Научная статья на тему 'Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников'

Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ЕГЭ / СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотов Виктор Александрович, Ковалёва Галина Сергеевна

Данная статья посвящена теме управления качеством образования в России. Авторы приводят подробные сведения о системе оценке качества образования в стране, о международных исследованиях в этой области, выявляют основные проблемы в современной образовательной системе и предлагают практические пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт России в области оценки образовательных достижений школьников»

сайт http://in-exp.ru

Инновационные проекты и программы в образовании

2010/5

Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений

Зарегистрирован Комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации средств массовой информации ПИ №ФС77 - 28489 от 01 июня 2007 года

Редакционная коллегия: Кузнецов А. А.,

вице-президент РАО, академик, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Голоднова Л.В.,

директор Центра образования №641 имени Сергея Есенина г. Москвы, кандидат педагогических наук Янов О.В.,

кандидат химических наук, Заслуженный деятель техники и высоких технологий

Яшина Г.А., директор школы № 64 г. Москвы, кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ

Редакция:

Главный редактор Алла Сиденко Зам. главного редактора Ольга Кольцова Ответственный секретарь Елена Сиденко

Верстка Евгений Конобеев

ISSN 99999728

Адрес редакции: 140135, Московская обл., п. Никоновское, до востребования Сиденко A.C. Электронный адрес редакции: sidenko@in-exp.ru сайт http://in-exp.ru Учредители журнала: ООО «Инновации и эксперимент в образовании»

Рукописи не рецензируются и не возвращаются. Точка зрения редакции может не совпадать с точкой зрения авторов. Ответственность за достоверность информации, содержащейся в публикуемых материалах, несут авторы За авторство публикуемых материалов редакция ответственности не несет.

Подписанов печать 11.10.10. Формат бумаги 60x84/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. ТиражЮОО экз. Заказ№ 60. Отпечатано в типографии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. 107014, Москва, ул. Короленко, д. 2/23

© Сиденко A.C., Денисова J1.C.

Данная статья посвящена теме управления качеством образования в России. Авторы приводят подробные сведения о системе оценке качества образования в стране, о международных исследованиях в этой области, выявляют основные проблемы в современной образовательной системе и предлагают практические пути решения.

Болотов Виктор Александрович

кандидат физико-математических наук доктор педагогических наук вице-президент Российской академии образования Ковалёва Галина Сергеевна кандидат педагогических наук руководитель Центра оценки качества образования Российской академии образования г.Москва

ОПЫТ РОССИИ В ОБЛАСТИ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

Каковы современные пути и способы совершенствования управления качеством образования?

т

Ключевые слова: качество образования, содержание образования, оценка качества образования, ЕГЭ, стандарты общего образования, метапредметные результаты, международные образовательные программы, мониторинговые исследования, органы управления образованием.

В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Во многих международных документах, принятых разными странами мира, ведущим положением является опережающее развитие человека, образовательных систем в обществе и общественного интеллекта. Качество образования и качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В этих условиях создание системы оценки качества образования, обеспечивающей общество надежной информацией о состоянии и развитии системы образования, становится объективной необходимостью для совершенствования управления качеством образования: корректировки содержания образования, совершенствования образовательного процесса и, если нужно, изменения направления проводимой политики в области образования.

Одним из ведущих приоритетов национальной образовательной политики является создание общероссийской системы оценки качества образования (ОСО-

КО), включающей независимые объективные формы оценки и контроля. Для успешного управления образованием необходимы объективные данные о состоянии системы образования на различных уровнях и тенденциях ее развития.

Ниже представлена модель функционирования ОСОКО.

Модель функционирования общероссийской системы оценки качества образования

Министерство образования и науки Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Научные и исследовательские институты

Национальный доклад

Разработка методологических и научно-методических основ оценки образования и инструментария

аттестация выпускников

образ (

Информационно-аналитический центр

Аккредитация и лицензирование образовател ьных учреждений

Анализ состояния качества ■вания и тенденций изменений

Внешняя оценка

подготовки кадров

Единая база данных по оценке качества образования

РЕЗУЛЬТАТЫ и базы данных

В рамках создания ОСОКО значительная роль отводится совершенствованию системы оценки образовательных достижений учащихся.

