Научная статья на тему 'Единый государственный экзамен как индикатор качества обучения'

Единый государственный экзамен как индикатор качества обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ACT "CONCERNING EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION" / USE / EDUCATION QUALITY / EFFICIENCY / CONTROLLING AND CHECKING MATERIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Евдокия Павловна

В статье рассмотрены изменения, внесенные в новый закон «Об образовании в Российской Федерации», проанализированы проблемы, имеющиеся при сдаче единого государственного экзамена, отмечены нововведения в 2013 г., указаны причины и предложены пути совершенствования организации итоговой аттестации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED STATE EXAMINATION AS AN INDICATOR OF THE EDUCATION QUALITY

The article deals with changes introduced in the new version of the act “Concerning education in the Russian Federation”. The author analyzes issues occurring during the Unified State Examination, considers introductions of 2013 and suggests improvements of the final examination.

Текст научной работы на тему «Единый государственный экзамен как индикатор качества обучения»

УДК 371.274I276

Никифорова Евдокия Павловна

Nikiforova Evdokia Pavlovna

доктор педагогических наук, профессор, заместитель министра образования Республики Саха (Якутия) dom-hors@mail.ru

D.Phil. in Education Science, Professor, Deputy Minister of Education of the Republic of Sakha (Yakutia) dom-hors@mail.ru

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН КАК ИНДИКАТОР КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

UNIFIED STATE EXAMINATION AS AN INDICATOR OF THE EDUCATION QUALITY

Аннотация:

Summary:

В статье рассмотрены изменения, внесенные в новый закон «Об образовании в Российской Федерации», проанализированы проблемы, имеющиеся при сдаче единого государственного экзамена, отмечены нововведения в 2013 г., указаны причины и предложены пути совершенствования организации итоговой аттестации.

The article deals with changes introduced in the new version of the act “Concerning education in the Russian Federation”. The author analyzes issues occurring during the Unified State Examination, considers introductions of 2013 and suggests improvements of the final examination.

Ключевые слова:

ЕГЭ, закон «Об образовании в Российской Федерации», качество образования, эффективность, контрольно-измерительные материалы.

USE, act "Concerning Education in the Russian Federation", education quality, efficiency, controlling and checking materials.

Keywords:

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев в одном из своих выступлений отметил, что «единый государственный экзамен - это серьезно и надолго. Он, по всей вероятности, потребует довольно существенных корректировок по методике его исполнения».

Указом Президента Российской Федерации № 1199 от 21 августа 2012 г. утвержден перечень показателей эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Если в 2011 г. критериев эффективности было 42, то в 2012 г. они сокращены до 12 основных показателей, среди которых «Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений». К сожалению, в 2012 г. выпускники якутских школ показали низкие результаты по ряду предметов, что отразилось на общих показателях республики.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) «Об итогах социальноэкономического развития РС (Я) за первое полугодие 2012 г. и основных задачах до конца года» Министерству образования Республики Саха (Якутия) поручено определить меры ответственности для руководителей общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия) с учетом результатов сдачи выпускниками общеобразовательных учреждений единого государственного экзамена и внести соответствующие изменения в критерии оценки и целевые показатели эффективности работы учреждений и в положение об оплате труда.

Президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов поручил главам муниципальных образований обеспечить успешную сдачу единых государственных экзаменов. Поставлена задача войти в «десятку» лучших регионов по критериям эффективности.

Как известно, принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который вступит в силу 1 сентября 2013 г. Он заменил два базовых закона: «Об образовании» 1992 г. и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 г. Принятый двадцать один год назад закон Российской Федерации «Об образовании» в настоящее время не может в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в системе образования. В последнее время обозначился разрыв между субъектами образовательной практики и ее законодательным обеспечением в связи с широкомасштабными модернизационными процессами. Новый закон учитывает российский опыт развития, закрепляет передовые практики и задает новые векторы развития образования. В законе «Об образовании» главным субъектом является человек и создание комфортных условий для его всестороннего и гармоничного развития.

В новом законе ГИА и ЕГЭ впервые выделены в отдельную статью «Итоговая аттестация» (ст. 59). Право выбора формы итогового экзамена (единый государственный экзамен или

выпускной экзамен) сохранено для обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Пунктом 12 статьи 59 закона закреплено право граждан, изучавших родной язык, на прохождение государственной итоговой аттестации по родному языку и литературе. В республике в

2012 г. впервые 82 выпускника сдали совмещенный экзамен по якутскому языку и литературе. Проводится работа по введению итоговой аттестации в форме еГэ для выпускников, изучавших эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский, чукотский языки.

Новое в ЕГЭ.

Принципиально новым является то, что срок действия сертификата ЕГЭ увеличен с 1 года до 4 лет, следующих за годом получения сертификата. Но так как закон вступает в силу только 1 сентября 2013 г., выпускники текущего учебного года сдают ЕГЭ согласно закону «Об образовании» 1992 г., то есть сертификаты нынешних выпускников действительны 2 года.

В новом законе приняты изменения в статье о приеме в вузы. В части, касающейся преимуществ при поступлении в высшее учебное заведение, появился дополнительный пункт -право на обучение за счет государства на подготовительных отделениях образовательных организаций. Если раньше этим правом могли воспользоваться только военнослужащие-контрактники, то в новом законе право на бесплатное обучение в подготовительных отделениях имеют дети-сироты, дети-инвалиды, дети, имеющие только одного родителя-инвалида, дети военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей и другие категории льготников. В период приемной кампании им также будет предоставлено преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Без вступительных испытаний в вузы будут зачислены, как и сейчас, победители и призеры всероссийской олимпиады школьников, члены команд международных олимпиад. Чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр смогут поступить без экзаменов по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта. Сохранилось право творческих вузов на собственные конкурсы и экзамены.

