Научная статья на тему 'Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства'

Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1332
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / конституционная правовая политика / Основной закон / право / политика / правова політика / конституційна правова політика / Основний закон / право / політика / legal policy / constitutional and legal policy / the basic law / law / policy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарова Лариса Николаевна

В статье проводится исследование сущности и смысла конституционно-правовой политики как особой разновидности правовой политики. Выделяются основные признаки конституционноправовой политики, дается определение последней. Автор доказывает, что именно конституционная политика является важнейшим направлением юридической деятельности государства в целом. Подчеркивается стратегический характер конституционной политики, ее неразрывная связь с основным законом страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional legal policy as the dominant form of legal state policy

The article presents the research on essence and meaning of the constitutional and legal policy as a special kind of legal policy. It highlights the basic features of the constitutional and legal policy, defines the last one. The author proves that just the constitutional policy is the most important course for the state legal activity in general, emphasizes the strategic nature of constitutional policy, its linkage with the basic law of the country.

Текст научной работы на тему «Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства»

6 . Правила для искоренения преступлений от 22 декабря 1823 года // Государственный Архив Орловской Области. Ф606. Оп.1 .Д. 3 .Л . 71 .

7 . Шаляпин С .О . Монастырская ссылка в России XV - XVIII вв . : Дис. . . . канд . ист наук. / СО . Шаляпин . - Архангельск, 1998. -С. 140-141.

8. Андрощук В.В. Порядок судопроизводства по делам о преступлениях против религии в России конца XIX - начала XX в. / В .В . Андрощук / / История государства и права . - 2011. - № 17. - С. 2-6 .

9. Правила для искоренения преступлений от 22 декабря 1823 года // Государственный Архив Орловской Области Ф 220 Оп. 1. Д. 63. Л . 5-11.

10 Попов А Суд и наказание за преступления против религии и нравственности по русскому праву / А. Попов - Казань, 1904 - 512 с

11 Корнев В А Фактор православия в развитии русской культуры / В А Корнев // История государства и права. - 2011. -№ 24,- С . 8-11.

12 Зубанова С Г Влияние Русской православной церкви на развитие культуры

российского общества в XIX в. / С .Г. Зубано-ва // История государства и права. - 2009. -№ 14. - С . 18-22.

13 Правила судопроизводства о преступлениях, в Церкви учиненных Духовными лицами от 22 декабря 1823 года // Государственный Архив Орловской Области Ф 220.Оп. 1. Д.63.Л. 7-13.

14 Новый завет Книги Священного Писания Нового Завета В русском синоидаль-ном переводе. Евангелие от Матфея. - М.: Российское библейское общество, 2004 -567 с

15. Иеродиакон Никон (Горохов). Вступление в монашество и выход из него [Электронный ресурс] / Режим доступа: // http://www. pravoslavie . ги.

16 . Доклад Синода от 9 июля 1823 года // Государственный Архив Орловской Области Ф 220 Оп 1 Д 63 Л 4

17 . Матвеева Е .С . Особенности формирования и развития религиозного правового сознания в России / Е С Матвеева // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2013 . - № 1 (51) . - С . 90-96.

УДК 34. 0

Захарова Л.Н.*

КОНСТИТУЦИОННАЯ ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ДОМИНИРУЮЩАЯ ФОРМА ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

ГОСУДАРСТВА

Захарова Л.Н. Конституционная правовая политика как доминирующая форма правовой политики государства. - Статья .

В статье проводится исследование сущности и смысла конституционно-правовой политики как особой разновидности правовой политики . Выделяются основные признаки конституционноправовой политики, дается определение последней . Автор доказывает, что именно конституционная политика является важнейшим направлением юридической деятельности государства в целом. Подчеркивается стратегический характер конституционной политики, ее неразрывная связь с основным законом страны .

Ключевые слова: правовая политика, конституционная правовая политика, Основной закон, право, политика

* Захарова Лариса Николаевна - аспирант ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза, Россия .

Zakharova L.N. Constitutional legal policy as the dominant form of legal state policy. - Article .

The article presents the research on essence and meaning of the constitutional and legal policy as a special kind of legal policy. It highlights the basic features of the constitutional and legal policy, defines the last one . The author proves that just the constitutional policy is the most important course for the state legal activity in general, emphasizes the strategic nature of constitutional policy, its linkage with the basic law of the country

Keywords: legal policy, constitutional and legal policy, the basic law, law, policy.

Захарова Л.М. Конституційна правова політика як домінуюча форма правової політики держави. - Стаття .

