Научная статья на тему 'О контроле и надзоре за обращением минеральных удобрений в некоторых государствах ЕАЭС'

О контроле и надзоре за обращением минеральных удобрений в некоторых государствах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
235
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
REGULATORY AND LEGAL FRAMEWORK / TECHNICAL REGULATION / PRODUCT SAFETY / CONTROL / INSPECTION PROCEDURE / RISKS / AUTHORIZED BODIES / CONSUMER RIGHTS / НОРМАТИВНАЯ ПРАВОВАЯ БАЗА / ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / КОНТРОЛЬ / ПРОЦЕДУРА ПРОВЕРКИ / РИСКИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Громов О.Б., Маркелова В.Н., Михеев П.И., Ушакова Н.М., Степанов А.А.

Исследуются законодательства некоторых государств Евразийского экономического союза в сфере контроля и надзора за обращением минеральных удобрений. Анализируются имеющиеся отличия в организации государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований к продукции. Показана возможность разработки общих принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности уполномоченных государственных органов в странах ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Громов О.Б., Маркелова В.Н., Михеев П.И., Ушакова Н.М., Степанов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Control and Supervision of the Mineral Fertilizers Circulation in Some EAEU States

We studied the legislation of the Eurasian Economic Union (with the exception of Russia) in the field of control and supervision of the mineral fertilizers circulation. At the same time, the stage of the end user the legal entity and the population was especially carefully studied. State control and supervisory authorities for the treatment in the field of agrochemicals in Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan are defined. Differences in the organization of state control and supervision over compliance with mandatory product requirements are made.In addition, we showed differences in the organization of state control and supervision over compliance with mandatory product requirements.As a result of the study, we have shown the possibility of developing general principles for the implementation of the control and supervisory activities of the authorized state bodies in the EAEU countries.

Текст научной работы на тему «О контроле и надзоре за обращением минеральных удобрений в некоторых государствах ЕАЭС»

О контроле и надзоре за обращением минеральных удобрений в некоторых государствах ЕАЭС

Исследуются законодательства некоторых государств Евразийского экономического союза в сфере контроля и надзора за обращением минеральных удобрений. Анализируются имеющиеся отличия в организации государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований к продукции. Показана возможность разработки общих принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности уполномоченных государственных органов в странах ЕАЭС

О.Б. Громов1

ГНЦ «Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов им. А.А. Бочвара», канд.техн. наук

В.Н. Маркелова2

ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)» (ФГАОУ ДПО АСМС), канд. биол. наук, markelova@asms.ru

П.И. Михеев3

ФГАОУ ДПО АСМС, petr_miheev@mail.ru

Н.М. Ушакова4

ФГАОУ ДПО АСМС

А.А. Степанов5

ФГАОУ ДПО АСМС

1 вед. науч. сотр., Москва, Россия

2 профессор кафедры, Москва, Россия

3 начальник отдела НИР, Москва, Россия

4 консультант отдела НИР, Москва,

Россия

5 мл. науч. сотр.

Москва, Россия

Для цитирования: Громов ОБ., Маркелова В.Н., Михеев П.И., Ушакова Н.М., Степанов А.А. О контроле и надзоре за обращением минеральных удобрений в некоторых государствах ЕАЭС // Компетентность / Competency (Russia). — 2019. — № 6

ключевые слова

нормативная правовая база, техническое регулирование, безопасность продукции, контроль, процедура проверки, риски, уполномоченные органы, права потребителей

роведение государственного контроля и надзора за соблюдением требований нормативной правовой базы, в том числе технических регламентов, принятых государствами — членами Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС, Союз) в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС [1], — один из основополагающих принципов технического регулирования. При этом в Договоре и принятом Соглашении [2] четко указано, что требования норм Союза в целом должны быть согласованы между собой и полностью соответствовать нормам национальных законодательств. Действия организационно-правового механизма по обеспечению выполнения технических регламентов (далее — ТР) ЕАЭС, а также стран Таможенного союза (ТС), защиты прав потребителей будут неэффективными без постоянного контроля уполномоченных государственных органов.

В статье рассмотрены законодательства государств — членов Союза в сфере контроля (надзора) за обращением минеральных удобрений, осуществляемого исполнительными органами с целью обеспечения интересов конечных потребителей данной продукции.

