Научная статья на тему 'Влияние регионализации на правовую политику в сфере государственного контроля и надзора'

Влияние регионализации на правовую политику в сфере государственного контроля и надзора Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовая политика / регионализация / правовое регулирование / контроль и надзор / модернизация правовой системы / legal policy / regionalization / legal regulation / control and supervision / modernization of the legal system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

Введение: актуальность статьи связана с необходимостью выработки и реализации эффективной правовой политики в сфере государственного контроля и надзора как организационно-правовых способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении в условиях регионализации. Цели и задачи исследования: рассмотреть основные подходы к понятию регионализации и определить особенности правовой политики Российской Федерации в сфере контроля и надзора, обусловленные процессами регионализации. Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, к которым относятся: анализ, синтез, абстрагирование и формально-юридический методы, а также иные методы научного познания. Результаты: выявлена специфика законодательного регулирования и осуществления государственного контроля и надзора в условиях интеграционных отношений в рамках Евразийского экономического союза. Вывод: правовая политика Российской Федерации в условиях регионализации должна осуществляться в направлении обеспечения гармонизации федерального законодательства с нормативными правовыми актами ЕАЭС; предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции в сфере технического регулирования, участия в создании для этих целей единой системы аккредитации; организация механизма административного взаимодействия контрольно-надзорных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов Александр Юрьевич, Лакаев Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF REGIONALIZATION ON LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF STATE CONTROL AND SUPERVISION

Background: the relevance of the article is related to the need to develop and implement an effective legal policy in the field of state control and supervision as an organizational and legal means of ensuring the rule of law and discipline in public administration in the context of regionalization. Objective: consider the main approaches to the concept of regionalization and determine the features of the legal policy of the Russian Federation in the field of control and supervision, due to regionalization processes. Methodology: general and particular scientific methods of cognition of objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction and formal legal methods, as well as other methods of scientific knowledge. Results: the specifics of legislative regulation and implementation of state control and supervision in the context of integration relations within the framework of the Eurasian economic Union are revealed. Conclusion: the legal policy of the Russian Federation in the context of regionalization should be carried out in the direction of ensuring the harmonization of federal legislation with regulatory legal acts of the EAEU; prevention and suppression of unfair competition in the field of technical regulation, participation in the creation for this purpose of a unified accreditation system; ensuring the participation of the Russian Federation in the organization of the mechanism of administrative interaction of control and oversight bodies.

Текст научной работы на тему «Влияние регионализации на правовую политику в сфере государственного контроля и надзора»

ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10093 УДК 342.92

А.Ю. Соколов, О.А. Лакаев

ВЛИЯНИЕ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ НА ПРАВОВУЮ ПОЛИТИКУ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА

Введение: актуальность статьи связана с необходимостью выработки и реализации эффективной правовой политики в сфере государственного контроля и надзора как организационно-правовых способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении в условиях регионализации. Цели и задачи исследования: рассмотреть основные подходы к понятию регионализации и определить особенности правовой политики Российской Федерации в сфере контроля и надзора, обусловленные процессами регионализации. Методологическая основа: общие и частные научные методы познания объективной действительности, к которым относятся: анализ, синтез, абстрагирование и формально-юридический методы, а также иные методы научного познания. Результаты: выявлена специфика законодательного регулирования и осуществления государственного контроля и надзора в условиях интеграционных отношений в рамках Евразийского экономического союза. Вывод: правовая политика Российской Федерации в условиях регионализации должна осуществляться в направлении обеспечения гармонизации федерального законодательства с нормативными правовыми актами ЕАЭС; предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции в сфере технического регулирования, участия в создании для этих целей единой системы аккредитации; организация механизма административного взаимодействия контрольно-надзорных органов.

Ключевые слова: правовая политика, регионализация, правовое регулирование, контроль и надзор, модернизация правовой системы.