У статті проводиться дослідження сутності й змісту конституційно-правової політики як особливого різновиду правової політики . Висвітлюються основні ознаки конституційно-правової політики, надається визначення останньої. Автор доводить, що саме конституційна політика є найважливішим напрямком юридичної діяльності держави в цілому. Підкреслюється стратегічний характер конституційної політики, її нерозривний зв'язок з основним законом країни .

Ключові слова: правова політика, конституційна правова політика, Основний закон, право, політика

В самом общем виде правовая политика - это политика, основанная на праве и осуществляемая правовыми средствами .

«Правовая политика, - пишет Н . И . Ма-тузов, - потому и называется правовой, что она, во-первых, основывается на праве; во-вторых, осуществляется правовыми методами; в-третьих, охватывает главным образом правовую сферу деятельности; в-четвертых, подкрепляется, когда это нужно силовым началом, принуждением; в-пятых, является публичной, официальной; в-шестых, отличается нормативно-организационными началами Во всех случаях право выступает базовым и цементирующим началом правовой политики» [11, с. 9].

По мнению А.В. Малько, под правовой политикой следует понимать «научно обоснованную, последовательную и системную деятельность соответствующих структур (прежде всего государственных и муниципальных органов) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой го-

сударственности и высокого уровня правовой культуры» [9, с. 54].

Широкий спектр затрагиваемых правовой политикой отношений обусловливает многообразие критериев ее стратификации, что позволяет классифицировать правовую политику по различным основаниям. Подробнейшую классификацию правовой политики проводит А В Малько, посвятивший специальную главу классификационным вопросам правовой политики в комплексном монографическом исследовании последней [10, с 229-323]

При этом некоторые направлений правовой политики стали объектами теоретических изысканий .

Так, к примеру, если говорить об уровнях реализации правовой политики, то можно выделить правовую политику субъектов федерации [4], муниципальноправовую политику [2] и локальноправовую политику [13] (соответственно, неохваченной научным анализом остается международно-правовая и федеральная правовая политика)

Среди субъектов, осуществляющих правовую политику, наиболее изучена правовая политика Президента РФ и судебной системы РФ

Достаточно подробно освещены формы правовой политики и сферы ее реализации, источники выражения.

Не оспаривая значимости проведенных исследований, хотелось бы отметить, что основным детерминантом подразделения правовой политики на группы и виды служит предмет правового регулирования .

Подобный вывод основывается, прежде всего, на том, что при оценке соотношения прав и правовой политики необходимо исходить из того, что «право выступает базовым и цементирующим элементом этой политики» [12, с. 322].

Право, в свою очередь, характеризуется таким основополагающим признаком как системность, производным от которого является такая категория как «система права»

Система права - феномен более чем сложный и неоднозначный . На наш взгляд, весьма выверенную дефиницию системы права предлагает Д. Е. Петров. «Система права, - замечает ученый, - это внутреннее строение действующего в государстве права, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на отрасли, подотрасли и институты права» [14, с. 15].

При этом отрасли права всегда и однозначно воспринимаются как основные структурные подразделения системы права [1, с. 28]. В свою очередь, непреложной аксиомой общей теории права признается то, что основным критерием деления норм права на отрасли выступает предмет правового регулирования [16, с. 576-577].

В данной связи можно предложить следующий алгоритм: а) право - нормативная основа правовой политики; б) право имеет собственную систему, отражающую ее внутреннее строение, важнейшим и наиболее крупным элементом которой является отрасль права; в) критерием разделения права на отрасли служит предмет правового регулирования - общественные отношения, подпадающие под регулятивное воздействие той или иной отрасли

Предложенный алгоритм во многом объясняет заявленную выше принципиальную позицию: предмет правового регулирования выступает фундаментальным критерием классификации правовой политики

Сама логика подобной стратификации обуславливает доминирование среди отраслевых разновидностей правовой политики конституционно-правовой политики Подобное объясняется ролью и значением конституции как основного закона государства, а также ведущей ролью конституционного права при соотношении последнего с иными отраслями

Между тем, можно констатировать слабую разработанность конституционноправовой политики в отличие от многих иных видов правовой политики, и в особенности уголовно-правовой

В. Д. Зорькин высказал вполне справедливое замечание по данному поводу: «Каким образом строить, например, конституционно-правовую политику? Я имею ввиду с точки зрения классического понимания политики права В этом плане можно говорить о конституционной политике - это почти не разработанное направление. Можно бесконечно писать о том, как соотносятся понятия, статьи законов Но вопрос в другом: в соотношении системности - в том, куда все это движется и как должно двигаться, и что предложить практикующим политикам, чтобы они наиболее оптимально использовали Конституцию для того, чтобы государство и общество сохранялись правовыми, а человек был защищен» [5, с 10]

Справедливость подобной позиции более чем очевидна, однако и по прошествии ряда лет ситуация практически не изменилась. А.В. Малько с сожалением констатирует: «Действительно, категория конституционно-правовой политики в конституционном праве России практически не исследована, не изучена ее природа, не дано соотношения с иными значимыми катего-

риями и понятиями названной науки» [10, с. 231].