Республика Армения

Государственная политика республики в сфере технического регулирования основывается на следующих принципах:

► техническое регулирование не должно ограничивать торговлю в пределах целей, установленных законодательством;

► технические регламенты должны быть изменены или отменены, если причины или обстоятельства, способствующие их принятию, больше не существуют или если измененные об-

стоятельства допускают применение менее ограничительных мер.

К основополагающим нормативным актам, регулирующим отношения, возникающие в процессе государственного надзора и контроля, относятся Закон Республики Армении (далее — Закон РА) № Н0-^ [3], Закон РА № ЗР-60 [4] и Постановление № 71-Н [5], с помощью которых контролируются торговые и некоммерческие организации, зарегистрированные в республике (или зарубежных странах) и действующие на ее территории (включая иностранные юридические лица), филиалы или представительства юридического лица, органов местного самоуправления, а также частных предпринимателей.

Целями, установленными законодательством, являются:

► защита здоровья и безопасности человека, охрана окружающей среды, включая флору и фауну, национальная безопасность, предотвращение недобросовестной практики;

► согласование технических требований к продукции с международными, региональными требованиями;

► устранение технических барьеров в международной торговле.

Координирующий орган в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции (показаны те, которые имеют отношение к обращению минеральных удобрений):

► обеспечивает разработку и реализацию государственной политики в области технического регулирования;

► координирует работу по разработке технических регламентов;

► разрабатывает и/или организует техническое регулирование в пределах своей юрисдикции;

► осуществляет государственный контроль (надзор) за соответствием минеральных удобрений требованиям технических регламентов;

► определяет формы действительности сертификата соответствия, декларации о соответствии, государственной регистрации;

► реализует иные полномочия, определенные законом.

Государственный контроль (надзор) проводит Государственная инспекция по защите рынка и прав потребителей Министерства экономического развития и инвестиций Республики Армении с целью соблюдения всех требований законодательства республики и ТР ТС/ЕАЭС, в частности ТР ЕАЭС «О требованиях к минеральным удобрениям»1 [6].

В соответствии с [5] государственный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные органы за соблюдением требований ТР ТС/ЕАЭС в части непищевых продуктов, включая удобрения, на основании Закона РА № ЗР-197 [7], постановлений № 895-Н [8] и № 1679-Н [9], в функции которых входит надзор за безопасностью применения минеральных удобрений, поскольку правильное применение удобрений в растениеводстве напрямую с качеством производимой продукции.

Проверка определена как законная процедура, выявляющая достоверность отчетов и других документов, представленных хозяйствующим субъектом, и фактическое исполнение их в соответствии с требованиями законов. Преимущественно деятельность контрольного органа направлена на области производства, которые являются наиболее рискованными.

Цель проверки — уточнение законной обоснованности отчетов государственным органам в сфере экономического оператора, нарушение которой может нанести вред жизни или здоровью людей, животных, окружающей среде, юридическим лицам или правам государственной собственности.

Вопросы проверки формулируются в соответствии с принципом минимального удовлетворения и охваты-

вают требования, не способствующие уменьшению рисков, связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта.

Республика Беларусь

К основополагающим нормативным актам, регулирующим отношения, возникающие в процессе государственного контроля (надзора), относится Закон Республики Беларусь (далее РБ) № 262-З [10]. Этот закон разработан в целях:

► защиты жизни, здоровья и наследственности человека, его имущества;

► охраны окружающей среды;

► предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции, работ и услуг относительно их назначения, качества и безопасности;

► повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг, обеспечения соответствия их своему функциональному назначению, оптимизации и унификации номенклатуры;

► устранения технических барьеров в торговле;

► единства измерений;

► технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

► энергоэффективности и рационального использования ресурсов (ресурсосбережения);

► научно-технологической, информационной и военной безопасности.

Техническое нормирование и стандартизация основываются практически на тех же принципах, что и в других государствах — членах Союза, например в Республике Армении.

Государственное регулирование в области технического нормирования и стандартизации осуществляют Президент РБ, Совет министров, Государственный комитет по стандартизации, иные республиканские органы государственного управления, а также национальный банк в пределах своей компетенции.

