Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ И НАДЗОР КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
229
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / СУБЪЕКТЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ / LEGAL POLICY / SUBJECTS OF LEGAL POLICY / КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MONITORING ACTIVITIES / НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / SUPERVISORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославский Е.А.

В статье рассматривается феномен государственного контроля и надзора, как самостоятельной формы реализации правовой политики. Показано, что государственный контроль и надзор, как официальная форма реализации правовой политики, - это деятельность государственных органов, направленная на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING AND OVERSIGHT AS ORGANIZATIONAL FORMS IMPLEMENTATION LEGAL POLICY

The article deals with the phenomenon of state control and supervision, as an independent form of implementation of legal policy. It is shown that state control and supervision, as the official form of implementation of legal policy, is the activity of state bodies, aimed at obtaining and analyzing information about the processes and phenomena occurring in the society, the establishment of violations and deviations from normative and individual requirements, as well as raising claims to eliminate violations.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ И НАДЗОР КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

УДК 340.114

БОГОСЛАВСКИЙ Е.А.

КОНТРОЛЬ И НАДЗОР КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: правовая политика, субъекты правовой политики, контрольная деятельность, надзорные органы

В статье рассматривается феномен государственного контроля и надзора, как самостоятельной формы реализации правовой политики. Показано, что государственный контроль и надзор, как официальная форма реализации правовой политики, - это деятельность государственных органов, направленная на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений.

BOGOSLAVSKIY, E.A.

MONITORING AND OVERSIGHT AS ORGANIZATIONAL FORMS IMPLEMENTATION LEGAL POLICY

Keywords: legal policy, the subjects of legal policy, monitoring activities, supervisors

The article deals with the phenomenon of state control and supervision, as an independent form of implementation of legal policy. It is shown that state control and supervision, as the official form of implementation of legal policy, is the activity of state bodies, aimed at obtaining and analyzing information about the processes and phenomena occurring in the society, the establishment of violations and deviations from normative and individual requirements, as well as raising claims to eliminate violations.

Правовая политика - деятельность публичная по своей сути. Она протекает в определенных организационно-правовых формах, обеспечивающих согласование и взаимный учет социальных потребностей и интересов, ценностей, программ и т.д., выработку на этой почве общих подходов по вопросам правового развития общества и их последующую реализацию.

Следует согласиться с В.М. Горшеневым, что правовая форма - это специфическая организационная форма деятельности органов государственной власти и должностных лиц, которая: во-первых, осуществляется на основе строжайшего соблюдения требований закона и других нормативных актов; во-вторых, ее результаты всегда влекут определенные юридически значимые

последствия или связаны с их наступлением [1].

Форма реализации правовой политики - это объективно выраженная и формально-обособленная деятельность субъектов реализации правовой политики, осуществляемая посредством политико-правовых средств в сфере права, которая направлена на достижение стратегических и тактических целей правовой политики.

В.М. Горшеневым была обоснована необходимость выделения контрольной деятельности среди других правовых форм деятельности, наряду с правоприменительной, правотворческой и учредительной [2].

В.Н. Карташов также выделяет контрольную деятельность в самостоятельную разновидность (тип) деятельности юридической (наряду с правотворческой, кодификационной, правоприменительной, распорядительной, интерпретационной, учредительной, право-конкретизирующей и координационной). Юридическая природа контрольной деятельности, полагает он, определяется тем, что соответствующий контрольный орган или его должностное лицо ставятся в условия, когда они должны непосредственно использовать нормы права для разрешения конкретных юридических задач. Причем в качестве предмета операций в данном случае выступают одновременно и нормы материального, и нормы процессуального права [3].

С учетом вышеизложенного, государственный контроль и надзор можно рассматривать как: 1) аппарат, объединяющий людей, профессионально занятых контрольной и надзорной деятельностью по проверке исполнения решений органов государственной власти, которая осуществляются от имени органов государства; 2) государственно-властную деятельность, в рамках которой контрольные и надзорные органы дают подконтрольным объектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков и ставится вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушенных лиц и непосредственно применяют в ряде случаев меры государственного принуждения; 3) правовую форму государственной деятельности и разновидность юридической деятельности; 4) функцию государства; 5) официальную форму реализации правовой политики, выступающая одновременно важнейшим инструментом государства по осуществлению его целей и задач.

С учетом сказанного, государственный контроль и надзор понимается как официальная форма реализации правовой политики, обеспечивающая проверку выполнения законов и иных нормативных актов органами государства с целью недопущения отклонений от установленных законодательством норм и правил, исходя из задач формирования правовой государственности [4].