§ © Соколов Александр Юрьевич, 2020

^ Директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук, доктор

1 юридических наук, профессор; e-mail: aysockolov@mail.ru

i © Лакаев Олег Анатольевич, 2020

m Младший научный сотрудник Саратовского филиала Института государства и права Российской акаде-

мии наук, кандидат юридических наук; e-mail: olegoleg81@mail.ru

© Sokolov Aleksandr Yuryevich, 2020

Director of the Saratov branch of the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences, doctor of law, Professor

© Lakaev Oleg Anatolyevich, 2020

Junior researcher at the Saratov branch of the Institute of state and law of the Russian Academy of Sciences, 256 candidate of law

A.Yu. Sokolov, O.A. Lakaev

INFLUENCE OF REGIONALIZATION ON LEGAL POLICY IN THE SPHERE OF STATE CONTROL AND SUPERVISION

Background: the relevance of the article is related to the need to develop and implement an effective legal policy in the field of state control and supervision as an organizational and legal means of ensuring the rule of law and discipline in public administration in the context of regionalization. Objective: consider the main approaches to the concept of regionalization and determine the features of the legal policy of the Russian Federation in the field of control and supervision, due to regionalization processes. Methodology: general and particular scientific methods of cognition of objective reality, which include analysis, synthesis, abstraction and formal legal methods, as well as other methods of scientific knowledge. Results: the specifics of legislative regulation and implementation of state control and supervision in the context of integration relations within the framework of the Eurasian economic Union are revealed. Conclusion: the legal policy of the Russian Federation in the context of regionalization should be carried out in the direction of ensuring the harmonization of federal legislation with regulatory legal acts of the EAEU; prevention and suppression of unfair competition in the field of technical regulation, participation in the creation for this purpose of a unified accreditation system; ensuring the participation of the Russian Federation in the organization of the mechanism of administrative interaction of control and oversight bodies.

Key-words: legal policy, regionalization, legal regulation, control and supervision, modernization of the legal system.

Значительное место в современной российской юридической литературе занимает исследование вопросов правового регулирования различных явлений, процессов и видов деятельности государства в условиях регионализации и глобализации. Регионализация является фактором, корректирующим формирование и реализацию правовой политики [1], правовую жизнь общества [2], содержание правовых актов [3]. Значимость регионализационных процессов становится очевидной и для представителей отраслевых юридических наук, анализирующих специфику уголовно-правового [4, ^ 10], административно-правового [5, ^ 71] и иного регулирования в условиях взаимодействия государств по вопросам обеспечения и защиты прав человека, координации и повышения эффективности управленческой деятельности, развития экономических связей.

В то же время отмечаются и негативные стороны процессов регионализации для правового регулирования общественных отношений ввиду возникновения коллизий норм российского права и международных норм, принятых в рамках региональных объединений, в которых участвует Российская Федерация [6, с. 10].

Для того, чтобы определить характер и степень влияния регионализации на правовое регулирование общественных отношений в сфере осуществления государственного контроля и надзора, следует обратиться к содержанию понятия «регионализация». Оно широко используется не только в юридической, но и в иной научной литературе — политологической, социологической, экономической и той, где предлагаются многочисленные варианты понимания соответствующей

дефиниции. С точки зрения ряда политологов, регионализация является естественным результатом трансформации национального государства, находящим выражение в диффузии власти, которая переходит либо к наднациональным и межгосударственным организациям и структурам, либо к регионам, местным сообществам и гражданским институтам в целях учета региональных потребностей и интересов в планировании, экономике, политике и управлении [7, с. 189]. Однако чаще всего регионализация рассматривается в контексте межгосударственной интеграции. По мнению О.А. Алексеенко, регионализация обеспечивает наращивание взаимодействия государств в разных сферах и формирование центров транснационального притяжения в регионах, что способствует политическому и экономическому взаимодействию региональных объединений, развитию полицентричной системы международных отношений взамен моно-центричной [8, с. 32].

Отмечается также усиление регионализации в современном мире вследствие ряда факторов глобального общественного развития: 1) экономического, отражающего конкурентоспособность государств и сложившееся между ними разделение труда; а) геополитического, обусловленного местом и ролью определенных регионов в международной политике; в) культурно-цивилизационного, для которого интегрирующее значение имеет культурно-историческая близость крупных этнических общностей [9, с. 82]. К наиболее значимым региональным объединениям экономической направленности в современном мире относятся Европейский Союз, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Российская Федерация является членом таких экономических союзов, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС), АТЭС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и БРИКС.

