Научная статья на тему 'Правовая политика и формы ее реализации'

Правовая политика и формы ее реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2572
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЛИТИКА / ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / SOCIAL ACTIVITIES / POLITICS / LEGAL POLICY / LAW-MAKING / LAW ENFORCEMENT / LEGAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославский Евгений Александрович

В статье охарактеризован феномен политики как особой формы социальной деятельности. Автор рассматривает ее как основное средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны. В структуре правовой политики выделены два автономных направления: 1) политика в сфере права, связанная с формированием концепции юридического воздействия, подготовкой квалифицированных юридических кадров и правотворчеством; 2) политика посредством права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL POLICY AND THE FORMS OF ITS IMPLEMENTATION

The article examines the phenomenon of politics as a special form of social activity. The author considers it as the main means of legal legitimation, consolidation and implementation of the political policy of the country. The author distinguishes two independent areas in the legal policy structure: 1) policy in the field of law, relating to the formation of the legal impact concept, training of qualified personnel in law and law-making; 2) politics by means of law.

Текст научной работы на тему «Правовая политика и формы ее реализации»

УДК 342.547 Богославский Евгений Александрович

аспирант кафедры теории и истории государства и права

Санкт-Петербургского юридического института

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА И ФОРМЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Bogoslavsky Evgeniy Aleksandrovich

PhD student, Theory and History of State and Law Department, St. Petersburg Institute of Law

THE LEGAL POLICY AND THE FORMS OF ITS IMPLEMENTATION

Аннотация:

В статье охарактеризован феномен политики как особой формы социальной деятельности. Автор рассматривает ее как основное средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны. В структуре правовой политики выделены два автономных направления: 1) политика в сфере права, связанная с формированием концепции юридического воздействия, подготовкой квалифицированных юридических кадров и правотворчеством; 2) политика посредством права.

Ключевые слова:

социальная деятельность, политика, правовая политика, правотворческая деятельность, правоприменение, правовое государство.

Summary:

The article examines the phenomenon of politics as a special form of social activity. The author considers it as the main means of legal legitimation, consolidation and implementation of the political policy of the country. The author distinguishes two independent areas in the legal policy structure: 1) policy in the field of law, relating to the formation of the legal impact concept, training of qualified personnel in law and law-making; 2) politics by means of law.

Keywords:

social activities, politics, legal policy, law-making, law enforcement, legal state.

Политика как особая форма социальной деятельности возникает вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения отношений господства и подчинения. Уже у античных философов политика обозначает особое качество и вид социальной деятельности и непосредственно связывается с понятием формы государственного правления. Причем если для Сократа политика означает «правление знающих» и составляет некую нравственно-разумную основу и сущность государства [1, с. 60], то Платон рассматривал политику как «царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми» [2, с. 65]. Наиболее же развернутую характеристику политики можно найти у Аристотеля. Он полагал, что политика представляет собой одну из форм социального общения. Это такое общение, «которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим» [3].

Несмотря на многообразие современных подходов в исследовании политики, подавляющее большинство авторов едины в том, что политика теснейшим образом связана с государством и государственной властью. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системообразующими факторами, формирующими политическую систему [4]. Поэтому, как отмечается в литературе, при всей многозначности понятия «политика», когда говорят о мире политического, речь все же идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государством и государственным устройством, с теми институтами, принципами, нормами и т. д., которые призваны гарантировать жизнеспособность сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей [5].

Сейчас на первый план общественного бытия все больше и больше выходит политика правовая, ибо в современных условиях без нее невозможно цивилизованно и гарантированно реализовать все остальные виды политики.

Как правило, правовая политика характеризуется как научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности.

Правовая политика - особая форма выражения государственной политики, средство юридической легитимации, закрепления и осуществления политического курса страны. Будучи осознанной, консолидированной, эта политика воплощается прежде всего в законах, конституциях,

кодексах, других основополагающих нормативно-правовых актах, направлена на охрану и защиту данного социального строя, развитие общественных отношений в нужном направлении. Правовая политика является мощным средством преобразования общества.

Отечественной юридической наукой наработан значительный теоретический материал по вопросу о сущности, социальном назначении, месте и роли правовой политики в системе средств государственного управления обществом. Вместе с тем в литературе отмечалось, что проблемы правовой политики получили наиболее полную разработку в отраслевых науках (главным образом это относится к уголовной политике [6]) и в значительно меньшей степени исследовались на общетеоретическом уровне [7, с. 163].

