Научная статья на тему 'Роль единого государственного экзамена в формировании государственной системы контроля качества образования'

Роль единого государственного экзамена в формировании государственной системы контроля качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
519
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Татьяна Васильевна

Автор на протяжении длительного времени занимается разработкой научно-организационных основ формирования современной государственной системы контроля качества образования на всех ступенях республиканской системы образования. В данной статье раскрывается роль единых государственных экзаменов, как массовой независимой процедуры аттестации индивидуальных достижений учащихся, в развитии системы государственного надзора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль единого государственного экзамена в формировании государственной системы контроля качества образования»

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ, 2007. №4

ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.3

Роль единого государственного экзамена в формировании государственной системы контроля качества образования*

Т.В. Третьякова

Автор на протяжении длительного времени занимается разработкой научно-организационных основ формирования современной государственной системы контроля качества образования на всех ступенях республиканской системы образования. В данной статье раскрывается роль единых государственных экзаменов, как массовой независимой процедуры аттестации индивидуальных достижений учащихся, в развитии системы государственного надзора.

Author on long lime occupied with working out on the scientific and organization basis of modern state control of quality education. In the article the role of united state examinations in progress of system of state supervision is uncovers.

Развитие государственного устройства России, усиление роли регионов в социально-экономическом развитии страны в целом привели к тому, что управление образованием происходит по схеме, которую можно назвать федерально-региональной. Усиливается роль федеральных служб, одновременно с этим развивается значимость регионального управления образованием, наполняются практическим содержанием вертикальные связи федерально-регионального взаимодействия. Это приводит к необходимости разработки систем управления качеством образования на всех его уровнях, начиная от дошкольных до послевузовских, от уровня образовательного учреждения до федерального министерства.

Качество образования, как объект управления, складывается из трех основных составных частей:

- качество обученности или знаний учащихся на разных этапах обучения;

- качество преподавания (наличие и профессиональная подготовленность преподавателей, качество образовательных программ и учебных курсов, качество условий, созданных для обучения);

ТРЕТЬЯКОВА Татьяна Васильевна - к.н.н., директор Центра аттестации и контроля качества образования при КС при Правительстве РС (Я).

* Статья принята к печати 25 декабря 2006 г.

- качество управления образовательными процессами или качество деятельности управляющих систем.

«Правительство, давая определение качеству образования, прежде всего определит его как максимально возможное количество обучаемых, завершивших программу обучения в установленные сроки с выполнением предъявляемых требований при минимальной стоимости» [1|. Работодатель, говоря о качестве, определяет его как совокупность приобретенных знаний и профессиональных умений, которые необходимы для трудовой деятельности. Обучающийся вкладывает в понятие качества интеллектуальное развитие, способность равного общения в соответствующих коллективах и в целом успешное социальное положение в обществе в будущем.

Основным звеном в системе государственной оценки является процедура аттестации, призванная определить уровень, содержание и качество образовательных услуг на соответствие требованиям образовательных стандартов. Аттестация образовательных программ учебного заведения является актом признания качества подготовки выпускников и дает возможность выхода на уровень государственного признания - аккредитацию.

Под государственным мониторингом (контроллингом) качества образования понимается

функция государственных (федеральных или рг-гиональных) органов управления образованием, заключающаяся в непрерывном контроле и анализе за качеством образования в стране в целом и ее регионах.

Объективность оценивания качества знаний ученика, качества преподавания, качества деятельности образовательного учреждения принципиально важна для всех участников социально-педагогического процесса:

- для учащихся - гражданин имеет право получить независимую оценку своего учебного труда в течение школьных лет, получить возможность сравнения своих учебных достижений с результатами других учащихся школ республики и России в целом, самостоятельно устанавливать свои возможности и рейтинг при профессиональном ориентировании и определении профессионального образовательного учреждения для дальнейшего обучения и приобретения профессии;

- для педагогов - непосредственно через установленные знания учеников учитель получаст объективную оценку своей профессиональной деятельности. Поэлементный анализ выполнения контрольных или экзаменационных заданий позволяет определить «западающие», наиболее проблемные области школьных знаний, конкретные разделы и темы, на изучение которых нужно обратить особое внимание, практически для каждой школы, каждого выпускника, каждого педагога. Возможность сравнения результатов учащихся своей школы, независимо от того, сельская это школа или городская, насколько она удалена от центра республики, должна способствовать аналитической деятельности, повышению качества преподавания учебных дисциплин и обучения учащихся;