Устоявшееся и обширное определение понятия регионализации отсутствует, что ведет к разночтениям в юридической науке. Р.А. Курбанов справедливо замечает, что в мировой и отечественной науке данный термин является одним из наиболее актуальных и одновременно дискуссионных вследствие его относительной новизны, недостаточно четко определенной правовой природы и отсутствия единого понимания реальных процессов регионализации [10, с. 1877]. Несовпадающие точки зрения распространены в науке конституционного права. Одни авторы видят в ней сугубо внутригосударственное явление, содержание которого выражается в переходе государственно-властных полномочий от центральной власти к регионам государства, который осуществляется в определенных конституционно-правовых формах и способствует реорганизации государственно-территориального устройства полностью или в части, финансово-экономической самостоятельности регионов, передаче им полномочий законодательной и исполнительной власти, формированию системы регионального нормативно-правового регулирования [11, с. 112-119]. Согласно другой точке зрения, регионализация состоит в распределении публично-властных полномочий между различными центрами и уровнями публичной власти, что предполагает их переход от государства не только к его внутренним образованиям (субъектам федерации, автономиям), но и к международным центрам публичной власти (транснациональным корпорациям, международным организациям, транс-европейским регионам) и трансграничным структурам [12, с. 11-12].

Единственная сфера нормативно-правового регулирования (законодательство о ветеринарии1 и принимаемые в дополнение к нему подзаконные акты), в которой используется термин «регионализация», не способствует формированию представления о ней как об интеграции государств одного географического или иного региона для принятия решений на надгосударственном уровне, поскольку указанный термин в данном случае рассчитан на внутригосударственное деление территории в ветеринарно-санитарных целях.

Понимание регионализации в значении, связанным с устойчивым межгосударственным взаимодействием по различным направлениям в форме союзов, представлено лишь на уровне отдельных документов стратегического планирования. В частности, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. от 28 сентября 2018 г.)2 о регионализации упоминается в контексте возрастания роли региональных экономических союзов в условиях структурной перестройкой мирового хозяйства, это связано с изменением баланса между мировыми экономическими центрами. Регионализация при этом рассматривается как тенденция в экономике, противоположная процессам глобализации и возникшая вследствие накопления диспропорций в мировой финансовой системе и торговле. Аналогичный вывод о сущности регионализации можно сделать из содержания Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г.3

Отсутствие определения понятия регионализации на уровне федеральных законодательных актов вполне объяснимо ввиду вовлеченности множества государств в соответствующие процессы, адаптация к которым может быть основана на международных нормативных правовых актах региональных экономических и политических союзов. Именно в этих актах возможно изложение подобной дефиниции.

Правовая политика Российской Федерации в сфере государственного контроля и надзора должна служить интересам модернизации правовой системы, что невозможно без учета процессов регионализации. Являясь системной, последовательной и научно обоснованной деятельностью государственных органов и институтов гражданского общества, направленной на создание эффективного механизма правового регулирования, цивилизованное использование юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовой государственности, формирование высокого уровня правовой жизни и правовой культуры личности и общества [13, ^ 5], правовая политика в условиях регионализации, носит двунаправленный характер. С одной стороны, она ориентирована на обеспечение участия Российской Федерации в союзах государств в целях формирования нормативно-правовой базы осуществления экономической и иной деятельности в региональном масштабе, отвечающей геополитическим интересам Российской Федерации

1 См.: ст. 2.6 Закона РФ от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 24 апреля 2020 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24, ст. 857; Российская газета. 2020. 29 апр.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489; 2018. № 41, ст. 6246.

