных, общероссийских и региональных обследований. В республике активно формируется система педагогического мониторинга на разных уровнях региональной системы образования, ведутся работы по интеграции в единую систему
результатов мониторинговых исследований, единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации в новой форме по завершении основного среднего образования, олимпиад разного уровня, координации деятельности различных ведомств в указанной области.
4. Развитие механизмов общественно-профессиональной оценки развития образования, в том числе на основе механизмов экспертизы деятельности образовательных учреждений. Примером общественно-профессиональной экспертизы деятельности образовательных учреждений является организация и проведение независимого педагогического аудита и внешней оценки качества деятельности и результатов обучения и воспитания в рамках конкурса на грант Президента Республики Саха (Якутия) «Будущее Якутии». Такой подход позволяет не только изучить качество работы общеобразовательного учреждения и оценить работу педагога по динамике образовательных достижений обучающихся, но и включить детей и их родителей в процесс оценивания деятельности школы, использовать результаты для внутренней оценки и самооценки образовательного учреждения.
5. Создание в субъектах Российской Федерации структур, осуществляющих надзор и контроль в сфере образования и проводящих оценку качества образования на региональном уровне. В 2008 году Указом Президента РС (Я) создана Государственная служба по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия) с тремя ведомственными учреждениями: Центром мониторинга качества образования, Центром сертификации и Информационно-методическим центром [3, С. 6-7].
Деятельность Службы представляет собой исполнение федеральных полномочий по осуществлению надзора за исполнением законодательства РФ, контроля качества образования, процедур лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, переданных в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 258, а также региональных полномочий по оценке качества образования, проведению единого государственного экзамена, государственной итоговой аттестации в новой форме, экспертизе образовательной деятельности.
Исполнение государственной функции по осуществлению надзора в сфере образования предусматривает, прежде всего, четкое соблюдение принципов, возникающих во взаимодействии субъектов этой деятельности:
- принцип законности, означающий, что все мероприятия контроля и надзора должны иметь под собой нормативную основу;
- принцип правовой информированности проверяемых субъектов, означающий открытость и доступность правовых актов;
- принцип соразмерности при проведении мероприятий по контролю и надзору, означающий недопущение в текущую административную деятельность и уважение к самостоятельности проверяемого субъекта;
- принцип юридического равенства подконтрольных (поднадзорных) субъектов, независимо от их форм собственности;
- принцип компетентности, профессионализма и научности [1, С.21-25].
Инспекционная деятельность, осуществляемая Гособрнадзором Республики
Саха (Якутия), направленная на обеспечение соблюдения и исполнения законодательства Российской Федерации, повышение эффективности работы органов местного самоуправления, осуществляющих управление в образовании, выявила наиболее характерные нарушения:
- отсутствие в отдельных муниципальных районах нормативных правовых документов, например, положений о порядке приема детей в дошкольные образовательные учреждения, о порядке приема детей в первый класс, положения по учету и выявлению детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях и т.д.;
- отсутствие регламентации взаимоотношений между учредителем, органом управления образованием и образовательным учреждением;
- неполное осуществление учета детей, подлежащих обязательному обучению в общеобразовательных учреждениях;
- несоблюдение порядка создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;
- недостаточный контроль со стороны учредителя и руководителя учреждения за своевременным внесением изменений и дополнений в устав и в локальные акты в связи с изменениями законодательства РФ в сфере образования;
- несоблюдение сроков исполнения предписаний;
- отсутствие системной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Один из очевидных общих императивов образовательной деятельности -обеспечение качества образования, объективно и правильно измеренного. Контроль качества образования включает в себя:
1. Установление исполнения образовательными учреждениями требований государственных образовательных стандартов в части:
- обязательного минимума содержания основных образовательных программ;
- максимального объема учебной нагрузки обучающихся;
- полноты выполнения основных образовательных программ.
2. Установление соответствия содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов через анализ результатов государственной итоговой аттестации обучающихся и выпускников.
