13. Morshchakova T.G. A Few comments relating to procedural aspects of the constitutional Court. constitutional Gazette. 1991. No 6.
14. Ledyakh I.A. the Law on the constitutional Court of the Russian Federation, 1994. Overall theory of human rights / edited by Lukasheva E.A. M., 1996.
Дата поступления: 10.04.2015 Received: 10.04.2015
УДК 340
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСМАНОВА Диана Рафаэлевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Уфа, Россия E-mail: diane2@ya.ru
С момента принятия Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» удалось решить сложные проблемы в этой сфере. Однако практика осуществления контрольно-надзорной деятельности показывает, что большая часть проведенных проверок не выявляет нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда. Кроме того, проблемы правового регулирования государственного контроля и надзора, а также контрольно-надзорной деятельности неоднократно обсуждались на мероприятиях различного уровня. Поэтому совершенствование государственного контроля и надзора должно быть связано с более радикальным изменением законодательной базы. В связи с этим, разработка Минэкономразвития России концепции проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации» является важным шагом в реализации контрольно -надзорной функции органов исполнительной власти.
Ключевые слова: органы государственного управления, контроль, надзор, контрольно-надзорная деятельность.
ON THE IMPROVEMENT OF STATE AND MUNICIPAL CONTROL (SUPERVISION) IN THE RUSSIAN FEDERATION
USMANOVА Diana Rafaelevna
candidate of sciences (law), senior instructor of the chair of administrative and legal disciplines of Ufa Law Institute of the Russian Interior Ministry, Ufa, Russia. E-mail: diane2@ya.ru
From the moment of the passage of the law as of December, 26, 2008 № 294-FL «On the protection of rights of legal entities and individual enterprisers when exercising state control (supervision) and municipal control» difficult problems in this sphere have been solved. Nevertheless, the practice of control and supervision activity shows that the major part of checks do not detect any violations of necessary requirements, which pose immediate threat of harm doing. Moreover, problems of legal regulation of state control and supervision were repeatedly discussed on different levels. That is why improvement of state control and supervision must be connected with more radical changes in the legislation basis. In connection with the former, the Ministry of economic development and trade of the Russian Federation elaborated a concept of the project of the Federal Law "On state and municipal control (supervision) in the Russian Federation", which is an important step in the realization of control function of executive authorities
Key words: bodies of state administration, control, supervision, control and supervision activity.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает осуществление институциональных преобразований в системе контроля (надзора), среди которых: сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении бизнеса; снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями; ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок; признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении; значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов [1]. И в течение последних нескольких лет была проделана большая работа в сфере регулирования контрольно-надзорной деятельности. С момента принятия Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» удалось решить сложные проблемы в этой сфере.
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: теория и практика
Практика осуществления контрольно-надзорной деятельности показывает, что большая часть проведенных проверок не выявляет нарушений обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда. Так, за 2012 год в Российской Федерации проведено более 2 736 тыс. проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда, федеральными органами исполнительной власти выявлены у 163,4 тыс. проверенных подконтрольных субъектов из 1 185 тыс., что составляет только 16 % от общего количества проверенных подконтрольных субъектов, у которых выявлены нарушения (то есть в 84 % проверок (чуть более 1 млн. подконтрольных субъектов). При этом доля подконтрольных субъектов, в отношении которых были проведены проверки, в 2012 году составила 8,4 %, что указывает на то, что только у 1,35 % от общего числа подконтрольных субъектов выявлены нарушения обязательных требований. Вероятно, что не менее 16 % подконтрольных субъектов могут также нарушать обязательные требования, но это не было выявлено в рамках контрольных мероприятий [2].
Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации совместно с Минэкономразвития России 13 мая 2014 г. проведен круглый стол на тему «Совершенствование системы государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации: поиск эффективных решений». Мероприятие было посвящено обсуждению концепции проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», проблемам создания единой правовой основы регулирования контрольной и надзорной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; принципам и критериям оценки эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности; введению риск-ориентированного подхода к организации контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации; противодействию коррупции в контрольно-надзорной деятельности, а также проблемам досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов и должностных лиц государственного контроля [3, с. 141]. В связи с этим, разработка Минэкономразвития России концепции проекта Федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации» является важным шагом в совершенствовании реализации контрольно-надзорной функции государства.