3 См.: Приказ Минпромторга РФ от 24 сентября 2009 г. № 853 «Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации». Официальный сайт Министерства промышленности и торговли российской Федерации. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!prikaz_minpromtorga_rossii_853_ot_24_ sentyabrya_2009_g (дата обращения: 19.05.2020). 259

и современным потребностям развития экономики. С другой стороны, задачей правовой политики в условиях наличия сформированных межгосударственных правил является адаптация национального законодательства и подзаконных нормативных правовых актов к единой модели регулирования, выработанной на основе совместной воли субъектов интеграционных отношений.

Очевидным приоритетом Российской Федерации в контексте процессов регионализации является развитие интеграционных связей в рамках Евразийского экономического союза, что вытекает, в частности, из п. 28 Указа Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»4 и иных документов стратегического планирования. Об этом свидетельствует и развитое межгосударственное нормативно-правовое регулирование осуществляемое странами — участницами ЕАЭС.

Интеграция государств в рамках ЕАЭС определяет ряд особенностей законодательного регулирования и осуществления государственного контроля и надзора.

1. Нормативно-правовое регулирование и осуществление государственного контроля и надзора в государствах — участниках ЕАЭС базируется на единых интеграционных правилах, основой установления которых является Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29 мая 2014 г. (в ред. от 15 марта 2018 г.)5! Однако речь идет только о тех направлениях государственного контроля и надзора, которые сопряжены с направлениями межгосударственной интеграции.

2. Правовая регламентация государственного контроля и надзора подчиняется целям создания ЕАЭС. Поскольку этот союз имеет экономическую основу, проведение мероприятий по государственному контролю и надзору предполагается в отдельных отраслях и сферах экономической области государственного управления (транспорт, ветеринария, фитосанитарное благополучие, таможенная сфера, сфера финансовых услуг, техническое регулирование, антимонопольная сфера). В отдельных случаях осуществление контроля и надзора в экономической области пересекается с отраслью здравоохранения (санитарно-эпидемиологический контроль и надзор, контроль и надзор в сфере обращения медицинских изделий и лекарственных средств), но, поскольку речь идет о функционировании общего рынка товаров, включая медицинские изделия и лекарственные средства, это, в конечном счете относится к экономической области государственного управления. По вышеуказанным направлениям и формируется единая нормативно-правовая база.

3. Одним из принципов правовой политики Российской Федерации, как и иных государств — участников ЕАЭС, должна быть совместная гармонизация законодательства, под которой подразумевается взаимосближение в целях установления совместного нормативно-правового регулирования в вышеназванных сферах. В этом направлении, как показывает опыт функционирования ЕАЭС, требуется коррекция правовой политики Российской Федерации.

Особенностью интеграционной регламентации является введение стандартизированной терминологии в формате «контроль (надзор)», которая применяется ко всем его направлениям — ветеринарный контроль (надзор), фитосанитарный контроль (надзор), санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и т.д.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 20, ст. 2421.

5 См.: Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov. ru, 16.01.2015; Бюллетень международных договоров. 2019. № 9.

В Российской Федерации, несмотря на наличие в законодательстве аналогичного термина6, отдельные направления рассматриваемой деятельности формулируются с употреблением лишь термина «надзор», например, «санитарно-эпидемиологический надзор»7! В российской юридической литературе издавна ведется дискуссия о соотношении понятий «контроль», «надзор» и «контрольно-надзорная деятельность», высказываются суждения о несовпадении содержания данных организационно-правовых способов обеспечения законности и дисциплины в системе государственного управления, об их качественном своеобразии [14, с. 206-218]. Обозначение рассматриваемой деятельности в формате «контроль (надзор)» ориентирует на ее понимание в качестве контрольно-надзорной деятельности, что должно быть образцом для федерального законодателя при осуществлении правовой политики в сфере гармонизации нормативно-правового регулирования.

