Научная статья на тему 'Выбор стратегии в оценке качества образования'

Выбор стратегии в оценке качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Габышева Феодосия Васильевна

Дан анализ качества образования в Республике Саха (Якутия), результативности деятельности образовательных учреждений и педагогов. Приведенные параметры, их динамические характеристики позволяют говорить о возможности выбора системой общего образования республики стратегии в оценке качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор стратегии в оценке качества образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2008, №1

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 37

Выбор стратегии в оценке качества образования

Ф.В. Габышева

Дан анализ качества образования в Республике Саха (Якутия), результативности деятельности образовательных учреждений и педагогов. Приведенные параметры, их динамические характеристики позволяют говорить о возможности выбора системой общего образования республики стратегии в оценке качества образования.

There is given an analysis of the quality of education in the Sakha Republic of Yakutia and the results of activity of the educational institutions and teachers in this article. Parameters, their dynamic characteristics let speak about the possibility of the choice of system of the general education of republic and the strategy in the mark of the quality of education.

Перед педагогической общественностью стоит задача кардинального повышения качества образования. На первый план выходит проблема результативности деятельности системы образования и эффективности использования бюджетных средств. Необходимы перестройка структуры, содержания и технологий образования в соответствии с требованиями современного общества и экономики, активное взаимодействие субъектов различных отраслей и сфер как социальных партнеров в управлении образованием и его развитии.

Сегодня изменились подходы к оценке качества образования. Прежде всего, изменилось само понимание качества образования, оно должно соответствовать требованиям времени и общества. Если раньше при оценке качества образования ограничивались внутренней оценкой (учитель оценивает сам результаты своего труда), то теперь все активнее внедряются формы внешней оценки качества образования. И само понимание образовательных достижений обучающихся, кроме предметной, включает в себя компетентностную парадигму.

В республике в настоящее время показателями качества образования служат результаты независимых видов итоговой аттестации 9-х и 11-х классов, результаты международных исследований качества образования PISA, TIMSS,

ГАБЫШЕВА Феодосия Васильевна - д.п.н., действительный член АПСН, министр образования РС(Я).

PIRJLS, результаты российских и международных олимпиад, поступления выпускников в учреждения профессионального образования и их трудоустройство.

Якутия участвует в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с 2001 г. В 2001 г. ЕГЭ охватывал 3 предмета (русский язык, математика и физика), в 2002 г. -8 (добавлены химия, биология, география, история и обществознание), в 2003/04 гг. - 12 (добавлены литература, английский язык, французский язык и немецкий язык), с 2005/06 гг. - 13 предметов (добавлена информатика). Результаты ЕГЭ показали существенное различие в уровне знаний учащихся в городах и сельских населенных пунктах. В сельских школах среднее значение отметок ниже, чем в городских школах. Исключение составляют отметки по математике, где уровень знаний сельских выпускников ежегодно выше примерно на 0,4 балла, и в последние два года по истории.

Также результаты ЕГЭ показывают наличие существенных различий в уровне знаний учащихся в образовательных учреждениях массового и повышенного уровней. В то же время средняя отметка в школах повышенного уровня по всем предметам, кроме немецкого языка, не превышает оценку «4».

Зачисление по результатам единого государственного экзамена осуществлялось в вузы в 2003 г. по 108 специальностям, в 2006 г. - по 130, в ссузы - соответственно по 34 и 59 специ-

альностям. Ежегодно увеличивается количество зачисленных на 1-й курс в профессиональные учреждения республики по результатам ЕГЭ: с 6373 чел. в 2003 г. до 8205 чел. в 2006 г. [1, с. 64] Без выезда из дома ежегодно поступает от 10,6% до 17% выпускников.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что проведение ЕГЭ дает в целом объективную оценку состояния общеобразовательной подготовки выпускников средней школы. Но процент выполнения заданий ЕГЭ на качество ниже, чем в среднем по России, кроме математики. Практически по всем предметам отмечаются положительные тенденции по отдельным аспектам общеобразовательной подготовки выпускников. Более высокие результаты показывают выпускники лицеев, гимназий, а также школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Анализ результатов выполнения экзаменационных работ с учетом места проживания учащихся зафиксировал влияние размеров населенного пункта, количества выпускников и отдаленности территории от центра на подготовку учащихся по всем предметам. Выпускники сельских малокомплектных школ, расположенных в труднодоступных населенных пунктах, показывают в среднем более низкие результаты, чем городские.

