Научная статья на тему 'Единый государственный экзамен как критерий качества образования'

Единый государственный экзамен как критерий качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
432
47
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Единый государственный экзамен как критерий качества образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2008, №1

РЕЦЕНЗИИ

Единый государственный экзамен как критерий качества образования

Общество вступило в новый этап своего развития, на котором качество образования станет одним из главных факторов повышения уровня благосостояния человека. При этом система образования перестраивается (модернизируется), чтобы решить задачу формирования свободной, самостоятельной и успешной личности, способной к активной и экономически эффективной деятельности. Новые условия предполагают целесообразность и необходимость внедрения системы объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний, одним из основных элементов которого является единый государственный экзамен.

Необходимо отметить, что эксперимент по введению единого государственного экзамена в нашей республике начался ещё в 2001 г. и накоплен определённый опыт организационного и содержательного характера. Сегодня единый государственный экзамен как реальная система объективного, независимого контроля качества знаний действительно представляет интерес для всех субъектов образовательного сообщества. Для общества важно понимание нормативно-правовых основ данного эксперимента, его общих механизмов, осмысление его результатов.

По проблеме обеспечения качества образования с разных позиций выпущено много трудов. Но среди работ, раскрывающих ее с организационно-педагогических позиций, представляет интерес монография Т.В. Третьяковой «Организационно-педагогические основы государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия) в форме единых государственных экзаменов», выпущенной ЯНЦ СО РАН в 2007 г.

Ценность данного труда заключается в том, что в нем проанализирована научно-методическая сущность понятия «качество образования», рассмотрен процесс управления качеством образования. Дается сравнительный анализ обеспечения качества педагогического про-

цесса в системе управления образованием. Показаны методологический и исторический ракурсы функционирования в системе образования нашей страны инспектирования, других форм контроля, аттестации и т.д. На основе анализа системы контроля и управления качеством образования в соответствии с государственными документами, раскрывающими их пути и механизмы, автор показывает эволюцию становления данного процесса.

В монографии представлены основные стратегические задачи Министерства образования и науки РФ в преддверии функционирования ЕГЭ в повседневной практике российского образования, приведены нормативные, методические и инструктивные обоснования организации и проведения ЕГЭ в РС (Я), общая статистика эксперимента, анализ результатов по предметам. К достоинству работы следует отнести то, что автором довольно глубоко и всесторонне проанализирован материал оценки и аттестации качества образования с организационно-управленческих позиций. Систематизирован, обобщен материал, содержащий законы, распоряжения, положения правительства страны об осуществлении контроля в области образования. Изучен и представлен целостно мониторинг качества образования в проанализированной концепции. Изучение всей системы контроля качества образования подводит Татьяну Васильевну к определению единого государственного экзамена как современной технологии независимой оценки качества знаний каждого отдельного ученика.

Раскрывая содержание государственной аттестации образовательных учреждений, автор останавливается на ЕГЭ - новой форме аттестации выпускников общеобразовательных учреждений. Автором рассмотрены организационные вопросы проведения единого государственного экзамена как современной технологии независимой оценки качества индивидуальных учебных достижений учащихся, перспективы использования данных в

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. №1

75

РЕЦЕНЗИИ

практике управления качеством образования в системе образования. Справедливо подчеркивается, что введение единых государственных экзаменов дает реальную возможность совмещения государственной аттестации выпускников средних школ и вступительных экзаменов в профессиональные учебные заведения. Несомненно, оно способствует широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере.

На основании изучения, анализа научно-педагогической литературы, собственной практической деятельности Т.В.Третьякова справедливо отмечает, что достижение объективных результатов при осуществлении мониторинговых исследований возможно только при обеспечении стандартизации процедур на всех этапах и по отношению ко всем объектам мониторинга, представительности выборки и единства взаимосвязанности измерительных шкал. Такими качествами, по мнению автора, обладает единый государственный экзамен. На основе анализа результатов ЕГЭ автор отмечает, что к настоящему времени получены достаточно объективные данные по оценке индивидуальных достижений выпускников общеобразовательных школ, позволяющие установить средний уровень учебных достижений российских школьников, дифференцировать абитуриентов по степени подготовленности к обучению в вузах. Также качественные результаты единого государственного экзамена коррелируют с результатами международных исследований и мониторинга, проводимого в рамках федерального эксперимента по определению структуры и содержания общего образования.

Интересны приведенные в монографии результаты шестилетней практики федерального эксперимента о системе независимой оценки индивидуальных учебных достижений учащихся при помощи единых стандартизированных измерений качества образования. Несомненно, данный процесс способствовал не только созданию системы контрольно-измерительных материалов разного типа, но и расширению использования новых информационных технологий в системе образования.

Далее автором отмечается зафиксированный рост числа выпускников, поступающих в вузы, особенно из сельской местности. Действительно, расширение эксперимента привело к возникновению новых возможностей для выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов в реализации конституционных прав на равный доступ к образованию. Заслуживает внимания прогноз автора по результатам анализа итогов эксперимента о том, что представление полной конкурсной информации и результатов зачисления должно привести к большой информированности, большей прозрачности процесса конкурсного приема и повышения доверия к нему граждан. При этом в монографии автором правильно рассматривается вопрос создания единой методической и организационной базы для работы с абитуриентами.

Имеют большую ценность приведенные в монографии нормативное, методическое и инструктивное обоснование организации проведения ЕГЭ в Республике Саха (Якутия), общая статистика, технологическое обеспечение эксперимента, сравнительные данные результатов единых государственных экзаменов по 13 предметам по Республике Саха (Якутия) и по Российской Федерации. Дополнительно включенные статистические данные о качестве выполнения работ по предметам, заключения экспертных комиссий о недостатках в подготовке выпускников к ЕГЭ и другие представляют богатый материал для продолжения научных исследований по проблеме повышения качества образования.

Анализ данных эксперимента по введению ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) позволил сделать автору выводы о том, что проведение единого государственного экзамена позволило получить в целом объективную картину состояния общего образования, выявлены тенденции (позитивные и негативные) в состоянии общеобразовательной подготовки выпускников школ. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем глубже остановились на содержании и характере заданий ЕГЭ по отдельным учебным предметам, чтобы по ним можно было бы судить не только о работе памяти ученика, но и его потенциальных личностных возможностях и способностях.

Д.А. Данилов, д.п.н., профессор, член-корр. РАО

76

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2008, №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.