Научная статья на тему 'О понятийном аппарате контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти'

О понятийном аппарате контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
521
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / CONTROL / НАДЗОР / SUPERVISION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / STATE CONTROL / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР / ADMINISTRATIVE SUPERVISION / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) / STATE CONTROL (SUPERVISION) / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казамиров Анатолий Иванович, Усманова Диана Рафаэлевна

Надзора, задачи государственного контроля, признаки контрольно-надзорной деятельности; исследуются позиции разных авторов на соотношение понятий контроль и надзор. Авторы статьи обращаются к вопросу о совершенствовании правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Уточняется, что часть контрольно-надзорных функций не может быть реализована по отношению к отдельным видам государственного (муниципального) контроля и надзора из-за неоднозначности отнесения того или иного вида государственного (муниципального) контроля и надзора к регулированию Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим, ожидаемым этапом в развитии исследуемого института становится доработка Минэкономразвития России проекта Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации». Новый закон должен быть направлен на совершенствование системы оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности, внедрение установок для контрольно-надзорных органов по содействию экономической активности, введение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, активизацию общественного контроля, усиление прозрачности и подотчетности контрольно-надзорных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF EXECUTIVE AUTHORITIES

The subject of the article is the analysis of the concepts of control and supervision, tasks of state control, signs of control and supervision; different authors’ positions on the relationship between the concepts of control and supervision are examined. The authors turn to the question of legal regulation improvement of control and supervision in the Russian Federation. It is specified that one part of supervisory functions can not be implemented towards certain types of state (municipal) control and supervision due to ambiguity of assigning a state (municipal) control and supervision to the regulation by the Federal Law of 26.12.2008 № 294-FL "On protecting rights of legal entities and individual entrepreneurs when exercising state control (supervision) and municipal control". In this regard, anticipated step in the development of the studied institute is the revision of the draft Federal Law "On fundamentals of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation" by the Ministry of economic development. The new law should be aimed at improving the system of evaluating the effectiveness of control and supervision activities, implementation of systems for regulatory bodies to promote economic activities, introduction of a risk-based approach in order to conduct audits, strengthening of social control, increasing the transparency and the accountability of control and supervisory bodies.

Текст научной работы на тему «О понятийном аппарате контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

УДК 342.9

О ПОНЯТИЙНОМ АППАРАТЕ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ON THE CONCEPTUAL FRAMEWORK OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF EXECUTIVE AUTHORITIES

КАЗАМИРОВ Анатолий Иванович

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: diane2@ya.ru

УСМАНОВА Диана Рафаэлевна

кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: diane2@ya.ru

Предмет статьи составляют анализ понятий контроля и надзора, задачи государственного контроля, признаки контрольно-надзорной деятельности; исследуются позиции разных авторов на соотношение понятий контроль и надзор. Авторы статьи обращаются к вопросу о совершенствовании правового регулирования контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации. Уточняется, что часть контрольно -надзорных функций не может быть реализована по отношению к отдельным видам государственного (муниципального) контроля и надзора из-за неоднозначности отнесения того или иного вида государственного (муниципального) контроля и надзора к регулированию Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с этим, ожидаемым этапом в развитии исследуемого института становится доработка Минэкономразвития России проекта Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации». Новый закон должен быть направлен на совершенствование системы оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности, внедрение установок для контрольно-надзорных органов по содействию экономической активности, введение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, активизацию общественного контроля, усиление прозрачности и подотчетности контрольно-надзорных органов.

Ключевые слова: контроль, надзор, государственный контроль, административный надзор, государственный контроль (надзор), контрольно-надзорная деятельность.

KAZIMIROV Anatoly Ivanovich

Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Constitutional Law of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia. E-mail: diane2@ya.ru

USMANOVА Diana Rafaelovna

Candidate of Sciences (Law), Assistant Professor of the Department of Administrative and Legal Disciplines of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia

E-mail: diane2@ya.ru

The subject of the article is the analysis of the concepts of control and supervision, tasks of state control, signs of control and supervision; different authors' positions on the relationship between the concepts of control and supervision are examined. The authors turn to the question of legal regulation improvement of control and supervision in the Russian Federation. It is specified that one part of supervisory functions can not be implemented towards certain types of state (municipal) control and supervision due to ambiguity of assigning a state (municipal) control and supervision to the regulation by the Federal Law of 26.12.2008 № 294-FL "On protecting rights of legal entities and individual entrepreneurs when exercising state control (supervision) and municipal control". In this regard, anticipated step in the development of the studied institute is the revision of the draft Federal Law "On fundamentals of state and municipal control (supervision) in the Russian Federation" by the Ministry of economic development. The new law should be aimed at improving the system of evaluating the effectiveness of control and supervision activities, implementation of systems for regulatory bodies to promote economic activities, introduction of a risk-based approach in order to conduct audits, strengthening of social control, increasing the transparency and the accountability of control and supervisory bodies.