Систему органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований национальных стандартов и технических регламентов, а также ТР ТС/ЕАЭС в сфере потребитель-

1 принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 года № 150. Документ в силу не вступил

Государственные власти проводят надзор за безопасностью минеральных удобрений, находящихся в пунктах хранения и отпуска (торговая сеть)

ского рынка, представляют Государственный комитет по стандартизации; Министерство здравоохранения (Минздрав); Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Мин-сельхоз); Министерство антимонопольного регулирования и торговли; МЧС, а также входящие в их состав органы, наделенные соответствующими полномочиями; уполномоченные органы, ответственные за осуществление государственного контроля (надзора), например Комитет государственного контроля.

Контрольно-надзорные функции за соблюдением ТР ЕАЭС 039/2016 [6], как и за ТР2010/014^ [11], выполняют Минсельхоз и Минздрав республики в соответствии с постановлениями [12, 13].

Главное, в чем заинтересован производитель товара, — это сбыт товарной продукции различным юридическим (в том числе иностранным) и физическим лицам: сельским жителям для приусадебного хозяйства, дачникам, жителям малых городов и поселков и др. Это означает, что государственные власти проводят надзор за безопасностью минеральных удобрений, находящихся в пунктах хранения и отпуска (торговая сеть), в соответствии с Законом РБ № 90-З [14]. Надзорные функции возложены на Комитет государственного контроля в лице Главного управления контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов [15]. В соответствии с указом Президента РБ № 376 [16] закон принят в целях оптимизации контрольной (надзорной) деятельности, снижения воздействия контролирующих (надзорных) органов на субъекты предпринимательской деятельности.

Государственный контроль (надзор) осуществляется в формах выборочных и внеплановых проверок, мероприятий технического, профилактического и предупредительного характера.

Незаконное вмешательство в деятельность проверяемого субъекта запрещается и влечет привлечение к ответственности должностных лиц контролирующих (надзорных) органов. Проверки не должны нарушать производственно-хозяйственную деятельность проверяемых субъектов. Проверяемый субъект признается добросовестно исполняющим требования законодательства, пока не доказано иное. В случае неясности или нечеткости предписаний акта решения принимаются в пользу проверяемого. Контрольная (надзорная) деятельность осуществляется с использованием мер профилактического и предупредительного характера, реализуемых контролирующими (надзорными) органами во взаимодействии с субъектами, подлежащими контролю (надзору).

Общественный надзор вправе выполнять профсоюзы в случаях и порядке, установленных законодательными актами.

Порядок проведения проверок контрольно-надзорными органами принципиально не отличается от аналогичных мероприятий в других государствах — членах Союза.

Формирование предписаний на проведение проверок и их регистрация с централизованным учетом ведутся в рамках интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в РБ. В соответствии с [16] утверждена методика формирования системы оценки степени риска.

Республика Казахстан

Закон Республики Казахстан (далее РК) [17] устанавливает правовые основы государственной системы технического регулирования, направленного на обеспечение безопасности продукции и услуг. Документ регулирует общественные отношения по определению, установлению, при-

менению и исполнению обязательных и добровольных требований к продукции, услуге, процессам жизненного цикла продукции, подтверждению соответствия, аккредитации и государственному контролю в области технического регулирования.

Кроме того, в республике действует Закон № 66-Ш ЗРК [18], согласно которому в компетенцию уполномоченного органа в области развития агропромышленного комплекса входит осуществление государственного ветеринарно-санитарного контроля (надзора), а также фитосанитарного контроля. Закон предусматривает государственную поддержку госучреждениям посредством предоставления определенных услуг, в том числе ведения мониторинга качества земель сельскохозяйственного назначения, прогноза и динамики уровня плодородия почв. Предусмотрены услуги на платной основе: по агрохимическому обследованию почв, испытанию агрохимика-тов, включая минеральные удобрения, анализу почв на содержание макро-, микроэлементов, тяжелых металлов, водной вытяжки и т.д. по заявлению землепользователей.

Основные цели технического регулирования Республики Казахстан аналогичны целям других государств Союза, хотя имеются и некоторые особенности.