Основным документом, регулирующим вопросы содержания и качества образования, является Образовательная программа образовательного учреждения. Экспертиза, проведенная в ходе выездных и документарных проверок, показала, что в подавляющем большинстве образовательных учреждений Образовательные программы носят декларативный характер. Главные направления образовательной деятельности определяются без опоры на анализ социокультурной ситуации состояния образовательной деятельности и выявления проблематики собственной педагогической деятельности, недостаточно отражается специфика и приоритеты образовательного учреждения.
Учебные планы являются составной частью Образовательной программы Экспертиза показывает, что типичными несоответствиями планов установленным требованиям являются отсутствие аналитического обоснования, отражения целей и задач общеобразовательного учреждения, его специфики, обоснования распределения, преемственности и системности компонента образовательного учреждения, несоответствие объема часов на преподавание отдельных дисциплин требованиям инвариантной части базисного учебного плана, необеспечение допустимого максимального объема учебной нагрузки, несоответствие содержания пояснительной записки и таблицы-сетки часов учебного плана.
Достаточно много нарушений выявляется при экспертизе расписаний уроков: отсутствие заключения ТО Роспотребнадзора, несоответствие количества часов расписания уроков объему часов учебного плана, несоответствие расписания гигиеническим требованиям к максимальным величинам учебной нагрузки, несоответствие наименований учебных предметов в расписании уроков и учебном плане, несоответствие гигиеническим требованиям в части оптимального распределения учебной нагрузки в течение дня и учебной недели, неоправданный перенос занятий внеаудиторной деятельности в аудиторную учебную нагрузку.
Общеобразовательные учреждения допускают реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса. Во многих проверенных школах выявлено неполное соответствие используемых в образовательном процессе учебников утвержденным приказами Министерства образования и науки РФ федеральным и региональным перечням допущенных и рекомендованных к использованию учебников.
Ведущей формой государственного контроля качества образования является государственная (итоговая) аттестация выпускников аккредитованных
образовательных учреждений. При организации экзаменов используются две технологии проведения ЕГЭ: базовая бланочная в 228 пунктах проведения экзаменов, технология ТОМ в 93 пунктах проведения ЕГЭ. На протяжении всех лет проведения ЕГЭ 53 выпускника школ получили 100 баллов на разных предметах. Это составляет 0,06% от всех выпускников 2009 года. Гособрнадзором инициировано введение знака отличия «Учительская слава», которым награждаются учителя и преподаватели, классные руководители и воспитатели, учащиеся и воспитанники которых системно добиваются высоких и выдающихся результатов в обучении в течение ряда лет. По результатам всех экзаменов в 2009 году 679 выпускников 11 классов не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании, это составляет 5,1%.
Результаты ЕГЭ рассматриваются уже на протяжении почти десятилетия, однако применение разных шкал, различия в содержании контрольно-измерительных материалов, несовместимые выборки не дают возможности обеспечивать объективный сравнительный анализ данных за весь период проведения ЕГЭ. С 2008 года обеспечение сопоставимости КИМов и проведение государственной (итоговой) аттестации в форме единого государственного экзамена для превалирующего большинства выпускников дает возможность сравнивать результаты экзаменов в ракурсе выполнения - невыполнения по генеральной совокупности всех выпускников общеобразовательной школы по математике и русскому языку. Анализ результатов ЕГЭ по предметам по выбору может дать выводы по профильной готовности учащихся к продолжению образования, анализ выбора предметов и их результатов дает много фактического материала для оценки профессиональной работы учителя и его аттестации. Для анализа и обеспечения большей объективности сравнительных данных определены статистические совокупности, применен способ их группирования по территориальным зонам, по количественному контингенту обучающихся, по языку обучения, по социуму, в котором функционирует школа. Осуществляется сравнительный анализ по видам образовательных учреждений, по территориальному расположению (город, село, ТОМ), применен метод рейтингов образовательных учреждений по результатам.