С 2004 г. в рамках эксперимента по введению профильного обучения в республике проводится итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме по русскому языку и математике среди 15 школ г. Якутска и Хангаласского улуса. За три года количество участников по русскому языку выросло в 4 раза, по математике - 3,5 раза. Экзамен проводится при соблюдении принципа добровольности выбора формы его проведения: традиционной или новой. Результаты по русскому языку в 2006 г. были выше среднероссийских показателей, по математике - ниже.

Наши школьники занимают лидирующие позиции по результатам предметных, интеллектуальных олимпиад, конкурсов и соревнований российского и международного уровней. Количество призовых мест в олимпиаде Дальневосточного округа колеблется от 12 в 2005 г. до 20 в 2006 г., на российском уровне, начиная с 2003 г., наши дети завоевывают в среднем по 5 дипломов. Последние 3 года сборная команда республики в таких международных олимпиадах, как Азиатско-Тихоокеанская астрономическая, «Бал-каниада», по естественно-научным циклам в Индонезии, Жаутыковская, завоевала 2 золотые, 3 серебряных, 5 бронзовых медалей. -, ......

Возможность сравнить качество образования в России с другими странами дает участие в международных исследованиях PISA и TIMSS, что имеет стратегическое значение для развития системы образования. Сегодня система общего образования, как и высшей школы, встраивается в общеевропейские социальные процессы. На первый план выходит проблема «достижения баланса между многообразием культурных, языковых характеристик систем образования и едиными принципами их существования» [3, с. 26].

Объектом международной программы по оценке образовательных достижений PISA является функциональная грамотность учащихся 15-летнего возраста, так как к этому времени во многих странах завершается обязательное школьное обучение. Именно на этом этапе определяется состояние тех знаний и умений, которые могут быть полезны учащимся в будущем, а также способности учащихся самостоятельно добывать знания, необходимые для адаптации в современном мире.

Республика в международных сравнительных исследованиях принимает участие с 2003 г. В программе участвовали 275 000 учащихся в 41 стране, т.е. исследование PISA охватывало примерно девять десятых мировой экономики [6, с. 13]. Результаты по Республике Саха (Якутия) показали, что функциональная грамотность учащихся 15-летнего возраста ниже среднероссийских показателей. Это свидетельствует о недостаточной ориентации образования на формирование практических знаний и умений.

Основной целью TIMSS является сравнительная оценка естественно-математической подготовки учащихся 4-х и 8-х классов. Республиканские результаты в среднем соответствуют образовательным стандартам по России. Высокие результаты учащиеся демонстрируют при выполнении заданий на знание фактов, умение их воспроизводить и применять в знакомой ситуации. Но при выполнении ряда заданий, где требуется интегрировать полученные знания или применять их для объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, школьники испытывают затруднения. Трудными для выпускников начальной школы оказались задания, при выполнении которых требуется интерпретирование данных, представленных в различной форме (в виде таблиц, диаграмм, графиков).

Таким образом, по результатам международных исследований качества образования можно сделать вывод, что если на начальной ступени

\ЙПа габышева

учащиеся республики получают знания, конкурентоспособные на уровне России, то выпускники основной школы не получают тех знаний и умений, которые могут быть полезны им в будущем.

Современные требования общества к системе образования, модернизация российского образования в условиях интеграции в открытое международное образовательное пространство ставят задачи не только сохранения существующего уровня качества образования, но и достижения более высокого уровня. Стремительное развитие системы образования как важнейшего элемента социально-экономического преобразования страны нацелено, прежде всего, на повышение его качества как фактора конкурентоспособности образования в целом, при этом «обновление школы возможно только на основе единого комплексного подхода, включающего в себя в органической связи управленческие, экономические и содержательные компоненты» [7, с. 50].