Вместе с тем терминологическая несогласованность является не настолько существенной проблемой, как практическая реализация правовой политики в сфере государственного контроля и надзора на территориях государств — участников ЕАЭС. В частности, это касается контроля и надзора в сфере технического регулирования. С одной стороны, государства ЕАЭС обеспечены необходимой нормативно-правовой базой, на которой построена единая система технического регулирования. Однако ее практическая реализация зависит от принятия межгосударственных соглашений, гармонизирующих национальное законодательство о государственном контроле и надзоре в сфере технического регулирования, обеспечения безопасности продукции, в отношении которой не установлены требования безопасности, а также устраняющих технические барьеры для реализации торговой политики в отношениях с не входящими в ЕАЭС государствами. Проведенный Евразийской экономической комиссией анализ функционирования системы технического регулирования в государствах ЕАЭС показал отсутствие гармонизации в отдельных вопросах, относящихся к ведению национальных законодателей, что негативно влияет на состояние регионального сотрудничества. В частности, не гармонизированы правила об административной ответственности за невыполнение требований технических регламентов ЕАЭС, нарушение правил оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС, применения межгосударственных и национальных стандартов, необходимых для соблюдения технических регламентов ЕАЭС, а также аккредитации органов по оценке соответствия. Введение правил декларирования соответствия продукции привело к установлению административной ответственности импортеров и изготовителей. Кроме того, в государствах ЕАЭС представлены разные подходы к

6 См.: ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 1 апреля 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. I), ст. 6249; 2020. № 14 (ч. I), ст. 2028.

7 См.: ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 26 июля 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации.

1999. № 14, ст. 1650; 2019. № 30, ст. 4134. 261

правовой регламентации и осуществлению контроля и надзора в сфере оборота однородных товаров8.

Значительным шагом в гармонизации правил ЕАЭС и российского законодательства в сфере государственного контроля и надзора станет принятие Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который находится на рассмотрении Государственной Думы Федерального Собрания РФ при условии его качественной доработки. Согласно этому законопроекту порядок установления обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к ней процессам изыскания, проектирования, строительства, производства, наладки, монтажа, эксплуатации, перевозки, хранения, утилизации и реализации должен определяться Договором о Евразийском экономическом союзе, правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом предполагается установление обязательных требований непосредственно в Договоре о Евразийском экономическом союзе и нормативных правовых актах ЕАЭС, международных договорах Российской Федерации, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения, а также в федеральных законах9.

4. Правовая политика Российской Федерации в рамках выполнения обязательств, вытекающих из участия в ЕАЭС, должна быть направлена не только на гармонизацию законодательства, но и на проведение организационно-правовых мер, обеспечивающих соблюдение участниками экономических отношений интеграционных правил. В связи с этим внимание Евразийской экономической комиссии обращено на негативное влияние, оказываемое транснациональными корпорациями и другими иностранными хозяйствующими субъектами на состояние конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС, и отсутствие у интеграционных властных структур возможности применения правовых мер в отношении участников рынка из не входящих в ЕАЭС государств, деятельность которых идет вразрез с правилами конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС. Чтобы эффективно выявлять факты ограничения, недопущения или устранения конкуренции, необходимо интенсифицировать контрольно-надзорную деятельность в сфере защиты конкуренции на трансграничных рынках, что должно быть одним из направлений правовой политики в сфере контроля и надзора как Российской Федерации, так и других участников интеграционных отношений.

5. Эффективное осуществление государственного контроля и надзора в условиях регионализации требует усовершенствования правовой политики Российской Федерации в области административного взаимодействия с контрольно-надзорными органами других участников интеграционных отношений, чем будет обеспечено стабильное функционирование регионального рынка продукции,

^ 8 См.: Доклад Евразийской экономической комиссии о реализации основных направле-

1 ний интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. Официальный сайт

£ Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Docu

ments/%D0%94% D0% BE% D0% BA% D0%BB%D0% B0%D0% B4%20%D0 % BE%20 % D1%8 0% D0%B5%D0%B0% D0% BB% D0%B8% D0% B7%D0%B0% D1% 86% D0% B8% D0% B8%20 %D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0 %B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20 %D0%B8%D0% BD%D1% 82%D0%B5%D0%B3%D1% 80%D0%B0%D1% 86%D0% B8%D0% B8-2018.pdf (дата обращения: 15.05.2020).