Гособрнадзором РС (Я) начата работа по формированию системы постоянного мониторинга качества образования на всех уровнях и ступенях системы общего образования, который предполагает:
- статистический анализ итогов государственной (итоговой) аттестации на региональном уровне;
- детальный анализ качества выполнения ЕГЭ и ГИА в новой форме в 9 классе, содержательных аспектов полученных результатов;
- диагностические контрольные работы по русскому языку и математике, которые стали для образовательных учреждений внешней оценкой, проводимой по единым критериям и с использованием единых измерителей.
Анализ деятельности муниципальных образовательных учреждений по итогам комплексных выездных и документарных проверок показывает общую позитивную динамику выполнения предписаний руководителями муниципальных образовательных учреждений, управлениями образований улусов и городов, учредителями. Гособрнадзор Республики Саха (Якутия) в соответствии с законодательством отслеживает исполнение образовательными учреждениями предписаний.
В целом, контрольно-надзорная работа способствует улучшению образовательной ситуации в республике. Учредителями и руководителями муниципальных образовательных учреждений приводится в порядок нормативно-правовая база в соответствии с законодательством РФ в области образования: разработаны, утверждены и функционируют локальные акты, изданные учреждениями и организациями в пределах компетенций. Создаются условия для развития правовой грамотности и правовых отношений участников образовательного процесса.
Одним из основных факторов, определяющих качество современного образования, является развитие новых информационных технологий, которые активно используются в процессе обучения, в управлении образовательными учреждениями, в научной деятельности вузов, а также для удовлетворения информационных и социально-культурных потребностей всех участников образовательного процесса. В связи с этим в программы комплексных выездных (инспекционных) проверок включен контроль состояния информатизации образования по следующим направлениям:
- контроль состояния информатизации образовательных учреждений, внедрения информационных технологий в образовательный процесс;
- установление соответствия и качества предоставления сети Интернет для образовательных нужд;
- изучение наличия системы исключения доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами воспитания и обучения.
Особое место в проверках уделяется преподаванию информатики. Проведена оценка выявила низкое качество обучения информатике, среди причин которого можно выделить:
- недостаточная обеспеченность квалифицированными учителями информатики;
- смещение акцента в содержании школьной информатики с обучения программированию на обучение информационным технологиям;
- несогласованность содержания предмета информатики и сроков его изучения не только по стране, но и в работе разных учителей даже одной школы;
- низкий уровень внутришкольного и муниципального контроля [3, С. 156-157].
Значимой задачей, от решения которой зависит качество, технологичность и модернизация нашей деятельности, является разработка информационных систем, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и доступ к информации о качестве образования, о прохождении процедуры лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений, государственной итоговой аттестации обучающихся и педагогических кадров. Для этого в настоящее время разработана и внедрена информационно-аналитическая система, которая представляет собой программный комплекс, предназначенный для выполнения задач комплексной автоматизации процессов унификации процедур надзора и контроля качества образования; создания полной региональной базы данных (РБД) на всех участников образовательного процесса региона по образовательным учреждениям (ОУ); получения данных для формирования статистической и аналитической отчетности любого уровня.
Проверки Гособрнадзора РС (Я) направлены на устранение нарушений законодательства, на принятие соответствующих нормативных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в образовании, и учредителя по созданию необходимых и безопасных условий для осуществления образовательных услуг, обеспечение права граждан на бесплатное, доступное и качественное общее среднее образование, а также на своевременное обеспечение лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений.
Необходимо решение безотлагательных проблем, которые сформулированы по итогам произведенных выездных и документарных проверок, возникли в практике работы Гособрнадзора, и которые необходимо решить в ближайшее время:
1. Для осуществления контрольно-надзорной деятельности:
а) В целом, выездными (инспекционными) проверками охвачены образовательные учреждения, расположенные в центральной части Якутии, где доступна автомобильная связь. Северные и арктические улусы охватываются только документарными проверками в связи с отсутствием средств на проездные расходы. Понятно, что документарная проверка не дает полной картины состояния образовательной ситуации, качества предоставляемого образования, и выездные проверки отдаленных улусов необходимы. В связи с этим предстоит решение проблемы транспортных расходов для организации работы в северных районах.