На наш взгляд, проблема конституционно-правовой политики заключается в сложности оптимального сочетания политики и права С одной стороны, никто не отрицает необходимости наличия конституционно-правовых основ государственного регулирования той или иной сферы С другой, надо понимать, что конституционно-правовая политика - это не просто политическое решение, облеченное в правовую форму Соответственно, нельзя полностью согласиться с Н .В. Витру-ком, считавшим, что: «Конституционноправовая политика является особым видом государственной политики, средством легитимации, закрепления и осуществления политического курса российского государства, политической воли его властных органов и официальных лидеров»[3, с. 226-227].

Как думается, конституционно-правовая политика не должна представлять собой лишь юридическую форму, в которую «укладывается» политическое содержание Как уже было отмечено выше, государство, как особая организация власти, стремится все свои управленческие решения закрепить в нормах права Однако далеко не каждое политическое решение, даже и облаченное в юридическую норму, можно считать частью правовой политики вообще и конституционно-правовой в частности

Конституционно-правовая политика, по нашему мнению, предполагает доминирование Конституции и основанных на ней нормативных актов . М . И. Байтин правильно называл в качестве одного из принципов правового государства принцип нового, качественно более высокого уровня законности «Правовое государство, - писал ученый, - немыслимо без законности Однако речь идет о ее новом, качественно более высоком уровне, который предполагает, во-первых, не бумажное, а действительное верховенство Конституции РФ и законов...».

Тем самым властные действия управляющих субъектов должны быть в рамках конституционно-правовой политики Политические решения должны быть реально подчинены юридическим нормам и, прежде всего, нормам конституционного права Конституционно-правовая политика, таким образом, предстает неким симбиозом политики и права с ярко выраженным доминированием последнего В указанном синтезе - сила и слабость самой идеи конституционно-правовой политики Не оспаривая ведущее место конституционноправовой политики, приходится констатировать, что, во-первых, уровень концентрации политики в конституционноправовых отношениях наиболее высок; и, во-вторых, сама конституционно-правовая политика находится на стыке доктринального анализа конституционного права и правовой политики. «Недостаточная разработанность концепции конституционноправовой политики во многом связана с недостаточной разработанностью как теории конституционного права, так и теории правовой политики, которая находится в стадии становления . Пока же отсутствуют четкие и научно обоснованные ориентиры, значительные научные наработки в данной сфере, конституционно-правовая политика формируется и осуществляется с помощью «метода проб и ошибок»

Вместе с тем не стоит говорить о полном игнорировании категории «конституционно-правовая политика» со стороны юридической науки Так, еще в середине XIX века Б . Констан издал фундаментальный труд, который так и назывался «Курс конституционной политики»; в новейший период можно назвать несколько работ, посвященных вопросам конституционноправовой политики

В тоже время приходится констатировать, что единой, цельной концепции конституционно-правовой политики пока не выработано, при очевидной ее необходимости

При рассуждении о доминирующем характере конституционной политики нельзя не признать, что ее важнейшим признаком является основополагающий, учредительный характер

Это обозначает, что конституционноправовая политика является фундаментом для любой иной разновидности правовой политики Например, выделение муниципально-правовой политики возможно только потому, что Конституция РФ предусматривает само наличие местного самоуправления среди основ конституционного строя, гарантирует его самостоятельность и правовую защиту [6]. С. В. Корсакова абсолютно справедливо замечает, что муниципально-правовая политика Российской Федерации основывается на, прежде всего, нормах Конституции [7, с. 98].

