Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
государственные закупки / контрольные полномочия УФАС России по Оренбургской области / финансовый контроль / цифровизация закупок / Оренбургская область / антимонопольный орган / развитие государственных закупок / public procurement / control powers of the Federal Antimonopoly Service of Russia for the Orenburg region / financial control / digitalization of procurement / Orenburg region / antimonopoly authority / development of public procurement

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сафронов С.В.

Цель исследования выявить и проанализировать особенности формирования и направления развития государственных закупок в регионе, в частности в Оренбургской области. В статье нами проанализирована деятельность УФАС по Оренбургской области в рамках госзакупок. Нами предложены направления развития государственных закупок в исследуемом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION AND DIRECTION OF DEVELOPMENT OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

The purpose of the study is to identify and analyze the features of the formation and direction of development of public procurement in the region, in particular in the Orenburg region. In the article, we analyze the activities of the Federal Antimonopoly Service in the Orenburg region in the framework of public procurement. We have proposed directions for the development of public procurement in the region under study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Сафронов С.В. студент магистратуры Оренбургский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ

ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннтотация: Цель исследования выявить и проанализировать особенности формирования и направления развития государственных закупок в регионе, в частности в Оренбургской области. В статье нами проанализирована деятельность УФАС по Оренбургской области в рамках госзакупок. Нами предложены направления развития государственных закупок в исследуемом регионе.

Ключевые слова: государственные закупки, контрольные полномочия УФАС России по Оренбургской области, финансовый контроль, цифровизация закупок, Оренбургская область, антимонопольный орган, развитие государственных закупок.

Safronov S. V. graduate student Orenburg State University

FEATURES OF THE FORMATION AND DIRECTION OF

DEVELOPMENT OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

Abstract: The purpose of the study is to identify and analyze the features of the formation and direction of development of public procurement in the region, in particular in the Orenburg region. In the article, we analyze the activities of the Federal Antimonopoly Service in the Orenburg region in the framework of public procurement. We have proposed directions for the development of public procurement in the region under study.

Keywords: public procurement, control powers of the Federal Antimonopoly Service of Russia for the Orenburg region, financial control, digitalization of procurement, Orenburg region, antimonopoly authority, development of public procurement.

Деятельность российской контрактной системы организована в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»[1]. Единая

информационная система сегодня объединяет все информационное обеспечение контрактной системы от этапа планирования закупок до исполнения контрактов и мониторинга, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы[4]. Сегодня ЕИС является связующим звеном между электронным бюджетом и системой закупочного процесса[7].

К примеру, общая стоимость заключенных в 2020 году контрактов по закупкам на территории Оренбургской области по данным Единой информационной системы достигла в 2020 году 21,48 млрд. рублей, а самих контрактов заключено 12284. Самый крупный контракт составил 1 100 000 000 рублей. Однако в 2019 году заключено по закупкам 36627 контрактов, а сумма составила 59,36 млрд. руб. как видим, количество заключенных контрактов сократилось, что связано с ухудшением экономической составляющей в стране в целом, а также оказало влияние на экономики региона пандемия.

Отметим, что в процессе заключения этих контрактов была получена общая экономия средств заказчиков 2,36 млрд. рублей в 2019 году; и 0,92 млрд. рублей в 2020 году[7].

Одним из наибольших достижений развития контрактной системы в России является переход всех государственных и муниципальных закупок в настоящее время на цифровую платформу. В качестве такой платформы выступает Единая информационная система[7]. В России, в соответствии с законодательством, при осуществлении конкурентных закупок, сегодня, применяются только электронные процедуры, включая подписание контрактов. Единая информационная система формирует в режиме реального времени массивы данных, в том числе планы закупок и сведения об их реализации, информацию о закупках и заключенных контрактах; реестр недобросовестных поставщиков; каталоги товаров, услуг и работ для обеспечения муниципальных и государственных служб.

Цифровизация закупок, как показывает накопленный опыт и проведенные научные исследования[9], способна обеспечить повышение эффективности расходования средств бюджетов всех уровней, уменьшение коррупции, упрощение закупочных процедур, сокращение их сроков и стоимости. Все это может улучшить качество государственного и муниципального управления на основе открытости и прозрачности приобретения необходимой продукции надлежащего качества. Кроме того обеспечивается снижение бюрократических процедур и административных барьеров, а также исключается личное взаимодействие с подрядчиков и заказчиков. В статье[2] подчеркивается, что для электронной контрактной системы необходима правительственная поддержка, принятие соответствующих законодательных актов, развития цифровой инфраструктуры, обеспечение безопасности онлайн-платежей и