Разработка концепции проекта федерального закона о государственном и муниципальном контроле не только вызвана формальными основаниями для ее разработки - поручением Президента РФ, но и является следствием неоднократного обсуждения проблем правового регулирования государственного контроля и надзора, а также контрольно-надзорной деятельности на мероприятиях различного уровня. Однако дальнейшее продвижение в части улучшения ситуации в сфере осуществления государственного контроля и надзора должно быть связано с более радикальным изменением законодательной базы. Необходим поиск механизмов повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. Данный вопрос должен решаться посредством кропотливого анализа, направленного на уяснение того, в отношении каких видов государственного и муниципального контроля он будет действовать. Необходимо прямо сформулировать критерии эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности, предусмотреть правило о недопустимости оценивать эффективность и результативность по количеству выявленных нарушений и по суммам выписанных штрафов. Нужны иные критерии, например состояние дел в соответствующей области - абсолютные и относительные показатели, в частности динамика изменения числа объектов контроля (надзора).
Важно определить механизмы стимулирования как субъектов предпринимательства к соблюдению обязательных требований, так и государственных органов контроля (надзора) к выполнению своих функций. В том числе, необходимо изменить отношение органов государственного и муниципального контроля (надзора) к оценке эффективности своей деятельности: с позиции оценки не только количества выявленных нарушений и назначенных штрафов, но и результатов профилактических мероприятий.
Также направлением совершенствования контрольно-надзорной деятельности государства является организация контроля за правильным функционированием государственной и муниципальной администрации, выражающаяся, прежде всего, в уточнении предмета контроля и организации контроля: контроль - не только соответствие требованиям нормативных правовых актов, но и результативность и эффективность деятельности публичных служб. Концепция исходит из необходимости нормативного закрепления закрытого перечня видов государственного и муниципального контроля. В особом внимании нуждаются проблемы муниципального контроля. В первую очередь это касается не-
совершенства законодательного регулирования сферы муниципального контроля, отсутствия четкого разграничения полномочий при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.
Одним из важных направлений регулирования является координация деятельности в сфере государственного контроля. Отсутствие правовой базы влечет невозможность реализации в практике контрольной деятельности таких потенциальных возможностей ее координации, как обмен информацией об объектах контроля, о выявленных нарушениях, планируемых контрольных мероприятиях, а также создание единой компьютерной базы данных, организация межведомственных комплексных проверок и др.
В настоящее время практически во всех развитых странах мира наблюдается усложнение задач государственного управления различными сферами жизни общества, что влечет усиление контрольной функции государства. При этом наблюдается тенденция к дифференциации различных видов контроля, усложнению его форм и процедур. Это связано с дальнейшей специализацией деятельности органов государственного управления различных уровней, увеличением объема делегированного законодательства, развитием разнообразных форм взаимодействия Федерации и субъектов. Тем не менее, практика применения Закона № 294-ФЗ показывает, что институт совместных проверок себя не оправдал ввиду высокой зарегламентированное™ процедур.
Не менее значима и иная тенденция - следование системному единству административных процедур при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Такие процедуры должны встраиваться в общую концепцию правового регулирования подконтрольной (поднадзорной) деятельности, с одной стороны, и регулирования контрольно-надзорной деятельности - с другой. Иначе в случае введения процедур, не сообразующихся с общей линией правового развития, их эффективность существенным образом снижается, что влечет невозможность достижения целей контрольно-надзорной деятельности.
Необходимо обосновать пределы вмешательства субъектов государственного контроля (надзора) в деятельность подконтрольных (поднадзорных) органов и лиц; разработать систему прав, обязанностей, запретов, ограничений и требований к служебному поведению должностных лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор); выработать критерии оценки эффективности государственного контроля (надзора); определить механизмы стимулирования субъектов государственного контроля (надзора) [4, С. 19].
Библиографические ссылки
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, № 47, ст. 5489.
2. < http://open.gov.ru/events/5510830/> (14.04.2015).
3. Левоненкова Т.А. Государственный и муниципальный контроль (надзор): поиск эффективных решений. Журнал российского права. 2014. № 9. С. 140-149.
4. Ноздрачев А.Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы. Журнал российского права. 2012. № 6. С. 18-28.
References
1. Order of the RF Government of 17.11.2008 № 1662-r "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period till 2020". Meeting of the legislation of the Russian Federation, 24.11.2008, № 47, Art. 5489.
2. < http://open.gov.ru/events/5510830/> (14.04.2015).
3. Levonenkova T.A. State and municipal control (supervision) finding effective solutions. Journal of Russian law. 2014. № 9. P. 140-149.
4. Nozdrachyov A.F. Control: Legal novel and unsolved problems. Journal of Russian law. 2012. № 6. P. 18-28.
Дата поступления: 10.04.2015 Received: 10.04.2015