Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1958
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICIES / НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / VIOLATIONS OF THE LAW / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / STATE SUPERVISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославский Евгений Александрович

В статье осуществлен анализ функции государственного контроля и надзора, как формы реализации правовой политики. Показано, что, с учетом стратегических и тактических целей правовой политики, перечень функций государственного контроля и надзора, как формы реализации правовой политики требует дополнения. Поэтому к числу функций государственного контроля и надзора дополнительно отнесены: воспитательная (ценностно-ориентационная), информационно-познавательная и оценочно-аналитическая функции. Обоснован вывод о том, что анализ функций государственного контроля и надзора позволяет более четко урегулировать нормативными актами его организацию, формы взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CONTROL AND OVERSIGHT AS THE FORM OF REALIZATION OF LEGAL POLICY

The article presents the analysis of the function of state control and supervision, as a form of implementation of legal policy. It is shown that, given the strategic and tactical goals of legal policy, the list of functions of state control and supervision, as a form of implementation of legal policy requires additions. Therefore, among the functions of state control and supervision in addition include: educational (value-oriented), information and cognitive and evaluative and analytical functions. The conclusion that the analysis of the functions of state control and supervision can be more clearly resolve the normative acts of his organization, forms of interaction.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

7. ГИА ЧР. Ф. 631. Оп. 1. Д. 2.

8. См.: Дубинин М.Г. Реликты чрезвычайного правосудия в условиях нэпа // Современная научная мысль. 2013. №1. С.45-49.

ВАСИЛЬЕВА ЖАННА СЕРГЕЕВНА - старший преподаватель кафедры публичного права Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова (kaf_advok@maiLru"ra)

VASILIEVA, JANNA S. - senior teacher of Chair of Public Law, Chuvash State University of name I.N. Ulyanov.

УДК 340.114

БОГОСЛАВСКИЙ E.A. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: правовая политика, нарушения законодательства, государственный контроль, государственный надзор.

В статье осуществлен анализ функции государственного контроля и надзора, как формы реализации правовой политики. Показано, что, с учетом стратегических и тактических целей правовой политики, перечень функций государственного контроля и надзора, как формы реализации правовой политики требует дополнения. Поэтому к числу функций государственного контроля и надзора дополнительно отнесены: воспитательная (ценностно-ориентационная), информационно-познавательная и оценочно-аналитическая функции. Обоснован вывод о том, что анализ функций государственного контроля и надзора позволяет более четко урегулировать нормативными актами его организацию, формы взаимодействия.

BOGOSLAVSKY, E.A. STATE CONTROL AND OVERSIGHT AS THE FORM OF REALIZATION

OF LEGAL POLICY

Keywords: legal policies, violations of the law, state control, state supervision

The article presents the analysis of the function of state control and supervision, as a form of implementation of legal policy. It is shown that, given the strategic and tactical goals of legal policy, the list of functions of state control and supervision, as a form of implementation of legal policy requires additions. Therefore, among the functions of state control and supervision in addition include: educational (value-oriented), information and cognitive and evaluative and analytical functions. The conclusion that the analysis of the functions of state control and supervision can be

more clearly resolve the normative acts of his organization, forms of interaction.

Функции государственного контроля и надзора, как формы реализации правовой политики, можно представить в качестве основных направлений деятельности управомоченных субъектов контроля и надзора в целях достижения конечных результатов позитивной контрольной и надзорной деятельности в рамках реализации правовой политики [1].

Можно признать, что функции контроля и надзора:

а) это категории наиболее общего порядка, необходимые для любого проявления контрольной и надзорной деятельности;

б) они вытекают из целей контроля и надзора и лежат в основе их содержания;

в) они характеризуют функциональную структуру контроля и надзора;

г) они присущи любым видам контроля и надзора;

д) посредством них реализуются цели контроля и надзора.

В наиболее обобщенном виде функции государственного контроля и надзора представляют общие, типичные виды действий субъектов контроля и надзора, характеризующие содержание государственного контроля и надзора как деятельности, направленной на получение и анализ информации о состоянии подконтрольных (поднадзорных) субъектов, на установление нарушений и отклонений от нормативных и индивидуальных предписаний, а также выдвижение требований, предложений об устранении выявленных нарушений.

В системе функций государственного контроля (надзора) в специальной литературе обычно выделяют функции, свойственные любой контрольной (надзорной) деятельности. Это - функции корректировки, социальной превенции, правоохраны. В свою очередь, А.М. Тарасов высказывается так: «На наш взгляд, к контрольным функциям следует отнести социальную, политическую, диагностическую, оперативную, защитную, предупредительную (превентивную)» [2, с. 26]. Другими словами, речь идет о корректирующей, предупредительной (превентивной), правоохранительной функциях государственного контроля и надзора.

С учетом стратегических и тактических целей правовой политики, перечень функций государственного контроля и надзора как формы реализации правовой политики требует дополнения. Поэтому к числу функций государственного контроля и надзора следует также отнести воспитательную (ценностно-ориентационную), информационно-познавательную и оценочно-аналитическую функции.

Соответственно, корректирующая функция контроля и надзора заключается в выявлении соответствия деятельности подконтрольных (поднадзорных) субъектов поставленным перед ними задачам; в выявлении и фиксации нарушений действующего законодательства, отклонений от требований управленческих решений, поставленных целей и способов их

достижения, а также их причин, с последующим принятием мер по корректировке деятельности подконтрольного субъекта или способов воздействия на него либо отвечающих за его деятельность лиц с целью приведения их в соответствие с требованиями законодательства и управленческого решения.