В настоящее время в России оценка образовательных достижений учащихся осуществляется в ходе:

• государственной итоговой аттестации выпускников средней школы (11 класс) в форме единого государственного экзамена, ЕГЭ (Unified State Examination, USE);

• государственной итоговой аттестации выпускников основной школы (9 класс) в новой независимой форме (ГИА-9);

• международных сравнительных исследований;

• мониторинговых исследований федерального и регионального уровней;

• аккредитации образовательных учреждений;

• аттестации педагогических кадров;

• различных инновационных проектов, проводимых отдельными научными коллективами страны в исследовательских целях.

Хронология введения и участия России в международных и федеральных исследованиях оценки качества школьного образования

введению образовательных стандартов, ориентированных на новые образовательные результаты;

введению профильного обучения на старшей ступени школы,

переходу на нормативное бюджетное финансирование;

развитию общественного участия в управлении образованием.

PIRLS

PISA

2000

2003

2006

2009

TIMSS

1995

1999

2003

2007

ЕГЭ

2001

эксперимент

ГИА-9

2003

эксперимент

Рис. 2. Хронология введения в России независимой оценки качества образования

Единый государственный экзамен

Основным элементом, связанным с проведением комплексной реформы системы образования в России, которая ориентирована на повышение доступности, качества и эффективности образования, является единый государственный экзамен (ЕГЭ). Эксперимент по его введению начался в 2001 году.

С 2009 года ЕГЭ проводится централизованно на всей территории страны. На основе результатов ЕГЭ выдаются аттестаты о получении среднего общего образования и осуществляется прием во все вузы страны. Введение ЕГЭ способствует:

• созданию и развитию системы управления качеством образования на основе внешней независимой оценки;

В 2009 году в апреле-июле ЕГЭ проводился в 83 субъектах Российской Федерации и в 49 иностранных государствах (для школ при посольствах, военных частях Российской Федерации и др.). Проведение ЕГЭ в России осуществляет Федеральный центр тестирования. Общее число участников ЕГЭ в апреле-июне 2009 года около 1 млн. чел., а отдельных экзаменов на всех участников - более 3 млн. Для проведения ЕГЭ в 2009 году специалистами Федерального института педагогических измерений было подготовлено около 470 отдельных вариантов экзаменационных работ по 14 учебным предметам. По шести предметам экзаменационные материалы были переведены на шрифт Брайля для проведения ЕГЭ для детей с глубокими нарушениями зрения (слепых).

Экзаменационные материалы для выпускников 11 классов разрабатываются на основе образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования 2004 года. В них усилено внимание к оценке умений применять полученные знания в различных ситуациях, а также к оценке общеучебных и интеллектуальных умений, связанных с анализом, интерпретацией и обобщением информации, высказыванием оценочных суждений и аргументацией.

Результаты ЕГЭ 2009 года широко обсуждаются на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также в каждом образовательном учреждении, которое закончили выпускники или в которое поступили абитуриенты. Результаты ЕГЭ анализируются и представляются как по всей стране, так и в региональном разрезе по отдельным показателям. На основе проведенного анализа составляются аналитические отчеты и методические письма учителей, авторов об использовании результатов ЕГЭ в преподавании учебных предметов для широкого круга пользователей (учителей, методистов, авторов учебников и др.).

Результаты ЕГЭ начали использоваться регионами Российской Федерации для оценки качества образования в своем регионе и для принятия управленческих решений.

2009 штатный режим

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме

Второй инновацией, если говорить о значимости влияния на систему образования, является проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме (независимый от школы внешний экзамен). Данная форма экзамена организуется муниципальными, территориальными, окружными экзаменационными комиссиями, а не внутришкольными, как это было раньше. Формирование системы независимой оценки образовательных достижений выпускников основной школы (9 классов) началось в 2003 году в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

В 2009 году государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов в новой форме проводилась по 9 общеобразовательным предметам. Экзаменационные материалы разрабатывались на основе стандартов основного общего образования 2004 года специалистами Федерального института педагогических измерений. Практически все субъекты Российской Федерации (80 из 83) в 2009 году начали проводить экзамен за курс основной школы в новой форме. Общий охват выпускников превысил 95% и составил около 1.5 млн. человек.