Так, Закон РК № 302-Ш [19] предусматривает составление паспорта безопасности химической продукции в соответствии с требованиями национального стандарта СТ РК 1185-2006 [20]. Здесь необходимо отметить, что часть видов минеральных удобрений подпадает под действие этого закона, а часть (в соответствии со ст. 3) нет, например калийные удобрения в химической форме хлорида калия. Не подпадают под Правила регистрации и учета химической продукции (по п. 1.2.2 Приказа РК № 694 [21]) и азотные удобрения в химической форме селитр, поскольку они могут быть отнесены к взрывчатым или пожароопасным веществам. Однако предъявление паспорта безопасности химического ве-

щества контрольным и надзорным органам остается обязательным условием проведения проверок хозяйствующих субъектов.

Государственный контроль (надзор) соблюдения требований законодательства о безопасном обращении продукции, в том числе минеральных удобрений [22], осуществляется уполномоченными органами и их должностными лицами на стадии реализации данной продукции конечным потребителем.

Государственный контроль в РК проводится в соответствии с гл. 13 Предпринимательского кодекса [23]. Взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для их развития, стимулирование бизнес-инициативы в РК. Выполнение контрольно-надзорных функций в области технического регулирования заключается в определении, установлении, применении и исполнении требований к продукции, услуге, процессам, подтверждению соответствия, аккредитации, контролю.

Цели, задачи, функции, обязанности и права как проверяющих, так и проверяемых, а также прочие мероприятия в рамках контроля и надзора в основном идентичны аналогичным мероприятиям других государств — членов ЕАЭС. Отметим лишь некоторые отличия.

Контроль (надзор) за деятельностью проверяемых субъектов осуществляется в двух формах:

► выборочные и внеплановые проверки, проводимые по особому порядку на основе оценки степени риска. Цель подобных проверок, назначаемых в отношении конкретных субъектов, — предупреждение и/или устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства;

► предупредительно профилактические проверки, по итогам которых органами контроля и надзора (в случае выявления нарушений) составляются документы без возбуждения дела

справка

Акимат — региональный орган исполнительной власти, районная государственная администрация в Казахстане. Главой акимата (правительства области) является аким, он представляет президента и правительство республики в области. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность президентом по представлению премьер-министра Казахстана

За применением минеральных удобрений нужен контроль [Mineral fertilizers need control]

об административном правонарушении, но с обязательным разъяснением порядка его устранения проверяемому субъекту.

Непосредственный контроль (надзор) за хозяйственными и другими объектами в РК возложен на руководителей акиматов областей и городов согласно Закону РК № 66-Ш ЗРК [18].

Кыргызская Республика

Закон Кыргызской Республики (далее КР) «Об основах технического регулирования в Кыргызской Республике» [24] устанавливает правовые основы ответственности участников системы технического регулирования. Техническое регулирование в КР осуществляется в соответствии с основными принципами, характерными для других государств ЕАЭС, но есть и специфическое отличие — презумпция добросовестности субъектов предпринимательства, то есть субъект предпринимательства не признается нарушившим обязательные требования и условия, если не установлено иное.

На основании положений Закона [24] и требований технических регламентов специально уполномоченные государственные органы государственного контроля (надзора) по аналогии с контрольно-надзорным законодательством России в такой же сфере деятельности имеют право:

► требовать предъявления изготовителями (продавцами) декларации о соответствии или сертификата соответствия;

► привлекать изготовителя (продавца) к ответственности, предусмотренной законодательством КР.

При этом делается оговорка, что государственный контроль (надзор) не должен создавать препятствий осуществлению изготовителями (продавцами) хозяйственной деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для достижения целей контроля, в отличие от аналогичных норм других государств — членов Союза, устанавливающих, что государственный контроль (надзор) не имеет права вмешиваться в штатную работу предприятия, кроме особых случаев, связанных с предотвращением деятельности, грозящей глобальной и немедленной опасностью населению и окружающей среде.

При выявлении нарушений уполномоченные государственные органы вправе оповещать через СМИ потенциальных потребителей о производимой и/или реализуемой опасной продукции.

Согласно [25] контрольно-надзорные функции в республике, в том числе за соблюдением требований ТР ЕАЭС 039/2016 [6], осуществляет Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР. Данная инспекция контролирует также выполнение технических регламентов, связанных с потреблением минеральных удобрений: «О безопасности зерна» (ТР ТС/ЕАЭС 015/2012); «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС/ЕАЭС 033/2013); «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС/ЕАЭС 034/2013) в части эпизоотического благополучия.