9 См.: Законопроект № 851072-7 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Официальный сайт государственной Думы Федерального Собрания РФ. URL: https://sozd.duma. 262 gov.ru/bill/851072-7 (дата обращения: 16.05.2020).

услуг и капиталов. Согласно ст. 68 Договора о Евразийском экономическом союзе административное сотрудничество предполагает осуществление оперативного информационного обмена между уполномоченными государственными органами участников интеграционных отношений по конкретным участникам рынка и секторам услуг и формирование системы мер по предотвращению нарушений прав и законных интересов добросовестных хозяйствующих субъектов, потребителей, а также интересов общества и государства. Административное сотрудничество контрольно-надзорных органов должно быть направлено на: 1) выполнение налоговых и других обязательств получателями и поставщиками услуг; 2) обеспечение эффективного механизма защиты прав получателей услуг одного участника интеграционных отношений при поставке этих услуг поставщиком другого участника; 3) гарантирование достоверности статистических сведений государств ЕАЭС об объемах услуг; 4) пресечение недобросовестной деловой активности.

В настоящее время детальный порядок взаимодействия субъектов контрольно-надзорной деятельности государств ЕАЭС, при осуществлении мер по государственному контролю (надзору) в сфере технического регулирования ЕАЭС урегулирован рекомендательными нормами10. Недостаточный уровень обеспечения административного взаимодействия между участниками интеграционных отношений способствует существенному росту количества требований, рассчитанных на производителей продукции и поставщиков, дублированию контрольно-надзорных мероприятий в сфере трансграничной деятельности, что может быть использовано недобросовестными участниками рынка в целях уклонения от контроля и надзора или обхода интеграционных или внутригосударственных норм. Для организации продуктивного сотрудничества государств ЕАЭС целесообразно установление для них имеющих обязательную силу детализированных предписаний.

В связи с этим одной из проблем, препятствующих осуществлению правовой политики в условиях регионализации, Евразийская экономическая комиссия видит неисполнение положений Договора о Евразийском экономическом союзе уполномоченными государственными органами участников интеграционных отношений, отсутствие между ними административного взаимодействия, сотрудничества по делам об административных правонарушениях, возможности проведения совместных контрольно-надзорных мероприятий.

Таким образом, исходя из текущего состояния осуществления контрольно-надзорной деятельности в механизме функционирования ЕАЭС правовая политика Российской Федерации в сфере государственного контроля и надзора в условиях регионализации должна осуществляться по следующим направлениям:

обеспечение гармонизации федерального законодательства с нормативными правовыми актами ЕАЭС и других участников интеграционных отношений в сфере обязательных требований, включая требования технических регламентов, установление административной ответственности за нарушения указанных тре-

10 См.: Рекомендацию коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 июня 2018 г. № 9 «О взаимодействии органов государственного контроля (надзора) государств-членов Евразийского экономического союза при проведении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза». Официальный сайт Евразийского экономического союза. URL: ww.eaeunion.org (дата обращения: 21.06.2018). 263

бований, включая ответственность хозяйствующих субъектов, обеспечивающих выпуск товаров в обращение на рынок ЕАЭС;

предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции в сфере технического регулирования, участие в создании для этих целей единой системы аккредитации и установлении административной ответственности должностных лиц органов по оценке соответствия за выполнение работ по оценке соответствия товаров с нарушением установленных процессуальных норм;

обеспечение участия Российской Федерации в организации механизма административного взаимодействия контрольно-надзорных органов участников интеграционных отношений при осуществлении мероприятий по контролю и надзору в сфере технического регулирования, а также в выработке алгоритма разрешения спорных ситуаций.

Библиографический список

1. Правовая политика современной России в условиях глобализации и регионализации / под ред. А.В. Малько. М.: Институт государства и права РАН, 2019. 224 с.

2. Малько А.В., Трофимов В.В. Правовая жизнь общества как объект правовой политики в условиях глобализации и регионализации. М.: Юстиция, 2020. 236 с.

3. Малько А.В., Гайворонская Я.В. Правовые акты как средства российской правовой политики в условиях глобализации и регионализации. М.: Юстиция, 2020. 120 с.