- для родителей и общественности - республика видит объективную картину качества образованности своих граждан, когда итоговую оценку дает единый федеральный центр, а не учитель, который всегда оценивает свой труд положительно;

- для педагогических вузов, методических служб, составителей учебников и пособий - мониторинговые данные оценки качества образования дают бесценную информацию, которая в последующем должна быть использована при подготовке учителей, повышении квалификации педагогических работников, при составлении

учебных планов и программ обучения школьников, подготовке учебных пособий и учебников;

- для учреждений высшего и среднего профессионального образования - объективность вступительных баллов абитуриентов гарантирована единоврсменностью выполнения работ, сдиновремснностью проверки в федеральном центре тестирования, едиными критериями оценки;

- для Правительства РС(Я), Министерства образования РС(Я), Министерства науки и профессионального образования РС(Я), муниципальных управлений образованием - возможность независимого контроля за деятельностью образовательных учреждений, возможность управления педагогическими процессами, своевременной коррекции возникающих проблем позволяют принимать решения по улучшению учебно-материальной базы, кадровому обеспечению, состоянию преподавания.

В связи с этим насущной востребованностью современного образования является создание национальной системы оценки и контроля качества образования. Процесс создания национальной системы контроля качества уже начался с апробации и введения технологии независимого тестирования и единого государственного экзамена, как одного из важнейших направлений реализации реформирования системы образования.

Система контроля и оценки качества образования должна включать в себя структурные части соответственно на правительственном, ведомственном (министерском), муниципальном, школьном уровнях, которые в целом смогут обеспечить объективный контроль качества образования в республике в рамках собственных полномочий. Существующая в настоящий момент система контроля обеспечивает контроль внутри системы образования, осуществляется самой системой образования. Однако для осуществления независимого контроля качества образования и независимой оценки качества знаний обучающихся и молодых специалистов принципиальным требованием структуры национальной системы контроля качества образования является необходимость создания независимой аттестационной службы при Президенте или при Правительстве, в функционал которой будут введены государственная аттестация деятельности образовательных учреждений, государственная

ТРЕТЬЯКОВА

аттестация выпускников образовательных учреждений общего и профессионального образования, соответствующие государственные процедуры контроля и надзора.

В результате создания национальной системы контроля качества образования государство и общество получат объективную информацию о состоянии системы образования. Национальная система оценки качества образования будет способствовать кардинальному решению задач соответствия качества предлагаемых образовательных услуг установленным образовательным стандартам, поддержания устойчивого развития образовательной дся гелыюс ги.

Основные принципы построения систем управления качеством непрерывного образования:

1) предъявление единых требований по качеству образования, утвержденных в федеральной, национально-региональной компонентах ГОСов, а также достижение на уровне образовательного учреждения и индивидуальных целей;

2) использование единых моделей и технологий оценки качества непрерывного образования;

3) единые информационные базы, компьютерные технологии для управления качеством образования.

Механизмом, входящим в систему управления качеством образования, является региональный мониторинг качества образования как механизм регулярной оценки соответствия качества образования учащихся и выпускников образовательным стандартам, а также оценки эффективности основной деятельности образовательных учреждений и в целом системы образования региона. Результаты единого государственного экзамена являются основной базой для мониторинга качества образования на этапе завершения полного среднего образования, для использования в качестве наиболее объективных данных при организации конкурсного набора в профессиональные образовательные учреждения. Министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко определил это так: «Единый государственный экзамен прежде всего предназначен для управления качеством образования и направлен на повышение доступности высшего и среднего профессионального образования» [2].

