УДК 658.75
Подосинников Евгений Юрьевич, кандидат политических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», заместитель начальника отдела функционирования контрактной системы
e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru
Белостоцкий Алексей Александрович, кандидат экономических наук, доцент Курского филиала Финансового университета при Правительстве РФ
e-mail : a. a.belostotskiy@yandex.ru
КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация: в статье анализируется осуществление контрольных мероприятий государственных и муниципальных закупок при реализации национальных проектов Управлением федеральной антимонопольной службы России по Курской области и представлены результаты внеплановых проверок на региональном уровне.
Ключевые слова: государственные и муниципальные закупки, государственный контроль, национальные проекты, плановые и внеплановые проверки.
Podosinnikov Evgeny Yuryevich, candidate of political science, associate professor of the department of state and municipal administration of the federal state budgetary institution of the Kursk state university, deputy head of the contract system functioning department
e-mail: podosinnikov_e_u@mail.ru
Belostotskiy Alexey Alexandrovich, candidate of economic sciences, associate
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (55), 2024 Professor of the Kursk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation
e-mail: a.a.belostotskiy@yandex.ru
CONTROL OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT IN THE IMPLEMENTATION OF NATIONAL PROJECTS AT THE REGIONAL LEVEL
Abstract: the article analyzes the implementation of control measures for state and municipal procurement in the implementation of national projects by the Office of the Federal Antimonopoly Service of Russia for the Kursk Region and presents the results of unscheduled inspections at the regional level.
Keywords: state and municipal procurement, state control, national projects, scheduled and unscheduled inspections.
Управление федеральной антимонопольной службы России по Курской области осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетными учреждениями либо иными юридическими лицами в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013г. №°44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2].
Так, под государственный контроль Курского УФАС России подпадают действия (бездействие) субъектов контроля по выбору способа определения закупки, соблюдению требований к содержанию извещения и проекту контракта,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (55), 2024 описанию объекта закупки, к порядку заключения контракта и внесения в него изменений, к порядку расторжения контракта. Подлежит контролю работа комиссии по осуществлению закупок и их членами по отбору участников закупки при рассмотрении и оценке заявок. Также контроль осуществляется в части соблюдения заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В целях контроля за закупками, проводимыми в рамках реализации Национальных проектов и дальнейшего учета результатов такого контроля, ФАС России разработана форма 7-НП «Национальные проекты», заполняемая и предоставляемая территориальными органами на полугодовой основе в Центральный аппарат ФАС России.
Курским УФАС России в этой части контроля с 2019 года дополнительно в уведомление о принятии жалобы к рассмотрению и уведомление о проведении проверочных мероприятий введен пункт с запросом у заказчиков информации об отнесении конкретной закупки к реализации соответствующего национального проекта. В отношении закупок, реализуемых по национальным проектам, Курское УФАС России проводит только внеплановые проверки. При этом внеплановые проверки проводятся при поступлении жалоб и в инициативном порядке [3].
В 2023 году специалистами Курского УФАС России проведено 54 внеплановые проверки закупок, осуществляемых заказчиками Курской области в рамках реализации национальных проектов, из которых основанием для проведения 19 внеплановых проверок послужили жалобы участников закупок, 35 проверок проведено по инициативе Курского УФАС России.
По результатам внеплановых проверок при рассмотрении 19 жалоб:
11 жалоб были признаны обоснованными/обоснованными в части (2 - по Национальному проекту «Здравоохранение», 1 - по Национальному проекту «Культура», 8 - по Национальному проекту «БКД»);
8 жалоб - необоснованными (2 - по Национальному проекту «Здравоохранение», 3 - по Национальному проекту Культура», 3 - по Национальному проекту «БКД»).
По результатам внеплановых проверок, проведенных в инициативном порядке, нарушений действующего законодательства РФ в сфере закупок, контроль, за соблюдением которого возложен на Курское УФАС России, не выявлено [1].
Так, из 54 закупок, Курским УФАС России в 11 были выявлены нарушения, при осуществлении 43 закупок нарушений не установлено. Результаты контроля с разбивкой по национальным проектам отражены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты контроля государственных и муниципальных по
национальным проектам, шт.