б) Для осуществления контрольно-надзорной деятельности Гособрнадзор РС (Я) привлекает экспертов - работников системы образования, и в связи с этим возникает проблема подготовки достаточного количества привлекаемых специалистов. В январе 2009 года посредством экспериментальной апробации системы дистанционного
обучения специалистов по линии Академии повышения квалификации работников образования обучены 28 специалистов-экспертов, совместно с Высшей школой экономики в ноябре проведены дистанционные курсы, на которых удостоверения получили 36 слушателей. Гособрнадзор РС (Я) предполагает совместную работу по подготовке специалистов в области контроля и надзора с Институтом повышения квалификации работников образования республики, Саха - Государственной Педагогической академией. Для более полного решения данной проблемы необходимо включение в учебный план педагогических специальностей вопросов, связанных с педагогическими измерениями.
в) Всем формам контроля в новых условиях необходима опора на единые требования к инструментарию педагогических измерений, современным технологиям проведения контрольно-оценочных процедур, согласованным показателям и критериям, информационным программным средствам. В этой связи обязательным элементом системы управления качеством образования становится сертификация на соответствие требуемым свойствам образовательных стандартов, программ, педагогических измерителей. Необходимо решение вопросов сертификации педагогических измерителей и тестов на федеральном, а затем и на региональном уровнях.
2. В настоящее время проблеме достижения качества образования и его оценивания уделяется все большое внимание. Министерству образования, Министерству науки и профессионального образования, Институту повышения квалификации, Институту развития образования, образовательным учреждениям необходимо провести работу по анализу современной информации о новых образовательных стандартах, определению основных составляющих систем обеспечения качества, а также обсуждению возможных решений задачи повышения качества образования:
- проблемы управления качеством образования в контексте федеральных образовательных стандартов нового поколения;
- мониторинг как основа управления качеством образования;
- обучение технологиям педагогических измерений, оценки учебных достижений обучающихся внутри образовательного учреждения;
- программа развития школы как основа организационного обеспечения управления качеством образования;
- внутришкольная система управления качеством образования.
3. Для расширения доступности образования необходимо разработать нормы условий осуществления образовательной деятельности и реализовать комплекс социально-педагогических мер по обеспечению доступности образования на всех его
ступенях и адресной социальной помощи учащимся из малообеспеченных семей, детям, нуждающимся в особой поддержке государства, в том числе:
- воссоздать на новой технологической основе систему учета детей, по каким-либо причинам не посещающих школу, в том числе из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- создать возможности полноценного образования и развития детей-инвалидов в общеобразовательной среде;
- обеспечить доступность образовательных программ подготовки к школьному обучению для детей из семей с различным уровнем доходов;
- ввести систему целевой адресной социальной поддержки детей для получения ими образования всех уровней;
- развивать гибкость и вариативность образовательных программ.
Региональная система контроля и оценки управления образованием является
составным элементом общероссийской системы оценки. Это накладывает на нее ответственность за соблюдение единого российского образовательного пространства, в котором формируются общие алгоритмы контрольно-оценочной деятельности на разных уровнях системы образования.
Список литературы:
1. Контроль и надзор в области образования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации: на опыте Красноярского края: учеб.пособие для практических работников. - 2-е изд. перераб. и доп. / под ред. В.М. Шафирова; Служба по контролю в области образования Красноярского края ; Межрегиональный правовой колледж Сибирского федерального университета. - Красноярск: ИПК СФУ, 2009.
2. Образование для всех: императив качества: Всемирный доклад по мониторингу ОДВ, 2005. - Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2004
3. Общее образование: императив качества и доступности : сб.статей / Гос.служба по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Респ. Саха (Якутия); [сост.: М.П. Федоров (ред.) и др.]. - Якутск : Компания «Дани АлмаС», 2010.