В свою очередь в развитие конституционных положений принимается целый ряд нормативных актов, среди которых особое значение имеет ФЗ от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» На базе федерального законодательства издаются нормативные акты субъектов РФ [19], а также постановления и решения самих органов местного самоуправления

Основополагающий характер присущ, как уже было сказано, для абсолютно любой разновидности правовой политики - уголовной, административной, земельной, финансовой и т д «О приоритете конституционно-правовой политики говорит и тот факт, что именно в рамках ее устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность социальных субъектов на ее достижение» [8, с 6]

Без сомнения, подобное объясняется верховенством конституционных норм, доминированием Конституции РФ среди нормативных актов российского государства. «Конституция национального государства, - верно отмечает Е . Тырнов, - является

актом высшей юридической силы в иерархии правовых инструментов . ...Будучи высшим выражением народного суверенитета, верховенство конституции охватывает всех физических и юридических лиц на территории национального государства. Верховенство конституции также предполагает, что основные конституционные ценности, принципы и нормы определяют правовое регулирование и «пронизывают» законы и подзаконные акты .Верховенство конституции не только имеет формальный аспект, состоящий в поддержании иерархии в системе источников права, но также определяет содержание законов и иных нормативных инструментов меньшей юридической силы. Соответствие законодательства конституции - прямое следствие конституционного верховенства» [17, с . 104].

В данном контексте немаловажное значение имеет указание на то, что «верховенство конституции задается ее общерамочным характером» [17, с. 104].

«Общерамочный» характер, по нашему мнению, предполагает, что конституционноправовая политика является своего рода юридической стратегией государства

Соответственно, еще одним доказательством приотритета конституционноправовой политики выступает то, что она имеет ярко выраженную стратегическую направленность «Конституционно-правовая политика состоит главным образом в выработке и осуществлении юридических идей стратегического плана, в принятии, совершенствовании и реализации Конституции и конституционного законодательства»

Конечно, каждая деятельность, в том числе и политическая, имеет как стратегический, так и тактический аспект «Конституционно-правовая политика, -резонно замечают О .Ю . Рыбаков и Т М . Пря-хина, - как и любая иная, имеет свои стратегии и тактику» [15, с. 226]. Однако особенность конституционно-правовой политики в том, что она, как уже было сказано, сама по себе является стратегией государ-

ства при осуществлении им правового регулирования общественных отношений и реализации правовой политики По сути, в конституционно-правовой политике отражается моделируемый результат осуществления правовой политики «О приоритете конституционно-правовой политики говорит и тот факт, что именно в рамках ее устанавливается нормативная модель идеального образа действительности и ориентируется деятельность социальных субъектов на ее достижение» [8, с . 6].

На наш взгляд, важнейшим признаком конституционно-правовой политики является синтезирование ею естественного и позитивного права В этом смысл и предназначение конституционной политики, ибо надо понимать, что естественные, основные права и свободы человека, если они не закреплены в нормах законодательства и, прежде всего, конституции выступают как благие пожелания, декларации, не подкрепленные и не обеспеченные государством «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции» [18, с. 206].

Таким образом, конституционно-правовая политика - это основанная и исходящая из конституции важнейшая разновидность правовой политики, представляющая собой деятельность субъектов, наделенных специальными полномочиями, по выработке и обеспечению реализации стратегических, имеющих общегосударственное значение решений, направленных на защиту и охрану основных прав и свобод человека и гражданина

Список литературы

1. Аржанов М .А. О принципах построения системы советского социалистического права / М .А . Аржанов // Советское государство и право. - 1939. - № 3. - С. 26-35.

2. Багаутдинова Ю.Б. Муниципальноправовая политика как особая разновидность правовой политики: общетеорети-

ческий аспект: Автореф . дис. ... канд юрид наук / Ю Б Багаутдинова - Саратов, 2009

3. Витрук Н.В . Верность Конституции / Н . В. Витрук. - М . : РАП, 2008. - 272 с.

4 . Дунаев А .В . Правовая политика субъектов Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф дис . канд юрид наук. / А. В. Дунаев . - Тамбов, 2006.

5. Зорькин В. Д . Судить по Конституции и совести / В .Д . Зорькин // Журнал российского права - 2003 - № 9 - С 3-13

6. См . : ч 3 ст. 3, ст. 12, ч. 2 ст. 15, ст. 18, ч . 2 ст. 24, ч . 2 ст. 32, ст. 33, ч . 2 ст. 40, ч . 2 ст. 46, ч . 2 ст. 68, п. «н» ч . 1 ст. 72, ч. 2 ст. 97, а также гл . 8 (ст. ст. 130-133) Конституции РФ.

7. См. об этом: Корсакова С.В. Муниципально-правовая политика России // Правовая политика: учебное пособие / под ред. А. В. Малько, Р.В. Пузикова. - Тамбов, 2012 - 200 с

8. Малько А. В. Конституционно-правовая политика России: понятие и основные направления / А .В . Малько // Конституционные чтения Межвуз Сб науч тр - Саратов, 2001. - Вып . 2.

