Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
183
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ / MODERNIZATION OF THE LEGAL SYSTEM / КОНТРОЛЬНАЯ И НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / THE CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE STATE / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / LEGAL MEANS / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL VALUES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославский Е.А.

В статье комплексно рассматривается проблема повышения эффективности государственного контроля и надзора в сфере реализации правовой политики. Автор показывает, что исключительно важной задачей правовой политики является совершенствование правовых основ, структуры, механизма и иных аспектов деятельности контрольных и надзорных учреждений, в ходе модернизации правовой системы, а также выработка адекватных форм взаимодействия аппарата контроля и надзора с институтами гражданского общества в правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN WAYS TO IMPROVE EFFICIENCY CONTROL AND SUPERVISORY FORMS OF IMPLEMENTATION LEGAL POLICY

The article deals with the problem comprehensively improve the efficiency of state control and supervision over the implementation of legal policy. The author shows that the crucial task of legal policy is to improve the legal framework, structure, mechanism and other aspects of the control and supervisory agencies in the course of the modernization of the legal system, as well as the development of adequate forms of interaction between machine control and supervision with civil society institutions in the legal field.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

10. См.: Реализация прав граждан в условиях развитого социализма /Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1983. С. 46-47; Лазарев В.В. Реализация права //Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. С. 357-358; Пиголкин А.С. Реализация норм права // Общая теория права: Учебник для юридических вузов / Под общ. ред. А.С. Пиголкина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1995. С. 263- 266.

11. Адаменко И.Е. Право на наказание как основание уголовно-процессуальной деятельности: проблемы теории // Право и практика. 2013. №1. С.30-33.

12. См.: Максимов Г.Б. К вопросу о механизме действия права // Право и практика. 2013. №2.

Максимов Г.Б. - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного университета правосудия (г. Краснодар) Maksimov, G.B. - Lecturer, Department of State and legal disciplines of the Russian State University of justice (Krasnodar)

УДК 340.114

БОГОСЛАВСКИЙ Е.А. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ И НАДЗОРНОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: модернизация правовой системы, контрольная и надзорная деятельность государства, правовая политика, правовое регулирование, правовые средства, социальные ценности

В статье комплексно рассматривается проблема повышения эффективности государственного контроля и надзора в сфере реализации правовой политики. Автор показывает, что исключительно важной задачей правовой политики является совершенствование правовых основ, структуры, механизма и иных аспектов деятельности контрольных и надзорных учреждений, в ходе модернизации правовой системы, а также выработка адекватных форм взаимодействия аппарата контроля и надзора с институтами гражданского общества в правовой сфере.

BOGOSLAVSKY, E.A. MAIN WAYS TO IMPROVE EFFICIENCY CONTROL AND SUPERVISORY

FORMS OF IMPLEMENTATION LEGAL POLICY

Keywords: modernization of the legal system, the control and supervisory activities of the state, legal policy, legal regulation, legal means, social values

The article deals with the problem comprehensively improve the efficiency of state

control and supervision over the implementation of legal policy. The author shows that the crucial task of legal policy is to improve the legal framework, structure, mechanism and other aspects of the control and supervisory agencies in the course of the modernization of the legal system, as well as the development of adequate forms of interaction between machine control and supervision with civil society institutions in the legal field.

Одной из основных задач правовой политики государства, как подчеркивалось в литературе, является повышение эффективности регулятивного и охранительного действия права [1]. Применительно к правовой политике, осуществляемой в форме контроля и надзора, указанная общая задача осуществляется применительно к определенным видам общественных отношений и характеризуется использованием специальных политико-правовых средств [2]. В зависимости от того, насколько достигается решение стоящих перед правовой политикой задач (целей), можно говорить о таких видах правовой политики как эффективная и неэффективная. Поскольку правовая политика является лишь одним из факторов, обеспечивающих эффективное действие права, очевидно, что вопросы результативности правовой политики тесно связаны с проблемой эффективности функционирования институтов механизма правового регулирования вообще, к которым относятся субъекты, осуществляющие контрольную и надзорную деятельность [3].