Данные эксперимента показывают, что новая система оценки образовательных достижений выпускников основной школы дает объективные и надежные результаты и способствует профессиональной ориентации учащихся при переходе на старшую ступень средней школы. Новая форма независимой оценки качества подготовки выпускников 9 классов становится неотъемлемой частью региональных систем оценки качества образования, создаваемых в рамках комплексного проекта модернизации образования.

Международные сравнительные исследования

Российская академия образования совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации начиная с 1988 года ведут исследования по сравнительной оценке образовательных достижений школьников в России в рамках международных проектов, а также общероссийских исследований, которые проводятся на представительных выборках, сформированных для международных исследований.

Международные исследования (PIRLS, TIMSS и PISA)1, проводимые Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) и Организацией экономического сотрудничества и развития - OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development), позволяют оценить состояние и тен-

1 PIRLS - Международное исследование прогресса в области грамотности чтения (Progress in International Reading Literacy Study), TIMSS - международное исследование тенденций в математическом и естественнонаучном образовании (Trends in Mathematics and Science Study), PISA -Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment).

денции развития общего образования в странах мира, выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школах разных стран, а также оценить качество общего образования в России с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом. В 2006-2009 годах в названных международных исследованиях участвовало более 60 стран мира.

По данным исследования PIRLS в 2006 году российские школьники 4 классов (выпускники начальной школы) продемонстрировали самые высокие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты (см. таблицу 1). В 2006 году показатели России улучшились как по сравнению со средними международными показателями, так и по отношению к российским показателям 2001 года. К 2006 году 61% российских четвероклассников достигли высокого и повышенного уровней понимания текстов. Зафиксированы позитивные изменения в способностях российских школьников. Важно отметить существенный прирост результатов по группе умений находить информацию в тексте, формулировать выводы, интерпретировать, обобщать информацию и анализировать, оценивать содержание текста. Высокие результаты российских школьников можно объяснить, рассматривая в комплексе все изменения, которые произошли в системе начального образования и в стране в целом.

Результаты исследований в области математического и естественнонаучного образования (TIMSS 1995,1999,2003 и 2007 годов) показывают, что уровень подготовки школьников 4 и 8 классов по естественно-математическим предметам устойчиво превышает средние международные показатели. Российские школьники не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира. Исключение составляет лидирующая в мире группа стран Юго-Вос-точной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур).

Вместе с тем уже в этих исследованиях было выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями, российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме.

Значительные изменения приоритетов в школьном образовании в мире за последние годы (переориентация на компетентностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и др.) нашли отражение в международной программе PISA. В исследовании PISA оценивается способность выпускников основной школы (15 летних обучающихся) применять полученные в школе знания и умения в ситуациях личностно и социально значимых, выходящих за пределы чисто учебных (оценивается грамотность чтения и понимания текстов, математическая и естественнонаучная грамотность).

Результаты данного исследования в 2006 году показали, что по всем направлениям, которые эксперты

Таблица 1

Основные результаты исследования Р1Р1_5-200б (страны, результаты которых превысили средние международные)

Класс, в кото- Средний возраст

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Страны Средний балл ром проводилось тестиро- Индекс развития**