Уже сейчас результаты ЕГЭ начинают использоваться для формирования информационной базы создаваемой системы мониторинга ка-

чества образования в республике. ЕГЭ аккумулирует информацию об уровне и качестве подготовки выпускников, следовательно, позволяет оценить эффективность образовательного процесса, а также определить сильные и слабые стороны преподавания отдельных предметов. Это отмечает и Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров в письме В.А.Болотову, руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Введение единого государственного экзамена уже в ходе федерального эксперимента позволяет решать принципиальные образовательные задачи:

— выпускники общеобразовательных школ республики получают независимую федеральную оценку качества знаний, а образовательные учреждения на основании этого получили реальный механизм управления качеством образования;

- система образования республики получила импульс в развитии компьютеризации и использовании современных информационных технологий».

На сегодня Республика Саха (Якутия) получила объективные и сопоставимые результаты, отражающие уровень качества знаний учащихся при завершении общего среднего (полного) образования.

Мы всегда гордились успехами наших школьников по математике, и результаты независимой федеральной оценки знаний наших выпускников подтвердили это. Единый государственный экзамен из года в год показывает стабильные, уверенные результаты по математике (85-88 % выполнения) при высоком качественном уровне (42-60 % справляются с работой на «4» и «5»).

В школах республики ведется постоянная работа с выпускниками, учащимися по подготовке к экзаменам, по улучшению состояния обучсн-ности на основании полученных в предыдущие годы результатов - ведь теперь мы имеем конкретные данные по каждой школе, по каждому ученику, соответственно, можем вести работу по коррекции ситуации. Как в школе это называется, провести «работу над ошибками». И это приносит свои плоды. Так, в этом году мы имеем несколько лучшие результаты по сравнению со своими же результатами в прошлые годы.

Достаточно успешными мы считаем результаты по русскому языку (от 81,7 до 91,9 % в раз-

ные годы выполняли работу достаточно удовлетворительно и выше). В 2(Х)5 и 2006 гг. показано значительно лучшее выполнение работы - снизилось количество «двоек» при повышении количества «качественных» работ до 35,5 %. Конечно, качество выполнения работ ниже, чем в целом по РФ, и это естественно для республики, в которой 70% школ являются национальными.

В целом, по этим двум предметам статистическая выборка в общем по стране и по регионам достаточна, и Рособрнадзор признал, что с 2006 г. эти данные можно использовать как для сравнительного анализа по регионам, так и внутри их.

Есть существенные улучшения при выполнении работ по предметам гуманитарного цикла: по английскому языку с работой справились уже около 84 % (раньше не более 76 %), почти все (94 %) успешно сдали французский язык, а половина избравших справились с испытанием на «4» и «5». Если в 2004 г. более 38 % не смогли справиться с работой по немецкому языку, то в этом году количество «двоек» составляет 15%. Знание и практическое владение иностранными языками в республике ставится во главу угла при прогнозировании экономического, культурного, образовательного будущего. В ходе эксперимента выявлены проблемы с преподаванием иностранных языков, работа по коррекции ситуации проводится на кафедрах ИПКРО. выездными семинарами, пока результаты невелики. Особенно тревожна ситуация с немецким и французским языками, поскольку эти предметы сдают от 30 до 50 человек, работа практически должна проводиться на индивидуальном уровне.

Почти все успешно справились с экзаменом по литературе (93%), а половина участников выполнила работу на «4» и «5». В целом потенциал наших учащихся по гуманитарным дисциплинам, смежным с культурой и искусством, достаточно высок. Как и в прошлые годы, подтверждается литературная грамотность и творческое развитие наших выпускников. В сравнении с российскими данными результаты наших выпускников по литературе намного лучше.

Есть положительные подвижки и по естественнонаучному циклу школьных предметов. С самого начала эксперимента мы привлекаем внимание к проблемам в преподавании химии и физики, по которым ЕГЭ показывает очень низ-

кие статистические результаты. В этом году можно констатировать некоторое улучшение ситуации, и хотя количество не справившихся с работой по химии еще достаточно велико (25 %), это заметный таг в сторону улучшения качественной картины. А общее успешное выполнение заданий по физике составляет в текущем году 85 % (ранее не превышало 70 %).

Мы не достигли существенного улучшения в результатах по биологии и географии. Практически пятая часть выпускников (18-22 %) ежегодно не справляется с требованиями единого государственного экзамена как вступительного испытания. А по биологии небольшое повышение качества наблюдается при нсснижснии количества участников экзамена по сравнению с общероссийскими показателями результаты достаточно низки. Тревожной остается ситуация с географией: очень малое количество выбирает географию в качестве конкурсного экзамена, такие же небольшие улучшения наблюдаются в 2006 г.