Следует отметить, что сегодня еще не достигнуто согласия относительно общепринятого понимания качества образования, являющегося ключевым в контексте совершенствования образования. Оценка качества образования зависит от того, кто оценивает. Как говорилось выше, в рамках собственно системы образования значимыми являются академические показатели -качественная успеваемость, результаты итоговой аттестации, поступления выпускников. Внешних потребителей волнуют несколько иные показатели. Для общества и государства качество образования определяется уровнем социального развития, ответственности и профессиональной компетентности выпускников, их способностью легко адаптироваться к современным социальным и экономическим реалиям, быстро включаться в практическую деятельность, а также способностью адекватно реагировать на изменения в обществе за счет продолжения образования в различных формах. Сегодня мы не можем говорить об одинаковых качестве образования и требованиях в школах повышенного уровня, в обычных, а также в коррекционных школах. Поэтому в настоящий момент возможно определение качества каждым образовательным учреждением самостоятельно, исходя из его специфики и тех запросов, которые предъявляет к этой школе местное сообщество.

При этом система образования должна обеспечивать качество образования в объеме, достаточном для обеспечения равных возможностей при выборе человеком продолжения образования

либо трудовой деятельности, для воспроизводства и развития кадрового потенциала общества, для формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, для устойчивого функционирования и развития общественной системы, развития науки, культуры, человеческого потенциала. - Можно выделить некоторые обобщенные характеристики понятия «качество образования»: многоаспектность или многогранность; много-уровневость конечных результатов качества; многосубъектность качества образования; инвариантность и вариативность; полихронность или сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному.

Системообразующими признаками качества образования сегодня определены: понятие качества образования в каждом образовательном учреждении на основе гражданского договора; всестороннее содержательное обеспечение учебного процесса в соответствии с запросом потребителей, иными словами, обеспечение стандарта услуг; современные модели управления образованием с участием гражданских институтов.

При определении качества образования учитываются не только академические показатели. Речь идет о соотнесении традиционных результатов российской школы с современными представлениями о результатах обучения. Советом Европы поставлены задачи развития ключевых компе-тентностей у каждого выпускника школы: политических и социальных, культурных, коммуникативных, информационных, познавательных.

При оценке компетентностей среди педагогического сообщества нет единого мнения о том, как оценить уровень социализации учащихся. Поэтому в рамках комплексного проекта модернизации образования на региональном уровне разрабатывается мониторинг оценки воспитанности обучающихся. Основой разработки является изучение социального заказа. Одним из механизмов определения социального заказа станут создаваемые в каждом образовательном учреждении управляющие советы. И мы надеемся, что каждая школа разработает свои критерии качества образования, исходя из приоритетов, местных особенностей, и будет строить соответствующим образом свой учебно-воспитательный процесс.

Содержательное обеспечение учебного процесса требует, прежде всего, обеспечения стан-

дарта условий, в том числе снятия барьеров, препятствующих получению качественного образования. Это социальный и культурный капитал семьи, территориальные и экономические условия, а также информированность и мотивированность родителей и обучающихся. Мониторинг, проведенный Национачьным фондом подготовки кадров, показал, что региональный образовательный ресурс зависит от показателя доступности «качественных» учебных заведений для учащихся независимо от места жительства и социальной обеспеченности семьи [4, с. 176].

Для республики самым актуальным является территориальный аспект, так как 72 % наших школ находятся в сельской местности. Среднее расстояние до ближайшей школы по республике 30,6 км. Расстояние от г. Якутска до центров улусов составляет от 70 до 4300 км. По данным 2006/07 учебного года 173, т.е. 26 % школ республики расположены в местах, связанных с ближайшим населенным пунктом зимником или воздушным и водным путями. То есть существующая транспортная система республики является серьезным ограничением для обеспечения равного доступа к образованию. Из-за территориальной разобщенности вытекает второй барьер - это оторванность от центров культуры, научно-технического прогресса.

Первым шагом преодоления данного барьера стал Базисный учебный план 2005 г., который определяет широкие возможности организации профильного обучения по выбору учащихся.

Обеспечению доступности, качества и эффективности образования способствует комплексный проект модернизации образования, в частности его направление - развитие сети. Развитие сети мы рассматриваем, во-первых, как обеспечение доступности образования через нахождение каждой школой своей ниши в сети, во-вторых, как механизм материально-технического, кадрового обеспечения школ республики. Таким образом, комплексный проект решает содержательную и экономическую (социальную) стороны доступности образования. И если содержательная доступность образования предполагает равные условия обучения и равные условия проведения испытаний (экзаменов), то экономическая доступность характеризуется предоставлением социальной поддержки обучающимся. В этом отношении в республике завершается работа по информатизации системы образования, подключения к глобальной сети Интернет. В рамках государственной целевой

программы развития образования предусмотрено создание республиканского образовательного портала, что даст возможность выхода в дистанционную образовательную сеть.