Можно предложить эффективность правовой политики, реализуемой в форме контроля и надзора, определить как детерминированное разнообразными объективными и субъективными факторами соотношение между фактическими результатами реализации правовой политики, осуществляемой в рамках контрольной и надзорной деятельности, и теми целями (задачами), на достижение которых она направлена.

В юридической науке существует точка зрения, согласно которой соответствие результата правового регулирования поставленным целям выражает лишь формальный аспект его эффективности, то есть речь идет о так называемой юридической, или инструментальной, эффективности права. При этом юридическая эффективность должна рассматриваться не изолированно, а в контексте более широкой социальной эффективности, представляющей собой такое свойство права, которое характеризует его способность по достижению не всяких, а только социально полезных результатов, соответствующих объективным потребностям прогрессивного развития общества [4].

Необходимо отметить, что при комплексной оценке правовой политики и последствий ее реализации, конечно же, нужно изучать не только ее формальную (юридическую) эффективность, но и экономичность, полезность и иные характеристики правовой политики, что, вне всякого сомнения, будет способствовать повышению качества правовой регламентации общественных отношений.

Требование эффективности государственного контроля и надзора

проистекает из правового предназначения государственной власти, состоящего в создании сбалансированной системы институциональных и функциональных гарантий эффективной реализации прав и свобод человека и гражданина, развития общества и государства. Этим правам соответствует обязанность органов публичной власти принимать эффективные меры для их обеспечения и защиты.

При определении эффективности правовой политики, осуществляемой в форме контроля и надзора, должны учитываться все элементы ее содержания с точки зрения их фактического влияния на процессы реализации правовых норм и степень достижения поставленных задач (целей). Степень практического достижения поставленных задач (целей) и будет выступать критерием эффективности (неэффективности) правовой политики, осуществляемой в рамках контрольной и надзорной деятельности. При этом необходимо учитывать, что осуществление правовой политики в форме контроля и надзора связано с решением ряда задач (стратегических и тактических) и, следовательно, вопрос о ее эффективности, в рамках указанного общего критерия, может решаться с различных позиций.

По мнению В. А. Рудковского целевой компонент выполняет достаточно важную идеологическую функцию в составе правовой политики, связанную с обоснованием и оправданием соответствующей деятельности [5, с.157-160].

С точки зрения автора, помимо изложенных, цели правовой политики должны отвечать и некоторым другим требованиям. В частности, они должны: а) быть нравственно обоснованными; б) адекватно отражать особенности национальной правовой системы и переживаемого обществом и государством исторического периода; в) обладать позитивно-правовым потенциалом, то есть ориентировать социальную деятельность на всемерное развитие и утверждение прогрессивных правовых начал в общественной жизни и политике; г) быть социально мотивированными, вызывать поддержку и одобрение в общественном мнении и поведении людей; д) обеспечиваться соответствующими юридическими, интеллектуальными, организационными и иными ресурсами; е) быть системно организованными, включать в определенной последовательности стратегические и тактические, общие и частные, главные и производные, конечные и промежуточные и т.п. цели [5, с.261-265].

Правопорядок, законность, основы правовой государственности и многие другие цели могут быть достигнуты лишь при условии эффективного функционирования государственного механизма, в частности, системы контроля и надзора в государстве и обществе.

Одной из важных задач правовой политики является поиск возможностей для совершенствования контроля и надзора. В этом направлении огромное значение следует уделить вопросу модернизации в правовой сфере, обозначающей принципы и основные пути развития контрольно-надзорной формы реализации правовой политики, эффективности выполнения задач, стоящих перед системой контроля и надзора в государстве и обществе.

Совершенствование правовых основ, структуры, механизма и иных аспектов деятельности контрольных и надзорных учреждений, в ходе модернизации правовой системы, а также выработка адекватных форм взаимодействия аппарата контроля и надзора с институтами гражданского общества в правовой сфере исключительно важная задача правовой политики.

