Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ'

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА / LEGAL POLICY / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / LEGAL MEANS / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SOCIAL VALUES / ПРАВОВАЯ ЛЕГИТИМАЦИЯ / LEGAL LEGITIMATION / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / LEGAL CULTURE / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / POLITICAL IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богославский Е.А.

В статье рассмотрен феномен правовой политики, как научно обоснованной, последовательной и системной деятельности органов государственной власти и муниципального самоуправления, в результате которой создается эффективный механизм правового регулирования. Показано, что правовую политику следует рассматривать как особый вид государственной политики, в качестве средства правовой легитимации, регулирования, обеспечения и осуществления политического курса государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE VALUE OF LEGAL POLICY

The article deals with the phenomenon of legal policy, as scientifically sound, coherent and systematic activities of public authorities and municipal governments, which generates an effective mechanism of legal regulation. It is shown that legal policy should be viewed as a special kind of public policy as a means of legitimizing the legal, regulatory, and implementation of the policy of the state.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ»

3. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

4. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2009. № 20. Ст. 2444; Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. № 1772-р (ред. от 31.05.2012) «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2010. № 43. Ст. 5544; Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 (ред. от 24.06.2013) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 -2020 годы» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 1. Ст. 13 и др.

5. См. напр.: Зорина Т.А. Реализация концепции развития гражданского законодательства РФ на современном этапе // Право и практика. 2013. №1.

6. Правоохранительная политика России в условиях модернизации (исторический аспект) / А.В. Малько, В.А. Затонский, О.Н. Коржиков. // История государства и права. 2010. № 8. С. 2-5; Правоохранительная политика в России: проблемы теории и практики: Монография / Под ред.: Малько А.В. Тамбов, 2010. 271 е.; Пронин, В.В. Государственно-правовая политика дореволюционной России по формированию законодательства в области правоохранительной деятельности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. / В.В. Пронин. СПб., 2003. 22 с.

7. См. напр.: Турицын А.В. Отдельные проблемы принудительного прекращения права собственности на земельные участки // Современная научная мысль. 2013. №2. С.133-140.

Максименко Э.А. - начальник факультета заочного обучения Краснодарского университета МВД России (eduard_maksimenko@mail.ru) Maksimenko, E.A. - Head of the Faculty of distance learning Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

УДК 340.114

БОГОСЛАВСКИЙ ЕА. К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: правовая политика, правовое регулирование, правовые средства, социальные ценности, правовая легитимация, правовая культура, государственная идеология

В статье рассмотрен феномен правовой политики, как научно обоснованной, последовательной и системной деятельности органов государственной власти и

муниципального самоуправления, в результате которой создается эффективный механизм правового регулирования. Показано, что правовую политику следует рассматривать как особый вид государственной политики, в качестве средства правовой легитимации, регулирования, обеспечения и осуществления политического курса государства.

BOGOSLAVSKIY, E.A. TO THE QUESTION OF THE VALUE OF LEGAL POLICY

Keywords: legal policy, legal regulation, legal means, social values, legal legitimation, legal culture, political ideology

The article deals with the phenomenon of legal policy, as scientifically sound, coherent and systematic activities of public authorities and municipal governments, which generates an effective mechanism of legal regulation. It is shown that legal policy should be viewed as a special kind of public policy as a means of legitimizing the legal, regulatory, and implementation of the policy of the state.

Правовую политику можно охарактеризовать как научно обоснованную, последовательную и системную деятельность органов государственной власти и муниципального самоуправления, в результате которой создается эффективный механизм правового регулирования, использования юридических средств для достижения заданных целей - наиболее полной реализации прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законности, укрепления правопорядка, формирования правового государства и достойного ему уровня правовой культуры как отдельной личности, так и общества в целом.