Производитель товара крайне заинтересован в его сбыте потребителям. Следовательно, государственные власти должны контролировать безопасность минеральных удобрений, находящихся в пунктах хранения и отпуска (торговая сеть), в соответствии с Зако-

ном КР № 90 [26]. При выявлении некачественной продукции необходимо обращаться в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

На основании [27] Закон КР № 12 [28] указывает, что государственный контроль (надзор) за безопасным обращением пестицидов, агрохимикатов, фитосанитарной и агрохимической обстановкой осуществляет специально уполномоченный орган исполнительной власти (ст. 10), а организация и проведение этих мероприятий возлагается на главного государственного инспектора по химизации и защите растений КР, являющегося одновременно руководителем специально уполномоченного органа исполнительной власти; главных государственных инспекторов по химизации и защите растений областей и города Бишкека; государственных инспекторов по химизации и защите растений городов и районов республики (ст. 11). Согласно ст. 20 должностные лица, осуществляющие государственный надзор в области химизации и защиты растений, обязаны соблюдать Конституцию и другие законодательные акты КР, а обжалование неправомерных действий указанных должностных лиц производится в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. В соответствии со ст. 23 государственные инспекторы по химизации и защите растений имеют право дать письменное предписание о немедленном устранении нарушений лицам, виновным в несоблюдении фитосанитарных и агрохимических правил, если это нарушение не влечет за собой уголовной или иной ответственности, а также опломбировать склады и производственные помещения. Административные штрафы налагаются в соответствии с Кодексом КР [29]. Этот же документ регулирует порядок наложения и взыскания штрафов за нарушение национального законодательства по химизации и защите растений, а также обжалования [29].

Процедуру проведения проверок и определение взаимных прав и обязанностей устанавливает Закон КР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Кыргызской Республике субъект предпринимательства не признается нарушившим обязательные требования и условия, если не установлено иное

№ 72 [30]. Эти правила практически одинаковы для всех стран — членов Союза.

В соответствии с законодательством в республике осуществляются следующие виды проверок: плановая, внеплановая, контрольная, перепроверка. С учетом величины риска все подлежащие проверке субъекты относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней и незначительной. В зависимости от степени риска уполномоченный орган определяет периодичность проведения плановых проверок. Предварительное уведомление субъекта проверки обязательно.

Цель контрольной проверки — установление факта устранения субъектом нарушений, выявленных предыдущей проверкой. Перепроверка проводится только в случае несогласия субъекта предпринимательства с выводами контролеров и обжалования им результатов в уполномоченный орган. Цель плановых и внеплановых проверок — контроль соблюдения субъектом законодательства КР (без наложения финансовых или иных санкций на хозяйствующий субъект).

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства республики и ТР ТС/ЕАЭС в сфере обращения минеральных удобрений, в частности ТР ЕАЭС «О требованиях к минеральным удобрениям», осуществляет Государственная инспекция ветеринарной и фитосанитарной безопасности при Правительстве КР.

Заключение

Проведено исследование законодательств государств ЕАЭС (кроме России) в сфере конт-

Статья поступила в редакцию 29.05.2019

роля (надзора) за обращением минеральных удобрений, определены государственные контрольные (надзорные) органы за обращением в сфере агро-химикатов в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии.

Полученные результаты позволяют утверждать, что основные цели технического регулирования стран — участниц Евразийского экономического союза, принципы проведения государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодатель-

ства в сфере обращения минеральных удобрений, а также цели, задачи, функции, обязанности и права как проверяющих, так и проверяемых во всех странах — членах Союза в принципе одинаковы. Это делает возможным формирование единых правил при осуществлении полномочий по контролю (надзору) в государствах ЕАЭС в сфере обращения минеральных удобрений с соблюдением обязательных требований технических регламентов ЕАЭС ■

Список литературы

1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред. от 12.08.2017).

2. Распоряжение Коллегии ЕЭК от 14.03.2017 № 22 «Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств — членов Евразийского экономического союза в указанной сфере»; http://docs.cntd.ru/document/456050687.

3. Закон РА от 05.03.2012 № Н0-19 «О техническом регулировании».

4. Закон РА от 12.07.2000 № ЗР-60 «Об организации и проведении проверок в РА».

5. Постановление Правительства РА от 30.01.2015 № 71-Н «Об установлении уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) по соблюдению требований технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза)».