Key words: control, supervision, state control, administrative supervision, state control (supervision), control and supervisory activities.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года делается акцент на осуществление институциональных преобразований в системе контроля (надзора), которые включают: сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса; снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями; ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок; признание недействительными результаты проверок в

случае грубых нарушений при их проведении; значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов [21].

Поиск эффективного механизма контроля, по мнению В.П. Беляева и О.Г. Лариной, зарождался в России в период формирования централизованного государства [4, с. 33-37]. Контроль присутствовал в двух формах: «народный надзор», осуществляемый выборными лицами от населения («целовальники») и «высший надзор», осуществляемый специальными органами или должностными лицами (Боярская дума как высший орган государственного управления по Судебнику 1497 г.) [14, с. 8-9]. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. «Об обязанностях Сената» [20] были учреждены должности фискалов при всех государственных учреждениях; на фискалов был возложен тайный надзор за действиями всех должностных лиц.

Понятие «контроль» происходит от французского «contrerole», под которым понимается «список, ведущийся в двух экземплярах», от него происходит слово «controle», означающее «проверку чего-либо, например, выполнения законов, планов, решений» [6, с. 70], а также «наблюдение с целью проверки; учреждение, контролирующее чью-либо деятельность» [22, с. 122]. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона формулирует «государственный контроль представляет собой самостоятельное государственное установление, во всем равное с другими министерствами», определены основные направления (виды) контрольной деятельности данного органа. Здесь же авторы упоминают понятие «надзор». «На обязанности государственного контроля лежит надзор за тем, чтобы, независимо от законности и правильности расходов, все хозяйственные операции казны производились с возможно большей для нее выгодой» [24, с. 408-411]. В словаре В.И. Даля под термином «контроль» понимается «учет, проверка счетов, отчетности; присутственное место, занимающееся проверкой отчетов»; под термином «надзор» - «присмотр, насмотр, наблюдение, наглядывание» [8, с. 153, 401]. С.И Ожегов трактует контроль как «проверку, наблюдение с целью проверки»; надзор как «наблюдение с целью присмотра, проверки; группа лиц, орган для наблюдения за кем-либо, чем-либо» [18, с. 816]. В.Г. Бессарабов пишет: «Возможности четко налаженного, профессионально осуществляемого государственного контроля достаточно велики. Он может стать надежным средством обеспечения государственной исполнительской дисциплины, постоянного совершенствования системы государственного управления (в том числе ее организационной структуры), улучшения эффективности ее функционирования, снижения государственных расходов на управление, а также может существенно влиять на экономическую политику государства, стать действенным инструментом ее реализации» [5, с. 74]. В.Г. Афанасьев указывает, что понимание контроля как проверки и наблюдения за процессом функционирования того или иного объекта в целях обнаружения и устранения отступлений от определенных нормативов не позволяет в полном объеме раскрыть его сущность [2, с. 240]. С точки зрения Л.П. Елизарьева, социальная ценность контроля не ограничивается сбором данных. Его цель - выявление результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от заданного режима, причин этих отклонений и, главное, определение путей преодоления имеющихся препятствий для эффективного функционирования всей системы [10, с. 60].

В современном государстве контроль занимает существенное место в механизме организации всех важнейших сфер его жизнедеятельности. Государственный контроль - это специфический вид деятельности государственных органов, целью которой является обеспечение законности в различных сферах общественных отношений. Это вид деятельности, рассматриваемый как система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности принятых им управленческих решений и результата их выполнения, выявления отклонений от требований, сформулированных в этих решениях, устранения неблагоприятных последствий их исполнения и информирования о них компетентных органов [9, с. 121-122].