Правовую политику следует рассматривать как особый вид государственной политики, в качестве средства правовой легитимации, регулирования, обеспечения и осуществления политического курса государства [1]. Выступая юридически легитимизованной, данная политика выражается, в первую очередь, в конституциях, государственных законах, а также других основополагающих нормативных правовых актах, которые направлены на охрану и защиту данного социального строя, развитие общественных отношений в нужном направлении. Правовая политика является мощным средством преобразования общества.

Особая роль правовой политики в утверждении определенных систем правовых ценностей проявляется в нескольких аспектах.

Во-первых, указанная политика легализует ведущие идеи правосознания, вводя их в систему действующих нормативных актов и иных источников права. Именно в результате целенаправленной деятельности субъектов правовой политики в области правотворчества обеспечивается становление тех или иных правовых взглядов в качестве официальной идеологии государства. Юридическое закрепление определенных идеологических требований в законодательстве может осуществляться двояко: путем прямого

воспроизведения в нормативном материале соответствующих нравственно-правовых идей, целей и др. либо косвенно, когда определенная идеологическая установка реализуется через систему внешне нейтральных в идеологическом отношении предписаний [2].

Во-вторых, правовая политика обеспечивает практическую реализацию требований официальной правовой идеологии в действующую систему общественных отношений. Она определяет приоритеты в указанной сфере, вырабатывает оптимальные пути и средства их достижения, обеспечивает планомерную и согласованную деятельность правотворческих и правоприменительных органов, ориентирует юридическую практику на единообразное понимание и неуклонное следование основополагающим требованиям конституции, законодательства и т.д.

С точки зрения своей социальной ценности правовая политика выступает как государственная политика, которая соответствует основополагающим нравственно-правовым требованиям и направлена на их последовательную реализацию в общественной жизни, в организации и функционировании институтов политической власти.

Ведь во многих случаях понятием «правовая политика» обозначается законность, легитимность не самой политики в целом, а средств и методов, используемых в ней как определенном виде деятельности. Вместе с тем, словосочетание «правовая политика» часто используется специалистами в качестве синонима выражений «легитимная политика», «законная политика».

По мнению ряда ученых, если политика осуществляется в рамках закона, она вполне может претендовать на то, чтобы ее считали правовой. И, разумеется, напротив, политика, реализуемая не на законной основе, именоваться правовой не должна [3].

Так, Ю.Е. Пермяков пишет, что «если власть опирается на право, есть все основания говорить о правовой политике» [4].

В свою очередь Н.И. Матузов резонно подчеркивает, что «в принципе любая разумная политика должна быть правовой - в том смысле, что призвана соответствовать законам, юридическим нормам, неизменно находиться в правовом поле, отвечать международным стандартам, идеям прав человека» [5].

В основе рассматриваемого подхода лежит представление о праве как одной из важнейших социальных ценностей, являющейся своеобразной «максимой» государственной политики, условием ее цивилизованности, правомерности, справедливости и т. д. Правовая политика, соответственно, воспринимается в таком контексте в качестве наиболее разумной и приемлемой формы управления обществом в условиях построения демократического правового государства [6].

С точки зрения социально-политической ценности правовая политика здесь мыслится как определенная антитеза политическому произволу и незаконной политике. Такое понимание правовой политики тесно примыкает к тем философским, этическим и иным доктринам, для которых характерна попытка осмыслить государственную политику через призму важнейших

морально-правовых и других требований.

Право — величайшее приобретение человечества, завоевание культуры, и именно этим, полагает О.И. Цыбулевская, обусловлен высокий статус правовой политики. «Сама правовая политика как таковая есть ценность, поскольку основана на праве - безусловной ценности» [7].

В социальном ценностном контексте правовая политика выступает как определенная противоположность произвольной, аморальной и преступной политике. Именно поэтому выражения «правовая политика» и «политика правового государства» оказываются весьма близки по смыслу. Правовая политика - неотъемлемый атрибут и характерная черта правового государства, в отличие от различных диктаторских, тоталитарных и т. п. режимов власти.