6. ТР ЕАЭС 039/2016. Технический регламент ЕАЭС «О требованиях к минеральным удобрениям».

7. Закон РА № ЗР-197 «О защите прав потребителей».

8. Постановление Правительства РА от 16.06.2005 № 895-Н «Об утверждении порядка покупки образцов продукции

и распоряжения купленных товаров при проведении государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и государственного метрологического надзора».

9. Постановление Правительства РА от 27.12.2012 № 1679-Н «Об утверждении «Методологии проверок на основе рисков государственной службы безопасности пищевых продуктов Министерства сельского хозяйства РА».

10. Закон РБ от 05.01.2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».

11. Технический регламент РБ «Минеральные удобрения. Безопасность». ТР2010/014^, утв. постановлением СМ РБ от 19.04.2010 № 577.

12. Постановление СМ РБ от 04.06.2018 № 420 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров РБ от 24.06.2015 № 529».

13. Информация об уполномоченных органах Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, ответственных за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза» по статусу на 27.08.2018 / Информационное сообщение ЕЭК; http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/ deptexreg/Pages/.aspx.

14. Закон РБ от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителя».

15. Закон РБ от 01.07.2010 № 142-З «О Комитете государственного контроля РБ и его территориальных органах».

16. Указ Президента РБ от 16.10.2017 № 376 «О мерах совершенствования контрольной (надзорной) деятельности».

17. Закон РК от 09.11.2004 № 603-II «О техническом регулировании».

18. Закон РК от 08.07.2005 № 66-III «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий».

19. Закон РК от 21.07.2007 № 302-III «О безопасности химической продукции».

20. Стандарт СТ РК 1185-2006 «Паспорт безопасности химической продукции. Состав, порядок разработки и применения на государственном и русском языках».

21. Технический регламент «Требования к безопасности удобрений», утвержденный постановлением Правительства РК от 28.05.2010 № 491.

22. Приказ министра по инвестициям и развитию РК от 16.06.2015 № 694 «Об утверждении Правил регистрации и учета химической продукции».

23. Предпринимательский кодекс РК от 29.10.2015 № 375-V.

24. Закон КР от 22.05.2004 № 39 «Об основах технического регулирования в КР».

25. Постановление Правительства КР от 27.04.2015 № 260 «Об уполномоченных государственных органах по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза».

26. Закон КР от 10.12.1997 № 90 «О защите прав потребителя».

27. Закон КР от 08.05.2009 № 151 «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в КР».

28. Закон КР от 25.01.1999 № 12 «О химизации и защите растений».

29. Кодекс КР об административной ответственности.

30. Закон КР от 25.05.2007 № 72 «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства».

ISMÄ'Competency (Russia> 6/2019 TECHNICAL REGULATION 35

On the Control and Supervision of the Mineral Fertilizers Circulation in Some EAEU States

O.B. Gromov1, State Research Center High-tech Research Institute of Inorganic Materials named after A.A. Bochvar, Dr. V.N. Markelova2, FGAOU DPO Academy of Standardization, Metrology and Certification (training) (ASMS), Dr., markelova@asms.ru

P.I. Mikheev3, ASMS, petr_miheev@mail.ru N.M. Ushakova4, ASMS A.A. Stepanov5, ASMS

1 Leading Researcher, Moscow, Russia

2 Professor of Department, Moscow, Russia

3 Head, Research Department, Moscow, Russia

Consultant, Research Department, Moscow, Russia

5 Junior Researcher, Moscow, Russia

Citation: Gromov O.B., Markelova V.N., Mikheev P.I., Ushakova N.M., Stepanov A.A. On the Control and Supervision of the Mineral Fertilizers Circulation in Some EAEU States, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2019, no. 6, pp. 28-35

key words

regulatory and legal framework, technical regulation, product safety, control, inspection procedure, risks, authorized bodies, consumer rights

References

We studied the legislation of the Eurasian Economic Union (with the exception of Russia) in the field of control and supervision of the mineral fertilizers circulation. At the same time, the stage of the end user — the legal entity and the population — was especially carefully studied. State control and supervisory authorities for the treatment in the field of agrochemicals in Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan are defined. Differences in the organization of state control and supervision over compliance with mandatory product requirements are made.

In addition, we showed differences in the organization of state control and supervision over compliance with mandatory product requirements.