вание

Россия 565 4 10,8 0,797

Гонконг 564 4 10 0,927

Канада, Альберта 560 4 9,9 0,950

Сингапур 558 4 10 0,916

Канада, Британская Колумбия 558 4 9,8 0,950

Люксембург 557 5 11 0,945

Канада, Онтарио 555 4 9,8 0,950

Италия 551 4 10 0,940

Венгрия 551 4 10,7 0,869

Швеция 549 4 11 0,951

Германия 548 4 10,5 0,932

Нидерланды 547 4 10 0,947

Бельгия (фл.) 547 4 10 0,945

Болгария 547 4 11 0,816

Дания 546 4 10,9 0,943

Канада, Нова Скотия 542 4 10 0,950

Латвия 541 4 11 0,845

США 540 4 10 0,948

Англия 539 5 10,3 0,940

Австрия 538 4 10 0,944

Литва 537 4 10,7 0,857

Китайский Тайбэй 535 4 10 0,910

Канада, Квебек 533 4 10,1 0,950

Новая Зеландия 532 4,5-5,5 10 0,936

Словакия 531 4 10,4 0,856

Шотландия 527 5 10 0,940

Франция 522 4 10 0,942

Словения 522 3 или 4 10 0,910

Польша 519 4 9,9 0,862

Испания 513 4 10 0,938

Израиль 512 4 10,1 0,927

Исландия 511 4 10 0,960

Р^ЬБ среднее международное 500 -

стран-участниц признали главными для формирования функциональной грамотности, российские учащиеся 15-летнего возраста, заканчивая основную школу, значительно отстают от своих сверстников из большинства развитых стран мира.

Выводы о недостаточном уровне сформированное™ общеучебных и коммуникативных умений российских школьников подтверждаются отечественными специалистами по результатам эксперимента по модернизации содержания и структуры общего образо-

вания (2001-2004 г.г.), ЕГЭ, а также итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме.

Сравнение результатов России с другими странами явно показывает отличие приоритетов отечественного общего образования от приоритетов, характерных для многих стран. Результаты международного исследования учебных достижений школьников ЛМЭЭ свидетельствуют, что уровень предметных знаний и умений российских восьмиклассников не ниже или превышает уровень учащихся многих стран, которые в исследо-

ваниях PISA показали существенно более высокий уровень умения применять свои знания в ситуациях, отличных от учебных (например, Финляндия, Нидерланды, Канада, Австралия, Чешская Республика, Венгрия, Новая Зеландия, Швеция и др.). Это говорит о том, что в настоящее время, обеспечивая учащихся значительным багажом предметных знаний, российская система образования не способствует развитию у них умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и решать творческие задачи.

Одна из причин этого явления - крайности в реализации академической направленности российской школы, перегруженность программ и учебников, ориентация учебного процесса на изучение содержания отдельных предметов.

Стандарты общего образования

Современное развитие общества требует нового понимания качества образования. Человек обучаемый стал более востребован, чем человек обученный. Не пассивный энциклопедический запас знаний стал определять успешность человека, а его способность использовать знания и инновации. Качество образования стало рассматриваться как ресурс социализации и самореализации учащихся. Повышается внимание к оценке уровня воспитания и здоровья подрастающего поколения.

В действующих в настоящее время образовательных стандартах 2004 года усилено внимание к формированию общеучебных умений и использованию приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Однако этого недостаточно. Необходимо, сохраняя лучшие традиции российского образования, переориентировать его на новые образовательные результаты, отражающие не только освоение предметного содержания (знаний и умений, опыта творческой деятельности и др.), но и овладение метапредметными умениями (способами деятельности, применимыми как в обучении, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях), а также включающие личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.). Именно в данном направлении ведутся работы Российской академией образования по созданию образовательных стандартов второго поколения.

Достигнуть нового качества образования, т.е. решить не востребованные ранее задачи, можно только комплексным путем, найдя новые подходы к отбору содержания образования, совершенствованию образовательного процесса и обновлению системы оценки образовательных достижений и качества образования.

Новые российские стандарты общего образования, введение которых запланировано в 2010 году, призваны найти пути решения этих задач. Они определяют требования к результатам освоения основных образовательных программ и предусматривают распределение ответственности за данные результаты между системой образования, образовательными учреждениями и учащимися. В связи с этим они устанавливают:

• ориентиры развития системы образования, определяющие основные направления образовательной политики. Ответственность за реализацию этой политики несет, главным образом, система образования (федеральная, региональные и муниципальные);

• рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса, ответственность за выполнение которых несут, главным образом, образовательные учреждения;

• общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников, в том числе - подлежащих и не подлежащих итоговой оценке.

Поэтому основными направлениями оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности:

• образовательных систем (общероссийской, региональной и муниципальной);

• образовательных учреждений и педагогов;

• обучающихся.

Система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в новых стандартах, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и регулирования системы образования и призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения междисциплинарных программ (прежде всего - программы формирования универсальных учебных действий) и учебных программ по отдельным предметам.