Постепенно в российском обществе должны сформироваться новые представления о праве, согласно которым оно будет рассматриваться не только как результат деятельности государственной власти, но и как непременная основа для построения и успешного функционирования самой этой власти. В данном процессе роль права сводится к созданию и обеспечению упрочения справедливых политико-государственных институтов, юридических норм, которые соответствуют естественным правам и свободам граждан, предусматривают ненасильственные, легальные формы разрешения конфликтов и ведение цивилизованной политической дискуссии [8].

Инструментальная ценность правовой политики охватывает два аспекта: внутренний (политико-правовой) и внешний (социально-политический). С внутренней стороны правовая политика есть средство совершенствования действующего права, с внешней - средство решения при помощи права иных социально-политических задач (экономических, культурных и т.д.).

Внешний аспект при таком подходе оказывается определяющим, поскольку изменения в действующем праве, в конечном счете, диктуются задачами его более эффективного использования как одногоиз важнейших средств государственной политики.

Ценность правовой политики при таком подходе видят в совершенствовании действующего права с учетом его оптимального приспособления к решению задач экономического, социального, политического и т.п. характера [9].

Очевидно, что это весьма важный аспект в понимании правовой политики. Во-первых, он акцентирует внимание на том, что данная политика должна подключаться к решению лишь наиболее важных, социально значимых задач, реализация которых объективно требует вовлечения всего государственно-правового механизма. Во-вторых, речь идет об определении объективных пределов и выборе эффективных способов правового воздействия на определенные сферы общественной жизни [10].

С точки зрения инструментальной ценности правовая политика способна удовлетворять соответствующие потребности и интересы общества. Она объективно выступает как форма (способ) реализации публично-правовых (т. е. общегосударственных) интересов в сфере правового регулирования.

Таким образом, ценность правовой политики заключается в том, что она выражает, прежде всего, официально-властную, юридически значимую сторону государственного руководства обществом и реализует две важные функции: во-первых, легализует избранный политический курс, придает ему статус публичной политики; во-вторых, осуществляет выбор и применение правовых средств в целях их оптимального использования для решения тех или иных социально-политических задач.

Определяя основные параметры функционирования и развития правовой сферы, правовая политика тем самым устанавливает правовой режим функционирования и иных областей общественной жизни. В этом проявляется ее особая значимость в системе государственного руководства социальными процессами.

Литература и источники

1. См.: Максимов Г.Б. Применение права - особая форма реализации права // Право и практика. 2013. №1.

2. Туманов В.А. Идеологические аспекты правовой системы // Правовая система социализма. М., 1985. С 183-184.

3. См. напр.: Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики // Правоведение. 1997. № 4.

4. Пермяков Ю.Е. Введение в основы уголовной политики: Учебное пособие. Самара, 1993. С. 6.

5. Матузов Н.И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. С. 33-34.

6. Матузов Н.И. Российская правовая политика: вызовы и угрозы XXI в. // Правовая политика России: теория и практика: монография / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С. 33.

7. Цыбулевская О.И. Правовая политика: аксиологический аспект. Российская правовая политика: теория и практика: Монография / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. М., 2006. С.672.

8. См.: Киреева С.А. Конституционно-правовые аспекты демократизации политического режима в России // Правоведение. 1998. № 1. С. 130.

9. См.: Овчинников А.И., Дугина Е.В. Конфликтогенный потенциал либеральной правовой политики современного Российского государства // Правовая политика России: теория и практика / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2006. С.161.

10. См. напр.: Дашин А.В. Особенности трансформации частного права в условиях реформирования правовой системы России // Современная научная мысль. 2013. №3. С.129-135.

Богославский Е.А. - аспирант кафедры "Теории и истории государства и права" Санкт-Петербургского юридического института

Bogoslavskiy, E.A. - PhD student, "Theory and History State and Law" Subdepartament St. Petersburg Law Institute

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.