Современное понимание категории «правовая политика» является достаточно многозначным и в правовой науке употребляется в нескольких различных смысловых контекстах. А.П. Коробова объясняет это многозначностью самих понятий, из которых складывается эта категория, -«политика» и «право» [8].

Правовая политика представляет собой ту модель соотношения политики и права, которая характеризуется их взаимопроникновением и взаимодействием, когда не только право является средством политики, но и политика облекается в правовую форму, не только политика определяет право, но и право изначально выступает как фактор, определяющий правомерность политики.

Необходимо согласиться с В.Н. Кудрявцевым, который полагает, что отличие правовой политики от иных видов политики состоит в том, что она «всегда предполагает использование методов правового регулирования» [9, с. 163]. А это приводит к тому выводу, что государственная политика вообще и правовая в частности должны рассматриваться не только с точки зрения объекта политического воздействия (экономика, социальная сфера, наука и т. д.), но и с позиций средств и методов, которые государственная власть или иной субъект политики использует при осуществлении своих функций по политическому управлению (руководству) обществом. В этом аспекте правовая политика характеризуется качественной определенностью как объекта, так и метода политического воздействия.

В соответствии с этим в структуре правовой политики можно выделить два относительно автономных направления: 1) политику в сфере права, связанную с формированием концепции юридического воздействия, подготовкой квалифицированных юридических кадров и правотворчеством; 2) политику посредством права, которая выражается в правовом регулировании и правоприменительной практике.

С точки зрения инструментальной ценности сущность правовой политики необходимо усматривать в ее способности удовлетворять соответствующие потребности и интересы общества. Она объективно выступает как форма (способ) реализации публично-правовых (то есть общегосударственных) интересов в сфере правового регулирования.

Во многих случаях понятием «правовая политика» обозначается законность, легитимность не самой политики в целом, а средств и методов, используемых в ней как определенном виде деятельности. Вместе с тем словосочетание «правовая политика» часто используется специалистами в качестве синонима выражений «легитимная политика», «законная политика».

Под правовой, согласно рассматриваемому подходу, следует понимать такую государственную политику, которая соответствует основополагающим нравственно-правовым требованиям и направлена на их последовательную реализацию в общественной жизни, в организации и функционировании институтов политической власти.

В основе рассматриваемого подхода лежит представление о праве как одной из важнейших социальных ценностей, являющейся своеобразной «максимой» государственной политики, условием ее цивилизованности, правомерности, справедливости и т. д. Правовая политика, соответственно, воспринимается в таком контексте в качестве наиболее разумной и приемлемой формы управления обществом в условиях построения демократического правового государства [10].

По мнению В.А. Рудковского, «связь с правом, таким образом, является наиболее общим свойством указанной политики, а соответствующее определение может претендовать на статус общетеоретического» [11].

Можно согласиться, что «в то же время, прежде чем политика станет правовой - само право должно стать политическим, то есть оно должно обладать свойствами политики, отражать ее сущность, "понимать" ее цели, задачи и стратегическую направленность» [12].

Общность изложенных и некоторых других позиций позволяет ученым сформулировать следующее определение правовой политики: это такая разновидность государственной политики, которая находится в закономерной связи с правовой сферой жизни общества и является необходимым организующим и направляющим фактором ее формирования, функционирования и развития [13].

Можно признать, что правовая политика представляет собой деятельность государства в сфере правового регулирования, специфика которой состоит в выработке и (или) претворении в жизнь правовых идей стратегического характера (то есть идей, определяющих направления функционирования и развития механизма правового регулирования).

Любая политика вообще и правовая политика в частности нуждается в выражении вовне, реализации, воплощении на практике. Только тогда она будет выполнять свое социальное предназначение. При этом правовая политика, представляющая собой деятельность государства в сфере правового регулирования, должна иметь какую-то оболочку, то есть протекать в каких-то конкретных формах [14]. Вместе с тем необходимо учитывать многоплановость самой категории «форма», которая может быть использована, например, в значении внутренней структуры объекта или способа внешнего выражения его содержания, для обозначения форм бытия объекта как такового или же способов проявления его отдельных свойств и элементов и т. д.

Анализируя правовую политику в аспекте механизма ее формирования и реализации, можно вести речь, соответственно, о формах становления и реализации правовой политики. По мнению В.А. Рудковского, применительно к правовой политике категория «форма» должна быть использована по ее прямому назначению, то есть для обозначения способов существования и внешнего выражения содержания правовой политики [15, с. 213].