Хронология развития российского стандарта общего образования

Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:

• комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

• использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

• оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-дея-тельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических задач;

• оценка динамики образовательных достижений учащихся;

• сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

• комплексное использование процедур итоговой оценки и аттестации учащихся и мониторинговых исследований состояния и тенденций развития системы образования;

• уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария, а также к представлению данных;

• использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

• использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.;

• использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.

На итоговую оценку в начальной школе, результаты которой используются при принятии решения о возможности или невозможности продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты. Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учеб-но-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний, средствами учебных предметов, в том числе - основанными на формируемых метапредметных действиях.

Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода мониторинговых исследований.

На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике, а также овладение речевыми метапредметными действиями, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией.

Мониторинговые исследования федерального и регионального уровней

Принципиально новыми исследованиями образовательных достижений школьников, которые начала проводить Российская академия образования совместно с Федеральным институтом педагогических

измерений в 2007-2009 годах, являются проекты по стартовой диагностике готовности учащихся к обучению на отдельных этапах обучения и выявлению динамики образовательных достижений.

Примером такого исследования является проект по изучению готовности первоклассников к обучению в школе. В ходе данного проекта обследовано более 36 тысяч первоклассников из образовательных учреждений 8 регионов страны. Собрана информация об уровне познавательного развития учащихся, сформированное™ предпосылок овладения грамотой и математикой, наличии учебных навыков и др.

Продолжением проекта является изучение готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе. При обследовании более 11 тысяч учащихся 5 класса в начале их обучения в основной школе диагностировались их знания и умения, которые являются основой для успешного продолжения обучения в основной школе (по математике и русскому языку). Одновременно оценивались общеучебные умения, способность к самостоятельной организации учебной деятельности, мотивация и способность вступать в предметную коммуникацию и др.

В обоих проектах исследовалась ситуация в семье (социально-экономический статус семьи и поддержка обучения в школе), состояние здоровья ребенка и некоторые другие факторы.

Данные, полученные в ходе этих исследований, позволяют на региональном уровне принимать решения об организации индивидуальной поддержки каждого ребенка, повысить эффективность деятельности педагогов в организации полноценного учебного процесса, направленного на развитие каждого ученика. Результаты исследований стали учитываться при оценке деятельности педагогов и образовательных учреждений.

Наряду с научно-практическими мерами ряд организаций, основываясь на опыте Федерального института педагогических измерений, реализуют мероприятия по оценке качества образования на условиях оказания услуг по заказам регионов.

Целями такой деятельности являются:

• содействие формированию в России системы независимой оценки качества образования;

• содействие органам управления образованием субъектов Российской Федерации в решении административных и учебно-методических задач управления качеством образования;

• развитие методик и технологий образовательного тестирования;

• популяризация различных аспектов оценки качества образования.

Начиная с 2007 года, сформировались три программы мероприятий, которые проводятся в 20 регионах страны.

1. Мониторинг образовательных достижений учащихся. Особое внимание в рамках данного направления уделяется контролю общеучебных умений, навыков и видов познавательной деятельности на материале конкретных предметов. Мониторинг в начальной, основной и средней школе проводится по 4 направлениям - математике, русскому языку, естественным и со-циально-гуманитарным наукам.

2. Экспертиза канества подготовки выпускников при государственной аккредитации общеобразовательных учреждений. Инструментарий для организации тестирования нацелен на оценку достижения государственного стандарта общего образования 2004 года.

3. Контроль готовности к государственной итоговой аттестации. Мероприятия проводятся по двум направлениям:

• подготовка к государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме;

• подготовка к единому государственному экзамену.

Тесты, специально разработанные в соответствие с принятыми моделями прохождения учебных программ и с учетом спецификаций экзаменационных работ по предметам, логично завершают изучение крупных тематических блоков, позволяют осуществлять эффективный педагогический контроль и при необходимости оперативно организовать систему компенсаторных педагогических мероприятий.

Результаты проводимых мероприятий по оценке качества образования могут быть использованы для определения эффективности работы региональных систем образования и систем повышения квалификации работников образования, а также направлений их оптимизации; управления качеством образования; аттестации педагогических кадров и аккредитации образовательных учреждений.

Кроме указанных выше программ, в России проводятся и другие перспективные исследования в области оценки учебных компетентностей учащихся начальной школы и углублённого анализа результатов участия российских школьников в международных сравнительных исследованиях.

