НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF QUALITY EVALUATION OF EDUCATION
Болотов В.А.
Вице-президент Российской академии образования, действительный член РАО Bolotov V.A.
Vice-president of Russian Academy of Education, academician of Russian Academy of Education
Аннотация. Дана целостная картина стратегических направлений развития оценки качества образования: внешняя оценка индивидуальных достижений школьников; оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений; оценка эффективности деятельности образовательных систем. Представлены перспективные направления дальнейших исследований в данной сфере.
Annotation. This article gives the complete picture of strategic directions of development of quality evaluation of education: an external estimation of individual pupils’ achievements; performance evaluation of activity of educational institutions; performance evaluation of activity of educational systems. It presents perspective directions of the further researches in the given sphere.
Ключевые слова. Оценка качества образования, единый государственный экзамен, оценка образовательных достижений учащихся, оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, оценка эффективности деятельности образовательных систем.
Keywords. Quality evaluation of education, unified state exam, the estimation of pupils’ educational achievements, performance evaluation of activity of educational institutions, performance evaluation of activity of educational systems.
«... мы...разработаем и введем новые требования к качеству образования... введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей....»
Из послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию в 2009 году
Проблемы качества образования и, соответственно, его оценки становятся одним из ведущих лейтмотивов при обсуждении состояния дел не только в образовании, но и в обществе в целом. Понимание того факта, что человеческий ресурс стал ключевым фактором в обеспечении развития, заставляет общество и власть уделять этому вопросу и в мире и в России все больше внимания.
Страны, входящие в ОЭСР, активно обсуждают результаты международных исследований PIRLS, TIMSS и PISA, посвященных проблемам качества общего образования. Ориентация на результаты образовательной деятельности начинает все активнее проявляться и в России - при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти на региональном и муниципальном уровнях, при введении новой системы оплаты труда учителя, при аттестации учителей и руководителей образовательных учреждений, в публичных отчетах о состоянии дел в образовании.
Оценка качества - одна из самых актуальных тем в дискуссиях, ведущихся в профессиональном образовательном сообществе. Отмечая практическую значимость существующих на сегодняшний день научных разработок в области оценки качества образования, приходится признать, что ещё слабо проработана концептуальная база исследований по ряду направлений оценки качества образования, отсутствует необходимая комплексность в подходах к измерительным процедурам, нет достаточно обоснованных критериев и показателей эффективности образования, фактически отсутствуют исследования, связанные с совершенствованием текущей проверки и оценки учебных достижений школьников, с перспективами перехода к новым системам оценивания.
В связи с этим ниже предпринята попытка описать задачи, стоящие перед российскими учеными, по стратегическим направлениям развития оценки качества образования: внешняя оцен-
ка индивидуальных достижений школьников; оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений; оценка эффективности деятельности образовательных систем.
В решении некоторых задач уже достигнут определенный прогресс, по некоторым даже не сформулированы гипотезы исследования.
1. Внешняя оценка индивидуальных достижений школьников
1.1. Основные направления исследований для совершенствования содержания государственной итоговой аттестации (единый государственный экзамен по завершению основной (полной) школы, экзамены по завершению основной школы)
Эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), обеспечивающего независимую оценку освоения школьной программы выпускниками старшей ступени общеобразовательной школы, начался в 2001 году. В штатный режим, после принятия соответствующего закона, ЕГЭ вошел в 2009 году. Эксперимент по организации независимой аттестации по завершению основной школы (ГИА-9) был начат в 2003 году и подходит к завершению. За время эксперимента была проведена значительная работа по совершенствованию контрольно-измерительных материалов и для ЕГЭ, и для ГИА-9.
На современном этапе целесообразно рассмотреть вопросы, связанные с преодолением узкой предметоцентричности, в том числе введение в экзаменационные материалы заданий, проверяющих функциональную грамотность школьников; заданий, в которых содержится избыточная или, наоборот, недостаточная для выполнения задания информация.
Одной из приоритетных является задача, связанная с анализом заданий ЕГЭ и ГИА-9 на предмет возможной дискриминации выпускников по гендерным и этническим признакам. Во всех странах, где введено национальное тестирование, этот вопрос находится в зоне постоянного внимания, в России в этом направлении сделаны лишь первые шаги.