Как и раньше, аттестат выпускники получают, если успешно сдают обязательные ЕГЭ по русскому языку и математике. На наш взгляд, необходимо подчеркнуть, что Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному собранию РФ особо отметил роль фундаментального математического образования, при этом, по его мнению, необходимо не забывать о русском языке, литературе и истории.

Новые направления еГэ.

Единый государственный экзамен совершенствуется с каждым годом, и в ближайшее время будет реализовываться по трем направлениям:

- сдача ЕГЭ по информатике на компьютере;

- обязательный ЕГЭ по иностранному языку с включением в задания устной части;

- сдача экзаменационных тестов не в школах, а на площадках независимых центров.

ЕГЭ стал основным критерием при прохождении аттестации учителями. В 2012 г. из

4 736 педработников нашей республики, проходивших аттестацию, 94 учителя не прошли ее. Основная причина - низкие результаты ЕГЭ.

На расширенной коллегии Министерства образования Республики Саха (Якутия) в августе 2012 г. рассматривался вопрос повышения качества образования, в том числе и по переходу на компьютеризированную форму проведения ЕГЭ и ГИА-9 в новой форме.

Проведена подготовительная работа. С начала учебного года проведены апробации компьютерной формы тестирования с охватом более 13 тысяч учащихся 3-11 классов из 185 школ по остаточным знаниям в режиме он-лайн по предметам математика, русский язык и якутский язык.

В муниципальных образованиях необходимо:

- Разработать план замены устаревшего компьютерного парка в школах на период с

2013 по 2016 гг.

- Рассмотреть возможность повышения квалификации и обучение педагогов компьютерной грамотности.

ЕГЭ по иностранному языку, наравне с русским языком и математикой, станет третьим обязательным экзаменом для выпускников школ. Эта норма уже прописана в новых образовательных стандартах. В настоящее время эксперты обсуждают вопрос о сроках его введения. С 2013 г. в ряде регионов РФ выпускники будут сдавать устную часть ЕГЭ по иностранным языкам. В нашей республике устная часть ЕГЭ пока не будет вводиться. В штатном режиме введение устной части экзамена по иностранным языкам планируется не ранее 2014 г., но данная часть для нас не является новой. Раздел «Говорение» присутствовал в ЕГЭ с 2003 г. по 2009 г., когда экзамен проводился в режиме эксперимента. Начиная с 2009 г., устная часть ЕГЭ по ино-

странным языкам была отменена. Введение иностранного языка как обязательного экзамена потребует от нас повышения качества обучения иностранным языкам в школах. К сожалению, в настоящее время нельзя сказать, что школы нашей республики готовы к такому новшеству. Из 11 617 выпускников 2012 г. иностранные языки выбрали только 1 653 выпускника (14 %). Из них подавляющее большинство сдали ЕГЭ по английскому языку (1 628 выпускников). 12 учащихся выбрали ЕГЭ по немецкому языку, 13 - по французскому. Если выпускники, сдавшие ЕГЭ по немецкому и французскому языкам, все справились с заданием, то минимальный порог по английскому языку прошли 91,6 % выпускников (в РФ - 96,7 %).

В отличие от прошлого года, когда заранее были известны минимальные баллы только по русскому языку и математике, в начале текущего учебного года Рособрнадзор опубликовал минимальные баллы по всем предметам. Установление минимального порога до сдачи экзаменов позволяет выпускникам лучше подготовиться к тестированию и способствует более комфортной обстановке во время экзамена. Баллы сохранены на уровне прошлого года.

В 2013 г. время проведения экзаменов, на которые отводилось 4 часа, в соответствии с требованиями СанПиН сокращено на 5 минут (с 240 до 235 минут).

Новое в контрольно-измерительных материалах.

В контрольно-измерительных материалах по математике, биологии, химии, иностранным языкам, физике никаких изменений не будет.

По содержанию заданий самые радикальные перемены коснулись истории. Затронута и структура, и содержание КИМ. Общая тенденция - усиление блока, контролирующего аналитические способности и умения учащихся. Добавлены задания по работе с исторической картой, а также историческими источниками.

На выполнение заданий по русскому языку выделяются дополнительные полчаса.

По географии сократилось общее число заданий с 14 до 13, добавлен новый блок, проверяющий умение анализировать тенденции развития экономико-географических процессов.

По обществознанию задания части «В» увеличены с 4 до 5.

По литературе усовершенствована система проверки и оценивания выполнения сопоставительных заданий.

Эффективность вузов.

В 2012 г. Министерство образования и науки Российской Федерации вывело результаты мониторинга деятельности высших учебных заведений, который проводился с 15 августа по 15 сентября. Ведомство оценивало деятельность вузов по таким параметрам, как средний балл ЕГЭ, количество научных работ на одного научного сотрудника, процент выпускников-иностранцев, доходы вуза в расчете на одного научного сотрудника, инфраструктура. Всего Минобрнауки проверило 541 государственный вуз и 994 филиала. В нашей республике из пяти вузов, неэффективным признан один - Арктический государственный институт искусств и культуры.

Гораздо хуже ситуация обстоит с филиалами, из 13 учебных заведений, критериям эффективности ответили только четыре: Олёкминский филиал «Якутской государственной сельскохозяйственной академии», Политехнический институт (филиал) «Северо-Восточного федерального университет имени М.К. Аммосова» в г. Мирном, Технический институт (филиал) «Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Амосова» в г. Нерюнгри, Филиал «Байкальский государственный университет экономики и права» в г. Якутске. Остальные филиалы признаны неэффективными.

Таким образом, работа по совершенствованию системы единого государственного экзамена будет продолжена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.