Что же касается модернизации правовой системы, то к данному средству субъекты политики, как правило, прибегают лишь в тех случаях, когда требуется произвести некоторые качественные и весьма существенные преобразования в правовой сфере. При этом модернизация мыслится как постепенный, поэтапный процесс с тщательным отслеживанием достигнутых результатов, необходимой корректировкой целей и задач.

Нетрудно заметить, что у правовой политики и модернизации правовой системы есть немало общих черт. В частности, и в том и в другом случае речь идет об улучшении, преобразовании, развитии правовой сферы в соответствии с определенными потребностями и интересами. И модернизация, и правовая политика предполагают наличие некой концепции, понимание ближайших и перспективных задач, ясность средств их достижения и т.д. Нельзя не обратить внимания и на тот факт, что вопросы правовой политики наиболее интенсивно обсуждаются как раз в те периоды общественного развития, когда на повестке дня стоят проблемы модернизации и реформирования правовой системы или ее отдельных элементов [6].

Необходимость комплексного решения проблем, связанных с повышением эффективности контроля и надзора как формы реализации правовой политики обусловлена объективными причинами, в том числе:

• большим значением эффективной работы органов контроля и надзора для построения демократического правового государства и реализации правовой политики;

• тесной взаимосвязью процессов социально-экономического и социально-политического развития российского общества и контрольной (надзорной) деятельности [7];

• сложностью организационной структуры контрольно-надзорной системы, особыми требованиями к ее формированию и функционированию;

• многообразием проблем, для решения которых необходимо выполнение значительных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов и мероприятий.

В рамках перспективных правовых преобразований, исходя из заявленных целей правовой политики, предстоит предпринять ряд изменений законодательства и повышения эффективности механизмов контрольной и надзорной деятельности в целях укрепления правопорядка и соблюдения законности, обеспечения безопасности государства и общества [8]. И, хотя в последние годы появился ряд работ, посвященных контрольной и надзорной деятельности [9], по-прежнему имеются объективная необходимость и основания для продолжения теоретического исследования в целях выработки практических рекомендаций по пути повышения эффективности контрольной и

надзорной деятельности как формы реализации правовой политики.

Литература и источники

1. См.: Измайлов А.В. Генезис охранительных правоотношений в контексте социодинамики правовой реальности: Дисс ... канд. юрид. наук. М., 2005.

2. См.: Богославский Е.А. Контроль и надзор как организационная форма реализации правовой политики // Право и практика. 2013. №1.

3. См. напр.: Колиева А.Э. О сущности судебного контроля над исполнением административных взысканий // Современная научная мысль. 2014. №2. С.83-88.

4. См.: Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 222

5. Рудковский В. А. Правовая политика и осуществление права. Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2009.

6. Соколов Н.Я. Правовая реформа глазами юристов // Государство и право. 2006. № 6. С. 6.

7. См. напр.: Эртель А.Г. Защита трудовых прав работников на справедливую заработную плату // Современная научная мысль. 2014. №1. С.104-109.

8. См.: Рычкалова Л.А., Эртель А.Г. К вопросу о системе показателей финансовой безопасности государства. 2013. №5. С.108-113.

9. См. напр.: Адыев А.А. Контрольно-надзорная функция современного Российского государства: политико-правовое исследование. Дисс. ... канд. юрид. наук. Казань, 2007; Акопов Л.В. Контроль в управлении государством (конституционно-правовые проблемы). Дисс... докт. юрид. Ростов-на-Дону, 2002; Неретин М.С. Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009; Пожарский Д.В. Контрольно-надзорная функция современного государства. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Стерлинг М.Р. Правовое регулирование организации контрольной и надзорной деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Дисс. ... канд. юрид. наук. Санкт-Петербург, 2004; Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование). Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

Богославский Е.А. - аспирант кафедры "Теории и истории государства и права" Санкт-Петербургского юридического института

Bogoslavsky, E.A. - PhD student, "Theory and History State and Law" Subdepartament St. Petersburg Law Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.