Анализ результатов ЕГЭ по двум обязательным для всех выпускников школ России дисциплинам - математике и русскому языку - ставит вопрос о введении двух уровней оценки учебных достижений по этим предметам. Для математики: первый уровень - проверка функциональной грамотности; второй - проверка наряду с функциональной грамотностью степени владения математическими понятиями и способами рассуждений в объеме, необходимом для обучения на инженерных и естественнонаучных направлениях в вузе. Правомерность постановки этого вопроса вытекает из анализа результатов сдачи ЕГЭ выпускниками гуманитарных школ, школ с вечерней формой обучения. Для русского языка: первый уровень - проверка основных коммуникативных компетенций в рамках владения русским как государственным языком; второй - наряду с проверкой владения коммуникативными компетенциями проверяется знание основ филологических знаний, необходимых для обучения на гуманитарных направлениях подготовки в высшей школе. Особенно востребованным это нововведение может быть теми выпускниками, которые в домашней обстановке общаются на родном (не русском) языке.
Целесообразно допустить, что при введении экзаменов на двух уровнях результаты, полученные выпускниками при прохождении испытаний на первом уровне, используются при зачислении в учреждения высшего и среднего профессионального образования по их желанию.
По мере разворачивания ГИА-9 все более актуальной становится проработка вопросов преемственности требований, предъявляемых к выпускникам основной и старшей школы. Особенно важной эта проблема является для языковых предметов, где проверка отдельных коммуникативных компетенций может быть разделена между основной и старшей школой.
Далее, не вызывает сомнений необходимость исследований, связанных с использованием результатов ГИА-9 для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий учеников в старшей школе. Особенно актуальным это становится при переходе на старшую профильную школу.
Для обеспечения управленческих решений, направленных на повышение качества образования в старшей школе, необходимы исследования, позволяющие сопоставлять результаты сдачи экзаменов в рамках ГИА-9 и ЕГЭ. Сложность решения этой задачи связана с тем, что в настоящий момент структуры заданий по конкретным предметам в ЕГЭ и ГИА-9 зачастую не согласованы, используются разные методы шкалирования, отличаются процедуры. Вместе с тем уже сегодня в ряде регионов сопоставление результатов сдачи ЕГЭ и ГИА-9 одной и той же когортой школьников
используется для оценки эффективности деятельности педагогов старшей ступени общеобразовательной школы.
Правомерна также постановка вопроса о влиянии работы по тому или иному учебнометодическому комплекту (УМК) на результаты сдачи ЕГЭ и ГИА-9, однако в настоящее время для решения этой задачи в основном используются только статистические методы. Очевидно, что без учета ряда других факторов, в том числе квалификации педагогов, однозначные выводы о влиянии УМК сделать невозможно. Необходимы дополнительные исследования по изучению факторов, влияющих на успешность прохождения итоговых аттестаций.
1.2. Основные направления исследований в области оценки образовательных достижений учащихся начальной школы
В отличие от основной и старшей школы завершение обучения в начальной школе не связано с прохождением государственной итоговой аттестации, однако это не исключает введение независимой (в данном случае скорее не от школы, а от конкретного учителя) диагностики освоения «учебной грамотности», необходимой для успешного обучения в основной школе. Термин «учебная грамотность» используется для того, чтобы избежать в данном тексте сопоставления понятий «универсальные учебные действия», введенные в новом стандарте начальной школы; «учебная деятельность» по Эльконину-Давыдову или Занкову; «грамотность», проверяемая в международных исследованиях Р1КЬ8 и ТГМЗБ; широко используемые в образовательном сообществе терминов «метапредметные или надпредметные компетенции» зачастую с разным толкованием этих терминов и т.д. Сопоставление навыков, способностей и компетенций, явно или неявно стоящих за этими понятиями и терминами, требует отдельного исследования. Принципиально важно, что эта диагностика должна проверять не уровень освоения того или иного предмета, преподаваемого в начальной школе, а уровень готовности к успешному обучению в основной школе.
Диагностика владения «учебной грамотностью», как бы она не трактовалась, необходима не для квалификации (дисквалификации) детей, а для выстраивания индивидуальных траекторий обучения, позволяющих ликвидировать те или иные дефициты учащегося, мешающие успешной учебе в основной школе, и разработать соответствующие рекомендации учителям, ученику и его родителям. Хотя отдельные исследования в этом направлении уже ведутся, говорить об окончательном решении этой проблемы невозможно.