транзакций. Региональные особенности оказывают большое влияние на объем и структуру закупок для государственных нужд. В частности, Федеральная антимонопольная служба по Оренбургской области, с 2014 года участвовала в электронном аукционе в качестве заказчика 41 раз, из них, были объектами закупки были: поставка государственных знаков почтовой оплаты для нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области; подписка на периодические издания; аренда части нежилого помещения для использования под стоянку автомобиля; поставка расходных материалов для оргтехники для нужд управления федеральной антимонопольной службы по оренбургской области; приобретение бумаги и картона для оргтехники техники; поставка расходных материалов принтеров и копировально-множительной техники; поставка комплектующих для компьютеров; компенсация стоимости коммунальных услуг, услуги по содержанию помещений; приобретение компьютерной техники; мебель для сидения, преимущественно с металлическим каркасом; приобретение телевизора; изготовления и установки жалюзи; поставка стульев и кресел офисных; оказание услуг по выдаче актов технического заключения о состоянии основных средств; поставка дизельного топлива; услуги по комплексной уборке внутренних помещений; оказание услуг по утилизации основных средств; оказание услуг по приему, обработке, пересылке и выдаче всех видов внутренних почтовых отправлений; источник бесперебойного питания. Общая сумма закупок УФАС по Оренбургской области в 2021 году составила 250 166,67 рублей; в 452726,92 рублей в 2020 году[7].

Отметим, что УФАС по Оренбургской области выступает не только заказчиком в госзакупках, но и контролирующим органом, в частности в его полномочия входит включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в связи с односторонними отказами от исполнения госзакупок.

В современный период можно констатировать усиление контроля за проведением закупок со стороны антимонопольного органа в рамках национальных проектов. К примеру, ежеквартально Оренбургское УФАС России предоставляет сведения о таких закупках в Центральный аппарат ФАС России и в Аппарат Губернатора Оренбургской области. Управление постоянно проводит внеплановые проверки по государственным контрактам, заключаемым в рамках нацпроектов, а также рассматривает жалобы граждан и организаций по закупкам, проводимым в рамках национальных проектов.

Что касается статистики, то в 2020 году Оренбургским УФАС России было проведено 178 контрольных мероприятий в рамках госзакупок (включая рассмотрение поданных участниками закупки жалоб и проведение внеплановых проверок). В 30 закупках были выявлены

нарушения требований законодательства о контрактной системе. Заказчикам было выдано 13 предписаний, рассмотрено 31 административное дело. Наибольшее количество контрольных мероприятий затронуло закупки, осуществляемые в раках национального проекта «Жилье и городская среда». Именно здесь было выявлено наибольшее количество закупок с нарушениями. Так, в ноябре прошлого года администрацией одного из муниципальных образований области был проведен аукцион на разработку проектно-сметной документации по благоустройству городской площади в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», но так как Заказчиком при формировании документации были допущены нарушения в части не установления требований к объекту закупки в техническом задании, данная закупка была отменена. Помимо этого, антимонопольным органом в отчетном периоде было рассмотрено 13 обращений о включении в Реестр недобросовестных поставщиков подрядчиков, выполняющих контракты, заключенные в рамках национальных проектов. Из них наибольшее количество включенных в РНП - участники по контрактам в рамках национального проекта «Образование»[8].

В 2021 года, то антимонопольным органом проведены 22 внеплановые проверки, рассмотрено около 15 жалоб на закупки в рамках нацпроектов, по 17 административным делам вынесены постановления о наложении штрафов. При этом, с наступлением весенне-летнего сезона количество жалоб по закупкам в рамках нацпроектов увеличивается, так как до заказчиков доводятся лимиты денежных средств, и они начинают их осваивать. В данный период в основном проводят закупки, направленные на обустройство территорий и строительство объектов. Сегодня большее количество закупок с нарушениями выявлено в рамках национального проекта «Экология». Так, например, муниципальным образованием Оренбургской области был проведен аукцион на реконструкцию водозаборной скважины с НМЦК - 13,5 млн. рублей. Оренбургским УФАС России по этому аукциону было выявлено нарушение в части не установления обязательного дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения работ.

Отметим, что при рассмотрении жалоб на закупки в рамках национальных проектов чаще всего встречаются следующие нарушения: не установление Заказчиком дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта выполнения аналогичных работ, неправомерный отказ в допуске участников закупки. Помимо этого, заказчики зачастую с нарушениями устанавливают требования к поставляемым товарам в техническом задании, а также требования к составу заявок. Часто сталкиваемся также с нарушением заказчиками положений ст. 66 Закона о

контрактной системе - данную статью часто применяют в старой редакции Закона[8].

Отметим, что несмотря на принятие закона о гос.закупках, на практике имеют место нерешенные препятствия, мешающие эффективно и результативно развиваться в данной сфере. К таким проблемам можно отнести: недоверие граждан к сформировавшейся системе госзакупок; имеющиеся недостатки в правовом механизме его реализации, в том числе в части осуществления внутреннего финансового контроля (ВФК) и внутреннего финансового аудита (ВФА).

Нельзя не подчеркнуть, что некоторая часть населения не знают о контроле за осуществлением деятельности в сфере госзакупок и не принимает в нем должного участия, а сегодня, при имеющемся уровне коррумпированности, - это недопустимо. Для того чтобы не допустить развития отрицательных тенденций заключения контракта по заранее обговоренным условиям, следует действовать по следующим принципам:

- равные права у всех поставщиков, которые участвуют в конкурсе;

- товары и услуги должны быть приобретены и предоставлены за минимальную сумму;

- ведение отчетности по всем этапам организации закупок обязательно;

- информация о процессе осуществления закупок, а также об итогах проведения торгов должна размещаться на официальном сайте ЕИС.