В.П. Беляев обосновывает положение, что надзор - автономная правовая форма деятельности управомоченных субъектов, существующая наряду с другими властно-организационными формами. Надзор выступает правовой формой деятельности управомоченных субъектов, выражающейся в совершении юридически значимых действий по разрешению в строгом соответствии с предписаниями закона конкретных юридических дел на поднадзорных объектах в целях обеспечения режима законности и правопорядка [3, с. 87-88]. По мнению Д.П. Зеркина и В.Г. Игнатова: конечная цель контроля - установить, насколько предпринятые изменения объекта соответствуют запланированному состоянию данного объекта [12, с. 200]. А.В. Ерицян в качестве цели контрольной деятельности определяет обеспечение соблюдения норм права объектами управления и соблюдение законности [11, с. 103]. Г.А. Ларионов выделяет основные задачи государственного контроля: выявление правонарушений; оценка законности и эффективности расходования государственных средств и использования государственной собственности в целях принятия корректирующих мер; в необходимых случаях привлечения виновных к ответственности; оценка целесообразности и обоснованности принимаемых управленческих решений межведомственного, межрегионального и общегосударственного значения с це-

лью предупреждения возможных неблагоприятных последствий их выполнения; анализ состояния дел в подконтрольной сфере и информирование высших органов государственной власти и общества о результатах проверок, выводах и мерах по результатам этих проверок; профилактика различных видов нарушений исполнительской дисциплины [17, с. 147-148]. Б.Н. Габричидзе и Б.П. Елисеев отмечают: «...в юридической, а особенно в административно-правовой литературе укрепился термин «административный надзор» [7, с. 15-18], хотя по своему характеру и государственный надзор, и административный надзор представляют собой одно и то же - разновидность государственного контроля».

По мнению М.Р. Стерлинга, наличие общей природы контроля и надзора не предусматривает их отождествление. Относительно контроля в первую очередь рассматривается внутриорганизационная, управленческая структура функционирования органов государственной власти, объединяющая различные виды деятельности по выявлению нарушений и государственного реагирования на них. Контроль направлен на постоянную проверку деятельности по осуществлению управленческих решений и нормативно-правовых предписаний, обнаружение и устранение негативных явлений в деятельности органов управления и должностных лиц, отступающих от установленного порядка функционирования. Надзор выступает разновидностью деятельности, ориентированной на постоянное наблюдение и проверку соблюдения правовых норм и установленных правил поведения и деятельности субъектов правоотношений, осуществляемой, как правило, в рамках установленных правовых процедур и сопровождаемой мерами административно-правового принуждения предупредительного, пресекатель-ного, восстановительного, обеспечительного и наказательного характера [23, с. 5].

По мнению Н.М. Конина, контроль представляет собой специфическую форму деятельности государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности. А надзор - это особая специфическая форма деятельности соответствующих государственных органов, также направленной на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за действиями субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодательства. Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил. Таким образом, надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля - проверку результата [16, с. 234-236]. А.В. Калмыкова указывает, что «государственный контроль (надзор) в первую очередь является функцией государственных органов, которая заключается: в наблюдении за функционированием соответствующего подконтрольного объекта; в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины; в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины; в выявлении причин и условий, способствующих правонарушениям; в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях законности» [15]. Петров А.В. и Епифанов А.Е. констатируют: «...при обращении к действующему законодательству и подзаконным нормативным правовым актам можно отметить, что, к сожалению, законодатель, как правило, не всегда пытается провести четкое отграничение контроля от надзора» [19, с. 36-49]. С.С. Алексеев также выделяет контрольно-надзорную деятельность и рассматривает ее в качестве одного из направлений правовой формы пра-вообеспечительной деятельности [1, с. 72-73].

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» объединяет понятие контроль и надзор. Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований законодательства, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Несмотря на серьезные достижения в сфере совершенствования контрольно-надзорных функций государственных органов, часть из них не может быть реализована по отношению к отдельным видам государственного (муниципального) контроля и надзора из-за неоднозначности отнесения того или иного вида государственного (муниципального) контроля и надзора к регулированию Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В связи с этим, доработка Минэкономразвития России проекта Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» стала важным

шагом на пути совершенствования контрольно-надзорной функции государства. Со дня вступления в силу указанного закона Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» будет признан утратившим силу.

На Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения завершилось обсуждение проекта закона о контроле и надзоре, однако в настоящее время принято решение о доработке законопроекта. В заключении Экспертного совета при Правительстве РФ содержится вывод о том, что текущая версия законопроекта о государственном и муниципальном контроле и надзоре создает риск увеличения административного давления на бизнес.