Надо отметить, что далеко не всеми авторами используется термин «формы реализации» правовой политики. Причем высказываемые в науке точки зрения по этому вопросу крайне разнообразны.

Можно вести речь о формах выработки и реализации правовой политики (организационных или организационно-правовых) и формах внешнего выражения и официального закрепления ее содержаниях (формах выражения правовой политики). Если первые «оформляют» содержание правовой политики в динамике, то вторые отражают статику правовой политики, относительную устойчивость и неизменность ее содержания [16, с. 215].

Необходимо учитывать, что в качестве государственно-правовой стратегии (тактики) правовая политика проявляет себя в трех основных измерениях: мировоззренческом (идейно-теоретическом), нормативно-регулирующем и деятельно-практическом. Каждому из них присущи специфичные формы выражения.

Некоторые авторы выделяют всего две формы реализации правовой политики: правотворческую деятельность и правоприменение [17].

А.П. Коробова считает, что можно «говорить о трех формах реализации правовой политики государства: правотворчестве, правоприменении и правовом воспитании» [18]. А.В. Малько пишет: «Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации: 1) правотворческая; 2) правоприменительная; 3) интерпретационная; 4) доктринальная; 5) правообучающая и т. п.» [19]. В свою очередь, Н.И. Матузов отмечает: «Формы реализации права (соблюдение, исполнение, использование и применение) представляют собой по своей сути и формы осуществления правовой политики» [20].

В рамках диссертационного исследования О.Ю. Рыбаков определяет следующие формы реализации правовой политики: 1) правозащитную; 2) правотворческую; 3) правоприменительную; 4) надзорно-контрольную; 5) правовое обеспечение функционирования государства, его органов; 6) организацию деятельности правоохранительных органов; 7) подготовку дипломированных юристов в учебных заведениях; 8) организацию научной деятельности; 9) доктринальную; 10) правовое просвещение [21]. Из них основными выступают: правозащитная, правотворческая, правоприменительная, надзорно-контрольная.

В юридической литературе отмечено, что, квалифицируя правотворчество, правоприменение и другие виды юридической деятельности в виде форм правовой политики, следует особо оговорить, что в качестве таковых они выступают лишь в той мере, в какой речь идет о выработке и реализации соответствующей государственно-правовой стратегии [22]. Во всех остальных своих проявлениях указанные феномены, соответственно, выступают в другом качестве [23].

Ссылки:

1. История политических и правовых учений. М., 1988.

2. Там же.

3. Аристотель. Политика. Сочинения. Т. 4. М., 1984. С. 376.

4. Теория государства и права / под ред. А.Б. Венгерова. Вып. 2. М., 1994. С. 58-59.

5. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 1995. С. 94.

6. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М., 1974. С. 305 ; Герцензон А.А. Уголовное право и социология. М., 1970 ; Панченко П.Н. Советская уголовная политика. Томск, 1988.

7. Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М., 1978.

8. Коробова А.П. О многозначности понятия «правовая политика» // Правоведение. 1999. № 4. С. 156.

9. Подгурецкий А. Указ. соч.

10. Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI в. // Правовая политика России: теория и практика : монография / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 33.

11. Рудковский В.А. Правовая политика и право (о сущностной взаимосвязи категорий) // Право как ценность и средство государственного управления обществом. Вып. 2 : сб. науч. тр. Волгоград, 2005. С. 26-27.

12. Исаков Н.В. Правовая политика: теоретические подходы к исследованию // Право и политика. 2003. № 5. С. 24.

13. Шундиков К.В. Концепция правовой политики // Правовая политика России: теория и практика : монография / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 152.

14. Эртель А.Г. Защита трудовых прав работников на справедливую заработную плату // Современная научная мысль. 2014. № 1. С. 104-109.

15. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права : монография / под ред. Н.Н. Вопленко. Волгоград, 2009. С. 213.

16. Там же.

17. Дагель П.С. Проблемы советской уголовной политики : учеб. пособие. Владивосток, 1982. С. 39-43 ; Молодцов А.С, Благов Е.В. Понятие и основные направления уголовной политики и участие общественности в борьбе с преступностью : текст лекций. Ярославль, 1987. С. 6-7.

18. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2000. С. 19.

19. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. Саратов, 2003. С. 277.

20. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права. Саратов, 2003. С. 324.

21. Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории : дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2005.

22. Турицын А.В. Противоправность как условие деликтной ответственности государства за вред, причиненный предпринимателям // Общество и право. 2009. № 1. С. 142-146.

23. Рудковский В.А. Правовая политика и осуществление права : монография. Волгоград, 2009. С. 217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.