При этом основными компонентами государственного контроля и надзора как официальной формы реализации правовой политики являются: 1) цели контроля и надзора, которые непосредственно связаны с законностью, правопорядком, формированием правовой государственности; 2) объекты контроля и надзора (экономика, политика, социально-культурная сфера); 3) субъекты контроля и надзора (органы государственной власти и

государственные органы); 4) юридическая сфера (законодательство, выступающее нормативной основой государственного контроля и надзора, правотворчество, правореализация); 5) пределы (временные, пространственные) осуществления контроля и надзора.

Контрольной и надзорной форме реализации правовой политики присущи следующие признаки, свидетельствующие и позволяющие сделать вывод о признании контроля и надзора в качестве самостоятельной формы реализации правовой политики:

а) контрольная и надзорная форма реализации правовой политики обусловлена объективно тактическими и стратегическими целями правовой политики;

б) данная деятельность носит социально-преобразующий характер;

в) содержанием контрольной и надзорной формы реализации правовой является фактическая деятельность государства по установлению и сдерживанию социально вредных отклонений;

г) контрольная и надзорная форма реализации правовой политики является нормативно-регламентированным направлением его деятельности;

д) контрольная и надзорная форма реализации правовой политики организационно обеспечена, в процесс ее осуществления вовлечен практически весь механизм государства и осуществляется особым образом сформированными органами государства;

е) контрольная и надзорная форма реализации правовой политики предусматривает возникновение контрольно-правовых и надзорно-правовых отношений;

з) данная форма предметно обособлена и осуществляется в рамках определённого политического и правового процесса;

и) данная форма осуществляется на основе самостоятельных начал организационного характера.

Государственный контроль и надзор как официальная форма реализации правовой политики - это деятельность государственных органов, направленная на получение и анализ информации о процессах и явлениях, происходящих в обществе, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований об устранении выявленных нарушений, исходя из стратегии и тактики правовой политики, в целях обеспечения законности и правопорядка и формирования основ правовой государственности.

Возможности государственного контроля и надзора как формы реализации правовой политики эффективно осуществлять свои функции, тесно связаны, прежде всего, с таким признаком государства как публичная власть. Наделение такой властью контрольных и надзорных органов, а также предоставление им права принимать обязательные для подконтрольных объектов решения, позволило обеспечивать их выполнение в случае необходимости государственным принуждением.

Государственный контроль и надзор имеют государственно-властный

характер. Это - всегда проявление суверенной власти государства и потому он освещается силой государства, его авторитетом.

Отсюда вытекают такие признаки контроля, как его всеобщность и общеобязательность, которые не следует понимать абстрактно, как его безграничность и беспредельность.

Правовые ограничения государственного контроля и надзора предопределяются тем, что, как и любой вид государственной деятельности, государственный контроль имеет правовой характер. Это проявляется в том, что он а) основан на законе, б) осуществляется в пределах закона, в) имеет процессуальные формы своего осуществления, г) граждане имеют правовые гарантии соблюдения своих естественных и неотчуждаемых основных прав и свобод. Поэтому следует признать, что по существу государственный контроль (надзор) есть правовой контроль (надзор).

Государственно-властный характер контрольных (надзорных) механизмов государства объективно необходим для практического осуществления государственной власти и реализации правовой политики [5].

Представляется, что контроль и надзор, осуществляемые не наряду с какой-то иной деятельностью (законодательной, исполнительной или судебной), а как особая форма реализации правовой политики, имеет больше шансов быть всесторонним, всеохватывающим и обеспечить реальную правовую государственность в России.

Литература и источники

1. См.: Горшенев В.М. Правовые формы деятельности в общенародном государстве. Харьков, 1985. С. 94.

2. См.: Горшенев В.М., Шахов И.Б. Контроль как правовая форма деятельности. М., 1987.

3. Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989. С. 48, 81-101.

4. См.: Садовская Т.Д. К вопросу о государственном региональном контроле (надзоре) // Право и практика. 2012. №1.

5. См. напр.: Турицын А.В. Отдельные проблемы принудительного прекращения права собственности на земельные участки // Современная научная мысль. 2013. №2. С.133-140.

Богославский Е.А. - аспирант кафедры "Теории и истории государства и права" Санкт-Петербургского юридического института

Bogoslavskiy, E.A. - PhD student, "Theory and History State and Law" Subdepartament St. Petersburg Law Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.