Исходя из последнего принципа, общество может контролировать закупки, указывать на неточности и предъявлять претензии, отслеживать предложения исполнителей, изучать их рейтинг и репутацию, а также инициировать отказ в заключении контракта с компанией из списка недобросовестных исполнителей. Нередко возникают ситуации, когда заказчик гарантирует качественную работу, а на деле оказывается далеко не так. В этом случае граждане имеют право вносить таких недобросовестных исполнителей в специальный черный список, а также могут подать жалобу за ненадлежащее использование финансовых ресурсов того или иного бюджета.

Для решения данной проблемы, в частности, повышения грамотности в сфере госзакупок населения, УФАС по Оренбургской области вносит свой вклад, наряду с правительством Оренбургской области. К примеру, регулярно проводится день открытых дверей для учащихся школ и гимназий, и др.

В современный период в регионе с целью развития государственных закупок считаем возможным:

- сформировать вертикаль процедурного контроля, обеспечивающую единство правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий контрольных органов в сфере закупок;

- установить на законодательном уровне единый порядок осуществления контроля в сфере закупок, в рамках которого будет внедрен риск-ориентированный подход при организации контроля за закупками, и порядок оценки эффективности деятельности контрольных органов в сфере закупок, предусматривающий в том числе показатели такой оценки;

- установить возможность органов исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок;

- установить необходимость передачи материалов в органы исполнительной власти Оренбургской области, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, для возбуждения дел об административных правонарушениях в случаях их выявления соответствующими органами местного самоуправления;

- исключить возможность дублирования контрольных функций различных контрольных органов в сфере закупок;

- актуализировать и систематизировать составы административных правонарушений (в том числе в связи с переводом закупок в электронную форму);

- включить банки в перечень субъектов контроля, а также установить меры административной ответственности за соблюдение ими требований законодательства РФ в сфере контрактной системы.

Проделанная работа позволит систематизировать работу органов ведомственного контроля путем применения единых правил организации контроля в сфере закупок в регионе.

В заключение стоит сказать, что контроль за закупочной деятельностью со стороны общества представляется необходимым в первую очередь для эффективности использования средств бюджета, пресечения коррупционных деяний. Но практика доказывает, что существующие методы контроля не дают в полной мере проводить мониторинг на качественной основе. Это связано, прежде всего с тем, что в Оренбургской области, и в стране в целом, нашей стране нет полноценного института общественного контроля за использованием бюджетных средств.

Сегодня в регионе не все граждане в достаточной степени осведомлены о том, как и куда нужно обращаться при возникновении спорных вопросов. Общество не доверяет процессам госзакупок и зачастую не верит в эффективность исполнения госконтракта. Общественные объединения лишены полноценной возможности отслеживать все процессы. В итоге, бюджет Оренбургской области в частности, а также в целом, бюджеты бюджетной системы РФ

оказываются дефицитными, что оказывает сильнейшее влияние на развитие экономики соответствующей территории.

На основании вышесказанного считаем необходимым продолжить повышение грамотности населения: в средних и старших классах проводить факультативные занятия, на которых рассказывать о правах и возможностях, которые могут изменить их жизнь к лучшему[10], а также проводить специальные курсы для взрослых.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 08.04.2013. N 14. Ст. 1652.

2. Altayyar A., Beaumont-Kerridge J. An Investigation into barriers to the adoption of e-procurement within selected SMEs in Saudi Arabia // Journal of Business and Economics. 2016. Vol.7. No. 3. P. 451-466.

3. Vaidya K., Campbell J. Multidisciplinary approach to defining public e-procurement and evaluating its impact on procurement efficiency // Information Systems Frontiers. 2016. Vol. 18. No. 2. P. 333-348.

4. Давлетов И.И., Устькачкинцев А.О. Стратегия развития контрактной системы в сфере государственных закупок

Экономика и бизнес: теория и практика. 2018. № 6. С. 50-54.

5. Иванов А.А. Совершенствование организационно-экономического механизма государственной контрактной системы / А.А. Иванов // Ростовский научный журнал. Режим доступа: http://rostjoumaLra/?p=1066. (Дата обращения: 02.06.2021).

6. Lewis-Faupel S., Neggers Y., Olken B., Pande R. Can Electronic Procurement Improve Infrastructure Provision? Evidence from Public Works in India and Indonesia // American Economic Journal: Economic Policy. 2016. Vol. 8. No. 3. P. 258-83.

7. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/ (Дата обращения 02.06.2021).

8. Официальный сайт УФАС по Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: https://orenburg.fas.gov.ru/news/13726. Дата обращения: 02.06.2021.

9. Fernandes T., Vieira V. Public e-procurement impacts in small - and medium-enterprises // International Journal of Procurement Management. 2015. Vol. 8, No. 5. P. 587-607.

10. Шешукова Т.Г. Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику // Международный бухгалтерский учет. 2018. № 9 -10. С. 520527.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.