Говоря о начальной школе, необходимо обратить внимание на еще одно развивающееся направление исследований - стартовую диагностику умений и навыков детей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Хотя формально это направление не имеет отношения к оценке индивидуальных достижений школьников, без решения этой задачи нельзя говорить об управлении качеством образования в начальной школе, выстраивании индивидуальных образовательных траекторий в начальной школе и разработки соответствующих рекомендаций учителям, школьникам и их родителям.
1.3. Исследования, связанные с оценкой внеучебных и внепредметных достижений школьников
Одна из самых популярных тем, обсуждаемых в профессиональном сообществе,- это вопрос о том, что еще, кроме оцениваемого при прохождении ЕГЭ и ГИА-9 уровня освоения тех или иных школьных предметов, должно подлежать внешней оценке и использоваться при обсуждении прогресса и достижений учащегося. Некоторые ответы вроде бы очевидны - это результаты олимпиад, соревнований и конкурсов, проводимых внешними по отношению к конкретной школе организациями. Однако более внимательное рассмотрение этой темы показывает необходимость дополнительных исследований для определения перечня способностей и компетенций школьников, проверяемых в этих олимпиадах, конкурсах и соревнованиях. Кроме того, нуждается в изучении вопрос о доступности этих мероприятий всем школьникам России вне зависимости от места проживания и уровня доходов семьи. Важное значение вопрос доступности приобретает в случае учета результатов при зачислении в учреждения профессионального образования. В целом вопрос преференций при приеме в вузы должен быть связан с разработкой и других, отличных от существующих олимпиад, соревнований и конкурсов, моделей «внешнего портфолио». С точки зрения инженерных вузов представляет интерес вопрос о проверке уровня сформированности навыков
проведения опытно-экспериментальных работ, поскольку и ранее, и особенно после введения ЕГЭ в школах лабораторным работам уделяется все меньше внимания.
Вместе с тем не могут не тревожить появившиеся в последнее время предложения об организации внешней оценки уровня воспитанности и социализации школьников, их патриотизма, толерантности и т.д. Очевидно, что любое «лобовое» измерение наличия тех или иных человеческих ценностей и личностных характеристик может привести лишь к профанации, и без серьезных научных работ вводить какую-либо внешнюю оценку «достижений» школьников по этому направлению просто вредно.
2. Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений
2.1. Исследования, связанные с государственной аккредитацией
В продолжение начатой в предыдущем разделе темы об отсутствии каких-либо валидных методов массового оценивания индивидуальных характеристик личности можно утверждать, что вопрос о создании условий для формирования (выращивания) у конкретного школьника тех или иных личностных качеств должен стоять при проведении государственной аккредитации школ. В этой связи необходимы научные исследования по определению новых показателей государственной аккредитации образовательных учреждений, включающих, помимо оценки учебных достижений, индикаторы, позволяющие оценить эффективность деятельности школы по социализации и воспитанию учеников. Немаловажное значение должны приобрести и показатели, характеризующие деятельность школы по улучшению здоровья обучающихся. Особое значение проблема разработки новых показателей государственной аккредитации приобретает в связи с введением нового поколения общеобразовательных стандартов, во многом ориентированных не только на учебные достижения учащихся, но и на создание условий для личностного и когнитивного развития учащихся.
2.2. Исследования, связанные с внутришкольными системами оценивания
Введение новых стандартов, как уже отмечено выше, ставит особые задачи по созданию современных внутришкольных систем оценивания. Прежде всего, это связано с оценкой развития когнитивных способностей и личностных характеристик школьников. При этом необходимо отметить, что, несмотря на появившиеся в последнее время работы, в целом эта задача еще далека от решения. Совместно с командами школьных методистов необходимо продолжать исследования, связанные с измерением индивидуального прогресса учащихся и разработкой соответствующих методических рекомендаций учителям и учащимся. Актуальной остается задача по введению в школы методов формирующего оценивания. Несмотря на многолетнюю эмпирическую практику по введению внутришкольного портфолио, научно-методические исследования в этом направлении фактически отсутствуют.