Мониторингучебно-предметных

компетенций учащихся начальной школы

Одной из актуальных задач в области современного измерения школьных достижений является сближение оценивания с образовательной практикой. Именно эту задачу по созданию механизма обратной связи для учителя и пытается решить группа российских специалистов, разрабатывающая инструментарий мониторинга учебно-предметных компетенций учащихся начальной школы.

Данный инструментарий опирается на достижения российской педагогической психологии, связанные с научной школой Л.С. Выготского. В основу инструмента положено понимание образовательного процесса как «культурного развития».

Разработчики инструментария сосредоточились на процессе присвоения культурных средств, способов мышления и действия как ведущем содержании школьного образования.

Инструментарий ориентирован на оценку у младших школьников нескольких видов «грамотности», связанных с освоением деятельностного содержания в рамках основных учебных дисциплин, таких, как математическая, естественнонаучная, языковая, учебная грамотности, а также грамотность чтения художественных и информационных текстов.

К комплекту измерительных материалов прилагаются анкеты для сбора дополнительных данных об условиях обучения и характеристиках образовательного процесса путем опроса учащихся, учителей, родителей и администрации школы.

С 2006 года по настоящее время инструментарий прошёл апробацию в 12 субъектах Российской Федерации с участием около 2,5 тыс. учеников начальной школы. В настоящее время завершается международная экспертиза инструментария. Работы ведутся в рамках программ Центра международного сотрудничестве по развитию образования.

Результаты мониторинга позволяют оценивать как индивидуальную успешность ученика, так и группу учащихся. В свою очередь, указанные возможности инструментария дают возможность учителю объективно фиксировать результаты своего труда, а также совершенствовать и развивать свою педагогическую практику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Углублённый анализ результатов международных сравнительных исследований качества образования PIRLS и PISA

Международные сравнительные исследования качества образования PIRLS и PISA, проведенные в 2006 году, позволили выявить важную особенность подготовки российских школьников в области грамотности чтения. В PIRLS-2006 российские учащиеся 4-го класса продемонстрировали высокие результаты по чтению. Россия возглавила группу стран-лидеров исследования.

В тестах PISA-2006, проверяющих функциональную грамотность 15-летних учащихся, результаты России существенно ниже среднего показателя по странам ОЭСР и по грамотности чтения, и по математической, и по естественнонаучной грамотности -37-40 место среди 57 стран-участниц. Таким образом, можно зафиксировать снижение качества учебных достижений школьников после перехода из начальной школы в основную. Поэтому, чтобы повысить качество образования и обеспечить равенство доступа к нему всех детей, необходимо ответить на вопросы: «Почему грамотность чтения российских девятиклассников ниже, чем четвероклассников?», «Почему разные школы показывают разные результаты в PIRLS и PISA?».

Задача ответить на эти вопросы была поставлена в проекте, посвященном углублённому анализу результатов международных исследований PIRLS и PISA, который осуществляется Центром международного сотрудничестве по развитию образования, в партнёрстве с Государственным университетом -Высшей школы экономики. В результате углубленного анализа результатов PIRLS и PISA и дополнительных качественных исследований определяются особенности отечественной системы образования на фоне наиболее эффективных образовательных систем и в контексте стран с близким социально-экономическим потенциалом; выявляется динамика грамотности чтения на разных ступенях образования; устанавливаются причины разрыва в уровне достижений в чтении в различных образовательных учреждениях; описываются наиболее эффективные педагогические практики; и разрабатываются стратегии и программы помощи школам и педагогам.

Информационной базой для исследования служит массив данных Р1И^З и Р1ЭА результаты дополнительного тестирования на разных ступенях обучения и качественных исследований в школах разных регионов России.

Адресатами рекомендаций и разработок, проводимых в ходе проекта, являются педагоги, как в России, так и в странах, переживающих этап трансформации национальных систем образования, руководители органов управления образованием всех уровней, а также те, кто вырабатывает политику в области образования.

Институциональный потенциал российской системы оценки качества образования

Работа по созданию элементов общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) ведется в рамках федеральных программ и национального проекта по комплексной модернизации образования. Более половины регионов страны активно создают региональные системы оценки качества образования, участвуя в системе сравнительных исследований качества, проводимых на федеральном уровне, а также организуя свои независимые мониторинговые исследования.