Новый закон о государственном и муниципальном контроле (надзоре) должен быть направлен на совершенствование системы оценки эффективности контрольно-надзорной деятельности, внедрение установок для контрольно-надзорных органов по содействию экономической активности, введение риск-ориентированного подхода при проведении проверок, активизацию общественного контроля, усиление прозрачности и подотчетности контрольно-надзорных ведомств и так далее.

Библиографические ссылки

1. Алексеев С.С. Общая теория права. M., 2008.

2. Афанасьев В.Г. Научные основы управления обществом. Опыт системного исследования. M., 1973

3. Беляев В.П. Надзор как правовая форма государственной деятельности: Общетеоретические проблемы: дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2000.

4. Беляев В.П., Ларина О.Г. Образование института государственного контроля и надзора в России II История государства и права. 2012. № 17. С. 33-37.

5. Бессарабов В.Г. Прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации: дис. ... докт. юрид. наук. M., 2001.

6. Большая энциклопедия. Т. 13. M., 1973.

7. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право. M., 1998.

8. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. M., 1955.

9. Дмитриев Ю.А., Измайлова Ф.Ш. Государственный контроль в сфере борьбы с преступностью II Прокуратура. Законность. Государственный контроль: сб. научных трудов. M.: Mанускрипт, 1995. С. 121-i22.

10. Елизарьев Л.П. Контроль как позитивная категория II Конституционное законодательство и государственное управление в условиях совершенствования общества: сборник статей. Томск, 1988.

11. Ерицян А.В. Государственный контроль за соблюдением законодательства субъектами предпринимательской деятельности II Государство и право. 2002. № 2. С. 103.

12. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. 3-е изд. M., 2010.

13. Казамиров А.И., Усманова Д.Р. О соотношении административного усмотрения и административного регламента II Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. № 3. 2014. С. 254-258.

14. Казанцев CM. История царской прокуратуры. СПб., 1993.

15. Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования II Журнал российского права, 2007, № 5.

16. Конин НМ. Административное право России. Общая и особенная части: Курс лекций. M., 2004.

17. Ларионов Г.А. Совершенствование функций государственного контроля в условиях земельной реформы II Право и экономика. 1995. № 9. С. 147-i48.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка I Под редакцией Н.Ю. Шведовой. M., 1984.

19. Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора II Журнал российского права. 2013. № 7. С. 36-49.

20. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Т. IV. № 2331.

21. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» II Собрание законодательства РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

22. Словарь русского языка. Т. 2. M., 1958.

23. Стерлинг MP. Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.

24. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефронь. Т. 9. СПб., 1895.

References

1. Alekseev S.S. Obshhaja teorija prava. (General Theory of Law). M., 2008.

2. Afanas'ev V.G. Nauchnye osnovy upravlenija obshhestvom. Opyt sistemnogo issledovanija. (Scientific Basis for the Management of the Company. Experience of System Research). M., i973.

3. Beljaev V.P. Nadzor kak pravovaja forma gosudarstvennoj dejatel'nosti: Obshheteoreticheskie problemy (Supervision as a Legal Form of State Activity: Theoretical Problems): Dis. ... cand. jurid. sciences. Belgorod, 2000.

4. Beljaev V.P., Larina O.G. Obrazovanie instituta gosudarstvennogo kontrolja i nadzora v Rossii, (Education Institute of the State Control and Supervision in Russia) Istorija gosudarstva i prava. 20i2. No i7. pp. 33-37.

8i

5. Bessarabov V.G. Prokuratura v sisteme gosudarstvennogo kontrolja Rossijskoj Federacii (Prosecutor's Office in the System of State Control of the Russian Federation): dis. ... doct. jurid. sciences. M., 2001.

6. Bol'shaja jenciklopedija (Great Encyclopedia). T. 13. M., 1973.

7. Gabrichidze B.N., Eliseev B.P. Rossijskoe administrativnoe pravo (Russian Administrative Law). M., 1998.

8. Dal' V.I Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. (Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language). T. 2. M., 1955.

9. Dmitriev Ju.A., Izmajlova F.Sh. Gosudarstvennyj kontrol' v sfere bor'by s prestupnost'ju, Prokuratura. Zakonnost'. Gosudarstvennyj kontrol' (State Control in the Sphere of Fight against Crime): sb. nauchnyh trudov. M.: Manuskript, 1995. p. 121-122.

10. Elizar'ev L.P. Kontrol' kak pozitivnaja kategorija, Konstitucionnoe zakonodatel'stvo i gosudarstvennoe upravlenie v uslovijah sovershenstvovanija obshhestva (Control as a Positive Category, Constitutional Legislation and State Administration in conditions of Development of Society): sbornik statej. Tomsk, 1988.