As a result of the study, we have shown the possibility of developing general principles for the implementation of the control and supervisory activities of the authorized state bodies in the EAEU countries.

1. Treaty on the Eurasian Economic Union of 05/29/2014.

2. EEC Board Decree N 22 14/03/2017 Agreement on the principles and approaches of exercising state control (supervision) over compliance with the technical regulations of the Eurasian Economic Union in order to harmonize the legislation of the member states

of the Eurasian Economic Union in this area; http://docs.cntd.ru/ document/456050687.

3. Armenia Republic Law of 05.03.2012 N H0-19N On Technical Regulation.

4. Armenia Republic Law of 12.07.2000 N ZR-60 On the organization and conduct of inspections in the RA.

5. Armenia Republic Government Resolution of 30/01/2015 N 71-N On the Establishment of Authorized Bodies Implementing State Control (Supervision) on Compliance with the Requirements of the Technical Regulations of the Customs Union (Eurasian Economic Union).

6. EaEu Technical Regulations On Requirements for Mineral Fertilizers TR EAEC 039/2016.

7. Armenia Republic Law N ZR-197 On Protection of Consumer Rights.

8. Armenia Republic Government Decree of 16/06/2005 N 895-N On approval of the procedure for purchasing product samples

and disposing of purchased goods when conducting state supervision over compliance with technical regulations and state metrological supervision.

9. Armenia Republic Government Decree of 27/12/2012 N 1679-H On the Approval of the Methodology of Inspections Based on the Risks of the State Food Safety Service of the Ministry of Agriculture of the RA.

10. Belarus Republic Law of 05.01.2004 N 262-Z On technical regulation and standardization.

11. TP2010/014/BY Mineral Fertilizers. Safety, app. RB Council of Ministers Resolution of 19.04.2010 N 577.

12. Belarus Republic Ministers Council Resolution of 04.06.2018 N 420 On introduction of amendments and additions to the resolution of the Republic of Belarus Council of Ministers of 24/06/2015 N 529.

13. Information on the authorized bodies of the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation, responsible for exercising state control over the compliance with the requirements of the technical regulations of the Eurasian Economic Union by status as

of 08.27.2018; http: // www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/ deptexreg/Pages/.aspx.

14. Belarus Republic Law 9/01/2002 N 90-Z On Protection of Consumer Rights.

15. Belarus Republic Law of 01.07.2010 N 142-Z On the Committee for State Control of the Belarus Republic and its Territorial Authorities.

16. Belarus President Decree of 16/10/2017 N 376 On measures to improve control (supervisory) activities.

17. Kazakhstan Republic Law of 09.11.2004 N 603-II On Technical Regulation.

18. Kazakhstan Republic Law 08.07.2005 N 66-III On state regulation of the development of the agro-industrial complex and rural territories.

19. Kazakhstan Republic Law 21.07.2007 N 302-III On Safety of Chemical Products.

20. Standard ST RK 1185-2006 Safety Data Sheet of Chemical Products. Composition, order of development and application in the state and Russian languages.

21. Technical regulations Requirements for the safety of fertilizers, app. by the Kazakhstan Republic Government of May 28/05/2010 N 491.

22. Order of the Minister for Investment and Development of the Republic of Kazakhstan dated 06.16.2015 N 694 On Approval

of the Rules for Registration and Accounting of Chemical Products.

23. Entrepreneurial Code of the Republic of Kazakhstan of 10.29.2015 N 375-V.

24. Kyrgyz Republic Law of 22.05.2004 N 39 On the fundamentals of technical regulation in the Kyrgyz Republic.

25. Kyrgyz Republic Government Decree of 27/04/2015 N 260

On the authorized state bodies for exercising state control (supervision) over compliance with the requirements of the technical regulations of the Customs Union.

26. Kyrgyz Republic Law of 10/12/1997 N 90 On Protection of Consumer Rights.

27. Kyrgyz Republic Law of 08.05.2009 N 151 General Technical Regulations for Ensuring Environmental Safety in the Kyrgyz Republic.

28. Kyrgyz Republic Law of January 25/01/1999 N 12 On Chemicalization and Plant Protection.

29. Code of the Kyrgyz Republic on administrative responsibility.

30. Kyrgyz Republic Law of 25.05.2007 N 72 On the procedure for conducting inspections of business entities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.