Организация ОСОКО предполагает активное использование существующих организационных структур, механизмов и процедур: единого государственного экзамена, экспертизы и сертификации, аккредитации, мониторинговых исследований, диагностических обследований, сбора статистических данных - при условии их модернизации в соответствии со стратегией развития общероссийской системы оценки качества образования. Ниже приводится схема действующих элементов ОСОКО.

Министерство образования и науки Российской Федерации формулирует приоритеты в области обра-

зования посредством государственного образовательного стандарта.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет контрольно-надзорные мероприятия в регионах Российской Федерации в целях обеспечения доступа молодых людей к качественному образованию, а также проводит аккредитацию и лицензирование вузов. В нее входят четыре структурных элемента, ориентированных на специальные задачи в сфере оценки качества образования:

Федеральный институт педагогических измерений разрабатывает стандартизованные проверочные материалы, а также осуществляет подготовку специалистов в области оценки качества образования для организации и проведения оценочных мероприятий.

Федеральный центр тестирования осуществляет технологическое и информационное обеспечение организации и проведения единого государственного экзамена в России.

Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования принимает участие в организации и проведении международных сравнительных исследований качества образования (PIRLS, TIMSS, PISA, CIVIC, SITES) в России, участвует в разработке научно-мето-дического обеспечения единого государственного экзамена и в разработке системы оценки достижения образовательных стандартов второго поколения.

Кроме этого, в научно-методическое обеспечение ОСОКО включены федеральные и региональные научные исследовательские институты, а также региональные службы по надзору и контролю в сфере образования и центры оценки качества образования.

Схема действующих элементов ОСОКО

Общероссийская система оценки качества образования создается с целью совершенствования контроля и управления качеством образования в России, а также обеспечения всех участников образовательного процесса и общества в целом информацией об уровне образовательных достижений.

Считаем, что создание общероссийской системы оценки качества образования в образовании будет способствовать достижению следующих общезначимых целей:

• обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;

• обеспечение единого образовательного пространства;

• повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству);

• принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней;

• формирование национального экспертного потенциала;

• создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области педагогических измерений и оценки качества образования.

Статья посвящена народному образованию Финляндии. Авторы рассказывают о ступенях 12-летнего всеобщего образования, уделяя внимание особенностям каждой из ступеней.

Кайса Хууско

Преподаватель финского языка на кафедре общего и финно-угорского языкознания ГОУ ВПО Удмуртский государственный университет Корепанова Алевтина Аркадьевна

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №97 с полным днем пребывания детей» г. Ижевск

Финляндия расположена на севере Европы между 60-й и 70-й параллелями широты. Четверть ее территории лежит к северу от полярного круга. Её соседи Швеция, Норвегия, Россия. Омывается водами Ботнического и Финского заливов Балтийского моря. Берега Ботнического и Финского заливов Балтийского моря низкие, часто со шхерами. Преобладают холми-сто-моренные равнины с многочисленными выходами скальных пород. На северо-западе - восточная оконечность Скандинавских гор, высота до 1365м. Общая площадь: 338 ООО квадратных километров, из которых 10% покрыто водой и 69% лесом; 187 888 озер площадью больше 500м2 и 179 584 островов; самая высокая точка гора Халти почти на границе с Норвегией 1328м, самая длинная река Кемийоки в Лапландии 483км.

В 2004 году население Финляндии составило 5 237 000 человек, 2 562 000 мужчин и 2 675 000 женщин. Средний возраст мужчин 38,7 лет, женщин 41,8 лет. 100-летний рубеж перешли 44 мужчины и 307 женщин, как и в других странах Европы население Финляндии продолжает стареть. 67% живет в городах, 33% живет в сельской местности. Около миллиона человек живет в регионе Хельсинки - Эспоо - Вантаа. В Финляндии живет около 6 500 саамов. Русскоязычных около 20 тысяч человек.

На протяжении многих лет остается незыблемым первенство Финляндии в образовании школьников. По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Финляндия признана лучшей страной для получения школьного аттестата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.