Национальный проект Количество проверенных закупок (контрольных мероприятий) Выявленные нарушения/ наименование заказчика/объект закупки
«Здравоохранение» 12, из них без нарушений -10 с нарушениями - 2 - нарушение требований к описанию объекта закупки (не соблюдение требований 1111 РФ №620 от 19.04.2021) заказчик - ОБУЗ «Курская областная многопрофильная клиническая больница» объект закупки - поставка коронарных стентов; - не установлено обязательное требование к участнику закупки о соответствии действующему законодательству (о наличии в сертификата (свидетельства) эксплуатанта) заказчик - ОБУЗ «Курская областная многопрофильная клиническая больница» объект закупки - авиационные работы в целях оказания медпомощи
«Демография» 3 (без нарушений) -
«Жилье и городская среда» 19 (без нарушений) -
«Культура» 7, из них без нарушений - 6 - нарушение требований к содержанию протокола (причина отклонения заявки не
Национальный проект Количество проверенных закупок (контрольных мероприятий) Выявленные нарушения/ наименование заказчика/объект закупки
с нарушениями -1 соответствует фактическим обстоятельствам); - имеются разночтения в извещении в описании объекта закупки и техническом задании заказчик - ОБУК « Курский краеведческий музей» объект закупки - приобретение музейных витрин
«Безопасные качественные дороги» 11, из них без нарушений -3 с нарушениями - 8 - нарушение требований к описанию объекта закупки (отсутствие видов и объемов работ) заказчик - ОКУ «Курскавтодор» объект закупки - выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Курской области - применение типовых условий контракта, утв. ПП РФ от 08.04.2023 г. №572, с нарушением действующего законодательства заказчик - ОКУ «Курскавтодор» объект закупки - выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в муниципальных районах Курской области
«Образование» 2 (без нарушений) -
Таким образом, в 2023 году из 54 проверенных контрольным органом в сфере закупок по национальным проектам 11 закупок (20,3% от общего числа проверенных), осуществлены заказчиками с нарушениями. В 2022 году процент закупок с нарушениями составил 14,6%.
Выявленные в ходе осуществления государственного контроля Курским УФАС России нарушения не отличаются по своей природе от нарушений, которые допускаются заказчиками при осуществлении закупок вне реализации национальных проектов и не являются критичными (не носят грубого, системного характера).
Начиная с периода введения в действие мер административной ответственности за нарушение срока и порядка оплаты, в Курское УФАС России как контрольный орган в сфере закупок на рассмотрение поступают дела об административных правонарушениях, возбужденные по постановлениям прокуроров по результатам проведения прокурорских проверок (90%), а также
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (55), 2024 материалы контрольных мероприятий УФК по Курской области и контрольно -счетной палаты г. Курска (10%), по результатам рассмотрения которых Курским УАС России возбуждаются административные дела.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом [5].
Административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на другой вид наказания - предупреждение в соответствии со статьями 3.4, 4.1.1. КоАП РФ.
В целом за 2023 год в доход бюджетов бюджетной системы РФ за нарушения требований законодательства РФ о контрактной системе Курским УФАС России было взыскано 260,9 тыс. руб., в том числе при реализации национальных проектов 10,00 тыс. руб.
Согласно приказов ФАС России №163 от 14.05.2008г. и №75/14 от 11.02.2014г. при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, законодательства Российской Федерации о закупках, в случае, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) определения поставщика составляет 10 000 000,00 рублей (десять миллионов) рублей и более, независимо от факта заключения по итогам закупки государственного или муниципального контракта, Управление направляет соответствующие материалы в правоохранительные органы (органы прокуратуры и органы внутренних дел).
Также, как и предыдущие годы, в 2023 году при выявлении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при НМЦК 10 млн. руб. и выше, Курское УФАС России направляет в правоохранительные органы Курской области решения по жалобам и внеплановым проверкам.
Курским УФАС России 10 материалов по результатам рассмотрения жалоб
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (55), 2024 на закупки при реализации национальных проектов направлены для информации в правоохранительные органы Курской области.
С целью повышения информированности о результатах государственного контроля в сфере закупок при реализации Национальных проектов в Курской области распоряжением Губернатора Курской области от 11.06.2021 г. №187-рг (пункт 2) на Курское УФАС России дополнительно возложена обязанность размещения на официальном сайте Курского УФАС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет Обзоров нарушений, допускаемых при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках реализации национальных и федеральных проектов на территории Курской области [2].
Система закупок для государственных и муниципальных нужд совершенствуется на постоянной основе во взаимодействии органов власти и контрольных органов в сфере закупок.
Приведенные выше реализуемые мероприятия по контролю со стороны Курского УФАС России, также региональные меры, принимаемые по оптимизации процесса осуществления закупок в Курской области, позволят достичь целей контрактной системы по предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, обеспечат прозрачность и эффективность закупок, расширят доступ заинтересованных хозяйствующих субъектов к государственному и муниципальному заказу, в том числе размещаемому в рамках реализации национальных проектов.
Список источников:
1. Казначейство России: официальный сайт. URL:http://roskazna.gov.ru (дата обращения: 20.01.2024).
2. Управление федеральной антимонопольной службы по Курской области. Обзор нарушений, допускаемых при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в рамках реализации национальных и федеральных проектов на территории Курской области по
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 2 (55), 2024 состоянию за 2023 год: официальный сайт.
ШЬ:ЬА:р8://киг8кТа8.§оу.ги/апа1у1:1с/18123 (дата обращения: 25.01.2024).
3. Единая информационная система в сфере закупок: официальный сайт. иЕЬ:Шр://7акирк1.§оу.ги (дата обращения: 18.01.2024).
4. Информационная система Курской области в сфере закупок: официальный сайт. иЕЬ:ЬА:р://7аклткиг8к.ги (дата обращения: 22.01.2024).
5. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ официальный сайт. ЦЕЬ:Шр://сошиИап1ги (дата обращения: 10.02.2024).