Эффективный государственный контроль и надзор позволяет судить о фактическом положении дел, о том, как реализуются законы, насколько эффективны подзаконные акты. При помощи контрольно-надзорной деятельности можно устранять недостатки в нормотворческой деятельности, вносить изменения и дополнения в нормативные акты, повышать их качество.

Обосновывая данный вид функции государственного контроля и надзора можно вспомнить научное положение В.Г. Афанасьева о том, что: «Контроль -это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям, выявлению результатов воздействия субъектов на объекты, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути коррегирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы» [3]. Приведенная цитата дает основание говорить о функции корректировки.

Предупредительная (превентивная) функция государственного контроля (надзора) состоит в осуществлении контролирующими и надзирающими органами на основе полученных фактических данных о работе подконтрольных субъектов профилактической работы с целью предупреждения возможных правонарушений, исключения причин и условий их совершения, а также проверки соблюдения правовых норм, приказов, правил, стандартов на всех этапах деятельности подконтрольных органов для недопущения, предотвращения отклонений от заданных параметров.

Известно, что основная цель социальной превенции - недопущение нарушений, в том числе и путем мероприятий контрольного характера. Профилактика всегда являлась и является наиболее перспективным методом контрольной деятельности, основное назначение которой - предупредить возможные нарушения; выяснить причины и условия, им способствующие; применить соответствующие меры реагирования.

При этом А.М. Тарасов подчеркивает особую роль превентивной функции, так как предварительный контроль предупреждает нежелательные отклонения, предохраняют от негативных последствий в результате тех или иных принимаемых решений и действий или бездействия [2, с.28].

Правоохранительная функция государственного контроля (надзора) находит свое выражение в том, что государственные органы, осуществляя государственный контроль и реализуя контрольную функцию государства, осуществляют охрану права от его нарушений. Решения органов

государственного контроля (надзора) направлены на устранение выявленных нарушений, на прекращение неправомерных действий должностных лиц и граждан, на отмену или изменение нормативно-правовых актов, не соответствующих Конституции Российской Федерации, действующему законодательству.

Правоохранительная функция контроля и надзора выступает как функция обеспечения законности и правопорядка и направлена на обеспечение в государстве необходимого режима законности путем пресечения неправомерных действий должностных лиц и граждан, то есть по существу на реализацию правовой политики.

Воспитательная (ценностно-ориентационная) функция

государственного контроля (надзора) выражается в том, что данная функция направлена на формирование правосознания граждан, установок правомерного поведения, правовой активности. Одновременно воспитательная функция обеспечивает формирование гражданской позиции непримиримости к правонарушениям.

Представляется, что только эффективная, социально -полезная и, что особенно важно, гласная деятельность современных контролеров, безусловно, оказывает как предупредительное, так и воспитательное воздействие на членов общества.

Информационно-познавательная функция государственного контроля (надзора) заключается в том, что в правовых нормах, регулирующих контрольные (надзорные) общественные отношения, объективно содержится информация о целях осуществления и социальном назначении контроля (надзора). Эта информация воздействует на волю и сознание участников общественной и государственной жизни, позволяя правильно оценить реальную роль контроля (надзора), эффективность его осуществления.

Осуществление информационно-познавательной функции заключается в создании системы сбора необходимой информации, а также проведении эмпирического исследования, в процессе которого информация анализируется и на этой основе оценивается сложившаяся ситуация. Инструментарий эмпирического исследования составляют логические методы и статистика. Управленческая деятельность по реализации информационно -познавательная функции - это не просто определенный набор технических операций, а стройная система процедур, осуществляемых субъектом управления, как руководителем, так и специально созданным в этих целях аппаратом.

Основная цель системы информационного обеспечения субъекта управления - снабжение достоверной своевременной информацией, оптимальной по объему.

Оценочно-аналитическая функция государственного контроля и надзора. В рамках данной функции осуществляется процесс правовой оценки (квалификации), когда объект (предмет) контроля и надзора оцениваются с точки зрения соответствия действующим правовым нормам. При этом

качественная реализация названной функции произойдет только в том случае если этому будет предшествовать результаты качественной аналитической деятельности. Эта функция контроля проявляется на каждой стадии процесса управления, и особенно на стадии анализа и оценки результатов деятельности по достижению поставленной цели.

Анализ функций государственного контроля и надзора [4] позволяет более четко урегулировать нормативными актами его организацию, формы взаимодействия, возникающие в процессе контрольной и надзорной деятельности, наметить пути совершенствования и повышения эффективности государственного контроля и надзора. Решение отмеченных задач требует, прежде всего, теоретико-правового осмысления проблемы в рамках анализа правовой политики государства в целом [5].

Литература и источники

1. См.: Богославский Е.А. Государственный контроль и надзор как форма реализации правовой политики // Современная научная мысль. 2015. №1. С.137 -146.

2. См.: Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. № 1.

3. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977. С. 125.

4. Богославский Е.А. Контроль и надзор как организационная форма реализации правовой политики // Право и практика. 2013. №1.

5. См.: Богославский Е.А., Эртель А.Г. Вопросы теоретико-правового понимания правовой политики // Право и практика. 2014. №1.

БОГОСЛАВСКИЙ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант кафедры «Теории и истории государства и права» Санкт-Петербургского юридического института (bogoslav@mail.ru)

BOGOSLAVSKY, EVGENY A. - PhD student, "Theory and History State and Law" Subdepartament St. Petersburg Law Institute.

УДК 347.921.8

АЛЕКСАНДРОВ А.Ю., ВЕРЕЩАК С.Б., ИВАНОВА О.А.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМОЙ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, государственное управление бесплатной юридической помощью, система бесплатной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.