2.3. Исследования по самооценке и общественно-профессиональной оценке школ
Международные исследования показывают, что введение грамотно организованной самооценки школ является одной из важнейших мер по повышению качества образования. В России в этом направлении сделаны лишь первые шаги. Исследований по этой проблематике крайне мало, хотя уже есть школы, которые отрабатывают различные методики самооценки. Введение самооценки позволяет школам проектировать свой «шаг развития» и дает основания для ежегодной публичной отчетности с анализом изменений в эффективности деятельности образовательного учреждения.
Нуждается в научно-методическом обосновании и существующая практика по общественнопрофессиональной оценке эффективности работы общеобразовательных учреждений.
3. Оценка эффективности деятельности образовательных систем
3.1. Международные мониторинги
Как уже отмечалось выше, во многих странах мира для оценки эффективности систем образования активно используются результаты международных мониторингов PIRLS, TIMSS и PISA. Россия - одна из немногих стран, которая регулярно принимает участие в этих исследованиях. Результаты, полученные в ходе исследований, используются для разработки предложений по кор-
ректировке содержания общеобразовательных программ. Однако для более глубокой содержательной интерпретации результатов PIRLS, TIMSS, PISA необходим вторичный анализ выполнения отдельных заданий тестов или вопросов анкет, применение новых методов для анализа данных, введение новых переменных для анализа тенденций, включение в исследования дополнительных выборок учащихся (например, отдельно 4 и 5, 9 и 10 классы, отдельные регионы), использование дополнительного инструментария, в частности расширенных анкет для учителей и родителей. И хотя отдельные работы в этом направлении уже ведутся, для управления качеством образования необходима разработка соответствующих методик для общеобразовательных школ, муниципальных и региональных систем образования. Необходимо также расширение работ по сопоставлению результатов исследований PIRLS, TIMSS, PISA с целью выяснения динамики освоения различных видов грамотности в основной школе.
3.2. Исследования, связанные с созданием российских мониторингов
Для оценки эффективности деятельности муниципальных и региональных образовательных систем, помимо углубленного анализа результатов международного мониторинга, естественно ставить вопрос об использовании как базы для мониторинга результатов ЕГЭ и ГИА-9. К сожалению, существующая административная практика интерпретации этих результатов зачастую сводится лишь к манипулированию средними баллами и выстраиванию соответствующих рейтингов. Этот подход не только ошибочен, но и может привести к неверным административным решениям, породить стремление школьных, муниципальных и региональных властей добиться повышения среднего балла любой ценой. Необходимы развернутые исследования по содержательной интерпретации результатов, получаемых в ходе ЕГЭ и ГИА-9.
При оценке состояния дел с изучением в школе конкретных предметов целесообразно разворачивать программу научных исследований по использованию в этих целях результатов, получаемых в ходе государственной аккредитации школ. Двадцать процентов всех школ ежегодно должны проходить эту процедуру и при соответствующей подготовке измерительных материалов, соблюдении соответствующих процедур и правильно организованной выборке школ можно делать вполне обоснованные выводы об уровне преподавания всех школьных дисциплин в данной образовательной системе. Аналогичные работы можно развернуть и для оценки состояния дел с формированием метапредметных компетенций.
3.3. Исследования по оценке эффективности деятельности образовательных систем
Помимо измерения учебных и внеучебных достижений школьников для оценки эффективности деятельности образовательных систем необходима организация социологических опросов, позволяющих оценить работу системы образования по воспитанию и социализации подрастающего поколения. Важнейшим направлением является разработка методик по использованию в целях оценки различных данных государственной статистики, а также информации, имеющейся в системе здравоохранения, органах внутренних дел. Соответствующие исследования уже ведутся, но задача полностью еще не решена.
Не менее важным направлением научных работ является разработка моделей ежегодной публичной отчетности региональных и муниципальных систем образования, включающей в том числе информацию о доступности качественного образования для различных категорий детей и подростков, данные о состоянии воспитательной работы.
Отдельного внимания заслуживает решение проблем, опосредованно связанных с проблематикой оценки качества образования, но влияющих на качество обучения в высшей школе. К этим проблемам можно отнести проблему прогностичности ЕГЭ с точки зрения успешности обучения в вузе; проблему дополнительных испытаний при приеме на высококонкурсные направления; проблему дополнительных испытаний при приеме на творческие специальности. Необходимо разворачивание работ по созданию тестовых материалов, носящих не предметный характер, а проверяющих уровень развития способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в высшей школе.