Существующие в данное время сетевые образования объединяют школы с этнокультурным, агропрофилированным, профильным, дуальным, ноосферно-экологическим направлениями деятельности. Появились модели школ малочисленных народов Севера, ассоциированных образовательных учреждений. Следующим витком развития сетевого взаимодействия могут стать инициативы школ по созданию сетевых образовательных программ, становлению сетевого менеджмента, института тьюторства с использованием ресурса мультимедийных библиотек, современных коллекций цифровых образовательных ресурсов.

В данном случае самое важное, на наш взгляд, сертификация услуг сети, продуманные подходы к комплексной оценке образовательных результатов, норм, показателей качества образования, что выводит на новое понимание качества образования и обеспечивает экономическую стабильность как системы образования, так и социума в целом.

Обеспечению качества образования, как показывает практика, способствуют современные модели управления, в том числе государственно-общественные формы, обеспечивающие разделение полномочий и ответственности между участниками образовательного процесса, а также учет интересов участников образовательного процесса - обучающихся, родителей, учителей, общественности, социума.

Сегодня в республике складываются основы общественной экспертизы, разработаны принципы и подходы в рамках реализации Приоритетного национального проекта «Образование», в котором принимали участие 98 республиканских и муниципальных общественных организаций.

Важным моментом демократизации управления системой образования становится организация деятельности Управляющих советов, в компетенции которых будут вопросы, связанные с определением основных направлений развития общеобразовательного учреждения. Предполагается им передать большие полномочия, которые внесут качественные изменения демократических начал управления.

Следующим шагом в управлении качеством образования становится системный подход. В работах отечественных исследователей расжры-вается система внутришкольного у|фшвшвя

ГАБЫШЕВА

качеством образования с позиций современного менеджмента в образовательных учреждениях различных видов, на разных ступенях и уровнях (школьном, муниципальном, региональном) [5, 8, 9].

Основой системного подхода является анализ состояния системы образования. В настоящий момент наиболее эффективным является публичная отчетность, обеспечивающая информационную открытость. Положительный аспект публичных докладов заключается в самоанализе, самооценке системы, выявлении проблемных точек.

Ключевой фигурой обеспечения качества образования является учитель, его профессиональная компетентность. Педагогический труд имеет свои особенности, отличается характером и содержанием выполняемых работником функций и протекает в специфических условиях. От профессиональной и гражданской позиции учителя зависят воспитание и уровень образования учащихся.

В целях дальнейшего динамичного совершенствования кадровой политики в течение 2007-2011 гг. системе педагогического образования предстоит придать опережающее развитие личности учителя, основанное на принципе непрерывности. Система дополнительного профессионального образования педагогов Якутии предоставляет возможность выбора образовательных услуг с учетом запроса, уровня (республиканского, российского, международного) и форм (очные, дистанционные, заочные) организации. Введены индивидуальные траектории развития педагога, разрабатывается модель образовательного кредитования, появилась возможность оформления опыта работы учителя на электронных носителях (виртуальный музей образования, виртуальная книга). Инвестиционные проекты Майкрософт «Академия учителей», «Университет Арктики», Национального фонда подготовки кадров по информатизации педагогов увеличивают перечень услуг сети непрерывного образования, требуют расширения спектра. Созданная информационно-образовательная среда дополнительного профессионального образования ориентирована на повышение качества уровня преподавания.

В связи с фактически существующим в республике государственным переходом на систему повышения квалификации сроком 1 раз в три года рассматривается модель аттестации с точки зрения системного мониторинга деятельности педагога. Предложена модель комплексной

оценки уровня квалификации педагога, его профессионализма и продуктивности педагогической деятельности на основе достижений учащихся.

Обновленная модель аттестации педагогов включает в себя двухуровневую оценку с механизмом профессиональной экспертизы на основе системы тестирования и общественной экспертизы по технологии «Портфолио». Наполнение «Портфолио» оправдано и подтверждено экспериментально в ходе ПНПО.