Продолжает снижаться уровень удовлетворительного выполнения по истории и обществоз-нанию, хотя качество в целом незначительно повышается (уже 22 % выполнявших задания по обществознанию не справились с работой). Результаты указывают на необходимость усиления внимания Правительства. Министерства образования. контролирующих органов, методических служб на состояние преподавания указанных предметов, создание материальной базы, подготовку педагогических преподавательских кадров. Необходимо безотлагательно принять программу действий, кардинальных мер по изменению и корректировке сложившейся реальной ситуации.

Участие в данном научном эксперименте уже тем ценно, что нам привелось увидеть себя со стороны, сравнить с общей ситуацией по России, с друг ими регионами. Это обязательно позволит дать правильную самооценку собственным педагогическим действиям, объективно оценить и повысить рейтинг выпускников при профильной и профессиональной ориентации и в конечном итоге управлять повышением качества образования.

Итоги эксперимента еще будут проанализированы и осмыслены, дадут пищу для дальнейших действий по развитию отечественного образования и педагогической науки, будут способствовать повышению качества образова-

УАРОВ, МИХАЙЛОВА

ния. Уже сейчас, в ходе эксперимента, мы учимся управлять качеством образования. Создание в РФ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, которая занимается государственной итоговой аттестацией выпускников, необходимо и долгожданно. Таким образом, гос-приемку знаний выпускников и их готовности к продолжению образования на разных уровнях системы профессионального образования осуществляет государство, а не школа и не учитель, преподающий эти знания. Отсюда логичен и последующий шаг - реальная государственная аттестация деятельности образовательных учреждений всех уровней в зависимости от установленных знаний выпускников и учащихся, студентов, других результатов работы и их государственная аккредитация. Теперь очередь за созданием региональных структур надзорной службы.

На встрече с ректорами высших учебных заведений премьер-министр РФ Михаил Фрадков подчеркнул: «Нам необходимо расширить доступность и качество образования, сделать прозрачной систему поступления в вузы, прогнозировать потребность экономики в тех или иных

специальностях, а также разработать адекватную времени систему образовательных стандартов» 12]. Иными словами, необходимо создать систему независимой и объективной оценки качества образования, удовлетворяющую интересам общества, создать систему прозрачного и объективного конкурсного зачисления в вузы, создать систему независимого контроля за выполнением образовательных стандартов, устраивающих современное общество и достаточных для обеспечения стартовых возможностей для каждого молодого гражданина, и создание системы единого государственного экзамена находится в абсолютном соответствии с намерениями Правительства и Министерства образования РФ.

Литература

1. Гузаиров М.Б. Рационализация управления системой непрерывного образования на основе оптимизации региональных стандартов и мониторинга качества: Дис. ... доктора технических наук. - М., 1998. -286 с.

2. Материалы заседания Государственного совета РФ 24 марта 2006 г. - М„ 2006.

УДК 373.1.02:372.8

Об изучении основ горно-геологических знаний в школах Якутии

В.Ф. Уаров, Т.В. Михайлова

Анализ школьных учебных программ показывает на недостаточность изучения основ горногеологических знаний. Предлагаются новые пособия, которые будут способствовать подготовке инженерных кадров для базовых отраслей республики.

The analysis of school programs shows insufficiency of studying of the mining-and-geological fundamentals. New study books are being offered to promote preparation of the engineering staff for key economic branches of the Republic.

Наука о Земле является важной составляющей современного естествознания, она, будучи одной из крупнейших достижений мировой научной мысли, имеет огромное мироззрснческое,

УАРОВ Василий Фомич - к.г.-м.н., профессор геологоразведочного факультета ГГИ ЯГУ; МИХАЙЛОВА Тамара Владимировна - зам. директора Якутской городской национальной гимназии.

экологическое и экономическое значения. В то же время науки геологического цикла имеют четкую практическую ориентацию. Они создают научно-техническую основу для масштабного использования минеральных и энергетических ресурсов.

Обеспечение подрастающего поколения минимально необходимым знанием основ науки о Земле является требованием цивилизованного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.