4. Рахманова Е.Н. Защита прав человека от преступности в условиях глобализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2010. 65 с.

5. Побежимова Н.И. Международное административное право и его место в системе российского права // Актуальные вопросы публичного права. 2013. № 8. С. 62-71.

6. Глазатова Т.С. Современные тенденции развития права в условиях глобализации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. 24 с.

7. Бусыгина И.М., Захаров A.A. Общественно-политический лексикон. М.: МГИМО - Университет, 2009. 276 с.

8. Алексеенко ОА. Глобализация и регионализация как определяющие тенденции процесса формирования полицентричной системы международных отношений // Вестник Московского университета. Сер. 12: Политические науки. 2015. № 3. С. 28-34.

9. Сидоров А.С., Огнева В.В. Регионализация как важнейший тренд современного мирового развития // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2015. № 2. С. 82-88.

10. Курбанов РА. Евразийское право: вопросы концептуального развития // Право и политика. 2014. № 12. C. 1877-1887.

11. Кузнецова С.Д. «Регионализм» и «регионализация»: конституционно-правовое содержание понятий // Право и образование. 2017. № 1. С. 112-119.

12. Орехович А.В. Развитие регионализма в странах Европы: конституционно-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 29 с.

13. МалькоА.В., СаломатинА.Ю. Основы правовой политики: учебное пособие для магистрантов. 2-е изд. М.: РИОР; ИНФРА-М, 2019. 170 с.

14. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А.Ю. Соколова. 2 е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2018. 352 с.

References

1. The Legal Policy of Modern Russia in the Context of Globalization and Regionaliza-tion / ed. A.V. Malko. M.: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2019.222 p.

2. MalkoA.V., Trofimov V.V. The Legal Life of Society as an Object of Legal Policy in the Context of Globalization and Regionalization. M.: Justice, 2020. 236 p.

3. Malko A.V., Gayvoronskaya Ya.V. Legal Acts as a Means of Russian Legal Policy in the Context of Globalization and Regionalization. M.: Justice, 2020.120 p.

4. Rakhmanova E.N. Protection of Human Rights from Crime in the Context of Globalization: extended abstract of dis. ... doctor. of law. SPb., 2010. 65 p.

5. Pobezhimova N.I. International Administrative law and its place in the system of Russian law // Actual issues of public law. 2013. No. 8. P. 62-71.

6. Glazatova T.S. Current Trends in the Development of Law in the Context of Globalization: extended abstract of dis. ... cand. of law. M., 2015. 24 p.

7. Busygina I.M., Zakharov A.A. Socio-political Lexicon. M.: MGIMO - University, 2009. 276 p.

8. Alekseenko O.A. Globalization and Regionalization as Determining Trends in the Formation of a Polycentric System of International Relations // Bulletin of Moscow University. Series 12. Political Sciences. 2015. No. 3. P. 28-34.

9. Sidorov A.S., Ogneva V.V. Regionalization as the Most Important Trend of Modern World Development // Bulletin of Tula State University. Humanitarian sciences. 2015. No 2. P. 82-88.

10. Kurbanov RA.. Eurasian Law: Issues of Conceptual Development // Law and Politics. 2014. No. 12. P. 1877-1887. m

11. Kuznetsova S.D. "Regionalism" and "Regionalization": Constitutional and Legal | Content of Concepts // Law and Education. 2017. No. 1. P. 112-119. |

12. Orekhovich A.V. The Development of Regionalism in European Countries: Consti- T

o

tutional and Legal Aspect: extended abstract of dis. ... of cand. of law. M., 2011. 29 p. 0

13. Malko A.V., Salomatin A.Yu. Fundamentals of Legal Policy: textbook. manual for ? undergraduates. 2nd ed. M.: RIOR; INFRA-M, 2019. 170 p. |

14. Administrative Law of the Russian Federation: textbook for bachelors / ed. A.Yu. So- T

' 05

kolova. 2nd ed., Revised. and suppl. M.: Norma; INFRA-M, 2018. 352 p. H

0

5 g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

a

g

U

3 )

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.