Профессиональное тестирование предполагает и дистанционную форму. Управленческим решением по массовому внедрению информационных технологий на качественно ином уровне является наличие личного электронного адреса аттестуемого. В целях реализации программы «Образование на протяжении всей жизни», сохраняя традиции программы «100 аспирантов-педагогов» и поддерживая педагогов - ученых, учителей, обучающихся в высших учебных заведениях и в аспирантуре, на момент аттестации предлагается введение льготных бонусов.

Таким образом, деятельность системы образования республики в целях обеспечения качества, доступности и эффективности образования направлена на решение следующих задач:

- разработку нормативной базы функционирования сетевого образования, в частности сетевого стандарта образования (ученик в сети, учитель в сети);

- развитие государственно-общественного управления через создание управляющих советов в каждом образовательном учреждении, при каждом органе управления образованием для изменения способа управления;

- становление системы публичных отчетов на всех уровнях системы образования для обеспечения информационной открытости образования;

- разработку критериев оценки качества образования, процедур измерения качества образования с широким участием общественности.

Литература

1. Единые государственные экзамены в Республике Саха (Якутия): информационно-аналитический акт об итогах федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена за 2001-2006 годы / Центр аттестации и контроля качества образования; под ред. канд. пед. наук Т.В. Третьяковой. -Якутск: Компания «ДаниАлмас», 2006. - 252 с.

2. Каспржак А.Г., Митрофанов К.Г., Поливанов. КН. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контекст;

РОЛЬ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

результатов международного исследования PISA-2000. - М.: Университетская книга, 2002. - 248 с.

3. Кашлачева Т.С. Оценка качества образования: общеевропейский и национальный подходы // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - № 3 (25). -С. 21-27.

4. Константиновский Д., Вахштайн В., Куракин Д., Рощина Я. Доступность качественного общего образования: возможности и ограничения. - М.: Университетская книга, 2006. - 208 с.

5. Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс / М.Л. Агранович, О.Я. Дымарская, Е.С. Заир—Бек и др. — М.: Университетская книга, 2006. - 188 с.

6. Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследований PISA). -M.: Сентябрь, 2007. - 192 с.

7. Пинский A.A. Новая школа: основы комплексного проекта обновления школьной экономики, управ-

ления школой и содержания общего образования. -М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 104 с. - (Серия Библиотека развития образования).

8. Поташник М.М., Ямбург Е.А., Матрос Д.Ш. и др. Управление качеством образования (практикоори-ентированная монография и методическое пособие). — М.: Педагогическое общество России. Сер. Образование XXI века, 2006. - 448 с.

9. Пузанков Д.В., Степанов С.А. Совершенствование деятельности образовательных учреждений с позиций менеджмента качества // Вопросы образования. - 2004. - № 4. - С. 42-63.

10. Управление качеством образования в интересах устойчивого развития общества: Материалы 6-й Междунар. науч.-практ. конф. (15-17 мая 2002 г., Минск). Секция 9. Методологические основы управления качеством образования/ Под ред. С.А. Крупник. - Минск: Акад. последиплом. образования, 2002. -212 с.

УДК 37

Роль общества и личности в оценке качества образования

Т.В. Третьякова

Рассматриваются философский, социальный, экономический, правовой аспекты понятия качества образования с точки зрения потребителя образовательных услуг. Предлагаются концептуальное представление общественного участия в оценке качества образования, обеспечение качества образования как реального социального и личностного заказа, оценивание качества удовлетворения образовательных запросов личности через исполнение общественных договоров.

The author touches upon philosophical, economic and legal aspects of the concept - quality of education from the point of view of a consumer of educational service. The article gives the conception of public, participation in evaluation quality, and it describes ways of providing qualitative education as real social and personal requirements and evaluating quality of satisfaction of educational demands through execution of public agreements.

Принципы управления качеством в соответствии с ISO 9000:2000 заключаются в ориентации на потребителя, что обязывает устанавливать такие взаимоотношения партнеров, которые помогают достигать своих целей. Позитивное управление качеством обеспечивает постоянное

ТРЕТЬЯКОВА Татьяна Васильевна - к.п.н., директор Центра аттестации и контроля качества образования РС(Я). г • ; > и'

повышение, совершенствование и улучшение общих показателей функционирования организации. Это достигается системным подходом к управлению: выявлением взаимосвязанных процессов, пониманием их сущности, что повышает производительность и эффективность деятельности.

Системный подход означает присутствие постоянной мониторинговой и аналитической деятельности, осуществление управления только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.