9. Малько А. В. Правовая политика в условиях правовой реформы в современной России // Правовая политика России: теория и практика : монография / под ред Н. И . Матузова, А. В. Малько . - М .: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 752 с

10 . Малько А. В. Теория правовой политики: монография / А.В . Малько . - М . : Юр-литинформ, 2012 - 328 с

11. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики / Н . И . Матузов // Правоведение. - 1997. -№ 4. - С. 6-17 .

12. Матузов Н. И. Правовая политики: понятие, сущность, приоритеты / Н И Ма-тузов // Актуальные проблемы теории права. - Саратов: Изд-во Сарат. гос. акад. права, 2004. - 512 с.

13. Пестова Т В. Локально-правовая политика: проблемы теории и практики: Ав-тореф дис . канд юрид наук / Т В Песто-ва - Казань, 2011

14. Петров Д. Е . Отрасль права / Под ред . общей истории государства и права / Сост.

М.И . Байтина. - Саратов: Изд-во СГАП, 2004. - В. Н . Садиков. Под ред. З . М. Черниловского . -

192 с. М . , 1994.

15 . Рыбаков О .Ю., Пряхина ГМ. Консти- 19. См ., например: ЗПО от 10 октября

туционно-правовая политика // Российская 2007 г. № 1390-ЗПО «О муниципальной

правовая политика: курс лекций / Под ред. службе в Пензенской области» (Пензенские

Н . И . Матузова, А. В. Малько. - Саратов, 2003. губернские ведомости. 2007. № 37); ЗПО от

16 . См . об этом, например: Сенякин И . Н. 20 февраля 2008 г. № 1448-ЗПО «О гаран-

Система права // Общая теория государ- тиях осуществления полномочий депутата

ства и права Академический курс в трех представительного органа муниципально-

томах / отв ред М Н Марченко 3-е изд , го образования, выборного должностного

перераб и доп - М , 2007 Г 2 лица местного самоуправления в Пензен-

17 . Ганчев Е . Верховенство конституции ской области» (Пензенские губернские ве-

в контексте конституционного плюрализма домости. 2008. № 8); ЗПО от 1 ноября 2008 г.

/ Е. Ганчев // Сравнительное конституци- № 1613-ЗПО «О регистре муниципальных

онное обозрение. - 2005. - № 4. - С. 104-113 . нормативных правовых актов Пензенской

18 . См . : Ст. 16 Декларации прав чело- области» (Пензенские губернские ведомо-

века и гражданина // Хрестоматия по все- сти 2008 № 55) и др

УДК 340. 114. 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кварацхелия ТТ.*

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ КАК ЮРИДИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

Кварацхелия ТТ. Теоретические аспекты определения правосознания как юридической категории. - Статья .

Статья посвящена анализу теоретических аспектов определения правосознания как юридической категории . Автор рассматривает факторы, влияющие на формирование правосознания, а также раскрывает функции, которые призвано выполнять правосознание в обществе . Одно из наиболее острых противоречий, которое переживает трансформирующееся общество, по мнению автора, обусловлено разрывом единого духовно-правового пространства, когда отказываются от ранее господствовавших правовых ценностей, а в отношении новых еще не сложилось общесоциальное понимание. В результате структурная преемственность в правовой сфере оказывается тесно связанной с преемственностью в культурных ориентациях. В связи с этим, по мнению автора, в правосознании возникают переходные симбиозы, включающие элементы старых и новых идеологических факторов .

Ключевые слова: правосознание, правовая идеология, правовая психология, правовые ценности, структурная преемственность, фрагментарность правосознания, переходные симбиозы, преобразования правовой системы, мировоззренческий стержень правовой системы

Kvaratskheliya T.T. Theoretical aspects of defining legal awareness as a legal category. - Article .

The article reviews theoretical aspects of defining legal awareness as a legal category. The author examines the factors influencing the formation of legal awareness and reveals the functions that should be performed by legal awareness in society One of the most acute contradictions, that transforming society experiences, according to author's opinion, is provoked by a rupture of single spiritual legal space when previously dominant legal values are rejected, and new integral social understanding is not yet formed . As a result structural continuity in legal field becomes closely related to continuity in cultural attitudes . Thereby, according to author’s opinion,

* Кварацхелия Теона Тамазиевна - аспирант ЧОУ ВПО «Институт социальных и гуманитарных знаний», г. Казань, Республика Татарстан, РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.