11. Ericjan A.V. Gosudarstvennyj kontrol' za sobljudeniem zakonodatel'stva sub#ektami predprinimatel'skoj dejatel'nos-ti (State Control over Observance of the Legislation of the Subjects of Entrepreneurial Activity). Gosudarstvo i pravo. 2002. No 2. p. 103.

12. Zerkin D.P., Ignatov V.G. Osnovy teorii gosudarstvennogo upravlenija (Foundations of the Theory of Public Administration). 3-e izd. M., 2010.

13. Kazamirov A.I., Usmanova D.R. O sootnoshenii administrativnogo usmotrenija i administrativnogo reglamenta (On the Ratio of Administrative Discretion and Administrative Regulations). Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. No 3. 2014. pp. 254-258.

14. Kazancev S.M. Istorija carskoj prokuratury (The History of the Royal Prosecutor). SPb., 1993.

15. Kalmykova A.V. Osnovnye cherty gosudarstvennogo kontrolja (nadzora) v sfere tehnicheskogo regulirovanija, (Main Features of the State Control (Supervision) in the Sphere of Technical Regulation). Zhurnal rossijskogo prava. 2007. No 5.

16. Konin N.M. Administrativnoe pravo Rossii. Obshhaja i osobennaja chasti (Administrative law of Russia. General and Special Parts): Kurs lekcij. M., 2004.

17. Larionov G.A. Sovershenstvovanie funkcij gosudarstvennogo kontrolja v uslovijah zemel'noj reformy, (Improvement of Functions of State Control in Land Reform). Pravo i jekonomika. 1995. No 9. pp. 147-148.

18. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka (Dictionary of Russian language), Pod redakciej N.Ju. Shvedovoj. M., 1984.

19. Petrov A.V., Epifanov A.E. Juridicheskaja priroda gosudarstvennogo kontrolja i nadzora, (Legal Nature of State Control and Supervision). Zhurnal rossijskogo prava. 2013. № 7. p. 36-49.

20. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii (PSZ). (Complete Collection of Laws of the Russian Empire) T. IV. No 2331.

21. Raspoijazhenie Pravitel'stva Rf ot 17.11.2008 № 1662-r «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (The Decree of the RF Government from 17.11.2008 № 1662-R "On the Concept of Long-Term Socially-Economic Development of the Russian Federation for the period till 2020). Sobranie zakonodatel'stva RF. 2008. No 47. St. 5489.

22. Slovar' russkogo jazyka. (Dictionary of the Russian language) T. 2. M., 1958.

23. Sterling M.R. Pravovoe regulirovanie organizacii kontrol'noj i nadzornoj dejatel'nosti federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii: (Sterling M. R. Legal Regulation for Organization of Control and Supervisory Activities of Federal Executive Authorities of the Russian Federation: Dis. ... cand.of law Sciences. St. Petersburg, 2004. P.5), Dis. ... kand. jurid. nauk. SPb., 2004.

24. Jenciklopedicheskij slovar'. (Encyclopedic Dictionary) Izd. F.A. Brokgauz i I.A. Efron'. T. 9. SPb., 1895.

Дата поступления: 11.01.2016 Received: 11.01.2016

УДК 343.638(470)

О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ

СУЛЕЙМАНОВА Инна Евгеньевна

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Уфимского юридического института МВД России, г. Уфа, Россия E-mail: innasuleymanova@mail.ru

В статье анализируются особенности квалификации оскорбления представителя власти в сфере порядка управления. Вследствие отсутствия состава клеветы в отношении представителя власти нередко на практике допускаются ошибки, и клевета квалифицируется по ст. 319 УК РФ, как оскорбление представителя власти. Ав-

82

ON THE PROTECTION OF HONOR AND DIGNITY OF PUBLIC AUTHORITIES IN THE FIELD OF ADMINISTRATIVE ORDER

SULEYMANOVA Inna Evgenievna

Candidate of Sciences (Law), lecturer of the Department of Criminal Law and Criminology of the Ufa Law Institute of the MIA of Russia, Ufa, Russia.

E-mail: innasuleymanova@mail.ru

The article analyzes the characteristics of the classification of insulting of a representative of authority in the field of administrative order. For absence of elements of defamation in the act against a public officer, in practice, there are often mistakes, and defamation is determined under Art. 319 of the Criminal Code as an

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.